0ткрытый урок географии по ФГОС 5 класс "Реки."
план-конспект урока по географии (5 класс) на тему

Разработка урока по теме "Реки" в 5 классе по новым стандартам с технологической картой.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл geografiya_5_klass_reki_dolgova_s.i.docx823.3 КБ

Предварительный просмотр:

ФИО (полностью)

Долгова Светлана Ивановна

Место работы

МБОУ «СОШ №2»

Должность

Учитель географии

Предмет

География

Класс

5-й

Тема и номер урока в теме

Реки

Базовый учебник:   А.А.

Летягин, 5 класс, География, Москва, Вентана-Граф, 2012

        Урок -  исследование по географии. Реки. 5 класс.

Цель: Сформировать целостное представление о реке, её частях, речной системе и её роли в жизни человека.

Задачи:

Обучающие:

 познакомить учащихся с новыми терминами и понятиями;

научить устанавливать причинно- следственные связи между направлением течения реки и характером рельефа;

начать формировать представление о реках и их частях,

создать образ реки различного типа.

Развивающие:

 развить умение определять географическое положение реки, показывать реку на географической карте;

развивать познавательный интерес к предмету;

 продолжить формирование умения работать с географической картой, учебником;

составлять описание географического объекта.

Воспитательные: 

способствовать осознанию красоты окружающего мира, необходимости бережного отношения к природе, посредством межпредметных связей;

 воспитывать любовь к природе.

Форма урока:

Урок – исследование, урок изучения нового материала с использованием ИКТ, словесных, наглядных и практических методов обучения.

Оборудование:

 Традиционное: физическая карта России и мира, глобус, контурные карты, учебник для 6 класса, слова – термины (ведущие понятия), магниты с магнитной доской, атласы.

Современное: компьютер, проектор, экран, мультимедийный проектор,  ресурсы сети Интернет.

Межпредметные связи

На данном уроке используются межпредметные связи с экологией.

Здоровье и психосберегающая среда  создается на основе комфортных условий, активных  форм изучения материала, смены видов и форм организации деятельности, соблюдения санитарно – гигиенических требований.

Образовательные результаты:

 знакомство с новыми терминами, практические навыки работы с картами, с мультимедийным оборудованием, расширение кругозора.

Тип урока (по дидактической цели) – урок – усвоение новых знаний.

В основе урока – технология личностно – коммуникативного обучения.

Ведущие понятия: река, речная долина, русло, пойма, терраса, исток, устье, речная система, водосборный бассейн, горная река.

Ход урока (структура урока)

Этапы урока

Деятельность учителя

Деятельность учащихся

Продолжительность, минут

I.Организационный

Приветствие учащихся. Проверка готовности к уроку.

Учащиеся приветствуют учителя

1

II. Мотивационно - целевой

Показывает презентацию «Реки» (равнинные, горные).

Внимательно смотрят.

3

III.Актуализация знаний

Задаёт вопросы:

1. Назовите различия между морем и рекой?

2. Что же такое река?

Отвечают на вопрос, опираясь на личные знания, впечатления

Формируют понятие:

Река – водный поток, текущий в выработанном им углублении – русле реки.

2

IV. Усвоение новых знаний:

1. Работа с физической картой России

2.Знакомство с правилом показа реки и её частей.

3. Показ рек на карте (от истока к устью).

4.Физминутка

5.Работа с интерактивной доской и с тетрадями

6.Работа с учебником

Задаёт вопрос: Используя карту, найдите реку Лена (рис 1).

А). Объясняет:

Все реки имеют исток – начало реки.

(Прикрепляет на магнитную доску карточку со словом исток.

Аналогично по мере знакомства с новыми понятиями на доске появляются новые слова).

Русло – углубление, где течёт река.

Устье – место впадения реки в другую реку, озеро, море, океан.

Важно: Исток не может находиться в море или океане, т.к. реки текут «сверху вниз», а отсчёт абсолютных высот идёт от уровня океана, принимаемого за «0»  (в России – Балтийский футшток).

Задаёт задание:

А.Найдите на карте истоки разных рек.

Б. Покажите на карте следующие реки:  Ангара, Обь, Енисей, Терек, Нил, Инд, Днепр, Ока, Кама, Иртыш, Амазонка, Конго.

Объясняет как определить правый и левый берег.

Смотрит

Чертит на интерактивной доске схему реки (с комментариями – рис 1).

1. Знакомит с характеристикой профиля реки:

Речная долина – углубление, в котором располагается русло. 

Пойма – часть долины, которая затопляется водой в половодье (рис 3).

2. Задаёт задание:

Найдите на с. 88 определение речной системы и покажите на карте речную систему реки Лена.

3. Задает вопросы:

- Что такое бассейн реки?

- А водораздел?

- Уральские горы для каких рек являются водоразделом?

4. Задаёт задание:

На своих схемах обозначьте границу бассейна реки.

В своих атласах находят реку (один учащийся находят реку Лену на проекции карты на экране, использует мультимедийный проектор).

По желанию ищут на столе учителя карточку с новым понятием и прикрепляют её к доске с помощью магнита.

Слушают объяснение

На экране – слайд:

Ищут в атласах, показывают на карте.

Работа в парах. Показывают в атласах друг другу.

Затем по очереди на экране (от истока к устью).

Выполняют упражнения за ведущим упражнения

Чертят в своих тетрадях

Слушают объяснение

Ищут определение речной долины в учебнике.

Ищут террасы на рисунке.

Читают определение и показывают бассейн реки Лена (с.89, рис).

Отвечают на вопросы

(для Волги и Оби)

Выполняют задание

34, в т.ч.

2

4

1

10

3

7

7,

в т.ч.

2

1

2

2

V. Рефлексивно - оценочный

1. Ставит перед учащимися задачу:

Продолжите эти предложения:

1.Сегодня я узнал…….

2. Было интересно……

3. Было нелегко………

4. Я понял, что………..

5.Мне понравились задания……………….

6. Я научился…………

7. Меня удивило………

2. Выставляет оценки в журнал

Выполняют поставленную задачу

Взаимооценка

3

VI. Информирует учащихся о домашнем задании

Задаёт задание:

Параграф 30, с. 87-90, записи в тетради

Устно описать географическое положение Волги, Амазонки

Записывают домашнее задание

2

Литература, источники:

1. География. Начальный курс: методическое пособие /автор – составитель Кузнецов А.П. – М.: Дрофа, 2010.

2. Герасимова Т.П. Начальный курс географии: Учебник для 6 класса. ОУ/Т.П.Герасимова, Н.П., Нелконова. – М.: Дрофа, 2009.

3. Интернет – ресурсы.

4. Никитина Н.А. Поурочные разработки по географии. М., «Вако», 2005.

5. Лянцевич В.М. использование идей В.Ф. Шаталова на уроках географии. Журнал "География в школе", №6-1991.

6. Современные образовательные технологии в обучении географии: опыт работы, разработки уроков /авторы – составители О.А.Бабекова, Л.А.Ласикова, Н.В.Приходько. – Волгоград: Учитель, 2011.

7. Учебные атласы.

Приложение 1

Рис 1

Приложение 2

Рис.2

Приложение 3

Рис. 3


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Тематическое планирование уроков географии по ФГОС для 6 класса

Тематическое планирование уроков географии 6 класса к учебнику "География" авторов Е.М.Домогацких и Н.И.Алексеевского составлено в соответствии с Федеральным государственным стандартом общего образова...

Разработка урока географии по ФГОС в 7 классе по теме "Регионы Африки. Восточная, центральная, южная Африка.

Автор УМК_Е.М. Домогацких, Н.И. Алексеевский, "География. Материки и океаны" в двух частях, М., "Русское слово", 2012 г. ПрезентацияТема урока Регионы Африки. Восточная, центральная и южная Африка.Тип...

Активизация познавательной деятельности и исследовательской культуры на уроках географии по ФГОС.выступление

География – особенный предмет, при освоении которого ведущей является познавательная деятельность, которая требует от ученика умения составлять характеристику, объяснять, сравнивать, систематизировать...

Урок географии по ФГОС 6 класс "Ветер" с самоанализом урока

В материале представлен сценарий урока и самоанализ урока в соответствии с требованиями ФГОС...

Урок географии по ФГОС 6 класс по теме "Географические координаты"

В материале представлен сценарий открытого фрагмента урока на конкурсе "Учитель года"...

конспект урока географии по фгос

подробный конспект урока по кеографии...

Конспект урока географии по ФГОС 7 класс на тему "Южная Африка"

Южная Африка.Цель: расширить и углубить знания об особенностях природы Южной Африки, населении и его хозяйственной деятельности, дать представление о современной политической карте региона.I...


 

Комментарии

прошу прокоментировать.Спасибо.