Активизация познавательной деятельности и исследовательской культуры на уроках географии по ФГОС.выступление
методическая разработка по географии на тему
География – особенный предмет, при освоении которого ведущей является познавательная деятельность, которая требует от ученика умения составлять характеристику, объяснять, сравнивать, систематизировать, выявлять зависимость, анализировать. Наряду с предметными компетенциями новый стандарт требует больше внимания уделять формированию у учащихся навыков универсальных учебных действий, ИКТ - компетенций, приёмов учебно-исследовательской и проектной деятельности, умений осознанного смыслового чтения и правильной работы с текстовой информацией. Эти умения формируются, главным образом, при выполнении обучающих практических работ. Таким образом, практические работы в географии - основной путь достижения не только предметных, но и метапредметных результатов обучения.
Скачать:
Предварительный просмотр:
Активизация познавательной деятельности и исследовательской культуры на уроках географии по ФГОС.
География – особенный предмет, при освоении которого ведущей является познавательная деятельность, которая требует от ученика умения составлять характеристику, объяснять, сравнивать, систематизировать, выявлять зависимость, анализировать. Наряду с предметными компетенциями новый стандарт требует больше внимания уделять формированию у учащихся навыков универсальных учебных действий, ИКТ - компетенций, приёмов учебно-исследовательской и проектной деятельности, умений осознанного смыслового чтения и правильной работы с текстовой информацией. Эти умения формируются, главным образом, при выполнении обучающих практических работ. Таким образом, практические работы в географии - основной путь достижения не только предметных, но и метапредметных результатов обучения.
Основной задачей для современного учителя стала интеграция школьной географии в единый предмет.
Принципиальным отличием современного подхода для учителя географии является ориентация стандартов на результаты освоения основных образовательных программ. Под результатами понимается не только предметные знания, но и умение применять эти знания в практической деятельности.
В чем же новизна современного урока в условиях введения стандарта второго поколения?
В соответствии с новыми стандартами изучение географии начинается с 5 класса. При этом наиболее важными психолого-педагогическими условиями, являются учёт преемственности содержания курсов «Окружающий мир» и «География», учёт возрастного уровня и уровня развития учащихся, при отборе содержания и методов обучения. Современные пятиклассники готовы к активной познавательной деятельности и самостоятельному решению учебных задач.
Какие требования предъявляются к современному уроку? в соответствии с новыми стандартами, нужно:
1. усилить мотивацию ребёнка к познанию окружающего мира,
2. продемонстрировать ему, что
● школьные занятия – это не получение отвлечённых от жизни знаний, а необходимая подготовка к жизни, её узнавание
● поиск полезной информации и навыки ее применения в реальной жизни.
Для создания учебной ситуации я использую приёмы:
● предъявить противоречивые факты, теории;
● раскрыть житейское представление и предъявить научный факт;
● использовать приёмы «яркое пятно», «актуальность».
На какой результат ориентироваться на уроках географии?
Три основные группы результатов: предметные, метапредметные, личностные.
Предметные: Усвоение алгоритма создания тезисного плана. Развитие способности управлять своей познавательной и интеллектуальной деятельностью. Поиск путей решения проблемы. Работа с текстом.
Метапредметные:
Регулятивные: Планировать и координировать свою деятельность в соответствии с целями, задачами, условиями.
Познавательные: Классифицировать, систематизировать информацию по главным и второстепенным признакам.
Учебно – информационные: Поиск и отбор информации из разных источников. Работа с текстом.
Коммуникативные: Умение вести диалог. Находить приемлемые решения при наличии разных точек зрения. Умение с достаточной полнотой и точностью выражать свои мысли в соответствии с задачами и условиями коммуникации.
Личностные:Формирование системы ценностного экологического отношения к окружающему миру. Развитие готовности к самостоятельным действиям, принятию ответственности за результат.
Как разработать урок по-новому? Как учителю сохранить собственное лицо и учесть при этом новые требования ФГОС?
Современное образование отказывается от традиционного представления результатов обучения в виде знаний, умений и навыков; формулировки ФГОС указывают на реальные виды деятельности. Поставленная задача требует перехода к принципиальным изменениям деятельности учителя, реализующего ФГОС. Также изменяются и технологии обучения, внедрение информационно-коммуникационных технологий открывает значительные возможности расширения образовательных рамок по предмету.
Следовательно, методическими принципами инновационного урока становятся следующие:
1. Субъективизация. Ученик рассматривается не как объект обучения, а как равноправный с учителем участник образовательного процесса.
2. Метапредметность предусматривает формирование и развитие универсальных способностей учащихся.
3. Деятельностный подход. Знания не преподносятся детям в готовом виде, а добываются ими в ходе поисковой и исследовательской деятельности.
4. Коммуникативность. Обмениваясь информацией, ученики взаимодействуют на уроке.
5. Рефлексивность. Ученики ставятся в ситуацию, когда им необходимо проанализировать свою деятельность в ходе урока.
6. Импровизационность. Учитель должен быть готов к изменению и коррекции хода урока в процессе его проведения.
Традиционный урок | Современный урок |
На традиционном уроке легко работать: его организация проста, привычна, хорошо известна и отработана до мелочей. | На современном уроке происходит интегрирование материала, используются разнообразные формы построения урока |
Традиционный урок не дает четкое внутренне разграничение учебного материала и отдельных частей урока. Учитель выступает в роли передатчика знаний. Ученик играет пассивную роль. Ученик не участвует в конструировании урока. Акцент делается на память, заучивание и повторение. Учитель постоянно оценивает знания учеников. Преобладает ориентация на академические (всеохватывающие) образцы формирования знаний. Применяется постоянная проверка знаний учеников. Акцент делается на соревновательность между учениками. Обучение происходит в рамках класса. Слабый акцент на творческое начало. Главные ориентиры традиционного урока – коллективное выравнивание, средняя успешность (успеваемость) обучения, средний ученик в целом. | Учитель выступает в роли организатора. Ученик играет активную роль. Ученик участвует в конструировании урока. Акцент делается на самостоятельное добывание знаний. Постоянное применение поощрений и наказаний необязательно. Формирование знаний происходит по свободной системе. Проверка знаний осуществляется не с такой систематичностью. Акцент делается на совместную коллективную работу учеников. Обучение не ограничивается только классом. Учет обученности, обучаемости, учебных и воспитательных возможностей учащихся. Опора на межпредметные связи с целью их использования для формирования у учащихся целостного представления о системе знаний. Практическая направленность учебного процесса. Включение в содержание урока упражнений творческого характера. Создание условий для проявления самостоятельности учащихся Рациональное использование средств обучения (учебников, пособий, технических средств. |
Из данной сравнительной таблицы видно, что современный урок во многом превосходит традиционный. И если мы хотим воспитать современную Личность, то мы должны это делать современными методами. Данная таблица позволяет сделать вывод:
различается, прежде всего, деятельность учителя и учащихся на уроке. Ученик из присутствующего и пассивно исполняющего указания учителя на уроке традиционного типа теперь становится главным деятелем.
«Нужно, чтобы дети, по возможности, учились самостоятельно, а учитель руководил этим самостоятельным процессом и давал для него материал» - слова К.Д. Ушинского отражают суть урока современного типа.
Учитель призван осуществлять скрытое управление процессом обучения, быть вдохновителем учащихся. Актуальность приобретают теперь слова Уильяма Уорда: «Посредственный учитель излагает. Хороший учитель объясняет. Выдающийся учитель показывает. Великий учитель вдохновляет».
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Мастер - класс "Панорама методов и приёмов активизации познавательной деятельности при исследовательской деятельности"
"Панорама методов и приёмов активизации познавательной деятельности", это мероприятие проводилось на зональном уровне для учителей Московской области. На примере проекта "Вода - чудо природы", были по...
Активизация познавательной деятельности учащихся коррекционной школы на уроках на уроках письма и развития речи.
Активизация познавательной деятельности школьников – актуальнейшая проблема современной педагогики. Для учителей это давно азбучная истина: если школьники хотят овладеть знаниями, имеют мотивацию к об...
Активизация познавательной деятельности через исследовательскую работу учащихся
Необходимость активизации познавательной деятельности в целях обеспечения учащимися профессиональной мобильности и конкурентоспособности в будущей деятельности является актуальной проблемой. Поэтому н...
Активизация познавательной деятельности через исследовательскую работу учащихся
Необходимость активизации познавательной деятельности в целях обеспечения учащимися профессиональной мобильности и конкурентоспособности в будущей деятельности является актуальной проблемой. Поэтому н...
Активизация познавательной деятельности через исследовательскую работу учащихся
Необходимость активизации познавательной деятельности в целях обеспечения учащимися профессиональной мобильности и конкурентоспособности в будущей деятельности является актуальной проблемой. Поэтому н...
Использование системы интерактивных мультимедийных заданий для активизации познавательной деятельности учащихся с ОВЗ на уроках физической культуры в 6 классе по теме «Легкая атлетика»
В денной работе можно найти примеры испльзования мультимедийных заданий по предмету физической культуры....
Активизация познавательных способностей умственно отсталых учащихся на уроках географии
Целью работы является обобщение и анализ опыта работы с детьми с нарушениями интеллекта. В статье дается подробное описание особенностей работы с таким контингентом учащихся, рассмотрены способы повыш...