Урок географии в 6 классе «Горные породы и минералы»
план-конспект урока по географии (6 класс) на тему

Дудкина Наталья Викторовна

Материал урока- обобщения  темы «Горные породы и минералы»   поможет сформировать представления о строении земной коры, научит объяснять термины руда и полезные ископаемые, а также разовьёт монологическую речь, чувство прекрасного и любовь к родной культуре учащихся школы.

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon urok_geografii_6_klass_gornye_porody_i_mineraly.doc45 КБ

Предварительный просмотр:

МБОУ «Ливенская СОШ №2»

Красногвардейского района Белгородской области

Урок географии

в 6 классе

«Горные породы и минералы»

Учитель географии:

Дудкина Наталья Викторовна

2013

Тема урока: «Горные породы и минералы».

Тип урока: урок- обобщение.

Цели и задачи: сформировать представления о строении земной коры, научить давать описание горных пород; объяснить термины руда и полезные ископаемые; развивать монологическую речь, чувство прекрасного и любовь к родной культуре.

Средства обучения: коллекция горных пород и минералов, грамота, карточки.

Ход урока:

  1. Организационный момент.
  2. Сообщение целей и задач урока.
  3. Основная часть.

Ребята, сегодня на уроке мы с вами отправимся в сказку «Как Иван- царевич ключ Земли  искал», но мы не просто будем слушать сказку, а помогать главному герою проходить трудные испытания, которые ему будут встречаться на пути, а встретятся их ох как много. Итак, сказка.

В некотором царстве, в некотором государстве жил- был царь Додон. Правил он своим государством долго и справедливо. Много деревьев посадил, землю родную от врагов защитил, много книг прочитал и вырастил сына - удалого доброго молодца Ивана- царевича. Тяжело царю Додону править царством-государством, состарился он. Да и боязно передавать трон молодому, неопытному сыну. И решил царь испытать Ивана-царевича. Призвал он к себе сына и говорит: «Отправляйся, Иван-царевич, в дальние края, мир посмотреть да себя показать, уму набраться, доблести научиться. И отыщи ты мне ключ Земли. А вернешься с победой, будешь царством-государством управлять». Поклонился Иван-царевич отцу и отправился в дальний путь. Идет он по полям и лесам, поднимается на высокие горы, переплывает бурные реки. Долго ли, коротко ли, дошел Иван-царевич до заморского царства-государства. Видит он город большой и красивый, а над воротами надпись «Литосфера». Прочитал Иван-царевич мудреное слово и призадумался. Ребята, кто поможет Ивану-царевичу объяснить это название?

Учащиеся дают определение понятия «литосфера».

(Литосфера – это внешняя оболочка Земли, которая состоит из земной коры и верхней части мантии.)

Стал Иван-царевич про ключ Земли спрашивать, ему и отвечают: «Есть в нашей стране ключ Земли, но найти его не просто. Хранится он глубоко под землей, а стережет его прекрасная царевна Подземного царства». «А как же мне туда добраться? — спрашивает Иван-царевич». «Нужно вырыть глубокий колодец», — отвечают ему люди.

 Взял наш герой инструменты, вышел за городские стены и начал рыть колодец. Сначала царевичу рыть землю было легко, породы попадались мягкие, рыхлые: песок, глина, мел, соль каменная, известняк.

На доске вывешиваются условные знаки этих полезных ископаемых. Учащиеся получают карточки с названием пород.

Ребята, найдите в коллекции эти породы и опишите их по плану:

1) название горной породы;

2) происхождение;

3) тип;

4) цвет, твердость и хрупкость, блеск;

 Работа учащихся в группах, они дают характеристику осадочных горных пород.

Эти горные породы образуются при разрушении более твёрдых горных пород, при скоплении растений и животных, образуются при химических реакциях, а называют эту группу как?

 Ответ учеников: «Осадочные горные породы».

Глубже роет колодец Иван-царевич, тверже становятся горные породы. Попадаются ему гранит, диорит, базальт, пемза, габбро; руды разных металлов.

        Найдите их в коллекции горных пород и опишите по плану.

(Ребята описывают магматические горные породы.)

Ребята, а из чего образовались все эти горные породы и как они называются?

        Сказка продолжается. Совсем  глубоко опустился Иван-царевич под землю. Тяжело ему дышать, воздух горячий, тяжелый. Дa и рыть трудно, твердые, крепкие горные породы встречает он на своем пути.

        Ребята, что случилось? Почему нашему герою стало трудно дышать?

(Ответ: Ядро земли раскалено, и чем ближе к ядру, тем выше температура и давление с глубиной возрастает.) 

Учащиеся  получают карточки с названиями горных пород и описывают их.

Ребята, как называются все эти горные породы и из чего они образовались?

Скоро дело делается, да сказка наша еще не закончилась. Увлёкся работой Иван-царевич, ударил раз, ударил два, и отвалилась огромная глыба. Очутился он в большой пещере. Стены ее блестят, переливаются драгоценными каменьями. Светло кругом, как д|нем, на потолке радуга всеми цветами играет. А в центре зала на троне сидит прекрасная царевна Подземного царства. Поклонился ей Иван-царевич и молвил: «Здравствуй, красная девица, заморская царица, не вели казнить, вели слово молвить!» — «Здравствуй, добрый молодец! С чем к нам пожаловал?» — «Люди говорят, что скрываешь ты Ключ Земли, а мне он очень  нужен, обещал я батюшке добыть его!» — «Ну, что ж, отгадаешь три мои загадки, отдам тебе ключ!» — «Загадывай, — сказал Иван-царевич, — попробую отгадать!»

(Ребята помогают отгадывать загадки.)

1.Что сперва в воде родится, а потом воды боится. (Соль.)

2. Черен, как ворон, а греет, как Солнце. (Уголь.)

З. Белый, как сахар, но не сладкий.

Пока руки им не испачкаешь,

Ума-разума не наберешься. (Мел.)

Замечательно! Вы очень помогли Ивану-царевичу. Отгадал он все загадки. Прекрасная царевна ему и говорит: «Ну что ж, гость дорогой, набрался ли ты ума-разума, много ли нового узнал в моей стране?» — «Да, много интересного узнал я в стране Литосфера, в твоем подземном царстве». — «Вот тебе Ключ Земли, — отвечает царевна. — Запомни, юноша, только знания, как ключ, открывают любые замки и двери!».

Поклонился Иван-царевич в пояс, поблагодарил царевну Подземного царства за науку и отправился в обратный путь.

А чтобы он не заблудился, давайте поможем ему вспомнить путь обратно. (Учащиеся повторяют путь,  используя схему прошлого урока в тетрадях. Закрепляются  понятия и знания.)

Ребята, у вас на столе лежат атласы Белгородской области. Откройте стр. 7, рассмотрите карту полезных ископаемых и скажите какие полезные ископаемые имеются в нашей области.

Сказка продолжается.

Вернулся Иван-царевич домой, в родной город и рассказал отцу все о своем путешествии. Похвалил его царь Додон за упорство и усердие. Поскакали по всему государству глашатаи и возвестили народу царскую волю: «Отныне царем в государстве объявляется Иван-царевич».

Передал ему отец власть и трон. И правил он долго и справедливо. Прославился своим умом и смекалкой.

А нам с вами прислал наш герой грамоту.

Грамота

Друзья мои! Спасибо за помощь в поисках Ключа Земли! Желаю вам успехов в учебе, чтобы никакие тайны природы не остались  вам  неизвестными. Дома потрудитесь: повторите §17, ответьте на вопрос №4 и ознакомьтесь с §18.  Желаю всем здоровья и упорства.

   Царь Иван.

В завершение урока подводятся итоги работы в группах и выставляются оценки.

                                                                                                                                                             


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

ПЛАН-КОНСПЕКТ УРОКА с использованием ЭОР " Горные породы и минералы"

урок  географии в 6 классе с использованием ЭОР тема: "Горные породы и минералы"...

Конспект урок в 6 классе "Горные породы и минералы"

В конспекте урока расматривается методика преподавания материала по теме "Горные породы и минералы"В конспекте даются методы и приемы дачи материала,применяются различные виды работ,согласно...

Презентация по географии на тему: "Горные породы и минералы"

Сформировать у учащихся общее представление о внутреннем строении земли, о горных породах и минералах, слагающих земную кору; познакомить с происхождением и разнообразием горных пород, их свойст...

Урок: "Путешествие в мир горных пород и минералов". География 6 класс

Урок путешествие в мир горных пород и минералов, проводится с  целью - знакомства с основными группами горных пород и минералов, с их отличительными признаками и происхождением...

Конспект урока географии в 6 классе "Горные породы и минералы"

Технологичкская карта урока в 6 классе "Горные породы и минералы"...

Разработка урока по географии 6 класс Горные породы

Учащиеся выполняют тестовые задания по теме прошлого урока, затем самостоятельно проверяют свои знанияУже известно, что Земля состоит из 3 слоев: ядро, мантия, земная кора. Из чего состоит земная кора...

Методическая разработка учебного занятия в 6 классе «Горные породы, минералы и полезные ископаемые. Практическая работа № 5. Определение горных пород и описание их свойств».

Цель: - Создать условия для освоения учащимися новых знаний по теме «Горные породы, минералы и полезные ископаемые».- Создать условия для развития умения применять знания и опыт в различны...