Путешествие в Китай
методическая разработка по географии (8 класс) по теме

Романова Любовь Александровна

<!-- google_ad_client = "pub-6780034326581067"; /* 160x600 */ google_ad_slot = "8503195403"; google_ad_width = 160; google_ad_height = 600; //--> Цель: Создать образ страны-соседа

Образовательная:

  • сформировать представление о ЭГП, природе и населении Китая; на конкретных примерах показать специфику и эстетический вкус китайцев, их любовь к традициям, формирующихся на протяжении нескольких столетий.

Развивающая:

  • расширить географические знания и кругозор школьников; продолжить формирование умений работать с различными источниками географической информации.

Воспитывающая:

  • стимулировать эмоционально-ценностное отношение к миру и культуре других стран посредством фактического, информационного, иллюстративного материала, творческих ситуаций.

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon puteshestvie_v_kitay.doc55.5 КБ

Предварительный просмотр:

16.03.11"Путешествие в Китай»

 


Цель: Создать образ страны-соседа

Образовательная: 

  1. сформировать представление о ЭГП, природе и населении Китая; на конкретных примерах показать специфику и эстетический вкус китайцев, их любовь к традициям, формирующихся на протяжении нескольких столетий.

Развивающая: 

  1. расширить географические знания и кругозор школьников; продолжить формирование умений работать с различными источниками географической информации.

Воспитывающая: 

  1. стимулировать эмоционально-ценностное отношение к миру и культуре других стран посредством фактического, информационного, иллюстративного материала, творческих ситуаций.

Ход урока

1. Организационный момент:

Здравствуйте, садитесь! Сегодня для работы нам понадобятся атласы, учебники и тетради.

Тема нашего сегодняшнего урока – “Путешествие в Китай”

Китай… древняя и немного загадочная страна, соединившая в себе старое и новое, древность и современность, молодое и отжившее, порой мешающее идти вперед. Все это пришло в движение сегодня, и создало атмосферу перемен, которую все мы наблюдаем.

Вопрос: Как вы думаете, почему именно Китай из стран Азии, заслуживает столь пристального внимания?

Ответ:

– страна является нашим южным соседом;

– 2007 год, год Китая в России;

– мощное развитие промышленности, особенно наукоемких отраслей;

– освоение космоса и разработки ядерного оружия;

– по прогнозам в 2010 году Китай выйдет на 1 место, по объему ВВП обогнав США и Японию.

Вывод: Соседство важный фактор географического положения и от того “кто” тебя окружает, во многом зависит политическое, социально-экономическое и культурное развитие страны. Поэтому, цель нашего урока создать образ страны-соседа.

Тему урока в тетрадь!

Работать мы будем по плану: 

  1. Общий обзор и краткая историческая справка
  2. ЭГП Китая
  3. Природные условия и ресурсы
  4. Население
  5. Культура – традиции и современность.

По ходу урока мы будем заполнять логический опорный конспект (см. в конце урока)

2. Изучение нового материала:

1. Начнем знакомство с Китаем с общих сведений и краткой исторической справки. 

Презентация 1 Знакомство с Китаем

Китай внёс существенный вклад в сокровищницу мировой культуры. Одним из чудес света является Великая Китайская стена, охраняемая всемирной организацией ЮНЕСКО

Вопрос: В чем уникальность этого сооружения?

Работа в парах “Топонимический словарь”

Используя следующий топонимический словарик, расшифруйте названия некоторых провинций Китая:

“Бэй” - север, “нань” - юг, “дун” - восток, “си” - запад, “шань” - гора, “юань” и “нин” - равнина, “хэ” и “цзян” - река, “ху” - озеро, “юнь” - облако. (Синьцзян, Юньнань, Хэнань, Шаньдун, Хэбэй)

Ответы: Синьцзян – западная река, Юньнань – южное облако, Хэнань – южная река или территория к югу от Хуанхэ, Шаньдун, гора на востоке, Хэбэй – северная равнина или территория к северу от реки Хуанхэ.

2. Давайте оценим ЭГП страны, выделим благоприятные и неблагоприятные черты 

+ Выход в Мировой Океан (15 тыс. км). Доступ к морям из самых удаленных уголков страны через р. Янцзы и Хуанхэ. Благоприятно сказывается на развитии хозяйства и внешнеэкономических связях.

– большое количество стран соседей, большинство из которых развивающиеся. Укрепление границ, поддержание мира. Большая площадь затрудняет развитие труднодоступных районов страны.

3. Природные условия и природные ресурсы Китая 

Презентация 2 Природные условия и ресурсы

4. Население

Работа по рядам: 1ряд – демографические показатели; 2 ряд – национально- религиозный состав; 3 ряд – урбанизация.

демографические показатели

– численность – 1,200 млн. чел.

– плотность – ср. 108 ч. км2

– особенности размещения - неравномерное

– ЕП = Р__ – С__

10%0 15 – 5

национально религиозный состав

– соотношение между мужчинами и женщинами (51% – 49%)

– народы – китайцы (хань) 91% и др. народы

– официальный язык – китайский

– письменность – иероглифическая

– религии: конфуцианство, даосизм, буддизм, мусульмане 2-3%, христианство (католики, протестанты – 1%)

 

урбанизация

– уровень урбанизации- 50 %

– количество городов миллионеров-40

– крупнейшие города – агломерации - Пекин, Шанхай, Тяньцзинь и др.

Презентация 3 “Города Китая”


проблемы и пути их решения

– продовольственная

– демографическая

– обеспечение населения работой

– диспропорции в размещении

(90% живут на 1/3 территории)

– национальный вопрос.

Пути решения демографической проблемы:

  1. Проведение демографической политики с 1978 года, девиз: “одна семья – один ребенок”, “народ без братьев и сестер”.
  2. Разрешены аборты и стерилизация.
  3. Возраст  вступления в брак мужчины 22 года, женщины 20 лет (запрещено создавать семьи студентам).
  4. Система материального поощрения и наказания (1 ребенок – материальные льготы, получение жилья и место в садике; 2 ребенок – штраф 1500 юаней)


5. Национальные традиции и культура

Быт и традиции китайцев представляют настоящий этнографический калейдоскоп, разобраться в котором нам помогут творческие группы. Выступление 3 творческих групп. Тот, кто не задействован в выступлениях, оценивает группы в баллах по 10 шкале и формулирует вопросы, все это фиксирует в рейтинге выступлений (см. в конце урока).

 Конфуцианство и его влияние на морально – этический облик китайцев  

Презентация 4 Национальные особенности китайского народа


 

Приложение 5 Национальный костюм


Приложение 6 Национальная кухня

 

Приложение 7 Национальная китайская гимнастика 

Презентация 5 Праздники Китая


Многие из вас, наверное, слышали об искусстве феншуй, но мало кто знает, что это особая оккультная наука, возникшая в Китае в средневековье.

 Феншуй


Нарицательным стало понятие китайская чайная церемония. В Китае говорят “хочешь напиться – попей воды, чай – это благородный напиток”.

 Чайная церемония


3. Заключение

Вот на этом наше первое знакомство с Китаем заканчивается. Я думаю, что вы узнали для себя много нового и интересного, а также полезного, что может пригодиться вам в жизни. И в заключении я предлагаю ответить на блиц вопросы.

1 уровень

  1. В бассейне, какой реки возникло Китайское государство?
  2. Какие важные изобретения подарили человечеству китайцы?
  3. В каком году возникла КНР?
  4. Какой климат преобладает на территории Китая?
  5. Назовите денежные единицы Китая.
  6. Родиной, какого напитка является Китай?
  7. По каким демографическим показателям Китай мировой лидер?

2 уровень 

  1. Как решаются в Китае основные демографические проблемы?
  2. Спрогнозируйте ситуацию в Китае при условии отмены демографической политики.
  3. Какой вид китайской гимнастики получил широкое распространение в Китае и почему?
  4. Объясните появление столицы Китая именно в этом месте.
  5. Почему искусство феншуй становиться столь популярно в нашей стране?


Домашнее задание: практическая работа.

Практическая работа 

  1. Обвести границу Китая.
  2. Подписать пограничные государства, моря.
  3. Отметить полезные ископаемые Китая.
  4. Подпишите крупные города (Шанхай, Пекин, Тяньцзинь, Чунцин и портовые территории).
  5. В указанных городах показать главные отрасли специализации.
  6. По всей территории цветовой гаммой отметить сельскохозяйственную специализацию.


ЛОК “Путешествие в Китай”.



По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Путешествие в Древний Китай

Презентация рассказывает об открытиях и изобретениях в Древнем Китае. Используется как дополнительный материал к уроку "Древний Китай" в 5 - 6 классах...

Внеклассное мероприятие «Путешествие по странам Древнего Востока, Индии и Китая» для учащихся 5 класса

Цель мероприятия: повышение познавательной активности обучающихся и качества усвоения материала через внеурочную деятельность.Задачи мероприятия:Активизировать познавательный интерес к исторической на...

Сценарий мероприятия, посвящённого году литературы в России (в рамках открытия учебного года и первого общего родительского собрания) «Китай-Россия. Путешествие во времени или с книгой возможно всё!»

Сценарий мероприятия, посвящённого году литературы в России(в рамках открытия учебного года и первого общего родительского собрания)«Китай-Россия. Путешествие во времени или с книгой возможно вс...

Урок по музыке "Путешествие в Китай. Особенности китайской музыки"

Конспект урока по музыке для 5 класса "Путешествие в Китай. Особенности китайской музыки"...

Самоанализ урока музыки Путешествие в Китай

Самоанализ урока музыки Путешествие в Китай...

Рабочая программа внеурочной деятельности Путешествие в Китай

Программа курса «Путешествие в Китай» разработана в соответствии с требованиями Федерального государственного образовательного стандарта основного общего образования (ФГОС)[1]. Программа р...

Урок китайского языка в 7 классе "Путешествие в Китай"

Урок китайского языка в 7-ом классе ставил перед собой цель — формирование у обучающихся способностей к структурированию и систематизации знаний по теме «中国之旅» (Путешествие в Китай),...