Рабочие программы География Биология 2012-13
календарно-тематическое планирование по географии по теме

Гончаров Владимир Евгеньевич

Гончаров В Е Рабочие программы География Биология 2012-13

Прошли проверку аккредитацией. Пинали весьма умеренно :)

Скачать:


Предварительный просмотр:

«Рассмотрено»                                 «Согласовано»                          «Утверждаю»      

Руководитель  ШМО                     Заместитель руководителя      Руководитель  МБОУ  

_______В. Е. Гончаров                    по УВР  МБОУ                      «Сюкеевская СОШ»                           Протокол   №   1                           «Сюкеевская СОШ»                 ________Е. И. Калеева

от  «21» августа 2012 г.             _______Г.М. Маслова                 Приказ  №         от

                                                          « 28» августа  2012 г.               «28» августа  2012 г.

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА

по биологии

11 класс

Гончарова Владимира Евгеньевича,

учителя высшей кв. кат.

                                                                                                       

                                                                                                    Рассмотрено на заседании

                                                                                                     педагогического совета

                                                                                                      протокол   № 1     от

                                                                                                       «21»  августа  2012 г.

2012 – 2013 учебный год

Пояснительная записка

Рабочая программа составлена на основании:

  1. стандарта основного общего образования по биологии 2004г. .
  2. примерной программы для основного общего образования по биологии (базовый уровень) Пасечник В.В. 2008 г. Биология М., «Дрофа», 2008
  3. Каменский, А.А., Криксунов Е.А., Пасечник В.В. Общая биология. 10-11 классы: учебник для ощеобразовательных учреждений. М.: Дрофа, 2008.  

Цель курса общей биологии: обобщение и углубление биологических знаний, имеющихся у учащихся, до понимания биологических закономерностей, современных теорий, концепций и учений, а также демонстрация прикладного значения биологии. В курсе биологии 11 класса важное место отводится формированию естественнонаучного мировоззрения и экологической культуры учащихся.

Задачи обучения биологии: приобретение знаний о живой природе и присущих ей закономерностях, овладение умениями: применять биологические знания для объяснения процессов и явлений живой природы, использовать знания и умения в практической деятельности и повседневной жизни для сохранения собственного здоровья, охраны окружающей среды; воспитание экологической грамотности;

  1. Количество часов по рабочей программе – 1 ч. в неделю, 35 часов в год.


Приоритетами для учебного предмета «Биология» на ступени среднего (полного) общего образования на базовом уровне являются: сравнение объектов, анализ, оценка, поиск информации в различных источниках. Система уроков, представленная в рабочей программе, сориентирована на формирование активной личности, мотивированной к самообразованию.

Требования к уровню подготовки учащихся

Раздел

Требования к уровню подготовки выпускников

Вид

Ученик должен знать/понимать: вклад выдающихся учёных в развитие биологической науки; основные положения эволюционной теории Ч. Дарвина; строение биологических объектов (вида); сущность действия естественного отбора, формирование приспособленности, образование видов; биологическую терминологию и символику.

Ученик должен уметь: объяснять роль биологии в формировании научного мировоззрения; единство живой и неживой природы, родство живых организмов; анализировать и оценивать различные гипотезы происхождения жизни; различные гипотезы происхождения человека; вклад биологических теорий в формирование современной естественнонаучной картины мира; родство живых организмов; причины эволюции, изменяемости видов; описывать особей видов по морфологическому критерию; сравнивать биологические объекты (зародышей человека и других млекопитающих), процессы (естественный и искусственный отбор) и делать выводы на основе сравнения; находить информацию о биологических объектах в различных источниках (учебных текстах, справочниках, научно-популярных изданиях, компьютерных базах, ресурсах Интернет) и критически её оценивать.

Экосистемы

Ученик должен знать/понимать: структуру экосистем; учение В.И.Вернадского о биосфере; сущность круговорота веществ и превращения энергии в экосистемах и биосфере; биол. терминологию и символику;

Ученик должен уметь: объяснять влияние экологических факторов на организмы; взаимосвязи организмов и окружающей среды; причины устойчивости и смены экосистем; необходимости сохранения многообразия видов; решать элементарные биол. задачи; составлять схемы переноса веществ и энергии в экосистемах (цепи питания); выявлять антропогенные изменения в экосистемах своей местности; сравнивать природные экосистемы и агроэкосистемы своей местности и делать выводы на основе сравнения; анализировать и оценивать глобальные экологические проблемы и пути их решения; последствия собственной деятельности в окружающей среде; изучать изменения в экосистемах на биол. моделях; находить информацию о биологических объектах в различных источниках (учебных текстах, справочниках, научно-популярных изданиях, компьютерных базах данных, ресурсах Интернет) и критически её оценивать; использовать приобретённые знания и умения для соблюдения  правил поведения в природной среде.

Учебно-тематический план

№ п/п

Тема (раздел)

Количество часов

1.

Вид

20

  1. История эволюционных идей

4

  1. Современное эволюционной учение

9

  1. Происхождение жизни на Земле

3

  1. Происхождение человека

4

2.

Экосистемы

11

  1. Экологические факторы

3

  1. Структура экосистем

4

  1. Биосфера – глобальная экосистема

2

  1. Биосфера и человек

2

3.

Обобщение знаний по курсу общей биологии

1 + 3 резервное время

Итого

35

Учебно-методическое обеспечение

  1. Учебник: Каменский, А.А., Криксунов Е.А., Пасечник В.В. Общая биология. 10-11 классы: учебник для ощеобразовательных учреждений. М.: Дрофа, 2008.  
  2. Методические пособия: Тематическое и поурочное планирование по биологии к учебнику А.А.Каменского, Е.А.Криксунова, В.В.Пасечника «Общая биология: 10-11 классы»/ Т.А.Козлова. – М.: Издательство «Экзамен», 2006.
  3. Дидактические материалы: Деркачёва Н.И. ЕГЭ 2008. Биология. Типовые тестовые задания / Н.И.Деркачёва, А.Г. Соловьёв. – 5-е изд., стереотип. – М.: Издательство «Экзамен», 2008.

Каменский. А.А. Основы биологии. Полный курс общеобразоват.средней школы /А.А.Каменский, Н.А.Соколов, М.А.Валовая. – 2-е изд., стереотип. - М.: Издательство «Экзамен», 2007.

Тестовые задания по биологии для подготовки к экзаменам/А.Г.Лебедев. – М.: АСТ: Астрель: Профиздат, 2006.

  1. Инструментарий по отслеживанию результатов:

Биология: реальные варианты: Единый государственный экзамен / авт.-сост. Е.А.Никишова, С.П.Шаталова. – М.: АСТ: Астрель, 2007.

Единый государственный экзамен: биология: контрол.измерит.материалы: 2005-2006 / под общ.ред. Г. С. Калиновой; М-во образования и науки Рос.Федерации, Федерал.служба по надзору в сфере образования и науки, Федерал.ин-т пед.измерений. – М.: Просвещение, 2006.

Мухамеджанов И.Р. Тесты, зачёты, блицопросы по общей биологии: 10-11 классы. – М.ВАКО, 2006.

Единый государственный экзамен. Учебно-тренировочные материалы для учащихся. Биология. / ФИПИ – М.: Интеллект-Центр, 2007-2008.

  1. Дополнительная литература для учащихся

Батуев А.С., Гуленкова М.А., Еленевский А.Г. Биология. Большой справочник для школьников и поступающих в вузы. – М.: Дрова, 2004.

Болгова И.В. Сборник задач по общей биологии для поступающих в вузы. – М.: «Оникс 21 век» «Мир и образование», 2005.

ТРЕБОВАНИЯ К УРОВНЮ  ПОДГОТОВКИ УЧАЩИХСЯ

    В результате изучения курса ученик должен знать/понимать:

•  признаки биологических объектов: клеток и организмов растений, грибов и бактерий;

•  сущность биологических процессов: обмен веществ и превращения энергии, питание, дыхание, выделение, транспорт веществ, рост, развитие, размножение, регуляция жизнедеятельности организма,

    уметь

•   объяснять: роль различных организмов в жизни человека и собственной деятельности; взаимосвязи организмов и окружающей среды; биологического разнообразия в сохранении биосферы; необходимость защиты окружающей среды;

•  изучать биологические объекты и процессы: ставить биологические эксперименты, описывать и объяснять результаты опытов; наблюдать за ростом и развитием растений, сезонными изменениями в природе; рассматривать на готовых микропрепаратах и описывать биологические объекты;

•   распознавать и описывать: на таблицах основные части и органоиды клетки, на живых объектах и таблицах органы цветкового растения, растения разных отделов, наиболее распространенные растения своей местности, культурные растения, съедобные и ядовитые грибы, опасные для человека растения;

•   выявлять приспособления организмов к среде обитания;

•   сравнивать биологические объекты (клетки, ткани, органы и системы органов, организмы, представителей отдельных систематических групп) и делать выводы на основе сравнения;

•   определять принадлежность биологических объектов к определенной систематической группе (классификация);

•   анализировать и оценивать влияние собственных поступков на живые организмы;

•   проводить самостоятельный поиск биологической информации: находить в тексте учебника отличительные признаки основных систематических групп; в биологических словарях и справочниках значения биологических терминов; в различных источниках необходимую информацию о живых организмах (в том числе с использованием информационных технологий);

    использовать приобретенные знания и умения в практической деятельности и повседневной жизни для:

•   соблюдения мер профилактики заболеваний, вызываемых растениями, бактериями, грибами;

•   оказания первой помощи при отравлении ядовитыми грибами, растениями;

•   соблюдения правил поведения в окружающей среде;

•   выращивания и размножения культурных растений, ухода за ними.

ОПИСАНИЕ УЧЕБНО-МЕТОДИЧЕСКОГО КОМПЛЕКТА

     Содержание данной рабочей программы может  быть реализовано посредством следующих УМК:

  1. Биология. Человек. 8 класс. Учебник для общеобразовательных учреждений. Колесов Д.В., Маш Р.Д., И.Н.  М., Дрофа, 2006
  2.  Рабочая тетрадь
  3. Тематическое и поурочное планирование к учебнику. Биология. Человек. Колесов Д.В., Маш Р.Д., Беляев И.Н. М., Дрофа, 2006 г.

Дополнительная литература

  1. Биология.8 класс. Человек. Учебник для общеобразовательных учреждений. Сонин Н.И., Сапин М.Р., М., Дрофа, 2005 г.
  2. Биология в вопросах и ответах. Пособие для абитуриентов. Ермаков П.Н., Щербатых Ю.В., Ростов-на-Дону, издательство Ростовского университета, 1993 г.
  3. Уроки биологии Кирилла и Мефодия.  8 класс. Виртуальная школа Кирилла и Мефодия. ООО «Кирилл и Мефодий», Москва.
  4. Биология человека в таблицах, рисунках и схемах. Резанова Е.А., Антонова И.П., Резанов А.А., М., 2000 г.

КОНТРОЛЬ УРОВНЯ ОБУЧЕННОСТИ

     Основными методами диагностики знаний и умений учащихся по биологии являются: устный опрос, письменные и лабораторные, практические работы. К письменным формам контроля следует отнести тематические диктанты, эксперсс-опросы, самостоятельные, проверочные, контрольные работы, зачеты.Основными  видами проверки знаний следует считать  стартовый, текущий и итоговый контроль.

№ п/п урока

№ урока в теме

Тема урока

Информационно-методическое обеспечение

Д/З

Дата проведения План

Дата проведения Факт

1.Основы учения об эволюции – 10 ч.

1.

1.

Развитие эволюционного учения  Ч.Дарвина.

ЦОР

«1С:Школа.Биология 11 класс»

§52

2.

2.

Вид,его критерии. Лаб.раб.№1 «Описание особей вида по морфологическому критерию»

ЦОР «Лабораторный практикум. Биология 6-11»

§53

3.

3.

Популяция.

ЦОР

«1С:Школа.Биология 11 класс»

§54

4.

4.

Изменения генофонда популяции. Генетический  состав популяции

ЦОР

«1С:Школа.Биология 11 класс»

§55,56

5.

5.

Борьба за существование и её формы.

Презентация « Борьба за существование»в программе  Power Point

§57

6.

6.

Естественный отбор и его формы .Лаб.раб.№2 «выявление  приспособлений у организмов к среде обитания»

ЦОР «Лабораторный практикум. Биология 6-11»

§58

7.

7.

Изолирующие механизмы. Видообразование.

ЦОР

«1С:Школа.

Биология 11 класс»

§59,60

8.

8.

 Макроэволюция ,её доказательства.

Презентация

«Макроэволюция»в программе  Power  Point

§61

9.

9.

 Система растений и животных – отображение эволюции.

ЦОР

«1С:Школа.Биология 11 класс»

§62

10.

10.

Главные направления эволюции органического мира. Контрольная  работа № 1 «Основы учения об эволюции»

ЦОР

«1С:Школа.Биология 11 класс»

§63

2.Основы селекции и биотехнологии-4ч.

11.

1.

Основные методы селекции и биотехнологии.

ЦОР

«1С:Школа.Биология 11 класс»

§64

12.

2.

Методы селекции растений.

ЦОР

«1С:Школа.Биология 11 класс»

§65

13.

3.

 Методы селекции животных.

Презентация «Методы селекции животных»в программе  Power Point

§66

14.

4.

Селекция микроорганизмов. Современное состояние  и перспективы  биотехнологии

Тесты в программе Word

§67,68

3.Антропогенез-4ч.

15.

1.

Положение человека в системе животного мира

ЦОР

«1С:Школа.Биология 11 класс»

§69

16.

2..

Основные стадии антропогенеза .Пр.раб №1 «Анализ и оценка различных гипотез происхождения человека»

ЦОР

«1С:Школа.Биология 11 класс»

§70

17.

3.

Движущие силы антропогенеза.

Презентация «Антропогенез»

в программе  Power Point

§71

18.

4.

Прародина человека .Расы и  их происхождение. Контрольная работа  №2 «Антропогенез»

Тесты в программе Word

§72,73

4.Основы экологии-12ч.

19.

1.

Что изучает экология.

ЦОР

«1С:Образование.Экология 10-11 класс»

§74

20.

2.

Среда обитания организмов и её факторы

ЦОР

«1С:Образование.Экология 10-11 класс»

§75

21.

3.

Местообитания и экологические ниши.

ЦОР

«1С:Образование.Экология 10-11 класс»

§76

22.

4.

Основные типы экологических взаимодействий. Конкурентные взаимодействия

ЦОР

«1С:Образование.Экология 10-11 класс»

§77,78

23.

5.

 Основные экологические характеристики популяции. Динамика популяции

ЦОР

«1С:Образование.Экология 10-11 класс»

§79,80

24.

6.

 Экологические сообщества

ЦОР

«1С:Образование.Экология 10-11 класс»

§81

25.

7.

 Структура сообщества. Взаимосвязь  организмов в  сообществах.

ЦОР

«1С:Образование.Экология 10-11 класс»

§82,83

26.

8.

Пищевые цепи. Пр.раб.№2 «Составление схем передачи веществ и энергии»

ЦОР

«1С:Образование.Экология 10-11 класс»

§84

27.

9.

Экологические пирамиды. Экологические сукцессии.

ЦОР

«1С:Образование.Экология 10-11 класс»

§85,86

28.

10.

Влияние загрязнений на живые организмы.

Презентация «Виды загрязнений» в программе  Power Point

§87

29.

11.

Основы рационального природопользования.

Презентация «Охраняемые природные территории»в программе  Power Point

§88

30.

12.

 Решение экологических задач. Контрольная работа №3 «Основы экологии»

Тесты в программе Word

§74-88 (повторить)

5.Эволюция биосферы и человек-4ч.

31.

1.

Гипотезы о происхождении жизни. Современные представления о происхождении жизни

ЦОР

«1С:Школа.Биология 11 класс»

§89,90

32.

2.

Основные этапы развития жизни на Земле.

ЦОР

«1С:Школа.Биология 11 класс»

§91

33.

3.

Эволюция биосферы.

Презентация «Эволюция биосферы»в программе  Power Point

§92

34.

4.

 Антропогенное воздействие на  биосферу.

Тесты в программе Word

§93

Резервное время -1 ч.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Рабочая программа по биологии 6 класс на 2012-2013 уч.год

Программа   по биологии 6 класс составлена на основе Федерального компонента государственного стандарта общего образования, утверждённого Приказом МО и Н РФ от 05.03.2004г. № 1089, Примерной...

Рабочая программа по биологи в 8 классе на 2011 – 2012 учебный год

Программа по биологии 8 класс раздел: ”Человек и его здоровье” составлена в полном соответ­ствии с Федеральным компонентом государственно­го стандарта основного общего образования (приказ ...

Рабочая программа По биологии 9 класс на 2012-2013 уч.год

Изучение курса «Общая биология» основывается на знаниях учащихся, полученных при изучении биологических дисциплин в младших классах средней школы по специальным программам, и является продолжением лин...

Рабочая программа по биологии 10 класс на 2012-2013 уч.год

Программа   по биологии составлена на основе Федерального компонента государственного стандарта общего образования, утверждённого Приказом МО и Н РФ от 05.03.2...

Рабочая программа по биологии 10-11классы на 2011-2012 учебный год

Данная программа составлена в полном соответ­ствии с Федеральным компонентом государственно­го стандарта среднего (полного) общего образования на базовом уровне, утверждённого приказом МОиН № 1089 от ...

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА По биологии в 7 классе На 2012-2013 учебный год.По учебнику В. М. Константинова, В.Г. Бабенко.

Рабочая программа составлена на основе Федерального Государственного стандарта, Примерной программы основного общего образования по биологии и программы курса "Животные" для 7-го класса авторов В.М. К...

Рабочая программа по биологии 5-9 класс, Рабочая программа по внеурочной деятельности с использованием оборудования центра "Точка роста" 5 класс, Рабочая программа по химии, Рабочая программа по географии

Рабочая программа по биологии 5-9 класс, Рабочая программа по внеурочной деятельности с использованием оборудования центра "Точка роста" 5 класс, Рабочая программа по химии, Рабочая программ...