Урок: "Путешествие в мир горных пород и минералов". География 6 класс
план-конспект урока по географии (6 класс) на тему
Урок путешествие в мир горных пород и минералов, проводится с целью - знакомства с основными группами горных пород и минералов, с их отличительными признаками и происхождением
Скачать:
Предварительный просмотр:
Тема: "Путешествие в мир горных пород и минералов"
Цель: Совершить путешествие в мир минералов и горных пород.
Задачи:
- Продолжить знакомство с минералами и горными породами, слагающими земную кору. Познакомить с основными группами горных пород их отличительными признаками и происхождением.
- Вызвать чувство заинтересованности, развивать эмоциональную сферу. Учить вести диалог с собеседником.
- Воспитать любовь к Малой Родине.
Ученик должен знать: вещественный состав земной коры; причины разнообразия минералов и горных пород, горные породы и минералы своей местности.
Уметь: различать по внешним признакам осадочные и магматические породы своей местности, правильно оформлять выполненную работу в форме таблицы, делать вывод о связи свойств горных пород и минералов с происхождением, приводить примеры использования горных пород и минералов человеком.
Оборудование: коллекция минералов горных пород, набор раздаточных образцов, карточки подсказки.
Тип урока: путешествие
І. Вступление
Сегодня на уроке мы вновь встретимся с горными породами и минералами, чтобы лучше узнать их свойства, сходства и различия. Наша жизнь невозможна без полезных ископаемых. Присмотритесь внимательно, эти скромные друзья окружают нас всюду. Что представляет собой зубная паста? Тонко измельченную горную породу- мел- с примесью ароматических и лекарственных веществ. Из чего сделаны фарфоровые чашки? Из особого сорта глины- каолина. Стаканы?- из кварца, полевого шпата. Вы пришли в школу. Наша классная комната отделана тоже при помощи мела, гипса, охры, продуктов переработки нефти. Само здание школы сложено из кирпича, который изготавливается из песка и глины. Попробуйте это увлекательное путешествие продолжить по дороге домой, по улице, городу.
На уроке мы совершим экскурсию в мир камней. Изучим свойства минералов, горных пород.
Горная порода имеет сложное строение и может включать в свой состав несколько минералов. Состав и свойства горной породы зависят от состава и свойств тех минералов, из которых они состоят. Минералы отличаются твердостью, плотностью, цветом, блеском, температурой плавления и другими свойствами.
Почему же горные породы имеют разные свойства и располагаются в определенных местах? Разнообразие горных пород и закономерности их распространения зависят от того, где, в каких условиях они образовались, какие претерпели изменения, то есть зависят от их происхождения.
По происхождению все горные породы делят на три группы: магматические, осадочные и метаморфические.
- Магматические – это породы, образовавшиеся из магмы при ее остывании и затвердении. Если магма достигла земной поверхности и излилась, то она остывает быстро. В таких случаях образуются породы с мелкими кристалликами. Они называются излившимися (эффузивными). Это: базальт, андезит, липарит, пемза и др. однако не всегда магме удается достичь поверхности Земли, тогда остывание происходит медленно и образуются глубинные (интрузивные) горные породы. Ини отличаются крупнокристаллическим строением. Это: габбро, диорит, гранит.
- Осадочные горные породы. Они осаждаются на дне океанов, морей, других водоемов и на суше. Из них, выделяют обломочные – это песчаник, известняк. В водоемах, в результате выпадения из растворов различных химических веществ образуются: гипс, поваренная соль, калийная соль и др. Такие породы называют химическими. Горные породы, возникшие в результате жизнедеятельности организмов, называются органическими. Они образуются из остатков растений и животных. К ним относятся известняк, уголь, нефть, горючие сланцы.
- Метаморфические горные породы образуются под воздействием давления, высоких температур и приобретают новые свойства: известняк-мрамор, песчаник – кварцит, глина – глинистый сланец, гранит – гнейс.
Толща земной коры состоит преимущественно из магматических и метаморфических пород, а поверхность земной коры покрыта в основном осадочными горными породами.
ІІ. Активизация опорных знаний.
1. Мозговой штурм (назовите лишнюю горную породу, объясните свой выбор).
А) базальт, пемза, гранит, обсидиан (гранит застывший глубинный, остальные излившиеся);
Б) гранит, базальт, известняк, глина, каменный уголь (магматические остальные осадочные);
В) гравий, галька, песок, щебень, известняк (органический остальные обломочные).
2. Третий лишний
А) гранит, базальт, известняк;
Б) гранит, базальт, нефть;
В) гранит, базальт, обсидиан (глубинный гранит остальные излившиеся).
ІІІ.. Практическая работа
Перед началом практической работы провести инструктаж с детьми, предупредить, что горные породы нельзя брать в рот и быть осторожными при выполнении работы. На стол расстелить сухие салфетки, а после работы вытереть руки влажными салфетками.
Первую горную породу учитель описывает вместе с детьми. Остальные известняк, мел, поваренную соль дети описывают самостоятельно. На самостоятельную работу отводится 10 минут. После выполнения работы учитель просит детей поменяться заполненными таблицами с соседями и проверить. В это время на экране высвечивается правильно заполненная таблица:
Свойства горных пород и минералов
План
|
| Гранит
| Известняк
| Мел
| Поваренная соль
| ||||||
Плотная, рыхлая, сыпучая | Пл | Пл | Пл | Пл и рыхл | |||||||
Вес | Тяж | Ср. тяж. | Ср. тяж. | Ср. тяж. | |||||||
Цвет | Роз., сер. | Бел, сл.желт. | белый | белый | |||||||
Прозрачность |
непрозрачный | непрозрачный | непрозр | Полупрозр | |||||||
Блеск | Мет | Немет. | Немет. | Стекл. | |||||||
Твердость |
Твердый | Ср. тверд. | Мягкий | Твердый | |||||||
Структура |
Зернистая | Плотная | Землистая | Зернистая | |||||||
Происхождение |
Магматическ ая глубинная | Осадочное органическое | Осадочное органическое | Осад. хим | |||||||
Если органическая: следы |
| Да | Да | Нет | |||||||
Использование | Для строительства | Для строительства | Для строительства | Пищевая |
Дети обмениваются работами, правильные ответы отмечают знаком плюс, неправильные знаком минус. Подсчитывают количество правильных ответов. Выставляются оценки.
А теперь попробуем отгадать загадки
1. Без нее не побежит ни такси, ни мотоцикл, не поднимется ракета. Отгадайте, что же это? (нефть)
2. На кухне у мамы помощник отличный, он синим цветом, расцветает от спички. (газ)
3. Она варилась долго в доменной печи, чтобы потом нам сделали ножницы, ключи. (железная руда)
4. Если встретишь на дороге, то увязнут сильно ноги. А сделать миску или вазу- она понадобится сразу. (глина)
5.Он нужен детворе, он на дорожках во дворе, он и на стройке, и на пляже. И он в стекле расплавлен даже. (песок)
6. Покрывают им дороги, улицы в селении, а еще он есть в цементе. Сам он удобрение. (известняк)
7. По доске он бегает, нужное дело делает. Порешал, пописал, раскрошился и пропал. (мел)
8. Без нее, ребята, повар просто как без рук, и становится вся каша несъедобной вдруг. (поваренная соль)
V. Подведение итогов урок.
Учитель: Ребята, что вы узнали на уроке? За урок все учащиеся получают оценки, а некоторые еще одну оценку за устные ответы.
VІ. Домашнее задание. № 12. Принести образцы горных пород и минералов нашей местности. Составить кроссворд на тему “Полезные ископаемые”.
Предварительный просмотр:
Тема: "Путешествие в мир горных пород и минералов"
Цель: Совершить путешествие в мир минералов и горных пород.
Задачи:
- Продолжить знакомство с минералами и горными породами, слагающими земную кору. Познакомить с основными группами горных пород их отличительными признаками и происхождением.
- Вызвать чувство заинтересованности, развивать эмоциональную сферу. Учить вести диалог с собеседником.
- Воспитать любовь к Малой Родине.
Ученик должен знать: вещественный состав земной коры; причины разнообразия минералов и горных пород, горные породы и минералы своей местности.
Уметь: различать по внешним признакам осадочные и магматические породы своей местности, правильно оформлять выполненную работу в форме таблицы, делать вывод о связи свойств горных пород и минералов с происхождением, приводить примеры использования горных пород и минералов человеком.
Оборудование: коллекция минералов горных пород, набор раздаточных образцов, карточки подсказки.
Тип урока: путешествие
І. Вступление
Сегодня на уроке мы вновь встретимся с горными породами и минералами, чтобы лучше узнать их свойства, сходства и различия. Наша жизнь невозможна без полезных ископаемых. Присмотритесь внимательно, эти скромные друзья окружают нас всюду. Что представляет собой зубная паста? Тонко измельченную горную породу- мел- с примесью ароматических и лекарственных веществ. Из чего сделаны фарфоровые чашки? Из особого сорта глины- каолина. Стаканы?- из кварца, полевого шпата. Вы пришли в школу. Наша классная комната отделана тоже при помощи мела, гипса, охры, продуктов переработки нефти. Само здание школы сложено из кирпича, который изготавливается из песка и глины. Попробуйте это увлекательное путешествие продолжить по дороге домой, по улице, городу.
На уроке мы совершим экскурсию в мир камней. Изучим свойства минералов, горных пород.
Горная порода имеет сложное строение и может включать в свой состав несколько минералов. Состав и свойства горной породы зависят от состава и свойств тех минералов, из которых они состоят. Минералы отличаются твердостью, плотностью, цветом, блеском, температурой плавления и другими свойствами.
Почему же горные породы имеют разные свойства и располагаются в определенных местах? Разнообразие горных пород и закономерности их распространения зависят от того, где, в каких условиях они образовались, какие претерпели изменения, то есть зависят от их происхождения.
По происхождению все горные породы делят на три группы: магматические, осадочные и метаморфические.
- Магматические – это породы, образовавшиеся из магмы при ее остывании и затвердении. Если магма достигла земной поверхности и излилась, то она остывает быстро. В таких случаях образуются породы с мелкими кристалликами. Они называются излившимися (эффузивными). Это: базальт, андезит, липарит, пемза и др. однако не всегда магме удается достичь поверхности Земли, тогда остывание происходит медленно и образуются глубинные (интрузивные) горные породы. Ини отличаются крупнокристаллическим строением. Это: габбро, диорит, гранит.
- Осадочные горные породы. Они осаждаются на дне океанов, морей, других водоемов и на суше. Из них, выделяют обломочные – это песчаник, известняк. В водоемах, в результате выпадения из растворов различных химических веществ образуются: гипс, поваренная соль, калийная соль и др. Такие породы называют химическими. Горные породы, возникшие в результате жизнедеятельности организмов, называются органическими. Они образуются из остатков растений и животных. К ним относятся известняк, уголь, нефть, горючие сланцы.
- Метаморфические горные породы образуются под воздействием давления, высоких температур и приобретают новые свойства: известняк-мрамор, песчаник – кварцит, глина – глинистый сланец, гранит – гнейс.
Толща земной коры состоит преимущественно из магматических и метаморфических пород, а поверхность земной коры покрыта в основном осадочными горными породами.
ІІ. Активизация опорных знаний.
1. Мозговой штурм (назовите лишнюю горную породу, объясните свой выбор).
А) базальт, пемза, гранит, обсидиан (гранит застывший глубинный, остальные излившиеся);
Б) гранит, базальт, известняк, глина, каменный уголь (магматические остальные осадочные);
В) гравий, галька, песок, щебень, известняк (органический остальные обломочные).
2. Третий лишний
А) гранит, базальт, известняк;
Б) гранит, базальт, нефть;
В) гранит, базальт, обсидиан (глубинный гранит остальные излившиеся).
ІІІ.. Практическая работа
Перед началом практической работы провести инструктаж с детьми, предупредить, что горные породы нельзя брать в рот и быть осторожными при выполнении работы. На стол расстелить сухие салфетки, а после работы вытереть руки влажными салфетками.
Первую горную породу учитель описывает вместе с детьми. Остальные известняк, мел, поваренную соль дети описывают самостоятельно. На самостоятельную работу отводится 10 минут. После выполнения работы учитель просит детей поменяться заполненными таблицами с соседями и проверить. В это время на экране высвечивается правильно заполненная таблица:
Свойства горных пород и минералов
План
|
| Гранит
| Известняк
| Мел
| Поваренная соль
| ||||||
Плотная, рыхлая, сыпучая | Пл | Пл | Пл | Пл и рыхл | |||||||
Вес | Тяж | Ср. тяж. | Ср. тяж. | Ср. тяж. | |||||||
Цвет | Роз., сер. | Бел, сл.желт. | белый | белый | |||||||
Прозрачность |
непрозрачный | непрозрачный | непрозр | Полупрозр | |||||||
Блеск | Мет | Немет. | Немет. | Стекл. | |||||||
Твердость |
Твердый | Ср. тверд. | Мягкий | Твердый | |||||||
Структура |
Зернистая | Плотная | Землистая | Зернистая | |||||||
Происхождение |
Магматическ ая глубинная | Осадочное органическое | Осадочное органическое | Осад. хим | |||||||
Если органическая: следы |
| Да | Да | Нет | |||||||
Использование | Для строительства | Для строительства | Для строительства | Пищевая |
Дети обмениваются работами, правильные ответы отмечают знаком плюс, неправильные знаком минус. Подсчитывают количество правильных ответов. Выставляются оценки.
А теперь попробуем отгадать загадки
1. Без нее не побежит ни такси, ни мотоцикл, не поднимется ракета. Отгадайте, что же это? (нефть)
2. На кухне у мамы помощник отличный, он синим цветом, расцветает от спички. (газ)
3. Она варилась долго в доменной печи, чтобы потом нам сделали ножницы, ключи. (железная руда)
4. Если встретишь на дороге, то увязнут сильно ноги. А сделать миску или вазу- она понадобится сразу. (глина)
5.Он нужен детворе, он на дорожках во дворе, он и на стройке, и на пляже. И он в стекле расплавлен даже. (песок)
6. Покрывают им дороги, улицы в селении, а еще он есть в цементе. Сам он удобрение. (известняк)
7. По доске он бегает, нужное дело делает. Порешал, пописал, раскрошился и пропал. (мел)
8. Без нее, ребята, повар просто как без рук, и становится вся каша несъедобной вдруг. (поваренная соль)
V. Подведение итогов урок.
Учитель: Ребята, что вы узнали на уроке? За урок все учащиеся получают оценки, а некоторые еще одну оценку за устные ответы.
VІ. Домашнее задание. № 12. Принести образцы горных пород и минералов нашей местности. Составить кроссворд на тему “Полезные ископаемые”.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Урок географии в 6 классе на тему: "Горные породы, слагающие земную кору. Полезные ископаемые. Свойства горных пород и минералов".
Тема: Горные породы, слагающие земную кору. Полезные ископаемые. Свойства горных пород и минералов.Цель: Сформировать у учащихся представление о многообразии горных...
урок географии в 6 классе "Разнообразие горных пород и минералов. Практическая работа "Изучение свойств горных пород и минералов"
Этот урок второй в изучаемой теме "Строение земной коры". Дети уже знакомы с составом земной коры, умеют определять свойства горных пород. С целью закрепления этих умений проводится практическая работ...
презентация "Горные породы и минералы" 6 класс
учебно- методический материал...
Практическая работа «Описание горных пород и минералов» география 5 класс
Цель работы:формирование умений по внешним признакам выявлять свойства горных пород и минералов.Оборудование:1. Образцы горных пород (пемза, гранит, песок, торф, графит, галит).2. Инструктивная карта ...
Открытый урок по географии "Горные породы и минералы" 5 класс
Разработка открытого урока по географии для 5 класса на тему "Горные породы и минералы".В материале указываются планируемые результаты учащихся на каждом этапе урока, также есть элементы игр...
Презентация урока "горные породы и минералы" 5 класс
Презентация к уроку географии в 5 классе "горные породы и минералы" поможет учителю интересно провести урок....
Технологическая карта урока с использованием ЭФУ. Внутреннее строение Земли. Горные породы и минералы. 5 класс
Модель применения ЭФУ на уроке (фронтальная работа, смена рабочих зон, 1:1)...