Нетрадиционный урок литературы: "Москва - наша столица, Москвой надо гордиться".
методическая разработка по литературе (6 класс) по теме

Колесникова Ирина Ашотовна

Рассказываем о Москве в стихах и песнях и не только...

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon razrabotka_netradicionnogo_uroka_literatury.doc52.5 КБ

Предварительный просмотр:

РАЗРАБОТКА

НЕТРАДИЦИОННОГО УРОКА ЛИТЕРАТУРЫ

для 6-ого класса

                                 

                           

Тема:

МОСКВА-НАША СТОЛИЦА,

МОСКВОЙ НАДО ГОРДИТЬСЯ.

Урок разработан и проведен учителем

русского языка и литературы

ГБОУ СОШ №1778

г. Москвы

Колесниковой Ириной Ашотовной

                                                 г. Москва

                                                     2010

ЦЕЛИ:

-обучающие: вспомнить и углубить в рамках урока исторические факты из истории Москвы, связать с ними литературные источники и музыкальные произведения;

-развивающие: во время урока показать учащимся, как гармонично связаны между собой история, литература и музыка; продолжать обучать выразительному чтению стихов на уроке;

-воспитывающие: воспитывать умение доброжелательно, с уважением слушать не только исполнение известных певцов, но и чтение стихов в исполнении своих товарищей.

ПЛАН УРОКА:

  1. Организационный момент.
  2. Беседа по теме урока.
  3. Итог урока.

ОФОРМЛЕНИЕ ДОСКИ:

-На доске записано число и тема урока.

-На стенде выставлены книги о Москве.

                                                           

ХОД УРОКА.

                                                                                     Москва!..

                                                                                                     люблю тебя как сын…

                                                                                                             (М.Ю.Лермонтов)

     1.Организационный момент- взаимные приветствия.

     2.-Сегодня, 1 сентября 2007 года: День Знаний и День Города.

Тема нашего урока Москва. Столица нашей великой Родины отмечает сегодня очередной свой юбилей, ей исполняется 860 лет.

    Поэтому я приглашаю вас в путешествие по истории г. Москвы. А история эта включает в себя различные летописи, воспоминания великих людей, стихотворения и ,конечно же, песни.

   Послушаем одну из них. Эта песня с недавних пор стала гимном нашей столицы.

( Звучит песня «Золотая моя Москва»)

     3.Вы все москвичи. Многие из вас знают стихи о нашем городе, различные исторические сведения.

   И на сегодняшнем уроке мне хотелось бы, чтобы в основном говорили вы.

А)(Небольшое выступление одного из учеников.)

Б)Читается стихотворение М. Дмитриева «Нашим порицателям»

Вы дивитесь, что мы славим

Нашу древнюю Москву,

Что высоко в песнях ставим

Царства русского главу!

Прежде нас поэты жили,

Выше был их песен дар:

Не Москве ли посвятили

И они восторга жар?

Дайте город нам преданий,

Дайте город нам другой,

Где завет воспоминаний

Был бы голос вековой!

Духа русского твердыня,

В смутах, в пламени жива,

Веры, древности святыня,

Где другая есть Москва?

     В)Всем известно, что земля начинается с Кремля. Кремль- это самое историческое место города. Это древний город. Впервые в русских летописях имя Москвы упоминается в 1147 году. С этих стародавних времен и начинается отсчет жизни города в мировой истории. С тех пор тысячи тысяч людей отдали нашей Москве свои силы, свои таланты и огромную любовь.

-Что вы знаете о Кремле? (В Кремле много красивых Храмов, там находится знаменитые Царь-пушка и Царь-колокол, Оружейная палата, Алмазный фонд. Возле Кремля в Александровском саду горит Вечный огонь в память погибшим воинам)

-Какие исторические места в Москве еще вы знаете?

(Китай-город, Ул.Арбат, Малая Бронная, Охотный ряд, Никитские ворота, Патриаршие пруды…)

Г)Давайте послушаем песню Булата Окуджавы, посвященную арбатским переулкам.

Д) Учащийся читает стихотворение Аполлона Майкова

Мы- москвичи! Что делать, милый друг!

Кинь нас судьба на север иль на юг-

У нас везде, со всей своею славой,

В душе- Москва и Кремль золотоглавый;

В нас заповедь великая жива,

И вера в нас досель не извелася,

На коих древле создалась Москва

И чрез нее- Россия создалася.

Там у гробов иерархов и царей,

Наметивших великие ей цели,

Они видней, и ты поймешь ясней,

Куда идти, как мы шли доселе,

И отчего во дни народных бед,

И внешних бурь,

И всякого шатанья

Для всей Руси как дедовский завет

Родной Москвы звучало увещанье.

Храни ж его, отцов завет святой,

Как Ермоген в цепях, в тюрме сырой,-

И посрамишь всяк умысел лихой,

Всяк вражий ков и всяк соблазн лукавый.

    4.Много различных книг посвящено нашей замечательной столице. Некоторые из них представлены на стенде.

-А теперь мне хотелось бы поговорить о пословицах и поговорках, посвященных нашей Москве.

А)Подумайте над выражением «Москва белокаменная».Почему так говорят?

(Звучат варианты ответов учащихся.)

-Давайте вспомним стихи А.С.Пушкина:

…Уж белокаменной Москвы,

Как жар, крестами золотыми

Горят старинные главы.

Ах, братцы! Как я был доволен,

Когда церквей и колоколен,

Садов, чертогов полукруг

Открылся предо мною вдруг.

    Первоначально стены Кремля были деревянными. Но в 1365 году после очередного сильного пожара дубовый Кремль сгорел. И вот князь Дмитрий Донской стал строить каменный град из белого камня, который везли со всех концов. Отсюда и пошло выражение МОСКВА БЕЛОКАМЕННАЯ.

 Ученик читает стихотворение Бориса Яроцкого «Москва»

Златоглавой жить сто тысяч лет!

Судьбами сынов своих согрета.

Сколько на Москву упало свет

Чтоб разлить на всю планету свет!

У нее на это все права.

 Вот уже почти тысячелетье

В доброй тишине и в лихолетье

Каждый миг рождается Москва.

Не нужны ей жалости слова

Обойдется без чужой монеты.

Русь, Россия встанет над планетой,

Потому что есть у нас- Москва.

-Какое слово символизирует Москву в этом стихотворении(Златоглавая)

- Звучит отрывок из песни Олега Газманова «Москва».

- Вы гуляли по территории Кремля, видели купола: все они сияют золотом. Посмотрите на иллюстрацию Кремля. Огромное количество красивых колоколов украшают церкви и храмы.

   Послушайте, что писала Марина Цветаева:

 Облака- вокруг,

Купола- вокруг.

Надо всей Москвой-

Сколько хватит рук!-

…И все сорок- чти-

Сороков церквей.

Исходи пешком-

Молодым шажком!-

Все привольное

Семихолмие.

В)Всем известно выражение «Велика Россия, а отступать некуда: позади МОСКВА»

-Что вы можете сказать об этой фразе?

-Учащийся читает стихотворение Анатолия Сафронова «Песня о двадцати восьми»:

Кружилась в поле злая осень,

Летела поздняя листва…

А их в окопе- двадцать восемь,

Но за спиной у них Москва.

На них чудовища стальные

Ползли, сжимая полукруг…

-Так защитим Москву, родные,-

Сказал гвардейцам политрук.

 И все решили за Клочковым:

-Пусть мы умрем - им не пройти!..                         -

И вот уже в огне багровом

Пылают танки на пути.

Летят бутылки и гранаты,

Последний раз кричит Клочков.

Не пропустили вражьи танки

Герои Родины своей…

В сырой земле лежат останки,

Лежат тела богатырей.

И славу им ветра разносят, и слышит Родина слова:

Их было только двадцать восемь,

Но за спиной была Москва!

     Двадцать восемь бойцов дивизии под командованием генерала И.В.Памфилова в 1941 году вела оборонительные бои под Москвой, близь Волоколамска. 16 ноября 28 панфиловцев в течение четырех часов вели неравный бой с немецкими танками и автоматчиками у железнодорожного разъезда Дубосеково.

   Перед боем политрук Василий клочков сказал: «Велика Россия, а отступать некуда: позади Москва». И не отступили, не пропустили немцев к Москве. Почти все погибли. Все они Герои Советского Союза. Вот такова история этого выражения.

- Какие поговорки о Москве еще вы можете назвать? (Москва слезам не верит. В Москву за песнями. Ехать в Москву разгонять тоску. Москва не сразу строилась.)

     5.ИТОГ УРОКА.

-Вам понравился наш урок?

-Можем мы сказать, что все песни и стихи, услышанные на уроке, написаны с большой любовью к нашей столице.

 - И в заключении нашего урока мне хотелось бы вместе с вами послушать еще одну песню, посвященную не Москве, а москвичам в исполнении великого певца Леонида Утесова «Дорогие мои москвичи».(звучит песня)

-Урок окончен.Всем спасибо.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Методическая разработка "Наша память, как эхо, печальна, Наша память, как песня, горда

Краткая аннотацияИдеи патриотизма в истории России занимают одно из главных мест. Умы  нынешнего поколения  заполняются, во-первых, мощным потоком западных «ценностей», пропагандирующи...

Нетрадиционные уроки по истории и обществознанию: поурочные авторские разработки для 8 класса учителя ГБОУ ВАО СОШ № 1947 г. Москвы -Шабуневич Н.А..

В данную папку вложены ДВА урока для курсов 8 класса по Всеобщей истории и обществознанию. Повторительно-обобщающий урок по обществознанию по теме:"Экономическая сфера и её роль в жизни общества " вкл...

Конспект урока истории в 8 классе "Москва - столица Российского государства"

Предлагаю вам конспект урока истории России для 8 класса коррекционной школы VIII вида по теме «Москва - столица Российского государства». Данный материал будет полезен учителям истории коррекцио...

Методическая разработка "Наша память, как эхо, печальна, Наша память, как песня, горда

Идеи патриотизма в истории России занимают одно из главных мест. Умы  нынешнего поколения  заполняются, во-первых, мощным потоком западных «ценностей», пропагандирующих самые низ...

Материал урока географии в 9 классе "Москва – столица Российской Федерации"

Материалы содержат конспект урока и всё необходимое сопровождение. Представленный урок проводился в виде мини-проекта....

Презентация по английскому языку на тему"Две столицы: Москва и Санкт Петербург"

Данная презентация направлена на развитие навыков синхронного перевода у обучающихся.Уважаемы коллеги, видео версию этой презентации вы можете посмотреть в разделе "ВИДЕО"...