ФОРМИРОВАНИЕ ЭКОЛОГИЧЕСКОЙ КУЛЬТУРЫ МЛАДШИХ ШКОЛЬНИКОВ В ПРИШКОЛЬНОМ ЛЕТНЕМ ОЗДОРОВИТЕЛЬНОМ ЛАГЕРЕ «РОМАШКА».
статья на тему
В статье описан опыт работы по организации экологического воспитания детей в летнем пришкольном лагере.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
yagudina_statya_ekologiyadoc.doc | 45 КБ |
Предварительный просмотр:
ФОРМИРОВАНИЕ ЭКОЛОГИЧЕСКОЙ КУЛЬТУРЫ МЛАДШИХ ШКОЛЬНИКОВ В ПРИШКОЛЬНОМ ЛЕТНЕМ ОЗДОРОВИТЕЛЬНОМ ЛАГЕРЕ «РОМАШКА».
Формирование экологической культуры ребенка и сохранение его здоровья является одной из приоритетных педагогических проблем современной школы, решение которой возможно только при условии реализации системы экологического и здоровьесберегающего образования и воспитания с раннего детского возраста.
Важнейшим средством реализации данной проблемы является летний пришкольный оздоровительный лагерь. Условия летнего лагеря позволяют педагогам учитывать высокий уровень активности и контактности детей младшего школьного возраста, их стремление к практической деятельности. В лагере создаются оптимальные условия для формирования экологической культуры и здорового образа жизни путем реализации системы воспитательной работы через нетрадиционные формы организации летнего отдыха детей: походов, акций, анкетирования, игр, праздников, соревнований, проектов, практикумов на экологической тропе и др.
В программе летнего пришкольного лагеря «Ромашка» при МБОУ «Нурлатская СОШ ЗМР РТ» большое внимание уделяется патриотическому, экологическому, эстетическому и трудовому воспитанию. План лагеря составлен с учетом этих направлений воспитательной деятельности.
Каждый день лагерной смены имеет свое название: «День рожденья Лета», «День Воды», «День туризма», «День Хлеба», определенную тематику, цели и задачи.
Программой предусмотрено деление детей на возрастные группы при проведении тематических мероприятий.
Главным стержнем экологического воспитания являются становление нравственно-экологической позиции личности, ее взаимодействие с окружающей средой. В программе летнего оздоровительного лагеря «Ромашка» определены следующие направления работы:
Познавательное (дидактические игры, беседы, заочные путешествия, викторины).
Познавательно-развлекательное (праздники, КВН, утренники, устные журналы, экологические игры, игры-путешествия).
Практическое (посадка цветов, овощей, озеленение класса, подкормка птиц).
Исследовательское (экскурсии, наблюдения, опыты).
Работа по данным направлениям реализуется при проведении внеклассной воспитательной работы в рамках летнего лагеря
В День знакомств (первый день) проводится конкурс рисунков на асфальте, посвященный Дню охраны окружающей среды и викторина «Что я знаю о своей планете?»
В День рождения Лета запланированы конкурсы цветочных композиций «Прелесть лета» и спортивно-развлекательная игра на природе «Веселые старты», фотоконкурс «Лето в родном краю».
В Пушкинский день России на литературном празднике «Мой Пушкин» дети исполняют стихи поэта о родной природе. После просмотра мультфильма «Сказка о рыбаке и золотой рыбке» проводится беседа о взаимоотношении человека и природы (моря, животных, о человеческих страстях и пороках).
В викторину «В мире сказок Пушкина» включаются и экологические вопросы. Конкурс рисунков по произведениям Пушкина предполагает изображение детьми картин русской природы.
Ежегодно в пришкольном лагере планируется День охраны природы. Дети участвуют в большом экологическом празднике. В этом году он был посвящен лесу и назывался «Лес - это жизнь планеты». На празднике подводятся итоги конкурса рисунков, плакатов, фотографий, творческих работ учащихся о лесе. Затем школьники идут на экскурсию в лес, собирают природный материал для поделок.
В День России в пришкольном лагере также продолжается экологическое воспитание. Дети участвуют в викторине «Моя Родина - Россия», в которой обязательно присутствуют вопросы экологической направленности. Они представляют свои проекты и творческие работы на конкурс «Россия - родина моя», посвященные природе родного края. В этот же день планируется просмотр фильма «Не стреляйте в белых лебедей» и диспут по нему.
День юннатов посвящен работе школьников на пришкольном участке, цветнике, наблюдению за растениями, птицами, насекомыми. В этот день проводятся увлекательная викторина «Что я знаю о флоре и фауне родного края?», конкурс поделок из природного материала, просмотр фильма «Хатико» с его последующим обсуждением.
В День родного села дети принимают участие в благоустройстве территории обелиска Славы и нурлатских родников. После экологической акции проходит праздничный концерт «Цвети, мое село!», подводятся итоги фотоконкурса и конкурса рисунков «Я люблю свое село».
Обычно на праздник приглашаются известные агрономы, цветоводы, овощеводы села Нурлаты, которые делятся со школьниками секретами выращивания растений, животных.
Важное значение в экологическом воспитании младших школьников имеют мероприятия, посвященные значению воды в жизни человека, бережному отношению к водным ресурсам. С этой целью в пришкольном лагере проводится День Воды.
В первой половине дня организуется поход к роднику Святого Касима в
д. Исламово. Дети узнают историю происхождения святого родника, убирают его территорию. Затем они идут в д. Исламово, где купаются в реке. После обеда и тихого часа проходит экологический праздник «Вода - это жизнь», подводятся итоги конкурса чтецов и певцов на тему «Живи, родник, живи!»
В традиционный День туризма со школьниками организуется турпоход в д. Кугеево, на родину Героя Советского Союза Хайруллина Х.З. (или в д. Молвино, Тавлино).
Цель пеших походов не только знакомство с достопримечательностями родного края, но и обучение умению наблюдать за природными особенностями населенных пунктов, сравнивать их, делать свои выводы. Важна не только познавательная направленность туристической деятельности с младшими школьниками, но и экологическая ее составляющая.
В День здоровья в пришкольном лагере проходит «Малый Сабан - туй», во время которого дети участвуют в различных народных спортивных играх на природе. Прогулка в этот день нацелена на сбор лекарственных трав для школьной столовой. Во время беседы воспитатели знакомят детей с целебными травами родного края. Во второй половине дня обычно проводится час здоровья по теме «Влияние окружающей среды на здоровье человека» и театрализованная игра «В гостях у Айболита и Мойдодыра».
Программа экологического просвещения младших школьников реализовывалась в течение лагерной смены: 18 дней.
Воспитание экологической культуры не может быть достигнуто только эпизодическими мероприятиями, а через целенаправленную систему занятий, внеклассных мероприятий, коллективных творческих дел и индивидуальной работы. Эта система легко применима в условиях любого образовательного учреждения. Особая ее ценность состоит в широком охвате учащихся. Причем достигается не только пассивное участие школьников в различных мероприятиях, а активная творческая работа, направленная на достижение конкретного и значимого результата.
Литература:
- Горенков Л.И. Основы начального экологического воспитания: Учебное пособие. - М.: Прометей, 1996, с. 35-41.
- Захлебный А.Н., Суравегина И.Т. Экологическое образование во внеклассной работе. – М.: Просвещение, 1984 .
- Лескова С. В. Формирование экологической культуры. // Начальная школа.- 2003 - №7.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Формирование музыкальной культуры младших школьников
Формирование музыкальной культуры младших школьников в урочно-внеклассных формах работы. ...
Формирование экологической культуры младших школьников средствами физического воспитания
Выступление о здоровьесберегающих технологиях...
Формирование эмоциональной культуры младших школьников на занятиях по изобразительному искусству.
Статья....
Программа формирования экологической культуры младших школьников
Острота современных экологических проблем выдвинула перед педагогической теорией и школьной практикой задачу большой экономической и социальной значимости: воспитание школьников в духе бер...
ИСПОЛЬЗОВАНИЕ АКТИВНЫХ МЕТОДОВ ОБУЧЕНИЯ В ПРОЦЕССЕ ФОРМИРОВАНИЯ ЭКОЛОГИЧЕСКОЙ КУЛЬТУРЫ МЛАДШИХ ШКОЛЬНИКОВ
В статье раскрываются возможность и эффективность использования различных активных методов и форм учебно-воспитательной работы в школе с целью формирования экологической культуры младших школьников....
Использование современных технологий при формировании экологической культуры младших школьников в рамках внеурочной деятельности
От уровня экологического воспитания, экологической культуры зависит вопрос выживания человечества. Современое общество находится на стадии переосмысления достижений цивилизации. В концепции духовно-нр...
ОСОБЕННОСТИ ПРИМЕНЕНИЯ ЗДОРОВЬЕСБЕРЕГАЮЩИХ ТЕХНОЛОГИЙ В ФОРМИРОВАНИИ КУЛЬТУРЫ ЗДОРОВЬЯ ВОЛЕЙБОЛИСТОВ В ЛЕТНЕМ ОЗДОРОВИТЕЛЬНОМ ЛАГЕРЕ
В статье описано как правильно сохранить и укрепить здоровье спортсмена, применяя здоровьесберегающие технологии. Как правильно подобрать и использовать в тренировочном процессе здоровьесберегающие те...