Технологическая карта урока
календарно-тематическое планирование по географии (5 класс) по теме

Курбатова Людмила Францевна

Технологическая карта урока по теме " Внутренние воды " 5 класс

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon tekhnologicheskaya_karta_uroka.doc124 КБ

Предварительный просмотр:

ПЛАН-КОНСПЕКТ УРОКА

Тема урока: «Воды суши. Реки»

ФИО: Курбатова Людмила Францевна.

Место работы: МОУ СОШ №2 городского округа ЗАТО Светлый Саратовской области.

Должность: учитель.

Предмет: география. 

Класс: 5

Тема урока и № урока по теме: «Воды суши. Реки». Урок № 1.

Базовый учебник: Учебник: А.А. Летягин География. Начальный курс 5 класс. Москва. Издательский центр « Вентана-Граф» 2012. 160 страниц.

Цель урока: Сформировать представление о реке,  её частях. Показать различие рек  и общие черты рек. Познакомить с крупнейшими реками мира и России.

Задачи урока:

Воспитательные: Формирование умения работы в группе, создавать атмосферу сотрудничества, поиска.

Отрабатывать учебно-организационные умения, ставить учебную задачу, анализировать информацию, планировать и оценивать свою деятельность и деятельность одноклассников.

Образовательные: Отработка учебно-информационных умений пользоваться компьютерными источниками информации, словарями, энциклопедиями, справочниками и находить в тексте учебника информацию для решения проблемных заданий.

Развивающие: Формирование исследовательских навыков анализа географических карт, картографического умения, определять положение описания реки.

Развитие учебно-логических умений, анализировать, сравнивать, обобщать и делать вывод.

Планируемый результат: учащиеся должны уметь: называть и правильно показывать реки, основные части рек, бассейны рек, водоразделы рек. Объяснять понятия река, исток, устье, приток, водораздел, речная система. Описывать реки по плану. Определять направления течений рек, характер течения реки в зависимости от рельефа.

Предполагаемые результаты обучения по (ФГОС):

Личностные: осознание учащимися целостности гидросферы, её необходимость для жизни всего живого на Земле, а, следовательно, её рациональное использование.

Метапредметные результаты: формировать общественные (сотрудничество и соревнование) и индивидуальные (заинтересованность, веру в собственные возможности) мотивы. Развивать интеллектуальные способности.

Предметные результаты: овладеть умениями выделять, описывать, объяснять существенные признаки географических объектов и явлений по теме: « Воды суши. Реки»

Тип урока: изучение нового материала.

Формы работы с учащимися: диалог, индивидуальный опрос,  фронтальный опрос, беседа, работа в группах с картами атласа и настенной физической картой полушарий, учебниками, схемами, игра.

Необходимое техническое оборудование: физическая карта мира, макет "Водораздел рек", схемы, атласы, обучающий документальный фильм, презентации учащихся. Фотоколлаж «Водопады мира» выполненные учащимися дома, используя Интернет – ресурсы и дополнительную литературу. ИКТ. Дополнительная литература. Стихи.

Картины.


Технологическая карта урока

N п/п

Этапы урока

Деятельность учителя

Деятельность учащихся

Личностные результаты

Предметные результаты

Метапредметные результаты

1

Организационный момент

Учитель проверяет, насколько комфортно чувствуют себя ученики, готовность рабочего места, создает ситуацию успеха

Готовят рабочее место.

Самодисциплина.

Умение концентрировать внимание и настроиться на работу.

2

Проверка выполнения домашнего задания.

Выявляет уровень знаний по выполнению домашнего задания. Определяет типичные недостатки.

Мобилизируют  интерес, внимание, отвечают на вопросы учителя, выполняют задание на карточках.

Любознательные учащиеся рассказывают о ссылках и сайтах с увлекательными и красочными видеосюжетами. О том, что им особенно понравилось и заинтересовало. Учащиеся составившие « Дневник географа- следопыта» топонимические странички.

( Атлантический океан, Индийский океан и т.д.) отвечают на вопросы учителя. Показывают Фотоколлажи приготовленные к новой теме

( опережающее задание)

Осознание учащимися целостности гидросферы, её необходимости в жизни всего живого на Земле, а, следовательно, её рационального использования

Что такое Мировой океан. Части Мирового океана. Суша в океане. Уметь показывать их на  физической кате.

Умение развивать интересы своей познавательной деятельности.

Значение воды в промышленности, сельском хозяйстве, отдых людей.

Создавать игру « Морских названий»

3

Установка познавательной задачи. Мотивационный этап урока.

Вступительная речь: Вода – одно из начал существования всего живого на Земле.  «Вода! У тебя нет     ни вкуса, ни цвета, ни запаха, тебя не опишешь, тобой наслаждаешься, непонимая, что ты такое», - писал Антуан де Сент–Экзюпери, известный французский писатель.

Предлагает отгадать загадки:
Течет, течет – не вытечет;
Бежит, бежит – не выбежит.

  • Не конь, а бежит,
    Не лес, а шумит.
  • Между гор, между дол бежит белый конь.

 Показывает короткий обучающий фильм о реках.

Предлагают тему урока и цели урока.

Воспитание чувства гордости за свою страну.

Значение воды в жизни человека и Земли.

Умение самостоятельно определить цель изучения данной темы.

4

Целеполагание урока. Актуализация знаний.

Сообщает тему урока: Вы уже поняли, что тема урока …(Реки) 
Предлагает определить значимые цели урока для каждого по теме урока:
Изучить понятия: река, русло, исток, устье, приток, особенности рек в зависимости от рельефа и климата. Познакомиться с крупнейшими реками России, мира. Уметь называть, показывать реки мира, России, Уметь определять водоразделы и бассейны рек.

Определяют тему урока и объясняют, почему эта тема рассматривается после темы

 « Мировой океан - основная часть гидросферы.

Формирование целостного мировоззрения

Формирование представлений о разнообразии вод суши. Рек, речных систем, бассейнах рек, истоках, устьях, водоразделах.

Эффективно выбирать способы решения поставленной задачи.

5

Изучение нового материала

Обращается к жизненному опыту учащихся: В вашем классе, ребята, наверное, не найдётся такого ученика, который не видел реки. Расскажите о виденной вами реке. А задумывались ли вы когда-нибудь, что такое река? Сверим свои определения с тем, что записано в учебнике.

 Используя  учебник, карты, таблицы и схемы рассказывает о строении реки.

Эмоционально яркая учебная деятельность. Учащиеся с увлечением рассказывают, где и когда они видели реки, какие это реки. Какое значение реки играют в жизни людей. Пытаются сформулировать собственное определение реки.

Развитие практической деятельности в жизненных ситуациях.

Какое значение имеют реки в их личной жизни? Зачем необходимо изучать тему реки?

Умение использовать речевые средства для выражения своих чувств, мыслей.

6

Физкультминутка. Релаксация

Учитель предлагает учащимся прослушать  шум падающего водопада, шум горной реки. Восстанавливающие силы.

Учащиеся рассказывают о своих ощущениях во время прослушивания шума водопада.

Умение расслабляться.

Оценить значимость разминки во время работы в школе или дома.

7

Первичная проверка понимания

Задаёт вопросы, слушает, корректирует ответы.

В ходе беседы даёт основные понятия темы для записи в рабочие тетради. ( Река, речная система, бассейн реки, исток, устье, водораздел). Если мысленно перевернуть карту так, чтобы устье реки оказалось внизу, то можно увидеть, как речная система превращается в дерево с раскидистой кроной. Главная река – ствол дерева, ее притоки – ветви. Ребята внимание на экран (в этот момент на экране схема «Волжское дерево речной бассейн реки Волги»). А сейчас ребята приступаем к выполнению индивидуальной работы.

Работают в парах с картами атласа и настенной физической картой полушарий. Делают записи в тетрадях. Работают, с контурными картами  отмечая в них речную систему, бассейн рек. Работают с раздаточным материалом. Дополняют схему (приложение 2).

Формирование коммуникативной компетентности в общении со сверстниками в процессе работы в группе.

Овладение основами картографической грамотности и использование географической карты как одного из языков международного общения. Работа со  схемами.

Умение определять понятия,  организовывать учебное сотрудничество и совместную деятельность с учителем и сверстниками. Работать в группе, находить общее решение.

8

Изучение нового материала

Показывает презентацию, рассказывает о режиме и питании рек.

Проверяет правильность выполнения работы в парах.

Эвристическая беседа по выявлению причинно-следственных связей.

 1.     Что такое река?

 2.     Какие части имеет река?

 3.     Что называется речной системой?

 4.     Бассейн реки?

 5.     Водораздел реки?

Оцените ваших одноклассников.

«текут быстро большая скорость долины узкие

падение большое»(горные реки)

«текут спокойно

 небольшая скорость

 долины широкие

падение небольшое»

равнинные реки

Учащиеся делают выводы по работе со схемами (Виды устья, истоки рек, речная система, бассейн реки, водораздел реки).

Самостоятельно знакомятся с особенностями равнинных и горных рек,  работая  с текстом учебника стр. 98 рис.63 или просмотр видеофильма  «Горные и равнинные реки».

Работают в 3 группах:

1 гр. изучить рис. 64 на стр. 99 объяснить, как образуются пороги.

2 гр. изучить рис. 65 на стр. 99 объяснить, как образуются водопады. В каком направлении движутся водопады? Используют собственные коллажи « Водопады мира» выполненные дома.

Формирование ответственного отношения к учению, готовность к самообразованию.

Овладевают основными навыками нахождения необходимого материала в учебнике. Использование географической информации.

Развивать смысловое чтение. Устанавливать причинно-следственные связи, делать выводы.

9

Закрепление знаний

Организует деятельность по применению новых знаний: практикум «Описание реки по плану»

Вопросы к учащимся (в письменном виде):

 1. В какой реке течение в среднем быстрее в Волге или Тереке? Почему?

 2. Где Волга несет больше воды у Казани или у Волгограда?

2.Конкурс знатоков. Приложение 1. 

(в зависимости от уровня подготовки  класса)

Выполняют работу на стр. 100 описание горной реки. И на стр. 101 описание равнинной реки.

Овладение элементарными практическими умениями для определения количественных и качественных характеристик рек.

Умение строить логическое рассуждение.

10

Домашнее задание

Предлагает домашнее задание на выбор:

  1. § 17, составить к материалу параграфа 6-7 вопросов.
  2. Составить кроссворд по терминам темы.
  3. Нанести на физическую  контурную карту мира  крупные реки мира.
  4. Написать небольшой рассказ « Как я путешествовал (виртуально или реально) по реке (Река по выбору учащегося по Волге или по Тереку) по плану стр.99.

Выбирают домашнее задание и записывают его в дневник.

Формирование учебно-исследовательской и творческой деятельности при выполнении домашнего задания.

Самоконтроль.

Умение планировать свою деятельность по выполнению домашнего задания.

11

Подведение итогов. Рефлексия.

Предлагает дополнить предложение:

  1. Я знаю, что такое …
  2. Я могу …
  3. Я научился …
  4.  Мне очень понравилось….
  5. Мне не понравилось….
  6.  Я бы хотел изменить….

7) Все ли мы учебные задачи выполнили? О чем мы сегодня задумались? Как работали в группах? Насколько нам это удалось?

8) Оценки …….

Определяют уровень  достижений своих результатов. И результатов своих одноклассников. Отвечают на вопросы учителя.

Развитие рефлексивно-оценочной деятельности на уроке.

Самооценка.

Умение оценить себя, правильность выполненной учебной задачи. Предложить альтернативные способы решения задачи.


 

Приложение 1

Конкурс знатоков:

а) Я – сибирская река
Широка и глубока
Букву «е» на «у» смени –
Стану спутником земли.
(Лена – Луна)
б) Ты, меня, наверно, знаешь,
Я сказки Пушкина – герой,
Но если «я» на «н» сменяешь,
Сибирской стану я рекой.
(Елисей – Енисей)
в) В Африке известная река,
К ней прибавьте срочно букву «к»
Слово все наоборот прочтите,
Город в Подмосковье отыщите.
(Нил + к = Клин)
г) - Название какой реки состоит из предлога и цифры?
(Припять)
- Какая сибирская река состоит из личного местоимения и предлога?
(Яна)
- Название какой реки у тебя во рту?
(Десна)
- Какую реку можно срезать ножом?
(Прут)
- Какой приток Дона носит название дерева?
(Сосна)

- Какая река Западной Сибири носит название посуды?
(Таз)

Приложение 2.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Технологическая карта урока по теме "Свободное время. Каникулы" (6 класс). Технологическая карта урока "Еда. Кафе"

В технологической карте урока представлена разработка урока по теме"Свободное время. Каникулы." и разработка урока по теме "Еда.Кафе" для 6 класса....

Методическая разработка "От технологической карты раздела к технологической карте урока"

Уровень образования: основное общее образованиеКласс: 5 классПредмет: биологияТип ресурса: технологические картыКраткое описание ресурса: технологические карты разделов по темам: "Введение в биологию"...

Курсы повышения квалификации. Экспертные карты.Технологическая карта урока.

Данный материал может быть полезен для тех, кто проходит курсы повышения квалификации. В нём представлены примеры экспертных карт двух кроссвордов и викторины, а также технологическая карта урока в 5 ...

Технологическая карта "Технологическая карта урока биологии в 6 классе по теме «Передвижение веществ в растении»

Цели урока:   сформировать представление о передвижении веществ по растениюЗадачи урока:Предметные: на основе знаний о строении стебля, сформировать представление о процессе транспорта вещес...

Технологическая карта урока Урок № 32. «Культурная карта Российской Федерации» (практическое занятие)

Класс 5 Тема урока «Культурная карта Российской Федерации» Тип урока практическое занятие, урок-путешествие Средства обучения (УМК) Цель: Создать условия для формирования представлений о на...