Активизация познавательной деятельности и исследовательской культуры на уроках географии по ФГОС.выступление
методическая разработка по географии на тему

География – особенный предмет, при освоении которого ведущей является познавательная деятельность, которая требует от ученика умения составлять характеристику, объяснять, сравнивать, систематизировать, выявлять зависимость, анализировать. Наряду с предметными компетенциями новый стандарт требует больше внимания уделять формированию у учащихся навыков универсальных учебных действий, ИКТ - компетенций, приёмов учебно-исследовательской и проектной деятельности, умений осознанного смыслового чтения и правильной работы с текстовой информацией. Эти умения формируются, главным образом, при выполнении обучающих практических работ. Таким образом, практические работы в географии - основной путь достижения не только предметных, но и метапредметных результатов обучения. 

Скачать:


Предварительный просмотр:

Активизация познавательной деятельности и исследовательской культуры на уроках географии по ФГОС.

         География – особенный предмет, при освоении которого ведущей является познавательная деятельность, которая требует от ученика умения составлять характеристику, объяснять, сравнивать, систематизировать, выявлять зависимость, анализировать. Наряду с предметными компетенциями новый стандарт требует больше внимания уделять формированию у учащихся навыков универсальных учебных действий, ИКТ - компетенций, приёмов учебно-исследовательской и проектной деятельности, умений осознанного смыслового чтения и правильной работы с текстовой информацией. Эти умения формируются, главным образом, при выполнении обучающих практических работ. Таким образом, практические работы в географии - основной путь достижения не только предметных, но и метапредметных результатов обучения.

    Основной задачей  для современного учителя  стала интеграция школьной географии в единый предмет.

  Принципиальным отличием  современного  подхода для учителя географии  является ориентация стандартов на результаты освоения основных образовательных  программ. Под результатами понимается не только предметные знания, но и умение применять эти знания в практической деятельности.  

В чем же новизна современного урока в условиях введения стандарта второго поколения?

В соответствии с новыми стандартами изучение географии начинается с 5 класса. При этом наиболее важными психолого-педагогическими условиями, являются учёт преемственности содержания  курсов   «Окружающий мир» и «География», учёт возрастного уровня и уровня развития учащихся, при отборе содержания и методов обучения. Современные пятиклассники  готовы к  активной познавательной деятельности  и  самостоятельному решению учебных задач.

Какие требования предъявляются к современному уроку? в соответствии с новыми стандартами, нужно:

1. усилить мотивацию ребёнка к познанию окружающего мира,

2. продемонстрировать ему, что

● школьные занятия  – это не получение отвлечённых от жизни знаний, а необходимая подготовка к жизни, её узнавание

● поиск полезной информации и навыки ее применения в реальной жизни.

Для создания учебной ситуации я  использую приёмы:

● предъявить противоречивые факты, теории;

● раскрыть  житейское представление и предъявить научный факт;

● использовать приёмы «яркое пятно», «актуальность».

На какой результат ориентироваться на уроках географии?

Три основные группы результатов: предметные, метапредметные, личностные.

Предметные: Усвоение алгоритма создания тезисного плана. Развитие способности управлять своей познавательной и интеллектуальной деятельностью.  Поиск путей решения проблемы. Работа с текстом.

Метапредметные:

Регулятивные:   Планировать и координировать свою деятельность в соответствии с целями, задачами, условиями.

Познавательные:  Классифицировать, систематизировать информацию по главным и второстепенным признакам.

Учебно – информационные:    Поиск и отбор информации из разных источников. Работа с текстом.

Коммуникативные:   Умение вести диалог. Находить приемлемые решения при наличии разных точек зрения.  Умение с достаточной полнотой и точностью выражать свои мысли в соответствии с задачами и условиями коммуникации.

Личностные:Формирование системы ценностного экологического отношения к окружающему миру. Развитие готовности к самостоятельным действиям, принятию ответственности за результат.

Как разработать урок по-новому? Как учителю сохранить собственное лицо и учесть при этом новые требования ФГОС?

Современное образование отказывается от традиционного представления результатов обучения в виде знаний, умений и навыков; формулировки ФГОС указывают на реальные виды деятельности.         Поставленная задача требует перехода к  принципиальным изменениям деятельности учителя, реализующего ФГОС. Также изменяются и технологии обучения, внедрение информационно-коммуникационных технологий  открывает значительные возможности расширения образовательных рамок по предмету.

Следовательно, методическими принципами инновационного урока становятся следующие:

1.    Субъективизация. Ученик рассматривается не как объект обучения, а как равноправный с учителем участник образовательного процесса.

2.    Метапредметность предусматривает формирование и развитие универсальных способностей учащихся.

3.    Деятельностный подход. Знания не преподносятся детям в готовом виде, а добываются ими в ходе поисковой и исследовательской деятельности.

4.    Коммуникативность. Обмениваясь информацией, ученики взаимодействуют на уроке.

5.    Рефлексивность. Ученики ставятся в ситуацию, когда им необходимо проанализировать свою деятельность в ходе урока.

6.    Импровизационность. Учитель должен быть готов к изменению и коррекции хода урока в процессе его проведения.

Традиционный урок

Современный урок

На традиционном уроке легко работать: его организация проста, привычна, хорошо известна и отработана до мелочей.

На современном уроке происходит интегрирование материала, используются разнообразные формы построения урока

Традиционный урок не дает четкое внутренне разграничение учебного материала и отдельных частей урока.

Учитель выступает в роли передатчика знаний.

Ученик играет пассивную роль.

Ученик не участвует в конструировании урока.

Акцент делается на память, заучивание и повторение.

Учитель постоянно оценивает знания учеников.

Преобладает ориентация на академические (всеохватывающие) образцы формирования знаний.

Применяется постоянная проверка знаний учеников.

Акцент делается на соревновательность между учениками.

Обучение происходит в рамках класса.

Слабый акцент на творческое начало.

Главные ориентиры традиционного урока – коллективное выравнивание, средняя успешность (успеваемость) обучения, средний ученик в целом.

Учитель выступает в роли организатора.

Ученик играет активную роль.

Ученик участвует в конструировании урока.

Акцент делается на самостоятельное добывание знаний.

Постоянное применение поощрений и наказаний необязательно.

Формирование знаний происходит по свободной системе.

Проверка знаний осуществляется не с такой систематичностью.

Акцент делается на совместную коллективную работу учеников.

Обучение не ограничивается только классом.

Учет обученности, обучаемости, учебных и воспитательных возможностей учащихся.

Опора на межпредметные связи с целью их использования для формирования у учащихся целостного представления о системе знаний.

Практическая направленность учебного процесса.

Включение в содержание урока упражнений творческого характера.

Создание условий для проявления самостоятельности учащихся

Рациональное использование средств обучения (учебников, пособий, технических средств.

Из данной сравнительной таблицы видно, что современный урок во многом превосходит традиционный. И если мы хотим воспитать современную Личность, то мы должны это делать современными методами. Данная таблица позволяет сделать вывод:

различается, прежде всего, деятельность учителя и учащихся на уроке. Ученик из присутствующего и пассивно исполняющего указания учителя на уроке традиционного типа теперь становится главным деятелем.

 «Нужно, чтобы дети, по возможности, учились самостоятельно, а учитель руководил этим самостоятельным процессом и давал для него материал» - слова К.Д. Ушинского отражают суть урока современного типа.

Учитель призван осуществлять скрытое управление процессом обучения, быть вдохновителем учащихся. Актуальность приобретают теперь слова Уильяма Уорда: «Посредственный учитель излагает. Хороший учитель объясняет. Выдающийся учитель показывает. Великий учитель вдохновляет».


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Мастер - класс "Панорама методов и приёмов активизации познавательной деятельности при исследовательской деятельности"

"Панорама методов и приёмов активизации познавательной деятельности", это мероприятие проводилось на зональном уровне для учителей Московской области. На примере проекта "Вода - чудо природы", были по...

Активизация познавательной деятельности учащихся коррекционной школы на уроках на уроках письма и развития речи.

Активизация познавательной деятельности школьников – актуальнейшая проблема современной педагогики. Для учителей это давно азбучная истина: если школьники хотят овладеть знаниями, имеют мотивацию к об...

Активизация познавательной деятельности через исследовательскую работу учащихся

Необходимость активизации познавательной деятельности в целях обеспечения учащимися профессиональной мобильности и конкурентоспособности в будущей деятельности является актуальной проблемой. Поэтому н...

Активизация познавательной деятельности через исследовательскую работу учащихся

Необходимость активизации познавательной деятельности в целях обеспечения учащимися профессиональной мобильности и конкурентоспособности в будущей деятельности является актуальной проблемой. Поэтому н...

Активизация познавательной деятельности через исследовательскую работу учащихся

Необходимость активизации познавательной деятельности в целях обеспечения учащимися профессиональной мобильности и конкурентоспособности в будущей деятельности является актуальной проблемой. Поэтому н...

Активизация познавательных способностей умственно отсталых учащихся на уроках географии

Целью работы является обобщение и анализ опыта работы с детьми с нарушениями интеллекта. В статье дается подробное описание особенностей работы с таким контингентом учащихся, рассмотрены способы повыш...