Урок географии по теме: «Размещение и миграции населения».
план-конспект урока по географии (10 класс) по теме

Мамонтова Елена Алексеевна

Тема: Размещение и миграция населения.

Цели и задачи:

Сформировать представление учащихся  об основных чертах размещения населения по территории суши и установить причины неравномерности размещения; видами миграций населения и причинами  вызывающие миграции.

Продолжить развитие умений работы с географическими картами, таблицами для анализа, конкретизации отдельных положений  темы; производить необходимые сравнения.

Воспитывать чувство ответственности при подготовке к уроку, умение слушать одноклассников, а так же использовать свой жизненный опыт, информацию СМИ для конкретизации темы урока.

Урок разработан с учетом календарно-тематического планирования. Это третий урок по теме: "Население мира". По типу урок - изучение нового материала.

Структура и содержание данного урока определены поставленными целями и задачами:

  • Использование фрагмента видеофильма для постановки, раскрытия и актуализации темы урока;
  • Сообщение нового материала с использованием систематизирующих таблиц и картосхем;
  • Постановка проблемного вопроса для закрепления изученного материала;
  • Итоговое закрепление в форме взаимопроверки;
  • Домашнее задание с учетом РУВ учащихся.

На уроке используются:

следующие методы- репродуктивные: словесный, наглядный, практический;  эвристические: частично-поисковый с переходом на проблемный.

формы работы: фронтальная; работа в парах; индивидуальная.

Материал урока излагается доступно, научно обоснованно. На уроке используются элементы разноуровневого обучения (воспроизведение материала и анализ).

Время на уроке  распределено рационально. Связки между этапами логичны. Урок выглит как единое целое.

ТСО, наглядные пособия, дидактический материал  используется в соответствии с целями и задачами урока.

Контроль усвоения знаний ведется в течении выполнения заданий. Осуществляется контроль в форме фронтальной работы, индивидуальной работы и в форме взаимной проверки.

 

 

 

 

 

 

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon razmeshchenie_i_migracii_naseleniya_.doc53.5 КБ
Microsoft Office document icon prilozhenie1.doc45.5 КБ

Предварительный просмотр:

Тема: Размещение и миграции населения.

Цели и задачи:

Сформировать представление учащихся  об основных чертах размещения населения по территории суши и установить причины неравномерности размещения; видами миграций населения и причинами  вызывающие миграции.

Продолжить развитие умений работы с географическими картами, таблицами для анализа, конкретизации отдельных положений  темы; производить необходимые сравнения.

Воспитывать чувство ответственности при подготовке к уроку, умение слушать одноклассников, а так же использовать свой жизненный опыт, информацию СМИ для конкретизации темы урока.

Оборудование:

Карты "Плотность населения мира", "Политическая карта мира"; атлас, учебник,

тетрадь, фрагмент видеофильма, словарь, раздаточный материал (каждому ученику).

Ход урока:

Использование фрагмента видеофильма для постановки, раскрытия и актуализации темы урока.

 I) Изучение нового материала.

1. Размещение населения на Земле.

На земном шаре население размещается крайне неравномерно. Около 70 % всего человечества проживает на 7 % территории. В восточном полушарии проживает больше людей, чем в западном полушарии. В северном полушарии больше, чем в южном полушарии. 15 % суши - совершенно не освоено людьми. Это области с экстремальными природными условиями. Естественно, что люди заселяли и осваивали в первую очередь наиболее благоприятные для жизни и богатые различными условиями и ресурсами территории.

Средняя плотность населения 45 чел/км, но за этим показателем могут скрываться очень большие различия между отдельными территориями. Наряду с этим около 50 % обитаемой суши имеют среднюю плотность 5 чел/км.

Определенная численность и плотность населения - необходимые предпосылки для развития каждой страны.

Каковы же показатели min и max плотности населения и для каких районов они характерны?

2. Практическое задание.

2.1 Проанализируйте карту «Плотность населения мира» в атласе и заполните схему:

Размещение населения

_________________                            ____________________                        ________________

_________________                            ____________________                        ________________

_________________                            ____________________                        ________________

Приложение 1.1

Что же влияет на размещение населения в мире и в отдельной стране? Давайте выясним.

2.2 Практическое задание.

Сопоставьте и проанализируйте карты «Плотность населения мира» и «Физическая карта мира». Заполните таблицу. Сделайте выводы.

 

Государство

Китай

Канада

Австралия

Россия

Материк

Max плотность

Где?

Почему?

Min плотность

Где?

Почему?

 Вывод: _____________________________________________________________________________

____________________________________________________________________________________

Приложение 1.2

3. Миграции населения.

"Люди, - писал Н.Н. Баранский, - не перелетные птицы, их переселение объясняется не биологическими, а общественными законами".

Ученик (работа со словарем):

Миграции - перемещение населения с одного места жительства на другое.

Приложение 1.3

Международные миграции населения возникли в глубокой древности, продолжились в древние века - прежде всего в эпоху Великих географических открытий, но наибольшее развитие получили в эпоху капитализма.

Самый большой миграционный взрыв начался в 19 веке в Европе, "выталкивание" части населения  - свободные Земли и спрос на рабочую силу. Из Европы выехало 60 млн. человек.

Азия - китайские и индийские рабочие - вербовались для работы на плантациях и рудниках.

США, Канада, Бразилия, Аргентина, Австралия.

После Второй Мировой войны размеры международных миграций снова стали возрастать и к концу 20 века - " миграционный взрыв".

Ученик (работа с дополнительной литературой)

Приложение 1.4

Каковы же виды миграций и причины влияющие на перемещение населения мира?

4. Практическое задание.

4.1 У Вас на столах лежат карточки с названиями видов миграций. Посмотрите на схему и давайте попробуем классифицировать виды миграций.

Миграции

__________________                                                                                     _______________________

_____________________________

_____________________________

_____________________________

_____________________________

Приложение 1.5

4.2 Работа с учебником стр. 65-66;

Какие причины вызывают перемещение населения?

Виды миграций

Причины

Откуда?   Куда?

1

2

3

4

5

Вывод: ______________________________________________________________________________

_____________________________________________________________________________________

Приложение 1.6

II) Закрепление пройденного материала.

Исследования причин перемещения жителей  из регионов России в НПР, проведенные 1998 году показали, что 100% опрошенных были подвигнуты к перемещению именно первичными потребностями. При этом, на первое место - 89% ставят потребности в стабильном заработке,

11% - возможность безопасного продолжения рода, 2% - возможность получения жилья.

Давайте представим, какие последствия повлекут за собой: отсутствие вакантных рабочих мест, политика руководителей Норильского комбината на сворачивание производства.

Итоговое закрепление в форме взаимопроверки; выставление оценок в журнал.

 

III) Домашнее задание (по выбору учащихся):

1)Упражнение № 9, стр. 77;

2)Упражнение № 9 (дополнительное), стр. 78;

3)Упражнение № 10, стр. 78;



Предварительный просмотр:

Урок по теме: Размещение и миграции населения мира.

Приложение 1.1

Размещение населения

средняя плотность                               наибольшая плотность                          наименьшая плотность

      населения                                               населения                                                    населения

45 чел/км                                                   более 600 чел/км                                    менее 1 чел/км

                                                              1 Юго-восточная Азия                          на каждом материке

                                                              2 Южная Азия

                                                              3 Европа

                                                              4 Восток С.А

Приложение 1.2      

Размещение населения мира. Причины неравномерного размещения населения.

Государство

Китай

Канада

Австралия

Россия

Материк

Евразия

Северная Америка

Австралия

Евразия

Max плотность

600

100-200

1-10

200-600

Где?

побережье Т.О

побережье А.О

Юго-восток

Центр, юг

Почему?

природные условия

историческое заселение

природные условия

экономические

центры

Min плотность

менее 1

менее 1

менее 1

менее 1

Где?

запад

север

центр

север

Почему?

горы Гималаи

суровые условия

пустыни

суровые условия

Вывод: Размещение населения крайне неравномерное. Можно выделить несколько причин: природный фактор, исторические условия заселения, социально-экономические условия.

Приложение 1.3

Использовать Географический энциклопедический словарь. Географические названия. Гл. редактор А.Ф. Трешков. – М: Советская энциклопедия, 1993 год.

Приложение 1.4

Комментарии:

В начале 80-90-х гг эмиграция из бывшего СССР приняла обвальный характер. Так, в 90-е года страну покинуло 600 тыс. граждан. В 91-м отток увеличился вдвое. Эта цифра значительно выросла в 92-м году. Сейчас эмиграция из РФ сократилась, за последние 2 года колеблется в пределах 50-100 тыс.

Классической страной эмиграции в 19 в. была Ирландия. За несколько десятилетий после великого голода в 40-х гг население этой страны из-за эмиграции уменьшилось почти вдвое. И теперь в Ирландии проживает только половина ирландцев. В США более 40 млн. лиц ирландского происхождения - в 12 раз больше, чем жителей Ирландии.

В Нью-Йорке больше пуэрториканцев, чем в Сан-Хуане, больше ирландцев, чем в Дублине, евреев, чем в Тель-Авиве. По числу жителей негритянского происхождения Нью-Йорк занимает первое место среди городов США.

В 1900 г. каждый гражданин США за год передвигался в среднем на 698 км, в основном, от дома до работы. В 80-е годы такое передвижение достигло 20 тыс. км в год, увеличившись с начала века почти в 27 раз. В Западной Европе аналогичные показатели - в полтора-два раза ниже.

В Западной Европе насчитывается 12-13 млн. иностранных рабочих.

В США в 1995 г. легальных иммигрантов насчитывалось около 14 млн. человек.

Самое удивительное в том, что в ОАЭ, например, доля рабочих - иммигрантов достигает 90%, а в Кувейте, Саудовской Аравии и Катаре - 70-80% всей рабочей силы. В среднем, мигранты составляют 65% населения этого региона.

Приложение 1.5

Миграция населения

?

внешние миграции                                                                                               внутренние миграции

иммиграция                                                трудовые миграции                         село ---- город

эмиграция                                                   "Утечка умов"                                "Маятниковые" миграции

                                                                      "Беженцы"

                                                                      сезонные миграции

                                                                      депортация            

Приложение 1.6

Миграции населения мира. Причины влияющие на миграции.

Виды миграций

Причины миграций

Откуда? Куда?

Трудовые

Социально-экономические;

Из развивающихся в экономически развитые страны

"Утечка умов"

Переманивание высококвалифицированных специалистов

Из наименее развитых стран в более экономически развитые

Освоение новых территорий

Колонизация и освоение новых территорий

Характерен для больших по тер-рии стран с разной плотностью населения

Село ----- Город

Социально-экономические;

Из села в город

Беженцы

Политические конфликты;

Военные конфликты;

Районы экологических бедствий;

Из районов бедствия в наиболее благополучные районы;

Вывод: Главные причины вызывающие перемещение населения: экономические, политические, военные конфликты, религиозные.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Конспект урока "Размещение и миграции населения мира"

Разработка урока для 10 класса по теме "Размещение и миграции населения мира" с использованием мультимедийного учебника как средства самостоятельной работы учащихся...

Размещение и миграции населения 10 класс Методическая разработка урока

Методическая разработка урока географии «Размещение и миграции населения» 10 класс. Урок изучения нового материала. Цель урока: сформировать представление об особенностях размещения населения на...

Урок географии по теме Размещение, миграция и структура населения Мира

Урок направлен на изучение нового материала по теме "Размещение, миграция и структура населения Мира". Сопровождается учебной презентацией. Контроль знаний в конце урока осуществляется с помощью теста...

Урок Размещение и миграции населения, 10 класс

Урок и презентация составлены по теме "География населения мира" к учебнику Максаковского В.П. "Экономическая и социальная география мира"....

урок" Размещение и миграции населения мира"

Вопросы миграции населения в современном мире ,это то, с чем современный подросток сталкивается в своей повседневной жизни.Объяснить и научить давать правильную оценку этому явлению, это помочь подрос...

Разработка открытого урока "Размещение и миграции населения мира", 10 класс

Данный урок разработан для 10 класса. Учтены все современные требования для проведения интересного, красочного урока. Использованы современные средства....

Методическая разработка к открытому уроку географии по теме:Япония: территория, границы, население, хозяйство.

Методическая разработка к открытому уроку географии по теме:Япония: территория, границы, население, хозяйство. Используются видеофрагменты и презентация....