Методическая разработка занятия биологического кружка "Испарение воды растением"
методическая разработка по биологии (5 класс) на тему
Методическая разработка занятия биологического кружка «Бионика» в 5 классе по теме «Испарение воды растением». Занятие проводится с использованием цифровой лаборатории "Архимед".
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
kruzhok_isparenie_vody_rasteniem.rar | 513.56 КБ |
Предварительный просмотр:
МКОУ КАШИРСКАЯ СОШ
Методическая разработка
занятия биологического кружка «Бионика»
в 5 классе
по теме «Испарение воды растением»
Разработала: Старцева Светлана Васильевна
учитель химии, биологии
МКОУ «Каширская СОШ»
Цель:
создать условия для формирования экспериментальных и исследовательских умений в процессе изучения темы «Испарение воды растением»
Задачи:
- познакомить учащихся с особенностями процесса транспирации и выяснить, какие факторы на нее влияют;
- развивать умение проводить эксперимент, выдвигать гипотезы, наблюдать, анализировать результаты и делать выводы, умение работать с цифровой лабораторией, работать с текстом, составлять схемы, таблицы, читать графики, развивать умение работать в группе, рефлексию;
- воспитывать бережное отношение к природе, чувство товарищества, взаимопомощь.
Материалы и оборудование:
световые и цифровой микроскопы, компьютер, препаровальный набор, предметные и покровные стекла растение герань (пеларгония), хлорофитум, цифровая лаборатория «Архимед», датчик влажности, полиэтиленовые пакеты, бечевки, крепления, стаканчики 50 мл с водой, губки поролоновые, клубочек ниток.
Приёмы организации деятельности учащихся:
Организационные: оформление тетрадей, рисунков, таблиц, практических работ, распределение обязанностей в группе, алгоритмизация (последовательность) выполнения работы.
Интеллектуальные: описание, анализ, сопоставление, сравнение, обобщение, формулирование выводов, составление алгоритма работы, установление причинно-следственных связей.
Рефлексивные: самооценка, самоанализ, самоконтроль.
Время занятия: 1,5 часа
Этапы занятия | Деятельность учителя | Деятельность учащихся |
1. Приветствие. Организационный момент. | Здравствуйте, ребята! Давайте познакомимся (организует игру «Знакомство»). Посмотрите, какая хитрая паутина у нас получилась. Все мы друг другом связаны. Вот так и в природе все взаимосвязано. Сегодня у нас необычное занятие, мы окажемся с вами в биологической лаборатории. Проведем настоящий эксперимент и постараемся разгадать одну из тайн природы. Вы хотите почувствовать себя учеными-биологами?! | Приветствуют учителя. Подходят к учителю и встают в круг. Дети называют свое имя и растение, начинающееся на первую букву имени, передавая друг другу клубочек. В итоге все участники занятия оказываются связаны одной нитью, как паутинкой. |
2. Актуализация знаний. | - Ребята! А какой у нас кружок? - Что же изучает биология? - А растения какая наука изучает? - Что мы знаем о растениях? | - Биологический - Живые организмы, растения, животных, природу. - Ботаника Составляют схему-перекресток, в которой обязательно указывают процессы жизнедеятельности: дыхание, питание и др. РАСТЕНИЯ |
3. Постановка проблемы. Выдвижение гипотезы и ее проверка. | Учитель демонстрирует 2 растения, одно из них увяло. Посмотрите, ребята, у меня два одинаковых растения. Что вы заметили? А как вы думаете, почему? Как вода поступает в растение? Ребята, ученые подсчитали, что растение поглощает воды в несколько раз больше, чем содержится в нем самом. Из всего огромного количества воды, проходящей через растение, лишь очень незначительная ее часть используется им на синтез веществ своего тела. Например, чтобы вырастить кочан капусты весом 2 кг необходимо 220 л воды! Только 0,2% всей пропускаемой воды растение усваивает. - Какой вопрос у вас возникает? - Какие есть предположения, гипотезы? Куда девается вода? Как вы думаете, какой орган растения испаряет больше всего воды? - Откройте биологический словарь и найдите, как же в биологии называют процесс испарения воды листьями? (Транспирация. Это слово вывешивается на доску). Дайте полное определение. - А чтобы доказать, что растение действительно испаряет воду проведем эксперимент. (См. приложение) | - Листья завяли -Мало воды, земля сухая, очень жарко. -Вода поступает в растение через корни. Куда же девается вода, поглощенная растением? (формулируют проблемный вопрос, который вывешивается на доску) - Выходит через листья, через стебли, испаряется. - Лист. Работают со словарем, проговаривают и записывают определение в тетрадь Совместно с учителем проводят эксперимент с цифровой лабораторией: определяют влажность в помещении, а затем определяют влажность у растения, предварительно надев на него полиэтиленовый пакет; по разнице показаний датчика влажности делают вывод о том, что растение действительно испаряет воду |
Развертывание проблемного вопроса | -Ребята, как вы думаете, мы уже все узнали о транспирации? -Что же еще нам нужно узнать об этом процессе? - Значит, чем мы сегодня будем заниматься? | - Нет - Где и как идет испарение, от чего зависит? Формулируют тему Изучать транспирацию. (Тема вывешивается на доску) |
4. Поиск решения проблемы через выполнение эксперимента. | - Для этого мы проведем эксперименты, но сначала разделимся на группы. (Напоминает правила групповой работы). Первая группа будет исследовать, через какие же структуры листа испаряется вода. Ознакомьтесь с теоретическими основами вопроса и начинайте лабораторную работу. Вторая группа выяснит, от каких факторов зависит транспирация. Если задания понятны, можно приступать к работе. Не забудьте о правилах техники безопасности. | Расходятся по группам 3-4 человека, обсуждают правила работы, выбирают старшего группы. 1 группа. Выполняют лабораторную работу №1 «Изучение покровных тканей растения». 2 группа. Выполняют лабораторную работу «Зависимость транспирации от площади поверхности листьев») (Тексты см. в приложении) |
5. Обсуждение результатов экспериментов. | Выслушаем представителей каждой группы (что исследовали, результаты, выводы) Давайте обобщим все сказанное и представим информацию в виде таблице. Мы исследовали только один из факторов, влияющий на транспирацию. Подумайте, от каких еще факторов зависит транспирация? (прочитать в теории Л.р. №2) - Как экспериментально доказать влияние температуры, влажности воздуха и почвы на испарение воды растением.
В чем же биологическое значение процесса испарения? Ответ на этот вопрос найдите в теоретических основах лаб.работы. (В случае затруднения учитель просит провести простой опыт. Для этого смочите губку водой и протрите свою руку в области предплечья. Что вы почувствовали? Почему?) - Ребята, какой вопрос мы задали в начале занятия? Какая была тема? | Отчет 1 и 2 групп: что делали, что открыли, узнали. Учащиеся отвечают на вопросы, демонстрируют микропрепараты и рисунки (фото), графики. Зачитывают выводы Затем каждый учащийся заполняет таблицу в тетрадях. (Табл. №1) Дополняют данные таблицы. 1.Внешние факторы: влажность воздуха и почвы, температура, свет 2.Внутренние факторы: вид растения, площадь поверхности листьев, фаза развития Продумывают ход эксперимента, высказывают свои идеи. Заполняют графу табл. «Значение» 1. Спасает от перегрева 2. Создает непрерывный ток воды, с которым движутся минеральные вещества Повторяют вопрос и отвечают на него. - Вода, поглощенная растением испаряется. Этот процесс называется транспирация. Происходит испарение с поверхности листьев через устьица и зависит от внешних и внутренних факторов. |
Мотивация к следующему занятию | Домашний эксперимент: как доказать, что температура влияет на транспирацию. | Записывают задание в тетрадь. |
Рефексия | Ребята, что необычного было в нашем занятии? Смогли ли вы почувствовать себя учеными-биологами? Что для вас было самым сложным? интересным? Ребята, наше занятие подходит к концу, но у природы еще много загадок, которые мы будем разгадывать. Оцените свою работу и работу товарищей на занятии. Спасибо за внимание! | Отвечают на вопросы. Высказывают свои мысли. Заполняют таблицу «Рефлексия» |
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Методическая разработка урока "Вегетативное размножение растений"
Разработка урока...
Методическая разработка урока по теме "Растения семейства Пасленовые""
Методическая разработка урока биологии для 6 класса "Растения семейства Пасленовые"и презентация, могут быть использованы в ходе изучения многообразия семейств растений....
Методическая разработка внеклассного занятия "Вода- источник жизни".
Государственное областное бюджетное профессиональное образовательное учреждение«Усманский педагогический колледж» Методическая разработка:кружкового занятия «Вода - источник жизни»2013Соста...
Методическая разработка открытого урока "Воды суши. Реки.
Цель:Сформировать представление о частях реки, о крупнейших реках России с использованием новых информационно-коммуникационных технологий.Расширить и углубить знания о во...
Компьютерная презентация методической разработки раздела «Внутренние воды и водные ресурсы» образовательной программы «География», 8 класс
Данная работа посвящена методической разработке раздела «Внутренние воды и водные ресурсы» (4 часа), относящегося к теме «Природа» курса география России, изучаемого в 8 классе...
Методическая разработка. Викторина «Загадки воды» к дополнительной общеобразовательной общеразвивающей программе «Исследовательская станция «Владения Нептуна»
Методическая разработка. Викторина «Загадки воды»к дополнительной общеобразовательной общеразвивающей программе «Исследовательская станция «Владения Нептуна»...
методическая разработка по теме: Споровые растения.
методическаяразработка содержит теоретические вопросы, касающиеся споровых растений, их строение, происхождение, особенности жизненного цикла, а также разноуровневые задания для контроля полученных зн...