Программа для 5 класса по новым ФГОСам И.И. Баринова, А.А. Плешаков, Н.И. Сонин
учебно-методический материал по географии (5 класс) по теме

Программа составлялась как итоговая работа на курсах повышения квалификации по новым ФГОСам. Здесь же есть и календарно-тематическое планирование для 5 класса, составленное на основе этой программы с УУД. Также разработан урок по этой программе. По теме "Вода на Земле"

Скачать:


Предварительный просмотр:

География. Введение в географию

5 класс (35 часов)

  1. Пояснительная записка

      Программа данного курса подготовлена в соответствии с Федеральным государственным образовательным стандартом основного общего образования.

      Курс географии 5 класса открывает пятилетний  цикл  изучения географии в основной школе.  География. Начальный курс опирается на пропедевтические знания учащихся из курса «Окружающий мир» начальной ступени обучения.

      География в основной школе начинает изучаться изучается с 5 класса.

      В курсе 5 класса 35 часов, один раз в неделю.

      Курс географии в 5 классе  является базой для изучения общих географических закономерностей, теорий, законов, гипотез в старшей школе. Таким образом, содержание курса в основной школе представляет собой базовое звено в системе непрерывного образования и является основой для последующей уровневой и профильной дифференциации.

Цели и задачи курса:

- ознакомление обучающихся с основными понятиями и закономерностями науки географии;

- формирование географической культуры личности и обучения географическому языку;

- формирование умения использовать источники географической информации, прежде всего географической карты;

- формирование знаний о том, что изучает география, как люди открывали Землю, о положении Земли во вселенной, о видах изображения земной поверхности, о природе Земли;

- формирование правильных пространственных представлений  о природных системах Земли на разных уровнях: от локальных (местных) до глобальных.

Предметные результаты обучения

Учащийся должен уметь:

объяснять значение понятий: «литосфера», «горные породы», «полезные ископаемые», «рельеф», «гидросфера», «океан», «море», «атмосфера», «погода», «биосфера»;

показывать по карте основные географические объекты; наносить на контурную карту и правильно подписывать географические объекты; объяснять особенности строения рельефа суши; описывать погоду своей местности.

Метапредметные результаты обучения

Учащийся должен уметь:

ставить учебную задачу под руководством учителя; планировать свою деятельность под руководством учителя; работать в соответствии с поставленной учебной задачей;

работать в соответствии с предложенным планом; выделять главное, существенные признаки понятий; участвовать в совместной деятельности; высказывать суждения, подтверждая их фактами; искать и отбирать информацию в учебных и справочных

пособиях, словарях; составлять описания объектов; составлять простой план; работать с текстом и нетекстовыми компонентами; оценивать работу одноклассников.

Личностные результаты обучения

Учащийся должен обладать: ответственным отношением к учебе; опытом участия в социально значимом труде; осознанным, уважительным и доброжелательным отношением к другому человеку, его мнению; коммуникативной компетентностью в общении и сотрудничестве со сверстниками в процессе образовательной, общественно-полезной, учебно-исследовательской, творческой деятельности; основами экологической культуры.

Личностные результаты обучения

Учащийся должен уметь:

Создать географический образ территории родного края. Иметь знание основных принципов и правил отношения к природе. Иметь уважительное отношение к окружающим. Уметь вести диалог на основе равноправных отношений и взаимного уважения.

Содержание курса географии

(1 ч в неделю, всего 35 ч)

Что изучает география (5 ч)

Мир, в котором мы живем. Мир живой и неживой природы. Явления природы. Человек на Земле.

Науки о природе. Астрономия. Физика. Химия. География. Биология. Экология.

География — наука о Земле. Физическая и социально-экономическая география— два основных раздела географии.

Методы географических исследований. Географическое описание. Картографический метод. Сравнительно-географический метод. Аэрокосмический метод. Статистический

метод.

Как люди открывали Землю (5 ч)

Географические открытия древности и Средневековья. Плавания финикийцев. Великие географы древности. Географические открытия Средневековья.

Важнейшие географические открытия. Открытие Америки. Первое кругосветное путешествие. Открытие Австралии. Открытие Антарктиды.

Открытия русских путешественников. Открытие и освоение Севера новгородцами и поморами. «Хождение за три моря». Освоение Сибири.

Практические работы № 1, 2.

Земля во Вселенной (9 ч)

Как древние люди представляли себе Вселенную.

Что такое Вселенная? Представления древних народов о Вселенной. Представления древнегреческих ученых о Вселенной. Система мира по Птолемею.

Изучение Вселенной: от Коперника до наших дней. Система мира по Николаю Копернику. Представления о Вселенной Джордано Бруно. Изучение Вселенной Галилео Галилеем. Современные представления о строении Вселенной.

Соседи Солнца. Планеты земной группы. Меркурий. Венера. Земля. Марс.

Планеты-гиганты и маленький Плутон. Юпитер. Сатурн. Уран и Нептун. Плутон.

Астероиды. Кометы. Метеоры. Метеориты.

Мир звезд. Солнце. Многообразие звезд. Созвездия.

Уникальная планета — Земля. Земля— планета жизни: благоприятная температура, наличие воды и воздуха, почвы.

Современные исследования космоса. Вклад отечественных ученых К. Э. Циолковского, С. П. Королева в развитие космонавтики. Первый космонавт Земли— Ю. А. Гагарин.

Виды изображений поверхности Земли (4 ч)

Стороны горизонта. Горизонт. Стороны горизонта. Ориентирование.

Ориентирование. Компас. Ориентирование по Солнцу.

Ориентирование по звездам. Ориентирование по местным признакам.

План местности и географическая карта. Изображение земной поверхности в древности. План местности. Географическая карта.

Практические работы № 3, 4

.

Природа Земли (12 ч)

Как возникла Земля. Гипотезы Ж. Бюффона, И. Канта, П. Лапласа, Дж. Джинса, О.Ю. Шмидта. Современные представления о возникновении Солнца и планет.

Внутреннее строение Земли. Что у Земли внутри? Горные породы и минералы. Движение земной коры.

Землетрясения и вулканы. Землетрясения. Вулканы. В царстве беспокойной земли и огнедышащих гор.

Путешествие по материкам. Евразия. Африка. Северная Америка. Южная Америка. Австралия. Антарктида. Острова.

Вода на Земле. Состав гидросферы. Мировой океан. Воды суши. Вода в атмосфере.

Воздушная одежда Земли. Состав атмосферы. Движение воздуха. Облака. Явления в атмосфере. Погода. Климат. Беспокойная атмосфера.

Живая оболочка Земли. Понятие о биосфере. Жизнь на Земле.

Почва — особое природное тело. Почва, ее состав и свойства. Образование почвы. Значение почвы.

Человек и природа. Воздействие человека на природу. Как сберечь природу?

Практические работы:

И.И. Баринова, А.А. Плешаков, Н.И. Сонин

География. Начальный курс. 5 класс

 Практические работы

 (указаны в рабочей программе)

  1. Географические открытия древности и средневековья.
  2. Важнейшие географические открытия.
  3. Ориентирование по компасу.
  4. Составление простейшего плана местности.



Предварительный просмотр:

Календарно-тематическое планирование 5 класс

1 ч в неделю, всего 35 часов (из них 2 часа резервного времени)

№пп

Основное содержание по темам

К-во

часов

Дата

провед.

Действия учащихся на уровне УУД

Оборудование

Что изучает география

5

1

Мир, в котором мы живем

Наблюдают за географическими объектами своей местности(П)

Изучают  правила работы с учебником и атласом (Р)

Анализируют иллюстрации (Р)

2

Науки о природе

Определяют значение географических знаний в современной жизни.(П)

Оценивают роль географической науки в жизни общества (Р)

Формируют приемы работы с учебником и электронным приложением (П)

3

География— наука о Земле

Учатся объяснять специфику географии как науки (П)

Закрепляют умение работать с учебником и электронным приложением.

4

Методы географических исследований

Выявляют методы географической науки.

Составляют простейшие географические описания объектов и явлений живой и неживой природы

5

Обобщение знаний по разделу «Что изучает география»

Выполняют задания учителя.

 Работают с учебником, атласом

Как люди открывали Землю

5

6

Географические открытия древности и Средневековья

Выявляют изменения географических представлений у людей в древности, в эпоху географических открытий.

Определяют вклад величайших ученых и путешественников в развитие географической науки

7

Важнейшие географические открытия.

Практическая работа № 1  «Географические открытия древности и средневековья.»

 

Работают с топонимическим словарем

Систематизируют информацию о путешественниках и открытиях

8

Открытия русских путешественников

Читают и анализируют карты атласа. Самостоятельно готовят презентации по опережающему заданию «Десять великих географических открытий»

9

Открытия русских путешественников

Практическая работа № 2 «Важнейшие географические открытия.»

10

Обобщение знаний по разделу «Как люди открывали Землю»

Выполняют задания учителя.

 Работают с учебником, атласом

Земля во Вселенной

9

11

Как древние люди представляли себе Вселенную

 Составляют опорный конспект рассказа и презентации учителя

12

Изучение Вселенной: от Коперника до наших дней

Самостоятельно готовят сообщения и презентации  

13

Соседи Солнца

Работают с текстом и рисунками учебника. Выполняют задания учителя

14

Планеты гиганты и маленький Плутон

Составлять характеристики планет гигантов по плану.

 Анализируют иллюстрации учебника

15

Астероиды. Кометы. Метеоры. Метеориты

Характеризуют особенности различных небесных тел по иллюстрациям

16

Мир звезд

Наблюдают за звездным небом: какие созвездия я видел и знаю

17

Уникальная планета— Земля

Сравнивают особенности планет земной группы

18

Современные исследования космоса

готовят сообщения о первой женщине-космонавте В. В. Терешковой, о первом выходе человека в

открытый космос (А. А. Леонов)

19

Обобщение знаний по разделу «Земля во Вселенной»

Выполняют задания учителя.

Работают с учебником, атласом

Виды изображений поверхности Земли

4

20

Стороны горизонта

Отрабатывают знания основных и промежуточных сторон горизонта  

Ставият учебную задачу под руководством учителя

 Определяют стороны горизонта

21

Ориентирование

 Практическая работа № 3 «Ориентирование по компасу»

Планируют свою деятельность под руководством учителя

Умеют ориентироваться по компасу и местным признакам

22

План местности и географическая карта

Практическая работа № 4 «Составление простейшего плана местности»

Определяют с помощью условных знаков изображенные на плане объекты.

Измеряют расстояния и определяют направления на местности и плане.

Составляют и читают простейший план местности

23

Обобщение знаний по разделу «Виды изображений

Поверхности Земли»

Ориентируются по плану и карте.

Читают легенды карты.

Самостоятельно строят простейший план местности

Природа Земли

10

24

Как возникла Земля

Анализируют рисунки учебника,

Самостоятельно выполняют задания учителя

25

Внутреннее строение Земли

Выявляют особенности внутренних оболочек Земли.

Устанавливают по карте границы столкновения и расхождения литосферных плит.

Выявляют причинно-следственные связи.

26

Землетрясения и вулканы

Выявляют закономерности распространения землетрясений и вулканов

Работают с атласом и контурной картой:

обозначают районы землетрясений и крупнейших вулканов

27

Путешествие по материкам

готовят по опережающему заданию образный рассказ и презентации о природе разных материков Земли.

Работают с учебником, атласом

28

Вода на Земле

Анализуют текст учебника с целью

определения ключевых понятий урока

Сравнивают соотношения отдельных частей гидросферы.

Выявляют взаимосвязи между составными частями гидросферы по схеме «»Круговорот воды в природе»

29

Живая оболочка Земли

Сопоставляют границы биосферы с границами других оболочек Земли.

Составляют схему связей биосферы с другими оболочками Земли.

Сравнивают приспособленность отдельных групп организмов к среде обитания.

Выявляют роль разных групп организмов в переносе веществ на основе анализа схемы биологического круговорота.

30

Почва— особое природное тело

Анализируют текст учебника.

Проводят сравнение строения профиля подзолистой почвы и чернозема.

Выявляют причины разной степени плодородия используемых человеком почв.

Наблюдють образцы почв своей местности

32

Человек и природа

Выполняют тестовые задания.

Работают с картами.

 Повторяют географическую номенклатуру и основные понятия и термины (географический диктант)

33

Обобщение знаний по разделу «Природа Земли»

Выполненяют заданий учителя.

 Работают с учебником и атласом



Предварительный просмотр:

План - конспект урока

ВОДА НА ЗЕМЛЕ

Ф.И.О.  Роденко Людмила Анатольевна

Место работы: Краснодарский край, Муниципальное образование город Кропоткин МАОУ лицей № 3

Должность: учитель географии

Предмет: география

Класс: 5

Тема урока: «Вода на Земле», 5 урок в теме «»Природа Земли»

Базовый учебник: Учеб. для 5 кл. общеобразовательных учреждений/И.И. Баринова, А.А.Плешаков, Н.И.Сонин

  Цели урока:

 Познакомить учащихся с  Гидросферой нашей планеты и ее компонентами, с новыми терминами и понятиями.

Задачи урока:        

 Образовательные организовать самостоятельную работу учащихся для развития практических  и  познавательных навыков, нахождение информации при помощи различных источников (текст, иллюстрации, карты). 

Воспитательные: формирование мировоззренческих идей.

Развивающие: развивать умения работать в группе с учебником, дополнительной литературой и ресурсами ЭОР. Способствовать формированию географической культуры .Развитие памяти, логики и интеллекта.

Планируемые результаты:

Личностные: осознание ценностей познания природы свей планеты и важнейшей его части - атмосферы.

Метапредметные: умение организовывать свою деятельность, определять её цели и задачи, умение вести самостоятельный поиск, анализ, отбор информации, умение взаимодействовать с людьми и работать в коллективе. Высказывать суждения, подтверждая их фактами.

Предметные: понимание  следствий воздействия различных частей гидросферы на состояние нашей планеты и на жизнь человека.


Универсальные учебные действия:

Личностные: осознать необходимость изучения гидросферы Земли.

Регулятивные: планировать свою деятельность под руководством учителя, оценивать работу одноклассников, работать в соответствии с поставленной задачей, сравнивать полученные результаты с ожидаемыми.

Познавательные: извлекать информацию о проявлении воздействий различных частей гидросферы на природу и человека, делать анализ и отбор информации, добывать новые знания из источников ЭОР, перерабатывать информацию для получения необходимого результата.

Коммуникативные: умение общаться и взаимодействовать друг с другом.

Тип урока:  комбинированный

Форма работы учащихся: коллективная

Техническое оборудование: мультимедийная установка, интерактивная доска, интернет, ЭОР, персональный компьютер.

Структура и ход урока.

Название этапа урока

Название используемых ЭОР

Деятельность учителя

Деятельность ученика

Время

1

Организация на урок

Приветствие учащихся, проверка готовности уч-ся к уроку.

Приветствие учителя, подготовка к уроку.

2мин

2

Актуализация темы

Постановка проблемного вопроса, связующего предыдущий урок и новую тему.


Сколько океанов на нашей планете? Подумайте, почему вода необходима для всех живых организмов?

Высказывают предположения на поставленные вопросы (П). Формулируют название темы урока (Р)

4мин

3

Изучение нового материала















http://files.school-collection.edu.ru


-Что вы сегодня узнаете?

-

- Что, по вашему мнению, побудило людей изучать гидросферу?

(Ответы пишутся на интерактивной доске)


Подводит к выводу : что несмотря на большое количество воды на нашей планете, человек может использовать для своих нужд только небольшую его часть.


2.Демонстрирует ЭОР (Мировой океан)

Акцентирует внимание на возможные варианты дополнительного использования гидросферы




Работают с текстом учебника, анализируют предстоящую деятельность(П)





Предлагают свои варианты ответов : почему?(К,Р)




Просматривают слайды(П) , выявляют проблемы с которыми может столкнуться человечество при нерациональном использовании воды(Р,К)











5 мин







5мин

4

Практикум

Формулирует задания для учеников, корректирует их работу.


Организует работу в группах:

-Выбрать информацию о том, как вода с материков попадает в Мировой океан? Как вода попадает в атмосферу? Каким образом вода снова попадает на сушу?                


Организует работу с текстом и отбор основных идей.








Учащиеся разбиваются на три группы  (К).


Анализируют текст и выбирают необходимые сведения (П)


Озвучивают результаты(П), поясняя своё отношение к проблемам Мирового океана (Л). Обмениваются полученной  информацией (К)










10 мин

5

Закрепление








слайд

1.Формулирует вопросы и корректирует ответы:

-В чем различие между рекой, озером и болотом?

-Какую опасность представляют айсберги?


2.Подводит итог.

Демонстрируют знания (П), понимание причинно-следственных связей(Р).



Формулируют ответ, применяя полученные знания (Р)

12 мин

6

Итог урока     (рефлексия)


Подводит итоги урока.

Комментирует и выставляет оценки за урок.

Объясняет д/з  §28, вопросы с.33 №3,4.

Оценивают работу на уроке всего класса «смайликом» на доске(Л). Записывают домашнее задание в дневник, проверяют друг у друга запись в дневнике (К).

2 мин


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Рабочая учебная программа по истории 5 класс по новым ФГОС

      РУП по истории в 5 классе составлена на основе Примерной программы основного общего образования по истории в соответствии с Федеральным государственным образовательным стан...

Рабочая программа по биологии 5 класс (по новым ФГОС)

Рабочая программа составлена по учебнику  Биология. Бактерии, грибы, растения. 5 кл. В. .В.Пасечник. - М. : Дрофа, Вертикаль и соответствует новым ФГОС ООО...

Рабочая программа по географии 5 класс по ФГОС И.И. Баринова, А.А. Плешаков, Н.И. Сонин

Наименование курса: ГеографияКласс: 5Уровень общего образования: основная школаУчитель географии: Грошева Людмила ПетровнаСрок реализации программы: 2013-2014 учебный годКоличество часов по учеб...

Рабочая программа по географии для 5 класса к учебнику И.И. Баринова, А.А. Плешаков, В.И. Сонин "География. Начальный курс"

Представляю вашему вниманию  рабочую программу по географии для 5 класса по ФГОСу второго поколения. Линия учебников издательства "Дрофа" под редакцией В.П. Дронова. Учебник И.И. Баринов, А.А. Пл...

Рабочая программа по учебному курсу "География. Начальный курс. 5 класс" ФГОС ООО /Учебник И. И. Баринова, А. А. Плешаков, Н. И. Сонин/

Программа по географии составлена на основе инструктивных и методических документов, обеспечивающих реализацию ФГОС общего образования. Отличительные особенности Программы учебного курса по сравнению ...

Практикум по географии в 5 классе ( к учебнику И.И.Баринова,А.А.Плешаков,Н.Н.Сонин)

Дается перечень и описание практических работ при изучении географии в 5 классе....

Рабочая программа по литературе 5-9 класс по новым ФГОС. Аннотация к рабочей программе по литературе 5-9 класс.

Рабочая программа по литературе 5-9 класс по новым ФГОС. Аннотация к рабочей программе по литературе 5-9 класс....