Рабочая программа по биологи в 8 классе на 2011 – 2012 учебный год
рабочая программа по биологии (8 класс) по теме
Программа по биологии 8 класс раздел: ”Человек и его здоровье” составлена в полном соответствии с Федеральным компонентом государственного стандарта основного общего образования (приказ МОиНРФ от 05.03.2004г. № 1089), Примерных программ по биологии (письмоДепартамента государственной политики в образовании Минобрнауки России от 07.07.2005г. № 09-1263), с учётом Учебного плана МОУ СОШ №5 на 2011-2012 у.г. по БУП-2004, утверждённого приказом директора № 212 от 05.09.2011г. и тематического планирования предложенного авторами Д.И.Трайтак и С. В.Суматохиным и предназначена для изучения биологии в общеобразовательных учреждениях.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
4._8_klass_-_rab_progr_po_biologii.doc | 120 КБ |
Предварительный просмотр:
Российская Федерация
Республика Хакасия
Муниципальное общеобразовательное учреждение
средняя общеобразовательная школа № 5
Рассмотрено на заседании Утверждено
Экспертно - методического совета приказом № 237 от 12.09.11.г.
12.09.2011г. протокол № 1 Директор МОУ СШ № 5 А.Ф.
Председатель методсовета: Дюкарев А. Ф.
_________________________ ___________
Рабочая программа
по биологи в 8 классе
на 2011 – 2012 учебный год
Учитель биологии
высшей категории
Стреколовская Нина Николаевна
г.Саяногорск – 2011г.
ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА.
- Основа содержания обучения предмету.
Программа по биологии 8 класс раздел: ”Человек и его здоровье” составлена в полном соответствии с Федеральным компонентом государственного стандарта основного общего образования (приказ МОиНРФ от 05.03.2004г. № 1089), Примерных программ по биологии (письмоДепартамента государственной политики в образовании Минобрнауки России от 07.07.2005г. № 09-1263), с учётом Учебного плана МОУ СОШ №5 на 2011-2012 у.г. по БУП-2004, утверждённого приказом директора № 212 от 05.09.2011г. и тематического планирования предложенного авторами Д.И.Трайтак и С. В.Суматохиным и предназначена для изучения биологии в общеобразовательных учреждениях.
2. Цели и задачи:
- Освоение знаний об организме человека.
- Овладение умениями применять биологические знания для объяснения жизнедеятельности собственного организма, использовать информацию о факторах здоровья и риска.
- Умение работать с биологическими приборами, инструментами, справочниками.
- проводить наблюдения за состоянием собственного организма.
- развитие познавательного интереса в процессе наблюдений за собственным организмом.
- воспитание позитивного ценностного отношения к собственному здоровью и здоровью других людей.
- использование приобретённых знаний и умений в повседневной жизни, заботы о собственном здоровье, оказании первой помощи себе и окружающим, оценки последствий своей деятельности по отношению к собственному организму, здоровью других людей; для соблюдения правил здорового образа жизни, профилактики заболеваний, травматизма и стрессов, вредных привычек, ВИЧ-инфекции.
3. Краткая характеристика предмета.
Программа отличается последовательностью изложения содержания, целостностью учебного предмета. При разработке программы учитываются психолого-педагогические закономерности усвоения знаний, их доступность. Всё содержание программы данного учебного курса нацелено на изучение строения и работы нашего организма, какие надо соблюдать правила, чтобы укрепить собственное здоровье и избежать болезней. Помимо теоретических знаний программа предусматривает практические советы и навыки.
4. Место предмета в базовом учебном плане.
На основании учебного плана МОУ СОШ №5 на 2011-2012 учебный год, утверждённого приказом директора № 212 от 05.09.2011г. предусмотрено 70 часов, 2 часа в неделю. Уровень обучения – базовый.
5. Особенности преподавания предмета.
Особенностью преподавания предмета является изучение строения организма человека, физиологические процессы, протекающие внутри организма, соблюдение правил, направленных на сохранение и укрепление здоровья. В программе предусмотрено проведение ИКТ по темам: “Строение и функции головного мозга”, “Рефлекторная теория поведения”, “Качественные особенности поведения человека. Потребности и мотивы поведения”.
6.УМК, на основе которого ведётся преподавание предмета.
УМК в 8 классе включает в себя учебник по биологии “Человек и его здоровье” авторы Рохлов В.С. и Трофимов С.Б., дидактические материалы – Биология: Человек его здоровье, методические рекомендации и тематическое планирование авторов Рохлова В.С. и Трофимова С.Б. Учебник по биологии “Человек и его здоровье” соответствует Федеральному перечню учебников, утверждённому приказом МОиН от 13.12.2007г. №349 и списку учебников по МОУ СОШ №5 на 2011-2012у.г., рассмотренному на заседании экспертно-методического совета протокол №6 от 28.04. 2011г. и утверждёному приказом директора №214 от 11.05.2011г. Данный УМК действителен на период действия данного Госстандарта.
Содержание курса. 8 класс
(70 ч. – 2ч. в неделю)
БИОЛОГИЯ. Человек и его здоровье.
Введение (1 ч)
Характеристика основных наук, изучающих жизнь человека.
1. Место человека в животном мире (2 ч)
Место человека в системе живых организмов. Происхождение и предки современного человека. Расы Человека разумного. Влияние природных факторов на жизнедеятельность человека.
Демонстрации моделей палеонтологических находок «Происхождение человека».
2. Строение и функции человеческого организма (5ч)
Общий обзор организма человека.
Строение и функции клетки, ее мембраны, цитоплазмы и клеточных органоидов. Процессы жизнедеятельности клетки: питание, дыхание, рост. Ткани. Типы тканей, их строение и функции. Органы и физиологические системы органов. Функции человеческого организма.
Практические работы
Знакомство с клетками и тканями человека на готовых микропрепаратах (однослойный эпителий, рыхлая соединительная ткань, поперечнополосатые и гладкие мышцы, костная и хрящевая ткань).
3. Наружные покровы тела (2 ч)
Кожа - наружный покров тела. Строение и значение кожи. Ее роль в регуляции температуры тела. Производные кожи: волосы, ногти, потовые, молочные и сальные железы. Влияние на кожу факторов окружающей среды. Потоотделение. Гигиена кожи. Первая помощь при ожогах и обморожениях.
4. Опорно-двигательная система (5 ч)
Скелет, его значение и функции. Кости, составляющие скелет. Строение костей и их соединения. Особенности скелета человека, связанные с прямохождением и трудовой деятельностью. Первая помощь при переломах и вывихах. Влияние окружающей среды и образа жизни на развитие скелета человека.
Мышцы, их строение. Основные мышечные группы. Работа и сила мышц, управление движениями и утомление. Значение физических упражнений для формирования скелета и развития мышц. Нарушение нормального развития опорно-двигательной системы.
Практическая работа
1. Рассмотрение остеологических препаратов «Распилы костей».
Рассмотрение натуральной, декальцинированной и пережженной костей и установление изменения свойств костей при их декальцинации и разрушении белковых и других органических веществ.
,
5. Внутренняя среда организма (5 ч)
Понятие о гомеостазе внутренней среды.
Состав и функции внутренней жидкой среды: тканевой жидкости, лимфы и крови.
Форменные элементы крови (эритроциты, лейкоциты, тромбоциты) и их функции. Группы крови, резус-фактор и переливание крови. Донорство. Влияние загрязнения окружающей среды на внутреннюю среду организма. Защитные функции крови и роль фагоцитов. Работы по фагоцитозу И.И. Мечникова. Иммунитет: иммунитет врожденный и приобретенный, аллергия и анафилаксия. Роль предохранительных прививок в борьбе с возбудителями инфекций.
Практические работы
Микроскопическое строение крови человека (на фабричных препаратах) и лягушки.
6. Кровообращение(5ч)
Биологическая сущность кровообращения. Его значение в жизни человека. Органы кровообращения: сердце и кровеносные сосуды (артерии, капилляры, вены). Большой и малый круг кровообращения.
Строение сердца, клапаны сердца, сердечный цикл, сердечные сокращения. Пульс. Скорость и механизм движения крови по артериям, венам и капиллярам. Давление крови в сосудах. Гигиена сердечно-сосудистой системы и профилактика сердечно-сосудистых заболеваний. Первая помощь при кровотечениях. Влияние факторов окружающей среды на работу сердечно-сосудистой системы.
Практические работы
Обучение измерению кровяного давления монометрическим мембранным прибором.
Подсчет пульса в покое и после физических нагрузок.
Отработка приемов остановки кровотечения.
7. Дыхание (4 ч)
Общая характеристика дыхания человека. Органы дыхания, их строение и функции. Транспортировка воздуха: вдох и выдох, глубина и частота дыхания, жизненная емкость легких. Механизм дыхательных движений. Газообмен в легких и тканях. Состав вдыхаемого и выдыхаемого воздуха.
Гигиена дыхания. Борьба с пылью и другими веществами, загрязняющими воздух. Вред курения. ПДК вредных веществ в воздушной среде. Инфекционные заболевания, возбудители которых передаются воздушным путем. Горная болезнь. Первая помощь при нарушениях дыхания. Искусственное дыхание.
Практические работы
Измерение жизненной емкости легких, обнаружение углекислого газа в выдыхаемом воздухе.
Отработка приемов искусственного дыхания.
Демонстрация модели вдоха и выдоха легких.
8. Питание и пищеварение (5 ч)
Роль питания в формировании здорового организма. Пищевые продукты и питательные вещества. Сбалансированное питание. Культура питания. Рацион питания. Строение пищеварительных органов, их секреторные и моторные функции. Ферменты. И.П. Павлов и его вклад в изучение физиологии пищеварительной системы.
Пищеварение в ротовой полости. Зубы и уход за ними. Механическая обработка пищи. Слюна и слюнные железы. Слюна и слюноотделение. Глотание. Жевательные резинки, их польза и вред.
Пищеварение в желудке. Железы стенки желудка, ферменты желудочного сока, соляная кислота и слизь. Механизмы сокоотделения в желудке.
Пищеварение в тонком кишечнике. Роль печени и поджелудочной железы. Полостное и пристеночное пищеварение. Роль бактерий толстого кишечника.
Функции кишечных ворсинок и механизм всасывания питательных веществ.
Гигиена питания и предотвращение желудочно-кишечных заболеваний. Профилактика пищевых отравлений. Понятие об эко-
Практическая работа.
Действие ферментов слюны на крахмал.
Составление рациона питания школьника (для зимнего и летнего периодов).
9. Обмен веществ и энергии (5ч)
Понятие об обмене веществ и энергии в живом организме. Обмен веществ как основная функция организма. Виды обмена веществ. Обмен белков, жиров и углеводов. Биологическая ценность белков пищи. Конечные продукты обмена белков, жиров и углеводов. Роль жиров в обмене веществ. Обмен веществ и постоянство температуры тела. Водно-минеральный обмен.
Витамины, их разнообразие и роль в жизнедеятельности организма. Понятие об авитаминозах. Профилактика авитаминозов.
Практические работа
Составление нормативных таблиц калорийности пищевых продуктов.
10. Выделение как биологический процесс (2 ч)
Значение выделения конечных продуктов обмена веществ в организме человека. Органы выделения. Почки, их строение. Образование первичной и вторичной мочи и ее выведение из организма. Профилактика заболеваний мочевыделительной системы.
11. Органы внутренней секреции (3 ч)
Железы внутренней секреции, особенности их строения и функций. Гормоны, их роль в регуляции физиологических функций организма. Гипофиз, щитовидная и поджелудочная железы. Половые железы (семенники, яичники) и надпочечники. Нарушение функций органов внутренней секреции: сахарный диабет, критинизм, микседема, базедова болезнь.
12. Нервная система (7 ч)
Общая характеристика нервной системы человека. Связь с внешней средой. Строение нервных клеток. Рецепторы. Рефлекс. Центральная и периферическая нервная система. Вегетативная нервная система. Рефлекторный характер деятельности нервной системы. Строение и функции спинного и головного мозга. Большие полушария головного мозга. Кора больших полушарий. Функции коры больших полушарий головного мозга.
Практическая работа . Изучение строения головного мозга по моделям и учебным та-
олицам.
13. Органы чувств (4ч)
Значение органов чувств в познании человеком окружающего мира. Виды ощущений. Рецепторы - органы, воспринимающие раздражения из внешней и внутренней среды. Свойства рецепторов. Две категории рецепторов: экстеро- и интерорецепторы.
Глаз и зрение. Оптическая система глаза. Аккомодация. Близорукость и дальнозоркость. Сетчатка -рецепторная часть глаза. Зрительные рецепторы: колбочки и палочки. Гигиена зрения. Первая помощь при повреждении глаза.
Восприятие звуков. Строение органов слуха. Ушная раковина, среднее и внутреннее ухо, их строение и функции.
Органы равновесия, обоняния, вкуса. Кожный и двигательный анализаторы. Профилактика заболеваний органов чувств. Влияние экологических факторов на органы чувств.
Практическая работа
Изучение органов слуха и зрения по разборным моделям.
14. Функции головного мозга человека (6ч)
Высшая нервная деятельность. И.М. Сеченов и И.П. Павлов -основоположники учения о высших (психических) функциях нервной системы.
Рефлекторный механизм высшей нервной деятельности. Безусловный и условный рефлексы. Их образование и биологическое значение. Учение И.П. Павлова о двух сигнальных системах. Речь и мышление. Социальная обусловленность второй сигнальной системы. Асимметрия распределения функций в коре больших полушарий. Функции левого и правого полушарий.
Память: кратковременная и долговременная. Биоритмика.
Мотивации, эмоции и их значение в формировании поведения.
Сон него значение. Виды сна. Сновидения. Гигиена сна. Неврозы, их предупреждение.
Наркотические' вещества, их губительное влияние на организм человека. Алкоголь, никотин и другие психотропные вещества. Алкоголизм и наркомания - самые опасные болезни третьего тысячелетия.
15.Репродуктивная система человека. Развитие ребенка после рождения(3ч.)
Строение мужских и женских половых органов. Половые железы и половые клетки: яйцеклетка и сперматозоид. Гормоны, их роль в регуляции репродуктивной системы. Оплодотворение. Развитие /оплодотворенной яйцеклетки, зародыша, плода. Плацента. Беременность и роды.
Половое созревание девочек и мальчиков. Половой инстинкт и половое влечение. Профилактика СПИДа и венерических заболеваний.
Период новорожденности, раннее детство, дошкольный период, школьный период, подростковый период. Юность. Физиологическая, психическая и социальная зрелость. Физические и интеллектуальные резервы человеческого организма.
Интеллектуальное развитие. Роль наследственности и социальных факторов (воспитания) в интеллектуальном развитии человека. Неограниченные возможности саморазвития.
Учащиеся должны знать:
-
- происхождение человека, особенности его организма, обусоловленные прямохождением и трудовой деятельностью
особенности строения клетки - основной структурной единицы живого организма;
- ткани, органы и функциональные системы организма, их анатомическое строение и функции; значение внутренней среды организма (иммунитет); что представляет собою обмен веществ, его значение и виды;
- роль в организме ферментов и витаминов;
- особенности нейрогуморальной регуляции функций органов
как основы целостности организма;
- строение и функции основных анализаторов;
- механизмы высшей нервной деятельности;
- функционирование высших отделов головного мозга чело
века; - особенности и возможности индивидуального развития
организма человека;
- правила личной гигиены;
- причины, нарушающие процесс естественного развития человека, причины заболевании человека;
- о вреде алкоголя и наркотических веществ для организма.
Учащиеся должны уметь:
- распознавать органы и их топографию;
- оказывать первую помощь при несчастных случаях;
- измерять кровяное давление;
- соблюдать правила личной и общественной гигиены;
- работать с учебником: с текстом, таблицами и рисунками,
пользоваться указателями.
Список литературы для учителя:
1.В.С.Рохлов, С.Б.Трофимов. Биология “Человек и его здоровье”. 2007г.-2008г.
2.Биологический энциклопедический словарь. М.: Советская энциклопедия, 1986г.
3.Фоули Р. “Ещё один неповторимый вид”(экологические аспекты эволюции человека) М. Мир, 1990г.
4.Экологические очерки о природе и человеке /Под ред. Б.Гржимека. М. Прогресс, 1988г
5.Яблоков А.В., Юсуфов А.Г. Эволюционное учение. М. Высшая школа, 1998г.
Список литературы для учащихся:
- .Биологический энциклопедический словарь. М.: Советская энциклопедия, 1986г.
- Акимушкин И. Невидимые нити природы. М. Мысль, 1985г.
- ГРЖИМЕК б. Дикое животное и человек. М. Мысль 1982г.
- Нейфах А.А., Розовская Е.Р. Гены и развитие организма. М. Наука, 1984г.
Календарно-тематическое планирование по биологии. 8 класс
Дата | Часы | Тема урока | Лабор | Контр | НРК |
1 | Введение 1.Характеристика основных наук, изучающих жизнь человека. | ||||
2 1 1 | 1.Место человека в животном мире. 1.Место человека в системе животного мира. 2.Начальные этапы эволюции человека. | ||||
5 1 1 1 1 1 | 2. Строение и функции человеческого организма. 1.Клетка – структурная единица организма. 2.Клетеа – функциональная единица организма. 3.Клетка – единица развития живого. 4.Ткани организма человека. 5.Организм человека. Контрольный тест. | 1 1 | 1 | ||
2 1 1 | 3.Наружные покровы тела. 1.Строение и значение кожи. 2.Гигиена кожи. Закаливание организма. Первая помощь при ожогах и обморожениях. | ||||
5 1 1 1 1 1 | 4.Опорно-двигательная система. 1.Строение скелета. 2.Свойства, состав, строение и соединение костей. 3.Мышцы, их строение и функции. 4.Управление движением. Работа мышц. Утомление. 5.Значение физических упражнений для формирования скелета и мышц. Контрольный тест. | 1 | 1 | ||
5 1 1 1 1 1 | 5.Внутренняя среда организма. 1.Попятие о гомеостазе и внутренней среде. (*8) 2.Состав и функции внутренней среды организма. 3.Эритроциты 4.Лейкоциты, тромбоциты и их функции. 5.Защитные функции крови. Иммунитет. | 1 | |||
5 1 1 1 1 1 | 6.Кровообращение и лимфоотток. 1.Движение крови и лимфы в организме. 2.Строение и работа сердца. 3.Движение крови по сосудам. 4.Гигиена сердечно-сосудистой системы. 5. Первая помощь при кровотечениях. Влияние факторов на работу ссс. Контрольный тест. | 1 | 1 | ||
4 1 1 1 1 | 7.Дыхание. 1.Органы дыхания. 2.Дыхательные движения. Газообмен в лёгких и тканях. 3.Регуляция дыхания. 4.Гигиена дыхания. Первая помощь при нарушениях дыхания. | 1 | |||
5 1 1 1 1 1 | 8.Питание и пищеварение. 1.Питание и пищеварение. 2.Пищеварение в ротовой полости. 3.Пищеварение в желудке. 4.Пищеварение в кишечнике. 5.Гигиена питания и предупреждение желудочно-кишечных заболеваний. Контрольный тест. | 1 | 1 | ||
5 1 1 1 1 1 | 9.Обмен веществ и энергии. 1.Общая характеристика обмена веществ. 2.Обмен органических веществ. 3.Обмен неорганических веществ. Витамины. 4.Нормы питания. Пищевые рационы. 5.Терморегуляция организма. | ||||
2 1 1 | 10.Выделение как биологический процесс. 1.Органы выделения. 2.Образование мочи. Профилактика почечных заболеваний. | ||||
7 1 1 1 1 1 1 1 | 11.Нервная система 1.Значение и организация нервной системы. 2.Рефлекторная деятельность организма. 3.Строение и функции спинного мозга. 4.Головной мозг. 5.Передний мозг. 6.Вегетативная нервная система. 7.Особенности развития мозга человека. Контрольный тест. | 1 | 1 | ||
5 1 1 1 1 1 | 12.Органы чувств. 1.Общее знакомство с сенсорными системами. 2 Глаз и зрение. 3.Зрительное восприятие. Гигиена зрения. 4.Ухо и слух. Орган равновесия. 5.Органы мышечного и кожного чувств, обоняния и вкуса. | 1 1 | |||
3 1 1 1 | 13.Органы внутренней секреции. 1.Железы внутренней секреции. Гормоны. 2.Гипофиз. Эпифиз. Щитовидная железа. Паращитовидные железы. 3.Железы внутренней секреции, находящиеся в брюшной полости. Контрольный тест. | 1 | |||
6 1 1 1 1 1 1 | 14.Функции головного мозга человека. 1.Рефлекторная теория поведения. Сеченов И.М. и Павлов И.П. – основоположники учения высшей нервной деятельности. 2.Безусловные рефлексы. Инстинкт. 3.Условные рефлексы. Интеллектуальное поведение животных. 4.Качественные особенности поведения человека. Потребности и мотивы поведения. 5.Сон как форма приобретённого поведения. 6.Память. Разнообразие чувств. Контрольный тест. | 1 | |||
3 1 1 1 | 15.Воспроизведение и развитие человека. 1.Репродуктивные органы. 2.Оплодотворение. Беременность и рождение. 3.Развитие человека после рождения. | ||||
64 | Резервное время – 6ч | 10 | 7 | ||
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Рабочая программа по предмету "Математика" 5 класс на 2011-2012 учебный год
Рабочая программа по математике ориентирована на учащихся 5 классов и реализуется на основе следующих документов: Примерная программа основного общего образования по математике. Математ...
Рабочая программа по предмету Алгебра" 9 класс на 2011-2012 учебный год
Вид реализуемой рабочей программы по алгебре в 9 классе – основная общеобразовательная. По данной программе обучение осуществляется на всех уроках и обеспечивает усвоение учебн...
Рабочая программа по предмету "Геометрия" в 9 классе на 2011-2012 учебный год
Вид реализуемой рабочей программы по геометрии в 9 классе– основная общеобразовательная. По данной программе обучение осуществляется учителем на всех уроках и обеспечивает усвоение учебно...
Рабочая программа по математике для 6 класса на 2011-2012 учебный год по учебнику Н.Я.Виленкина
Рабочая программа содержит пояснительную записку и календарно-тематическое планирование...
Рабочая программа по геометрии в 10 классе на 2011-2012 учебный год по учебнику Атанасяна Л.С.
Рабочая программа содержит пояснительную записку и календарно-тематическое планирование на 2011-2012 учебный год...
Рабочая программа по биологии 10-11классы на 2011-2012 учебный год
Данная программа составлена в полном соответствии с Федеральным компонентом государственного стандарта среднего (полного) общего образования на базовом уровне, утверждённого приказом МОиН № 1089 от ...
Отчет руководителя ГМО учителей БИОЛОГИИ по проведенной за 2011/2012 учебный год работе
Отчет о деятельности городского методического объединения учителей биологии...