Индивидуальная программа занятий с учеником.
материал по географии по теме

Кузнецова Татьяна Владимировна

Программа индивидуальных занятий рассчитана на конкретного ученика 10  класса, проявляющего повышенный интерес к изучению географии и необходима для подготовки к единой государственной аттестации по географии и выбору будущей профессии. Программа обобщает материал курса географии с 6 по 11 классы.

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon individualnaya_programma_belkin.doc106.5 КБ

Предварительный просмотр:

МБОУ СОШ  № 1 о. Муром

ИНДИВИДУАЛЬНАЯ ПРОГРАММА

для занятий по географии

с учащимся 10 «А» класса

Белкиным Сергеем

2013– 2014 учебный год

1. Пояснительная записка

Вопросы педагогической работы с детьми, показывающими особые, выдающиеся способности и достижения в той или иной сфере деятельности, в настоящее время привлекают все больше внимания. Понятия «детская одаренность» и «одаренные дети» определяют неоднозначные подходы в организации педагогической деятельности. С одной стороны каждый ребенок «одарен», и задача педагогов состоит в раскрытии интеллектуально-творческого потенциала каждого ребенка. С другой стороны существует категория детей, качественно отличающихся от своих сверстников, и, соответственно, требующих организации особого обучения, развития и воспитания. Современному обществу нужны специалисты с творческим мышлением, способные быстро адаптироваться в большом потоке информации, а главное – решать нестандартные задачи на практике различными способами, самостоятельно искать новые идеи.

 Проблема детской одаренности в нашей стране имеет государственное значение, поэтому не случайно сегодня уделяется особое внимание различным программам, направленным на развитие способностей детей, на создание   условий для развития одаренности.  

Программа индивидуальных занятий рассчитана на конкретного ученика 10  класса, проявляющего повышенный интерес к изучению географии и необходима для подготовки к единой государственной аттестации по географии и выбору будущей профессии. Программа обобщает материал курса географии с 6 по 11 классы.

Цель этой работы - создать такую образовательную среду, которая стимулировала бы деятельность одарённого ребенка в определенном направлении, предоставляла ему возможность накапливать индивидуальный познавательный, жизненный опыт, быть субъектом собственной деятельности через индивидуализацию учебного процесса, расширение пространства  деятельности, организацию пространства рефлексии.

Задачи: 

  • выделять главные закономерности природы; оценивание экономических и социальных явлений в мире.
  • упорядочить, структурировать свои знания и восполнить имеющиеся пробелы
  • систематизировать информационный материал по разделам:
  • использовать географическую информацию и давать творческий анализ;
  • развитие логического мышления;
  • повышать    уровень владения навыков исследовательской работы;
  •    обогащение       содержания       обучения       через       использование разнообразных форм деятельности;
  •    систематизация теоретических и практических знаний по географии;
  •    включение   в   систему   подготовки   учащегося   виды   деятельности, стимулирующие познавательно - коммуникативные потребности;
  • подготовка        к        продолжению        образования        в        системе профессионального образования;
  • развивать коммуникативные навыки.

Содержание курса предполагает использование активных форм обучения (исследовательский и частично - исследовательский) в ходе работы с различными источниками информации: картами атласа, контурными картами, текстом учебника, дополнительной литературой, анализ диаграмм, схем, рисунков.

Содержание каждой темы курса включает в себя самостоятельную работу учащегося, насыщенную практическими работами, создание проектов, зачеты в форме занимательных вопросов и заданий.

Данный курс завершается итоговым тестированием.

 Программа индивидуального  изучения географии дает возможность:

1)  построить индивидуальную образовательную траекторию обучения способного ребёнка;

2)  увеличить  темп изучения учебного материала;

3)  обогатить учебный материал в сторону его углубления и увеличения объёма;

4)  повысить интенсивность обучения; то есть выстроить образовательный процесс в соответствии с основными стратегиями обучения одарённых детей:

1) ускорение – обучение в более быстром по сравнению с классов темпе.

2) углубление - более глубокое изучение материала.

3) обогащение -  обучения с выходом за рамки изучения традиционных тем за счет установления связей с другими темами, проблемами или дисциплинами.

4) проблематизация - использование оригинальных объяснений, поиск новых смыслов и альтернативных интерпретаций, что способствует формированию у школьника личностного подхода к изучению различных областей знаний, а также рефлексивного плана сознания.

 Программа рассчитана на 68 часов из расчета 1 учебный час в неделю в 10-11 классах.

    Индивидуальная работа с Белкиным Сергеем структурирована следующим образом:

 1 этап -  подготовительный 

 

10 класс

1 полугодие

      Приобретение  навыков научной организации труда.

      Формирование устойчивого познавательного интереса.

     задания исследовательского характера в качестве домашних и дополнительных заданий по выбору,

     подготовка докладов, проектов,

     участие в конкурсах и олимпиадах.

 

2 этап – развивающий

11 - 11 классы

      Развитие и расширение познавательных интересов учащегося.

      Формирование исследовательских навыков.

      Развитие информационной культуры ученика.

    работа по ИОП,

    написание реферативных исследований и эссе,

    участие в олимпиадах, Интернет – проектах и конкурсах.

 

Методы работы:

    практические занятия;

    выполнение поисковой работы;

    выполнение проектов (в том числе с использованием информационных технологий)

    создание компьютерных презентаций;

    работа со справочной литературой 

 Ожидаемый результат:

Формирование и развитие индивидуальности, самостоятельности, творческого потенциала личности, максимальное развитие навыков работы с картой.

 Использование приобретенных знаний и умений в практической деятельности  и повседневной жизни.

  • Обогащение мировосприятия учащегося, осознание места и роли географии в  современном мире.
  • Создание предпосылок для успешной коммуникации в различных ситуациях.
  • Участие в Интернет - проектах, конкурсах, олимпиадах.

 

2. Сведения об учащемся.

Белкин Сергей обучается в лицейском 9 «А» классе. Все годы занимается на «хорошо и отлично». Проявляет интерес к предметам естественно - научного цикла, особенно к географии, биологии и экологии. В дальнейшем собирается поступать на естественно – географическое отделение ВУЗа, по специальности «Геология».

Белкин Сергей согласно тестированию и наблюдениям учителя, имеет все необходимые качества для исследовательской деятельности, отличается активной жизненной позицией. У Сергея  высокая мотивация для изучения географии, юноша отличается упорством в достижении поставленных целей. У него наблюдается тенденция к систематизации при решении проблем и опора на накопленный опыт. В Сергее  развито чувство к самообразованию.

Желание к изучению географии  наблюдается в активной работе в рамках школьного исследовательского общества учащихся, в желании принимать участие в конкурсах и играх, выступать с докладами и сообщениями.

Сергей  обладает основными знаниями по географии, имеет определенные навыки исследовательской работы с географическими картами.

Юноша в 2012 - 2013 учебном году стал призером окружной олимпиады по географии и был участником областной олимпиады. В 2011 – 2012 учебном году был призером Всероссийского конкурса исследовательских работ «Мы и биосфера».

Все это позволяет Сергею включиться в программу по изучению основ географии  и дальнейшему совершенствованию практических навыков.


3.    Содержание курса

  Содержание соответствует целям и задачам, а так же возрасту ученика, его уровню ЗУН. Предусматривает наличие межпредметных связей. В основу составления программы положен проблемно -тематический принцип. 

Учебно-тематический план (1 год обучения)

Тема занятия

Всего часов

В том числе

Форма контроля

лекция

практическая часть

семинар

1

Введение

1

 

 

 

беседа

2

Физико-географическое и экономико-географическое положение России

4

2

2

 

Выполнение практической работы "Границы России и сопредельные государства"

3

Природа России:

- особенности рельефа;

- особенности климата;

- внутренние воды;

- природные зоны на территории России.

16

 

3

 

 

4

 

2

4

 

3

 


Практическая работа "Геологическое строение. Тектоника, Рельеф России"

Характеристика климата по климатограммам

Выполнение опорного конспекта "Внутренние воды"

Выполнение практической работы "Природные зоны"

4

Население России -национальный состав;

- городское и сельское население (крупные города и города-миллионеры)

- размещение населения (зоны расселения, миграции, полово-возрастной, религиозный состав, языковые семьи и группы))

6

 

 

2

 

2



1

 

 

 

1

Практические работы

"Крупные города России",

"Доля городского населения в регионах",

"Границы Основной зоны расселения",

"Полово-возрастная пирамида",

"Языковые семьи народов России"

5

Экономика России

- факторы размещения отдельных производств;

- регионы России и их специализация

6

 

1

1

 

 

4

 

Выполнение практических работ "Определение факторов размещения машиностроительного комплекса",

"Отличие экономических районов страны"

6

Россия в современном мире

- специализация стран;

- страны Ближнего Зарубежья;

- страны Дальнего Зарубежья

2

1

 

 

1

Участие в семинаре

7

Итоговый контроль

1

 

 

 

Тестирование


Содержание программы

Тема №1. Введение(1 ч)

Тема № 2. ФГП и ЭГП России(4 ч)

Крайние точки России, протяженность России

С З -> В и с С -> Ю. Границы России. Часовые пояса.

Тема № 3. Природа России (16 ч)

1) особенности рельефа.

- Взаимосвязь основных форм рельефа с тектоническим строением

- Пр./р. Круп. Месторождения полезных ископаемых (работа ск.к.)

2) Особенности климата

Пр/р. Составление характеристики климата на основе работы с климатограммой

3) внутренние воды

Лекция, (составление опорного конспекта)

Работа рек. Ледники.

4) Природные зоны (Пр./р.)-2ч. Почвы. Растительный и животный мир.

Тема №4. Население России. (6ч.)

  • национальный состав
  • языковые семьи, языковые группы народов, проживающих на территории России, национально-территориальные субъекты;
  • городское и сельское население

Крупные города, города-миллионеры, городские агломерации;

  • размещение населения

основные зоны расселения. Причины неравномерного размещения населения по территории России.

Тема №5. Экономика России. (6ч.)

Структура хозяйства. Факторы размещения и география отдельных отраслей. Регионы России и их специализация.

Тема №6. Россия в современном мире.(2ч.)

Геополитическое положение современной России.

Страны СНГ и их специализация. Внешние экономические связи со странами Ближнего и Дальнего Зарубежья.

Итоговый тестовый контроль (1ч.)

Литература 

  1. В.Г.Глушкова, Ю.А.Симагин "Тесты и задания. Экономическая и социальная география мира". М; "Владос" 1999
  2. Учебник С.Б.Лавров, Ю.Н.Гладкий "Экономическая и социальная география мира" 10 класс, М; "Просвещение" 2002.
  3. В.Максаковский "Экономическая и социальная география мира" М; "Просвещение" 2002
  4. Справочники: "Все страны мира", "Все столицы мира"
  5. Е.Ю.Мишняева "Экзаменационные вопросы и ответы. География 10-11 классы" М; "Аст-Пресс" 1999
  6. А.П.Кузнецов "География. Население и хозяйство мира" М; "Дрофа" 1997
  7. В.Н.Холина "География человеческой деятельности" М; "Просвещение" 2001
  8. О.Клеманова, В.Клеманов "Тесты по географии для поступающих в ВУЗы" М; "Айрис" 1999
  9. В.Максаковский "География для поступающих в ВУЗы" М; "Дрофа" 2003
  10. В.Г.Глушкова, Ю.А.Симагин "Тесты и задания по экономической и социальной географии России и новых независимых государств" М; "Владос" 1999
  11. И.В.Душина, Е.А.Таможняя "География. 9 выпускной класс." М; "Аст-Пресс школа" 2003
  12. С.И.Болысов и др. "Пособие по географии для поступающих в ВУЗы" М; Просвещение" 2002


Учебно-тематический план ( 2 год)

Тема занятия

Количество часов

Виды деятельности учащихся

Формы контроля

1

Общее знакомство с географическими регионами мира (лекция)

4

Знакомство с целями и задачами курса

 

2

Географические регионы Европы и Азии

7

"Определение географических регионов Европы и Азии (государства и их столицы)"

Практическая работа "Нанесение на контурную карту границы и столицы стран региона"

3

Физическая карта Евразии

2

Соревнование между группами по физической карте Европы и Азии.

Повторение номенклатуры с основами топонимики

Занимательное соревнование между группами

4

Зачет

1

 

 

5

Географические регионы Африки

2

"Определение стран региона"

Практическая работа с контурной картой Африки

6

Физическая карта Африки

1

Игровые соревнования по номенклатуре

Игры "Найти соответствие", "Вычеркни лишнее", "Брейн-ринг Достопримечательности стран Африки"

7

Зачет

1

 

 

8

Географические регионы Америки, Австралии и Океании

8

"Определение и нанесение границ и столиц стран региона"

Практическая работа с атласом и контурной картой

9

Физическая карта Америки, Австралии и Океании

1

Соревнование между группами

Повторение пройденного материала

10

Зачет

1

Показать индивидуальные знания

Проверка знаний по карте устно

11

Историко-географические регионы мира

2

Подготовка проекта по выбранному региону

Устная защита проектов

12

Зачет

Физическая карта мира

1

Обобщенный зачет

Устный зачет по карте

13

Зачет

Политическая карта мира

1

Обобщенный зачет

Устный зачет по карте

14

Итоговое занятие

2

Выполнение заданий по ЕГЭ

По данным темам

Восполнить пробелы при подготовке к ЕГЭ.

Индивидуальные консультации


Содержание программы

Тема №1. Общее знакомство с географическими регионами мира.

Политическая карта мира. Этапы формирования. Типология стран. Государственный строй и устройство. Колонии Франции, Великобритании, Испании, Португалии.

Тема №2. географические регионы Европы.

Страны Северной, Средней, Восточной, Западной, Южной Европы. Особенности расположения столиц.

Тема №3. Географические регионы Азии

Страны Юго-Западная, Юго-Восточная, Восточная, Центральная, Южная Азия. Особенности расположения столиц.

Тема №4. Физическая карта Евразии.

Тема №5. Зачет по картам. (игровая форма)

Тема №6. Географические регионы Африки.

Страны Северной, Западной, Центральной, Восточной, Южной Африки. Особенности расположения столиц.

Тема № 7. Физическая карта Африки.

Тема №8. Зачет.

Тема №9. Географические регионы Америки.

Страны Северной, Центральной, Вест-Индии, Андские, Бассейна Амазонки и Ла-Платской низменности.

Тема №10. Географические регионы Австралии и Океании.

Австралийский Союз, Меланезия, Полинезия, Микронезия.

Тема №11. Физическая карта Америки, Австралии и Океании.

Тема №12. Зачет.

Тема№13. Историко-географические регионы мира.

Страны Содружества, Скандинавии, Балканские страны, Дунайские Страны, Рейнские, Ближнего Востока, Большого и Малого Магриба, Бенилюкса, Фенноскандии, Среднего Востока.

Тема №14. Итоговое тестирование по темам " Политическая карта мира. Физическая карта мира".

Литература 

  1. В.Г.Глушкова, Ю.А.Симагин "Тесты и задания. Экономическая и социальная география мира". М; "Владос" 1999
  2. Учебник С.Б.Лавров, Ю.Н.Гладкий "Экономическая и социальная география мира" 10 класс, М; "Просвещение" 2002.
  3. В.Максаковский "Экономическая и социальная география мира" М; "Просвещение" 2002
  4. Справочники: "Все страны мира", "Все столицы мира"
  5. Е.Ю.Мишняева "Экзаменационные вопросы и ответы. География 10-11 классы" М; "Аст-Пресс" 1999
  6. А.П.Кузнецов "География. Население и хозяйство мира" М; "Дрофа" 1997
  7. В.Н.Холина "География человеческой деятельности" М; "Просвещение" 2001
  8. О.Клеманова, В.Клеманов "Тесты по географии для поступающих в ВУЗы" М; "Айрис" 1999
  9. В.Максаковский "География для поступающих в ВУЗы" М; "Дрофа" 2003
  10. В.Г.Глушкова, Ю.А.Симагин "Тесты и задания по экономической и социальной географии России и новых независимых государств" М; "Владос" 1999
  11. И.В.Душина, Е.А.Таможняя "География. 9 выпускной класс." М; "Аст-Пресс школа" 2003
  12. С.И.Болысов и др. "Пособие по географии для поступающих в ВУЗы" М; "Просвещение" 2002

4. Методический блок

1)      Содержание      программы      соответствует      познавательным

возможностям ученика и предоставляет возможность работать на уровне

повышенных    требований.    В    процессе    реализации    программы    будут использованы  различные   формы  работы:   решение   географических  задач, написание   рефератов и исследовательских работ, работа с компьютерными программами по географии, просмотр видеофильмов.

2) Ожидаемые результаты: успешное выполнение тестовых заданий, успешное   выступление   на  школьных,   окружных   олимпиадах,   окружных играх,    поступление    в    ВУЗ.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Индивидуальная программа занятий по географии с одним учеником

В данном материале представлена примерная индивидуальная программа занятий по географии с отдельно взятым одаренным учеником....

Индивидуальное коррекционное занятие по формированию навыков чтения с учеником 2 коррекционного класса VIII вида.

Индивидуальное коррекционное  занятие проводилось с учеником 2 коррекционного класса VIII вида, который плохо усваивает навыки чтения: не различает звонкие и глухие, твердые и мягкие согласные, н...

"ЛФК и индивидуальные программы занятий на уроках физической культуры "

Лечебная физкультура является методом профилактики заболеваний...

индивидуальная программа развития на ученика

СИПР на ученика для коррекционной школы 8 вида...

Индивидуальное логопедическое занятие с учеником 1 класса ТНР

Тема: Звук [Л]Цель: автоматизировать звук [Л] изолированно и в слогахЗадачи: — развитие органов артикуляции с помощью артикуляционных упражнений;— уточнение артикуляции звука [Л];&mda...

Индивидуальное логопедическое занятие с учеником 1 класса ТНР

Тема: Звук [Л]Цель: автоматизировать звук [Л] изолированно и в слогахЗадачи: — развитие органов артикуляции с помощью артикуляционных упражнений;— уточнение артикуляции звука [Л];&mda...