Урок географии "Москва-столица России"
план-конспект урока по географии (9 класс)
Предварительный просмотр:
«Москва – столица России»
Цель урока: Сформировать представление о Москве- как о столице и многофункциональном городе Центрального экономического района, показать значение и проблемы города
Задачи: 1.Образовательные: оценить уровень знаний, определить уровень умений учащихся по ранее изученной теме; продолжить формирование умений работы с учебником, картами; 2.Развивающие: развивать географическое мышление, устную речь, память; 3.Воспитательные: показать значение Москвы - столицы России, пробудить чувство гордости за этот город за нашу страну.
Тип урока: комбинированный
Оборудование: физическая карта России, социально-экономическая карта Центральной России, видеофрагмент "Достопримечательности Москвы", презентация, карты атласа 8-9 класс, компьютер с подключенным проектором, контурная карта, бланк с заданиями
Ход урока
I. Организационный момент.
II. Повторение изученного.
Добрый день. Подготовьте, пожалуйста, учебные принадлежности - учебник, атлас, контурную карту, рабочую тетрадь, ручки с синей и черной пастой, все это понадобится нам сегодня во время урока. Также хочу вам раздать бланки с заданиями, которые вы будете постепенно заполнять и сдадите в конце урока на проверку. В бланк заданий включены примерные задания, которые часто встречаются в вопросах ОГЭ по географии. Ребята, обратите внимание на бланк заданий. Давайте прочитаем задание 1 и попробуем определить по описанию название одного из экономических районов России
«Этот экономический район – исторический, политический и хозяйственный центр страны. Находится в центре Восточно-Европейской равнины. Основной отраслью промышленности района является машиностроение. Характерна высокая концентрация квалифицированных кадров. В этом районе находится столица России». Ответ: Центральная Россия
Правильно. Центральная Россия- район России, которую мы начали изучать на предыдущих уроках
Сейчас мы вспомним наши знания об этом экономическом районе. Надо будет поработать совместно с соседом по парте, то есть работаем в парах: Из предложенного списка выберите неверные утверждения о Центральной России, в бланке заданий (задание 2) нужно будет написать ответы -соответствующие номера. Для выполнения задания дается 3 минуты времени
1.В составе Центральной России три экономических района.
2.Центральная Россия имеет пограничное, центральное и столичное положение. 3.Имеет протяженную границу с Норвегией. 4.Самое большое богатство Центрально-Черноземного района - черноземы. 5.Климат Центральной России резко-континентальный. 6.В составе Волго-Вятского района три республики (Мордовия, Чувашия, Марий-Эл) и две области (Кировская и Нижегородская). 7.В Центральном районе берут начало реки - Обь, Енисей. 8.В Волго-Вятском районе расположено крупнейшее месторождение железных руд - КМА. 9.Из-за большого количества мигрантов здесь проживают представители почти всех национальностей России. 10.Трудовые ресурсы отличаются высоким уровнем квалификации. (Ответ: 3, 5, 7, 8)
III. Мотивация.
На прошлом уроке мы говорили, что Центральная Россия наиболее урбанизированный район. Здесь более 400 городов. Об одном из них пойдет речь на уроке. По предложенным ниже подсказкам попробуйте угадать о каком городе идет речь?
а) Это один из самых старинных городов России, а предыстория его насчитывает 5 тысяч лет. б) Чтобы обеспечить кислородом жителей этого города необходима лесная территория, площадью в 2 раза большей, чем сам город. в) Это самый населенный город Европы. ( вопросы задаются по очереди, чтобы была возможность перебрать разные варианты). (Ответ: Москва)
Откройте стр. 102 учебника, п. 26. Запишите тему урока «Москва- столица России» (слайд 1.) Кто из вас был в этому городе? Понравилась Москва? Хотелось ли бы вам жить там?
Ребята, по физической карте России определите, пожалуйста, координаты г. Москва и запишите ответ в бланке заданий (задание 3) ( Ответ: 55 с.ш. и 37 в.д.)
А сейчас, по данным координатам-59 с.ш. и 30 в.д., определите город, в который в 1712 году, были перенесены функции столицы и Москва лишилась статуса столицы на два века ( Ответ: г.Санкт- Петербург) Проверьте, пожалуйста по тексту учебника правильность вашего ответа (стр.102) ( Ответ: г.Санкт- Петербург)
Работа с контурной картой. Обозначьте эти города в контурной карте России .Подписываем название городов ручкой с черной пастой и аккуратно, печатными буквами.
IV. Актуализация знаний
- Как вы думаете, какие задачи мы будем решать, изучая Москву?
(Ответ: определять какие функции выполняет Москва, и какие факторы определили структуру хозяйства, транспорта, населения)
V. Изучение нового материала
Работать мы будем по плану (слайд 2):
Откройте, пожалуйста, физическую карту России и ответьте на такие вопросы:
- На какой реке расположен город? (на реке Москва и её притоках)
- Притоком, какой реки является река Москва? (реки Ока)
- На какой возвышенности расположена столица? (Смоленско-Московской);
Ребята, удобно ли географическое положение Москвы? (Ответ: удобное и выгодное)
Сейчас попрошу вас внимательно прослушать сообщение вашего одноклассника "История Москвы" и будьте готовы ответить на несколько вопросов (сообщение)
В 12 веке на одном из холмов стояла усадьба суздальского князя Юрия Долгорукого. В записи 1147 года в Ипатьевской летописи приводятся слова князя Юрия Долгорукого “Приди ко мне, брате, в Москов”. Эта дата считается началом существования Москвы. Огромный город разросся из крохотного поселения, возникшего на Боровицком холме при впадении в Москву - реку речки Неглинной. К концу 15 века создается единое Русское государство под властью Москвы. Московский князь Иван III стал государем “всея Руси”, Великого Московского княжества. В 12 веке историк и путешественник Павел Алеппский писал: “Город виден за 15 верст, восхищая взор своею красотою и величием, своею возвышенностью, множеством башен и стройных куполов церковных, сверкающих золотом”. В 1712 году царь Петр I перенес столицу из Москвы в Санкт-Петербург. Во время наполеоновского нашествия Москва на три четверти сгорела. Пожар бушевал шесть дней и ночей. Наполеон приказал взорвать здания Кремля. С той поры иноземные завоеватели ни разу не ступали на московскую землю. Возродилась Москва и стала столицей РСФСР, СССР, а с 1992 года - столицей России.
Ответьте, пожалуйста, на следующие вопросы:
-Назовите год основания Москвы? (ответ:1147 г.) - Кто считается основателем Москвы? (ответ: Юрий Долгорукий) - Центром какого княжества являлась Москва? (Великое Московское княжество)
Напишите, пожалуйста, в тетрадях (слайд 3):
В Москве, одном из красивых мест на Тверской площади, Юрию Долгорукому в 1954 году установлен памятник (слайд 4):
Как вы уже знаете, при строительстве любого города ему предназначается определенная роль, он должен выполнять некоторые функции.
Приведите примеры городов Турции, выполняющих различные функции (Стамбул- промышленный, культурный, торговый центр; Битлис- город крепость, Анталия- курортный, административный центр).
Как вы думаете, какие функции выполняет Москва? ( Ответы предполагаемые: столичный, культурный, туристический)
Имея огромное население множество предприятий, город не может существовать без сложной транспортной системы. От центра Москвы отходят по разным направлениям автодороги и железнодорожные магистрали.
Работа с учебником -выполнение задания по тексту учебника (стр. 103 ) найдите в учебнике информацию и напишите в тетрадях ответ на вопрос -сколько железнодорожных вокзалов в Москве? (9: Белорусский, Киевский, Казанский, Ленинградский, Курский, Павелецкий, Рижский, Савёловский, Ярославский), название аэропортов Москвы (Ответ: Шереметьево, Домодедово, Внуково, Жуковский - Как вы думаете, почему Москву называют портом пяти морей? (Ответ:Река Москва соединена каналами с Балтийским, Белым, Черным, Азовским, Каспийским морями). - Какой вид транспорта Москвы является самым востребованным? ( Ответ: метро)
- О какой функции Москвы мы говорили сейчас? (Ответ: Москва - крупный транспортный узел)
Прослушайте, пожалуйста, следующую информацию
В Москве расположено огромное количество промышленных предприятий и учебных заведений различной направленности. Москва- лидер в Европе по числу студентов. Здесь обучается 20 % российских студентов. Основной научный потенциал тоже сосредоточен в Москве и самые выдающиеся научные открытия совершаются в этом городе. Решением российского правительства под Москвой был создан крупный технополис " Сколково", который занимается разработкой и внедрением новых технологий
Какая функция Москвы раскрыта в этом тексте? ( Ответ: промышленный, научный, инновационный центр)
В Москве очень много красивых и интересных мест. Какие достопримечательности Москвы вы посещали или слышали о них?
Хочу вам предложить посмотреть видеофрагмент «Достопримечательности Москвы» (слайд 5):
Ребята, обратите внимание на слайд (слайд 6) и на рисунок в центре слайда
Россия и Турция имеют теплые дружеские связи и каждый год в Москве проходит фестиваль Турции, где москвичи и гости столицы могут приобщиться к турецкой культуре. В этом году он был запланирован с 11 по 14 июня. Но, к сожалению, из за мировой ситуации с пандемией это мероприятие было отменено.
Таким образом, Москва является столичным, культурным, туристическим, транспортным, промышленным, научным и инновационным центром.
Город Москва быстро растет и разрастаясь, сливается с соседними территориями образуя Московскую городскую агломерацию.
- Что такое городская агломерация? (Ответ: скопление городов вокруг одного крупного)
Работа с учебником -выполнение задания по тексту учебника (стр. 103 ): найдите в учебнике информацию и напишите в тетрадях, какова численность населения Московской агломерации (18-20 млн. человек)
В заданиях ОГЭ есть вопросы про население. Посмотрите задание 4 Расположите перечисленные города в порядке увеличения численности их населения. Запишите в таблицу получившуюся последовательность букв.
Б | А | В |
А) Казань Б) Владивосток В) Москва
Основываясь на ранее полученных знаниях и информации этого урока, попробуйте сформулировать основные проблемы города Москвы (обсудить можно в парах).
- Транспортные пробки – новые кольцевые магистрали и транспортные развязки.
- Увеличение потока мигрантов.
- Промышленные предприятия и наземный автотранспорт являются
- загрязнителями воздуха.
- Проблема с чистой, питьевой водой
- Сохранение и реставрация памятников культуры.
Как вы думаете, Москва является перспективным городом? Как она будет в дальнейшем развиваться? Какие меры вы бы предложили, чтобы решить существующие проблемы?
Ребята, давайте мы еще немного поработаем с вами с заданиями по подготовке к ОГЭ
Задание 5.Расположите регионы страны в той последовательности, в которой их жители встречают Новый год. Запишите в таблицу получившуюся последовательность букв.
А | В | Б |
А) Магадан Б) Москва В) Братск Ответ:
Задание 6. Отгадать регион: «Эта область расположена в центральной части Восточно- Европейской равнины, в бассейне рек Волги, Оки, Клязьмы. Граничит с Тверской, Владимирской и другими областями. Административный центр этой области не определен, так как органы государственной власти находятся в двух городах. Область небогата полезными ископаемыми. Ответ: _Московская
Задание 7. В каком из перечисленных регионов России необходима работа специальных служб МЧС по предупреждению населения о цунами?
1.Московская область
2.Сахалинская область
3.Чукотский АО
4.Республика Башкортостан (Ответ: Сахалинская область)
VI. Повторение изученного.
Наш урок подходит к завершению. Конечно, о роли Москвы в жизни государства России можно говорить ещё много. Я думаю, что после этого урока вам всем захотелось побывать в Москве. Желаю вам, чтобы эта мечта стала явью. Давайте еще раз прогуляемся по интересным и красивым местам Москвы
VII. Домашнее задание (индивидуальное даётся на выбор): 1. Подготовить сообщение об одной из достопримечательностей Москвы. 2. Найти задания в задачниках ОГЭ по Москве и Московской области и выполнить их
VIII. Итог урока
- Достигли ли мы поставленных целей?
- Какие функции у города Москва?
- Можно ли назвать Москву многофункциональным городом?
- Оценивание.
IХ Рефлексия
А) Отгадать слоган: В этом городе находится главная площадь России. Своим названием она обязана не цвету кремлевских стен, а красоте- в данном случае слово «красный» означает «красивый»
Б) Записать свой слоган для Москвы (задание 8) _________________
Бланк заданий
(Информационная карта по заданиям ОГЭ)
1.Этот экономический район – исторический, политический и хозяйственный центр страны. Находится в центре Восточно-Европейской равнины. Основной отраслью промышленности района является машиностроение. Характерна высокая концентрация квалифицированных кадров. В этом районе находится столица России. Определить район по описанию. Задание № 30) Ответ: ___________________
2. Из предложенного списка выберите неверные утверждения о Центральной России (работа в парах): 1.В составе Центральной России три экономических района. 2.Центральная Россия имеет пограничное, центральное и столичное положение. 3.Имеет протяженную границу с Норвегией. 4.Самое большое богатство Центрально-Черноземного района - черноземы. 5.Климат Центральной России резко-континентальный. 6.В составе Волго-Вятского района три республики (Мордовия, Чувашия, Марий-Эл) и две области (Кировская и Нижегородская). 7.В Центральном районе берут начало реки - Обь, Енисей. 8.В Волго-Вятском районе расположено крупнейшее месторождение железных руд - КМА. 9.Из-за большого количества мигрантов здесь проживают представители почти всех национальностей России. 10.Трудовые ресурсы отличаются высоким уровнем квалификации. Ответ: ___________
3.Координаты г. Москва Ответ: ___________________
Координаты-59 с.ш. и 30 в.д., определите город, в который в 1712 году, были перенесены функции столицы и Москва лишилась статуса столицы на два века Проверьте, пожалуйста по тексту учебника правильность вашего ответа (стр.102) (Географическое положение: (Задание № 17, координаты) Ответ: ___________________
4. Расположите перечисленные города в порядке увеличения численности их населения. Запишите в таблицу получившуюся последовательность букв. (Задание № 16, города)
А) Казань Б) Владивосток В) Москва
5. Расположите регионы страны в той последовательности, в которой их жители встречают Новый год. Запишите в таблицу получившуюся последовательность букв. (Задание № 26 )
А) Магадан Б) Москва В) Братск Ответ:
6.Отгадать регион : «Эта область расположена в центральной части Восточно- Европейской равнины, в бассейне рек Волги, Оки, Клязьмы. Граничит с Тверской, Владимирской и другими областями. Административный центр этой области не определен, так как органы государственной власти находятся в двух городах. Область небогата полезными ископаемыми» Состав региона (Задание ОГЭ № 6 ) Ответ: ________
7. В каком из перечисленных регионов России необходима работа специальных служб МЧС по предупреждению населения о цунами? (Задание № 4, Особенности природы, природные явления)
1.Московская область 3..Сахалинская область 2.Чукотский АО 4.Республика Башкортостан
8. IХ Рефлексия – слоган ( задание № 25)
А) Отгадать слоган: В этом городе находится главная площадь России. Своим названием она обязана не цвету кремлевских стен, а красоте- в данном случае слово «красный» означает «красивый»
Б) Записать свой слоган для Москвы ______________________________________________
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Блок проблемных уроков по истории России в 10 классе «Россия во времена Ивана IV»
Серия уроков по теме "Россия во времена Ивана IV" разработана с использованием технологии проблемного обучения и включает в себя разные типы уроков: урок изучения нового материала, комбинированный и у...
Презентация "Типы озёрных котловин России" для урока "Внутренние воды России"
В презентации рассказано о происхождении озёр на территории нашей страны. Работа иллюстрирована фотографиями. Тектонические, ледниково-тектонические, термокарстовые, карстовые, вулканические, ос...
Урок по истории России "Общественное движение в России в 30 – 50 годы XIX века.
30-50-е годы XIX века в России - это зарождение и развитие общественного движения. В частности, первых кружков, которые преследовались. Ну, а после Крымской войны, зарождение движения славянофилов и з...
Конспект урока по теме «Россия. Государственная символика России (флаг, герб). Герб Тулы» с использованием ИКТ
Урок разработан для 9-х классов с целью углубленного изучения Государственных символов родной страны, воспитания патриотизма гражданственности средствами иностранного языка....
Урок по истории России 7 класс по теме "Культура России в 17 веке"
Урок истории России в 7 классе по теме: «Культура и образование в России в XVII веке» по программе А.А. Данилова, Л.Г Косулиной. Учебник История России 7 класс, издательство «Просвещение» 2010 год. П...
Методическая разработка урока по истории России по теме "Россия в XXI веке"
В материале представлена методическая разработка по истории России для II концентра по теме "Россия в XXI веке: выбор пути развития", которая может быть использована как учителями истории и обществозн...
Разработка урока (2 урока) по истории России в 7 классе на тему: «Россия в XVII веке»
Разработка урока (2 урока) по истории России в 7 классе на тему: «Россия в XVII веке»...