Рабочая программа + календарно-тематическое планирование по географии 9 класс
рабочая программа по географии (9 класс) на тему

Цыганкова Юлия Геннадьевна

Рабочая  программа составлена на основе Федерального Государственного стандарта,  программы для среднего (полного) общего образования по географии, созданной на основе федерального компонента государственного образовательного стандарта: География. Программы для общеобразовательных учреждений. 6-11 кл. составитель С. В. Курчина   М.:  Дрофа, 2010 г.;  Базовый уровень.

Автор: В. П. Дронов «География России. Население и хозяйство. 9 класс»

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon rab_progr_ktp_9_klass.doc341.5 КБ

Предварительный просмотр:

СОДЕРЖАНИЕ

1. Пояснительная записка………………………………………………………2

2. Содержание учебного предмета…………………………………………..…6

3. Требования к уровню подготовки………………………………………….11

4. Контроль уровня обученности…………………………………..……….…12

5. Литература……………………………………………………………………19

6. Средства обучения………………………………………………….…...…...25

7. Лист внесения изменений ………………………………………….……….26.

8. Приложения………………………………………………………… ………28

9.  Календарно-тематическое планирование


1. ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ  ЗАПИСКА

        Рабочая  программа составлена на основе Федерального Государственного стандарта,  программы для среднего (полного) общего образования по географии, созданной на основе федерального компонента государственного образовательного стандарта: География. Программы для общеобразовательных учреждений. 6-11 кл. составитель С. В. Курчина   М.:  Дрофа, 2010 г.;  Базовый уровень.

Автор: В. П. Дронов «География России. Население и хозяйство. 9 класс»

Федеральный базисный учебный план для образовательных учреждений Российской Федерации отводит 68 часов для обязательного изучения учебного предмета «География России. Население и хозяйство», из расчета 2-х учебных часов в неделю.

Рабочая программа рассчитана на 68 часов.

            Рабочая программа конкретизирует содержание блоков образовательного стандарта, дает распределение учебных часов по крупным разделам курса и   последовательность их изучения.

Цели и задачи:

- формирование системы географических знаний как компонента научной картины мира;

- познание на конкретных примерах многообразия современного географического пространства на разных его уровнях, что позволяет сформировать географическую картину мира;

- познание характера, сущности и динамики главных природных, экологических, социально-экономических, геополитических и иных процессов, происходящих в географическом пространстве России и мира;

- понимание главных особенностей взаимодействия природы и общества на современном этапе его развития,  значение охраны окружающей среды и рационального природопользования, осуществления стратегии устойчивого развития в масштабах России и мира;

-понимание закономерностей размещения населения и территориальной организации хозяйства в связи с природными, социально-экономическими и экологическими факторами, зависимости проблем адаптации и здоровья человека от географических условий проживания;

-глубокое и всестороннее изучение географии России, включая различные виды ее географического положения, природу, население, хозяйство, регионы, особенности природопользования в их взаимозависимости;

-выработка у обучающихся понимания общественной потребности в географических знаниях, а также формирование у них отношения к географии как возможной области будущей практической деятельности;

-формирование навыков и умений безопасного и экологически целесообразного поведения в окружающей среде.

Формы промежуточного контроля:

  • тестовый контроль,
  • проверочные работы,
  • словарные,
  • топографические и географические диктанты,
  • работы с контурными картами.

Специфика предмета:

        Специфика географии как учебного предмета предполагает обязательную практическую деятельность на уроке, которая является неотъемлемой частью учебно-познавательного процесса на любом  его этапе – при изучении нового материала, повторении, закреплении, обобщении и проверке знаний.

Современные требования к учебному процессу ориентируют учителя на проверку знаний, умений и навыков через деятельность учащихся. Практические работы в курсе географии – это особая форма обучения, позволяющая не только формировать, развивать, закреплять умения и навыки, но и получать новые знания. Практические работы направлены на приобретение обучающимися практических навыков ориентирования на местности, грамотного географического наблюдения, на формирование у них первоначальных навыков работы с картой как основным источником географической информации, а также рисунками, схемами и таблицами, с приборами и инструментами, приемов проведения съемки участка местности, обработки материалов наблюдений за погодой и местными природными объектами, оформления отчетов и графических материалов.

При работе с картами основное внимание уделяется знакомству с ее содержанием, выявлению основных картографируемых явлений и объектов, а также использованию карты для решения географических задач - определению местоположения объектов, их координат, расстояний и направлений и составлению несложных географических описаний и  характеристик.

  1. СОДЕРЖАНИЕ УЧЕБНОГО ПРЕДМЕТА

Раздел I. Общая часть курса (28 ч)

Тема 1. ПОЛИТИКО-ГОСУДАРСТВЕННОЕ УСТРОЙСТВО

РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ. ГЕОГРАФИЧЕСКОЕ

ПОЛОЖЕНИЕ РОССИИ

Российская Федерация. Административно-территориальное устройство.

Государственная территория России. Географическое положение и границы России.

Тема 2. НАСЕЛЕНИЕ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

Исторические особенности заселения и освоения территории России. Численность населения России и причины, ее определяющие. Переписи населения. Естественное движение населения. Современная демографическая ситуация в России.

Национальный состав населения России. Много- национальность как специфический фактор формирования и развития России. Межнациональные проблемы. География религий. Особенности и причины внешних и внутренних миграций населения. Современные проблемы вынужденных переселенцев и беженцев.

Географические особенности размещения населения: их связь с природными зонами, историей заселения и современными миграциями. Зоны расселения.

Городское и сельское население. Особенности урбанизации в России. Концентрация населения в крупнейших городах и обострение в них социально- экономических и экологических проблем. Городские агломерации. Малые города и проблемы их возрождения.

Сельская местность. Географические особенности расселения сельского населения.

Трудовые ресурсы.

Тема 3. ГЕОГРАФИЧЕСКИЕ ОСОБЕННОСТИ ЭКОНОМИКИ

РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

Экономические системы в историческом развитии России: географические особенности традиционной и командной систем. Рыночная и смешанная экономика. Социально-экономические реформы в России: разгосударствление и приватизация, необходимость научно-технологической перестройки и ресурсосбережения, конверсия в оборонном комплексе. Структурные особенности экономики России. Экономический кризис и его географические следствия.

Природно-ресурсный потенциал России. Проблемы природно-ресурсной основы экономики страны. Территориальные сочетания природных ресурсов. Размещение важнейших ресурсных баз страны. Основные проблемы использования и воспроизводства природных ресурсов.

Россия в современной мировой экономике. Перспективы развития России.

Тема 4. ВАЖНЕЙШИЕ МЕЖОТРАСЛЕВЫЕ КОМПЛЕКСЫ

РОССИИ И ИХ ГЕОГРАФИЯ

Научный комплекс, его значение, состав, связь с другими комплексами. География российской науки. Технополисы.

Машиностроительный комплекс, его значение и отраслевой состав, связь с другими комплексами. Факторы размещения машиностроительных предприятий. География машиностроения. Особенности географии военно-промышленного комплекса.

Практическая работа. Определение главных районов размещения отраслей трудоемкого и металлоемкого машиностроения по картам.

Топливно-энергетический комплекс, его состав, место и значение в хозяйстве, связь с другими комплексами. Топливно-энергетические ресурсы и топливно-энергетический баланс. Размещение основных топливно-энергетических баз и районов потребления энергии. Современные проблемы ТЭК. Развитие ТЭК и охрана окружающей среды.

Нефтяная промышленность. Роль нефти в современном хозяйстве. Место России в мире по запасам и добыче нефти. Основные современные и перспективные районы добычи, крупнейшие месторождения, проблемы их освоения. География основных нефтепроводов и переработки нефти. Современные проблемы нефтяной промышленности.

Газовая промышленность. Возрастающая роль газа в топливно-энергетическом балансе страны. Место России в мире по запасам и добыче газа. Основные современные и перспективные районы добычи, крупнейшие месторождения, проблемы их освоения. Единая газопроводная система страны.

Угольная промышленность. Виды угля и способы их добычи. Главные угольные бассейны, их хозяйственная оценка. Социальные и экологические проблемы угледобывающих регионов.

Электроэнергетика. Типы электростанций, их достоинства и недостатки, факторы размещения. Доля различных типов станций в производстве электроэнергии. Крупнейшие электростанции.

Формирование энергосистем. Негативное влияние различных типов электростанций на окружающую среду.

Практические работы. 1. Составление характеристики одного из нефтяных бассейнов по картам и статистическим материалам. 2. Составление характеристики одного из угольных бассейнов по картам и статистическим материалам.

Тема 5. КОМПЛЕКСЫ, ПРОИЗВОДЯЩИЕ

КОНСТРУКЦИОННЫЕ МАТЕРИАЛЫ

И ХИМИЧЕСКИЕ ВЕЩЕСТВА

Состав и значение комплексов. Классификация конструкционных материалов.

Металлургический комплекс, состав и структура, место в хозяйстве, связь с другими межотраслевыми комплексами. Современные проблемы российской металлургии и их географические следствия. Черная и цветная металлургия. Традиционные и новые технологии производства металлов. Типы металлургических предприятий и факторы размещения.

Особенности географии металлургии черных, легких и тяжелых цветных металлов. Металлургические базы, крупнейшие металлургические центры. Экспорт металлов и его роль в экономике страны.

Химико-лесной комплекс, состав и значение в хозяйстве, связь с другими комплексами. Ведущая роль химической промышленности в составе комплекса. Главные факторы размещения предприятий химико-лесного комплекса, их изменение под влиянием НТР.

Территориальная организация комплекса: основные базы, крупнейшие химические и лесоперерабатывающие комплексы. Химико-лесной комплекс и охрана окружающей среды.

Производство строительных материалов, конструкций и деталей.

Практические работы. 1. Составление характеристики одной из металлургических баз по картам и статистическим материалам. 2. Определение по картам главных факторов размещения металлургических предприятий по производству меди и алюминия. 3. Составление характеристики одной из баз химической промышленности по картам и статистическим материалам.

Тема 6. АГРОПРОМЫШЛЕННЫЙ КОМПЛЕКС (АПК)

Агропромышленный комплекс, место и значение в хозяйстве, состав, связь с другими комплексами. Влияние природных и социально-экономических факторов на размещение сельскохозяйственного производства. Земельный фонд, его структура.

Основные направления использования земельных ресурсов. Земледелие и животноводство.

Легкая и пищевая промышленность.

Современные проблемы развития АПК. АПК и окружающая среда.

Практическая работа. Определение по картам основных районов выращивания зерновых и технических культур, главных районов животноводства.

Тема 7. ИНФРАСТРУКТУРНЫЙ КОМПЛЕКС

Инфраструктурный комплекс, его значение, состав, связь с другими комплексами. Классификация услуг. Уровень развития комплекса в России. Роль коммуникаций в размещении населения и хозяйства.

Транспорт. Исторически сложившееся несовершенство транспортной сети в России. Преимущества и недостатки отдельных видов транспорта. Важнейшие транспортные пути, крупнейшие транспортные узлы. Виды транспорта.

Связь. Сфера обслуживания, ее состав и роль в современном обществе. Проблемы развития на современном этапе.

Жилищно-коммунальное хозяйство. Жилье — одна из главных потребностей человека. Уровень обеспеченности жильем.

Рекреационное хозяйство. Значение. География рекреационного хозяйства в России. Перспективы развития комплекса. Инфраструктурный комплекс и окружающая среда.

Практическая работа. Экскурсия на местное предприятие. Составление карты его хозяйственных связей.

Раздел II. Региональная часть курса (38 ч)

Тема 1. РАЙОНИРОВАНИЕ РОССИИ.

ОБЩЕСТВЕННАЯ ГЕОГРАФИЯ КРУПНЫХ РЕГИОНОВ

Районирование — важнейший метод географической науки. Различные варианты районирования. Экономическое районирование. Хозяйственная специализация территорий. Географическое разделение труда. Районирование России: принципы, факторы, сетки районов. Федеральные округа. Проблемы районирования России.

Практическая работа. Моделирование вариантов нового районирования России.

Тема 2. ЗАПАДНЫЙ МАКРОРЕГИОН -

ЕВРОПЕЙСКАЯ РОССИЯ

Географическое положение на западе России. Место и роль в хозяйстве России. Особенности истории и географии хозяйства. Европейская Россия — основа формирования территории Российского государства. Наиболее освоенная и заселенная часть страны. Проблемы социально-экономического развития.

Центральная Россия. Состав района. Преимущества географического положения — важнейший фактор развития. Центральная Россия — очаг русской национальной культуры. «Дикое поле», засечные полосы и заселение южной части региона. Дефицит большинства видов природных ресурсов.

Высокая численность и плотность населения. Современный характер и проблемы расселения. Преобладание городского населения. Городские агломерации. Количество и качество трудовых ресурсов.

Высокий уровень территориальной концентрации науки и обрабатывающей промышленности. Города науки. Высокий уровень развития сферы услуг. Специализация на наукоемких и трудоемких отраслях. Машиностроительный комплекс, черная металлургия, химическая и текстильная промышленность. Роль конверсии предприятий ВПК в хозяйстве. Агропромышленный комплекс. Роль пригородного сельского хозяйства. Топливно-энергетические и природоохранные проблемы. Внутрирегиональные различия. Основные экономические, социальные и экологические проблемы региона.

Районы Центральной России. Возникновение и развитие Москвы. Москва — столица России. Московский столичный регион, его экономические, социальные и экологические проблемы.

Географические особенности областей Центрального района. Нижний Новгород: географическое положение и торговые функции. Нижегородская и Макарьевская ярмарки. Старинные промыслы. Современность и проблемы древних русских городов: Великого Новгорода, Владимира, Пскова, Смоленска.

Волго-Вятский и Центрально-Черноземный районы.

Северо-Западная Россия. Состав. Географическое положение на разных этапах развития: путь «из варяг в греки», «окно в Европу». Современные особенности географического положения района.

Район древнего заселения. «Господин Великий Новгород». Основание Петербурга. Роль Санкт-Петербурга в расселении, научно-промышленном, социальном и культурном развитии района. Высокоразвитая наука. Отрасли ВПК. Специализация на судостроении, станкостроении, приборостроении. Экономические, социальные и экологические проблемы Санкт-Петербурга. Свободная экономическая зона «Янтарь».

Практические работы. 1. Сравнение географического положения и планировки двух столиц: Москвы и Санкт- Петербурга. 2. Составление картосхемы размещения народных промыслов Центральной России. 3. Объяснения взаимодействия природы и человека на примере одной из территорий Центральной России.

Европейский Север. Состав района. Географическое и геополитическое положение. Влияние географического положения и природных условий на освоение территории, жизнь людей, специализацию. Природные ресурсы. Различия в рельефе и «наборе» полезных ископаемых Кольско-Карель- ского и Тимано-Печорского Севера. Влияние Арктики и Атлантики на климат, избыточное увлажнение территории. Новая алмазоносная провинция. Ресурсы шельфовой зоны.

Население: состав, традиции и культура. Города региона. Отток населения с Севера и его причины.

Хозяйство Европейского Севера. Развитие топливно-энергетического комплекса, металлургии, химической и лесной промышленности. Хозяйственные различия Кольско-Карельского и Двино-Печорского подрайонов. Роль морского транспорта. Северный морской путь. Предпосылки развития туристско-экс- курсионного хозяйства. Современные проблемы региона. Проблема охраны природы Севера.

Практические работы. 1. Составление и анализ схемы хозяйственных связей Двино-Печорского подрайона. 2. Выявление и анализ условий для развития рекреационного хозяйства Европейского Севера.

Европейский Юг — Северный Кавказ. Состав района. Особенности географического и геополитического положения. Природный амфитеатр. Ресурсы региона.

Население: национальный и религиозный состав. Особенности расселения. Традиции и культура.

Хозяйство района. Агропромышленный комплекс: единственный в стране район субтропического земледелия. Ведущая роль региона в производстве многих видов сельскохозяйственной продукции. Проблемы развития морского рыбного хозяйства. Необходимость интенсификации отраслей АПК.

Сельскохозяйственное, транспортное и энергетическое машиностроение. ТПК. Цветная металлургия.

Рекреационное хозяйство Северного Кавказа. Возрастающая роль рекреационных районов.

Роль черноморских портов в развитии хозяйства страны. Современные проблемы Северного Кавказа.

Практические работы. 1. Определение факторов развития и сравнение специализации промышленности Европейского Юга и Поволжья. 2. Выявление и анализ условий для развития рекреационного хозяйства на Северном Кавказе.

Поволжье. Состав района. Географическое положение на юго-востоке Русской равнины. Роль Волги в территориальной организации населения и хозяйства района. Гидроэнергетические, минеральные и почвенные ресурсы.

Поволжье — место исторического взаимодействия этносов. Многонациональный состав населения. Сочетание христианства, ислама и буддизма.

Хозяйство района. Развитие нефтегазохимиче- ского, машиностроительного и агропромышленного комплексов. Система трубопроводов и проблемы их безопасности. Гидроэнергетика. АПК — ведущие позиции Поволжья в производстве многих видов сельскохозяйственной продукции. Мощная пищевая промышленность.

Рыбоперерабатывающая промышленность и проблемы рыбного хозяйства Волго-Каспийского бассейна. Отрасли социальной сферы.

Экологические и водные проблемы. Основные экономические, социальные и экологические проблемы региона.

Практические работы. 1. Изучение влияния истории населения и развития территории на этнический и религиозный состав населения. 2. Экологические и водные проблемы Волги — оценки и пути решения.

Урал. Состав и границы Урала при разных видах районирования. Географическое положение. Роль пограничного положения Урала в природе и хозяйстве.

Различия по геологическому строению и полезным ископаемым Предуралья, Урала и Зауралья. Минерально-сырьевые ресурсы и проблема их истощения. Влияние геологического строения и полезных ископаемых на развитие и размещение промышленности Урала.

Заселение Урала. Этнический состав. Две меридиональные полосы расселения, их формирование. Проблемы населения и трудовых ресурсов. Крупнейшие города Урала. Дефицит водных ресурсов и его причины. Пути решения водных проблем.

География и проблемы современного хозяйства: горнодобывающая промышленность, металлургия, химическая и лесная промышленность, разнообразное машиностроение, их взаимосвязь. Демидовские города-заводы и современная система расселения в районе. Реконструкция уральской промышленности. Развитие сельского хозяйства. Отставание развития социальной сферы.

Антропогенные изменения природы Урала. Основные экономические, социальные и экологические проблемы региона. Кыштымская трагедия.

Практические работы. 1. Определение тенденций хозяйственного развития Северного Урала. Результат работы представить в виде картосхемы. 2. Оценка экологической ситуации в разных частях Урала и пути решения экологических проблем.

Тема 3. ВОСТОЧНЫЙ МАКРОРЕГИОН -

АЗИАТСКАЯ РОССИЯ

Общая характеристика. Географическое положение. Большая площадь территории, малая степень изученности и освоенности, слабая заселенность. Концентрация основной части населения на юге.

Разнообразие природных условий. Богатство природными ресурсами.

Этапы, проблемы и перспективы развития экономики макрорегиона. Очаговый характер размещения производства, его сырье, добывающая направленность. Слабое развитие перерабатывающих отраслей. Трудности организации производства и жизни населения в экстремальных условиях. Основные проблемы и перспективы развития Восточного макрорегиона.

З а п а д н а я С и б и р ь. Географическое положение. Оценка природных условий для жизни и быта человека. Богатство и разнообразие природных ресурсов.

Коренные народы. Диспропорции в площади региона и в численности населения Западной Сибири. Ориентация хозяйства на добычу и переработку собственных ресурсов.

Нефтегазохимический комплекс — основа хозяйства района. Особенности его структуры и размещения. Крупнейшие российские нефтяные и газовые компании. Система трубопроводов. Основные направления транспортировки нефти и газа. Горнодобывающая промышленность. Угольная промышленность и ее проблемы. АПК: освоение территории, сельскохозяйственные районы и их специализация. Основные виды транспорта.

Современные проблемы и перспективы развития отраслей хозяйства.

Хозяйственные районы: Западно-Сибирский и Кузнецко-Алтайский. Основные проблемы Западной Сибири.

Практические работы. 1. Изучение и оценка природных условий Западно-Сибирского (или Кузнецко-Алтай- ского) района для жизни и быта человека. 2. Составление характеристики нефтяного (газового) комплекса: значение, уровень развития, основные центры добычи и переработки, направления транспортировки топлива, экологические проблемы. 3. Разработка по карте туристического маршрута с целью показа наиболее интересных природных и хозяйственных объектов региона.

Восточная Сибирь. Состав района. Географическое положение. Минеральные ресурсы.

Население: заселение, национальный состав, размещение. Проблема трудовых ресурсов. Коренные народы.

Экономика Восточной Сибири. Великие сибирские реки: водные ресурсы и условия для строительства ГЭС. Земельные и агроклиматические ресурсы. АПК: особенности структуры и развития в экстремальных условиях. Объекты охоты и охотничьи угодья. Другие промыслы в регионе. Несоответствие между природными богатствами и людскими ресурсами, пути его преодоления.

Топливно-энергетический комплекс — основа хозяйства территории. Ангаро-Енисейский каскад ГЭС, тепловые электростанции КАТЭКа. Развитие энергоемких производств: цветная металлургия и целлюлозно-бумажная промышленность, основные центры и перспективы развития. Роль конверсии предприятий ВПК в хозяйстве региона. Перспективы развития горнодобывающей промышленности, металлургии, лесной и химической промышленности, машиностроения.

Транссибирская железная дорога — главная транспортная артерия региона. БАМ, проблемы его развития. Водный и другие виды транспорта. Влияние транспортных путей на размещение населения. Крупнейшие культурно-исторические, промышленные, транспортные центры.

Природно-хозяйственные районы: плато Путора- на и Среднесибирское плоскогорье, Саяно-Забай- кальский район. Основные экономические, социальные и экологические проблемы региона.

Практические работы. 1. Составление характеристики Норильского промышленного узла: географическое положение, природные условия и ресурсы, набор производств и их взаимосвязь, промышленные центры. 2. Оценка особенности природы региона с позиций условий жизни человека в сельской местности и городе.

Дальний Восток. Состав района. Особенности географического и геополитического положения. ЭГП разных частей региона.

Этапы освоения территории: русские землепроходцы в XVII в., установление русско-китайской и русско-японской границ.

Несоответствие площади территории и числен - ности населения. Неравномерность размещения населения, его относительная молодость. Миграции и потребность в трудовых ресурсах. Коренные народы: быт, культура, традиции, проблемы.

Полоса Тихоокеанского металлогенического пояса: месторождения руд цветных, редких и драгоценных металлов. Якутские алмазы. Отрасль специализации района — добыча и обогащение руд цветных металлов. Месторождения нефти и газа на Сахалине и шельфе. Гидроресурсы и ГЭС. Лесозаготовка и целлюлозно-бумажное производство. Характер межресурсных связей, исключающий их одновременное использование.

Богатство морей Тихого океана биоресурсами. Рыбоперерабатывающий комплекс. Перспективы развития и проблемы океанического хозяйства на востоке региона.

Вспомогательные отрасли: электроэнергетика, нефтепереработка, судоремонт. Отрасли ВПК. Транспортная сеть Дальнего Востока. Благоприятные почвенные и агроклиматические ресурсы юга территории. АПК. Дальний Восток в системе Азиатско-Тихоокеанского региона. Интеграция со странами АТР. Проблемы свободных экономических зон. Внутрирайонные различия и города. Владивосток — торговый, промышленный, культурный и научный центр Дальнего Востока. Основные экономические, социальные и экологические проблемы региона.

Практические работы. 1. Выделение на карте индустриальных, транспортных, научных, деловых, финансовых, оборонных центров Дальнего Востока. 2. Учебная дискуссия: свободные экономические зоны Дальнего Востока — проблемы и перспективы развития.

Обобщение по курсу (2ч)

  1. ТРЕБОВАНИЯ К УРОВНЮ ПОДГОТОВКИ УЧАЩИХСЯ

В результате изучения географии ученик должен

знать/понимать

  1. основные географические понятия и термины; различия географических карт по содержанию;
  2. географические явления и процессы в геосферах, взаимосвязи между ними, их изменение в результате деятельности человека;
  3. различия в хозяйственном освоении разных территорий и акваторий; связь между географическим положением, природными условиями, ресурсами и хозяйством отдельных регионов и стран;
  1. специфику географического положения и административно-территориального устройства Российской Федерации; особенности ее населения, основных отраслей хозяйства, природно-хозяйственных зон и районов;
  1. природные и антропогенные причины возникновения геоэкологических проблем на локальном, региональном и глобальном уровнях; меры по сохранению природы и защите людей от стихийных природных и техногенных явлений;

уметь

  1. выделять, описывать и объяснять существенные признаки географических объектов и явлений;
  1. находить в разных источниках и анализировать информацию, необходимую для изучения географических объектов и явлений, разных территорий Земли, их обеспеченности природными и человеческими ресурсами, хозяйственного потенциала, экологических проблем;
  1. приводить примеры: использования и охраны природных ресурсов, адаптации человека к условиям окружающей среды, ее влияния на формирование культуры народов; районов разной специализации, центров производства важнейших видов продукции, основных коммуникаций и их узлов, внутригосударственных и внешних экономических связей России, а также крупнейших регионов и стран мира;
  1. составлять краткую географическую характеристику разных территорий на основе разнообразных источников географической информации и форм ее представления;
  1. определять на местности, плане и карте географические координаты и местоположение географических объектов;
  1. применять приборы и инструменты для определения количественных и качественных характеристик компонентов природы; представлять результаты измерений в разной форме; выявлять на этой основе эмпирические зависимости;

использовать приобретенные знания и умения в практической деятельности и повседневной жизни для:

  1. ориентирования на местности; чтения карт различного содержания;
  1. проведения наблюдений за отдельными географическими объектами, процессами и явлениями, их изменениями в результате природных и антропогенных воздействий; оценки их последствий;
  1. определения комфортных и дискомфортных параметров природных компонентов своей местности с помощью приборов и инструментов;
  1. решения практических задач по определению качества окружающей среды своей местности, ее использованию, сохранению и улучшению; принятия необходимых мер в случае природных стихийных бедствий и техногенных катастроф;
  1. проведения самостоятельного поиска географической информации на местности из разных источников: картографических, статистических, геоинформационных.

         Называть (показывать):

  • основные отрасли хозяйства, отраслевые комплексы, крупнейшие промышленные центры;
  • основные транспортные магистрали и крупные транспортные узлы;
  • географические районы, их территориальный состав;
  • отрасли местной промышленности.

          Описывать:

  • природные ресурсы;
  • периоды формирования хозяйства России;
  • особенности отраслей;
  • традиционные отрасли хозяйства коренных народов в национально-территориальных образованиях;
  • экономические связи районов;
  • состав и структуру отраслевых комплексов;
  • основные грузо - и пассажиропотоки.

         Объяснять:

  • различия в освоении территории;
  • влияние разных факторов на формирование географической структуры районов;
  • размещение главных центров производства;
  • сельскохозяйственную специализацию территории;
  • структуру ввоза и вывоза;
  • современные социально-экономические и экологические проблемы территорий.

          Прогнозировать:

  • возможные пути развития территории под влиянием определённых факторов.

                     

  1. 4. КОНТРОЛЬ УРОВНЯ ОБУЧЕННОСТИ

     В основу критериев оценки деятельности учащихся положены объективность и единый подход.

     Результатом проверки уровня усвоения учебного  материала является отметка. При оценке знаний учащихся предполагается обращать внимание на правильность, осознанность, логичность и доказательность в изложении материала, точность использования географической терминологии, самостоятельность ответа. Оценка знаний предполагает учёт индивидуальных особенностей учащихся, дифференцированный подход к организации работы

Устный ответ.

Оценка "5" ставится, если ученик:

  1. Показывает глубокое и полное знание и понимание всего объёма программного материала; полное понимание сущности рассматриваемых понятий, явлений и закономерностей, теорий, взаимосвязей;
  2. Умеет составить полный и правильный ответ на основе изученного материала; выделять главные положения, самостоятельно подтверждать ответ конкретными примерами, фактами; самостоятельно и аргументировано делать анализ, обобщения, выводы. Устанавливать межпредметные (на основе ранее приобретенных знаний) и внутрипредметные связи, творчески применять полученные знания в незнакомой ситуации. Последовательно, чётко, связно, обоснованно и безошибочно излагать учебный материал; давать ответ в логической последовательности с использованием принятой терминологии; делать собственные выводы; формулировать точное определение и истолкование основных понятий, законов, теорий; при ответе не повторять дословно текст учебника; излагать материал литературным языком; правильно и обстоятельно отвечать на дополнительные вопросы учителя. Самостоятельно и рационально использовать наглядные пособия, справочные материалы, учебник, дополнительную литературу, первоисточники; применять систему условных обозначений при ведении записей, сопровождающих ответ; использование для доказательства выводов из наблюдений и опытов;
  3. Самостоятельно, уверенно и безошибочно применяет полученные знания в решении проблем на творческом уровне; допускает не более одного недочёта, который легко исправляет по требованию учителя; имеет необходимые навыки работы с приборами, чертежами, схемами и графиками, сопутствующими ответу; записи, сопровождающие ответ, соответствуют требованиям
  4. хорошее знание карты и использование ее, верное решение географических задач.

Оценка "4" ставится, если ученик:

  1. Показывает знания всего изученного программного материала. Даёт полный и правильный ответ на основе изученных теорий; незначительные ошибки и недочёты при воспроизведении изученного материала, определения понятий дал неполные, небольшие неточности при использовании научных терминов или в выводах и обобщениях из наблюдений и опытов; материал излагает в определенной логической последовательности, при этом допускает одну негрубую ошибку или не более двух недочетов и может их исправить самостоятельно при требовании или при небольшой помощи преподавателя; в основном усвоил учебный материал; подтверждает ответ конкретными примерами; правильно отвечает на дополнительные вопросы учителя.
  2. Умеет самостоятельно выделять главные положения в изученном материале; на основании фактов и примеров обобщать, делать выводы, устанавливать внутрипредметные связи. Применять полученные знания на практике в видоизменённой ситуации, соблюдать основные правила культуры устной речи и сопровождающей письменной, использовать научные термины;
  3. В основном правильно даны определения понятий и использованы научные термины;
  4. Ответ самостоятельный;
  5. Наличие неточностей в изложении географического материала;
  6. Определения понятий неполные, допущены незначительные нарушения последовательности изложения, небольшие неточности при использовании научных терминов или в выводах и обобщениях;
  7. Связное и последовательное изложение; при помощи наводящих вопросов учителя восполняются сделанные пропуски;
  8. Наличие конкретных представлений и элементарных реальных понятий изучаемых географических явлений;
  9. Понимание основных географических взаимосвязей;
  10. Знание карты и умение ей пользоваться;
  11. При решении географических задач сделаны второстепенные ошибки.

 Оценка "3" ставится, если ученик:

  1. Усвоил основное содержание учебного материала, имеет пробелы в усвоении материала, не препятствующие дальнейшему усвоению программного материала;
  2. Материал излагает несистематизированно, фрагментарно, не всегда последовательно;
  3. Показывает недостаточную сформированность отдельных знаний и умений; выводы и обобщения аргументирует слабо, допускает в них ошибки.
  4. Допустил ошибки и неточности в использовании научной терминологии, определения понятий дал недостаточно четкие;
  5. Не использовал в качестве доказательства выводы и обобщения из наблюдений, фактов, опытов или допустил ошибки при их изложении;
  6. Испытывает затруднения в применении знаний, необходимых для решения задач различных типов, при объяснении конкретных явлений на основе теорий и законов, или в подтверждении конкретных примеров практического применения теорий;
  7. Отвечает неполно на вопросы учителя (упуская и основное), или воспроизводит содержание текста учебника, но недостаточно понимает отдельные положения, имеющие важное значение в этом тексте;
  8. Обнаруживает недостаточное понимание отдельных положений при воспроизведении текста учебника (записей, первоисточников) или отвечает неполно на вопросы учителя, допуская одну-две грубые ошибки.
  9. Слабое знание географической номенклатуры, отсутствие практических навыков работы в области географии (неумение пользоваться компасом, масштабом и т.д.);
  10. Скудны географические представления, преобладают формалистические знания;
  11. Знание карты недостаточное, показ на ней сбивчивый;
  12. Только при помощи наводящих вопросов ученик улавливает географические связи.

Оценка "2" ставится, если ученик:

  1. Не усвоил и не раскрыл основное содержание материала;
  2. Не делает выводов и обобщений.
  3. Не знает и не понимает значительную или основную часть программного материала в пределах поставленных вопросов;
  4. Имеет слабо сформированные и неполные знания и не умеет применять их к решению конкретных вопросов и задач по образцу;
  5. При ответе (на один вопрос) допускает более двух грубых ошибок, которые не может исправить даже при помощи учителя.
  6. Имеются грубые ошибки  в использовании карты.

  Оценка самостоятельных письменных и контрольных работ.

Оценка "5" ставится, если ученик:

  • выполнил работу без ошибок и недочетов;
  • допустил не более одного недочета.

Оценка "4" ставится, если ученик выполнил работу полностью, но допустил в ней:

  • не более одной негрубой ошибки и одного недочета;
  • или не более двух недочетов.

Оценка "3" ставится, если ученик правильно выполнил не менее половины работы или допустил:

  • не более двух грубых ошибок;
  • или не более одной грубой и одной негрубой ошибки и одного недочета;
  • или не более двух-трех негрубых ошибок;
  • или одной негрубой ошибки и трех недочетов;
  • или при отсутствии ошибок, но при наличии четырех-пяти недочетов.

Оценка "2" ставится, если ученик:

  • допустил число ошибок и недочетов превосходящее норму, при которой может быть выставлена оценка "3";
  • или если правильно выполнил менее половины работы.

Примечание.

  • Учитель имеет право поставить ученику оценку выше той, которая предусмотрена нормами, если учеником оригинально выполнена работа.
  • Оценки с анализом доводятся до сведения учащихся, как правило, на последующем уроке, предусматривается работа над ошибками, устранение пробелов.

  Критерии выставления оценок за проверочные тесты.

  1. Критерии выставления оценок за тест, состоящий из 10 вопросов.
  • Время выполнения работы: 10-15 мин.
  • Оценка «5» - 10 правильных ответов, «4» - 7-9, «3» - 5-6, «2» - менее 5 правильных ответов.
  1. Критерии выставления оценок за тест, состоящий из 20 вопросов.
  • Время выполнения работы: 30-40 мин.
  • Оценка «5» - 18-20 правильных ответов, «4» - 14-17, «3» - 10-13, «2» - менее 10 правильных ответов.

Источник: А.Э. Фромберг – Практические и проверочные работы по географии: 10 класс  / Кн. для учителя – М.: Просвещение, 2003.

Особо выделена рубрика «Практические работы» в связи с особой важностью для этого предмета таких методов и приемов учебной деятельности школьников, как проведение измерений, наблюдений, описания объектов и т.д.

Требования к выполнению практических работ на контурной карте

(памятка для учащихся)

        

Практические и самостоятельные работы на контурной карте выполняются с использованием карт атласа и учебника, а также описания задания к работе.

1. Чтобы не перегружать контурную карту, мелкие объекты обозначаются цифрами с последующим их пояснением за рамками карты (в графе: «условные знаки»).

2. При нанесении на контурную карту географических объектов используйте линии градусной сетки, речные системы, береговую линию и границы государств ( это нужно для ориентира и удобства, а также для правильности нанесения объектов).

3. Названия географических объектов старайтесь писать вдоль параллелей или меридианов, это поможет оформить карту более аккуратно (требование выполнять обязательно).

4. Не копируйте карты атласа, необходимо точно выполнять предложенные вам задания (избегайте нанесение «лишней информации»: отметка за правильно оформленную работу по предложенным заданиям может быть снижена на один балл в случае добавления в работу излишней информации)

5. Географические названия объектов подписывайте с заглавной буквы.

6. Работа должна быть выполнена аккуратно без грамматически ошибок (отметка за работу может быть снижена за небрежность и грамматические ошибки на один и более баллов).

Правила работы с контурной картой

 (памятка для учащихся)

1. Подберите материалы для выполнения задания на карте (текстовые карты, статистические материалы, текст учебника), выделите главное.

2. Проранжируйте показатели по 2-3 уровням – высокие, средние, низкие.

3. При помощи условных знаков, выбранных вами, выполните задание, условные знаки отобразите в легенде карты.

4. Правильно подпишите географические объекты – названия городов и поселков расположите по параллелям или параллельно северной рамки карты; надписи не должны перекрывать контуров других обозначений; надписи делайте по возможности мелко, но четко.                                                                          

5. Над северной рамкой (вверху карты) не забудьте написать название выполненной работы .                              

  6. Не забудьте подписать работу внизу карты!

  Помните: работать в контурных картах фломастерами и маркерами запрещено!

Оценка качества выполнения практических и самостоятельных работ по географии.

Отметка "5"

  • Практическая или самостоятельная работа выполнена в полном объеме с соблюдением необходимой последовательности. Учащиеся работали полностью самостоятельно: подобрали необходимые для выполнения предлагаемых работ источники знаний, показали необходимые для проведения практических и самостоятельных работ теоретические знания, практические умения и навыки.
  • Работа оформлена аккуратно, в оптимальной для фиксации результатов форме.
  • Форма фиксации материалов может быть предложена учителем или выбрана самими учащимися.

Отметка "4"

  • Практическая или самостоятельная работа выполнена учащимися в полном объеме и самостоятельно.
  • Допускается отклонение от необходимой последовательности выполнения, не влияющее на правильность конечного результата (перестановка пунктов типового плана при характеристике отдельных территорий или стран и т.д.).
  • Использованы указанные учителем источники знаний, включая страницы атласа, таблицы из приложения к учебнику, страницы из статистических сборников. Работа показала знание основного теоретического материала и овладение умениями, необходимыми для самостоятельного выполнения работы.
  • Допускаются неточности и небрежность в оформлении результатов работы.

Отметка "3"

  • Практическая работа выполнена и оформлена учащимися с помощью учителя или хорошо подготовленных и уже выполнивших на "отлично" данную работу учащихся. На выполнение работы затрачено много времени (можно дать возможность доделать работу дома). Учащиеся показали знания теоретического материала, но испытывали затруднения при самостоятельной работе с картами атласа, статистическими материалами, географическими инструментами.

Отметка "2"

  • Выставляется в том случае, когда учащиеся оказались не подготовленными к выполнению этой работы. Полученные результаты не позволяют сделать правильных выводов и полностью расходятся с поставленной целью. Обнаружено плохое знание теоретического материала и отсутствие необходимых умений. Руководство и помощь со стороны учителя и хорошо подготовленных учащихся неэффективны из-за плохой подготовки учащегося.

Оценка умений работать с картой и другими источниками географических знаний.

  • Отметка «5» - правильный, полный отбор источников знаний, рациональное их использование в определенной последовательности; соблюдение логики в описании или характеристике географических территорий или объектов; самостоятельное выполнение и формулирование выводов на основе практической деятельности; аккуратное оформление результатов работы.
  • Отметка «4» - правильный и полный отбор источников знаний, допускаются неточности в использовании карт и других источников знаний, в оформлении результатов.
  • Отметка «3» - правильное использование основных источников знаний; допускаются неточности в формулировке выводов; неаккуратное оформление результатов.
  • Отметка «2» - неумение отбирать и использовать основные источники знаний; допускаются существенные ошибки в выполнении задания и в оформлении результатов.
  • Отметка «1» - полное неумение использовать карту и источники знаний.

Формы текущего и итогового контроля (поурочный,  промежуточный, тематический, итоговый).

Контроль – неотъемлемая часть обучения. В зависимости от функций, которые выполняют контроль в учебном процессе, можно выделить три основных его вида:

- предварительный – установление исходного состояния сторон личности учащегося и, прежде всего, - исходного состояния познавательной  деятельности, в первую очередь, - индивидуального уровня каждого ученика.

- текущий – необходим для диагностирования хода дидактического процесса, выявления динамики последнего, сопоставления реально достигнутых на отдельных этапах результатов с запланированными.

- итоговый – учащиеся всегда должны знать. Что процесс усвоения имеет свои временные границы и должен закончиться определенным результатом, который будет оцениваться.

.

  1. 5. ЛИТЕРАТУРА

  1. Учебник:  В.П. Дронов, В.Я. Ром. География России. Население и хозяйство. 9  класс – М.: Дрофа, 2012.

Используемый УМК:

  1. В.П. Дронов. География. Рабочая тетрадь. Население и хозяйство России. К учебнику В.Я. Рома, В.П. Дронова, География России. Население и хозяйство. 9 класс – М.: Дрофа, 2008.
  2. Атлас. Экономическая и социальная география России. 9 класс.

       3.  Е. А. Жижина Универсальные поурочные разработки по географии – М.: «ВАКО», 2006

Дополнительная литература:

  1. За страницами учебника географии. – М.: Дрофа, 2005.
  2. Николина В. В., А. И. Алексеев. Методическое пособие по географии населения и хозяйства России М.: - Просвещение, 2002
  3. Климанова О. А., Наумова А. С. Методическое пособие. Олимпиады по географии.
  4. Программно – методические материалы. География. 6 – 9 кл. /Сост. В.И.Сиротин. – М.: Дрофа, 1998. – 192 с.
  5.   Сиротин В.И. Тесты для итогового контроля: 8-9 классы. – М.: ДРОФА, 2007.
  6. Интернет- ресурсы

  1. 6. СРЕДСТВА ОБУЧЕНИЯ

Учебные пособия (настенные карты)

  1. № п\п
  1. Класс
  1. Название таблицы
  1. 1.
  1. 9
  1. Россия. Физическая карта
  1. 2.
  1. 9
  1. Плотность населения России
  1. 3.
  1. 9
  1. Россия. Политическая карта.
  1. 4.
  1. 9
  1. Полезные ископаемые России
  1. Демонстрационное оборудование

  1. № п\п
  1. Оборудование
  1. 1
  1. Глобус
  1. 2
  1. Коллекции образцов минералов и полезных ископаемых

  1. ЛИСТ ВНЕСЕНИЯ ИЗМЕНЕНИЙ

Дата внесения изменений

 Содержание

Реквизиты документа (дата, № приказа)

Подпись лица, внесшего запись

ПРИЛОЖЕНИЯ

Перечень обязательной географической номенклатуры:

Название

раздела/темы

Список географических объектов, рекомендованных для изучения

в  9 классе

Количество

географических объектов

Географическое положение России

крайние точки станы:

моря, омывающие территорию России:

острова у б
регов России:

  • мыс Флигели (о.Рудольфа)
  • Балтийское

в Тихом океане:

  • мыс Челюскин
  • Азовское
  • Сахалин
  • гора Базардюзю
  • Черное
  • Командорские о-
    а
  • Балтийская коса
  • Белое
  • Курильские о-ва
  • мыс Дежнева
  • Баренцево
  • Шантарские о-ва
  • о.Ратманова
  • Карское
  • о.Ратманова

  • Лаптевых

в   Северном Ледовитом    океане:

  • Восточно - Сибирское
  • Врангеля

  • Чукотское
  • Новая Земля

  • Охотское
  • Новосибирские

  • Берингово
  • Северная Земля

  • Японское
  • Земля  Франца-Иосифа

  • Каспийское
  • о.Рудольфа

  • Соловецкие о-ва

 

в   Атлантическом   океане: 

  • о. Котлин

полуострова   России:

заливы у берегов России:

проливы  у берегов России:

  • Таймыр
  • Анадырский
  • Берингов
  • Камчатка
  • Енисейский
  • Лаперуза
  • Кольский
  • Обская губа
  • Кунаширский
  • Канин Нос
  • Таганрогский
  • Татарский
  • Чукотка
  • Финский
  • Карские Ворота
  • Ямал
  • Гданьский
  • Маточкин Шар
  • Таманский1
  • Шелихова
  • Вилькицкого

 

  • Дм. Лаптева

  • Лонга

  • Керченский

 

страны, соседствующие с Россией:

страны, входящие в СНГ (на 2011г.):

 

страны с морской  границей с Россией:

страны с сухопутной  границей с Россией:

  1. США
  1. Норвегия
  1. Украина
  1. Россия
  1. Япония
  1. Финляндия
  1.                   Грузия
  1. Белоруссия

  1. Латвия
  1. Азербайджан
  1. Украина

  1. Литва
  1. Казахстан
  1. Молдавия

  1. Эстония
  1. Китай
  1. Азербайджан

  1. Польша
  1. Монголия
  1. Армения

  1. Белоруссия
  1. КНДР    
  1. Казахстан

  1. Узбекистан

  1. Кыргызстан

  1. Таджикистан

  1. Туркмения

ИТОГО:   84 ОБЪЕКТА

«Машиностроение»

Научные центры и технополисы: Москва и города Подмосковья, Санкт-Петербург, Ростов-на-Дону, Екатеринбург, Новосибирск, Красноярск, Иркутск, Владивосток, Хабаровск,

Центры трудоемкого машиностроения: Санкт-Петербург, Москва, Воронеж, Нижний Новгород, Ярославль, Ульяновск, Саратов, Самара, Казань, Иркутск.

Центры металлоемкого машиностроения: Волгоград, Пермь, Нижний Тагил, Екатеринбург, Ижевск, Челябинск, Орск, Новосибирск, Барнаул, Красноярск.

9

10

10

  в разделе: 29

Тема: «ТЭК»

Нефтегазоносные месторождения: Самотлор, Уренгой, Ямбург, Астраханское.

Трубопроводы: с Тюменской области на запад.

ТЭЦ: Сургутская, Костромская, Рефтинская.

ГЭС: Волжский каскад, Красноярская, Саянская, Братская, Усть-Илимская.

АЭС: Нововоронежская, Ленинградская, Белоярская, Кольская.

ЕЭС: Единая энергосистема.

4

1

3

8

4

в разделе: 20

«Комплекс конструкционных материалов и химических веществ»

Центры черной металлургии: Череповец, Липецк, Старый Оскол, Магнитогорск, Нижний Тагил, Челябинск, Новокузнецк.

Центры цветной металлургии: Мончегорск, Кандалакша, Волхов, Медногорск, Орск, Норильск, Братск, Красноярск, Новосибирск.

Центры химико-лесного комплекса: Архангельск, Сыктывкар, Соликамск-Березники, Уфимско-Салаватский, Самара, Усолье-Сибирское, Енисейск, Усть-Илимск, Братск, Комсомольск-на-Амуре

7

9

10

в разделе: 26

«Инфраструктурный комплекс»

Порты: Новороссийск, Астрахань, Калининград, Санкт-Петербург, Выборг, Архангельск, Мурманск, Дудинка, Тикси, Владивосток, Находка, Петропавловск-Камчатский.

Ж/Д магистрали: Транссибирская, БАМ.

12

2

в разделе: 14

«Русская равнина»

Моря: Азовское, Балтийское, Баренцево, Белое.

Заливы: Кандалакшский, Онежская губа, Финский.

Острова: Вайгач, Валаам, Кижи, Колгуев, Соловецкие.

Полуострова: Канин, Кольский, Рыбачий.

Крайние точки: Балтийская коса.

Равнины: Кумо-Манычская впадина, Мещёрская низина, Окско-Донская, Печорская низменность, Приволжская возвышенность, Прикаспийская низменность, Северные Увалы, Среднерусская возвышенность, Тиманский  кряж.

Горы: Хибины.

Реки: Волга, Вятка, Дон, Кама, Мезень, Нева, Ока, Онега, Печора, Северная Двина,

Озёра: Баскунчак, Ильмень, Имандра, Каспийское море, Ладожское, Онежское, Псковское, Чудское, Эльтон.

Водохранилища: Волгоградское, Куйбышевское, Рыбинское, Цимлянское.

Каналы: Беломоро-Балтийский, Волго-Балтийский, Волго-Донской, имени Москвы.

Заповедники: Астраханский, Дарвинский, Кандалакшский, Лапландский, Приокско-Террасный, Самарская Лука.

Месторождения: Печерский каменноугольный бассейн, Подмосковный буроугольный бассейн, КМА, апатиты, руды черных и цветных металлов Кольского полуострова и Карелии, Соли Баскунчак.

Города: Мурманск, Архангельск, Мончегорск, Кандалакша, Череповец, Воркута, Москва, Пущино, Дубна, Троицк, Санкт-Петербург, Великий Новгород, Псков, Нижний Новгород, Владимир, Калининград, Ярославль, Воронеж, Липецк, Казань, Пенза, Самара, Ульяновск, Саратов, Волоград, Астрахань

ЭС: Кислогубская ПЭС, Кольская АЭС. 

4

3

5

3

1

9

1

10

9

4

4

6

6

26

2

в разделе: 93

«Кавказ»

Моря: Азовское, Чёрное.

Заливы: Таганрогский.

Проливы: Керченский.

Полуострова: Таманский.

Крайние точки: район горы Базардюзю.

Равнины: Кумо-Манычская впадина, Прикубанская низменность, Ставропольская возвышенность, Терско-Кумская низменность.

Горы: Большой Кавказ.

Вершины: Казбек, Эльбрус.

Реки: Дон, Кубань, Кума, Терек.

Озёра: Каспийское море, Маныч-Гудило.

Каналы: Ставропольский.

Заповедники: Тебердинский.

Месторождения: цветные металлы Большого Кавказа.

Города: Ростов-на-Дону, Новороссийск, Ставрополь, Краснодар, Сочи, Анапа, Туапсе, Пятигорск, Ессентуки, Кисловодск, Теберда.

2

1

1

1

1

4

1

2

4

2

1

1

1

11

в разделе: 33

”Урал”

Горы: Пай-Хой, Полярный Урал, Приполярный Урал, Северный Урал, Средний Урал, Южный Урал.

Вершины: Магнитная, Качканар, Народная, Ямантау.

Реки: Белая, Исеть, Северная Сосьва, Тура, Чусовая, Урал.

Заповедники: Башкирский, Ильменский, Печоро-Илычский.

Города: Екатеринбург, Челябинск, Уфа, Пермь, Оренбург, Магнитогорск, Соликамск, Березники, Краснотурьинск, Салават, Орск, Медногорск, Златоуст, Миасс, Соль-Илецк.

6

4

6

3

15

в разделе: 34

”Западная Сибирь”

Моря: Карское.

Заливы: Байдарацкая губа, Енисейский, Обская губа.

Острова: Белый.

Полуострова: Гыданский, Ямал.

Равнины: Барабинская низменность, Васюганская, Ишимская, Сибирские Увалы.

Реки: Иртыш, Ишим, Обь, Пур, Таз, Тобол.

Озёра: Кулундинское, Чаны.

Заповедники: Гыданский, Юганский.

1

3

1

2

4

6

2

2

в разделе: 21

«Средняя и Северо-Восточная Сибирь»

Моря: Восточно-Сибирское, Карское, Лаптевых.

Заливы: Енисейский, Хатангский.

Проливы: Вилькицкого, Дмитрия Лаптева.

Острова: Новосибирские остова, Северная Земля.

Полуострова: Таймыр.

Крайние точки: мыс Челюскин.

Равнины: Колымская низменность, плато Путорана, Приленское плато, Северо-Сибирская низменность, Среднесибирское плоскогорье, Центрально-Якутская, Яно-Индигирская низменность.

Горы: Ангарский кряж, Бырранга, Верхоянский хребет, Енисейский кряж, Оймяконское нагорье, хребет Черского.

Вершины: Победа.

Реки: Алдан, Ангара, Вилюй, Енисей, Индигирка, Колыма, Лена, Нижняя Тунгуска, Оленёк, Подкаменная Тунгуска, Хатанга, Яна.

Озёра: Таймыр.

Водохранилища: Вилюйское.

Заповедники: Арктический, Таймырский, Усть-Ленский.

3

2

3

2

1

1

7

6

1

12

1

1

3

в разделе: 43

«Горы Южной Сибири»

Равнины: Витимское плоскогорье.

Горы: Алданское нагорье, Алтай, Восточный Саян, Западный Саян, Кузнецкий Алатау, Салаирский кряж, Становое нагорье, Яблоновый хребет.

Вершины: Белуха.

Реки: Ангара, Аргунь, Бия, Катунь, Обь, Селенга, Шилка.

Озёра: Байкал, Телецкое.

Водохранилища: Братское, Красноярское.

Заповедники: Алтайский, Баргузинский.

1

8

1

7

2

2

2

в разделе: 23

«Дальний Восток»

Моря: Берингово, Охотское, Чукотское, Японское.

Заливы: Анадырский, Пенжинская губа, Шелихова.

Проливы: Берингов, Кунаширский, Лаперуза, Лонга, Петра Великого, Татарский.

Острова: Врангеля, Командорские, Курильские, Сахалин.

Полуострова: Камчатка, Чукотский.

Крайние точки: мыс Дежнева, остров Ратманова.

Равнины: Зейско-Бурейская, Среднеамурская низменность.

Горы: Джугджур, Колымское нагорье, Сихотэ-Алинь, Чукотское нагорье.

Вершины: Авачинская Сопка, Ключевская Сопка.

Реки: Амур, Анадырь, Зея, Камчатка, Уссури.

Озёра: Ханка.

Водохранилища: Зейское.

Заповедники: Кедровая Падь, Кроноцкий, ”Остров Врангеля”.

4

3

7

4

2

2

2

4

2

5

1

1

3

в разделе: 44

Сибирь и Дальний Восток

Месторождения: Западно-Сибирский нефтегазоносный бассейн, Кузнецкий каменноугольный бассейн, железные руды Горной Шории, цветные и редкие металлы Рудного Алтая, Тунгусский, Таймырский, Минусинский, Улуг-Хемский, Южно-Якутский каменноугольные бассейны, железные руды Хакасии, Забайкалья, Удоканское месторождение меди, цветные и редкие металлы Путорана и гор Забайкалья, Ленский, Зыранский, Нижнезейский буро– и каменноугольные бассейны, Охотский нефтегазоносный бассейн, цветные металлы Северо-Востока Сибири, золотые прииски Алдана и Бодайбо, Сихотэ-Алинь.

Города: Новосибирск, Омск, Томск, Тюмень, Сургут, Нижневартовск, Кемерово, Новокузнецк, Горно-Алтайск, Барнаул, Диксон, Дудинка, Норильск, Хатанга, Красноярск, Минусинск, Иркутск, Улан-Удэ, Чита, Усть-Илимск, Братск, Ангарск, Тикси, Мирный, Якутск, Верхоянск, Анадырь, Магадан, Благовещенск, Комсомольск-на-Амуре, Петропавловск-Камчатский, Южно-Сахалинск, Владивосток, Хабаровск, Уссурийск.

ЭС: Сургутская ТЭЦ.

Технополисы: Томск, Новосибирск, Омск.

Нефтяные концерны: «Лукойл», «ЮКОС», «Сургутнефтегаз».

Железнодорожные магистрали: Транссибирская, БАМ (Большая и Малая), Амуро-Якутская.

22

35

1

3

3

3

в разделе: 67

ИТОГО ЗА УЧЕБНЫЙ ГОД:                    531 ОБЪЕКТ

  1. Календарно-тематическое планирование 9 класс.

№ урока

Тема урока

Количество часов

Виды деятельности (лабораторные, практические работы)

Информационно-методическое обеспечение

Дата

Общая часть курса (28 часов)

1

Место России в мире. Политико-государственное устройство РФ.

1

04.09

2

ГП и границы России. Государственная территория России

1

Обозначение на контурной карте субъектов Российской Федерации

Презентация

05.09

3

Исторические особенности заселения и освоения территории России. Численность и естественный прирост.

1

Презентация

11.09

4

Национальный состав населения

1

Анализ карт населения

Презентация

12.09

5

Миграции населения

1

Определение и анализ основных статистических показателей, характеризующих население страны  в целом и её отдельных территорий

18.09

6

Городское и сельское население.  Расселение населения

1

Презентация

19.09

7

Рынок труда, занятость населения

 Выявление и объяснение территориальных аспектов межнациональных отношений

25.09

8

География основных типов экономики

26.09

9

Проблемы ресурсной основы экономики

02.10

10

Россия в современной мировой экономике.

Презентация

03.10

11

Научный комплекс

09.10

12

Машиностроительный комплекс

ПР№ 1

«Определение главных районов размещения трудоёмкого и металлоёмкого машиностроения по картам»

10.10

13

Топливно-энергетический комплекс.

Презентация

16.10

14

Нефтяная промышленность

ПР №2 «Составление характеристики одного из нефтяных бассейнов по картам и статистическим материалам»

17.10

15

Газовая промышленность

23.10

16

Угольная промышленность

ПР №  3

«Составление характеристики одного из угольных бассейнов по картам и статистическим материалам»

24.10

17

Электроэнергетика России

Презентация

30.10

18

Металлургический комплекс

ПР №  4

«Составление характеристики одной из металлургических баз по картам и статистическим материалам»

Презентация

31.10

19

Особенности географии металлургии черных, и цветных металлов.

ПР №  5

«Определение по картам главных факторов размещения металлургических предприятий по производству меди и алюминия»

13.11

20

Химико- лесной комплекс

ПР №  6

«Составление характеристики одной из  баз химической промышленности по картам и статистическим материалам»

14.11

21

Агропромышленный комплекс

ПР № 7 «Определение по картам основных районов выращивания зерновых и технических культур, главных районов  животноводства

20.11

22

Инфраструктурный комплекс

Презентация

21.11

23

Транспорт.

27.11

24

Связь.

Презентация

28.11

25

Жилищно-коммунальное хозяйство

Экскурсия на предприятие  «Рассвет»

04.12

26

Рекреационное хозяйство.

05.12

27

Обобщение по теме «Общая часть курса»

11.12

28

Тестирование по теме «Общая часть курса»

12.12

Региональная часть курса (38 часов)

29

Районирование территории России

ПР № 8«Анализ разных видов районирования»

18.12

30

Западный макрорегион — европейская Россия

19.12

31

Центральная Россия. Состав района.

25.12

32

Население Центральной России

26.12

33

Хозяйство Центральной России

15.01

34

Районы Центральной России. Москва и Московский столичный регион

ПР № 9 «Сравнение ГП и планировки двух столиц: Москвы и С. Петербурга.

Презентация

16.01

35

Географические особенности областей Центрального района.

ПР №10 «Составление картосхемы размещения народных промыслов Центральной России»

22.01

36

Волго-Вятский и Центрально-Черноземный районы

23.01

37

Северо-Западная Россия.

Презентация

29.01

38

Район древнего заселения.

ПР № 11 «Объяснение взаимодействия человека и природы на примере одной из территорий Центральной России»

30.01

39

Европейский Север

ПР №12 «Выявление и анализ условий для развития рекреационного хозяйства Европейского Севера».

05.02

40

Население: состав, традиции и культура.

Презентация

06.02

41

Хозяйство Европейского Севера

ПР № 13 «Составление и анализ схемы хозяйственных связей Двино-Печерскоого подрайона.»

12.02

42

Европейский Юг — Северный Кавказ

13.02

43

Население: национальный и религиозный состав населения.

19.02

44

Хозяйство района.

ПР №14 «Выявление и анализ условий для развития рекреационного хозяйства Европейского Юга».

20.02

45

Поволжье

ПР №15 «Изучение влияния истории населения и развития территории на этнический и религиозный состав населения»

Презентация

26.02

46

Население района.

27.02

47

 Хозяйство района

05.03

48

Экологические и водные проблемы района.

ПР №16 «Экологические и водные проблемы Волги — оценка и пути решения»

06.03

49

Урал.

ПР №17 «Определение тенденций хозяйственного развития Северного урала»

12.03

50

Население района

Презентация

13.03

51

Хозяйство района.

19.03

52

Антропогенное изменение природы Урала.

ПР №18 «Оценка экологической ситуации в разных частях Урала и пути решения экологических проблем»

20.03

53

Восточный макрорегион-азиатская часть

02.04

53

Обощение по теме «Западный макрорегион»

03.04

54

Западная Сибирь

ПР №19  «Составление описания Кузнецко-Алтайского ТПК».

10.04

55

Население района.

ПР №20 «Составление характеристики нефтяного комплекса»

11.04

56

Хозяйство района.

ПР №21 «Разработка по карте туристического маршрута»

17.04

57

Восточная Сибирь

ПР №22 «Оценка особенностей природы региона с позиций жизни в условиях города и села»

Презентация

18.04

58

Население района.

24.04

59

Хозяйство района

ПР №23 «Составление характеристики норильского промышленного узла»

25.04

60

Дальний Восток: особенности развития

02.05

61

Население района

ПР №24 «Выделение на карте индустриальных, транспортных, научных, оборонных центров района»

08.05

62

Хозяйство района

15.05

63

Основные пролблемы региона.

Учебная дискуссия «Свободные экономические зоны Дальнего востока, проблемы и перспективы»

16.05

64

Обощение по теме «Восточный макрорегион»

22.05

67

География России -  обощение по курсу

23.05

68

География России -  обощение по курсу

29.05

69

Обобщение по курсу «География населения и хозяйства России»

30.05

Используемый УМК:

  1. В.П. Дронов, В.Я.Ром. География России. Население и хозяйство. 9  класс – М.: Дрофа, 2009.
  2. В.П.Дронов. География. Рабочая тетрадь. Население и хозяйство России. К учебнику В.Я.Рома, В.П.Дронова „География России. Население и хозяйство“. 9 класс – М.: Дрофа, 2008.
  3. Атлас. Экономическая и социальная география России. 9 класс.

       4.  Виртуальная школа  Кирилла и Мефодия «Уроки географии 9 класс»

   

СПИСОК МЕТОДИЧЕСКОЙ ЛИТЕРАТУРЫ ПО ПРЕДМЕТУ

  1. В.П. Дронов, В.Я.Ром. География России. Население и хозяйство. 9  класс – М.: Дрофа, 2009.
  2. В.П.Дронов. География. Рабочая тетрадь. Население и хозяйство России. К учебнику В.Я.Рома, В.П.Дронова „География России. Население и хозяйство“. 9 класс – М.: Дрофа, 2008.
  3. Атлас. Экономическая и социальная география России. 9 класс.
  4. Виртуальная школа  Кирилла и Мефодия «Уроки географии 9 класс»
  5. Маерова Н.Ю. «Уроки географии 8 – 9 классы». Москва, «Дрофа», 2004 год.
  6. Перлов Л.Е. «Дидактические карточки-задания по географии. 8 – 9 классы». Москва, «Экзамен», 2010 год.
  7. Пятунин В.Б. «Проверка и оценка результатов обучения географии. Методическое пособие». Москва, «АСТ», 2003 год.
  8. Интернет –ресурсы: http://www.openclass.ru/ ; http://pedsovet.su; http://geo.1september.ru/urok; http://collection.cross-edu.ru/catalog/


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Рабочая программа, календарно тематическое планирование, технологическая карта по математике для 11 классов

Учебная программа по математике для 11 классов содержит календарно-тематический план к УМК С.М. Никольского и Л.С. Атанасяна, рабочую программу и технологическую карту.План составлен по изучению...

Рабочая программа,календарно - тематическое планирование и технологическая карта по математике 11 класс

Рабочая программа по математике, календарно - тематическое планирование и технологическая карта для профильного  11 класса (8 часов):алгебра и начала анализа (4 часов) профильный курс к УМК под р...

Рабочая программа, календарно-тематическое планирование и технологическая карта по математике для 10 класса

Рабочая программа, календарно-тематическое планирование и технологическая карта по математике для 10 класса, профильный курс составлена из расчёта 8 часов математики в неделю:алгебра и начала анализа ...

Рабочая программа + календарно-тематическое планирование по географии 10 - 11 класс

Рабочая  программа составлена на основе Федерального Государственного стандарта,  программы для среднего (полного) общего образования по географии, созданной на основе федерального компонент...

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА + КАЛЕНДАРНО-ТЕМАТИЧЕСКОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ ПО ГЕОГРАФИИ 7 КЛАСС

Данная программа составлена на основе программы для среднего (полного) общего образования по географии. Базовый уровень.            Исходными док...

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА+КАЛЕНДАРНО-ТЕМАТИЧЕСКОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ ПО ГЕОГРАФИИ 8 КЛАСС

  Рабочая  программа составлена на основе Федерального Государственного стандарта, программы основного общего образования по географии 8 класс.Составитель: С.В. Курчина: География. 6-...

Рабочая программа, Календарно-тематическое планирование 7 класс География

Календарно-тематическое планирование к рабочей программе о географии 7 класс...