программа оздоровительного лагеря "Занимательная экология"
учебно-методический материал по биологии (7 класс) на тему
Программа пришкольного оздоровительного лагеря "Занимательная экология"
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
programma_zanimatelnaya_ekologiya.doc | 58 КБ |
Предварительный просмотр:
Оздоровительно-образовательная программа «Занимательная экология» Автор: Мусаева Г.В. – |
Оздоровительно-образовательная программа
«Занимательная экология»
Пояснительная записка
Цель: создание пространства, организованного для включения подростков в социально значимую, творчески развивающую деятельность.
Задачи:
- организация досуга детей в летний период;
- укрепление здоровья детей;
- организация реализации знаний, умений, навыков исследовательской и природоохранной деятельности;
- привлечение детей к регулярным занятиям биологии и экологии.
Концептуальные подходы. Исходя из целей и задач, используются следующие методы и формы работы.
- Создание разнообразных видов деятельности (конкурсы, соревнования,викторины, мозговые штурма, интеллектуальные марофоны), что позволяет развивать индивидуальную и коллективную деятельность.
- Метод самореализации, самоуправления через создание структуры самоуправления в группе, различные творческие дела, участие в конкурсах, соревнованиях, походах, экскурсиях дает большой образовательный и воспитательный эффект.
- Метод контроля: самоконтроль, контроль роста динамики и спортивных показателей.
Каникулярное время – наиболее благоприятная пора для развития разнообразных творческих и физических возможностей детей. Наиболее эффективное использование его – одна из основных задач учреждений, работающих со школьниками.
Одно из решений – создание профильных лагерей. Ведь в профильном лагере ребёнок развивает именно те свои возможности и удовлетворяет именно те потребности, которые он выбрал на данный период, а может быть, на всю дальнейшую жизнь.
Максимальное внимание развитию личности ребёнка, организация разнообразной досуговой деятельности, и прежде всего, активного общения с природой, пересмотр традиционного подхода к работе по оздоровлению детей – это основные задачи, которые решает профильный эколого-оздоровительный лагерь.
Объединение личностей в коллективы рассматривается как условие удовлетворения личности в эмоциональном контакте, в реализации своей активности, в обмене информацией и т.д.
Комплексный подход к образованию и воспитанию, который продолжает работать в лагере, - получение дополнительных знаний по ряду школьных дисциплин, спортивная подготовка, отработка умений, навыков.
Основное содержание и механизм реализации
Примерный учебный план эколого-оздоровительного лагеря
№ п/п | Наименование тем, эколого-биологических мероприятий | Количество часов | ||
теор. | практ. | всего | ||
1. | Вступительная беседа, знакомство с лагерем, педагогами, программой работы лагеря. | 1 | - | 1 |
2. | Тестирование и анкетирование участников. | - | 1 | 1 |
3. | Выбор тем для самостоятельной исследовательской работы (групповой или индивидуальной). | 1 | - | 1 |
4. | Практическая работа «Сбор лекарственных растений». | - | 2 | 2 |
5.. | Самостоятельная работа по выбранным темам (групповая, индивидуальная). | 3 | 3 | 6 |
6. | Праздник в природе «Птицы – наши друзья». | 2 | - | 2 |
7. | Практическое занятие «Составление букетов». | - | 6 | 6 |
8. | День экологических знаний. | 2 | 2 | 4 |
9. | Практическая работа. Защита экологических проектов. | - | 3 | 3 |
10. | Праздник цветов. | 2 | 4 | 6 |
11. | Викторина «Лес и его обитатели». | 2 | - | 2 |
12. | Игра-путешествие «В гости к Берендею». | 2 | - | 2 |
13. | Подведение итогов, вручение дипломов, награждение участников лагеря, оформление документов. | 2 | 2 | |
15 | 27 | 32 |
Программа работы смены по дням
Предлагаемая программа рассчитана на реализацию в условиях летнего оздоровительного лагеря для учащихся 10-15 лет, имеющих минимальную эколого-биологическую подготовку.
- й день
- Размещение. Вступительная беседа, знакомство с лагерем, педагогами и программой отдыха.
- Тестирование и анкетирование участников.
- Комплектование групп (по итогам тестирования).
- й день
- Беседа «Что такое эколого-биологический поход, экскурсия и как к ним подготовиться»:
- требования к участникам похода, экскурсии;
- распределение обязанностей в группе;
- меры безопасности в экскурсиях и походах.
- Беседа «Мир природы»
- й день
- Викторина «Знаешь ли ты лекарственные растения»
- Изучение растений (гербарий)
- й день
- Беседа «Значение воды в природе».
- Игра-путешествие «Море и его богатство».
- й день
- Выбор тем для самостоятельной исследовательской работы (групповой или индивидуальной).
- Практическое занятие: «Экологическая тропа».
- й день
- Беседа «О лекарственных растениях».
- Сбор лекарственных растений.
- й день
- Практическое занятие: «Составление гербария».
- й день
- Беседа «Тайны леса».
- Викторина «Лес и его обитатели».
- й день
- Беседа «Правила поведения на природе».
- Самостоятельная работа по выбранным темам (групповая, индивидуальная).
- й день
- Беседа «По страницам «Красной книги».
- Игра-путешествие «В гости к Берендею».
- й день
- Беседа «Как правильно оформить реферат (самостоятельную исследовательскую работу)»
- Поле чудес «О растениях и животных».
- й день
- Экскурсия в пойму р. Кура.
- Праздник в природе «Птицы – наши друзья».
- й день
- Беседа «Памятник животным».
- Викторина «Знаешь ли ты животных».
- й день
- Беседа: «Цветы красивее там, где они росли».
- Праздник цветов.
- й день
- Практическое занятие «Составление букетов».
- Беседа «Заповедники. Заказники».
- й день
- День экологических знаний
- Викторина «О растениях и животных»
- Праздник «Хоровод лесных растений»
- Конкурс на лучший экологический плакат «Берегите Землю!»
- й день
- Практическая работа «Защита экологических проектов».
- Награждение лучших работ, вручение дипломов.
- й день
- Предварительное подведение итогов работы смены, оформление документов для получения значка «Юный эколог».
При организации лагеря используются разнообразные виды деятельности, в том числе:
- проведение теоретических и практических занятий;
- проведение различных конкурсов, викторин, экскурсий, эколого-биологических мероприятий.
Схема управления с указанием участников
Ожидаемые результаты
Школьники, принявшие участие в реализации программы:
- познакомятся с растительным и животным миром, с правилами поведения в природе;
- примут участие в экологической деятельности;
- оформят рефераты по эколого-биологическим темам;
- улучшат и укрепят здоровье;
- получат дипломы за участие в оздоровительно-образовательной программе.
Оздоровительно-образовательная программа «Занимательная экология» может быть реализована во всех трех типах лагерей (загородный стационарный оздоровительный лагерь, пришкольный оздоровительный лагерь с дневным пребыванием, оздоровительный лагерь на базе УДО), кроме того, может быть использована в течение всего календарного года, как специальная эколого-биологическая программа для школьников, для обучающихся в эколого-биологическом центре.
Её круглогодичное использование возможно на базе загородного стационарного оздоровительного лагеря.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
рабочая программа оздоровительного лагеря
программа, списки, режим работы...
КОНСПЕКТ УРОКА по физической культуре по разделу программы «Оздоровительная аэробика» для девушек 11-го класса.
КОМБИНАЦИЯ ИЗ БАЗОВЫХ ШАГОВ АЭРОБИКИАвтор - Комиссарова Ю.Ю.Прверено и принято - СПбАППО (оценка "отлично")...
Программа оздоровительных и культурно-массовых мероприятий в загородном лагере
Гуманистическая направленность и индивидуализация действий по формированию культуры здоровья невозможны без личного участия детей, без их умений совершать логические операции, без самостоятельного пол...
Программа оздоровительного лагеря
Летний отдых – это не только социальная защита, это и возможность для творческого развития детей, обогащения духовного мира и интеллекта ребёнка, радость общения, творческие открытия, оригинальные иде...
"ТРОПИНКАМИ РОДНОГО КРАЯ" программа оздоровительно-образовательного лагеря отдыха «Дружба» с дневным пребыванием детей и подростков
Цель: Создание оптимальных условий для оздоровления, творческого развития и рационального использования каникулярного времени; способствование формированию эмоционально – ценностного отноше...
Рабочая программа элективного курса "Экология растений", "Экология животных", "Экология человека", "Экология и биосфера"
Рабочая программа составлена в соответствии с программой автор И.М. Швец. Включает следующие разделы: пояснительную записку, основное содержание обучения, требования к уровню подготовки учащихся...
Программа пришкольного оздоровительного лагеря "Экологи"
Пояснительная запискаЗадача экологического воспитания подрастающего поколения выдвигается сегодня в качестве одной из важнейших. Истоки современных проблем в экологии - в бездумном и жестоком отношени...