Рабочая программа по биологи в 8 классе на 2011 – 2012 учебный год
рабочая программа по биологии (8 класс) по теме

Стреколовская Нина Николаевна

  Программа по биологии 8 класс раздел: ”Человек и его здоровье” составлена в полном соответ­ствии с Федеральным компонентом государственно­го стандарта основного общего образования (приказ МОиНРФ от 05.03.2004г. № 1089), Примерных программ по биологии (письмоДепартамента государственной политики в образовании Минобрнауки России от 07.07.2005г. № 09-1263), с учётом Учебного плана МОУ СОШ №5 на 2011-2012 у.г. по БУП-2004, утверждённого приказом директора  № 212 от 05.09.2011г. и тематического планирования предложенного авторами Д.И.Трайтак и С. В.Суматохиным и предназначена для изучения биологии в общеобразовательных учреждениях.

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon 4._8_klass_-_rab_progr_po_biologii.doc120 КБ

Предварительный просмотр:

Российская Федерация

Республика Хакасия

Муниципальное общеобразовательное учреждение

средняя общеобразовательная школа № 5

  Рассмотрено на заседании                                                         Утверждено

Экспертно - методического совета                                          приказом  № 237 от 12.09.11.г.

12.09.2011г. протокол № 1                                                        Директор МОУ СШ № 5 А.Ф.                                            

 Председатель методсовета:                                                      Дюкарев А. Ф.

_________________________                                                                     ___________              

Рабочая программа

 по биологи в 8 классе

на 2011 – 2012 учебный год

                                                                                     Учитель биологии

                                                                                      высшей категории

                                                                                      Стреколовская Нина Николаевна

г.Саяногорск – 2011г.

ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА.

  1. Основа содержания обучения предмету.

  Программа по биологии 8 класс раздел: ”Человек и его здоровье” составлена в полном соответствии с Федеральным компонентом государственного стандарта основного общего образования (приказ МОиНРФ от 05.03.2004г. № 1089), Примерных программ по биологии (письмоДепартамента государственной политики в образовании Минобрнауки России от 07.07.2005г. № 09-1263), с учётом Учебного плана МОУ СОШ №5 на 2011-2012 у.г. по БУП-2004, утверждённого приказом директора  № 212 от 05.09.2011г. и тематического планирования предложенного авторами Д.И.Трайтак и С. В.Суматохиным и предназначена для изучения биологии в общеобразовательных учреждениях.

2. Цели и задачи:

- Освоение знаний об организме человека.

- Овладение умениями применять биологические знания для объяснения жизнедеятельности собственного организма, использовать информацию о факторах здоровья и риска.

- Умение работать с биологическими приборами, инструментами, справочниками.

- проводить наблюдения за состоянием собственного организма.

- развитие познавательного интереса в процессе наблюдений за собственным организмом.

- воспитание позитивного ценностного отношения к собственному здоровью и здоровью других людей.

- использование приобретённых знаний и умений в повседневной жизни, заботы о собственном здоровье, оказании первой помощи себе и окружающим, оценки последствий своей деятельности по отношению к собственному организму, здоровью других людей; для соблюдения правил здорового образа жизни, профилактики заболеваний, травматизма и стрессов, вредных привычек, ВИЧ-инфекции.

      3. Краткая  характеристика предмета.

    Программа отличается последовательностью изложения содержания, целостностью учебного предмета. При разработке программы учитываются психолого-педагогические закономерности усвоения знаний, их доступность. Всё содержание программы данного учебного курса нацелено на изучение строения и работы нашего организма, какие надо соблюдать правила, чтобы укрепить собственное здоровье и избежать болезней. Помимо теоретических знаний программа предусматривает практические советы и навыки.

4. Место предмета в базовом учебном плане.

     На основании учебного плана МОУ СОШ №5 на 2011-2012 учебный год, утверждённого приказом директора  № 212 от 05.09.2011г. предусмотрено 70 часов, 2 часа в неделю.       Уровень обучения – базовый.

5. Особенности преподавания предмета.

     Особенностью преподавания предмета является изучение строения организма человека, физиологические процессы, протекающие внутри организма, соблюдение правил, направленных на сохранение и укрепление здоровья. В программе предусмотрено проведение ИКТ по темам: “Строение и функции головного мозга”, “Рефлекторная теория поведения”, “Качественные особенности поведения человека. Потребности и мотивы поведения”.

     6.УМК, на основе которого ведётся преподавание предмета.

   УМК в 8 классе включает в себя учебник по биологии “Человек и его здоровье” авторы Рохлов В.С. и Трофимов С.Б., дидактические материалы – Биология: Человек  его здоровье, методические рекомендации и тематическое планирование авторов Рохлова В.С. и Трофимова С.Б.  Учебник по биологии “Человек и его здоровье”  соответствует Федеральному перечню учебников, утверждённому приказом МОиН от 13.12.2007г. №349 и списку учебников по МОУ СОШ №5 на 2011-2012у.г., рассмотренному на заседании экспертно-методического совета протокол №6 от 28.04. 2011г. и утверждёному приказом директора №214 от 11.05.2011г. Данный УМК   действителен на период действия данного Госстандарта.

Содержание курса. 8 класс

                                                                          (70 ч. – 2ч. в неделю)

БИОЛОГИЯ. Человек и его здоровье.

Введение (1 ч)

Характеристика основных наук, изучающих жизнь человека.

1. Место человека в животном мире (2 ч)

Место человека в системе живых организмов. Происхождение и предки современного человека. Расы Человека разумного. Влияние природных факторов на жизнедеятельность человека.

Демонстрации моделей палеонтологических находок «Происхождение человека».

                        2. Строение и функции человеческого организма (5ч)

Общий обзор организма человека.

Строение и функции клетки, ее мембраны, цитоплазмы и клеточных органоидов. Процессы жизнедеятельности клетки: питание, дыхание, рост. Ткани. Типы тканей, их строение и функции. Органы и физиологические системы органов. Функции человеческого организма.

Практические работы

Знакомство с клетками и тканями человека на готовых микропрепаратах (однослойный эпителий, рыхлая соединительная ткань, поперечнополосатые и гладкие мышцы, костная и хрящевая ткань).

                                                 3. Наружные покровы тела (2 ч)

Кожа - наружный покров тела. Строение и значение кожи. Ее роль в регуляции температуры тела. Производные кожи: волосы, ногти, потовые, молочные и сальные железы. Влияние на кожу факторов окружающей среды. Потоотделение. Гигиена кожи. Первая помощь при ожогах и обморожениях.

                            4. Опорно-двигательная система (5 ч)

Скелет, его значение и функции. Кости, составляющие скелет. Строение костей и их соединения. Особенности скелета человека, связанные с прямохождением и трудовой деятельностью. Первая помощь при переломах и вывихах. Влияние окружающей среды и образа жизни на развитие скелета человека.

Мышцы, их строение. Основные мышечные группы. Работа и сила мышц, управление движениями и утомление. Значение физических упражнений для формирования скелета и развития мышц. Нарушение нормального развития опорно-двигательной системы.

Практическая работа

1.        Рассмотрение остеологических препаратов «Распилы костей».

        Рассмотрение  натуральной,  декальцинированной и пережженной костей и установление изменения свойств костей при их декальцинации и разрушении белковых и других органических веществ.

        ,

5. Внутренняя среда организма (5 ч)

Понятие о гомеостазе внутренней среды.

Состав и функции внутренней жидкой среды: тканевой жидкости, лимфы и крови.

Форменные элементы крови (эритроциты, лейкоциты, тромбоциты) и их функции. Группы крови, резус-фактор и переливание крови. Донорство. Влияние загрязнения окружающей среды на внутреннюю среду организма. Защитные функции крови и роль фагоцитов. Работы по фагоцитозу И.И. Мечникова. Иммунитет: иммунитет врожденный и приобретенный, аллергия и анафилаксия. Роль предохранительных прививок в борьбе с возбудителями инфекций.

Практические работы

Микроскопическое строение крови человека (на фабричных препаратах) и лягушки.

 

             6. Кровообращение(5ч)

Биологическая сущность кровообращения. Его значение в жизни человека. Органы кровообращения: сердце и кровеносные сосуды (артерии, капилляры, вены). Большой и малый круг кровообращения.

Строение сердца, клапаны сердца, сердечный цикл, сердечные сокращения. Пульс. Скорость и механизм движения крови по артериям, венам и капиллярам. Давление крови в сосудах. Гигиена сердечно-сосудистой системы и профилактика сердечно-сосудистых заболеваний. Первая помощь при кровотечениях. Влияние факторов окружающей среды на работу сердечно-сосудистой системы.

Практические работы

Обучение измерению кровяного давления монометрическим мембранным прибором.

Подсчет  пульса в покое и после физических нагрузок.
Отработка приемов остановки кровотечения.        

        7. Дыхание (4 ч)

Общая характеристика дыхания человека. Органы дыхания, их строение и функции. Транспортировка воздуха: вдох и выдох, глубина и частота дыхания, жизненная емкость легких. Механизм дыхательных движений. Газообмен в легких и тканях. Состав вдыхаемого и выдыхаемого воздуха.

Гигиена дыхания. Борьба с пылью и другими веществами, загрязняющими воздух. Вред курения. ПДК вредных веществ в воздушной среде. Инфекционные заболевания, возбудители которых передаются воздушным путем. Горная болезнь. Первая помощь при нарушениях дыхания. Искусственное дыхание.

Практические работы

Измерение жизненной емкости легких, обнаружение углекислого газа в выдыхаемом воздухе.

Отработка приемов искусственного дыхания.

Демонстрация модели вдоха и выдоха легких.        

                                              8. Питание и пищеварение (5 ч)

Роль питания в формировании здорового организма. Пищевые продукты и питательные вещества. Сбалансированное питание. Культура питания. Рацион питания. Строение пищеварительных органов, их секреторные и моторные функции. Ферменты. И.П. Павлов и его вклад в изучение физиологии пищеварительной системы.

Пищеварение в ротовой полости. Зубы и уход за ними. Механическая обработка пищи. Слюна и слюнные железы. Слюна и слюноотделение. Глотание. Жевательные резинки, их польза и вред.

Пищеварение в желудке. Железы стенки желудка, ферменты желудочного сока, соляная кислота и слизь. Механизмы сокоотделения в желудке.

Пищеварение в тонком кишечнике. Роль печени и поджелудочной железы. Полостное и пристеночное пищеварение. Роль бактерий толстого кишечника.

Функции кишечных ворсинок и механизм всасывания питательных веществ.

Гигиена питания и предотвращение желудочно-кишечных заболеваний. Профилактика пищевых отравлений. Понятие об эко-

Практическая работа.

Действие ферментов слюны на крахмал.

Составление рациона питания школьника (для зимнего и летнего периодов).

                          9. Обмен веществ и энергии (5ч)

Понятие об обмене веществ и энергии в живом организме. Обмен веществ как основная функция организма. Виды обмена веществ. Обмен белков, жиров и углеводов. Биологическая ценность белков пищи. Конечные продукты обмена белков, жиров и углеводов. Роль жиров в обмене веществ. Обмен веществ и постоянство температуры тела. Водно-минеральный обмен.

Витамины, их разнообразие и роль в жизнедеятельности организма. Понятие об авитаминозах. Профилактика авитаминозов.

Практические работа        

Составление нормативных таблиц калорийности пищевых продуктов.

                                 

  10. Выделение как биологический процесс (2 ч)

Значение выделения конечных продуктов обмена веществ в организме человека. Органы выделения. Почки, их строение. Образование первичной и вторичной мочи и ее выведение из организма. Профилактика заболеваний мочевыделительной системы.

                                            11. Органы внутренней секреции (3 ч)

Железы внутренней секреции, особенности их строения и функций. Гормоны, их роль в регуляции физиологических функций организма. Гипофиз, щитовидная и поджелудочная железы. Половые железы (семенники, яичники) и надпочечники. Нарушение функций органов внутренней секреции: сахарный диабет, критинизм, микседема, базедова болезнь.

                                           12. Нервная система (7 ч)

Общая характеристика нервной системы человека. Связь с внешней средой. Строение нервных клеток. Рецепторы. Рефлекс. Центральная и периферическая нервная система. Вегетативная нервная система. Рефлекторный характер деятельности нервной системы. Строение и функции спинного и головного мозга. Большие полушария головного мозга. Кора больших полушарий. Функции коры больших полушарий головного мозга.

Практическая работа . Изучение строения головного мозга по моделям и учебным та-

олицам.

                                           13. Органы чувств (4ч)

Значение органов чувств в познании человеком окружающего мира. Виды ощущений. Рецепторы - органы, воспринимающие раздражения из внешней и внутренней среды. Свойства рецепторов. Две категории рецепторов: экстеро- и интерорецепторы.

Глаз и зрение. Оптическая система глаза. Аккомодация. Близорукость и дальнозоркость. Сетчатка -рецепторная часть глаза. Зрительные рецепторы: колбочки и палочки. Гигиена зрения. Первая помощь при повреждении глаза.

Восприятие звуков. Строение органов слуха. Ушная раковина, среднее и внутреннее ухо, их строение и функции.

Органы равновесия, обоняния, вкуса. Кожный и двигательный анализаторы. Профилактика заболеваний органов чувств. Влияние экологических факторов на органы чувств.

Практическая работа

Изучение органов слуха и зрения по разборным моделям.

                   14. Функции головного мозга человека (6ч)

Высшая нервная деятельность. И.М. Сеченов и И.П. Павлов -основоположники учения о высших (психических) функциях нервной системы.

Рефлекторный механизм высшей нервной деятельности. Безусловный и условный рефлексы. Их образование и биологическое значение. Учение И.П. Павлова о двух сигнальных системах. Речь и мышление. Социальная обусловленность второй сигнальной системы. Асимметрия распределения функций в коре больших полушарий. Функции левого и правого полушарий.

Память: кратковременная и долговременная. Биоритмика.

Мотивации, эмоции и их значение в формировании поведения.

Сон него значение. Виды сна. Сновидения. Гигиена сна. Неврозы, их предупреждение.

Наркотические' вещества, их губительное влияние на организм человека. Алкоголь, никотин и другие психотропные вещества. Алкоголизм и наркомания - самые опасные болезни третьего тысячелетия.

             

 15.Репродуктивная система человека. Развитие ребенка после  рождения(3ч.)

Строение мужских и женских половых органов. Половые железы и половые клетки: яйцеклетка и сперматозоид. Гормоны, их роль в регуляции репродуктивной системы. Оплодотворение. Развитие /оплодотворенной яйцеклетки, зародыша, плода. Плацента. Беременность и роды.

Половое созревание девочек и мальчиков. Половой инстинкт и половое влечение. Профилактика СПИДа и венерических заболеваний.

Период новорожденности, раннее детство, дошкольный период, школьный период, подростковый период. Юность. Физиологическая, психическая и социальная зрелость. Физические и интеллектуальные резервы человеческого организма.

Интеллектуальное развитие. Роль наследственности и социальных факторов (воспитания) в интеллектуальном развитии человека. Неограниченные возможности саморазвития.

 Учащиеся должны знать:

-

  -  происхождение человека, особенности его организма, обусоловленные прямохождением и трудовой деятельностью

 особенности строения клетки - основной структурной единицы живого организма;

- ткани, органы и функциональные системы организма, их анатомическое строение и                         функции; значение внутренней среды организма (иммунитет); что представляет собою обмен   веществ, его значение и виды;

  • роль в организме ферментов и витаминов;
  • особенности нейрогуморальной регуляции функций органов
    как основы целостности организма;
  • строение и функции основных анализаторов;
  • механизмы высшей нервной деятельности;
  • функционирование высших отделов головного мозга чело
    века;
  • особенности и возможности индивидуального развития
    организма человека;
  • правила личной гигиены;
  • причины, нарушающие процесс естественного развития человека, причины заболевании     человека;

-        о вреде алкоголя и наркотических веществ для организма.

                                                       Учащиеся должны уметь:

  •  распознавать органы и их топографию;
  • оказывать первую помощь при несчастных случаях;
  • измерять кровяное давление;

  • соблюдать правила личной и общественной гигиены;
  • работать с учебником: с текстом, таблицами и рисунками,
    пользоваться указателями.

Список литературы для учителя:

1.В.С.Рохлов, С.Б.Трофимов. Биология “Человек и его здоровье”. 2007г.-2008г.

2.Биологический энциклопедический словарь. М.: Советская энциклопедия, 1986г.

3.Фоули Р. “Ещё один неповторимый вид”(экологические аспекты эволюции человека) М.        Мир, 1990г.

4.Экологические очерки о природе и человеке /Под ред. Б.Гржимека. М. Прогресс, 1988г

5.Яблоков А.В., Юсуфов А.Г. Эволюционное учение. М. Высшая школа, 1998г.

Список литературы для учащихся:

  1. .Биологический энциклопедический словарь. М.: Советская энциклопедия, 1986г.
  2. Акимушкин И. Невидимые нити природы. М. Мысль, 1985г.
  3. ГРЖИМЕК б. Дикое животное и человек. М. Мысль 1982г.
  4. Нейфах А.А., Розовская Е.Р. Гены и развитие организма. М. Наука, 1984г.

Календарно-тематическое планирование по биологии. 8 класс

Дата

Часы

Тема урока

Лабор

Контр

НРК

1

Введение

1.Характеристика основных наук, изучающих жизнь человека.

2

1

1

1.Место человека в животном мире.

1.Место человека в системе животного мира.

2.Начальные этапы эволюции человека.

5

1

1

1

1

1

2. Строение и функции человеческого организма.

1.Клетка – структурная единица организма.

2.Клетеа – функциональная единица организма.

3.Клетка – единица развития живого.

4.Ткани организма человека.

5.Организм человека. Контрольный тест.

1

1

1

2

1

1

3.Наружные покровы тела.

1.Строение и значение кожи.

2.Гигиена кожи. Закаливание организма. Первая помощь при ожогах и обморожениях.

5

1

1

1

1

1

4.Опорно-двигательная система.

1.Строение скелета.

2.Свойства, состав, строение и соединение костей.

3.Мышцы, их строение и функции.

4.Управление движением. Работа мышц. Утомление.

5.Значение физических упражнений для формирования скелета и мышц. Контрольный тест.

1

1

5

1

1

1

1

1

5.Внутренняя среда организма.

1.Попятие о гомеостазе и внутренней среде. (*8)

2.Состав и функции внутренней среды организма.

3.Эритроциты

4.Лейкоциты, тромбоциты и их функции.

5.Защитные функции крови. Иммунитет.

1

5

1

1

1

1

1

6.Кровообращение и лимфоотток.

1.Движение крови и лимфы в организме.

2.Строение и работа сердца.

3.Движение крови по сосудам.

4.Гигиена  сердечно-сосудистой системы.

5. Первая помощь при кровотечениях.

Влияние факторов  на работу ссс. Контрольный тест.

1

1

4

1

1

1

1

7.Дыхание.

1.Органы дыхания.

2.Дыхательные движения. Газообмен в лёгких и тканях.

3.Регуляция дыхания.

4.Гигиена дыхания. Первая помощь при нарушениях дыхания.

1

5

1

1

1

1

1

8.Питание и пищеварение.

1.Питание и пищеварение.

2.Пищеварение в ротовой полости.

3.Пищеварение в желудке.

4.Пищеварение в кишечнике.

5.Гигиена питания и предупреждение желудочно-кишечных заболеваний. Контрольный тест.

1

1

5

1

1

1

1

1

9.Обмен веществ и энергии.

1.Общая характеристика обмена веществ.

2.Обмен органических веществ.

3.Обмен неорганических веществ. Витамины.

4.Нормы питания. Пищевые рационы.

5.Терморегуляция организма.

2

1

1

10.Выделение как биологический процесс.

1.Органы выделения.

2.Образование мочи. Профилактика почечных заболеваний.

7

1

1

1

1

1

1

1

11.Нервная система

1.Значение и организация нервной системы.

2.Рефлекторная деятельность организма.

3.Строение и функции спинного мозга.

4.Головной мозг.

5.Передний мозг.

6.Вегетативная нервная система.

7.Особенности развития мозга человека. Контрольный тест.

1

1

5

1

1

1

1

1

12.Органы чувств.

1.Общее знакомство с сенсорными системами.

2 Глаз и зрение.

3.Зрительное восприятие. Гигиена зрения.

4.Ухо и слух. Орган равновесия.

5.Органы мышечного и кожного чувств, обоняния и вкуса.

1

1

3

1

1

1

13.Органы внутренней секреции.

1.Железы внутренней секреции. Гормоны.

2.Гипофиз. Эпифиз. Щитовидная железа. Паращитовидные железы.

3.Железы внутренней секреции, находящиеся в брюшной полости.  Контрольный тест.

1

6

1

1

1

1

1

1

14.Функции головного мозга человека.

1.Рефлекторная теория поведения. Сеченов И.М. и Павлов И.П. – основоположники учения высшей нервной деятельности.

2.Безусловные рефлексы. Инстинкт.

3.Условные рефлексы.

Интеллектуальное поведение животных.

4.Качественные особенности поведения человека. Потребности и мотивы поведения.

5.Сон как форма приобретённого поведения.

6.Память. Разнообразие чувств. Контрольный тест.

1

3

1

1

1

15.Воспроизведение и развитие человека.

1.Репродуктивные органы.

2.Оплодотворение. Беременность и рождение.

3.Развитие человека после рождения.

64

Резервное время – 6ч

10

7


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Рабочая программа по предмету "Математика" 5 класс на 2011-2012 учебный год

Рабочая программа по математике  ориентирована на учащихся 5 классов и реализуется на основе следующих документов: Примерная программа основного общего образования по математике. Математ...

Рабочая программа по предмету Алгебра" 9 класс на 2011-2012 учебный год

Вид реализуемой рабочей программы по алгебре в 9 классе –  основная общеобразовательная. По данной программе  обучение осуществляется  на всех уроках и обеспечивает усвоение учебн...

Рабочая программа по предмету "Геометрия" в 9 классе на 2011-2012 учебный год

Вид реализуемой рабочей программы по геометрии в 9 классе–  основная общеобразовательная. По данной программе  обучение осуществляется учителем на всех уроках и обеспечивает усвоение учебно...

Рабочая программа по математике для 6 класса на 2011-2012 учебный год по учебнику Н.Я.Виленкина

Рабочая программа содержит пояснительную записку и календарно-тематическое планирование...

Рабочая программа по геометрии в 10 классе на 2011-2012 учебный год по учебнику Атанасяна Л.С.

Рабочая программа содержит пояснительную записку и календарно-тематическое планирование на 2011-2012 учебный год...

Рабочая программа по биологии 10-11классы на 2011-2012 учебный год

Данная программа составлена в полном соответ­ствии с Федеральным компонентом государственно­го стандарта среднего (полного) общего образования на базовом уровне, утверждённого приказом МОиН № 1089 от ...

Отчет руководителя ГМО учителей БИОЛОГИИ по проведенной за 2011/2012 учебный год работе

Отчет о деятельности городского методического объединения учителей биологии...