Материал урока географии в 9 классе "Москва – столица Российской Федерации"
план-конспект урока по географии (9 класс) на тему
Материалы содержат конспект урока и всё необходимое сопровождение. Представленный урок проводился в виде мини-проекта.
Скачать:
Предварительный просмотр:
Урок № 30 . В 9 классе
Тема. Москва – столица Российской Федерации.
Цели:
- Учащиеся должны уметь показывать на административной карте России особенности географического положения Центрального экономического района и города Москвы, из материала домашнего задания выделять и формулировать главные характерные черты географического положения экономического объекта.
- Учащиеся должны познакомиться с Москвой как административным, культурным и экономическим центром России.
- Учащиеся должны развивать информационные компетенции - умение анализировать и отбирать необходимую информацию, организовывать, преобразовывать, сохранять и передавать ее; коммуникативные компетенции- навыки коллективной работы с учетом различных социальных ролей.
Задачи:
Образовательная | Создать условия для освоения материала по теме «Москва – столица Российской Федерации» | Предметный результат | Уметь показывать на административной карте России Центральный экономический район город Москву, из материала домашнего задания выделять и формулировать главные характерные черты географического положения экономического объекта. |
Воспитательная | Создать условия для формирования готовности и способности учащихся к саморазвитию и самообразованию на основе мотивации к обучению и познанию | Личностный результат | Уметь проводить самооценку себя и оценку группы в целом, уметь общаться со сверстниками, уметь аргументированно отстаивать свою точку зрения. |
Развивающая | Создать условия для формирования метапредметных информационных и коммуникативных компетенций | Метапредметный результат | Уметь анализировать текст и отбирать необходимую информацию, организовывать, преобразовывать, сохранять и передавать ее; уметь работать в коллективе с учетом различных социальных ролей. |
Оборудование: мультимедийная установка, карточки, компьютер, карта-урока (для каждого ученика), увеличенная копия контура Москвы.
Тип урока: урок комплексного применения знаний, в форме мини-проекта.
Ход урока.
- Организационный момент.
- Постановка темы и цели урока.
- Всю работу на уроке вы выполняете в карте урока.
(раздаю карты урока)
Подпишите её. В течение урока вы будете оценивать свою работу на каждом этапе, критерии приведены, а затем , подсчитав заработанные баллы, вы сможете оценить свою работу за весь урок. Карта урока после работы приклеивается в рабочую тетрадь по географии, чтобы в дальнейшем вы могли пользоваться её информацией.
- Скажите, какой экономический регион мы изучали на предыдущих уроках?
- Напомните, в чём отличительные особенности данного региона от изученных ранее?
(Географическое положение, население, столичность)
- Прежде чем определить тему урока, я предлагаю вам посмотреть небольшую видео-презентацию
(видео-презентация о Москве)
- О чём пойдёт разговор сегодня? Тема урока?
(поворачиваю карточку – тему)
ЦЕЛЬ УРОКА.
- Москва с XV века – столица Русского государства, т.е. более 500 лет. Почему? В чём причины такого столичного долголетия? Это цель нашего урока
ЗАДАЧИ УРОКА
- Что мы должны сделать, чтобы достичь этой цели?
(Задачи – охарактеризовать Москву с разных точек зрения и сделать выводы)
ФОРМЫ И МЕТОДЫ
- Сегодня мы работаем по группам, выполняем мини-проект.
В своей работе мы будем придерживаться определённого плана, он на слайде, а у вас на столах в виде памятки.
(слайд)
Для дальнейшей работы, нам нужен будет лидер группы, определите, пожалуйста, кто из вас будет выполнять на сегодняшнем уроке эту роль.
(выбирают лидера)
- Проверка домашнего задания. Подготовительный этап проекта.
- Чтобы начать разговор о Москве, мы должны вспомнить материал, который уже знаем. Выполните задание №1 в карте урока.
(отвожу 5 минут)
Рефлексия этапа. Индивидуальная самооценка.
- Проверьте себя по ключу и оцените: 1 правильный ответ – 1 балл.
- Вспомните, какие показатели являются основными при характеристике региона, экономического района или города?
(Географическое положение, природа, население, экономика)
- Для характеристики Москвы мы тоже будем использовать данные показатели.
- Ребята это подготовительный этап проекта, (обратить внимание на доску) поэтому вся информация, которую мы сейчас повторяем, поможет нам в дальнейшей работе.
- Изучение нового материала. Этап планирования.
Целевая установка проекта.
- Сегодня мы поделились на три группы
- Каждая из групп должна составить наглядную характеристику Москвы со своей точки зрения.
1 группа - Культурологи
2 группа – Географы
3 группа - Экономисты
Главным результатом работы каждой группы будет являться коллаж и отчёт-рассказ о Москве.
- Отчёт оформляйте в карте урока, в своей строке..
- Хотелось бы обратить внимание на критерии, по которым после выступления каждой группы, она будет оценена. Две другие группы должны будут оценить выступление по следующим критериям:
- соответствие заявленной теме,
- полнота содержания,
- логичность изложения материала,
- артистизм , убедительность, выразительность выступления,
- эстетика коллажа.
- Переходим на этап выполнения проекта.
На выполнение работы 10 минут.
(слежу за временем, звоню в колокольчик)
- Сдайте коллажи.
- Переходим к этапу защиты результата.
- Отчёт каждой группы. Во время выступления все ребята из других групп заполняют таблицу. В результате выступления всех трёх групп, она должна быть заполнена полностью.
- Напоминаю, что вы не только слушаете, а заполняете таблицу, а после выступления каждой группы, нужно будет оценить её работу в протоколе по нескольким критериям.
(после выступления каждой группы)
- Подводя итог урока, вернёмся к нашей цели. В чём причины такого столичного долголетия? Достигнута ли она? Да, цель достигнута полностью.
Рефлексия этапа. Индивидуальная самооценка.
Если вы принимали активное участие в работе группы, выступали перед классом, то поставьте себе – 3 балла.
- Если вы принимали активное участие в работе группы – 2 балла.
- Если вы участвовали в обсуждении, выполняли коллаж – 1 балл.
- Если ничего не делали – 0 баллов.
- Подведение итогов. (Заполнение таблицы)
- Вами сегодня была сделана большая работа на уроке, поэтому , чтобы подвести её итог заполните таблицу в карте урока.
Узнал | Понял | Научился | Вызвало затруднение |
( 3 минуты)
- Озвучьте, пожалуйста, написанное.
- Отчёт группы аналитиков.
- Домашнее задание
Если у вас 5-6 баллов, то ваш уровень активности на уроке, уровень восприятия и усвоения материала высокий, вам достаточно дома & 9.2 – прочитать, найти интересные факты, о которых не было ещё сказано
Если у вас 4 -3 балла, то ваш уровень активности на уроке, уровень восприятия и усвоения материала достаточный вам дома нужно будет& 9.2 –прочитать, найти интересные факты, о которых не было ещё сказано, из & 9.1 найти материал, в котором вы сомневались при ответах по домашнему заданию и запомнить.
Если у вас менее 3 баллов,то ваш уровень активности на уроке, уровень восприятия и усвоения материала недостаточный вам дома нужно будет &9.2 прочитать, найти интересные факты, о которых не было ещё сказано, & 9.1 – выучить.
Уходя с урока, прикрепите на плакат цветочек жёлтого, оранжевого, красного цвета, в зависимости от вашего внутреннего ощущения урока. жёлтый – я спокоен, потому что всё понятно, оранжевый – есть непонятный материал, я сомневаюсь, красный – я полностью не разобрался с материалом.
Предварительный просмотр:
Карта урока.
Ученика (цы) 9а класса Ф.и. ____________________________________________________
Тема. ____________________________________________________________
- Подготовительный этап проекта. Проверка домашнего задания.
Решите тест, выберите правильный ответ из предложенных.
Вопрос №1
В состав Центральной России входят районы:
1)Центральный, Центрально-Черноземный, Волго-Вятский
2)Северо-Западный, Северный, Северо-Кавказский, Центральный
3)Центрально-Черноземный, Поволжский, Северный
Вопрос №2)
Главными чертами географического положения Центральной России являются:
1) приморское положение
2) центральность и столичность
3)низкий уровень экологической опасности
Вопрос №3)
На территории региона встречаются...
1)каменный уголь, апатиты, сера
2)бурый уголь, фосфориты, железная руда
3)калийные соли, нефть, медная руда
Вопрос №4)
Выберите города «золотого кольца»:
1)Смоленск, Калуга, Тула, Москва
2)Воронеж, Белгород, Курск, Брянск
3)Ростов, Суздаль, Владимир, Ярославль
Вопрос №5)
Характерной чертой населения региона не является...
1) преобладание русского населения
2) сёла на севере региона большого размера
3) высокий уровень урбанизации
Вопрос №6)
В список городов-миллионеров входят:
1)Воронеж, Ярославль, Тула
2)Рязань, Тверь, Липецк
3)Нижний Новгород, Москва
Вопрос № 7)
Найдите ошибки в описании Центральной России?
1)имеет непосредственную границу со странами Азии
2)высока доля городского населения
3)имеет выгодное транспортно-географическое положение
Оцените себя по ключу:
1 правильный ответ – 1 балл Самооценка- ______________ балла
- Мини-проект
А) Москва – географический цент
____________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________
____________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________
Б) Москва – культурно – научный центр
____________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________
____________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________
В) Москва – экономический центр
____________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________
____________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________
Если вы принимали активное участие в работе группы, выступали перед классом, то поставьте себе – 3 балла.
Если вы принимали активное участие в работе группы – 2 балла.
Если вы участвовали в обсуждении, выполняли коллаж – 1 балл.
Если ничего не делали – 0 баллов.
Самооценка- ______________ балла
- Итог урока
Узнал | Понял | Научился | Вызвало трудности |
Всего баллов ______________
Предварительный просмотр:
Группа№1
Культурологи
Достопримечательности Москвы
В Москве можно изучить историю страны, посмотрев на старинную архитектуру, музеи и древние владения князей.
Главная достопримечательность Москвы — Красная площадь
С даты создания — с конца 15 века она славилась, как самая главная площадь в России.
Это место является настоящим эпицентром города. Здесь происходит масса международных мероприятий. Здесь происходит поздравление президента с Новым Годом, Парадом Победы. Именно здесь находится Спасская башня, мавзолей. А одним из самых красивых мест в Москве является Александровский сад. Красная площадь находится у северо-восточной стены Кремля. А в Южной располагается один из прекраснейших храмов, названного в честь святого Василия Блаженного. Когда-то он носил другое название — Покровский собор. Вокруг Красной площади обустроено множество значимых мест. Например, в Северной части можно увидеть исторический музей и Собор Казанской иконы Божией Матери. Также здесь находится памятник Минину и Пожарскому. Центром Красной площади является Кремль. Первые стены заложили еще в 12 веке
Царь -колокол и царь-пушка - также можно увидеть здесь.
Красная площадь -это действительно святое место. Ведь на небольшом расстоянии друг от друга расположены Успенский, Архангельский и Благовещенский собор, а также церковь Ризоположения.
Третьяковская галерея
Её можно назвать одним из самых посещаемых мест в Москве.
Ее история началась еще в 1889 году. Великий художник П.М. Третьяков собрал свои самые живописные картины в одном месте. На сегодняшний день, в галерее присутствует около 150 картин. Также здесь можно увидеть скульптуру и графику.
Усадьба Царицыно
Это невероятно красивое место.
Значительным достоянием является и Большой Дворец. В нем можно узнать о жизни великой императрицы Екатерине II.
Новодевичий монастырь
В излучине Москвы-реки находится Девичье поле. На нем располагается Новодевичий монастырь. Когда-то здесь происходил отбор девушек для Золотой Орды. Ранее эта достопримечательность носила название Стародевичий монастырь.
Парки и водоемы
Столица России славится не только особенной архитектурой, но и потрясающими пейзажами. В Москве около 300 озер и прудов. В столице существует множество зеленых зон, различных водоемов и парков.
Например Чистые пруды
Когда-то здесь была скотобойня, а отходы выбрасывались в пруд, который в то время назывался Поганым. В конце XVII века владение перешли Меньшикову. Именно он очистил и преобразил местность в живописный вид и построил прекрасную церковь.
Ботанический сад
Это самая крупная зеленая зона. Здесь собраны растения со всего мира. В настоящее время в нем насчитывается более 10 тысяч различных растений.
Парк Горького
Пешеходная улица Арбат
Улица Арбат имеет достаточно древние корни. Историки утверждают, что
Арбат впервые упоминался в 1493 году. Ранее здесь находились различные торговые лавки. На Арбате каждый человек найдет что-то для себя.
Поклонная гора
Эта достопримечательность Москвы несет исторический характер. У Поклонной горы люди чтят память тем, кто погиб во время войны.
В 2010 году у Поклонной горы был установлен Вечный огонь. Здесь находятся храм Георгия Победоносца, Монумент Памяти, Мемориальная мечеть и другие исторические объекты
Московский зоопарк
Главный зоопарк в России существует множество лет. Он был создан еще в 18 веке и и в нем насчитывается более восьми тысячи животных.
Каждая улица хранит свою историю и свои тайны, а многие из них названы в честь великих людей.
Предварительный просмотр:
Группа №2
Географы
МОСКВА - УЗЛОВОЙ ПУНКТ. Город Москва возник в пункте пересечения трех больших дорог. Из такого географического положения проистекли важные экономические выгоды для города и его края.
РАННЯЯ НАСЕЛЕННОСТЬ МОСКОВСКОГО КРАЯ. Прежде всего это положение содействовало сравнительно более ранней и густой населенности края.
МОСКВА - ЭТНОГРАФИЧЕСКИЙ ЦЕНТР ВЕЛИКОРОССИИ. Центральное положение Москвы прикрывало ее со всех сторон от внешних врагов; внешние удары падали на соседние княжества - Рязанское, Нижегородское, Ростовское, Ярославское, Смоленское - и очень редко достигали до Москвы. Благодаря такому прикрытию Московская область стала убежищем для русского населения, всюду страдавшего от внешних нападений. Московская страна была, может быть, единственным краем Северной Руси, не страдавшим или так мало страдавшим от вражеских опустошений.
РЕКА МОСКВА - ТРАНЗИТНЫЙ ПУТЬ. В старое время эта река имела немаловажное торговое значение. Так географическое положение Москвы доставляло московскому князю важные экономические выгоды. Развитие торгового движения по реке Москве обогащало казну местного князя торговыми пошлинами.
ПОЛИТИЧЕСКИЕ СЛЕДСТВИЯ. МОСКВА - МЛАДШИЙ УДЕЛ. Как город новый и окраинный, Москва досталась младшему князю. Поэтому он не мог питать надежды занять старший великокняжеский стол. Поэтому он должен был обеспечивать свое положение иными средствами.Они являются зоркими наблюдателями того, что происходит вокруг них, внимательно высматривают, что лежит плохо, и прибирают это к рукам. Первые московские князья выступают смелыми хищниками.
СОВРЕМЕННЫЙ ГОРОД
Крупнейший по численности населения город России и Европы, важнейший транспортный узел, а также политический, экономический, культурный и научный центр страны. Город обслуживают международные аэропорты Домодедово, Шереметьево, Внуково, 9 железнодорожных вокзалов, 3 речных порта (имеются выходы к морям бассейнов Атлантического и Северного Ледовитого океанов). С 1935 года в столице работает метрополитен.
Москва находится в центральной части Восточно-Европейской равнины, в междуречье Оки и Волги. Город располагается на обоих берегах реки Москвы в её среднем течении. Помимо этой реки, на территории города протекает несколько десятков других рек, наиболее крупные из которых — притоки Москвы, в частности Сходня,Химка, Таракановка, Пресня, Неглинная, Яуза и Нищенка (левые), а также Сетунь, Котловка и Городня (правые). Многие малые реки (Неглинная, Пресня и др.) в пределах города протекают в коллекторах. Москва расположена на стыке трёх природных областей с разными видами ландшафтов. На юго-западе —ледниковая возвышенность. На востоке и юго-востоке — низменность. На севере — моренная гряда. Для каждой из областей характерен свой уникальный рельеф. Климат Москвы умеренно-континентальный.
Предварительный просмотр:
Группа №3
Экономисты
На данный момент Москва — крупнейший в России финансовый центр и центр управления значительной частью экономики страны. В Москве сосредоточены более половины банков , большая часть крупнейших компаний зарегистрированы и имеют центральные офисы именно в Москве.
Кроме того — это крупный центр машиностроения, в том числе энергомашиностроения, станко-, судо-, приборостроения; чёрной и цветной металлургии (производство алюминиевых сплавов), химической, лёгкой, полиграфической промышленности.
На территории города действует значительное количество предприятий оборонной промышленности
Из гражданских производств наиболее крупные:
- Московский нефтеперерабатывающий завод — крупный производитель, в том числе и на экспорт, нефтепродуктов
- Завод имени Лихачёва — производитель грузовых автомобилей ок. 10 тыс. в год
- Автофрамос — предприятие по сборке легковых автомобилей Renault ок. 60 тыс. в год, на территории бывшего АЗЛК
- Металлургический завод «Серп и Молот»
- Электрозавод — крупный производитель электротрансформаторов и реакторов
- Московский завод Электрощит — производитель электрических распределительных устройств
- Трёхгорная мануфактура
- Московский шинный завод
- Компрессорный завод «Борец»
- Московский судостроительный и судоремонтный завод
- Мосхимфармпрепараты им. Н.А.Семашко
- Красный Октябрь (кондитерская фабрика)
В городе имеется сильная научная и технологическая база по производству оптико- и радиоэлектронных приборов, авиационной и космической аппаратуры, высокоточных механических приборов.
Москва является крупнейшим в стране инженерным центром, здесь проектируется значительная часть российской продукции, (особенно авиационной, космической, ядерной и вооружения), разрабатываются технологии её изготовления, исследуются материалы. Среди проектных организаций наиболее знамениты:
- КБ Сухой
- КБ Туполев
- Авиационный комплекс имени С. В. Ильюшина
- ОКБ имени Яковлева
- КБ Транспортного машиностроения
- Московский институт теплотехники
- Гидропроект
- ЦНИИПСК им. Н. П. Мельникова и многие другие
Экономика Москвы
Москва — это крупнейший финансовый центр, где сосредоточены рычаги управления большей частью российской экономики. Именно здесь располагается львиная доля официально зарегистрированных в стране банков, а также сосредоточены головные офисы крупнейших компаний, в том числе и тех, чьи производственные мощи находятся в других регионах Федерации.
В структуре экономики Москвы, что характерно и для России в целом, преобладает сектор услуг, включающий в себя сферу торговли, транспорта, гостиничного хозяйства; ресторанные комплексы, развлекательные заведения, здравоохранение, образование, обеспечение безопасности, сделки с недвижимостью в Москве и т. п.
Важной составляющей столичной экономики выступает промышленный сектор, представленный отраслями машиностроения, черной и цветной металлургии, полиграфии, легкой, химической, оборонной промышленности. Серди крупнейших предприятий стоит выделить: Московский нефтеперерабатывающий завод, металлургический завод «Серп и молот», завод «Электрощит», Тушинский машиностроительный завод, завод имени Лихачева, шинный завод; ФГУП «Салют», Автофрамос, «Вымпел» и многие другие.
Являясь крупным инженерным центром России, Москва сосредотачивает в себе ряд ключевых проектных организаций, которые разрабатывают продукцию и технологии ее изготовления. Среди них: ОКБ имени Яковлева, КБ Туполев, КБ Сухой, Авиационный комплекс имени С. В. Ильюшина, КБ Транспортного машиностроения Московский институт теплотехники, Гидропроект и ряд других.
Одним из главных элементов экономики Москвы выступает розничная торговля, на долю которой приходится более 30% всего российского товарооборота. При этом этот показатель имеет тенденцию к росту, как и число объектов розничной торговли. В столице сосредоточены крупнейшие сети продуктовых и промтоварных магазинов, супер- и гипермаркетов, такие как «Перекресток», «Карусель», «Пятерочка», «Копейка», «Рамстор», «Ашан», «12 месяцев», «Метро», «Азбука вкуса», «Ароматный мир» и многие другие. Кроме того, здесь расположено огромное количество точек общественного питания: от общедоступных кафе быстрого питания («Ростикс», «Макдоналдс», «Му-му», «Якитория» и т. п.) до дорогих ресторанов. Развиваются существующие и возводятся новые торгово-развлекательные центры. Серди наиболее популярных на сегодняшний день можно отметить «Европейский», «Метрополис», «Мега», «Олимпийский», «Красный кит», «Москва», «Рио», «Охотный ряд» и др.
Как было отмечено выше, В Москве сосредоточены главные офисы многих как Российских, так и зарубежных компаний. Например, РАО ЕЭС России, ОАО «ГАЗПРОМ», ОАО «Лукойл», ОАО «НК «РОСНЕФТЬ», Росатом, Сибур-Холдинг и т. д.
Бюджет Москвы по своим размерам сравним не только с показателями столиц многих развитых стран (например, в 2007 он был равен бюджету Нью-Йорка и подобная ситуация прогнозируется к 2012 году), но и превышает бюджеты малых и средних государств.
Столица находится в числе лидеров России по доходам населения. До начала кризиса, например с января по ноябрь 2007 года, среднемесячный заработок сотрудников крупных и средних предприятий составил чуть более 29 000 рублей; работников торговли — 32600; людей, занятых в финансовой сфере — 57000 рублей. Наиболее низким был этот показатель в образовательных, научных и медицинских учреждениях: 18400, 21700 и 22124 рублей соответственно. При том, что величина прожиточного минимума, закрепленная Правительством, в этом же году равнялась для взрослого человека 5795 рублей. Численность населения с доходами, ниже этой цифры составила 15,24 %, что достаточно много, однако ниже по сравнению с аналогичным периодом 2006 года (17%).
Мировой финансовый кризис негативным образом отразился на экономике столицы, всех ее сегментах, бюджетной сфере, доходах населения; рынке недвижимости Москвы.
Однако, согласно авторитетным прогнозам, например, PricewaterhouseCoopers, экономический потенциал Москвы будет с каждым годом укрепляться, а экономический рост до 2020 года составит 4%; при этом существенно вырастут и доходы москвичей, повысится их уровень жизни.
Предварительный просмотр:
Предварительный просмотр:
Вопрос №1
В состав Центральной России входят районы:
1)Центральный, Центрально-Черноземный, Волго-Вятский
2)Северо-Западный, Северный, Северо-Кавказский, Центральный
3)Центрально-Черноземный, Поволжский, Северный
Вопрос №2)
Главными чертами географического положения Центральной России являются:
1) приморское положение
2) центральность и столичность
3)низкий уровень экологической опасности
Вопрос№3)
На территории региона встречаются...
1)каменный уголь, апатиты, сера
2)бурый уголь, фосфориты, железная руда
3)калийные соли, нефть, медная руда
Вопрос №4)
Выберите города «золотого кольца»:
1)Смоленск, Калуга, Тула, Москва
2)Воронеж, Белгород, Курск, Брянск
3)Ростов, Суздаль, Владимир, Ярославль
4)Воронеж, Москва, Ногинск
Вопрос №5)
Характерной чертой населения региона не является...
1) преобладание русского населения
2) сёла на севере региона большого размера
3) высокий уровень урбанизации
Вопрос №6)
В список городов-миллионеров входят:
1)Воронеж, Ярославль, Тула
2)Рязань, Тверь, Липецк
3)Нижний Новгород, Москва
Вопрос № 7)
Найдите ошибки в описании Центральной России?
1)имеет непосредственную границу со странами Азии
2)высока доля городского населения
3)имеет выгодное транспортно-географическое положение
Ключ:
1 2 3 4 5 6 7
1 2 2 3 2 3 1
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Всероссийский открытый урок, посвящённый 20-летию Конституции Российской Федерации в 9-м классе
Презентация для проведения урока знаний в 8 и 9 классах. Материал для презентации выбран с учетом рекомендаций министерства образования и науки Российской Федерации. Для проведения всероссийског...
открытый Всероссийский урок, посвященный 20-летию Конституции Российской Федерации
1 сентября 2013 года был дан открытый Всероссийский урок, посвященный 20-летию Конституции Российской Федерации. Данный урок раскрывает основные понятия Конституции РФ, ее структуру, права граждан Рос...
Методическая разработка урока на тему "Бюджетная система Российской Федерации"
Представленная методическая разработка предназначена для проведения уроков по теме "Бюджет и бюджетная система РФ" для СПО учреждений по финансовым дисциплинам. Методическая разработка ...
Методическая разработка урока на тему "Бюджетная система Российской Федерации"
Представленная методическая разработка предназначена для проведения уроков по теме "Бюджет и бюджетная система РФ" для СПО учреждений по финансовым дисциплинам. Методическая разработка ...
Конспект урока "Религиозные объединения и организации Российской Федерации"
Цель: рассмотреть принципы функционирования религиозных объединений и организаций в России, определить правовой статус религиозных объединений и организаций.Задачи:1. Ознакомить учащихся со спецификой...
Разработка открытого урока «Правовая защита несовершеннолетних в Российской Федерации»
Цель урока: повышение правовой культуры учащихся. Задачи урока: 1. образовательная: актуализация и закрепление знаний учащихся о правах и свободах человека и гражданина, знакомство с документами,...