Нетрадиционный урок литературы: "Москва - наша столица, Москвой надо гордиться".
методическая разработка по литературе (6 класс) по теме
Рассказываем о Москве в стихах и песнях и не только...
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
razrabotka_netradicionnogo_uroka_literatury.doc | 52.5 КБ |
Предварительный просмотр:
РАЗРАБОТКА
НЕТРАДИЦИОННОГО УРОКА ЛИТЕРАТУРЫ
для 6-ого класса
Тема:
МОСКВА-НАША СТОЛИЦА,
МОСКВОЙ НАДО ГОРДИТЬСЯ.
Урок разработан и проведен учителем
русского языка и литературы
ГБОУ СОШ №1778
г. Москвы
Колесниковой Ириной Ашотовной
г. Москва
2010
ЦЕЛИ:
-обучающие: вспомнить и углубить в рамках урока исторические факты из истории Москвы, связать с ними литературные источники и музыкальные произведения;
-развивающие: во время урока показать учащимся, как гармонично связаны между собой история, литература и музыка; продолжать обучать выразительному чтению стихов на уроке;
-воспитывающие: воспитывать умение доброжелательно, с уважением слушать не только исполнение известных певцов, но и чтение стихов в исполнении своих товарищей.
ПЛАН УРОКА:
- Организационный момент.
- Беседа по теме урока.
- Итог урока.
ОФОРМЛЕНИЕ ДОСКИ:
-На доске записано число и тема урока.
-На стенде выставлены книги о Москве.
ХОД УРОКА.
Москва!..
люблю тебя как сын…
(М.Ю.Лермонтов)
1.Организационный момент- взаимные приветствия.
2.-Сегодня, 1 сентября 2007 года: День Знаний и День Города.
Тема нашего урока Москва. Столица нашей великой Родины отмечает сегодня очередной свой юбилей, ей исполняется 860 лет.
Поэтому я приглашаю вас в путешествие по истории г. Москвы. А история эта включает в себя различные летописи, воспоминания великих людей, стихотворения и ,конечно же, песни.
Послушаем одну из них. Эта песня с недавних пор стала гимном нашей столицы.
( Звучит песня «Золотая моя Москва»)
3.Вы все москвичи. Многие из вас знают стихи о нашем городе, различные исторические сведения.
И на сегодняшнем уроке мне хотелось бы, чтобы в основном говорили вы.
А)(Небольшое выступление одного из учеников.)
Б)Читается стихотворение М. Дмитриева «Нашим порицателям»
Вы дивитесь, что мы славим
Нашу древнюю Москву,
Что высоко в песнях ставим
Царства русского главу!
Прежде нас поэты жили,
Выше был их песен дар:
Не Москве ли посвятили
И они восторга жар?
Дайте город нам преданий,
Дайте город нам другой,
Где завет воспоминаний
Был бы голос вековой!
Духа русского твердыня,
В смутах, в пламени жива,
Веры, древности святыня,
Где другая есть Москва?
В)Всем известно, что земля начинается с Кремля. Кремль- это самое историческое место города. Это древний город. Впервые в русских летописях имя Москвы упоминается в 1147 году. С этих стародавних времен и начинается отсчет жизни города в мировой истории. С тех пор тысячи тысяч людей отдали нашей Москве свои силы, свои таланты и огромную любовь.
-Что вы знаете о Кремле? (В Кремле много красивых Храмов, там находится знаменитые Царь-пушка и Царь-колокол, Оружейная палата, Алмазный фонд. Возле Кремля в Александровском саду горит Вечный огонь в память погибшим воинам)
-Какие исторические места в Москве еще вы знаете?
(Китай-город, Ул.Арбат, Малая Бронная, Охотный ряд, Никитские ворота, Патриаршие пруды…)
Г)Давайте послушаем песню Булата Окуджавы, посвященную арбатским переулкам.
Д) Учащийся читает стихотворение Аполлона Майкова
Мы- москвичи! Что делать, милый друг!
Кинь нас судьба на север иль на юг-
У нас везде, со всей своею славой,
В душе- Москва и Кремль золотоглавый;
В нас заповедь великая жива,
И вера в нас досель не извелася,
На коих древле создалась Москва
И чрез нее- Россия создалася.
Там у гробов иерархов и царей,
Наметивших великие ей цели,
Они видней, и ты поймешь ясней,
Куда идти, как мы шли доселе,
И отчего во дни народных бед,
И внешних бурь,
И всякого шатанья
Для всей Руси как дедовский завет
Родной Москвы звучало увещанье.
Храни ж его, отцов завет святой,
Как Ермоген в цепях, в тюрме сырой,-
И посрамишь всяк умысел лихой,
Всяк вражий ков и всяк соблазн лукавый.
4.Много различных книг посвящено нашей замечательной столице. Некоторые из них представлены на стенде.
-А теперь мне хотелось бы поговорить о пословицах и поговорках, посвященных нашей Москве.
А)Подумайте над выражением «Москва белокаменная».Почему так говорят?
(Звучат варианты ответов учащихся.)
-Давайте вспомним стихи А.С.Пушкина:
…Уж белокаменной Москвы,
Как жар, крестами золотыми
Горят старинные главы.
Ах, братцы! Как я был доволен,
Когда церквей и колоколен,
Садов, чертогов полукруг
Открылся предо мною вдруг.
Первоначально стены Кремля были деревянными. Но в 1365 году после очередного сильного пожара дубовый Кремль сгорел. И вот князь Дмитрий Донской стал строить каменный град из белого камня, который везли со всех концов. Отсюда и пошло выражение МОСКВА БЕЛОКАМЕННАЯ.
Ученик читает стихотворение Бориса Яроцкого «Москва»
Златоглавой жить сто тысяч лет!
Судьбами сынов своих согрета.
Сколько на Москву упало свет
Чтоб разлить на всю планету свет!
У нее на это все права.
Вот уже почти тысячелетье
В доброй тишине и в лихолетье
Каждый миг рождается Москва.
Не нужны ей жалости слова
Обойдется без чужой монеты.
Русь, Россия встанет над планетой,
Потому что есть у нас- Москва.
-Какое слово символизирует Москву в этом стихотворении(Златоглавая)
- Звучит отрывок из песни Олега Газманова «Москва».
- Вы гуляли по территории Кремля, видели купола: все они сияют золотом. Посмотрите на иллюстрацию Кремля. Огромное количество красивых колоколов украшают церкви и храмы.
Послушайте, что писала Марина Цветаева:
Облака- вокруг,
Купола- вокруг.
Надо всей Москвой-
Сколько хватит рук!-
…И все сорок- чти-
Сороков церквей.
Исходи пешком-
Молодым шажком!-
Все привольное
Семихолмие.
В)Всем известно выражение «Велика Россия, а отступать некуда: позади МОСКВА»
-Что вы можете сказать об этой фразе?
-Учащийся читает стихотворение Анатолия Сафронова «Песня о двадцати восьми»:
Кружилась в поле злая осень,
Летела поздняя листва…
А их в окопе- двадцать восемь,
Но за спиной у них Москва.
На них чудовища стальные
Ползли, сжимая полукруг…
-Так защитим Москву, родные,-
Сказал гвардейцам политрук.
И все решили за Клочковым:
-Пусть мы умрем - им не пройти!.. -
И вот уже в огне багровом
Пылают танки на пути.
Летят бутылки и гранаты,
Последний раз кричит Клочков.
Не пропустили вражьи танки
Герои Родины своей…
В сырой земле лежат останки,
Лежат тела богатырей.
И славу им ветра разносят, и слышит Родина слова:
Их было только двадцать восемь,
Но за спиной была Москва!
Двадцать восемь бойцов дивизии под командованием генерала И.В.Памфилова в 1941 году вела оборонительные бои под Москвой, близь Волоколамска. 16 ноября 28 панфиловцев в течение четырех часов вели неравный бой с немецкими танками и автоматчиками у железнодорожного разъезда Дубосеково.
Перед боем политрук Василий клочков сказал: «Велика Россия, а отступать некуда: позади Москва». И не отступили, не пропустили немцев к Москве. Почти все погибли. Все они Герои Советского Союза. Вот такова история этого выражения.
- Какие поговорки о Москве еще вы можете назвать? (Москва слезам не верит. В Москву за песнями. Ехать в Москву разгонять тоску. Москва не сразу строилась.)
5.ИТОГ УРОКА.
-Вам понравился наш урок?
-Можем мы сказать, что все песни и стихи, услышанные на уроке, написаны с большой любовью к нашей столице.
- И в заключении нашего урока мне хотелось бы вместе с вами послушать еще одну песню, посвященную не Москве, а москвичам в исполнении великого певца Леонида Утесова «Дорогие мои москвичи».(звучит песня)
-Урок окончен.Всем спасибо.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Внеклассное мероприятие по географии для учащихся8-9 классов "Русские столицы: Москва и Санкт - Петербург"
Данное мероприятие позволяет расширить кругозор учащихся....
Методическая разработка "Наша память, как эхо, печальна, Наша память, как песня, горда
Краткая аннотацияИдеи патриотизма в истории России занимают одно из главных мест. Умы нынешнего поколения заполняются, во-первых, мощным потоком западных «ценностей», пропагандирующи...
Нетрадиционные уроки по истории и обществознанию: поурочные авторские разработки для 8 класса учителя ГБОУ ВАО СОШ № 1947 г. Москвы -Шабуневич Н.А..
В данную папку вложены ДВА урока для курсов 8 класса по Всеобщей истории и обществознанию. Повторительно-обобщающий урок по обществознанию по теме:"Экономическая сфера и её роль в жизни общества " вкл...
Конспект урока истории в 8 классе "Москва - столица Российского государства"
Предлагаю вам конспект урока истории России для 8 класса коррекционной школы VIII вида по теме «Москва - столица Российского государства». Данный материал будет полезен учителям истории коррекцио...
Методическая разработка "Наша память, как эхо, печальна, Наша память, как песня, горда
Идеи патриотизма в истории России занимают одно из главных мест. Умы нынешнего поколения заполняются, во-первых, мощным потоком западных «ценностей», пропагандирующих самые низ...
Материал урока географии в 9 классе "Москва – столица Российской Федерации"
Материалы содержат конспект урока и всё необходимое сопровождение. Представленный урок проводился в виде мини-проекта....
Сценарий внеклассного мероприятия "Наша память как эхо печальна, наша память как песня горда"
Идеи патриотизма в истории России занимают одно из главных мест. Умы нынешнего поколения заполняются, во-первых, мощным потоком западных «ценностей», пропагандирующих самые низ...