Автор | Учитель географии Карамышева Ольга Николаевна, учитель МБОУСОШ №1п.Нарышкино |
|
|
Предмет | география |
|
|
Класс | 9 класс |
|
|
Тип урока | Изучение нового |
|
|
Тема | «Цветная металлургия» |
|
|
Педагогические технологии | Деятельностный подход, здоровьесберегающие технологии, ИКТ - технологии |
|
|
Цель | продолжить формирование знаний о металлургическом комплексе, его значение в экономике.
|
|
|
Задачи | Обучающие: закрепление умений работать с контурными картами, текстом учебника, познакомить учащихся с факторами, влияющими на размещение предприятий цветной металлургии, умение делать вывод, выделять, описывать и объяснять особенности размещения предприятий цветной металлургии. Развивающие: активизация познавательной деятельности учащихся, способность наблюдать, делать выводы, умение оперировать ранее полученными знаниями, умение выбирать целевые и смысловые установки для своих действий. Воспитательные: воспитание информационной культуры, продолжить работу по формированию коммуникативной компетентности, ответственность за результат своей деятельности. Здоровьесберегающие: профилактика утомляемости, нарушения зрения, осанки. |
|
|
Планируемый результат |
|
|
|
Метапредметные умения | Регулятивные: умение определять и формировать цель и задачи на уроке, работать по составленному плану, оценивать свою деятельность, вносить необходимые изменения по ходу своей работы, планировать свою деятельность на основе поставленной задачи. Умение контролировать и оценивать свои действия, вносить коррективы в их выполнение на основании оценки и учета характера ошибок. Коммуникативные УУД: слушать и понимать других, формулировать и аргументировать своё мнение, умение принимать совместное решение. Умение выразить и отстоять свою точку зрения, принять другую. Познавательные УУД: Самостоятельно преобразовывать практическую задачу в познавательную; умение осуществлять информационный поиск , сбор и выделение существенной информации из различных информационных источников, Проявлять инициативу и самостоятельность в обучении, умение использовать знаково-символические средства для изучения объектов, схем решения учебно-познавательных и практических задач.
|
|
|
Предметные | Развитие географических знаний, познавательных интересов, творческих результатов, умение вести самостоятельный поиск, отбор информации, её преобразование и переду необходимой информации по предмету. Опыт применения знаний в учебной деятельности |
|
|
Личностные | Формирование ответственного отношения к учению, готовности и способности обучающихся к саморазвитию и самообразованию на основе мотивации к обучению и познанию. |
|
|
Организация пространства |
|
|
|
Формы работы: Фронтальная Работа в группах Индивидуальная | Ресурсы: Карты атласа «Цветная металлургия», настенная карта «Металлургия России», задания для работы в группе, рабочие тетради с комплектом контурных карта сост.Сиротин В.И, слайды «Цветная металлургия России», компьютер, медиапроектор. |
|
|
Этап урока | Деятельность учителя | Деятельность ученика | Формируемые умения |
1.Организа- цианный момент | Представь себе, что мысли в твоей голове – это лучи света. А теперь пусть все лучи соберутся и светят как в прожекторе, пусть свет всех твоих мыслей объединится в один большой , красивый и мощный луч. Теперь ты в состоянии сосредоточиться на любой работе. | Выполняют упражнение | Психологическая настройка детей. Положительная мотивация урока. Создание «ситуации успеха». |
2.Проверка домашнего задания | Предлагает карточки – задания, которые размещены на доске.
Предлагаемые вопросы: 1.Каково значение металлургического комплекса? 2.Какие типы предприятий входят в состав черной металлургии?
3.Какое сырье необходимо для производства черных металлов?
4.Объясните принцип размещения предприятий черной металлургии. 5.Показать на карте основные центры черной металлургии.
| Учащиеся выходят к доске, выбирают карточку, читают вопрос и дают ответ.
Ответ1 : металлургический комплекс производит выплавку металла, производит сталь, которая необходима в народном хозяйстве. Ответ 2: Выделяют следующие типы предприятий: металлургические заводы полного цикла, пере-дельная металлургия, производство ферросплавов, малая металлургия (на машиностроительных заводах), бездоменная металлургия. Ответ 3: Железная руда, для выплавки стали марганцевая руда, уголь. Ответ 4: Предприятия черной металлургии размещаются вблизи железорудных бассейнов, в крупных промышленных центрах. Ответ 5: Новокузнецк ,Златоуст, Челябинск, Магнитогорск, Липецк,СтарыйОскол (электрометаллургический завод) | Умение с достаточной полнотой и точностью выражать свои мысли, актуализация и систематизация знаний |
3.Изучение нового материала | Сегодня на уроке мы продолжим изучение темы «Металлургический комплекс», цель: изучить состав значение цветной металлургии в хозяйстве страны. Предлагает определить задачи урока самостоятельно. | Определяют задачи (закрепите умения работать в группе, с контурными картами, совершенствование навыка составления опорного конспекта ) | Самостоятельный учет задач, определение действий на уроке |
3.1Организация фронтальной беседы | Слайд №1: Тема урока : «Цветная металлургия» , Дом. задание. Учитель: 1.Как вы думаете, в каких современных отраслях используются цветные металлы?
Учитель : 2.Какие металлы производит цветная металлургия?
Учитель: 3.Попробуем дать определение цветной металлургии.
Учитель:4. Рассмотрим, какое место занимает цветная металлургия в составе комплекса конструкционных материалов.
Слайд №3 « Состав комплекса конструкционных материалов» Учитель :Цветная металлургия производит важнейшие конструкционные материалы, необходимые в электротехнике, электронике, приборостроении, производстве медицинских инструментов и т.д. | Записывают тему урока и домашнее задание. Ответ1: различные отрасли машиностроительного комплекса.
2.Слайд №2 «Группы цветных металлов». Уч-ся заполняют схему – конспект.
Ответ 3: Цветная металлургия- это комплекс отраслей, специализирующихся на добыче, обогащении, металлургическом переделе руд цветных, благородных и редких металлов, а также добыче алмазов. Уч-ся заполняют схему-конспект.
Возможные ответы учащихся. |
Формирование ИКТ- компетенции, знание особенностей металлургического комплекса, формирование и развитие учебно- познавательного интереса. смена видов деятельности, предупреждение утомляемости. |
3.2. Работа с наглядным материалом | Рассмотрим видеоряд таблиц, которые демонстрируют, где используются цветные металлы.
| Рассматривают , делают вывод | Смена видов деятельности перевод глаз в режим поиска зрительное восприятие, предупреждение утомляемости глаз |
3.3. Самостоятельная работа | Учитель: Какие факторы влияют на размещение предприятий цветной металлургии? 1.В рудах цветных металлов очень низкое содержание металла: меди 1-5%, олова 0,01-0,7%, молибдена 0,04%. Это значит , что руду необходимо обогащать непосредственно у мест добычи. ( сырьевой фактор) 2.Для выплавки металлов требуется много топлива электроэнергии. Производство цветных металлов – очень энергоемко. Доля энергетических затрат составляет от 10 до 65% стоимости произведенного металла.(электроэнергетический фактор) Кроме большого количества топлива и электроэнергии, производство цветных металлов требует большого количества воды, особенно при обогащении руд ( водный фактор) 3.Цветная металлургия лидер загрязнения окружающей среды. Газовые выбросы, кислотные дожди, загрязнение почв, практически уничтожает природу, вызывает болезни у людей ( экологический фактор). 4.Руды цветных металлов содержат, как правило, не один, а несколько металлов, иногда более 10, возникает проблема их извлечения. ( научный фактор) Факторы записывают в конспект. Слайд №4. « Факторы размещения предприятий цв.металлургии» Рассмотрим факторы размещения Ц.М в приложении стр.372. | По предложенным характеристикам , самостоятельно определяют факторы размещения. Проводят самопровеку припомощи демонстрационного слайда | формирование общеучебных навыков, развитие предметных результатов ( знание факторов размещения производства), применение ранее полученных знаний, умение аргументировать, применять знания в новых ситуациях, проводить самопроверку, исправлять ошибки, умение анализировать и добывать информацию по статистическим данным, преобразовывать её, уметь использовать при изучении темы |
3.4.Активные методы обучения | Работа в группах. Учитель делит учащихся в группы соответственно порядковому номеру: 1,2,3. уч-ся объединяются в 3 группы. Каждая группа получает картосхему с заданием, которую необходимо заполнить, изучая текст учебника. Группа делится на подгруппы: 2ученика готовят ответ, по вопросам задания, 2 ученика составляют вопросы по тексту, 2 ученика оформляют картосхему, вывешивается на доску во время ответа группы. 1 группа стр. 141 Уральская металлургическая база. 2 группа стр141 Центральная металлургическая база 3 группа стр.141 Сибирская металлургическая база. Задания для заполнения картосхем: 1.обозначьте на карте месторождения цветных металлов. 2.Подпишите металлургические центры. 3.Приведите примеры источников электроэнергии.
Вместе с учащимися подводит итог работы. | Делятся на группы, получают задания, выполняют работу.
Лидер группы выступает. | Слушать и понимать других, уметь с достаточной полнотой и точностью выражать свои мысли, формулирование и аргументирование своего мнения, публично выступать, согласованно действовать, стремиться к реализации поставленной задачи. |
3.5.Работа с одаренными детьми. | Подготовка сообщений, опережающие задания: «Золото», «Платина. Алмазы» | 2 ученика заранее подготовили необходимые темы. | Развитие творческих способностей учащихся, познавательного интереса к предмету |
3.6. Путешествие по городам России | Учитель предлагает ряд городов России, уч-ся должны определить ( с использованием карты атласа) выплавка, какого металла производится, один ученик размещает название города, на доске, другой ( символ)металла, выплавка которого там производится. Предлагает заполнить по выполненной схеме контурную карту.
| На доске выстраивают схему: Мончегорск----Кандалакша---
Работают с контурной картой | Формирование общеучебных навыков, смена вида деятельности, развитие логического мышления, внимания, наблюдательности, умение работать с символами, схемами, согласованность действий |
4. Рефлексия. | Предлагает ответы на вопросы: В конце урока я хотела бы, чтобы вы продолжили следующие предложения: «Особенно мне понравилось….», « Было интересно….», «Я научился…..», «Мне было интересно узнать……» | Учащиеся дают ответы | Контроль и оценка процесса и результатов деятельности, уметь устно выражать свои мысли, устанавливать связь между целью деятельности и её результатом |
5. Самооценка. | Ребята, спасибо за работу на уроке! А теперь я предлагаю оценить свой вклад в достижении цели и задач урока . Критерии оценки | оценка | Понял, но не могу применить | | Понял, могу применить, но объяснить другому не могу | | Понял, могу применить и объяснить | |
| Из предложенных жетонов ученики выбираю жетон того цвета в зависимости от того как они оценили свой вклад в достижении цели урока. На доске выстраивается «Экран достижений»
| Умение оценивать результаты своей деятельности |
6. Итог урока. | Анализирует учебную деятельность учащихся на уроке. |
|
|
7.Релаксация | Упражнение «Свеча» |
| Использование музыки, возможность отдохнуть, снять напряжение. |
|
|
|
|