Технологическая карта урока на тему "Черная металлургия России"
план-конспект урока по географии (8 класс)

Голованова Ольга Андреевна

Технологическая карта ориентирована на учебник А.А. Лобжанидзе. География России: природа, население, хозяйство - УМК "Сферы".

Содержит постановку цели и задач урока; планируемые образовательлные рузультаты и подробно раскрывает организационную структуру урока с указанием УУД, формируемых на каждом этапе урока

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon chernaya_metallurgiya_rossii.doc73 КБ

Предварительный просмотр:

Технологическая карта конструирования урока в современной информационной образовательной среде

ОБЩАЯ ЧАСТЬ

Автор

Голованова Ольга Андреевна, учитель географии

Предмет, учебник

География, А.А. Лобжанидзе. География России: природа, население, хозяйство

Тип урока

Изучение нового материала

Тема

Конструкционные материалы. Металлургический комплекс. Черная металлургия.

Применяемые педагогические технологии

Проблемное обучение, развивающее обучение

Цель урока

Дать представление о комплексах, производящих конструкционные материалы, их составе и значении в хозяйстве страны, раскрыть особенности черной металлургии.

Задачи урока

1. Сформировать понятие «конструкционные материалы», показать многообразие конструкционных материалов.

2. Выявить особенности и значение металлургического комплекса, показать его место в хозяйстве России.

3. Познакомить с различными типами металлургических предприятий.

4. Выявить принципы и закономерности размещения предприятий черной металлургии.

5. Сформировать представление об экологической нагрузке, наносимой предприятиями черной металлургии.

Ключевые понятия

Конструкционные материалы, металлургический комплекс, технологическая цепочка, факторы размещения, экологическая нагрузка

Оборудование

Учебник, атлас, контурные карты, статистические данные

Формы организации учебной деятельности

Фронтальная работа, индивидуальная работа

Методические приемы

Повторение пройденного, объяснение учителя, аналитическая работа, работа с контурной картой

ПЛАНИРУЕМЫЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ

Личностные

Метапредметные

Предметные

Коммуникативные

Регулятивные

Познавательные

1. Формировать понимание ответственного отношения к учению, готовности и способности к саморазвитию и самообразованию на основе мотивации к учению и познанию;

2. Формировать целостное мировоззрение;

3. Развивать самостоятельность в приобретении новых теоретических знаний и практических умений

1. Оформлять свои мысли в устной и письменной форме; 2. Слушать и понимать физический смысл речи других учащихся класса и учителя;

3. Уметь строить рассуждения в форме связи простых суждений об объекте, его свойствах и отличительных особенностях;

4. Уметь доказывать свою точку зрения (находить и подтверждать необходимыми аргументами)

1. Учиться высказывать свои предположения (версии);

2. Воспринимать информацию учителя или одноклассника, содержащую оценочный характер ответа или выполнения действия;

3. Определять и формулировать цель своей деятельности на уроке с помощью учителя

1. Произвольно и осознанно владеть общим приемом решения учебных задач;

2. Уметь осуществлять синтез как составление целого из частей;

3. Уметь осуществлять сравнение, классификацию по заданным критериям;

4. Уметь осуществлять анализ объектов с выделением существенных и несущественных признаков;

5. Уметь устанавливать причинно-следственные связи;

6. Уметь сравнивать объекты и называть их сходства/отличия

1. Уметь формулировать понятия: конструкционные материалы, металлургический комплекс;

2. Знать/называть отрасли и подотрасли, входящие в металлургический комплекс;

3. Уметь объяснять сходства/различия черной и цветной металлургии;

4. Знать технологическую цепочку производства черных металлов;

5. Знать/называть/обосновывать место РФ о запасам железной руды и производству стали в мире;

 5. Уметь назвать/показывать центры черной металлургии в РФ;

6. Уметь составлять межотраслевые связи;

7. Уметь объяснить значение металлургического комплекса в хозяйстве России

        Деятельность обучающихся на уроке, направленная на формирование установленных УУД:

  1. Анализ графиков и картограмм в учебнике.
  2. Анализ технологических этапов черной металлургии (от добычи руды до производства стали).
  3. Объяснение типов металлургических предприятий.
  4. Индивидуальная работа обучающихся по расчетам доли районов в производстве стали и ранжирование их от меньшего к большему.
  5. Объяснение полученных результатов с использованием знания факторов размещения предприятий.
  6. Нанесение на контурную карту центров добычи железной руды и производства стали в России.
  7. Выявление влияния черной металлургии на экологическую обстановку территории.
  8. Постановка цели урока на основе выполненных заданий.

ОРГАНИЗАЦИОННАЯ СТРУКТУРА УРОКА

Этапы урока

Деятельность учителя

Деятельность ученика

Формирование УУД

I. Актуализация ранее полученных знаний и введение в тему урока

«Сегодня мы познакомимся с ещё одним комплексом по производству конструкционных материалов, с металлургическим комплексом». Схема «Структура металлургического комплекса».

Просмотр схемы и ответ на вопрос: из каких подотраслей состоит металлургический комплекс? Комментируют, вспоминают, выдвигают гипотезы, обосновывают, определяют тип урока, с помощью учителя ставят цель урока

Регулятивные:

уметь определять и формулировать цель на уроке с помощью учителя

Познавательные: устанавливать причинно-следственные связи

Коммуникативные: формулирование и аргументация своего мнения, слушать и понимать речь других

II. Изучение нового материала

1. «Из названия металлургический комплекс ясно, что в него входят предприятия по производству черных и цветных металлов. Используя знания, полученные на уроках химии, приведите примеры черных и цветных металлов».

2. «Проанализировав природные условия в России выявите факторы, влияющие на развитие металлургического комплекса».

3. «Используя рисунок в атласе, сформулируйте особенности технологической цепочки по производству черных металлов, чем каждый ее этап отличается от предыдущего?».

4. «Предприятия по производству черных металлов включают в себя несколько видов. По названию предприятий предположите и обоснуйте в чем их особенность? Какие предприятия преобладают в России и почему?».

5. «Давайте определим место России в мире по запасам железной руды и производству стали. Какие страны стоят впереди России по этим показателям и почему?».

6. «Предлагаю определить к каким факторам тяготеет размещение предприятий черной металлургии».

7. «Поговорим о применении продукции черной металлургии. С какими отраслями данная отрасль имеет межотраслевые связи и в чем они выражаются?».

8. «Давайте выясним особенности размещения предприятий черной металлургии по территории нашей страны».

9. «Используя статистические данные по производству стали по районам РФ определите в каком районе РФ производится наибольшее количество стали, а в каком наименьшее? Почему?»

1. Заполнение схемы «Структура металлургического комплекса» и приведение примеров черных и цветных металлов.

2. Анализ карт атласа: рельеф, геологическое строение России.

3. Анализ технологической цепочки черной металлургии, объяснение ее этапов, используя знания, полученные на уроках химии.

4.  Объяснение различий в типах предприятий: металлургические заводы полного цикла (комбинаты); сталеплавильные и сталепрокатные заводы (передельная металлургия); бездоменная металлургия; производство ферросплавов; малая металлургия.

5. Используя картосхемы в учебнике, определяют место России  в мире по запасам железной руды и производству стали. Называют страны, которые впереди России и причины такого распределения.

6. Называют факторы размещения предприятий черной металлургии.

7. На основе имеющихся знаний предполагают с какими комплексами черная металлургия имеет межотраслевые связи и аргументируют в чем они выражаются.

8. Нанесение на контурную карту центров черной металлургии.

 

9. Определяют количество выплавляемой стали по экономическим районам, выполняют ранжирование от района, выплавляющего наименьшее количество стали к району, выплавляющему наибольшее.

Регулятивные:

формировать самостоятельный учет выделенных ориентиров в учебном материале

Познавательные: анализировать объекты с целью выделения признаков

Коммуникативные: учитывать разные мнения

Личностные:

формировать учебно-познавательный интерес

Предметные: 

выявлять технологический процесс межотраслевого комплекса, систематизировать знания

III. Закрепление полученных знаний

«Черная металлургия оказывает негативное влияние на окружающую среду. В чем оно выражается и каковы его причины?».

Прогнозируют правильный вариант ответа, доказывают свою точку зрения

Познавательные: контролировать и оценивать процесс и результаты деятельности

Коммуникативные: 

уметь устно выражать свои мысли

Личностные:

устанавливать связь между целью деятельности и ее результатом

Предметные:

выявлять влияние лесной отрасли на окружающую среду

IV. Рефлексия учебной деятельности на уроке

1. Организует фиксирование содержания.

2. Организует рефлексию.

3. Организует самооценку учебной деятельности

Отвечают на вопросы учителя, дают самооценку собственной деятельности (что узнали, что смогли, чему научились)

Познавательные: 

уметь составлять ответы на вопросы

Коммуникативные: 

уметь устно выражать свои мысли

Личностные: 

формировать способность к самооценке на основе критерия успешности учебной деятельности

Предметные: 

осуществлять актуализацию личного жизненного опыта


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Технологическая карта урока . Тема "Цветная металлургия"

урок в 9 класе по теме "Цветная металлургия" с применением современных образовательных технологий...

Технологическая карта урока" Недаром помнит вся Россия"

Технологическая карта очень подробно раскрывает урок...

технологическая карта урока, 9 класс, "Транспорт России"

технологическая карта урока в 9 классе по теме "Транспорт России"...

Технологическая карта урока №1 по истории России 6 класс ( к учебнику Андреева И.Л. "История России с древнейших времен до XVI в." )по теме:" Введение. Человек и история"

Педагогическая цельпознакомить учащихся с целями, зада­чами и предметом курса «История России с древнейших времен до начала XVI в.», а также структурой учебника и основными приемами учебной деятельнос...

Технологическая карта урока "Природно-хозяйственные зона России"

Технологическая карта урока "Природно-хозяйственные зона России" по географии в 8 классе...

Технологическая карта урока истории "Внешняя политика России во второй половине XVI века" 7 класс

к  учебнику  История России. 7 класс. Авторы: Н.М. Арсентьев, А.А. Данилов, И.В. Курукин, А.Я. Токарева...

Технологическая карта урока "Смутное время в России"

Технологическая карта урока "Смутное время в России" урок истории в 7 классе...