Урок географии "Москва-столица России"
план-конспект урока по географии (9 класс)

 Раушания Хисамовна Крымгужина

Методическая разработка урока по географии 9 класса

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл moskva.docx40.65 КБ

Предварительный просмотр:

 «Москва – столица России»

 Цель урока:  Сформировать представление о Москве- как о столице и  многофункциональном городе Центрального экономического района, показать значение и проблемы города                                                                                          

Задачи: 1.Образовательные: оценить уровень знаний, определить уровень умений учащихся по ранее изученной теме; продолжить формирование умений работы с учебником, картами;                                                                                                               2.Развивающие: развивать географическое мышление, устную речь, память;     3.Воспитательные: показать значение Москвы - столицы России, пробудить чувство гордости за этот город за нашу страну.                                                                                

Тип урока: комбинированный

Оборудование:  физическая карта России, социально-экономическая карта Центральной России, видеофрагмент "Достопримечательности Москвы", презентация, карты атласа 8-9 класс,  компьютер с подключенным проектором,  контурная карта, бланк с заданиями

Ход урока

I. Организационный момент.

II. Повторение изученного.

   Добрый день. Подготовьте, пожалуйста, учебные принадлежности - учебник, атлас, контурную  карту, рабочую тетрадь, ручки с синей и черной пастой, все это  понадобится нам сегодня  во время урока. Также хочу вам раздать бланки с заданиями, которые вы будете постепенно заполнять  и сдадите в конце урока на проверку. В бланк заданий включены примерные задания, которые часто встречаются в вопросах ОГЭ по географии.                                                                    Ребята,   обратите внимание на бланк заданий. Давайте прочитаем  задание 1 и  попробуем определить по описанию название одного из экономических  районов  России

 «Этот экономический район – исторический, политический и хозяйственный центр страны. Находится в центре Восточно-Европейской равнины. Основной отраслью промышленности района является машиностроение. Характерна высокая концентрация квалифицированных кадров. В этом районе находится столица России».  Ответ: Центральная Россия 

Правильно.  Центральная Россия- район России, которую мы начали  изучать на предыдущих уроках

  Сейчас мы вспомним наши знания об этом экономическом районе. Надо будет поработать совместно с соседом по парте, то есть работаем в парах: Из предложенного списка выберите неверные утверждения о Центральной России, в бланке заданий (задание 2) нужно будет написать  ответы -соответствующие номера.  Для выполнения задания дается 3 минуты времени

1.В составе Центральной России три экономических района.

2.Центральная Россия имеет пограничное,  центральное и столичное положение.                                                                                                                  3.Имеет протяженную границу с Норвегией.                                                                       4.Самое большое богатство Центрально-Черноземного района - черноземы.                   5.Климат Центральной России резко-континентальный.                                              6.В составе Волго-Вятского района три республики (Мордовия, Чувашия, Марий-Эл) и две области (Кировская и Нижегородская).                                               7.В Центральном районе берут начало реки - Обь, Енисей.                                           8.В Волго-Вятском районе расположено крупнейшее месторождение железных руд - КМА.                                                                                                         9.Из-за большого количества мигрантов здесь проживают представители почти всех национальностей России.                                                                       10.Трудовые   ресурсы отличаются высоким уровнем квалификации.               (Ответ: 3, 5, 7, 8)

III. Мотивация.

На прошлом уроке мы говорили, что Центральная Россия наиболее урбанизированный район. Здесь более 400 городов. Об одном из них пойдет речь на уроке. По предложенным ниже подсказкам попробуйте угадать о каком городе идет речь?

а) Это один из самых старинных городов России, а предыстория его насчитывает 5 тысяч лет.   б) Чтобы обеспечить кислородом жителей этого города необходима лесная территория, площадью в 2 раза большей, чем сам город.                                            в) Это самый населенный город Европы. ( вопросы задаются по очереди, чтобы была возможность перебрать разные варианты). (Ответ: Москва)

Откройте стр. 102 учебника, п. 26. Запишите тему урока «Москва- столица России» (слайд 1.) Кто из вас был в этому городе? Понравилась Москва? Хотелось ли бы вам жить там?

Ребята, по физической карте России определите, пожалуйста, координаты     г. Москва  и запишите ответ в бланке заданий (задание 3) ( Ответ: 55 с.ш.  и 37 в.д.)

 А сейчас, по данным координатам-59 с.ш. и 30 в.д., определите  город,  в  который  в 1712 году,  были перенесены функции столицы и   Москва лишилась  статуса столицы на два века   ( Ответ: г.Санкт- Петербург)  Проверьте, пожалуйста по тексту учебника правильность вашего ответа (стр.102) ( Ответ: г.Санкт- Петербург)

  Работа с контурной картой. Обозначьте эти города в контурной карте России .Подписываем название городов  ручкой с черной пастой и  аккуратно,   печатными буквами.

IV. Актуализация знаний

- Как вы думаете, какие задачи мы будем решать, изучая Москву?

(Ответ: определять какие функции выполняет Москва, и какие факторы определили структуру хозяйства, транспорта, населения)

V. Изучение нового материала

Работать мы будем по плану (слайд 2): 

Откройте, пожалуйста,  физическую карту России и ответьте на такие вопросы:

- На какой реке расположен город? (на реке Москва и её притоках)

- Притоком, какой реки является река Москва? (реки Ока)

- На какой возвышенности расположена столица? (Смоленско-Московской);

Ребята,  удобно ли географическое положение  Москвы? (Ответ: удобное и выгодное) 

Сейчас попрошу вас внимательно прослушать сообщение вашего одноклассника "История Москвы" и будьте готовы ответить на несколько вопросов   (сообщение)

В 12 веке на одном из холмов стояла усадьба суздальского князя Юрия Долгорукого. В записи 1147 года в Ипатьевской летописи приводятся слова князя Юрия Долгорукого “Приди ко мне, брате, в Москов”. Эта дата считается началом существования Москвы. Огромный город разросся из крохотного поселения, возникшего на Боровицком холме при впадении в Москву - реку  речки Неглинной. К концу 15 века создается единое Русское государство под властью Москвы. Московский князь Иван III  стал государем “всея   Руси”, Великого Московского княжества. В 12 веке историк и путешественник Павел Алеппский писал: “Город виден за 15 верст, восхищая  взор своею красотою и величием, своею возвышенностью, множеством башен и стройных куполов церковных, сверкающих золотом”. В 1712 году царь Петр I перенес столицу из Москвы в Санкт-Петербург. Во время наполеоновского нашествия Москва на три четверти сгорела. Пожар бушевал шесть дней и ночей. Наполеон приказал взорвать здания Кремля. С той поры иноземные завоеватели ни разу не ступали на московскую землю. Возродилась Москва и стала столицей РСФСР, СССР, а с 1992 года - столицей России.

 Ответьте, пожалуйста, на следующие вопросы:

  -Назовите год основания Москвы?   (ответ:1147 г.)                                                                      - Кто считается основателем Москвы?   (ответ: Юрий Долгорукий)                                                               - Центром какого княжества являлась Москва? (Великое Московское княжество)

Напишите, пожалуйста, в тетрадях (слайд 3): 

В Москве, одном из красивых мест  на Тверской площади, Юрию Долгорукому в 1954 году установлен памятник (слайд 4): 

    Как вы уже знаете, при строительстве любого города ему предназначается определенная роль, он должен выполнять некоторые функции.

   Приведите примеры городов Турции, выполняющих различные функции (Стамбул- промышленный, культурный, торговый центр; Битлис- город крепость, Анталия- курортный, административный центр).

    Как вы думаете, какие функции выполняет Москва? ( Ответы предполагаемые: столичный, культурный, туристический)

Имея огромное население множество предприятий, город не может существовать без сложной транспортной системы. От центра Москвы отходят по  разным направлениям автодороги и  железнодорожные магистрали.

 Работа с учебником  -выполнение задания по тексту учебника (стр. 103 )  найдите в учебнике информацию и напишите в тетрадях ответ на вопрос -сколько железнодорожных вокзалов в Москве? (9: Белорусский, Киевский, Казанский, Ленинградский, Курский, Павелецкий, Рижский, Савёловский, Ярославский), название аэропортов Москвы (Ответ: Шереметьево, Домодедово, Внуково, Жуковский                                                                                                                                 - Как вы думаете, почему Москву называют портом пяти морей? (Ответ:Река Москва соединена каналами с Балтийским, Белым, Черным, Азовским, Каспийским морями).                                                                                                                     - Какой вид транспорта Москвы является самым востребованным? ( Ответ: метро)

- О какой функции Москвы мы говорили сейчас? (Ответ: Москва - крупный транспортный узел)

Прослушайте, пожалуйста, следующую информацию

В Москве расположено огромное количество промышленных предприятий и  учебных заведений различной направленности. Москва- лидер в Европе по числу студентов. Здесь обучается 20 % российских студентов. Основной научный потенциал тоже сосредоточен в Москве и самые выдающиеся научные открытия совершаются в этом городе.  Решением российского правительства под Москвой был создан крупный технополис " Сколково", который занимается разработкой и внедрением новых технологий

Какая функция Москвы раскрыта в этом тексте? ( Ответ: промышленный, научный, инновационный центр)

В Москве очень много красивых и интересных мест. Какие достопримечательности Москвы вы посещали или слышали о них?   

       Хочу вам предложить посмотреть видеофрагмент  «Достопримечательности Москвы»  (слайд 5):      

Ребята, обратите внимание на слайд  (слайд 6)   и на рисунок в центре слайда

Россия и Турция  имеют теплые  дружеские связи и каждый год в Москве проходит фестиваль Турции, где москвичи и гости столицы могут приобщиться к турецкой культуре. В этом году он был запланирован с 11 по 14 июня. Но, к сожалению, из за мировой ситуации с пандемией это мероприятие было отменено.

Таким образом, Москва является столичным, культурным, туристическим, транспортным, промышленным, научным и инновационным центром.

  Город Москва быстро растет и разрастаясь, сливается с соседними территориями образуя Московскую городскую агломерацию.

- Что такое городская агломерация?  (Ответ: скопление городов вокруг одного крупного)

Работа с учебником  -выполнение задания по тексту учебника (стр. 103 ):  найдите в учебнике информацию и напишите в тетрадях, какова численность населения Московской агломерации (18-20 млн. человек)

 В заданиях ОГЭ есть вопросы про население.  Посмотрите задание 4 Расположите перечисленные города в порядке увеличения численности их населения. Запишите в таблицу получившуюся последовательность букв.

Б

А

В

А) Казань Б)  Владивосток  В) Москва

   Основываясь на ранее полученных знаниях и информации этого урока, попробуйте сформулировать основные проблемы города Москвы (обсудить можно в парах).

  • Транспортные пробки – новые кольцевые магистрали и транспортные развязки.
  • Увеличение потока мигрантов.
  • Промышленные предприятия и наземный автотранспорт являются
  • загрязнителями воздуха.
  • Проблема с чистой, питьевой водой
  • Сохранение и реставрация памятников культуры.

Как вы думаете, Москва является перспективным городом? Как она будет в дальнейшем развиваться? Какие меры вы бы предложили, чтобы решить существующие проблемы?

Ребята, давайте мы  еще немного поработаем с вами с заданиями по подготовке к ОГЭ

Задание 5.Расположите регионы страны в той последовательности, в которой их жители встречают Новый год. Запишите в таблицу получившуюся последовательность букв.

А

В

Б

А) Магадан Б) Москва В) Братск   Ответ:

                                             

Задание 6. Отгадать регион: «Эта область расположена в центральной части Восточно- Европейской равнины, в бассейне рек Волги, Оки, Клязьмы. Граничит с Тверской, Владимирской и другими областями.  Административный центр этой области не определен, так как органы государственной власти находятся в двух городах. Область небогата полезными ископаемыми. Ответ: _Московская

Задание 7. В каком из перечисленных регионов России необходима работа специальных служб МЧС по предупреждению населения о цунами?

1.Московская  область

2.Сахалинская область

3.Чукотский АО

4.Республика Башкортостан (Ответ: Сахалинская область)

VI. Повторение изученного.

   Наш урок подходит к завершению. Конечно, о роли Москвы в жизни  государства России можно говорить ещё много. Я думаю, что после этого урока вам всем захотелось побывать в Москве. Желаю вам, чтобы эта мечта стала явью. Давайте еще раз прогуляемся по интересным  и красивым местам Москвы    

VII. Домашнее задание  (индивидуальное даётся на выбор): 1. Подготовить сообщение об одной из достопримечательностей Москвы.  2. Найти задания в  задачниках ОГЭ по Москве и Московской области и выполнить их

VIII. Итог урока

  • Достигли ли мы поставленных целей?
  • Какие функции у города Москва?
  • Можно ли назвать Москву многофункциональным городом?
  • Оценивание.

IХ Рефлексия

А) Отгадать слоган: В этом городе находится главная площадь России. Своим названием она обязана не цвету кремлевских стен, а красоте- в данном случае слово «красный» означает «красивый»

Б) Записать свой слоган для Москвы (задание 8) _________________

                           

                                                   Бланк заданий

                        (Информационная карта по заданиям ОГЭ)

1.Этот экономический район – исторический, политический и хозяйственный центр страны. Находится в центре Восточно-Европейской равнины. Основной отраслью промышленности района является машиностроение. Характерна высокая концентрация квалифицированных кадров. В этом районе находится столица России. Определить район по описанию. Задание № 30)     Ответ: ___________________

2.  Из предложенного списка выберите неверные утверждения о Центральной России (работа в парах):                                                                                                                                                1.В составе Центральной России три экономических района.                                              2.Центральная Россия имеет пограничное,  центральное и столичное положение.                                                                                                                  3.Имеет протяженную границу с Норвегией.                                                                                     4.Самое большое богатство Центрально-Черноземного района - черноземы.                     5.Климат Центральной России резко-континентальный.                                                                 6.В составе Волго-Вятского района три республики (Мордовия, Чувашия, Марий-Эл) и две области (Кировская и Нижегородская).                                                                                             7.В Центральном районе берут начало реки - Обь, Енисей.                                                               8.В Волго-Вятском районе расположено крупнейшее месторождение железных руд - КМА.                                                                                                         9.Из-за большого количества мигрантов здесь проживают представители почти всех национальностей России.                                                                                                        10.Трудовые   ресурсы отличаются высоким уровнем квалификации.   Ответ: ___________

3.Координаты    г. Москва  Ответ: ___________________

Координаты-59 с.ш. и 30 в.д., определите  город,  в  который  в 1712 году,  были перенесены функции столицы и   Москва лишилась  статуса столицы на два века   Проверьте, пожалуйста по тексту учебника правильность вашего ответа (стр.102)  (Географическое положение:  (Задание № 17, координаты)  Ответ: ___________________

4. Расположите перечисленные города в порядке увеличения численности их населения. Запишите в таблицу получившуюся последовательность букв. (Задание № 16, города)   

А) Казань Б)  Владивосток  В) Москва

5. Расположите регионы страны в той последовательности, в которой их жители встречают Новый год. Запишите в таблицу получившуюся последовательность букв.  (Задание № 26 )

 А) Магадан Б) Москва В) Братск   Ответ:

                                             

6.Отгадать регион : «Эта область расположена в центральной части Восточно- Европейской равнины, в бассейне рек Волги, Оки, Клязьмы. Граничит с Тверской, Владимирской и другими областями.  Административный центр этой области не определен, так как органы государственной власти находятся в двух городах. Область небогата полезными ископаемыми» Состав региона (Задание ОГЭ № 6 )  Ответ: ________

7. В каком из перечисленных регионов России необходима работа специальных служб МЧС по предупреждению населения о цунами? (Задание № 4, Особенности природы, природные явления)

1.Московская  область                                                                    3..Сахалинская область                                                                       2.Чукотский АО                                                                               4.Республика Башкортостан 

8. IХ Рефлексия – слоган ( задание № 25)

А) Отгадать слоган: В этом городе находится главная площадь России. Своим названием она обязана не цвету кремлевских стен, а красоте- в данном случае слово «красный» означает «красивый»

Б) Записать свой слоган для Москвы ______________________________________________


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Блок проблемных уроков по истории России в 10 классе «Россия во времена Ивана IV»

Серия уроков по теме "Россия во времена Ивана IV" разработана с использованием технологии проблемного обучения и включает в себя разные типы уроков: урок изучения нового материала, комбинированный и у...

Презентация "Типы озёрных котловин России" для урока "Внутренние воды России"

В презентации рассказано о происхождении озёр на территории нашей страны.  Работа иллюстрирована фотографиями. Тектонические, ледниково-тектонические, термокарстовые, карстовые, вулканические, ос...

Урок по истории России "Общественное движение в России в 30 – 50 годы XIX века.

30-50-е годы XIX века в России - это зарождение и развитие общественного движения. В частности, первых кружков, которые преследовались. Ну, а после Крымской войны, зарождение движения славянофилов и з...

Конспект урока по теме «Россия. Государственная символика России (флаг, герб). Герб Тулы» с использованием ИКТ

Урок разработан для 9-х классов с целью углубленного изучения Государственных символов родной страны, воспитания патриотизма гражданственности средствами иностранного языка....

Урок по истории России 7 класс по теме "Культура России в 17 веке"

Урок истории России в 7 классе по теме: «Культура и образование в России в XVII веке» по программе А.А. Данилова, Л.Г Косулиной. Учебник История России 7 класс, издательство «Просвещение» 2010 год. П...

Методическая разработка урока по истории России по теме "Россия в XXI веке"

В материале представлена методическая разработка по истории России для II концентра по теме "Россия в XXI веке: выбор пути развития", которая может быть использована как учителями истории и обществозн...

Разработка урока (2 урока) по истории России в 7 классе на тему: «Россия в XVII веке»

Разработка урока (2 урока) по истории России в 7 классе на тему: «Россия в XVII веке»...