Материалы к необычному уроку География Москвы в 8 или 9 кл.
учебно-методический материал по географии (8 класс) по теме
Использование схемы Московского метрополитена как нетрадиционный источник географической информации. Эти Материалы к уроку можно использовать при изучении тем "Природные зоны России", "Растительность России" в 8 классе и тем "Природа Центральной России", "Хозяйство Центрального района" и "Московская агломерация" в 9 классе...
Здесь ряд заданий и вопросов, которые Вы можете выбирать и компоновать на своём уроке по своему выбору и усмотрению...
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
geografiya_moskvy_metro.doc | 28.5 КБ |
презентация к уроку (правда схемка уже чуть устарела...) | 278 КБ |
всё то же самое, в виде буклета, для удобства восприятия | 453.5 КБ |
Предварительный просмотр:
ГЕОГРАФИЯ МОСКВЫ на схеме Московского метрополитена
Предлагаю вам, уважаемые коллеги… нет, не разработку урока. Это, скорее, материалы к урокам, которые вы сами можете компоновать так, как вам будет удобнее. Ведь хороший урок — ручная работа, штучный товар. Повторить его невозможно, а посему сценарии уроков теряют смысл. Постарайтесь выполнить мои нехитрые задания, которые я предлагаю своим 8–9-классникам.
- Рельеф
Задание. Найдите станции, в названиях которых встречаются формы рельефа.
Это станции Воробьёвы горы и Нагорная.
Вопрос. Конечно же, гор в Москве нет, однако… Какая форма рельефа зашифрована на схеме метро?
Теплостанская возвышенность.
Комментарий. Если соединить эти станции линией, то мы и увидим порог Теплостанской возвышенности. Москва-река «ударяется» о высокий берег возвышенности в районе Воробьёвых гор, отталкивается к северо-востоку и, вновь «ударяясь», отталкивается уже в районе Нагорной…
Факт. Московский «эверест» - высочайшая точка «внутриМКАДовской» Москвы — находится около станции Ясенево...
- Природные зоны
Задание. Выпишите станции, в названиях которых зашифрованы растения.
Вот эти станции: Орехово, Полянка, Боровицкая, Ясенево, Лубянка, Новые Черёмушки, Марьина роща и Дубровка.
Вопрос. Какие растительные сообщества представляют эти растения?
На юге — широколиственные леса (Орехово, Дубровка, Нов. Черёмушки и Ясенево)
На севере и в центре — смешанные (узколистно-сосновые) леса: Боровицкая (сосны), Лубянка (берёза) и Марьина роща (берёза или осина).
По долине Москвы-реки расположены пойменные луга (Полянка).
Вывод. Москва находится на стыке двух природных зон: смешанных и широколиственных лесов. А также представлена интразональная пойменная растительность.
Примечание. Наверное, следует оговорить в классе тот факт, что широколиственных лесов ни в Москве, ни в её окрестностях давно уже не осталось… Названия станций даны по районам города, районы названы по имени бывших (порой известных со Средневековья) сёл, а названия сёл часто отражали природное окружение. Вот и встречаются в Москве реликтовые «широколиственные» названия.
- Экономика
Задание. Отметьте станции с «промышленными» названиями.
Динамо, Автозаводская, Электрозаводская, Авиамоторная, Текстильщики и Печатники.
Вопрос. Какие отрасли промышленности являются отраслями специализации Москвы?
Энергетическое машиностроение (Динамо), Приборостроение (Электрозаводская), автомобилестроение (Автозаводская), авиастроение (Авиамоторная), лёгкая (Текстильщики) и полиграфия (Печатники).
Примечание. Названия Печатники и Текстильщики очень старые и в настоящее время в этих районах нет предприятий упомянутых отраслей, но эти названия, тем не менее, уместным образом отражают специализацию города.
Вопрос. Какие отрасли специализации не представлены на схеме и почему?
Химия и пищевая промышленность. Пищевая — новая отрасль специализации для Москвы, а химия размещается вдали от жилых районов, для которых и строилось метро (экологический фактор размещения).
Задание. Заштрихуйте ареал размещения станций с «промышленными» названиями. Найдите закономерность в размещении промышленности Москвы и объясните её.
Восток города. Западный перенос продувает город от выбросов промышленности, а Мещёрская низина, расположенная на востоке, благоприятствует промышленному строительству.
Задание. Выпишите станции, названия которых связаны со сферой услуг. Какие отрасли они отражают?
Транспорт и связь (Речной вокзал, Аэропорт и Телецентр), спорт (Спортивная и Водный стадион), образование (Студенческая и Университет), наука (Академическая), торговля (Охотный ряд) и культура (Театральная и Библиотека им. Ленина).
Примечания. Дети часто называют и Профсоюзную. Наверное, можно считать эту станцию отражением сферы управления.
Также, возможно, стоит пояснить значение выражения «охотный ряд», потому что ребятам эта фраза может ни о чём не сказать. А ведь речь идёт о старинном торжище, каждый ряд которого имел свою специализацию. На охотном ряду, например, торговали дичью…
Комментарий. Интересно, что станций с непроизводственными названиями оказалось в два раза больше, чем «промышленных» станций. Удивительно, но такое положение дел отражает примерную занятость экономически активного населения в Москве: в сфере услуг занято в 2 раза больше народу, чем в промышленности.
- Экология
Задание. Отметьте станции, в названиях которых встречаются слова «парк», «сад» или «роща». Добавьте к ним станции, одноимённые московским паркам. Что получилось?
Филёвский парк, Битцевский парк, Ботанический сад, Александровский сад, Парк культуры, Парк Победы, Марьина роща, а также Измайловская, Коломенская, Кузьминки, Тимирязевская, Сокольники и Царицыно.
Вопрос. Какого парка здесь явно не хватает и почему?
Лосиный остров — это национальный парк, то есть природоохранная территория. Конечно же, нецелесообразно к нему подводить линию метро, чтоб не беспокоить строительством его обитателей и не провоцировать большой наплыв праздной публики, ну а немногочисленные любители экотуризма смогут добраться и наземным транспортом.
Вопрос. Объясните закономерность размещения московских парков.
Парки тяготеют к окраинам, где в основном расположены спальные районы, а в центре — смещены к западу для хорошего проветривания центра города и восточных промзон ветрами западного переноса.
Итак, домашнее задание. В метро много станций и с географическими названиями… Их – 25, не считая строящихся линий. Сможете найти их? Не забудьте про Савёловскую и Павелецкую, а также Рязанский и Волгоградский проспекты. Учтите, что Пушкинская, всё таки, названа в честь поэта, а не подмосковного города, как и Чеховская… А Китай-город вообще к географии не имеет отношения, это про историю Москвы...
Теперь можно составить «Мини-справочник географических названий московского метро», например по следующей схеме:
станция | географич. объект | справочные сведения |
А ещё можно нанести эти географические объекты на контурную карту и удивиться широте охвата территории географией Московского метрополитена!
Итак, уважаемый коллега, это — лишь идея. Идея, проверенная в Москве, но не обкатанная ещё в Вашем населённом пункте. Вооружившись картой-планом, ищите и Вы точки соприкосновения топонимики с географией. Дерзайте! Хорошая идея достойна воплощения…
http://geo.1september.ru/view_article.php?id=200701406
Эти материалы можно использовать при изучении тем: «Природные зоны России», «Растительность России» в 8 классе и тем: «Природа Центральной России», «Хозяйство Центрального района» и «Московская агломерация» в 9 классе.
Предварительный просмотр:
Подписи к слайдам:
РЕЛЬЕФ
рельеф
рельеф
рельеф 256 м.
ПРИРОДНЫЕ ЗОНЫ
растения
растения
растения
растения
ЭКОНОМИКА
промышленность
промышленность сфера услуг
ЭКОЛОГИЯ
московские парки и сады
московские парки и сады
географические названия Г Г Г Г Г Г Г Г Г Г Г Г Г Г Г Г Г Г Г Г Г Г Г Г Г Г Г Г Г Г
Предварительный просмотр:
- Рельеф
Задание. Найдите станции, в названиях которых встречаются формы рельефа.
Это станции Воробьёвы горы и Нагорная.
Вопрос. Конечно же, гор в Москве нет, однако… Какая форма рельефа зашифрована на схеме метро?
Теплостанская возвышенность.
Комментарий. Если соединить эти станции линией, то мы и увидим порог Теплостанской возвышенности. Москва-река «ударяется» о высокий берег возвышенности в районе Воробьёвых гор, отталкивается к северо-востоку и, вновь «ударяясь», отталкивается уже в районе Нагорной…
- Природные зоны
Задание. Выпишите станции, в названиях которых зашифрованы растения.
Вот эти станции: Орехово, Полянка, Боровицкая, Ясенево, Лубянка, Новые Черёмушки, Марьина роща и Дубровка
Вопрос. Какие растительные сообщества представляют эти растения?
На юге — широколиственные леса (Орехово, Дубровка, Нов. Черёмушки и Ясенево)
На севере и в центре — смешанные (узколистно-сосновые) леса: Боровицкая (сосны), Лубянка (берёза) и Марьина роща (берёза или осина).
По долине Москвы-реки расположены пойменные луга (Полянка).
Вывод. Москва находится на стыке двух природных зон: смешанных и широколиственных лесов. А также представлена интразональная пойменная растительность.
- Экономика
Задание. Отметьте станции с «промышленными» названиями.
Динамо, Автозаводская, Электрозаводская, Авиамоторная, Текстильщики и Печатники.
Вопрос. Какие отрасли промышленности являются отраслями специализации Москвы?
Энергетическое машиностроение (Динамо), Приборостроение (Электрозаводская), автомобилестроение (Автозаводская), авиастроение (Авиамоторная), лёгкая (Текстильщики) и полиграфия (печатники).
Вопрос. Какие отрасли специализации не представлены на схеме и почему?
Химия и пищевая промышленность.
Пищевая — новая отрасль специализации, а химия размещается вдали от жилых районов, для которых и строилось метро (экологический фактор размещения).
Задание. Найдите закономерность в размещении промышленности в Москве и объясните её.
Восток города. Западный перенос продувает город от выбросов промышленности, а Мещёрская низина, расположенная на востоке, благоприятствует промышленному строительству.
Примечание. Названия Печатники и Текстильщики очень старые и в настоящее время в этих районах нет предприятий упомянутых отраслей, но эти названия, тем не менее, уместным образом отражают специализацию города.
Задание. Выпишите станции, названия которых связаны со сферой услуг. Какие отрасли они отражают?
Транспорт и связь (Речной вокзал, Аэропорт и Телецентр), спорт (Спортивная и Водный стадион), образование (Студенческая и Университет), наука (Академическая), торговля (Охотный ряд) и культура (Театральная и Библиотека им. Ленина).
Примечание. Дети часто называют и Профсоюзную. Наверное, можно считать эту станцию отражением сферы управления.
Комментарий. Интересно, что станций с непроизводственными названиями оказалось в два раза больше, чем «промышленных» станций.
Удивительно, но такое положение дел отражает примерную занятость экономически активного населения в Москве: в сфере услуг занято в 2 раза больше народу, чем в промышленности.
- Экология
Задание. Отметьте станции, в названиях которых встречаются слова «парк», «сад» или «роща». Добавьте к ним станции, одноимённые московским паркам. Что получилось?
Филёвский парк, Битцевский парк, Ботанический сад, Александровский сад, Парк культуры, Парк Победы, Марьина роща, а также Измайловская, Коломенская, Кузьминки, Тимирязевская, Сокольники и Царицыно.
Вопрос. Объясните закономерность размещения московских парков.
Парки тяготеют к окраинам, где в основном расположены спальные районы, а в центре — смещены к западу для хорошего проветривания центра города и восточных промзон ветрами западного переноса.
Ну а какое домашнее задание можно было бы предложить ребятам по схеме метро? В метро ведь много станций с географическими названиями… Их – 25, не считая строящихся линий.
Можно предложить ребятам составить
«Мини-справочник географических названий московского метро».
Задание. 1-Выписать станции, в которых встречаются географические названия.
2-Составить таблицу:
станция | геогр. объект | справочные |
Белорусская | Беларусь | гос-во в Вост. Европе, |
Волжская | Волга | Река в Европейской |
Рязанский проспект | Рязань | Город, областной центр в Центральном федеральном округе России, 522 тыс.жит. |
Продолжите дальше |
Таким образом, этот материал позволяет без географической карты составить некое представление, географический образ Москвы, пользуясь лишь схемой Московского метрополитена.
Работая с этим материалом, можно использовать элементы технологий развивающего и проблемного обучения, продумывая и другие развивающие вопросы и проблемные задания к схеме метро.
Эти материалы можно использовать при изучении тем: «Природные зоны России», «Растительность России» в 8 классе и тем: «Природа Центральной России», «Хозяйство Центрального района» и «Московская агломерация».
ГОУ Центр образования №1666 «Феникс»
г.Москва, Зелёный проспект, д.75
тел. 302-8115 uvk1666@mail.ru
Московский Департамент образования
Восточное окружное управление образования
ГОУ Центр образования №1666 «Феникс»
Формирование образа
территории Москвы
с помощью схемы
Московского метрополитена
(материалы к урокам)
Разработка учителя географии
ГОУ ЦО №1666 «Феникс»
Сергеева Б. М.
Москва — 2007
Теплостанская возв.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Использование материалов по краеведению на уроках географии с целью формирования активной жизненной позиции учащихся
Использование местного материала на уроках географии(6-10 класс) с целью формирования личности учеников....
Нетрадиционный урок литературы: "Москва - наша столица, Москвой надо гордиться".
Рассказываем о Москве в стихах и песнях и не только......
Необычные формы и методы активизции познания на уроках географии и биологии в коррекционной школе VIII вида (из опыта работы)
Применение необычных форм и методов на уроках и во внеклассной работе помогает активизировать учебный процесс, развивает познавательную активность, наблюдательность детей, внимание, память, мышление, ...
Материалы к открытому уроку географии 5 класса "Открытия русских путешественников"
Разработка содержит технологическую карту урока географии в 5 классе по теме "Открытия русских пуьешественников", разработанну.ю в соответствиии с ФГОС ООО,...
Материал урока географии в 9 классе "Москва – столица Российской Федерации"
Материалы содержат конспект урока и всё необходимое сопровождение. Представленный урок проводился в виде мини-проекта....
Технологическая карта. Урок география. ФГОС. 9 класс. Тема: "Центральная Россия. Географическое положение. Практическая работа № 4 . Сравнение географического положения и планировки Москвы и Санкт-Петербурга".
Урок практикум. Изучения нового материала. УМК линии учебников под редакцией И.И. Баринова, В.П. Дронов, И.В. Душина, Л.Е. Савельева. География: География России. Природа. Население. Х...
Урок географии "Москва-столица России"
Методическая разработка урока по географии 9 класса...