Методическая разработка занятия биологического кружка "Испарение воды растением"
методическая разработка по биологии (5 класс) на тему

Старцева  Светлана Васильевна

Методическая разработка  занятия биологического кружка «Бионика»  в 5 классе   по теме «Испарение воды растением». Занятие проводится с использованием цифровой лаборатории "Архимед".

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл kruzhok_isparenie_vody_rasteniem.rar513.56 КБ

Предварительный просмотр:

МКОУ    КАШИРСКАЯ  СОШ

Методическая разработка

занятия биологического кружка «Бионика»

в 5 классе

по теме «Испарение воды растением»

Разработала: Старцева Светлана Васильевна

учитель химии, биологии

МКОУ «Каширская СОШ»

Цель:

создать условия для формирования экспериментальных и исследовательских умений в процессе изучения темы «Испарение воды растением»

Задачи:

- познакомить учащихся с особенностями процесса транспирации и выяснить, какие факторы на нее влияют;

- развивать умение проводить эксперимент, выдвигать гипотезы, наблюдать, анализировать результаты и делать выводы, умение работать с цифровой лабораторией, работать с текстом, составлять схемы, таблицы, читать графики, развивать умение работать в группе, рефлексию;

- воспитывать бережное отношение к природе, чувство товарищества, взаимопомощь.

Материалы и оборудование:

световые и цифровой микроскопы, компьютер, препаровальный набор, предметные и покровные стекла  растение герань (пеларгония), хлорофитум, цифровая лаборатория «Архимед», датчик влажности, полиэтиленовые пакеты, бечевки, крепления, стаканчики 50 мл с водой, губки поролоновые, клубочек ниток.

Приёмы организации деятельности учащихся:

Организационные: оформление тетрадей, рисунков, таблиц, практических работ, распределение обязанностей в группе, алгоритмизация (последовательность) выполнения работы.

Интеллектуальные: описание, анализ, сопоставление, сравнение, обобщение, формулирование выводов, составление алгоритма работы, установление причинно-следственных связей.

Рефлексивные: самооценка, самоанализ, самоконтроль.

Время занятия: 1,5 часа

Этапы занятия

Деятельность учителя

Деятельность учащихся

1. Приветствие. Организационный момент.

    Здравствуйте, ребята! Давайте познакомимся (организует игру «Знакомство»).

Посмотрите, какая хитрая паутина у нас получилась. Все мы друг другом связаны. Вот так и в природе все взаимосвязано.  Сегодня у нас необычное занятие,  мы окажемся с вами в биологической лаборатории. Проведем настоящий эксперимент и постараемся разгадать одну из тайн природы.

Вы хотите почувствовать себя учеными-биологами?!

Приветствуют учителя.

Подходят к учителю и встают в круг.

Дети называют свое имя и растение, начинающееся на первую букву имени, передавая друг другу клубочек. В итоге все участники занятия оказываются связаны одной нитью, как паутинкой.

2. Актуализация знаний.

- Ребята! А какой у нас кружок?

- Что же изучает биология?

- А растения какая наука изучает?

- Что мы знаем о растениях?

- Биологический

- Живые организмы, растения, животных, природу.

- Ботаника

Составляют схему-перекресток, в которой обязательно указывают процессы жизнедеятельности: дыхание, питание и др.

                                             РАСТЕНИЯ

3. Постановка проблемы.

Выдвижение гипотезы и ее проверка.

Учитель демонстрирует 2 растения, одно из них увяло.

Посмотрите, ребята, у меня два одинаковых растения.

Что вы заметили?

А как вы думаете, почему?

Как вода поступает в растение?

 Ребята, ученые подсчитали, что растение поглощает воды в несколько раз больше, чем содержится в нем самом. Из всего огромного количества воды, проходящей через растение, лишь очень незначительная ее часть используется им на синтез веществ своего тела. Например, чтобы вырастить кочан капусты весом 2 кг необходимо 220 л воды!  Только 0,2% всей пропускаемой воды растение усваивает.  

- Какой вопрос у вас возникает?  

- Какие есть предположения, гипотезы? Куда девается вода?

Как вы думаете, какой орган растения испаряет больше всего воды?

- Откройте биологический словарь и  найдите, как же в биологии называют процесс испарения воды листьями?

(Транспирация. Это слово вывешивается на доску). Дайте полное определение.

- А чтобы доказать, что растение действительно испаряет воду проведем  эксперимент. (См. приложение)

- Листья завяли

-Мало воды, земля сухая, очень жарко.

-Вода поступает в растение через корни.

Куда же девается вода, поглощенная растением?

(формулируют проблемный вопрос, который вывешивается на доску)

- Выходит через листья, через стебли, испаряется.

- Лист.

Работают со словарем, проговаривают и  записывают определение в тетрадь

Совместно с учителем  проводят эксперимент с цифровой лабораторией: определяют влажность в помещении, а затем определяют влажность у растения, предварительно надев на него полиэтиленовый пакет; по разнице показаний датчика влажности делают вывод о том, что растение действительно испаряет воду

Развертывание проблемного вопроса

-Ребята, как вы думаете, мы уже все узнали о транспирации?

-Что же еще нам нужно узнать об этом процессе?

- Значит, чем мы  сегодня будем заниматься?

-  Нет

- Где и как идет испарение, от чего зависит?

Формулируют тему

                                  Изучать транспирацию.

(Тема вывешивается на доску)

4. Поиск решения проблемы через выполнение эксперимента.

- Для этого мы проведем эксперименты, но сначала разделимся на группы. (Напоминает правила групповой работы).

Первая группа  будет исследовать, через какие же структуры листа испаряется вода. Ознакомьтесь с теоретическими основами вопроса и начинайте лабораторную работу. Вторая группа выяснит, от каких факторов  зависит транспирация.

Если задания понятны, можно приступать к работе.

Не забудьте о правилах техники безопасности.

Расходятся по группам 3-4 человека, обсуждают правила работы, выбирают старшего группы.

1 группа. Выполняют лабораторную работу №1 «Изучение покровных тканей растения».

2 группа. Выполняют лабораторную работу «Зависимость транспирации от площади поверхности листьев»)

(Тексты см. в приложении)

5. Обсуждение результатов экспериментов.

Выслушаем представителей каждой группы (что исследовали, результаты, выводы)

Давайте обобщим все сказанное и представим информацию в виде таблице.

Мы исследовали только один из факторов, влияющий на транспирацию.

Подумайте, от каких еще факторов зависит транспирация? (прочитать в теории Л.р. №2)

- Как экспериментально доказать  влияние температуры, влажности воздуха и почвы на испарение воды растением.

 

В чем же биологическое значение процесса испарения?

Ответ на этот вопрос найдите в теоретических основах лаб.работы. (В случае затруднения учитель просит  провести простой опыт. Для этого смочите губку водой и протрите свою руку в области предплечья. Что вы почувствовали? Почему?)

- Ребята, какой вопрос мы задали в начале занятия? Какая была тема?

Отчет 1 и 2 групп: что делали, что открыли, узнали. Учащиеся отвечают на вопросы, демонстрируют микропрепараты и рисунки (фото), графики.

Зачитывают выводы

Затем каждый учащийся заполняет таблицу в тетрадях. (Табл. №1)

Дополняют данные таблицы.

1.Внешние факторы: влажность воздуха и почвы, температура, свет

2.Внутренние факторы: вид растения, площадь поверхности листьев, фаза развития

Продумывают ход эксперимента, высказывают свои идеи.

Заполняют графу табл. «Значение»

1. Спасает от перегрева

2. Создает непрерывный ток воды, с которым движутся минеральные вещества

Повторяют вопрос и отвечают на него.

- Вода, поглощенная растением испаряется. Этот процесс называется транспирация. Происходит испарение с поверхности листьев через устьица и зависит от внешних и внутренних факторов.

Мотивация к следующему занятию

Домашний эксперимент: как доказать, что температура влияет на транспирацию.

Записывают задание в тетрадь.

Рефексия

Ребята, что необычного было в нашем занятии? Смогли ли вы почувствовать себя учеными-биологами? Что для вас было самым сложным? интересным?

Ребята, наше занятие подходит к концу, но у природы еще много загадок, которые мы будем разгадывать.

Оцените свою работу и работу товарищей на занятии.

Спасибо за внимание!

Отвечают на вопросы. Высказывают свои мысли.

Заполняют таблицу «Рефлексия»


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Методическая разработка урока по теме "Растения семейства Пасленовые""

Методическая разработка урока биологии для 6 класса "Растения семейства Пасленовые"и презентация, могут быть использованы в ходе изучения  многообразия семейств растений....

Методическая разработка внеклассного занятия "Вода- источник жизни".

Государственное областное бюджетное профессиональное образовательное учреждение«Усманский педагогический колледж»  Методическая разработка:кружкового занятия «Вода - источник жизни»2013Соста...

Методическая разработка открытого урока "Воды суши. Реки.

Цель:Сформировать представление  о частях  реки, о крупнейших реках России   с  использованием новых информационно-коммуникационных технологий.Расширить и углубить знания о во...

Компьютерная презентация методической разработки раздела «Внутренние воды и водные ресурсы» образовательной программы «География», 8 класс

Данная работа посвящена методической разработке раздела «Внутренние воды и водные ресурсы» (4 часа), относящегося к теме «Природа» курса география России, изучаемого в 8 классе...

Методическая разработка. Викторина «Загадки воды» к дополнительной общеобразовательной общеразвивающей программе «Исследовательская станция «Владения Нептуна»

Методическая разработка. Викторина «Загадки воды»к дополнительной общеобразовательной общеразвивающей программе «Исследовательская станция «Владения Нептуна»...

методическая разработка по теме: Споровые растения.

методическаяразработка содержит теоретические вопросы, касающиеся споровых растений, их строение, происхождение, особенности жизненного цикла, а также разноуровневые задания для контроля полученных зн...