Рабочая программа по биологии 5 класс (по новым ФГОС)
рабочая программа по биологии (5 класс) по теме
Рабочая программа составлена по учебнику Биология. Бактерии, грибы, растения. 5 кл. В. .В.Пасечник. - М. : Дрофа, Вертикаль и соответствует новым ФГОС ООО
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
Рабочая программа по биологии 5 класс | 226 КБ |
Предварительный просмотр:
«Согласовано» Заместитель директора по учебно-воспитательной работе МОУ «Средняя общеобразовательная школа с.Широкое» _________ / Моисеенко В.Г. / «_____» _________2013г. | «Утверждаю» Директор МОУ» Средняя общеобразовательная школа с.Широкое» __________/ Губанова О.В. / «_____» _________2013г. Приказ от __________№____ |
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА
по биологии 5 класса
на 2013-2014 учебный год
Составитель: Плуженко Елена Васильевна, учитель химии и биологии, высшей категории |
Пояснительная записка.
Рабочая программа составлена на основе:
- Закона «Об образовании Российской Федерации»
- Фундаментального ядра содержания основного общего образования
- Федерального государственного образовательного стандарта основного общего образования
- Примерной основной образовательной программы «МОУ СОШ с. Широкое»
- Примерной программы по биологии 5-9 кл. (М.: Просвещение, 2011)
- Программы основного общего образования по биологии 5-9 кл. авторы В. В. Пасечник, В. В. Латюшин, Г. Г. Швецов
Рабочая программа реализуется на основе учебного методического комплекта созданного под руководством В.В. Пасечника и учебника В.В. Пасечник Биология. Бактерии, грибы, растения. 5 класс: учебник для общеобразовательных учреждений /В. В. Пасечник. – М.: Дрофа, 2012, рекомендованного Минестерством образования и науки Российской Федерации.
Согласно основной образовательной программе МОУ «СОШ с. Широкое» на изучение курса биологии 5 класса отводится 1 час в неделю, 35 часов в год.
Рабочая программа полностью отражает содержание Примерной программы по биологии и соответствует Федеральным государственным образовательным стандартам основного общего образования.
Содержание курса направлено на достижение следующей цели:
- формирование первоначальных систематизированных представлений о бактериях, грибах, растениях.
Задачи курса:
- образовательные: формирование системы знаний о трёх царствах живой природы;
- развивающие: приобретение опыта использования методов биологической науки и проведения несложных биологических экспериментов для изучения живых организмов;
- воспитательные: формирование способности оценивать последствия деятельности человека в природе.
Предполагаемые результаты обучения:
личностные: формирование мотива к обучению и целенаправленной познавательной деятельности в соответствии с возрастными особенностями учащихся 5 класса;
метапредметные:
а) регулятивные: умение оценивать правильность выполнения учебной задачи, собственные возможности её решения;
б) познавательные: умение устанавливать причинно-следственные связи, строить логические рассуждения, делать выводы;
в) коммуникативные: умение организовать учебное сотрудничество и совместную деятельность с учителем и сверстниками.
Диагностирование результатов предполагается через использование рабочей тетради для учащихся, тематического и урочного тестирования, через ведение фенологических наблюдений, проведения лабораторных, практических работ, экскурсий, защиты проектов, аттестации по итогам обучения за четверть и по итогам года. Степень сформированности универсальных учебных действий можно проследить с помощью организации социалогических исследований через наблюдение и анкетирование.
Содержание курса направлено на формирование универсальных учебных действий, основой которых являются формирование и развитие информационно-коммуникативных компетенций, учебно-исследовательской и проектной деятельности.
Учебное содержание курса биологии включает следующие разделы:
1. Введение (6 часов)
2. Раздел І Клеточное строение организмов (8 часов)
3. Раздел ІІ Царство Бактерии. Царство Грибы (8 часов)
4. Раздел ІІІ Царство Растения (10 часов)
5. Резервное время (3 часа)
Резервное время можно использовать для изучения живых объектов на примере краеведческого материала.
Для формирования личностных и познавательных универсальных учебных действий в рабочую программу включены 16 лабораторные и практические работ, 3 демонстрации и 1 экскурсия. Лабораторные и практические работы являются этапами урока и могут оцениваться по усмотрению учителя.
Структура программы позволяет скорректировать обучение детей с ограниченными возможностями здоровья (ОВЗ) через систему индивидуальных заданий с использованием возможностей Интернета.
Средствами реализации рабочей программы являются учебно-методический комплект В.В.Пасечника (учебник и рабочая тетрадь), электронное приложение к учебнику, методическая поддержка на www.drofa.ru, материально-техническое состояние кабинета, дидактико-методические средства и психолого-педагогические задания для учащихся.
Методами реализации рабочей программы, наряду с традиционными, являются активные методы обучения: информационно-развивающие, проблемно-поисковые, репродуктивные, творчески воспроизводящие.
Достижения результатов обучения позволяют введение в учебный процесс системно-деятельностного подхода, который реализуется через элементы педагогических технологий:
1. технологии программированного обучения:
а) проблемного обучения;
б) исследовательской деятельности;
2. метода проектов;
3. индивидуально-дифференцированного подхода;
4. технологии игрового обучения,
применяемых на уроках и во внеурочное время.
Одной из ведущих является интерактивные технологии, которые позволяют развивать социальные практики с учётом психофизических особенностей учащихся, помогают преодолеть господство «знаниевого» подхода в пользу «деятельностного», что в конечном счёте и преследуют ФГОС ООО.
Содержание программы «Биология. Бактерии,
грибы, растения. 5 класс»
(35 ч, 1 ч в неделю)
Введение (6 ч)
Биология — наука о живой природе. Методы исследования в биологии. Царства бактерий, грибов, растений и животных. Отличительные признаки живогои неживого. Связь организмов со средой обитания. Взаимосвязь организмов в природе. Экологические факторы и их влияние на живые организмы. Влияние деятельности человека на природу, ее охрана.
Лабораторные и практические работы
Фенологические наблюдения за сезонными изменениями в природе.
Ведение дневника наблюдений.
Экскурсии
Многообразие живых организмов, осенние явления в жизни растений и животных.
Раздел 1
Клеточное строение организмов (10 ч)
Устройство увеличительных приборов (лупа, световой микроскоп). Клетка и ее строение: оболочка, цитоплазма, ядро, вакуоли, пластиды. Жизнедеятельность клетки: поступление веществ в клетку (дыхание, питание), рост, развитие и деление клетки. Понятие «ткань».
Демонстрация
Микропрепараты различных растительных тканей.
Лабораторные и практические работы
Устройство лупы и светового микроскопа. Правила работы с ними.
Изучение клеток растения с помощью лупы.
Приготовление препарата кожицы чешуи лука, рассматривание его под микроскопом.
Приготовление препаратов и рассматривание под микроскопом пластид в клетках листа элодеи, плодов томатов, рябины, шиповника.
Приготовление препарата и рассматривание под микроскопом движения цитоплазмы в клетках листа элодеи.
Рассматривание под микроскопом готовых микропрепаратов различных растительных тканей.
Раздел 2
Царство Бактерии (2 ч)
Строение и жизнедеятельность бактерий. Размножение бактерий. Бактерии, их роль в природе и жизни человека. Разнообразие бактерий, их распростра-
нение в природе.
Раздел 3
Царство Грибы (5 ч)
Грибы. Общая характеристика грибов, их строение и жизнедеятельность. Шляпочные грибы. Съедобные и ядовитые грибы. Правила сбора съедобных
грибов и их охрана. Профилактика отравления грибами. Дрожжи, плесневые грибы. Грибы-паразиты. Роль грибов в природе и жизни человека.
Демонстрация
Муляжи плодовых тел шляпочных грибов. Натуральные объекты (трутовик, ржавчина, головня, спорынья).
Лабораторные и практические работы
Строение плодовых тел шляпочных грибов.
Строение плесневого гриба мукора.
Строение дрожжей.
Раздел 4
Царство Растения (9 ч)
Растения. Ботаника — наука о растениях. Методы изучения растений. Общая характеристика растительного царства. Многообразие растений, их связь со средой обитания. Роль в биосфере. Охрана растений. Основные группы растений (водоросли, мхи, хвощи, плауны, папоротники, голосеменные, цветковые). Водоросли. Многообразие водорослей. Среда обитания водорослей. Строение одноклеточных и многоклеточных водорослей. Роль водорослей
в природе и жизни человека, охрана водорослей. Лишайники, их строение, разнообразие, среда обитания. Значение в природе и жизни человека. Мхи.
Многообразие мхов. Среда обитания. Строение мхов, их значение. Папоротники, хвощи, плауны, их строение, многообразие, среда обитания, роль в природе и жизни человека, охрана. Голосеменные, их строение и разнообразие. Среда обитания. Распространение голосеменных, значение в природе и жизни человека, их охрана. Цветковые растения, их строение и многообразие. Среда обитания. Значение цветковых в природе и жизни человека. Происхождение растений. Основные этапы развития растительного мира.
Демонстрация
Гербарные экземпляры растений. Отпечатки ископаемых растений.
Лабораторные и практические работы
Строение зеленых водорослей.
Строение мха (на местных видах).
Строение спороносящего хвоща.
Строение спороносящего папоротника.
Строение хвои и шишек хвойных (на примере местных видов).
Учебно-тематический план
№ п./п. | Тематический блок | Количество часов (в год) |
1 | Введение | 6 |
2 | Клеточное строение организмов | 8 |
3 | Царства Бактерии. | 3 |
4 | Царство Грибы | 5 |
5 | Царство Растения | 10 |
Резервное время | 3 | |
Итого | 35 |
Календарно – тематический план
по биологии 5 класса
№ п/п | Наименование раздела, темы урока с указанием типа урока | Планируемые результаты обучения Предметные - П Метапредметные - М Личностные - Л | Кол-во часов | Практическая часть | Домашнее задание | Дата проведения | |
план | факт | ||||||
1 | 2 | 3 | 4 | 5 | 6 | 7 | 8 |
1 | Введение | 6 | |||||
1 | Биология – наука о живой природе. Урок изучения и первичного закрепления новых знаний. | П: учащиеся имеют представление о биологии как науке, о значении биологических знаний в современной жизни и роли биологической науки в жизни общества; усвоили понятия «биология», «биосфера», «экология» формируются умения проводить наблюдения в живой природе, фиксировать и оформлять их результаты Л: формируется любовь и бережное отношение к родной природе, элементы экологической культуры | 1 | В учебнике изучить статью «Как работать с учебником и § 1 Ответить на вопросы (устно) и подготовить сообщение по заданию в конце параграфа. В рабочей тетради выполнить задания 1, 3, 4 и 5. | 3 сентября | ||
2 | Методы исследования в биологии. Урок изучения и первичного закрепления новых знаний. | П: учащиеся знают основные методы изучения биологии, правила техники безопасности в биологическом кабинете М: начато практическое ознакомление с методами проведения научных исследований и оформлением их результатов Л: формируется ответственное отношение к соблюдению правил техники безопасности | 1 | Пр. р. № 1 «Фенологические наблюдения за сезонными изменениями в природе» Пр. р. № 2 «Ведение дневника наблюдений» | В учебнике изучить § 2 Ответить на вопросы (устно) и выполнить задания, предложенные в конце параграфа. В рабочей тетради выполнить задания 6 и 9. | 10 сентября | |
3 | Разнообразие живой природы. Царства живых организмов. Отличительные признаки живого от неживого. Урок изучения и первичного закрепления новых знаний. | П: учащиеся знают названия царств живой природы и отличия живых организмов от объектов неживой природы. М: развиваются навыки работы с текстом и иллюстрациями учебника. Л: формируется научное мировоззрение на основе знаний об отличительных признаках живого от неживого. | 1 | В учебнике изучить § 3 Ответить на вопросы (устно) и выполнить задания, предложенные в конце параграфа. В рабочей тетради выполнить задания 11 и 12. | 17 сентября | ||
4 | Связь организмов со средой обитания. Взаимосвязь организмов в природе. Урок изучения и первичного закрепления новых знаний. | П: учащиеся умеют различать среды обитания организмов, знают их особенности. М: формируется умение прово- дить анализ связей организмов со средой обитания. Л: формируется познавательный мотив на основе интереса к изучению новых для учащихся объектов. | 1 | В учебнике изучить § 4 Ответить на вопросы (устно) и выполнить задания, предложенные в конце параграфа (составить план параграфа.) В рабочей тетради выполнить задания 14 и 17. | 24 сентября | ||
5 | Экологические факторы и их влияние на живые организмы. Урок изучения и первичного закрепления новых знаний. | П: учащиеся умеют определять понятие «экологические факторы» и объяснять их влияние на живые организмы. М: развивается умение работать с текстом и иллюстрациями учебника. Л: формируются элементы экологической культуры. | 1 | В учебнике изучить § 5 Ответить на вопросы и выполнить задания, предложенные в конце параграфа. В рабочей тетради выполнить задания 18, 19 и 20. Проработать текст в учебнике «Краткое содержа- ние главы» на с. 28 и выполнить тренировочные за- дания (тесты) на с. 14—16 в рабочей тетради. | 1 октября | ||
6 | Многообразие живых организмов. Осенние явления в жизни растений и животных. Урок - экскурсия | П: учащиеся имеют начальные представления о многообразии растений и животных, об осенних явлениях в их жизни; о том, что живые организмы связаны со средой обитания и приспособлены для жизни в определенной среде; приобретают навыки правильного поведения в природе. М: развивается умение проводить наблюдения в живой природе, фиксировать и оформлять их результаты. Л: формируется любовь и бережное отношение к родной природе, элементы экологической культуры. | 1 | Экскурсия | Оформить отчет о выполнении заданий. | 15 октября | |
2 | Клеточное строение организмов | 8 | |||||
1 (7) | Устройство увеличительных приборов (лупа, микроскоп). Урок изучения и первичного закрепления новых знаний. | П: учащиеся знают устройство увеличительных приборов, умеют работать с ними; имеют представление об истории создания светового микроскопа и открытии клеточного строения организмов; убеждаются в том, что живые организмы действительно имеют клеточное строение. М: развивается умение проводить простейшие исследования и оформлять их результаты. Л: формируется познавательный мотив на основе интереса к работе с новым оборудованием и проведения простейших исследований. | 1 | Л.р. № 1 «Устройство лупы и рассматривание с ее помощью клеточного строения растений» Л.р. № 2 «Устройство микроскопа и приемы работы с ним». | В учебнике изучить § 6 Ответить на вопросы в конце параграфа; выучить правила работы с микроскопом на с. 32—33 учебника. В рабочей тетради выполнить задание 23. | 22 октября | |
2 (8) | Строение клетки (оболочка, цитоплазма, ядро, вакуоли). Урок изучения и первичного закрепления новых знаний. | П: учащиеся имеют начальное представление о строении клетки; приобрели навык готовить микропрепарат кожицы лука, умеют рассмотреть его в микроскоп и схематически изобразить строение клетки в тетради. М: развиваются умения выпол- нения лабораторной работы по инструктивной карточке и оформления ее результатов. Л: формируется познавательный мотив на основе интереса к изучению новых для учащихся объектов. | 1 | Л.р. № 3 «Приготовление и рассматривание препарата кожицы чешуи лука под микроскопом». | В учебнике изучить § 7 до статьи «Пластиды». Ответить на вопросы 1—3 в конце параграфа. | 29 октября | |
3 (9) | Особенности строения клеток. Пластиды. Урок изучения и первичного закрепления новых знаний. | П: учащиеся имеют понятия о пластидах и хлоропластах; у них развиваются навыки приготовления микропрепаратов, изучения их под микроскопом и умения схематически изображать строение клетки в тетради. М: развиваются навыки выпол- нения лабораторной работы по инструктивной карточке и оформления ее результатов, умение выде- лять существенные признаки строения клетки. Л: формируется познавательный мотив на основе интереса к изучению новых для учащихся объектов. | 1 | Л.р. № 4 «Пластиды в клетках листа элодеи» | В учебнике изучить § 7 до конца. Ответить на вопросы в конце параграфа. В рабочей тетради выполнить задания 27 и 28. | 5 ноября | |
4 (10) | Химический состав клетки: неорганические и органические вещества Урок изучения и первичного закрепления новых знаний. | П: учащиеся имеют начальные представления о химическом составе клетки, неорганических и органических веществах, их роли в клетке. М: развивается умение обнару- живать общность живой и неживой природы на основании сравнения и установления сходства их состава. Л: формируется научное мировоззрение на основании установления сходства химического состава клеток как одного из доказательств единства живой природы. | 1 | В учебнике изучить § 8 Ответить на вопросы в конце параграфа. В рабочей тетради выполнить задание 29. | 12 ноября | ||
5 (11) | Процессы жизнедеятельности в клетке. Урок изучения и первичного закрепления новых знаний. | П: у учащихся формируются первоначальные представления о жизнедеятельности клетки. М: развиваются навыки проведения простейших биологических экспериментов по изучению процессов жизнедеятельности в клетке, умения анализировать и объяснять их результаты. Л: формируется познавательный мотив на основе интереса к проведению простейших биологических экспериментов. | 1 | Л.р. № 5 «Наблюдение за движением цитоплазмы» | В учебнике изучить § 9 Ответить на вопросы 1—5 в конце параграфа. В рабочей тетради выполнить задание 31. | 26 ноября | |
6 (12) | Деление и рост клетки. Урок изучения и первичного закрепления новых знаний. | П: учащиеся знают, умеют описать процесс деления клетки и ее рост. М: развивается умение работать с текстом и иллюстрациями учебника. Л: формируется научное мировоззрение в связи с развитием у учащихся представления о делении клеток как основе размножения, роста и развития всех живых организмов. | 1 | В учебнике изучить § 9 до конца, ответить на вопросы в конце параграфа. В рабочей тетради выполнить задания 34 и 35. | 3 декабря | ||
7 (13) | Ткани. Урок изучения и первичного закрепления новых знаний. | П: учащиеся имеют первоначальные представления о тканях и выполняемых ими функциях в растительном организме. М: развивается умение работать с текстом и иллюстрациями учебника. Л: формируется научное мировоззрение в связи с развитием у учащихся представления о ткани как следующем уровне организации организмов из клеток. | 1 | Л.р. № 6 «Рассматривание под микроскопом готовых микропрепаратов различных растительных тканей» | В учебнике изучить § 10 Ответить на вопросы в конце параграфа. В рабочей тетради выполнить задание 39. | 10 декабря | |
8 (14) | Контрольно-обобщающий урок по теме «Клеточное строение организмов». Урок контроля, оценки и коррекции знаний | П: у учащихся сформированы первоначальные представления о единстве живых организмов. М: развивается умение анализи- ровать и обобщать имеющиеся знания. Л: формируется научное мировоззрение в связи с развитием у учащихся представления о единстве живого. | 1 | Проработать текст «Краткое содержание главы» в учебнике на с. 49—50 и выполнить тренировочные задания (тесты) в рабочей тетради на с. 27—28. | 17 декабря | ||
3 | Царство Бактерии | 3 | |||||
1 (15) | Строение и многообразие бактерий. Урок изучения и первичного закрепления новых знаний. | П: учащиеся имеют представление об особенностях строения бактерий и их многообразии. М: развивается умение самостоятельно работать с текстом и иллюстрациями учебника. Л: формируется научное мировоззрение на основе изучения строения бактерий. | 1 | В учебнике изучить § 11 Ответить на вопросы в конце параграфа. В рабочей тетради выполнить задания 42, 43 и 44. | 24 декабря | ||
2 (16) | Роль бактерий в природе. Урок изучения и первичного закрепления новых знаний. | П: учащиеся имеют начальные сведения о роли бактерий в природе. М: развивается умение самостоятельно выполнять биологические исследования, работать с текстом и иллюстрациями учебника. Л: формируется интерес к предмету и положительная познавательная мотивация на основе проведения самостоятельного биологического исследования. | 1 | В учебнике изучить § 12 до статьи «Роль бактерий в хо- зяйственной деятельности человека». Ответить на вопросы 1 и 2 в конце параграфа. В рабочей тетради выполнить задание 45. | 14 января | ||
3 (17) | Роль бактерий в жизни человека Урок изучения и первичного закрепления новых знаний. | П: учащиеся имеют начальные сведения о роли бактерий в жизни человека. М: развивается умение работать с текстом и иллюстрациями учебника. Л: формируется познавательная самостоятельность и мотивация на изучение объектов природы. | 1 | В учебнике изучить § 12 до конца. Ответить на вопросы в конце параграфа. В рабочей тетради выполнить задания 47. Проработать текст «Краткое содержание главы» на с. 64 учебника и выполнить трени- ровочные задания (тесты) в рабочей тетради на с. 37—39, относящиеся к теме «Царство Бактерии». | 21 января | ||
4 | Царство Грибы | 5 | |||||
1 (18) | Общая характеристика грибов. Урок изучения и первичного закрепления новых знаний. | П: учащиеся знают о строении грибов, их роли в природе и жизни человека. М: развиваются умения само- стоятельно работать с текстом и иллюстрациями учебника, получать информацию из видеофильма. Л: формируется научное мировоззрение на основе изучения строения и роли грибов. | 1 | В учебнике изучить § 13 Ответить на вопросы в конце параграфа. В рабочей тетради выполнить задания 48 и 49. | 28 января | ||
12 (19) | Шляпочные грибы. Урок изучения и первичного закрепления новых знаний. | П: учащиеся знают особенности строения и жизнедеятельности шляпочных грибов, умеют отличать грибы съедобные от ядовитых, знакомы с приемами оказания первой помощи при отравлении ядовитыми грибами. М: развивается умение самостоятельно работать с текстом и иллюстрациями учебника. Л: формируется понимание ценности здорового и безопасного образа жизни; усваиваются правила безопасного поведения в ситуациях, угрожающих жизни и здоровью при отравлении ядовитыми грибами. | 1 | Л.р. № 7 «Строение плодовых тел шляпочных грибов» | В учебнике изучить § 14 Ответить на вопросы в конце параграфа. В рабочей тетради выполнить задания 51 и 52. | 4 февраля | |
3 (20) | Плесневые грибы и дрожжи. Урок изучения и первичного закрепления новых знаний. | П: учащиеся знают строение плесневых грибов и дрожжей, их роль в природе и жизни человека. М: развивается умение самостоятельно проводить исследования в ходе лабораторной работы и на основе анализа полученных результатов делать выводы. Л: формируется познавательная самостоятельность и мотивация на изучение объектов природы. | 1 | Л.р. № 8 «Плесневый гриб мукор» Л.р. № 9 «Строение дрожжей» | В учебнике изучить § 15 Ответить на вопросы в конце параграфа. | 18 февраляя | |
4 (21) | Грибы-паразиты. Урок изучения и первичного закрепления новых знаний. | П: учащиеся знают о грибах-паразитах и их роли в природе. М: развивается умение самостоятельно работать с текстом и иллюстрациями учебника. Л: формируется познавательная самостоятельность и мотивация на изучение объектов природы. | 1 | В учебнике изучить § 16 Ответить на вопросы и выполнить задания, предложенные в конце параграфа. В рабочей тетради выполнить задания 56 и 57 | 25 февраля | ||
5 (22) | Обобщающий урок. Урок контроля, оценки и коррекции знаний | П: учащиеся систематизировали и обобщили знания о строении и роли бактерий и грибов в природе и жизни человека. М: развивается умение сравнивать объекты и на основе обобщения знаний делать выводы. Л: формируется научное мировоззрение на основе выделения существенных признаков представителей разных царств природы. | 1 | Проработать текст «Краткое содержание главы» на с. 86 и выполнить тренировочные задания (тесты) в рабочей тетради на с. 37—39, относящиеся к теме «Царство Грибы». | 4 марта | ||
5 | Царство Растения | 10 | |||||
1 (23) | Разнообразие, распространение и значение растений. Урок изучения и первичного закрепления новых знаний. | П: учащиеся имеют представления о многообразии растений, их характерных признаках, о высших и низших растениях. М: развиваются умения выделять существенные признаки растений, различать на живых объектах и таблицах низшие и высшие растения, сравнивать представителей низших и высших растений, делать выводы на основе сравнения. Л: формируется экологическая культура на основе понимания важности охраны растений. | 1 | В учебнике изучить § 17. Ответить на вопросы в конце параграфа. В рабочей тетради выполнить задания 59 и 60. | 11 марта | ||
2 (24) | Водоросли. Многообразие водорослей. Среда обитания водорослей. Строение одноклеточных зеленых водорослей. Урок изучения и первичного закрепления новых знаний. | П: учащиеся имеют представление о водорослях как представителях низших растений, их характерных признаках. М: развивается умение выделять существенные признаки низших растений и на этом основании относить водоросли к низшим растениям. Л: формируется познавательная самостоятельность и мотивация на изучение объектов природы. | 1 | Л.р. № 10 «Строение зеленых водорослей» | В учебнике изучить § 18 до статьи «Многоклеточные зеленые водоросли». Ответить на вопросы 1—3 в конце параграфа, выполнить задание 63 (первая часть таблицы) в рабочей тетради. | 18 марта | |
3 (25) | Строение многоклеточных водорослей. Роль водорослей в природе и жизни человека, охрана водорослей. Урок изучения и первичного закрепления новых знаний. | П: учащиеся имеют представление о многоклеточных водорослях как представителях низших растений, их характерных признаках. М: развивается умение работать с текстом и иллюстрациями учебника. Л: формируются элементы коммуникативной компетентности в общении и сотрудничестве с одноклассниками в процессе образовательной деятельности | 1 | В учебнике изучить § 18 до конца. Ответить на вопросы в конце параграфа. В рабочей тетради выполнить задания 62 и 63 (до конца). Повторить материал о строении грибов | 1 апреля | ||
4 (26) | Лишайники. Урок изучения и первичного закрепления новых знаний. | П: учащиеся имеют представление о лишайниках как симбиотических организмах. М: развивается умение проводить наблюдения в природе и на их основании делать выводы. Л: формируется экологическая культура на основании изучения лишайников и вывода о состоянии окружающей среды. | 1 | В учебнике изучить § 19 Ответить на вопросы и выполнить задания, представленные в конце параграфа. В рабочей тетради выполнить задания 66 и 67. | 8 апреля | ||
5 (27) | Мхи. Урок изучения и первичного закрепления новых знаний. | П: учащиеся имеют представление о мхах как представителях высших споровых растений, их характерных признаках. М: развивается умение выделять существенные признаки высших споровых растений и на этом основании относить мхи к высшим споровым растениям. Л: формируется научное мировоззрение на основе сравнения низших и высших растений и установления усложнений в их строении. | 1 | Пр. р. № 3 «Строение мха» | В учебнике изучить § 20 Ответить на вопросы и выполнить задание 2, представленное в конце параграфа. В рабочей тетради выполнить задание 70. | 15 апреля | |
6 (28) | Папоротники, хвощи, плауны. Урок изучения и первичного закрепления новых знаний. | П: учащиеся имеют представление о папоротниках, плаунах и хвощах как представителях высших споровых растений, их характерных признаках и более высокой организации по сравнению с мхами. М: развивается умение выделять существенные признаки высших споровых растенийи на этом основании относить мхи, папоротники, плауны и хвощи к высшим споровым растениям. Л: формируется научное мировоззрение на основе сравнения низших и высших растений и установления усложнений в их строении в процессе эволюции. | 1 | Л.р. № 11 «Строение спороносящего хвоща» Л.р. № 12 «Строение спороносящего папоротника» | В учебнике изучить § 21 Ответить на вопросы в конце параграфа. Выполнить задание на с. 119 учебника. | 22 апреля | |
7 (29) | Голосеменные растения. Урок изучения и первичного закрепления новых знаний. | П: учащиеся имеют представление о характерных признаках и многообразии голосеменных растений; освоили понятие «семенные расте- ния». М: развитие умения выделять существенные признаки семенных растений и устанавливать их преимущества перед высшими споровыми растениями. Л: формируется научное мировоззрение на основе сравнения голосеменных и высших растений и установления усложнений в их строении. | 1 | Л.р. № 13 «Строение хвои и шишек хвойных» | В учебнике изучить § 22 Ответить на вопросы и выполнить задание 1, преставленные в конце параграфа. Двум-трем учащимся подготовить сообщения о редких цветковых растениях своего края | 29 апреля | |
8 (30) | Покрытосеменные растения. Урок изучения и первичного закрепления новых знаний. | П: учащиеся имеют представление о характерных признаках и многообразии покрытосеменных растений; могут оперировать понятиями: «плод», «цветок», «жизненные формы». М: развивается умение выделять существенные признаки покрытосеменных растений и проводить лабораторные работы по инструктивным карточкам. Л: формируется научное мировоззрение на основе сравнения голосеменных и покрытосеменных растений и установления усложнений в их строении. | 1 | В учебнике изучить § 23 Ответить на вопросы в конце параграфа. В рабочей тетради выполнить задания 75 и 76. | 6 мая | ||
9 (31) | Происхождение растений. Основные этапы развития растительного мира. Урок изучения и первичного закрепления новых знаний. | П: учащиеся имеют представления о методах изучения древних растений, знают основные этапы развития растительного мира. М: развивается умение приво- дить доказательства того, что многообразие растительного мира — результат длительного исторического развития (эволюции). Л: формируется научное мировоззрение на основе изучения основных этапов развития растительного мира и установления усложнений в строении растений в процессе эволюции. | 1 | В учебнике изучить § 24 В рабочей тетради выполнить задания 78, 79, 80 и 81. Проработать текст «Краткое содержание главы» и выполнить тренировочные задания (тесты) на с. 140—142 учебника и в рабочей тетради на с. 55—58. | 13 мая | ||
10 (32) | Заключительный урок по курсу «Биология. 5 класс». Летние задания. Урок контроля, оценки и коррекции знаний | 1 | 20 мая | ||||
33-35 | Резерв | 3 | 27 мая |
Требования к уровню подготовки выпускников
Предметные результаты обучения:
Учащиеся должны знать:
—о многообразии живой природы;
—царства живой природы: Бактерии, Грибы, Растения, Животные;
—основные методы исследования в биологии: наблюдение, эксперимент, измерение;
—признаки живого: клеточное строение, питание, дыхание, обмен веществ, раздражимость, рост, развитие, размножение;
—экологические факторы;
—основные среды обитания живых организмов: водная среда, наземно-воздушная среда, почва как среда обитания, организм как среда обитания;
—правила работы с микроскопом;
—правила техники безопасности при проведении наблюдений и лабораторных опытов в кабинете биологии;
—строение клетки;
—химический состав клетки;
—основные процессы жизнедеятельности клетки;
—характерные признаки различных растительных тканей;
—строение и основные процессы жизнедеятельности бактерий и грибов;
—разнообразие и распространение бактерий и грибов;
—роль бактерий и грибов в природе и жизни человека;
—основные методы изучения растений;
—основные группы растений (водоросли, мхи, хвощи, плауны, папоротники, голосеменные, цветковые), их строение и многообразие;
—особенности строения и жизнедеятельности лишайников;
—роль растений в биосфере и жизни человека;
—происхождение растений и основные этапы развития растительного мира.
Учащиеся должны уметь:
—определять понятия: «биология», «экология», «биосфера», «царства живой природы», «экологические факторы»;
—отличать живые организмы от неживых;
—пользоваться простыми биологическими приборами, инструментами и оборудованием;
—характеризовать среды обитания организмов;
—характеризовать экологические факторы;
—проводить фенологические наблюдения;
—соблюдать правила техники безопасности при проведении наблюдений и лабораторных опытов;
—определять понятия: «клетка», «оболочка», «цитоплазма», «ядро», «ядрышко», «вакуоли», «пластиды», «хлоропласты», «пигменты», «хлорофилл»;
—работать с лупой и микроскопом;
—готовить микропрепараты и рассматривать их под микроскопом;
—распознавать различные виды тканей;
—давать общую характеристику бактерий и грибов;
—отличать бактерии и грибы от других живых организмов;
—отличать съедобные грибы от ядовитых;
—объяснять роль бактерий и грибов в природе и жизни человека;
—давать общую характеристику растительного царства;
—объяснять роль растений в биосфере;
—давать характеристику основных групп растений (водоросли, мхи, хвощи, плауны, папоротники, голосеменные, цветковые);
—объяснять происхождение растений и основные этапы развития растительного мира.
Метапредметные результаты обучения:
Учащиеся должны уметь:
—составлять план текста;
—владеть таким видом изложения текста, как повествование;
—под руководством учителя проводить непосредственное наблюдение;
—под руководством учителя оформлять отчет, включающий описание наблюдения, его результаты, выводы;
—получать биологическую информацию из различных источников;
—определять отношения объекта с другими объектами;
—определять существенные признаки объекта;
—анализировать объекты под микроскопом;
—сравнивать объекты под микроскопом с их изображением на рисунках и определять их;
—оформлять результаты лабораторной работы в рабочей тетради;
—работать с текстом и иллюстрациями учебника;
—работать с учебником, рабочей тетрадью и дидактическими материалами;
—составлять сообщения на основе обобщения материала учебника и дополнительной литературы;
—выполнять лабораторные работы под руководством учителя;
—сравнивать представителей разных групп растений, делать выводы на основе сравнения;
—оценивать с эстетической точки зрения представителей растительного мира;
—находить информацию о растениях в научно-популярной литературе, биологических словарях и справочниках, анализировать и оценивать ее, пере-
водить из одной формы в другую.
Личностные результаты обучения:
—воспитание в учащихся чувства гордости за российскую биологическую науку;
—знание правил поведения в природе;
—понимание учащимися основных факторов, определяющих взаимоотношения человека и природы;
—умение реализовывать теоретические познания на практике;
—понимание социальной значимости и содержания профессий, связанных с биологией;
—воспитание в учащихся любви к природе;
—признание права каждого на собственное мнение;
—готовность учащихся к самостоятельным поступкам и действиям на благо природы;
—умение отстаивать свою точку зрения;
—критичное отношение учащихся к своим поступкам, осознание ответственности за последствия;
—умение слушать и слышать другое мнение.
Учебно – методический комплект
Литература для учащихся
1. Пасечник В. В. Биология. Бактерии, грибы, растения. 5 класс:
учебник. — М.: Дрофа, 2012 г.
2. Пасечник В. В. Биология. Бактерии, грибы, растения. 5 класс:
рабочая тетрадь. — М.: Дрофа, 2012 г.
3. Акимушкин, И. И. Занимательная биология. – М.: Молодая гвардия, 1972.
4. Дронова О.Н. Хрестоматия по биологии Бактерии. Грибы. Растения.. Саратов: «Лицей», 2002.
Литература для учителя
1. Биология. Рабочие программы. 5—9 классы. — М.: Дрофа, 2012.
2. Пасечник В. В. Биология. Бактерии, грибы, растения. 5 класс: методическое пособие. — М.: Дрофа, 2013 г.
_
Мультимедийная поддержка курса «Биология. Грибы. Растения»
- Большая энциклопедия энциклопедия Кирилла Мефодия, 2007
- Лабораторный практикум. Биология 6 – 11 класс. Учебное электронное издание, республиканский мультимедиа центр,2004
- Природа России. Учебное электронное издание, 2005
- Экология 10-11 класс. Учебное электронное пособие. 1С:Школа. Дрофа, 2004
- Электронное приложение к учебнику В.В. Пасечник Биология. Бактерии, грибы, растения 5 класс www.drofa.ru
Лист внесенных изменений
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Положение о рабочей программе учителя начальной школы по новым ФГОС
Муниципальное общеобразовательное учреждениеБолгуринская средняя общеобразовательная школа Рассмотрено...
Рабочая программа по английскому языку по новому ФГОС к УМК М.З. Биболетова , 2 класс
Программа курса «Английский язык» предназначена для учащихся 2-х классов общеобразовательной школы...
Рабочая программа по биологии 5класс (по новым ФГОС)
Данная рабочая программа разработана на основе образовательной программы по биологии(автор Пасечник В.В.). по требованиям ФГОС 2 поколения....
Рабочая программа по биологии на ступень обучения (ФГОС, 5-9 классы).
Рабочая программа составлена в соответствии ФГОС по УМК Пасечника (линия "Вертикаль")....
Рабочая программа по географии 5 кл )Новые ФГОС)
рабочая программа по географии...
Рабочая программа по алгебре 7кл. по новым ФГОС-21
Рабочая программа составлена в конструкторе...
Рабочая программа по геометрии 7кл. по новым ФГОС-21
Рабочая программа составлена в конструкторе...