Рабочая программа и тематическое планирование по географии для 6 класса (2 часа в неделю) по учебнику Герасимовой Т.П.
рабочая программа по географии (6 класс) на тему
Рабочая программа составлена в соответствии с требованиями федерального компонента
государственных образовательных стандартов начального общего, основного общего и
среднего (полного) общего образования (приказ Министерства образования РФ №1089 от
05.03.2004 года «Об утверждении федерального компонента государственных
образовательных стандартов начального общего, основного общего и среднего (полного)
общего образования» на основе примерной программы для основного общего
образования по географии (базовый уровень) «География Земли» (VI-VII классы).
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
Программа «Начальный курс географии» | 49.6 КБ |
Предварительный просмотр:
Рабочая учебная программа
курса «Физическая география»
для 6-го класса
1.Пояснительная записка
Уровень рабочей программы – базовый
Рабочая программа составлена в соответствии с требованиями федерального компонента
государственных образовательных стандартов начального общего, основного общего и
среднего (полного) общего образования (приказ Министерства образования РФ №1089 от
05.03.2004 года «Об утверждении федерального компонента государственных
образовательных стандартов начального общего, основного общего и среднего (полного)
общего образования» на основе примерной программы для основного общего
образования по географии (базовый уровень) «География Земли» (VI-VII классы).
2.Основные цели и задачи курса.
Цель курса:
Систематизация знаний о природе и человеке, подготовка учащихся к восприятию страноведческого курса с помощью рассмотрения причинно-следственных связей между географическими объектами и явлениями.
- Задачи: Показать школьникам географию как предмет изучения и убедить учащихся в необходимости и полезности ее изучения;
- Приобщить к терминологическому языку географии и сформировать первые пространственные представления об объектах и явлениях, происходящих в окружающем ребенка мире;
- Познакомить с географической картой как уникальным и наглядным источником знаний и средством обучения;
- Научить работать с разными средствами обучения как в природе, на местности, так и в классе, лаборатории;
- А самое главное – показать школьникам, что каждый человек является частью общепланетарного природного комплекса «Земля» и каждый живущий на ней в ответе за все, что он сам делает в окружающем его мире.
В результате изучения географии ученик должен
- знать/ основные географические понятия и термины; различия плана, глобуса и географических карт по содержанию, масштабу, способам картографического изображения; результаты выдающихся географических открытий и путешествий;
- географические следствия движений Земли, географические явления и процессы в геосферах, взаимосвязи между ними, их изменение в результате деятельности человека;
уметь
- выделять, описывать и объяснять существенные признаки географических объектов и явлений;
- находить в разных источниках и анализировать информацию, необходимую для изучения географических объектов и явлений, разных территорий Земли, их экологических проблем;
- приводить примеры: использования и охраны природных ресурсов, адаптации человека к условиям окружающей среды,
- составлять краткую географическую характеристику разных территорий на основе разнообразных источников географической информации и форм ее представления;
- определять на местности, плане и карте расстояния, направления высоты точек; географические координаты и местоположение географических объектов;
- применять приборы и инструменты для определения количественных и качественных характеристик компонентов природы; представлять результаты измерений в разной форме; выявлять на этой основе эмпирические зависимости;
использовать приобретенные знания и умения в практической деятельности и повседневной жизни для:
ориентирования на местности и проведения съемок ее участков; чтения карт различного содержания;
учета фенологических изменений в природе своей местности; проведения наблюдений за отдельными географическими объектами, процессами и явлениями, их изменениями в результате природных и антропогенных воздействий; оценки их последствий;
наблюдения за погодой, состоянием воздуха, воды и почвы в своей местности;
проведения самостоятельного поиска географической информации на местности из разных источников: картографических, статистических, геоинформационных.
Программа «Начальный курс географии» полностью соответствует требованиям «Обязательного минимума содержания основных образовательных программ». Согласно действующему Базисному учебному плану рабочая программа по географии плану для 6 класса предусматривает обучение географии в объёме двух часов в неделю вместе с региональным компонентом.
Федеральный базисный учебный план для общеобразовательных учреждений Российской Федерации отводит на изучение географии в 6 классе 35 часов, из расчета 1 час в неделю. 1 час в неделю учебного предмета «География» в 6 классе перенесен в региональный компонент. Этот час используется для проведения практических работ практических работ по темам начального курса географии с использованием краеведческого материала и выполнения практических работ на местности. Согласно учебному плану школы количество учебных часов 70, из расчета 2 учебных часа в неделю.
3. Основное содержание курса.
№ п/п | Название разделов, тем. | Количество часов. | Содержание каждого раздела, темы. | Практические работы (количество и тема). |
1. | Раздел 1. Введение. | 4 | Развитие географических знаний человека о Земле. Представление о мире в древности. Эпоха Великих географических открытий. Выдающиеся географические открытия и исследования в России и в мире. Современные научные исследования. | 1.Наблюдение за погодой, сезонными изменениями в природе. Ведение календаря погоды. 2.Нанесение на контурную карту маршрутов Афанасия Никитина, Марко Поло, Васко да Гама, Фергана Магеллана, Колумба. |
2. | Раздел 2. От плана местности к географической карте. | 15 | Изображение поверхности Земли на глобусе и карте. План местности. Географическая карта. Масштаб; градусная сеть на плане и карте. Способы картографического изображения. Классификация карт. Чтение и использование карт. Ориентирование на местности. Составление плана местности. Изображения поверхности Земли на глобусе и карте. План местности. Географическая карта. Масштаб; градусная сеть на плане и карте. Способы картографического изображения. Классификация карт. Чтение и использование карт. Ориентирование на местности. Составление плана местности. | 3.4.Ориентирование на местности, чтение простейших планов местности. 5.Определение географических координат на карте России и СПб и Ленинградской области. 6.Обозначение на контурной карте своего населённого пункта по географическим координатам, определение направлений по линиям градусной сетки. |
3. | Раздел 3. Строение Земли. Земные оболочки. | 42 | Литосфера, строение земной коры. Геология. Внутреннее строение Земли. Состав земной коры. Земная кора и литосфера – каменные оболочки Земли. Разнообразие форм рельефа. Движения земной коры. Главные формы рельефа. Рельеф дна океанов. Человек и земная кора. Гидросфера: океан, море, озеро, река, мировой круговорот воды, движение вод в океанах. Мировой океан и его роль в формировании состава атмосферы и климатов Земли. Атмосфера: ветер, осадки, образование ветра и его зависимость от атмосферного давления, воздушные массы, погода и климат. Распределение тепла и влаги на поверхности Земли. Биосфера: распространение растений и животных на Земле, взаимосвязь биосферы с другими сферами географической оболочки и способы адаптации растений и животных к среде обитания. Природные зоны Земли. Широтная зональность и высотная поясность – важнейшие особенности природы Земли. Особенности взаимодействия компонентов природы и хозяйственной деятельности человека в разных природных зонах. | 7.Нанесение на контурную карту вулканов Земли и определение географических координат. 8.Определение географических координат и географического положения объектов СПб и Ленинградской области. 9.Определение географического положения по плану учебника. 10.Определение географического положения частей Мирового океана (Финского залива). 11.Наблюдение погоды и обработка собранных материалов. 12.Описание по картам природных зон России и Ленинградской области (зоны южной тайги). 13.Ознакомление с природными компонентами своей местности. Описание природного комплекса. |
4. | Раздел 4. Население Земли. | 6 | Человечество – единый биологический вид. Основные человеческие расы. Численность населения Земли. Основные типы населенных пунктов. Человек – часть биосферы. | 14.Определение географического положения России и СПб. |
5. | Раздел 5. Влияние природы на жизнь здоровье людей. | 3 | Влияние природы на жизнь людей и влияние человеческой деятельности на оболочки Земли и природные комплексы. |
4. Ресурсное обеспечение рабочей программы.
Основная литература
1.Герасимова Т.П. География. Начальный курс. 6 класс. - М.: Дрофа, 2007-2008
2.Географический атлас: 6кл. - М.: Дрофа, 2011.
Дополнительная литература
1.География. 6 класс: Поурочные планы по учебнику Т.П. Герасимовой/ сост. И.И.Нагорная. – Волгоград: Учитель, 2007
2.Никитина Н.А., Жижина Е.А. Поурочные разработки по географии к УМК Т.П. Герасимовой. 6 класс. – М.: ВАКО, 2010
2.География: 6-8 класс: Уроки с использованием блочно-модульной технологии (сост. Болотникова Н.В.). Волгоград: Учитель
3.Баранчиков Е.В. Сборник заданий и упражнений по географии: 6 класс: К учебнику Герасимовой Т.П., Неклюковой Н.П. "Начальный курс географии"
4.Шатных А.В. Начальный курс географии: 6 класс: Рабочая тетрадь к учебнику Герасимовой Т.П., Неклюковой Н.П. Изд. 2-е.- М.: Дрофа.
5.Занимательная география на уроках и внеклассных мероприятиях 6 – 8 класс.2-е издание, стереотипное. Москва «Глобус»2009.-(Учение с увлечением).
6..География в таблицах и схемах.- СПб.: ООО «Виктория плюс»,2010.-96с.
Программное обеспечение.
1.Примерные программы по учебным предметам. География.6 -9 классы: проект М.: Просвещение, 2010. Стандарты второго поколения.
2. Рабочие программы по географии. 6-9 классы (линии учебников издательств «Просвещение», «Дрофа», «Русское слово»)/Авт.-сост. Н.В.Болотникова. – 4 - е изд.- М: Планета, 2011.- (Образовательный стандарт).
3.Баринова И.И., Суслов В.Г. Рабочая тетрадь по географии. 6кл. – М.: Экзамен.2011.
4.Рабочие программы. География.5-9 классы: учебное методическое пособие/сост.С.В.Курчина - 2-е изд., стереотип. - М.:Дрофа,2013.-409с.
5.Рабочие программы по географии. 6-7 классы (линии учебников издательств «Просвещение», «Дрофа», «Русское слово»)/Авт.-сост. Н.В.Болотникова. – 4 - е изд.- М: Планета, 2011.- (Образовательный стандарт).
Дидактические материалы.
1.Повторение и контроль знаний. География.6-7 класс. Интерактивные дидактические материалы. Методическое пособие с электронным интерактивным приложением./Авт.- сост.И.А.Кугут.-М. Планета ,2011.-128с. - (Качество обучения).
2.Контрольно-измерительные материалы. География. 6кл./ сост. Е.А.Жижина. – М.: ВАКО, 2012
3.Интернет ресурсы
- http: //www.gao.spb.ru/russian
- http: //www.fmm.ru
- http: //www.mchs.gov.ru
- http: //www.national-geographic.ru
- http: //www.nature.com
- http: //www.ocean.ru
- http: //www.pogoda.ru
- http: //www.sgm.ru/rus
- http: //www.unknowplanet.ru
http: //www.weather.com
5. Календарно-тематическое планирование
К учебнику: Начальный курс. Т.П.Герасимова, Н.П.Неклюкова. Издательство. Дрофа. | |||
6 параллель | |||
№ урока | Тема урока | Контроль | Домашнее задание |
1 | Раздел 1.Введение - 4 ч. 1.Что такое география? | п/р.№1Наблюдение за погодой, сезонными изменениями в природе. Ведение календаря погоды. | П.1.Вопросы 1 и 3. |
2 | 2.История географических открытий. | Нанесение на контурную карту маршрутов путешествий Афанасия Никитина, Марко-Поло, Васко-да-Гама, Фернана Магелана, Христофора Колумба. | П.2.Рабочая тетрадь-задание 4 стр.8.Роль географов - петербуржцев в расширении знаний о Земле.(сообщение) |
3 | 3.Современные географические исследования и открытия. | Нанесение на контурную карту маршрутов путешествий М. П. Лазарева и Ф.Ф Беллинсгаузена. | Рабочая тетрадь - задание 5 стр.8 |
4 | 4.Земля - планета Солнечной системы. | Смена дня и ночи, времен года и их продолжительность в своей области. | П.3.Рабочая тетрадь стр.3-4 . |
5 | РАЗДЕЛ 2.От плана местности к географической карте (14 часов) План местности(6часов) 1.Понятие о плане местности. |
| П.4.Составить план пути от дома до школы при помощи условных знаков Рабочая тетрадь - задание 8 стр.11 |
6 | 2.Масштаб и его виды. | Перевод масштабов из одного вида в другой, определение расстояний по масштабу. | П.5.Рабочая тетрадь - задание 3 стр.9 задание 4 . |
7 | 3.Масштаб и его виды. | Масштабы карт и планов СПБ и Ленинградской области. | П.6. Рабочая тетрадь - задание 2стр 9. |
8 | 4.Ориентирование по плану и на местности. | Определение азимутов на предмет и в тетради. | Рабочая тетрадь - задание 5 стр.8 |
9 | 5.Изображение на плане неровностей земной поверхности. | Построение холма методом горизонталей. | П.7.Рабочая тетрадь - задание 13 стр.12. |
10 | 6.Основные виды съемки местности. Составление простейших планов местности. | п/р№ 3-4 Ориентирование на местности, чтение простейших планов местности. Рабочая тетрадь -задание 23,24,25,26,27.Стр.17-18. | П.8.Рабочая тетрадь - стр.18 задания-28,29,30. |
11 | Географическая карта -9 ч. 1.Форма и размеры Земли. Глобус. | Рабочая тетрадь - стр.3-4. | П.9. |
12 | 2.Географическая карта. Определение элементов градусной сетки на карте СПб и Ленинградской области. | Различие карт по типам и масштабам. Рабочая тетрадь стр.13 задание 17 | П.10 |
13 | 3.Ориентирование по глобусу и по карте. Градусная сеть, меридиан и параллель. | Определение направлений и расстояний на карте России и СПб и Ленинградской области. Рабочая тетрадь стр.13 задание 16. | П.11 Рабочая тетрадь стр .15 задание 21. |
14 | 4.Географическая широта. | Рабочая тетрадь стр.14 задание 19 | П.12. |
15 | 5.Географическая долгота. | Рабочая тетрадь стр. 14 задание 19. | П.13 |
16 | 6.Географические координаты. | п/р№5 Определение географических координат на карте России и СПб и Ленинградской области. Рабочая тетрадь стр.15 - 16 | П.13.Вопросы 3,4. |
17 | 7.Изображение на физических картах высот и глубин. | Чтение карты СПб и Ленинградской области. | П.14 |
18 | 8.Практическое значение карт и планов местности. | п/р№6 Обозначение на контурной карте своего населенного пункта по географическим координатам ,определение направлений по линиям градусной сетки . | П.15.Рабочая тетрадь стр.15 задание 20. |
19 | 9.Контроль знаний по теме ''Виды изображений земной поверхности''. | Тест. | . |
20 | Раздел 3.Строение Земли. Земные оболочки(40часов). Литосфера -9ч. 1.Внутреннее строение Земли. |
| П.16 |
21 | 2.Породы, слагающие земную поверхность. | Составление таблицы «Горные породы и их типы» Рабочая тетрадь стр.20 задание 1,2. | П.17 |
22 | 3.Движение земной коры. Землетрясения. | Рабочая тетрадь стр.20 задание 3. | П.18 |
23 | 4.Вулканы, горячие источники, гейзеры. | п/р№7Нанесение на контурную карту вулканов Земли и определение их географических координат. Рабочая тетрадь стр.20-21 задание 3-4. | П.19. |
24 | 5.Рельеф суши. Горы. | п/р№8 определение географических координат и географического положения объектов СПб и Ленинградской области. Рабочая тетрадь стр.24 | П.20 |
25 | 6.Рельеф суши. Равнины. | п/р№9 Определение географического положения по плану учебника. Составление схемы Различие равнин по высоте Рабочая тетрадь стр.24. | П.21. |
26 | 7.Рельеф дна Мирового океана. | Определение изменения глубин океанов вдоль одной из параллелей. | П.22. |
27 | 8.Урок практическое занятие ''Неоднородность земной поверхности''. | Нанесение на контурную карту основных горных систем, равнин СПб и Ленинградской области, котловин, желобов. Рабочая тетрадь стр.21 задание 8. | . |
28 | 9.Контроль знаний по теме ''Основные формы рельефа.'' | Тест. | . |
29 | Гидросфера - 13 ч. 1.Водная оболочка Земли. | Рабочая тетрадь стр.25 задание 1,2. | П.23.Вопросы1-3 устно,7письменно. |
30 | 2.Мировой океан и его составные части. | п/р№10 Определение географического положения частей Мирового океана ( Финского залива). Рабочая тетрадь - задание 3,4стр.25,6,8 задание стр.26,задание 12 стр.27-30. | П.24. |
31 | 3.Свойства океанической воды. | Определение солености и температуры воды морей по карте атласа. Рабочая тетрадь стр .26 задание 9. | П.25.Рабочая тетрадь стр.27 задание 10.Сообщение о цунами. |
32 | 4.Волны в океане. | Обозначение на к/к океанов, морей (Балтийского), заливов (Финского), проливов. Рабочая тетрадь стр. 26 задание 7. | П.26.Вопросы 3-4. |
33 | 5.Течения в океане. | Нанесение основных течений. Рабочая тетрадь стр.26 задание7 к/к стр.28-29. | П.27. |
34 | 6.Изучение Мирового океана. | Рабочая тетрадь стр.30 задание 13-14. | П.28. |
35 | 7.Воды суши. Подземные воды. | Рабочая тетрадь стр.30 задание 13-14. | П.29.Вопросы 2,5. |
36 | 8.Реки. Составление схемы ''Части реки Невы''. | Определение по карте направлений течений четырёх рек Ленинградской области. Рабочая тетрадь стр 30 -32 задание 15,16,17,18,19. | П.30.Реки Санкт- Петербурга и области. |
37 | 9.Озера. | Нахождение основных озер. Описание Ладожского озера. | П.31. Озера Санкт- Петербурга и области. |
38 | 10.Определение географического положения рек и озер. | Рабочая тетрадь стр.32 задание 20. | Определение географического положения Ладожского озера. |
39 | 11.Ледники. |
| П.32 Вопросы 3,5,6. |
40 | 12.Искусственные водоемы, загрязнение гидросферы. | Описание мер воздействия хозяйственной деятельности человека на водные объекты Ленинградской области. | П.33П.34. |
41 | 13.Контроль знаний по теме ''Гидросфера ''. | Тест. |
|
42 | Атмосфера -13 ч. 1.Воздушная оболочка Земли. | Составление таблицы: Строение атмосферы, пользуясь текстом учебника и атласом. | П.35. |
43 | 2.Температура воздуха. | Решение задач на изменение температуры воздуха с высотой - задание 1 стр.33 рабочая тетрадь. | П.36.Проверка заполнения дневников наблюдений за погодой. |
44 | 3.Годовой ход температуры воздуха. | Чтение и составление графиков хода температуры для городов, данных в учебнике. | П.37.Вопросы 2,5. |
45 | 4.Атмосферное давление. |
| П.38 Вопросы 2,3,4. |
46 | 5.Ветер | Построение и чтение ''Розы ветров’ ‘Рабочая тетрадь стр.33-34 задания 2,3,4. | П.39.Рабочая тетрадь стр.34 задание 5. |
47 | 6.Водянной пар в атмосфере. Облака. | Обработка данных и составление диаграммы облачности. | П.40.Почему потеют очки? |
48 | 7.Осадки. | Рабочая тетрадь стр.34 задание 7. | П.41.Рабочая тетрадь стр.35 задание 8. |
49 | 8.Погода. | п/р11 Наблюдение погоды и обработка собранных материалов. | П.42. |
50 | 9.Типы погоды. |
| П.42. |
51 | 10.Климат. | Составление характеристики климата СПб и Ленинградской области. | П.43. |
52 | 11.Распределение солнечного света и тепла на Земле. | Рабочая тетрадь стр.35-36 задание 9,10,12. | П.44. |
53 | 12.Причины, влияющие на климат. | Рабочая тетрадь стр.36 задание 13. | П.45. |
54 | 13.Контроль знаний по теме ''Атмосфера''. | тест. |
|
55 | Биосфера -4 ч. 1. Разнообразие и распространение организмов на Земле. | Рабочая тетрадь стр.37задание 2,1. | П.46. |
56 | 2.Природные зоны Земли. | п/р№12 Описание по картам природных зон России и Ленинградской области зоны южной тайги. | П.47.Сообщение - презентация на тему:'' Жизнь в Мировом океане.'' |
57 | 3.Жизнь в Мировом океане. |
| П.48. |
58 | 4.Воздействие организмов на земные оболочки. |
| П.49. |
59 | Взаимодействие земных оболочек -3ч. 1.Природный комплекс.ПК. | Рабочая тетрадь стр.37 задание 3. | П.50. |
60 | 2.Составление описания природного комплекса на местности. | п/р№13Ознакомление с природными компонентами своей местности. Описание природного комплекса. | Обработка данных по описанию природного комплекса. |
61 | 3.Контроль знаний по темам ''Биосфера’ ‘и ''Взаимодействие компонентов природы''. | Тест. | . |
62 | Раздел 4.Население Земли -6 ч. 1.Человечество - единый биологический вид. |
| П.51. |
63 | 2.Население мира. | Рабочая тетрадь стр.38 задание 1. | П.52. |
64 | 3.Государства на карте мира. | п/р№14Определение географического положения России и СПб. Рабочая тетрадь стр.38 задание 3,cтр.44. | П.53.Сообщение на тему стихийные бедствия на Земле. |
65 | 4.Гордское и сельское население. Населённые пункты. | Нанести на контурную карту наиболее крупные населённые пункты Ленинградской области. | П.54.Сообщение о способах охраны природы человеком. |
66 | 5.Человек - часть биосферы. Охрана природы. |
| . |
67 | 6.Итоговое занятие по теме ''Население Земли''. |
| . |
68 | Раздел 5. Влияние природы на жизнь и здоровье людей 3 часа. 1.Стихийные природные явления. | сообщения учащихся. | П.55. |
69 | 2.Стихииные природные явления. |
| Составить ребус или кроссворд на тему ''Планета Земли''. |
70 | 3.Итоговое занятие по теме ''Планета Земля''. |
| . |
Критерии оценки учебной деятельности по географии
Результатом проверки уровня усвоения учебного материала является отметка. При оценке знаний учащихся предполагается обращать внимание на правильность, осознанность, логичность и доказательность в изложении материала, точность использования географической терминологии, самостоятельность ответа. Оценка знаний предполагает учёт индивидуальных особенностей учащихся, дифференцированный подход к организации работы в классе.
Исходя из поставленных целей, учитывается:
- Правильность и осознанность изложения содержания, полноту раскрытия понятий, точность употребления научных терминов.
- Степень сформированности интеллектуальных и общеучебных умений.
- Самостоятельность ответа.
- Речевую грамотность и логическую последовательность ответа.
Устный ответ.
Оценка "5" ставится, если ученик:
- Показывает глубокое и полное знание и понимание всего объёма программного материала; полное понимание сущности рассматриваемых понятий, явлений и закономерностей, теорий, взаимосвязей;
- Умеет составить полный и правильный ответ на основе изученного материала; выделять главные положения, самостоятельно подтверждать ответ конкретными примерами, фактами; самостоятельно и аргументировано делать анализ, обобщения, выводы. Устанавливать межпредметные (на основе ранее приобретенных знаний) и внутрипредметные связи, творчески применять полученные знания в незнакомой ситуации. Последовательно, чётко, связно, обоснованно и безошибочно излагать учебный материал; давать ответ в логической последовательности с использованием принятой терминологии; делать собственные выводы; формулировать точное определение и истолкование основных понятий, законов, теорий; при ответе не повторять дословно текст учебника; излагать материал литературным языком; правильно и обстоятельно отвечать на дополнительные вопросы учителя. Самостоятельно и рационально использовать наглядные пособия, справочные материалы, учебник, дополнительную литературу, первоисточники; применять систему условных обозначений при ведении записей, сопровождающих ответ; использование для доказательства выводов из наблюдений и опытов;
- Самостоятельно, уверенно и безошибочно применяет полученные знания в решении проблем на творческом уровне; допускает не более одного недочёта, который легко исправляет по требованию учителя; имеет необходимые навыки работы с приборами, чертежами, схемами и графиками, сопутствующими ответу; записи, сопровождающие ответ, соответствуют требованиям
- хорошее знание карты и использование ее, верное решение географических задач.
Оценка "4" ставится, если ученик:
- Показывает знания всего изученного программного материала. Даёт полный и правильный ответ на основе изученных теорий; незначительные ошибки и недочёты при воспроизведении изученного материала, определения понятий дал неполные, небольшие неточности при использовании научных терминов или в выводах и обобщениях из наблюдений и опытов; материал излагает в определенной логической последовательности, при этом допускает одну негрубую ошибку или не более двух недочетов и может их исправить самостоятельно при требовании или при небольшой помощи преподавателя; в основном усвоил учебный материал; подтверждает ответ конкретными примерами; правильно отвечает на дополнительные вопросы учителя.
- Умеет самостоятельно выделять главные положения в изученном материале; на основании фактов и примеров обобщать, делать выводы, устанавливать внутрипредметные связи. Применять полученные знания на практике в видоизменённой ситуации, соблюдать основные правила культуры устной речи и сопровождающей письменной, использовать научные термины;
- В основном правильно даны определения понятий и использованы научные термины;
- Ответ самостоятельный;
- Наличие неточностей в изложении географического материала;
- Определения понятий неполные, допущены незначительные нарушения последовательности изложения, небольшие неточности при использовании научных терминов или в выводах и обобщениях;
- Связное и последовательное изложение; при помощи наводящих вопросов учителя восполняются сделанные пропуски;
- Наличие конкретных представлений и элементарных реальных понятий изучаемых географических явлений;
- Понимание основных географических взаимосвязей;
- Знание карты и умение ей пользоваться;
- При решении географических задач сделаны второстепенные ошибки.
Оценка "3" ставится, если ученик:
- Усвоил основное содержание учебного материала, имеет пробелы в усвоении материала, не препятствующие дальнейшему усвоению программного материала;
- Материал излагает несистематизированно, фрагментарно, не всегда последовательно;
- Показывает недостаточную сформированность отдельных знаний и умений; выводы и обобщения аргументирует слабо, допускает в них ошибки.
- Допустил ошибки и неточности в использовании научной терминологии, определения понятий дал недостаточно четкие;
- Не использовал в качестве доказательства выводы и обобщения из наблюдений, фактов, опытов или допустил ошибки при их изложении;
- Испытывает затруднения в применении знаний, необходимых для решения задач различных типов, при объяснении конкретных явлений на основе теорий и законов, или в подтверждении конкретных примеров практического применения теорий;
- Отвечает неполно на вопросы учителя (упуская и основное), или воспроизводит содержание текста учебника, но недостаточно понимает отдельные положения, имеющие важное значение в этом тексте;
- Обнаруживает недостаточное понимание отдельных положений при воспроизведении текста учебника (записей, первоисточников) или отвечает неполно на вопросы учителя, допуская одну-две грубые ошибки.
- Слабое знание географической номенклатуры, отсутствие практических навыков работы в области географии (неумение пользоваться компасом, масштабом и т.д.);
- Скудны географические представления, преобладают формалистические знания;
- Знание карты недостаточное, показ на ней сбивчивый;
- Только при помощи наводящих вопросов ученик улавливает географические связи.
Оценка "2" ставится, если ученик:
- Не усвоил и не раскрыл основное содержание материала;
- Не делает выводов и обобщений.
- Не знает и не понимает значительную или основную часть программного материала в пределах поставленных вопросов;
- Имеет слабо сформированные и неполные знания и не умеет применять их к решению конкретных вопросов и задач по образцу;
- При ответе (на один вопрос) допускает более двух грубых ошибок, которые не может исправить даже при помощи учителя.
- Имеются грубые ошибки в использовании карты.
Оценка "1" ставится, если ученик:
- Не может ответить ни на один из поставленных вопросов;
- Полностью не усвоил материал.
Примечание. По окончании устного ответа учащегося педагогом даётся краткий анализ ответа, объявляется мотивированная оценка. Возможно привлечение других учащихся для анализа ответа, самоанализ, предложение оценки.
Оценка самостоятельных письменных и контрольных работ.
Оценка "5" ставится, если ученик:
- выполнил работу без ошибок и недочетов;
- допустил не более одного недочета.
Оценка "4" ставится, если ученик выполнил работу полностью, но допустил в ней:
- не более одной негрубой ошибки и одного недочета;
- или не более двух недочетов.
Оценка "3" ставится, если ученик правильно выполнил не менее половины работы или допустил:
- не более двух грубых ошибок;
- или не более одной грубой и одной негрубой ошибки и одного недочета;
- или не более двух-трех негрубых ошибок;
- или одной негрубой ошибки и трех недочетов;
- или при отсутствии ошибок, но при наличии четырех-пяти недочетов.
Оценка "2" ставится, если ученик:
- допустил число ошибок и недочетов превосходящее норму, при которой может быть выставлена оценка "3";
- или если правильно выполнил менее половины работы.
Оценка "1" ставится, если ученик:
- Не приступал к выполнению работы;
- Правильно выполнил не более 10 % всех заданий.
Примечание.
- Учитель имеет право поставить ученику оценку выше той, которая предусмотрена нормами, если учеником оригинально выполнена работа.
- Оценки с анализом доводятся до сведения учащихся, как правило, на последующем уроке, предусматривается работа над ошибками, устранение пробелов.
Критерии выставления оценок за проверочные тесты.
- Критерии выставления оценок за тест, состоящий из 10 вопросов.
- Время выполнения работы: 10-15 мин.
- Оценка «5» - 10 правильных ответов, «4» - 7-9, «3» - 5-6, «2» - менее 5 правильных ответов.
- Критерии выставления оценок за тест, состоящий из 20 вопросов.
- Время выполнения работы: 30-40 мин.
- Оценка «5» - 18-20 правильных ответов, «4» - 14-17, «3» - 10-13, «2» - менее 10 правильных ответов.
Источник: А.Э. Фромберг – Практические и проверочные работы по географии: 10 класс / Кн. для учителя – М.: Просвещение, 2003.
Требования к выполнению практических работ на контурной карте.
Практические и самостоятельные работы на контурной карте выполняются с использованием карт атласа и учебника, а также описания задания к работе.
1. Чтобы не перегружать контурную карту, мелкие объекты обозначаются цифрами с последующим их пояснением за рамками карты (в графе: «условные знаки»).
2. При нанесении на контурную карту географических объектов используйте линии градусной сетки, речные системы, береговую линию и границы государств ( это нужно для ориентира и удобства, а также для правильности нанесения объектов).
3. Названия географических объектов старайтесь писать вдоль параллелей или меридианов, это поможет оформить карту более аккуратно (требование выполнять обязательно).
4. Не копируйте карты атласа, необходимо точно выполнять предложенные вам задания (избегайте нанесение «лишней информации»: отметка за правильно оформленную работу по предложенным заданиям может быть снижена на один балл в случае добавления в работу излишней информации)
5. Географические названия объектов подписывайте с заглавной буквы.
6. Работа должна быть выполнена аккуратно без грамматически ошибок (отметка за работу может быть снижена за небрежность и грамматические ошибки на один и более баллов).
Правила работы с контурной картой.
1. Подберите материалы для выполнения задания на карте (текстовые карты, статистические материалы, текст учебника), выделите главное.
2. Проранжируйте показатели по 2-3 уровням – высокие, средние, низкие.
3. При помощи условных знаков, выбранных вами, выполните задание, условные знаки отобразите в легенде карты.
4. Правильно подпишите географические объекты – названия городов и поселков расположите по параллелям или параллельно северной рамки карты; надписи не должны перекрывать контуров других обозначений; надписи делайте по возможности мелко, но четко. 5. Над северной рамкой (вверху карты) не забудьте написать название выполненной работы . 6. Не забудьте подписать работу внизу карты! Помните: работать в контурных картах фломастерами и маркерами запрещено!
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Календарно - тематическое планирование по физике 8 класс 2 часа в неделю к учебнику А.В.Пёрышкин
Календарно - тематическое планирование по физике 8 класс 2 часа в неделю к учебнику А.В.Пёрышкин...
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА + КАЛЕНДАРНО-ТЕМАТИЧЕСКОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ ПО ГЕОГРАФИИ 7 КЛАСС
Данная программа составлена на основе программы для среднего (полного) общего образования по географии. Базовый уровень. Исходными док...
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА+КАЛЕНДАРНО-ТЕМАТИЧЕСКОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ ПО ГЕОГРАФИИ 8 КЛАСС
Рабочая программа составлена на основе Федерального Государственного стандарта, программы основного общего образования по географии 8 класс.Составитель: С.В. Курчина: География. 6-...
Рабочая программа + календарно-тематическое планирование по географии 9 класс
Рабочая программа составлена на основе Федерального Государственного стандарта, программы для среднего (полного) общего образования по географии, созданной на основе федерального компонент...
Рабочая программа и тематическое планирование по географии, 5 класс(ФГООС)
Раблчая программа по географии и тематическое планирование , 5 класс (ФГООС).По классической линии учебников....
Рабочая программа по алгебре и началам анализа 10 класс 3 часа в неделю к учебнику Мордковича А.Г., Семенова П.В.
Рабочая программа по алгебре и началам математического анализа для 10 класса составлена на основе Федерального государственного образовательного стандарта среднего (полного) общего образования,...
Рабочая программа и тематическое планирование по химии 11 кл 3 часа в неделю ( по программе О.С.Габриеляна)
Рабочая программа и тематическое планирование по химии 11кл 3 часа (программа О.С.Габриеляна)...