Рабочая программа и тематическое планирование по географии, 5 класс(ФГООС)
рабочая программа по географии (5 класс) на тему
Раблчая программа по географии и тематическое планирование , 5 класс (ФГООС).По классической линии учебников.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
rabochaya_programma_po_geografii_5_klassfgoos_ooo.docx | 76.34 КБ |
Предварительный просмотр:
Пояснительная записка
Рабочая программа учебного курса «География. Начальный курс», в 5-х классах разработана на основе:
- Федерального государственного образовательного стандарта основного общего образования, (ФГОС ООО), принятого приказом Министерства образования и науки Российской Федерации № 1897 от 17.12.2010г., зарегистрированным Минюстом РФ за № 19 644 от 01.02.2011 г.,
- авторской программы И. И. Бариновой, А. А. Плешакова, Н. И. Сонина по географии. Начальный курс географии . 5 класс, М., Дрофа.2013.
- базисного плана МБОУ « Средняя общеобразовательная школа № 128»
Цели и задачи
Основная цель курса «География. Начальный курс» систематизация знаний о природе и человеке, подготовка учащихся к восприятию страноведческого курса с помощью рассмотрения причинно-следственных связей между географическими объектами и явлениями.
Для успешного достижения основной цели необходимо решать следующие учебно-методические задачи:
- актуализировать знания и умения школьников, сформированные у них при изучении курса «Окружающий мир»;
- развивать познавательный интерес учащихся 5 классов к объектам и процессам окружающего мира;
- научить применять знания о своей местности при изучении раздела «Природа и человек»;
- научить устанавливать связи в системе географических знаний.
Ценностные ориентиры учебного предмета:
приобщение к терминологическому языку географии,
формирование первых пространственных представлений об объектах и явлениях, происходящих в окружающем ребенка мире,
знакомство с географической картой как уникальным и наглядным источником знаний и средством обучения.
Обоснование используемого УМК.
1. И.И. Баринова, А.А.Плешаков, Н.И. Сонин. Учебник: География. Начальный курс. 5 класс – М.: Дрофа, 2015.
2. Н. И. Сонон, С. В. Курчина. География: Начальный курс. 5 класс. Рабочая тетрадь . -М.: Дрофа, 2015 .
3. И. И. Баринова, Т. А. Карташева. Начальный курс географии. 5 класс. Методическое пособие.- М.: Дрофа, 2015.
Выбор УМК ориентирован на создание образовательного пространства, в котором ученик является субъектом процесса обучения. Применение данного УМК обеспечивается строгим соблюдением дидактического принципа систематичности и последовательности изложения материала.
УМК по географии:
реализует системно-деятельностный подход,
отражает комплексный подход к изучению географической среды и её компонентов,
реализует интегративный потенциал предмета географии,
формирует начальное географическое представление о нашей планете, явлениях, процессах и в взаимосвязях в геосферах,
акцентирует внимание на геоэкологических аспектах сохранения окружающей природной среды.
Это способствует достижению такой важной цели, сформулированной в Национальной доктрине образования 1998 года, как формирование личности, способной воспринимать и критически анализировать гигантский поток информации, который ежедневно обрушивается на нее. При этом акцент ставится именно на формирование способности анализировать информацию.
Распределение учебных часов
Рабочая программа рассчитана на 34 часа + 1 ч резерв. Практических работ -. 7.
Формы организации учебного процесса.
Используются такие формы организации учебного процесса, как классно-урочные, групповые, индивидуальные, фронтальные, коллективные, самостоятельные.
Используются следующие средства обучения: учебно-наглядные пособия (таблицы, карты и др.), организационно-педагогические средства (карточки, билеты, раздаточный материал).
Виды работ, используемых для текущего контроля знаний и умений обучающихся , критерии оценивания работ.
Устные : фронтальный опрос, индивидуальный опрос, компьютерный тест
Письменные: выполнение письменных тестовых заданий, практическая работа, работа на контурной карте, топографические и географические диктанты.
При оценке знаний учащихся предполагается обращать внимание на правильность, осознанность, логичность и доказательность в изложении материала, точность использования географической терминологии, самостоятельность ответа.
1. Устный ответ.
Отметка "5" ставится, если ученик: показывает глубокое и полное знание и понимание всего объёма программного материала; полное понимание сущности рассматриваемых понятий, явлений и закономерностей, теорий, взаимосвязей.
Умеет составить полный и правильный ответ на основе изученного материала; выделять главные положения, самостоятельно подтверждать ответ конкретными примерами, фактами; самостоятельно и аргументировано делать анализ, обобщения, выводы.
Устанавливать межпредметные (на основе ранее приобретенных знаний) и внутрипредметные связи, творчески применять полученные знания в незнакомой ситуации. Последовательно, чётко, связно, обоснованно и безошибочно излагать учебный материал; давать ответ в логической последовательности с использованием принятой терминологии; делать собственные выводы; формулировать точное определение и истолкование основных понятий, законов, теорий; при ответе не повторять дословно текст учебника; излагать материал литературным языком; правильно и обстоятельно отвечать на дополнительные вопросы учителя.
Самостоятельно и рационально использовать наглядные пособия, справочные материалы, учебник, дополнительную литературу, первоисточники; применять систему условных обозначений при ведении записей, сопровождающих ответ; использование для доказательства выводов из наблюдений и опытов; Самостоятельно, уверенно и безошибочно применяет полученные знания в решении проблем на творческом уровне; допускает не более одного недочёта, который легко исправляет по требованию учителя; имеет необходимые навыки работы с приборами, чертежами, схемами и графиками, сопутствующими ответу; записи, сопровождающие ответ, соответствуют требованиям хорошее знание карты и использование ее, верное решение географических задач.
Отметка "4" ставится, если ученик:
Показывает знания всего изученного программного материала. Даёт полный и правильный ответ на основе изученных теорий; незначительные ошибки и недочёты при воспроизведении изученного материала, определения понятий дал неполные, небольшие неточности при использовании научных терминов или в выводах и обобщениях из наблюдений и опытов; материал излагает в определенной логической последовательности, при этом допускает одну негрубую ошибку или не более двух недочетов и может их исправить самостоятельно при требовании или при небольшой помощи преподавателя; в основном усвоил учебный материал; подтверждает ответ конкретными примерами; правильно отвечает на дополнительные вопросы учителя.
Умеет самостоятельно выделять главные положения в изученном материале; на основании фактов и примеров обобщать, делать выводы, устанавливать внутрипредметные связи. Применять полученные знания на практике в видоизменённой ситуации, соблюдать основные правила культуры устной речи и сопровождающей письменной, использовать научные термины; В основном правильно даны определения понятий и использованы научные термины; Ответ самостоятельный.
Наличие неточностей в изложении географического материала. Определения понятий неполные, допущены незначительные нарушения последовательности изложения, небольшие неточности при использовании научных терминов или в выводах и обобщениях. Связное и последовательное изложение; при помощи наводящих вопросов учителя восполняются сделанные пропуски. Наличие конкретных представлений и элементарных реальных понятий изучаемых географических явлений. Понимание основных географических взаимосвязей. Знание карты и умение ей пользоваться. При решении географических задач сделаны второстепенные ошибки.
Отметка "3"ставится, если ученик:
Усвоил основное содержание учебного материала, имеет пробелы в усвоении материала, не препятствующие дальнейшему усвоению программного материала. Материал излагает несистематизированно, фрагментарно, не всегда последовательно. Показывает недостаточную сформированность отдельных знаний и умений; выводы и обобщения аргументирует слабо, допускает в них ошибки. Допустил ошибки и неточности в использовании научной терминологии, определения понятий дал недостаточно четкие.
Не использовал в качестве доказательства выводы и обобщения из наблюдений, фактов, опытов или допустил ошибки при их изложении. Испытывает затруднения в применении знаний, необходимых для решения задач различных типов, при объяснении конкретных явлений на основе теорий и законов, или в подтверждении конкретных примеров практического применения теорий. Отвечает неполно на вопросы учителя (упуская и основное), или воспроизводит содержание текста учебника, но недостаточно понимает отдельные положения, имеющие важное значение в этом тексте.
Обнаруживает недостаточное понимание отдельных положений при воспроизведении текста учебника (записей, первоисточников) или отвечает неполно на вопросы учителя, допуская одну-две грубые ошибки.
Слабое знание географической номенклатуры, отсутствие практических навыков работы в области географии (неумение пользоваться компасом, масштабом и т.д.). Скудны географические представления, преобладают формалистические знания;
Знание карты недостаточное, показ на ней сбивчивый.
Только при помощи наводящих вопросов ученик улавливает географические связи.
Отметка "2" ставится, если ученик:
Не усвоил и не раскрыл основное содержание материала. Не делает выводов и обобщений. Не знает и не понимает значительную или основную часть программного материала в пределах поставленных вопросов. Имеет слабо сформированные и неполные знания и не умеет применять их к решению конкретных вопросов и задач по образцу. При ответе (на один вопрос) допускает более двух грубых ошибок, которые не может исправить даже при помощи учителя. Имеются грубые ошибки в использовании карты.
Примечание: по окончании устного ответа учащегося педагогом даётся краткий анализ ответа, объявляется мотивированная оценка. Возможно привлечение других учащихся для анализа ответа, самоанализ, предложение оценки.
2. Оценка качества выполнения практических работ по географии.
Отметка "5"
Практическая или самостоятельная работа выполнена в полном объеме с соблюдением необходимой последовательности. Учащиеся работали полностью самостоятельно: подобрали необходимые для выполнения предлагаемых работ источники знаний, показали необходимые для проведения практических и самостоятельных работ теоретические знания, практические умения и навыки. Работа оформлена аккуратно, в оптимальной для фиксации результатов форме. Форма фиксации материалов может быть предложена учителем или выбрана самими учащимися.
Отметка "4"
Практическая или самостоятельная работа выполнена учащимися в полном объеме и самостоятельно.
Допускается отклонение от необходимой последовательности выполнения, не влияющее на правильность конечного результата (перестановка пунктов типового плана при характеристике отдельных территорий или стран и т.д.). Использованы указанные учителем источники знаний, включая страницы атласа, таблицы из приложения к учебнику, страницы из статистических сборников. Работа показала знание основного теоретического материала и овладение умениями, необходимыми для самостоятельного выполнения работы.
Допускаются неточности и небрежность в оформлении результатов работы.
Отметка "3"
Практическая работа выполнена и оформлена учащимися с помощью учителя или хорошо подготовленных и уже выполнивших на "отлично" данную работу учащихся. На выполнение работы затрачено много времени (можно дать возможность доделать работу дома). Учащиеся показали знания теоретического материала, но испытывали затруднения при самостоятельной работе с картами атласа, статистическими материалами, географическими инструментами.
Отметка "2"
Выставляется в том случае, когда учащиеся оказались не подготовленными к выполнению этой работы. Полученные результаты не позволяют сделать правильных выводов и полностью расходятся с поставленной целью. Обнаружено плохое знание теоретического материала и отсутствие необходимых умений. Руководство и помощь со стороны учителя и хорошо подготовленных учащихся неэффективны из-за плохой подготовки учащегося.
Оценка умений работать с картой и другими источниками географических знаний.
Отметка «5» - правильный, полный отбор источников знаний, рациональное их использование в определенной последовательности; соблюдение логики в описании или характеристике географических территорий или объектов; самостоятельное выполнение и формулирование выводов на основе практической деятельности; аккуратное оформление результатов работы.
Отметка «4» - правильный и полный отбор источников знаний, допускаются неточности в использовании карт и других источников знаний, в оформлении результатов.
Отметка «3» - правильное использование основных источников знаний; допускаются неточности в формулировке выводов; неаккуратное оформление результатов.
Отметка «2» - неумение отбирать и использовать основные источники знаний; допускаются существенные ошибки в выполнении задания и в оформлении результатов.
Отметка «1» - полное неумение использовать карту и источники знаний.
Требования к выполнению практических работ на контурной карте.
- Практические и самостоятельные работы на контурной карте выполняются с использованием карт атласа и учебника, а также описания задания к работе. Чтобы не перегружать контурную карту, мелкие объекты обозначаются цифрами с последующим их пояснением за рамками карты (в графе: «условные знаки»).
- При нанесении на контурную карту географических объектов используйте линии градусной сетки, речные системы, береговую линию и границы государств (это нужно для ориентира и удобства, а также для правильности нанесения объектов).
- Названия географических объектов старайтесь писать вдоль параллелей или меридианов, это поможет оформить карту более аккуратно (требование выполнять обязательно).
- Не копируйте карты атласа, необходимо точно выполнять предложенные вам задания (избегайте нанесение «лишней информации»: отметка за правильно оформленную работу по предложенным заданиям может быть снижена на один балл в случае добавления в работу излишней информации)
- Географические названия объектов подписывайте с заглавной буквы.
- Работа должна быть выполнена аккуратно без грамматически ошибок (отметка за работу может быть снижена за небрежность и грамматические ошибки на один и более баллов).
Правила работы с контурной картой.
- Подберите материалы для выполнения задания на карте (текстовые карты, статистические материалы, текст учебника), выделите главное.
- Проранжируйте показатели по 2-3 уровням – высокие, средние, низкие.
- При помощи условных знаков, выбранных вами, выполните задание, условные знаки отобразите в легенде карты.
- Правильно подпишите географические объекты – названия городов и поселков расположите по параллелям или параллельно северной рамки карты; надписи не должны перекрывать контуров других обозначений; надписи делайте по возможности мелко, но четко 5. Над северной рамкой (вверху карты) не забудьте написать название выполненной работы . 6. Не забудьте подписать работу внизу карты!
Помните: работать в контурных картах фломастерами и маркерами запрещено!
Содержание учебного предмета.
Распределение учебных часов по разделам курса.
№ раздела | № темы | Раздел, тема | Количество часов | ||
По программе | Практические работы | резерв | |||
1 | Раздел. Что изучает география | 5 | |||
1 | Мир, в котором мы живем. | 1 | |||
2 | Науки о природе. | 1 | |||
3 | География - наука о Земле. | 1 | |||
4 | Методы географических исследований. | 2 | |||
2 | Раздел. Как люди открывали Землю. | 5 | |||
1 | Географические открытия древности и Средневековья. | 1 | 1 | ||
2 | Важнейшие географические открытия. | 2 | |||
3 | Открытия русских путешественников. | 2 | 1 | ||
3 | Раздел. Земля во вселенной. | 9 | |||
1 | Как древние люди представляли себе вселенную. | 1 | |||
2 | Изучение Вселенной от Коперника до наших дней. | 2 | |||
3 | Соседи Солнца. | 1 | |||
4 | Планеты-гиганты и маленький Плутон. | 1 | |||
5 | Астероиды. Кометы. Метеоры. Метеориты. | 1 | |||
6 | Мир звезд. | 1 | |||
7 | Уникальная планета - Земля. | 1 | |||
8 | Современные исследования космоса. | 1 | |||
4 | Раздел. Виды изображений поверхности Земли | 4 | |||
1 | Стороны горизонта | 1 | |||
2 | Ориентирование | 2 | 1 | ||
3 | План местности и географическая карта | 2 | 1 | ||
5 | Раздел. Природа земли. | 10 | |||
1 | Как возникла Земля | 1 | |||
2 | Внутреннее строение Земли | 1 | |||
3 | Землетрясения и вулканы | 2 | 1 | ||
4 | Путешествие по материкам | 1 | |||
5 | Вода на земле | 1 | 1 | ||
6 | Воздушная одежда Земли | 1 | 1 | ||
7 | Живая оболочка Земли | 1 | |||
8 | Почва – особое природное тело | 1 | |||
9 | Человек и природа | 1 | |||
Всего часов +резерв | 34 | 7 | 1 |
Особенность проведения практических работ в 5 классе заключается в том, что некоторые из них выполняются, как правило, в течение нескольких уроков. Это связано с тем, что формируемые географические умения отличаются сложностью, формируются последовательно, по этапам, иногда требуют длительного наблюдения. На выполнение практических работ отводится не более 20% учебного времени соответствующей программы.
СОДЕРЖАНИЕ КУРСА
Что изучает география (5 часов).
Мир, в котором мы живем. Мир живой и неживой природы. Явления природы. Человек на Земле.
Науки о природе. Астрономия. Физика. Химия. География. Биология. Экология.
География — наука о Земле. Физическая и социально-экономическая география— два основных раздела географии.
Методы географических исследований. Географическое описание. Картографический метод. Сравнительно географический метод. Аэрокосмический метод. Статистический метод.
Как люди открывали Землю (5ч)
Географические открытия древности и Средневековья. Плавания финикийцев. Великие географы древности.
Географические открытия Средневековья.
Важнейшие географические открытия. Открытие Америки. Первое кругосветное путешествие. Открытие Австралии. Открытие Антарктиды.
Открытия русских путешественников. Открытие и освоение Севера новгородцами и поморами. «Хождение за три моря». Освоение Сибири.
Практические работы № 1. Составление простейших географических описаний объектов и явлений живой и неживой природы.
Практические работы № 2. Как люди открывали Землю.
Земля во Вселенной (9ч)
Как древние люди представляли себе Вселенную. Что такое Вселенная? Представления древних народов о Вселенной. Представления древнегреческих ученых о Вселенной. Система мира по Птолемею.
Изучение Вселенной: от Коперника до наших дней. Система мира по Николаю Копернику. Представления о Вселенной Джордано Бруно. Изучение Вселенной Галилео Галилеем. Современные представления о строении Вселенной.
Соседи Солнца. Планеты земной группы. Меркурий. Венера. Земля. Марс.
Планеты-гиганты и маленький Плутон. Юпитер. Сатурн. Уран и Нептун. Плутон.
Астероиды. Кометы. Метеоры. Метеориты.
Мир звезд. Солнце. Многообразие звезд. Созвездия.
Уникальная планета — Земля. Земля — планета жизни: благоприятная температура, наличие воды и воздуха, почвы.
Современные исследования космоса. Вклад отечественных ученых К.Э.Циолковского, С.П.Королева в развитие космонавтики. Первый космонавт Земли — Ю.А. Гагарин.
Виды изображений поверхности Земли (4ч)
Стороны горизонта. Горизонт. Стороны горизонта.
Ориентирование. Компас. Ориентирование по Солнцу. Ориентирование по звездам. Ориентирование по местным признакам.
План местности и географическая карта. Изображение земной поверхности в древности.
Практические работы № 3 Ориентирование по компасу.
Практические работы № 4 Самостоятельное построение простейшего плана.
Природа Земли (10ч)
Как возникла Земля. Гипотезы Ж.Бюффона,
И. Канта, П. Лапласа, Дж. Джинса, О.Ю. Шмидта. Современные представления о возникновении Солнца и планет.
Внутреннее строение Земли. Что у Земли внутри? Горные породы и минералы. Движение земной коры.
Землетрясения и вулканы. Землетрясения. Вулканы. В царстве беспокойной земли и огнедышащих гор.
Практическая работа №5. Обозначение на контурной карте районов землетрясений и крупнейших вулканов.
Путешествие по материкам. Евразия. Африка. Северная Америка. Южная Америка. Австралия. Антарктида. Острова.
Вода на Земле. Состав гидросферы. Мировой океан. Воды суши. Вода в атмосфере.
Практическая работа №6. Используя карту полушарий и карту океанов в атласе, составьте описание океанов.
Воздушная одежда Земли. Состав атмосферы. Движение воздуха. Облака. Явления в атмосфере. Погода. Климат. Беспокойная атмосфера.
Практическая работа №7. Составление карты стихийных природных явлений.
Живая оболочка Земли. Понятие о биосфере. Жизнь на Земле.
Почва — особое природное тело. Почва, ее состав и свойства. Образование почвы. Значение почвы.
Человек и природа. Воздействие человека на природу. Как сберечь природу?
Требования к уровню подготовки учащихся 5-го класса по географии.
Метапредметные результаты обучения
Учащийся должен уметь:
ставить учебную задачу под руководством учителя;
планировать свою деятельность под руководством учителя;
работать в соответствии с поставленной учебной задачей;
работать в соответствии с предложенным планом;
выделять главное, существенные признаки понятий;
участвовать в совместной деятельности;
высказывать суждения, подтверждая их фактами;
искать и отбирать информацию в учебных и справочных пособиях, словарях;
составлять описания объектов;
составлять простой план;
работать с текстом и нетекстовыми компонентами;
оценивать работу одноклассников.
Личностные результаты обучения
Учащийся должен обладать:
ответственным отношением к учебе;
опытом участия в социально значимом труде;
осознанным, уважительным и доброжелательным отношением к другому человеку, его мнению;
коммуникативной компетентностью в общении и сотрудничестве со сверстниками в процессе
образовательной, общественно полезной, учебно-исследовательской, творческой деятельности;
основами экологической культуры
Предметные результаты обучения
Учащийся должен уметь:
приводить примеры географических объектов;
называть отличия в изучении Земли географией по сравнению с другими науками (астрономией, биологией, физикой, химией, экологией);
объяснять, для чего изучают географию.
Тематическое планирование
Введение в географию. 5 класс (34 часа)
№ урока | Тема урока | Тип урока | Целевая установка урока | Планируемые результаты (в соответствии с ФГОС) | Практическая работа | Дата проведения план/факт | ||||||||
понятия, номенклатура и персоналии | универсальные учебные действия (УУД) | |||||||||||||
предметные | метапредметные | личностные | ||||||||||||
Тема 1: Что изучает география (5 ч) | ||||||||||||||
1 | Мир, в котором мы живем. | Урок изучения нового материала | Формирование представлений о живой и неживой природе, их процессах, объектах и явлениях | Мир живой и неживой природы. Явления природы. Человек на Земле. | Выявлять и знать объекты живой и неживой природы, их отличительные признаки. | Умение работать с текстом, выделять в нем главное. | Учебно-познавательный интерес к географии. | |||||||
2 | Науки о природе. | Урок изучения нового материала | Формирование представлений о естественных науках, процессах, объектах и явлениях, изучением которых они занимаются | Астрономия. Физика. Химия. География. Биология. Экология | Выявлять и знать объекты изучения естественных наук, в том числе географии. Знать основные правила работы в кабинете географии. | Умение работать с текстом, выделять в нем главное. | Учебно-познавательный интерес к географии. | . | ||||||
3 | География — наука о Земле. | Комбинированный урок | Физическая и социально-экономическая география — два основных раздела географии | Формирование приемов работы с учебником и электронным приложением | Работа с учебником и электронным приложением, знакомство с презентацией | Учебно-познавательный интерес к географии | ||||||||
4 | Методы географичес-ких исследований. | Комбинированный урок | Изучение особенностей различных методов исследования и правил их использования при изучении географических объектов и явлений. Формирование и коррекция навыков и умений обобщения тематического материала, работы с различными контрольно-измерительными материалами. | Метод, описательный метод, картографический метод, космический метод, источник географических знаний, Генри Стенли. | Давать определение понятию картография. Называть методы географических исследований Земли. Распознавать отличии методов географических исследований. Выявлять источники географических знаний. Выделять существенные признаки и особенности тематического материала. Знать правила работы с контрольно-измерительными материалами по географии. | Слуховое восприятие текстов. Умение работать с различными источниками информации. | Понимание значимости научного исследования природы, населения и хозяйства. Понимание роли и значения географических знаний. | . | ||||||
5 | Обобщение знаний по разделу «Что изучает география». | Обобщение и систематизация полученных знаний, контроль усвоения | Обобщить и систематизировать знания о науках, изучающих природу. | Обобщение и практическая отработка знаний и умений по разделу «Что изучает география». | Выполнение заданий учителя. Работа с учебником, атласом. | Понимание значимости разных наук, изучающих природу. | . | |||||||
Как люди открывали Землю (5 часов) | ||||||||||||||
6 | Географические открытия древности и Средневековья. | Урок изучения нового материала | Формирование представлений о возможностях совершения путешествий древними людьми. | Тур Хейердал, Тихий океан, Южная Америка, Азия. | Объяснять результаты выдающихся географических открытий и путешествий, а также влияние путешествий на развитие географических знаний. Определять причины и следствия географических путешествий и открытий. Определять и показывать на карте маршруты путешествий. Описывать ход путешествия. | Умение работать с различными источниками информации, выделять главное в тексте, структурировать учебный материал, готовить сообщения и презентации. | Понимание роли путешествий в формировании знаний о Земле. | |||||||
7 | Важнейшие географические открытия. | Урок формирования умений и навыков | Открытие Америки. Первое кругосветное путешествие. Открытие Австралии. Открытие Антарктиды. | Африка, финикийцы, Средиземное море, Ливия, Красное море, штиль, Геродот, Скифия, Египет, Нил, Пифей, янтарь, Северное море, Атлантический океан, Гибралтарский пролив, Британские острова. | Выявлять причины и следствия географических путешествий и открытий, умение работать с картографическими источниками географической информации. Описывать ход путешествия финикийцев. Составлять рассказ об основателе географической науки в древности. Объяснять причины, следствия и ход путешествия Пифея. | Умение работать с различными источниками информации, выделять главное в тексте, структурировать учебный материал, готовить сообщения и презентации. | Понимание роли путешествий в формировании знаний о Земле. | Пр. р. № 1. Составление простейших географических описаний объектов и явлений живой и неживой природы. | ||||||
8-9 | Открытия русских путешественников. | Урок формирования умений и навыков | Формирование представлений о важнейших открытиях русских путешественников. | Открытие и освоение Севера новгородцами и поморами «Хождение за три моря». Освоение Сибири. | Объяснять результаты выдающихся географических открытий и путешествий, а также влияние путешествий на развитие географических знаний. Определять причины и следствия географических путешествий и открытий. Определять и показывать на карте маршруты путешествий. Описывать географические открытия, совершенные русскими путешественниками. | Ставить учебную задачу под руководством учителя. Планировать свою деятельность под руководством учителя. Выявлять причинно-следственные связи. Определять критерии для сравнения фактов, явлений. Выслушивать и объективно оценивать другого. Уметь вести диалог, вырабатывая общее решение. | Понимание роли путешествий в формировании знаний о Земле. | Пр. р. № 2 Как люди открывали Землю. | ||||||
10 | Обобщение знаний по разделу «Как люди открывали Землю». | Обобщение и практическая отработка знаний и умений по разделу «Как люди открывали Землю» | Формирование навыков и умений обобщения тематического материала, работы с различными контрольно-измерительными материалами. | Объяснять результаты выдающихся географических открытий и путешествий, влияние путешествий на развитие географических знаний. Определять причины и следствия географических путешествий и открытий. Определять и показывать на карте маршруты путешествий. | Ставить учебную задачу под руководством учителя. Планировать свою деятельность под руководством учителя. Выявлять причинно-следственные связи. Определять критерии для сравнения фактов, явлений. Выслушивать и объективно оценивать другого. Уметь вести диалог, вырабатывая общее решение. | Понимание роли путешествий в формировании знаний о Земле. Понимание роли и значения географических знаний. | ||||||||
11 | Как древние люди представляли себе Вселенную. | Урок изучения нового материала | Что такое Вселенная? Представления древних народов о Вселенной. Представления древнегреческих ученых о Вселенной. Система мира по Птолемею. | Планета, шар, Пифагор, Аристотель. | Определять какую форму имеет Земля. Объяснять эволюцию знаний о форме Земли. Приводить доказательства шарообразности Земли. | Умение работать с различными источниками информации, структурировать учебный материал. | Осознание значения географии в развитии представлений о форме Земли. | |||||||
12 | Изучение Вселенной: от Коперника до наших дней. | Комбинированный урок | Формирование представлений о первых попытках изучения Вселенной. | Система мира по Николаю Копернику. Представления о Вселенной Джордано Бруно. Изучение Вселенной Галилео Галилеем. Современные представления о Вселенной | Определять какую форму имеет Земля. Объяснять эволюцию знаний о форме Земли. Приводить доказательства шарообразности Земли. | Умение работать с различными источниками информации, структурировать учебный материал. | Осознание значения географии в развитии представлений о форме Земли. | |||||||
13 | Соседи Солнца. | Комбинированный урок | Формирование представлений о других планетах Солнечной системы. | Планеты земной группы. Меркурий. Венера. Земля. Марс. | Объяснять понятие солнечная система, группы планет солнечной системы, отличия Земли от других планет. | Умение работать с различными источниками информации, структурировать учебный материал. | Осознание значения географии в изучении солнечной системы и значения этих знаний. | |||||||
14 | Планеты-гиганты и маленький Плутон. | Урок изучения нового материала | Формирование представлений о гигантских и маленьких планетах Солнечной системы. | Юпитер. Сатурн. Уран и Нептун. Плутон. | Называть планеты-гиганты, их общие признаки, планеты-карлики. Определять специфически черты планет. | Умение сравнивать различные объекты, выделять главные особенности. | Осознание значения географии в изучении солнечной системы и значения этих знаний. | . | ||||||
15 | Астероиды. Кометы. Метеоры. Метеориты. | Урок изучения нового материала | Формирование представлений о различных небесных телах, уметь видеть отличия от других тел. | Астероиды. Кометы. Метеоры. Метеориты. | Объяснять различия небесных тел. | Умение работать с различными источниками информации, структурировать учебный материал. | Осознание значения географии в изучении солнечной системы и значения этих знаний. | |||||||
16 | Мир звезд. | Комбинированный урок | Формирование представлений о звёздах, называть их признаки. | Солнце. Многообразие звезд. Созвездия | Называть крупнейшие звёзды и созвездия. | Умение работать с различными источниками информации, структурировать учебный материал. | Осознание значения географии в изучении солнечной системы и значения этих знаний. | . | ||||||
17 | Уникальная Планета.— Земля. | Урок формирования умений и навыков. | Формирование представлений о форме Земли, ее движениях Земли и их географических следствиях. | Земля— планета жизни: благоприятная температура, наличие воды и воздуха, почвы. | Давать определение понятиям: полюс, экватор. Объяснять в каких видах движения участвует Земля, и каковы географические следствия этих движений, Знать кто такой Исаак Ньютон и какой вклад в географическую науку он внес. Знать размеры Земли. | Умение работать с различными источниками информации. Слуховое и визуальное восприятие информации, умение выделять главное в различных источниках информации. | Понимание влияния движений Земли на протекание природных явлений. | |||||||
18 | Современные исследования космоса. | Комбинированный урок. | Формирование представлений о современных исследованиях космоса. | Вклад отечественных ученых К. Э. Циолковского, С. П. Королева в развитие космонавтики. Первый космонавт Земли — Ю. А. Гагарин. | Объяснять значение космических исследований, называть значимые вехи в изучении космоса. | Умение работать с различными источниками информации. Слуховое и визуальное восприятие информации, умение выделять главное в различных источниках информации. | Понимание значения и роли в развитии мировой науки космических знаний. | |||||||
19 | Обобщение знаний по разделу «Земля во Вселенной». | Обощение и систематизация полученных знаний, контроль усвоения | Обобщение и практическая отработка знаний и умений по разделу «Земля во Вселенной. | Уроки 10 -17 | Уроки 10 -17 | Умение работать с различными источниками информации. Слуховое и визуальное восприятие информации, умение выделять главное в различных источниках информации. | Осознание значения географии в изучении солнечной системы и значения этих знаний. | . | ||||||
Тема 4: Виды изображений поверхности Земли (4 ч) | ||||||||||||||
20 | Стороны Горизонта. | Урок формирования умений и навыков | Формирование навыка определения сторон горизонта. | Горизонт. Стороны горизонта. Ориентирование. | Давать определение понятию: горизонт, стороны горизонта. Объяснять значимость определения сторон горизонта при ориентировании. | Умение участвовать в совместной деятельности. | Понимание значения ориентирования для повседневной жизни и деятельности человека. | |||||||
21 | Ориентирование на местности. | Урок формирования умений и навыков | Формирование представлений об ориентировании на местности, умений пользования измерительными приборами. | Ориентирование, стороны горизонта, основные стороны горизонта, промежуточные стороны горизонта, румб, страны света, компас. | Давать определение понятию: ориентирование. Объяснять что такое стороны горизонта и какие они бывают. Делать вывод о назначении компаса. Формулировать алгоритм работы с ним. | Умение работать с измерительными приборами. | Понимание значения ориентирования для повседневной жизни и деятельности человека. | . Пр.р. № 3 Ориентирование по компасу. | ||||||
22 | План местности и географическая карта. | Урок формирования умений и навыков | Формирование представлений об изображениях земной поверхности. | Изображение земной поверхности в древности. План местности. Географическая карта. | Делать вывод об отличиях географической карты от глобуса. Давать определение глобусу как модели Земли, и объяснять каковы его особенности. Выявлять особенности различных фотографических изображений поверхности Земли. | Овладение умением читать изображения земной поверхности, находить черты их сходства и отличия. | Осознание многообразия способов представления земной поверхности. | Пр. р. № 4 Самостоятельное построение простейшего плана. | ||||||
23 | Обобщение знаний по разделу «Виды изображений поверхности Земли». | Обобщение и практическая отработка знаний и умений по разделу «Виды изображений поверхности Земли» | Обобщение и практическая отработка знаний и умений по разделу. | Уроки 19 -21 | Уроки 19 -21 | Уроки 19 -21 | Уроки 19 -21 | . | ||||||
Тема 5: Природа Земли (10 ч) | ||||||||||||||
24 | Как возникла Земля. | Урок изучения нового материала | Формирование представлений о Мировом океане и его составных частях. | Гипотезы Ж. Бюффона, И. Канта, П. Лапласа, Дж. Джинса, О Ю. Шмидта. Современные представления о возникновении Солнца и планет. | Называть различные гипотезы происхождения Земли. | Умение работать с различными источниками информации. Выделять главное в тексте. Структурировать учебный материал. Готовить сообщения и презентации. | Понимание роли знаний о различных версиях происхождения планеты. | . | ||||||
25 | Внутреннее строение Земли. | Урок изучения нового материала | Формирование представления о внутреннем строении Земли. | Что у Земли внутри? Горные породы и минералы. Движение земной коры. | Называть основные слои Земли, их функции. | Умение работать с различными источниками информации. Выделять главное в тексте. Структурировать учебный материал. Готовить сообщения и презентации. | Понимание значения знаний о внутреннем строении Земли. | . | ||||||
26 | Землетрясения и вулканы. | Комбинированный урок | Формирование представления о процессах, происходящих в недрах Земли и их проявлениях на поверхности. | Землетрясения. Вулканы. В царстве беспокойной земли и огнедышащих гор. | Делать выводы о причинах возникновения землетрясений и извержений вулканов, объяснять строение вулкана и землетрясения. | Умение работать с различными источниками информации. Выделять главное в тексте. Структурировать учебный материал. Готовить сообщения и презентации. Преобразовывать текстовую информацию в табличную. | Понимание значения знаний о вулканах и землетрясениях, правилах безопасного поведения. | Пр.р. № 5 Обозначение на контурной карте районов землетрясений и крупнейших вулканов. | ||||||
27 | Путешествие по материкам. | Урок формирования умений и навыков | Формирование представлений о специфических чертах природы, населения и хозяйства материков. | Евразия. Африка. Северная Америка. Южная Америка. Австралия. Антарктида. Острова. | Объяснять особенности природы и населения материков. Определять специфику природы и населения материков по тексту и картам. Называть и показывать на карте географические объекты по теме урока. Обозначать на контурной карте государства. | Умение работать с различными источниками информации. Выделять главное в тексте. Структурировать учебный материал. Готовить сообщения и презентации. | Понимание специфических черт природы и населения материков. Осознание причин уникальности природы и населения материков. | |||||||
28 | Вода на Земле. | Урок изучения нового материала | Формирование представлений о гидросфере и её составных частях. | Состав гидросферы. Мировой океан. Воды суши. Вода в атмосфере. | Объяснять географические особенности природы частей гидросферы. Определять специфику природы частей гидросферы. Давать определение понятий по теме урока. Выделять составные части гидросферы и описывать их отличительные черты. Показывать на карте составные части гидросферы. | Умение работать с различными источниками информации. Выделять главное в тексте. Структурировать учебный материал. Готовить сообщения и презентации. | Понимание специфических свойств гидросферы и его составных частей. | Пр.р. № 6 Используя карту полушарий и карту океанов в атласе, составьте описание океанов. | ||||||
29 | Воздушная одежда Земли. | Комбинированный урок | Формирование первичных представлений об атмосфере Земли. Формирование и коррекция навыков и умений обобщения тематического материала, работы с различными контрольно-измерительными материалами. | Состав атмосферы. Движение воздуха. Облака. Явления в атмосфере. Погода. Климат. Беспокойная атмосфера. | Объяснять особенности атмосферы Земли, её специфику. Определять отличия атмосферы от других оболочек. Выделять существенные признаки и особенности тематического материала. Знать правила работы с контрольно-измерительными материалами по географии. | Умение работать с различными источниками информации. Выделять главное в тексте. Структурировать учебный материал. Готовить сообщения и презентации. Проводить наблюдения (в том числе инструментальные). | Понимание специфических черт воздушной оболочки Земли. | Пр.р. № 7 Составление карты стихийных природных явлений. | ||||||
30 | Живая оболочка Земли. | Комбинированный урок | Формирование первичных представлений о биосфере Земли. | Понятие о биосфере. Жизнь на Земле. | Объяснять особенности биосферы Земли, её специфику. Определять отличия биосферы от других оболочек. | Умение работать с различными источниками информации. Выделять главное в тексте. Структурировать учебный материал. Готовить сообщения и презентации. Проводить наблюдения (в том числе инструментальные). | Понимание специфических черт живой оболочки Земли. | . | ||||||
31 | Почва — особое природное тело. | Комбинированный урок | Формирование представлений о почве. | Почва, ее состав и свойства. Образование почвы. Значение почвы. | Объяснять особенности почвы, её состав, строение и свойства. | Умение работать с различными источниками информации. Выделять главное в тексте. Структурировать учебный материал. | Понимать значение почвы в природе и жизни человека. | |||||||
32 | Человек и природа. | Комбинированный урок | Формирование представлений о воздействии человека на природу и последствиях. | Воздействие человека на природу. Как сберечь природу? | Приводить примеры позитивного и негативного влияния человека на природу, уметь видеть пути охраны природы. | Умение работать с различными источниками информации. Выделять главное в тексте. Структурировать учебный материал. Готовить сообщения и презентации. | Понимание бережного отношения к природе. | |||||||
33 | Урок обобщения и контроля по курсу. | Урок повторения, обобщения и контроля знаний | Формирование навыков и умений обобщения тематического материала, работы с различными контрольно-измерительными материалами. | См. уроки 1-33 | См. разделы курса | См. разделы курса | См. разделы курса | |||||||
34 | Урок коррекции знаний по курсу. | Урок коррекции знаний | Коррекция навыков и умений обобщения тематического материала, работы с различными контрольно-измерительными материалами. | См. уроки 1-33 | См. разделы курса | См. разделы курса | См. разделы курса | |||||||
35 | Резервный урок |
Перечень учебно-методического обеспечения и материально-технического обеспечения.
Основная и дополнительная учебная литература:
Аржанов С. П. – Занимательная география – М.: Просвещение, 2008.
Баркоа А.С. – Словарь-справочник по физической географии – М.: Просвещение, 1954.
Безруков А., Пивоварова Г. Занимательная география – М.: АСТ-ПРЕСС, 2001.
Выгонская Г.М. Занимательная география: Что? Где? Когда? – М.: Граф-пресс, 2003.
Герасимова Т. П., Неклюкова Н.П. Учебник: Начальный курс географии. – М.: Дрофа, 2012.
Губарев В.К – Тайны географических названий – М.: АСТ; Донецк: Сталкер, 2006..
Ерофеев И.А. Великие географы и путешественники России 15-18 вв. – М.: Школа-ПРЕСС, 1993.
Здорик Т.Б. Минералы (твой первый атлас-определитель) – М.: Дрофа, 2008.
Кофман М.В. Океаны, моря и их обитатели – М.: Муравей, 1996.
Майорова Т.С. География: справочник щкольника – М.: Слово, АСТ, 1996.
Перлов Л.Е. – География в литературных произведениях – М.: Дрофа, 2005.
Поспелов Е.М. Географические названия: Топонимический словарь – М.: Русские словари, 1998.
Постникова М.В. – Тематические кроссворды – М: НЦ ЭНАС, 2006.
Ушакова О.Д. – Великие путешественники – С-ПБ: Литера,2006.
Чичерина О.В., Моргунова Ю.А. – география в таблицах и диаграммах – М.: Астрель, АСТ, 2007.
Оборудование и приборы:
Гербарий растений
Глобусы
Географические карты:
- Физическая карта мира
- Физическая карта полушарий
- Строение атмосферы Земли
- Карта звездного неба
- Великие географические открытия
- Физическая карта полушарий
- Градусная сеть. Полезные ископаемые
Интерактивная доска
Компьютер
Коллекция горных пород и минералов
Компасы
Проектор
Цифровые образовательные ресурсы
СD:
Атмосфера
Гидросфера
Географическое положение России
Земля во Вселенной
Карта: Физическая карта мира
Карта: Физическая карта полушарий
Литосфера
План и карта
Уроки географии (Кирилла и Мефодия) – 6 класс.
Интернет-ресурсы:
ru.wikipedia.org - раздел "География" в энциклопедии Википедия (свободная энциклопедия).
http://www geo.1september.ru - сайт "Я иду на урок географии"
http://www rgo.ru - "RGO.ru" географический портал. Планета Земля.
http://www geoport.ru - "GeoPort.ru" Страноведческий портал.
http://www GeoSite — все о географии
http://www.geosite.com.ru-География. Планета Земля
http://www.rgo.ru- Сайт «Все флаги мира»
http://www.karty.narod.ru- Страны мира: географический справочник
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
рабочие программы и тематическое планирование по географии
Разработки рабочих программ по географии и тематическое поурочное планирование уроков географии...
Рабочая программа и тематическое планирование по географии для 10-11 класса (учебник Максаковского В.П.)
В материале представлена рабочая программа по географии к учебнику Максаковского В.П. для 10-11 класса (1 час в неделю). Кроме того есть и примерное календарно-тематическое планирование....
Рабочие программы и календарно-тематическое планирование по географии 6, 7, 8, 9, 10, 11класс
Рабочие программы по географии включаею разделы;1. «Пояснительная записка» с требованиями к результатам обучения 2. «Содержание курса» с перечнем практических работ 3. «Распреде...
Рабочая программа и тематическое планирование по географии для 6 класса (2 часа в неделю) по учебнику Герасимовой Т.П.
Рабочая программа составлена в соответствии с требованиями федерального компонентагосударственных образовательных стандартов начального общего, основного общего исреднего (полного) общего ...
Рабочая программа и тематическое планирование по географии для 6 класса (2 часа в неделю) по учебнику Герасимовой Т.П.
Рабочая программа составлена в соответствии с требованиями федерального компонентагосударственных образовательных стандартов начального общего, основного общего исреднего (полного) общего ...
Рабочая программа и календарно-тематическое планирование по географии для 9 класса (VII вид) на 2013-2014 учебный год
Рабочая программа и календарно-тематическое планирование по географии для 9 класса (VII вид) на 2013-2014 учебный год.Рабочая программа по географии для 9 класса рассчитана на 17 часов и разрабо...
Рабочая программа и календарно-тематическое планирование по географии для 9 класса (VIII вид) на 2013-2014 учебный год
Рабочая программа и календарно-тематическое планирование по географии для 9 класса (VIII вид) на 2013-2014 учебный год.Рабочая программа по географии для 9 класса рассчитана на 17 часов и разраб...