П Р О Г Р А М М А летнего пришкольного предметного оздоровительного лагеря «Юный эколог»
методическая разработка по географии (7 класс) по теме

Туранова Светлана Владимировна

Срок реализации - рассчитана на  14 дней

Ориентирована на учащихся 6-7 классов

 

Скачать:


Предварительный просмотр:

                                                                             

МОУ «Тисовская средняя общеобразовательная школа»

П Р О Г Р А М М А

летнего пришкольного предметного оздоровительного лагеря

автор: учитель географии Туранова С.В.

«Юный эколог»

Срок реализации - рассчитана на  14 дней

Ориентирована на учащихся 6-7 классов

Тис,  2011 год

1. Пояснительная записка

Актуальность использования природных объектов как ведущего педагогического средства объясняется как экологическими проблемами, так и интересом школьников к природе родного края.

Родной край – частица нашей огромной страны. Образ того места, где человек родился, вырос, он до конца жизни проносит в своём сердце, так как любовь к Родине – одно из самых прекрасных человеческих чувств. А.Е. Ферсман писал: «Познайте свою страну, свой край, свою горушку, свой колхоз, свою речонку! Не бойтесь, что малы эти горушки и реки, ведь из малого вырастает большое!».

Интерес ребёнка к природе и истории родного края не следует замыкать рамками школы. Воспитание любви к Родине должно основываться не на отвлечённых понятиях, а на конкретных примерах, изучение которых позволит сложить воедино общую картину образа малой Родины. Изучая природу родного края  и её преобразование, дети становятся очевидцами его проблем.

В современном мире проблемы окружающей среды приобретают поистине глобальный характер. Они затрагивают основы человеческого общества и во многом  определяют возможности его выживания. На практике наблюдается изменение характера почв, низкое плодородие, нередки случаи  изменения ландшафтов местности в результате деятельности человека. Поэтому  сохранение среды  приобретает первостепенное значение.

Детям, живущим в сельской местности, эти проблемы близки и понятны. Чем больше людей будут рассматривать природу как объект своей заботы, тем эффективнее окажутся усилия общества по ее охране.

Педагогическая проблема заключается в поиске новых способов организации отдыха ребёнка, испытывающего потребность отдыхать с пользой для себя и социума, в поиске механизмов, позволяющих реализовать данную потребность. Основанием для постановки проблемы является сложившаяся ситуация в основной школьной  педагогической деятельности, которая не позволяет ребёнку проявить свои индивидуальные особенности в полном объёме. Краеведческий и экологический аспект реализуется в школьной программе через систему поэлементного изучения своего края. Это не создает условий комплексного и практического изучения местности, формирующее в последствии у учащихся целостное представление о природе своей малой родины. Поэтому очень важно индивидуализировать работу, изменить форму общения педагога и участника смены, помочь ребятам реализовать творческий и интеллектуальный потенциал, используя необычные и нестандартные методы.

Концептуальные  подходы к содержанию и организации смены  основаны на теории развивающего обучения и идеях инновационной педагогики.

Проведение смены реализует потребности детей в творчестве, познании и самореализации. Участие в проекте «Юный эколог» обеспечивает удовлетворение одной из важнейших потребностей каждого ребёнка – потребность в саморазвитии.

В этом случае результатом педагогической деятельности будут не только ЗУНы, но и новые жизненные замыслы, ведущие к самостоятельным свободным и ответственным действиям.

В основу концепции педагогической модели лагеря положено представление о воспитательном пространстве интеллектуальной смены, обеспечивающем непрерывный процесс развития личности ребёнка.

 

Основные принципы работы лагеря:

       принцип деятельности;

       безопасность жизни и здоровья детей, защита их прав и личного достоинства;

       ценность саморазвития, готовность корректировать свои представления в результате анализа проблемной ситуации и новых форм деятельности;

       приоритет личностного развития и самореализация ребенка в сочетании с соблюдением социальных норм и правил учреждения;

       вариативность видов деятельности  и их реализации.

2. Цель программы.

Создание условий для интеллектуально-творческого  роста, позитивного  личностного становления, самореализации личности детей и подростков.

3. Задачи:

Образовательные

        Реализовать умения и навыки, полученные в школе, в практической деятельности

практические

        Обеспечить комплекс условий, способствующих сохранению и укреплению здоровья детей и подростков через организацию разумного отдыха детей и расширение кругозора - через развитие интеллектуальных и творческих способностей

развивающие

        Организовать разумный отдых детей и расширить кругозор через создание комплекса условий, способствующих развитию интеллектуальных и творческих способностей ребёнка;

     Создание условий, способствующих выявлению и развитию интеллектуально-творческой одарённости и направленности каждого подростка, предоставление им возможности максимально проявить своё дарование

воспитательные

        Создать условия, способствующие нравственному и эколого-патриотическому воспитанию детей.

  1. Участники проекта.

Летний интеллектуальный лагерь является лагерем с дневным 6-ти часовым пребыванием для учащихся 6-7-х классов в помещениях МОУ«Тисовская средняя общеобразовательная школа». Лагерь работает после окончания учебного года в июне. В лагерь принимаются дети по их желанию. Обеспечивается одноразовое горячее питание на базе школы. Лагерь работает в течение 14 дней.

  1. Организация жизнедеятельности участников лагеря.

Этапы реализации.

Основной период работы лагеря:

I этап – организационный.

В этот период происходит знакомство с лагерем, идет открытие смены, знакомство с проектом, составление плана действий, проведение и реализация программ направленных на сплочение коллектива, формируется орган соуправления, благоустраиваются лагерные помещения и территории.

Основные составляющие организационного периода: создать у ребят благоприятного эмоционального настроя (ситуация успеха); помочь каждому ребенку в адаптации к новым условиям; ознакомить с правилами и законами жизни в лагере.

Задачи этапа:

        выявить интересы, склонности и способности детей;

        мотивировать на игровое взаимодействие. 

 

 

II этап основной этап проходит под девизом:

 

 

«Все мы пассажиры одного корабля по имени Земля, значит перелезть из него просто некуда». Антуан – де - Сент Экзюпери.

Задачи этапа:

       проведение мероприятий, ориентирующих личность ребёнка на общечеловеческие ценности, включая природу родного края и социум;

       создать условия для реализации детьми умений и навыков, полученных в школе, в практической деятельности

       обеспечить полноценный отдых детей.

Этот период насыщен интеллектуальными и развлекательными мероприятиями, конкурсами, викторинами, акциями, проектами, поэтому данный этап способствует раскрытию и развитию интеллектуальных и творческих способностей учащихся.

Ребята учатся общению друг с другом и окружающей средой.

 

III этап – заключительный.

Задачи этапа:

        рефлексия участников лагеря (отзыв о смене, пожелания, советы);

        обобщение и демонстрация исследовательских работ на научно-практической конференции;

 

6. Условия реализации программы.

Основное условие реализации программы: проведение мероприятий по решению поставленных задач.

Для успешной реализации программы нужно:

-педагоги в качестве помощников и консультантов для решения поставленных задач.

-столовая для осуществления здорового питания;

-повар для приготовления пищи; ответственный за организацию питания и доставку продуктов;

-уборщица для поддержания чистоты;

-здание школы и пришкольный участок для отдыха;

-фотоаппарат, канцелярские принадлежности; компьютеры для оформления творческих работ; призы для поощрения;

-спортивный инвентарь для проведения спортивных мероприятий;

-методическая литература для проведения мероприятий;

-знания, умения и навыки поведения в природе.

7. Методы и формы работы работы:

  1. Научно исследовательская деятельность учащихся (теория, практика) в работе с малой группой и всей группой;
  2. Беседа в работе на индивидуальном уровне, с малой группой и всей группой;
  3. Консультации в работе на индивидуальном уровне, с малой группой и всей группой;
  4. Экскурсии в работе с малой группой и всей группой;
  5. Обсуждение итогов дня в работе со всей группой.

 8. Содержание деятельности  

Здесь создаются условия для обучения, отдыха и развлечений, планируется культурно-оздоровительная и экскурсионная деятельность. Работа в лагере организуется по разделам:

       Экологическая деятельность;

       Краеведение.

 Каждый ребёнок в лагере «Юный эколог» определяет свой вид деятельности, которую организует и направляет воспитатель - координатор. Участники проекта группируются в команды по 5 человек.

В каждой команде определяется интеллектуал-актив, который участвует как в жизни своей группы, так и в жизни лагеря. Ребята самостоятельно выбирают вид деятельности и способы решения поставленных задач на каждый день.


9. Направления деятельности.

Направление деятельности

Мероприятия

Ответственные

1

спортивно-оздоровительное

- спортивно массовые мероприятия;

- подвижные игры;

- утренняя зарядка;

воспитатели

2

досуговое «Всегда все вместе, всегда всем весело»:

- витаминизированное питание



- организация и проведение коллективных творческих дел;

- проведение ролевых игр;

- организация и проведение различных конкурсов, викторин.

Повар, отв. за питание,

воспитатели

3

образовательно-познавательное

-  экскурсионные маршруты

- оформление стенгазет, презентаций, просмотр видеофильмов, участие в различных познавательных мероприятиях.

- заполнение карты успеха, «выращивание дерева настроения».

воспитатели

4

профилактическое

- проведение инструктажей по: ПДД, ППБ, ЧС, правилам поведения учащихся в общественных местах;

- проведение мероприятий по профилактике вредных привычек, агрессивного поведения.

воспитатели


10. План-сетка деятельности летнего оздоровительного лагеря

«Юный эколог»

Дата

Мероприятие

День первый

  1. Общий сбор учащихся.
  2. Открытие летнего оздоровительного лагеря «Юный эколог».
  3. Формирование команд по 5 человек в каждой, оформление эмблем команд.
  4. Методика «Цветопись»-начало «выращивания дерева настроения».( Приложение № 5)
  5. Карта успеха (Приложение № 6)
  6. Тренинг (приложение № 1)
  7. Организационные вопросы.

День второй

  1. Общий сбор учащихся.
  2. Экологическое исследование (Приложение 2)
  3. Работа на местности «За чистоту родного края».
  4. Подвижные игры
  5. Итоги дня - «Выращивание  дерева настроения»

День третий

  1. Общий сбор учащихся.
  2. Работа на местности: «Живи родник»

3.Подвижные игры

4. Итоги дня- «Выращивание  дерева настроения»

День четвёртый

  1. Общий сбор учащихся.
  2. Выездная экскурсия на водопад  Плакун.
  3. Подвижные игры
  4.  Итоги дня- «Выращивание  дерева настроения»

День пятый

  1. Общий сбор учащихся
  2. Работа на местности: Операция «Сорняк»
  3. Конкурс на лучшее стихотворение, песню, частушку на экологическую тему.
  4. Итоги дня- «Выращивание  дерева настроения»

День шестой

  1. Общий сбор учащихся.
  2. Работа на местности: Ботаническая экскурсия: «Лекарственные травы»
  3.  Работа в группах по созданию презентаций: «Всё о природе и животных».
  4. Подвижные игры
  5.  Итоги дня - «Выращивание  дерева настроения»

День седьмой

  1. Общий сбор учащихся.
  2. Выездная экскурсия на Серый камень
  3. Подвижные игры
  4.  Итоги дня- «Выращивание  дерева настроения»

День восьмой

1. Общий сбор учащихся.

3. Работа на местности: «За чистоту родного края».

3.Просмотр презентации о вредных привычках.

     4. Итоги дня - «Выращивание  дерева настроения»

День девятый

  1. Общий сбор учащихся
  2. Выездная экскурсия. Краеведческий маршрут «Крестьянские хозяйства нашей местности»
  3. Подвижные игры
  4. Итоги дня - «Выращивание  дерева настроения»

День десятый

  1. Общий сбор учащихся.
  2. Час Творчества №2 (Приложение 3)
  3. Подвижные игры
  4. Просмотр фильмов о природе
  5. Итоги дня - «Выращивание  дерева настроения»

День одиннадцатый

  1. Общий сбор учащихся.
  2. Занятие по методике «Ситуация выбора» (Приложение 3), час творчества №1
  3. Конкурс рисунков на тему: «Сохраним чистоту родного края»
  4. Представление результатов художественных работ
  5. Подвижные игры
  6.  Итоги дня - «Выращивание  дерева настроения»

День двенадцатый

  1. Общий сбор учащихся.
  2. Выездная экскурсия на Красноуфимскую звероферму
  3. Подвижные игры
  4. Итоги дня - «Выращивание  дерева настроения»

День тринадцатый

  1. Общий сбор учащихся
  2. Экскурсия: «Моя малая родина»
  3. Работа в командах по систематизации созданных фотографий и составление презентаций.
  4. Подвижные игры
  5. Итоги дня - «Выращивание  дерева настроения»

День четырнадцатый

  1. Общий сбор учащихся
  2. Оформление командами  общего для группы «Дерева настроения», подготовка отчёта каждой группы: составление таблицы баллов по картам успеха.
  3. Выступление каждой группы с творческим отчётом.

Подведение итогов «До свидания, лагерь!» Награждение.


11. Предполагаемые результаты

задачи

Предполагаемый результат

Методы отслеживания результата

1

Образовательные

- Реализация детьми умений и навыков, полученных в школе, в практической деятельности

       Составление инвентаризационных карточек природных объектов, создание презентаций по результатам исследований родного края;

  1. Экологическое исследование (Приложение 2)

2


досуговое «Всегда все вместе, всегда всем весело»:










спортивно-оздоровительное

 

- Повышение активности подростков, причем не зрительской, а  деятельностной,  сопровождающейся в той или иной мере чувством коллективного авторства (не «нам сделали, устроили, провели», а «мы провели, решили, сделали»).



  1. Тренинг на развитие креативности (Приложение 1)
  2. Методика «Ситуация выбора»  

(Приложение 3)

  1. Методика «цветопись», (Приложение 5)
  2. Заполнение карты успеха

(Приложение 6)

       Укрепление  физического здоровья.

3

профилактическое

- Дети знают ПДД, ППБ, правила поведения учащихся в общественных местах, о вреде алкоголя и табака и т.д.,  культура общение между детьми на должном уровне.

- Дети соблюдают распорядок дня и законы лагеря

  1. Викторина по ПДД, поведению учащихся в общественных местах, занятия по культуре общения, о вредных привычках.


Система контроля и оценки результативности

Диагностика и контроль

 

Диагностика обучения — обязательный компонент образовательного процесса, с помощью которого определяется достижение поставленных целей. Диагностика охватывает различные сферы — психологическую, педагогическую, дидактическую, управленческую и др.

Образовательная диагностика - это процесс определения результатов образовательной деятельности учащихся и педагога с целью: выявления, анализа, оценивания и корректировки обучения.

Диагностика образовательной деятельности ученика включает в себя: контроль, проверку, учет, оценивание, накопление статистических данных, их анализ, рефлексию, выявление динамики образовательных изменений и личностных приращений ученика, переопределений целей, уточнение образовательных программ, корректировку хода обучения, прогнозирование дальнейшего развития событий.

В состав диагностики входят различные формы контроля, который означает выявление, измерение и оценивание знаний, умений и навыков учеников .

Контроль - это управленческая деятельность, задачей которой являются количественная и качественная оценка и учёт результатов проектной деятельности.

Контроль является функцией процесса управления, его важнейшей частью, которая обеспечивает обратную связь и позволяет непрерывно повторять циклический процесс управления на новом этапе сотрудничества проектных групп.

 

Контроль деятельности проектных групп:

 

В процессе реализации Программы осуществляются следующие виды контроля над деятельностью групп:

   Предварительный контроль: имеет диагностические задачи. Цель предварительного контроля — зафиксировать начальный уровень подготовки проектной группы и её членов, имеющиеся начальные знания, умения и навыки, связанные с предстоящей проектной деятельностью. Предварительная диагностика уровня учеников и проектных групп важна для того, чтобы определить их приращение за определенный период времени. Оцениванию в данном случае подлежит не сравнение образовательных достижений ученика с эталонами или стандартами, а сравнение его уровня очередного проектного этапа с предыдущим или стартовым, то есть степень личностного приращения.

   Текущий и периодический контроль: систематическая проверка и оценка результатов работы проектных групп на конкретных этапах реализации проектов, а также в процессе реализации конкретных мероприятий. Текущий контроль также происходит каждый день в процессе экспедиционных исследований, при архивации данных. Задача периодического контроля — обучающая, поскольку участники проектных групп обучаются систематизации, обобщению, целостному видению крупных блоков изучаемой информации и связанной с нею деятельности.

   Итоговый контроль проводится в конце каждого крупного этапа проекта, в конце проекта. Он может иметь форму защиты учебно-исследовательских работ на конференции зачета, зачётной проектной сессии, экзамена и т.п. Данный тип контроля предполагает комплексную проверку проектных результатов по всем ключевым целям и направлениям этапов.

 

 

Критерии оценки

 

На основе проектно-преобразующей методологии  были выделены критерии успешного управления:

1.                     Критерий эффективности управления, который состоит в высокой результативности всех элементов, входящих в педагогическую систему;

2.                     Критерий оптимальности состоит в  степени  взаимосвязанности участников образовательной системы и ее сохранения в сторону временной целостности;

3.                     Критерий диалогичности, который определяет необходимость преобразования содержания управленческих действий в основу для конструктивного диалога.

4.                     Критерий   концептуальности,   который   расширяет   и   углубляет смысл управления не подчинения, а ценностно-содержательной рефлексивности, открытости, неоднозначности, контекстности открытий, нелинейности и личностных смыслов и др.

Личностный рост

В течение смены каждый ребёнок выращивает своё «дерево», на котором ежедневно появляются листочки с записями проведённых дел разного цвета (цвет показывает настроение участника (методика приложение 6).

По результатам работы в течение дня дети зарабатывают баллы, участвуя в общелагерных, спортивных мероприятиях и осуществляя деятельность в проектных группах (приложение 7).

Личностный рост участника смены фиксируется  на «Карте успеха» каждого ребёнка. В конце смены подводится итог, выявляется самый активный, творческий, спортивный,  любознательный участник смены.


Приложение

 

Приложение 1.

ТРЕНИНГ НА РАЗВИТИЕ КРЕАТИВНОСТИ

 

Цель: мобилизовать творческие возможности участников тренинга;

познакомить с понятием креативности.

Размер группы: 8 – 12 человек.

Время: 45 минут.

 

Ход занятия

1.   Вводная часть.

Create – анг. – творить, создавать.

Творчество в широком смысле рассматривается как деятельность в ситуации неопределенности, направленная на получение результатов, обладающих субъективной и объективной новизной. В этом плане творчество не обязательно связано с такими видами деятельности, традиционно относимыми к творческим, как рисование, сочинение музыки или стихов, игра на сцене и т.д. Оно имеет место во всех тех случаях, когда приходится действовать в ситуациях неопределенности, отсутствия четких алгоритмов, неизвестности сути и способов решения встающих перед человеком проблем, непредсказуемо меняющихся условий.

Немецкий психолог Клюге К.-Й. говорит, что логическое мышление составляет лишь половину человеческих умственных способностей. Другую половину составляет латеральное мышление, так он называет креативное мышление. Он замечает, что «латеральное мышление — это возможность мыслить по-другому, а именно преимущественно не линейно».

При латеральном мышлении очень важно, чтобы думающий принимал свои идеи, даже в том случае, если они кажутся «сумасшедшими». Часто такие «сумасшедшие» идеи являются мостиком к другой идее, которая, вероятно, выведет интеллектуально одаренного на правильный след. Нильс Бор считал, что, в первую очередь, «сумасшедшее» мышление является важным фактором создания решающих идей. Однажды во время проведения мозгового штурма было сказано: «Все мы знаем, что Ваша идея сумасшедшая. Вопрос в том, достаточно ли она сумасшедшая». Огромная заслуга «сумасшедших» идей в том, что они действуют как толчок и тем самым побуждают к дальнейшему мышлению.

 

Упражнение 1. «Имя – жест».

«Сейчас каждый из вас представится так, как хочет, чтобы в дальнейшем на наших тренингах его называли. При произнесении своего имени вы показываете любое движение (машете рукой, топаете ногой, вертите головой), но оно должно отличаться от предыдущих движений, а мы все повторяем за вами».

 

2.   Основная часть.

 

Упражнение 2. «Самый-самый».

Цели: 1) поупражняться в необычном способе взаимооценки и обратной связи;

2) содействовать переходу от обычной формы мышления к необычной, безоценочной, образной;

3) развить способность к соединению противоположных идей из разных областей опыта и использовать полученные ассоциации для решения творческой задачи.

 

 

Ход упражнения:

    Для этой игры нам потребуется ведущий – тот, кто готов первым оценить товарищей по группе самым непривычным образом. Ему предстоит расставить всю группу в зависимости от интенсивности проявления в товарищах тех или иных качеств. Те, у кого данное качество преобладает, будут находиться во главе колонны, ну а тот, у кого определенно качество почти не проявлено, - замкнет строй. Итак, кто готов стать ведущим? Наш ведущий, наверное, думает, что ему придется назвать сейчас самого красивого, доброго, умного... Как бы не так! Мы ведь говорим о творческом мышлении, так что и в тренировке креативности, но пытаемся отойти от стереотипов.

Для начала я прошу ведущего определить, кто самый солнечный из находящихся здесь людей. Нет, я не буду объяснять, что значит "самый солнечный", положимся на творчество, чувство юмора, умение ассоциативно мыслить самого ведущего. Итак, он отобрал из всех игроков самого солнечного, а теперь я попрошу продолжить шеренгу, разместив всех участников в порядке убывания этого признака.

Вслед за этим, когда колонна построена, обращаемся к самим игрокам с просьбой прокомментировать их место в строю. Приглашаем следующего игрока на роль ведущего и предлагаем следующее задание: составить градацию группы, определив, кто прозрачный? кошачий? ангельский? неожиданный?

 

Упражнение 3. «Схожие непохожие».

Цели: 1) развить способности к соединению противоположных идей из разных областей опыта и использовать полученные ассоциации для решения творческой задачи;

2) создать проблемную и недирективную среду, способствующую самостоятельному поиску решения проблемы

Ресурсы: бумага, ручки.

Ход упражнения:

Найдите максимум свойств, качеств, объединяющих:

       весна и вальс,

       мужчину и кофе,

       зебру и матрац.

Каждый по очереди говорит свою версию.

 

Упражнение 4. «Раздели поровну»

Ресурсы: ножницы и квадраты из бумаги.

1. Сделай из бумаги шесть квадратов одинакового размера.

2. Разрежь каждый квадрат на четыре одинаковых по размеру части разными способами.

Пример выполненного задания представлен в приложении 1.

 

Упражнение 5. «Ассоциации».

Цели: 1) через постановку творческой задачи стимулировать взаимодействие интеллектуальных, волевых, эмоциональных функций;

2) способствовать активизации и расширению рамок ассоциативного мышления;

3) поощрить возникновение эмоциональной и творческой свободы в группе при решении общей творческой задачи.

Ход упражнения:

Для этой игры нам потребуется доброволец, готовый на несколько минут оставить нас, выйдя из репетиционной комнаты. За время его отсутствия остальные игроки выберут одного человека. Вернувшись, водящий игрок должен будет задать группе самые разные вопросы, с тем, чтобы с трех попыток определить выбранного группой участника. Но вопросы будут необычные. Они не будут касаться возраста, цвета глаз или телосложения. Все вопросы будут ассоциативно связывать загаданного игрока с самыми различными понятиями. К примеру, вопросы могут быть такими:

       На какой цветок похож загаданный человек?

       С каким временем года он ассоциируется?

       Если он музыкальный ритм, то какой?

       Он - "да", "нет" или "быть может"?

       С каким стилем одежды его можно сравнить?

       На какое животное он похож?

Водящий игрок подходит к каждому и задает по очереди вопросы. В результате ведущий получает целый набор разнообразных ответов – ассоциаций, проанализировав которые, он сможет прийти к некому выводу и назвать имя участника.

 

Упражнение 6. «Мерчендайзер»

Психологический смысл: нахождения быстрого решения за кратчайшие сроки.

«Представьте, что вы мерчандайзер. Вам необходимо за 1 день успеть посетить 15 точек, расположенных в разных местах. Транспорта у вас нет, поэтому вам придется везде ходить пешком. Попробуйте спланировать свой маршрут таким образом, чтобы, посетив 15 точек, вы прошли как можно меньшее расстояние и, как следствие, быстрее справились с работой» (Приложение 2).

Упражнение выполняется в небольших подгруппах (2-3 человека), время работы 8-10 минут. Потом каждая подгруппа рисует выбранную траекторию и с помощью линейки измеряет ее длину. Побеждают те, чей путь оказался короче.

Упражнение 7. «Странные отгадки».

Психологический смысл: обучить поиску необычных ракурсов рассмотрения информации.

Участникам предлагается несколько загадок и дается задание придумать как можно больше вариантов ответов на них, которые не совпадали бы с традиционными отгадками, однако не противоречили бы условиям загадки, логике и здравому смыслу. Так, например, «100 одежек и все без застежек» - это не только кочан капусты, но еще и луковица, матрешка, кокон шелкопряда.

Примеры загадок:

       Сам худ, а голова с пуд

       Висит груша нельзя скушать

       Без окон, без дверей – полна горница людей.

 

Упражнение 8. «Мост».

Психологический смысл: позволяет тренировать умения выдвигать и отстаивать творческие идеи в командной работе, способствует повышению групповой сплоченности.

Участники, объединенным в команды по 4 человека, выдают по 30 листов бумаги и предлагают задание: построить из этой бумаги как можно более длинный мост, перекинутый между двумя стульями или столами. Он должен быть подвесным, без опор, запрещается пользоваться скрепляющим материалом

 

Упражнение 9. «Только со мной».

Психологический смысл: первая часть упражнения позволяет отрабатывать умения как генерировать идеи, так и оценивать их в соответствии с условиями задания. Вторая часть имеет психотерапевтический подтекст: способствует осознанию и принятию своей индивидуальности

Участникам предлагается найти и записать как можно больше ответов на каждый из вопросов.

Что может произойти только:

       С детьми

       С милиционерами

       С родившимися в 19 веке.

Следует обратить внимание участников на значимость слова «только»: не важно, часто или редко это происходит с теми, о ком идет речь, важнее то, что это вообще не может произойти ни с кем другим. Когда эта часть упражнения завершена, то предлагается поразмышлять над вопросом «А что может произойти только со мной и ни с кем другим?»

 

3.   Заключительная часть.

 

Упражнение 7. «Барометр настроения».

Ведущий предлагает показать свое настроение (как барометр показывает погоду) только руками: плохое настроение – ладони касаются друг другу, хорошее – руки разводятся в стороны.

 

Вопросы:

1.    Вам понравилось наше занятие?

2.    Кому что?

Приложение 2.

 

Экологическое исследование

 

  1. Когда я последним выхожу из комнаты  у себя дома, я выключаю свет.        Да        Нет

 

  1. Когда я чищу зубы, вода льётся,  пока я не закончу.                                         Да        Нет

 

  1. Если  во время прогулки я найду у себя в кармане ненужную бумажку,

       я брошу её на землю.                                                                                             Да        Нет

 

  1. Мы  в нашей семье повторно используем или сдаём стеклянные бутылки.    Да        Нет

 

  1. Я помог посадить дерево.                                                                                     

 

  1. Когда я вырастаю из своей одежды, я отдаю её кому-нибудь, кто

       меньше меня.                                                                                                           Да        Нет

 

  1. Когда мы готовим дома, мы накрываем кастрюли крышками, чтобы

      содержимое сварилось быстрее.                                                                                      Да        Нет

 

  1. Когда я чищу апельсин, я бросаю шкурки в мусорный бак.                              Да        Нет

 

  1. Когда у меня дома холодно,я____надеваю свитер  ИЛИ _____включаю обогреватель.(Выбери один ответ)

 

  1. Однажды я вырезал свои инициалы на дереве.                                                 Да        Нет             

 

  1. Я всегда пишу на обеих сторонах листа, прежде чем его выбросить.            Да        Нет

 

  1. Мне нравится читать книги и статьи из газет и журналов о Земле.                Да        Нет 

 

  1. Если я читаю днём и мне становится темно, я ____сажусь ближе к окну  ИЛИ ____включаю свет. (Выбери один ответ)

 

  1. Моя семья компостирует пищевые отходы и использует их как

     удобрения.                                                                                                                Да        Нет

 

  1. Зимой у себя дома мы утепляем окна, чтобы сохранить тепло.                       Да        Нет

 

  1. Я забочусь о своих игрушках и о своей одежде, чтобы они служили

     мне дольше.                                                                                                             Да        Нет

 

  1. Я использую бумагу из вторичного сырья, когда это возможно.                    Да        Нет

 

  1. Когда я голоден, я___открываю холодильник и смотрю, есть  ли что-нибудь съестное, ИЛИ ____я думаю, что бы я съел, прежде чем открыть холодильник. (Выбери один ответ)

 

  1. Когда я дома пользуюсь салфеткой, то она ____матерчатая ИЛИ

      ____бумажная.                                                                                                         Да        Нет

 

  1. Летом моя семья работает в саду.                                                                         Да        Нет

 

 

  1. Направляясь из дома в школу, я обычно ____еду на велосипеде,

        ____иду пешком ИЛИ ____еду на автомобиле. (Выбери один ответ)

 

 

  1. Когда я вижу на тротуаре бумагу или другой мусор, я ____останавливаюсь и подбираю его ИЛИ ____не обращаю на него никакого внимания и продолжаю идти. (Выбери один ответ)

 

  1. Члены моей семьи, прежде чем купить моющее средство, читают

      его аннотацию, чтобы убедиться, что оно не содержит фосфатов.                Да        Нет

 

  1. Я стараюсь не покупать игрушек на батарейках.                                             Да        Нет

 

  1. Я иногда специально выпускаю воздушный шарик.                                       Да        Нет        

 

  1. Если я несу в  школу завтрак, то он у  меня в ____матерчатой сумке,

      ____бумажном пакете ИЛИ металлической коробке. (Выбери один ответ)

 

  1. Дома мы моем полиэтиленовые пакеты, чтобы использовать их снова.       Да        Нет

 

  1. Дома мы обсуждаем экологические вопросы.                                                  Да        Нет

 

  1. Я обычно принимаю ____душ ИЛИ ___ванну.                                                Да        Нет

 

  1. У нас дома в туалете протекает бачок.                                                              Да        Нет

 

  1. Я иногда убиваю насекомых ради смеха.                                                         Да        Нет         

 

  1. Я иногда выливаю помои на землю.                                                                  Да        Нет    

 

  1. Когда я мою посуду, вода течёт всё время, ИЛИ __я наливаю мыльную

      воду в одну ёмкость и чистую для полоскания – в другую.                            Да        Нет

 

  1. Когда мама идёт за покупками, она берёт матерчатую сумку.                       Да        Нет

 

  1. У меня дома есть вещи, изготовленные из редких и исчезающих растений или из кости и меха редких животных.                                                                                                Да        Нет                                         

 

  1. Когда я хочу пить в жаркий летний день, я ___долго спускаю воду из крана, пока она не станет достаточно холодной и приятной, и только потом пью, ИЛИ ___ у меня вода всегда стоит в холодильнике. (Выбери один ответ)

 

  1. Если я собираю цветы весной и летом , я рву только те цветы, которых

     очень много и которые не охраняются законом.                                                Да        Нет

 

 

  1. Я написал статью в местную газету на экологическую тему.                          Да        Нет

 

  1. Я стараюсь показать хороший пример отношения к окружающей природе.   Да        Нет

 

  

Приложение 3.

МЕТОДИКА "СИТУАЦИЯ ВЫБОРА"

(разработана профессором Л.В. Байбородовой)

Цель: выяснить направленность личности учащихся.

Ход проведения: В классе проводят час творчества. Учащимся предлагается выбрать предмет своей деятельности из перечня следующих занятий:

  1. Разработка программы вечера;
  2.   Изготовление подарков для детей;
  3. Подготовка сюрприза для учащихся младших классов;
  4. Изготовление украшений для вечернего платья и т.д.

                    

         При следующем проведении часа творчества ученикам рекомендуется выбрать одно из предлагаемого перечня занятий в соответствии с его главным назначением:

           Проявить свои таланты;

           Сделать приятный сюрприз для друзей;

           Весело повести время;

          Оказать помощь детскому саду;

          Приобрести умение устанавливать контакт с людьми и т.д.

Сопоставление результатов выбора учащимися занятий в нескольких ситуациях позволяет определить ведущие мотивы их поведения и деятельности, направленность их личности. Выделяемые мотивы можно разделить на три группы:

аПреобладание общественных мотивов;

б)  Преобладание личностных мотивов;

в)  Преобладание престижных мотивов.

При изучении направленности личности учащихся можно определить устремленность: 1) на себя; 2) на других людей; 3) неопределенную направленность.

  

Приложение 4.

 

Законы лагеря

 

1.                     ЗАКОН ЗЕЛЕНИ и ЧИСТОТЫ.

 

2.                     ЗАКОН ТОЧНОГО ВРЕМЕНИ (0:0).

 

3.                     ЗАКОН ДЕЯТЕЛЬНОСТИ.

 

4.                     ЗАКОН ТЕРРИТОРИИ.

 

5.                     ЗАКОН ЗДОРОВОГО ОБРАЗА ЖИЗНИ.

 

6.                     ЗАКОН ПОДНЯТОЙ РУКИ.

 

Приложение 5.

МЕТОДИКА « ЦВЕТОПИСЬ»

Цель: выявление настроения каждого подростка и всего отряда в целом, выяснение уровня сплоченности коллектива, выявление лидеров отряда.

Методика: настроение и цвет явления взаимосвязанные. В настроении не меньше оттенков, чем в палитре красок, окружающих нас. Поэтому ребятам предлагается (по желанию) строить свой радужный дом. Каждый кирпич дома, а их всего по числу дней , на личной карточке ребенка должен закрашиваться определенным цветом, соответствующим настроению на данный день.

 

Цветовая гамма соответствующая настроению:

Красный - восторженное

Оранжевый - радостный

Желтый - светлое, приятное

Зеленый - спокойное, ровное

Синий - грустное, печальное

Фиолетовый - тревожное, тоскливое

Черный - полный упадок, уныние.

 

Приложение 6. 

КАРТА УСПЕХА отслеживает участие детей в мероприятиях лагеря в виде зачетной книжки.

 

ДНИ

Общелагерное дело,

КТД

Спортивное

мероприятие

Работа в группе

ПРОЕКТ 

Доклад,

сбор

информации

Создание

Защита

1 ДЕНЬ

 

 

 

 

 

 

2 ДЕНЬ

 

 

 

 

 

 

3 ДЕНЬ

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Критерии оценки:

 

Общелагерное дело, КТД: подготовка и проведение -  5 баллов;

                                              участие – 3 балла.

Спортивное дело: подготовка и проведение -  5 баллов;

                                              участие – 3 балла.

Работа в группе:  оценивается по количеству выполненных заданий.

Проект: создание – 5 баллов;

               защита - 5 баллов.

Доклад, сбор информации: 4 балла.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Программа пришкольного летнего оздоровительного лагеря с дневным пребыванием детей

Программа летнего оздоровительного лагеря "Увлекательное путешествие за 18 дней"  предназначена для организации отдыха и оздоровления учащихся в летний период на базе школы по двум направлениям: ...

программа оздоровительного лагеря "Занимательная экология"

Программа пришкольного оздоровительного лагеря "Занимательная экология"...

Сценарий открытия пришкольного летнего оздоровительного лагеря «Чайка»

В эти теплые летние дни вы будете не только играть, отдыхать и набираться сил. Вас ждут интересные викторины, спортивные состязания, конкурсы, экскурсии. Мы будем стараться, чтобы вам все по...

ФОРМИРОВАНИЕ ЭКОЛОГИЧЕСКОЙ КУЛЬТУРЫ МЛАДШИХ ШКОЛЬНИКОВ В ПРИШКОЛЬНОМ ЛЕТНЕМ ОЗДОРОВИТЕЛЬНОМ ЛАГЕРЕ «РОМАШКА».

В  статье  описан опыт работы  по  организации экологического воспитания  детей в  летнем  пришкольном  лагере....

Программа пришкольного летнего оздоровительного лагеря с дневным пребыванием детей

Программа пришкольного летнего  оздоровительного лагеряс дневным пребыванием детей на базе...

Программа пришкольного летнего оздоровительного лагеря с дневным пребыванием детей на базе МБ ОО «Хорошковская СШ» "Домик окнами в детство"

Содержание 1Информационная карта программы2Актуальность программы3Карта ресурсов4Программа летнего оздоровительного лагеря дневного  пребывания«Домик окнами в детство»:- Поясните...

Программа пришкольного летнего оздоровительного лагеря «Солнышко» с дневным пребыванием детей на базе МБОУ гимназии № 2 г. Сальска «Каникулы путешественников»

Программа   школьного летнего   оздоровительного лагеря  «Солнышко»  с дневным пребыванием детей на базе  МБОУ гимназии № 2 г. Сальска «Канику...