Материалы к открытому уроку географии 5 класса "Открытия русских путешественников"
методическая разработка по географии (5 класс) на тему

Разработка содержит технологическую карту урока географии в 5 классе по теме "Открытия русских пуьешественников",  разработанну.ю в соответствиии с ФГОС ООО, 

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл tehnologicheskaya_karta.rar23.84 КБ

Предварительный просмотр:

                                    Муниципальное бюджетное образовательное учреждение Лежневская СОШ №11

                                                                   Ивановская область, п. Лежнево, ул. Островского 18

                                                                        Технологическая карта

Панова Светлана Сергеевна

География 5 класс

Тема урока: Открытия русских путешественников

Цель: Формирование представления  об открытиях русских путешественников

Задачи:

 образовательная: способствовать ознакомлению с важным этапом в истории географических открытий, формированию умений чтения и анализа карт, формированию познавательной активности;

 развивающая: создать условия для развития общеучебных умений: работать с картами атласа и текстом учебника, анализировать, сопоставлять, устанавливать причинно-следственные связи

воспитательная: использовать воспитательный потенциал учебного материала темы для воздействия на эмоциональную сферу личности обучающихся: чувство гордости за свою Родину, за своих соотечественников.

Обучающие: Познакомить с важными географическими открытиями русских путешественников

Развивающие: Выявить роль русских путешественников в развитии географической науки. Продолжить  формирование умения работать с текстом учебника и географическими картами.

Воспитательные: использовать воспитательный и развивающий потенциал учебного материала темы для воздействия на эмоциональную сферу личности учащегося

Тип урока: Урок изучения нового материала.

Личностные УУД:  формирование целостного мировоззрения, соответствующего современному уровню развития науки; осмысление нравственных и этических ценностей; развитие мотивов учебной деятельности и формирование личностного смысла учения; развитие навыков сотрудничества со взрослыми и сверстниками.

Регулятивные УУД: уметь самостоятельно определять тему; работать в группе и индивидуально; оценивать результаты своей деятельности и осуществлять рефлексию.

Коммуникативные УУД: формулировать, аргументировать и отстаивать свое мнение, участвовать в дискуссии, задавать разные типы вопросов в разных ситуациях коммуникации.

Познавательные УУД: сравнивать, анализировать, обобщать и делать выводы, определять причинно-следственные связи, устанавливать аналогии, классифицировать, определять содержание понятий, оценивать.

Оборудование и технические средства обучения: мультимедийная презентация «Открытия русских путешественников»», проектор, интерактивная доска, компьютер.

.

Рабочие материалы для обучающихся: портреты путешественников, лист-задание для работы в группе, словарь географических терминов, карты атласа

Учебник: И. И. Баринова, А. А. Плешаков, Н. И. Сонин. География. Начальный курс. 5 класс. М.: Дрофа. 2012 г. Параграф № 7, стр.35

Этапы урока

Задачи

Методы и приемы работы

Формы организ. деятельн. учащихся

Деятельность

учителя

       Деятельность учащихся

Этап мотивации

Настрой обучающихся на позитивную работу на уроке

Формулирование темы  урока и целеполагание

Аудиовизуальный метод

Ф

Создает  эмоциональный  настрой

Разгадывают кроссворд

Дети самостоятельно определяют  тему, цель урока. 

Составляют план достижения цели и определяют средства

Этап актуализации знаний

Актуализация необходимых знаний

Словесный репродуктивный метод

Ф

Организует беседу по уточнению и конкретизации первичных знаний;

Организует разгадывание кроссворда, ключевым словом которого является слово «Россия»

.

Учащиеся проговаривают , что они знают о русских путешественниках.

Этап выявления затруднений

Выявление затруднений  по теме урока

Аудиовизуальный метод.

Наглядно-образные метод.

И.

Ф.

Создание проблемной ситуации Вопрос а «Какую роль сыграли русские путешественники в изучении территории нашей страны?»

Ребята высказывают свои предположения.

Этап объяснения (добывания) нового знания

Открытие новых знаний

Информационно-поисковый метод

Методы контроля

И.

Г.

Организует:

- самостоятельную работу с учебником используя элемент ТРКМ

Предлагает прочитать раздел №1 на стр.35  и составив к тексту раздела два тонких и один толстый вопрос.

Здоровьесберегающая организация учебной деятельности – релаксационная пауза. Предлагает учащимся закрыть глаза, послушать шум моря и крики чаек, представить себя на палубе корабля.

Организует учащихся по исследованию проблемной ситуации-ответ на вопрос «Что такое Сибирь»

Построение проекта выхода из затруднений («открытие» детьми нового

знания)

На данном этапе учащимся предлагается определить содержание темы урока

(работа с текстом учебника и выделение смысловых частей темы)

Учитель организует коллективную деятельность учащихся по группам, в

форме организации путешествия по маршрутным листам в соответствии с

содержанием темы урока.

Всего было определено 4 маршрута:

 Маршрут № 1. «Путешествия поморов и новгородцев на север Европы и

Азии».

 Маршрут № 2. «Хождение за три моря».

 Маршрут № 3. Путешествия русских землепроходцев в 17 веке

 Маршрут № 4. Первая исследовательская экспедиция в Сибирь.

Учитель создает игровую ситуацию – каждая экспедиция работает с

документами, материалы которых были испорчены в архивах. Задача группы -

восстановить тексты исторических документов и фрагменты карт

путешественников (приложение 1. Маршрутные листы).

По ходу работы групп учитель направляет учащихс

Читают  и анализируют материал  учебника составляют и задают друг другу вопросы по прочитанному тексту.

Закрыв глаза, слушают шум моря. Фантазируют, создавая зрительные образы.

Закрепление

Самостоятельная работа с самопроверкой

Систематизация знания по теме урока

Проблемный  и частично-поисковый методы

Практические методы

И.

П.

Контролирует выполнение работы.

Подводит обучающихся к выводу о значении открытий русских путешественников.

Наводящими вопросами помогает выявить причинно-следственные связи.

Организует взаимопроверку по окончанию заполнения контурных карт.

Выполняют  практическую работу по шаблону, делают выводы

Осуществляют взаимопроверку

Рефлексия. Включение нового в систему знаний.

Систематизация и обобщение знаний по теме урока

Словесный репродуктивный методы

И

Акцентирует внимание на конечных результатах учебной деятельности обучающихся на занятии

 

Домашнее задание

Обобщение  знаний по теме урока

Словестный

Дает комментарий к домашнему заданию 

                  параграф 7 читать

устно ответьте на вопросы стр.40 в.1-4

                                   или

-нарисуйте корабль русских путешественников, плывущий по Северному - Ледовитому океану

                                    или

- выпишите в тетрадь три географических объекта, названных в честь российских землепроходцев

Слушают комментарий учителя, делают записи в дневниках


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Презентация к уроку "Открытия русских путешественников" в 5 классе

Презентация к уроку "Открытия русских путешественников" в 5 классе...

Технологическая карта урока географии, 5 класс "Открытия русских путешественников" (системно – деятельностный подход)

Регулятивные: планирование, прогнозирование; познавательые – моделирование, логические - решение проблемы, построение логической цепи рассуждений, доказательство, выдвижение гипотез и их обоснование; ...

Открытия русских путешественников

Презентация к уроку географии 5 класс...

Технологическая карта урока географии "Открытия русских путешественников" 5 класс

Технологическая карта урока географии с применением ИКТ в 5 классе на тему "Открытия русских путешественников"...

Технологическая карта урока "Открытие русских путешественников"

Тип урока: урок «открытия» нового знания.Тема урока «Открытия русских путешественников»Оборудование: физическая карта России, презентация к уроку, маршрутные листы, атласы.Учеб...

Открытый урок географии в 5 классе Тема урока «Открытия русских путешественников»

Формирование представлений учащимися о роли русских путешественников в освоении и изучении территории Земли...