Урок географии по теме: «Размещение и миграции населения».
план-конспект урока по географии (10 класс) по теме
Тема: Размещение и миграция населения.
Цели и задачи:
Сформировать представление учащихся об основных чертах размещения населения по территории суши и установить причины неравномерности размещения; видами миграций населения и причинами вызывающие миграции.
Продолжить развитие умений работы с географическими картами, таблицами для анализа, конкретизации отдельных положений темы; производить необходимые сравнения.
Воспитывать чувство ответственности при подготовке к уроку, умение слушать одноклассников, а так же использовать свой жизненный опыт, информацию СМИ для конкретизации темы урока.
Урок разработан с учетом календарно-тематического планирования. Это третий урок по теме: "Население мира". По типу урок - изучение нового материала.
Структура и содержание данного урока определены поставленными целями и задачами:
- Использование фрагмента видеофильма для постановки, раскрытия и актуализации темы урока;
- Сообщение нового материала с использованием систематизирующих таблиц и картосхем;
- Постановка проблемного вопроса для закрепления изученного материала;
- Итоговое закрепление в форме взаимопроверки;
- Домашнее задание с учетом РУВ учащихся.
На уроке используются:
следующие методы- репродуктивные: словесный, наглядный, практический; эвристические: частично-поисковый с переходом на проблемный.
формы работы: фронтальная; работа в парах; индивидуальная.
Материал урока излагается доступно, научно обоснованно. На уроке используются элементы разноуровневого обучения (воспроизведение материала и анализ).
Время на уроке распределено рационально. Связки между этапами логичны. Урок выглит как единое целое.
ТСО, наглядные пособия, дидактический материал используется в соответствии с целями и задачами урока.
Контроль усвоения знаний ведется в течении выполнения заданий. Осуществляется контроль в форме фронтальной работы, индивидуальной работы и в форме взаимной проверки.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
razmeshchenie_i_migracii_naseleniya_.doc | 53.5 КБ |
prilozhenie1.doc | 45.5 КБ |
Предварительный просмотр:
Тема: Размещение и миграции населения.
Цели и задачи:
Сформировать представление учащихся об основных чертах размещения населения по территории суши и установить причины неравномерности размещения; видами миграций населения и причинами вызывающие миграции.
Продолжить развитие умений работы с географическими картами, таблицами для анализа, конкретизации отдельных положений темы; производить необходимые сравнения.
Воспитывать чувство ответственности при подготовке к уроку, умение слушать одноклассников, а так же использовать свой жизненный опыт, информацию СМИ для конкретизации темы урока.
Оборудование:
Карты "Плотность населения мира", "Политическая карта мира"; атлас, учебник,
тетрадь, фрагмент видеофильма, словарь, раздаточный материал (каждому ученику).
Ход урока:
Использование фрагмента видеофильма для постановки, раскрытия и актуализации темы урока.
I) Изучение нового материала.
1. Размещение населения на Земле.
На земном шаре население размещается крайне неравномерно. Около 70 % всего человечества проживает на 7 % территории. В восточном полушарии проживает больше людей, чем в западном полушарии. В северном полушарии больше, чем в южном полушарии. 15 % суши - совершенно не освоено людьми. Это области с экстремальными природными условиями. Естественно, что люди заселяли и осваивали в первую очередь наиболее благоприятные для жизни и богатые различными условиями и ресурсами территории.
Средняя плотность населения 45 чел/км, но за этим показателем могут скрываться очень большие различия между отдельными территориями. Наряду с этим около 50 % обитаемой суши имеют среднюю плотность 5 чел/км.
Определенная численность и плотность населения - необходимые предпосылки для развития каждой страны.
Каковы же показатели min и max плотности населения и для каких районов они характерны?
2. Практическое задание.
2.1 Проанализируйте карту «Плотность населения мира» в атласе и заполните схему:
Размещение населения
_________________ ____________________ ________________
_________________ ____________________ ________________
_________________ ____________________ ________________
Приложение 1.1
Что же влияет на размещение населения в мире и в отдельной стране? Давайте выясним.
2.2 Практическое задание.
Сопоставьте и проанализируйте карты «Плотность населения мира» и «Физическая карта мира». Заполните таблицу. Сделайте выводы.
Государство | Китай | Канада | Австралия | Россия |
Материк | ||||
Max плотность | ||||
Где? | ||||
Почему? | ||||
Min плотность | ||||
Где? | ||||
Почему? |
Вывод: _____________________________________________________________________________
____________________________________________________________________________________
Приложение 1.2
3. Миграции населения.
"Люди, - писал Н.Н. Баранский, - не перелетные птицы, их переселение объясняется не биологическими, а общественными законами".
Ученик (работа со словарем):
Миграции - перемещение населения с одного места жительства на другое.
Приложение 1.3
Международные миграции населения возникли в глубокой древности, продолжились в древние века - прежде всего в эпоху Великих географических открытий, но наибольшее развитие получили в эпоху капитализма.
Самый большой миграционный взрыв начался в 19 веке в Европе, "выталкивание" части населения - свободные Земли и спрос на рабочую силу. Из Европы выехало 60 млн. человек.
Азия - китайские и индийские рабочие - вербовались для работы на плантациях и рудниках.
США, Канада, Бразилия, Аргентина, Австралия.
После Второй Мировой войны размеры международных миграций снова стали возрастать и к концу 20 века - " миграционный взрыв".
Ученик (работа с дополнительной литературой)
Приложение 1.4
Каковы же виды миграций и причины влияющие на перемещение населения мира?
4. Практическое задание.
4.1 У Вас на столах лежат карточки с названиями видов миграций. Посмотрите на схему и давайте попробуем классифицировать виды миграций.
Миграции
__________________ _______________________
_____________________________
_____________________________
_____________________________
_____________________________
Приложение 1.5
4.2 Работа с учебником стр. 65-66;
Какие причины вызывают перемещение населения?
№ | Виды миграций | Причины | Откуда? Куда? |
1 | |||
2 | |||
3 | |||
4 | |||
5 |
Вывод: ______________________________________________________________________________
_____________________________________________________________________________________
Приложение 1.6
II) Закрепление пройденного материала.
Исследования причин перемещения жителей из регионов России в НПР, проведенные 1998 году показали, что 100% опрошенных были подвигнуты к перемещению именно первичными потребностями. При этом, на первое место - 89% ставят потребности в стабильном заработке,
11% - возможность безопасного продолжения рода, 2% - возможность получения жилья.
Давайте представим, какие последствия повлекут за собой: отсутствие вакантных рабочих мест, политика руководителей Норильского комбината на сворачивание производства.
Итоговое закрепление в форме взаимопроверки; выставление оценок в журнал.
III) Домашнее задание (по выбору учащихся):
1)Упражнение № 9, стр. 77;
2)Упражнение № 9 (дополнительное), стр. 78;
3)Упражнение № 10, стр. 78;
Предварительный просмотр:
Урок по теме: Размещение и миграции населения мира.
Приложение 1.1
Размещение населения
средняя плотность наибольшая плотность наименьшая плотность
населения населения населения
45 чел/км более 600 чел/км менее 1 чел/км
1 Юго-восточная Азия на каждом материке
2 Южная Азия
3 Европа
4 Восток С.А
Приложение 1.2
Размещение населения мира. Причины неравномерного размещения населения.
Государство | Китай | Канада | Австралия | Россия |
Материк | Евразия | Северная Америка | Австралия | Евразия |
Max плотность | 600 | 100-200 | 1-10 | 200-600 |
Где? | побережье Т.О | побережье А.О | Юго-восток | Центр, юг |
Почему? | природные условия | историческое заселение | природные условия | экономические центры |
Min плотность | менее 1 | менее 1 | менее 1 | менее 1 |
Где? | запад | север | центр | север |
Почему? | горы Гималаи | суровые условия | пустыни | суровые условия |
Вывод: Размещение населения крайне неравномерное. Можно выделить несколько причин: природный фактор, исторические условия заселения, социально-экономические условия.
Приложение 1.3
Использовать Географический энциклопедический словарь. Географические названия. Гл. редактор А.Ф. Трешков. – М: Советская энциклопедия, 1993 год.
Приложение 1.4
Комментарии:
В начале 80-90-х гг эмиграция из бывшего СССР приняла обвальный характер. Так, в 90-е года страну покинуло 600 тыс. граждан. В 91-м отток увеличился вдвое. Эта цифра значительно выросла в 92-м году. Сейчас эмиграция из РФ сократилась, за последние 2 года колеблется в пределах 50-100 тыс.
Классической страной эмиграции в 19 в. была Ирландия. За несколько десятилетий после великого голода в 40-х гг население этой страны из-за эмиграции уменьшилось почти вдвое. И теперь в Ирландии проживает только половина ирландцев. В США более 40 млн. лиц ирландского происхождения - в 12 раз больше, чем жителей Ирландии.
В Нью-Йорке больше пуэрториканцев, чем в Сан-Хуане, больше ирландцев, чем в Дублине, евреев, чем в Тель-Авиве. По числу жителей негритянского происхождения Нью-Йорк занимает первое место среди городов США.
В 1900 г. каждый гражданин США за год передвигался в среднем на 698 км, в основном, от дома до работы. В 80-е годы такое передвижение достигло 20 тыс. км в год, увеличившись с начала века почти в 27 раз. В Западной Европе аналогичные показатели - в полтора-два раза ниже.
В Западной Европе насчитывается 12-13 млн. иностранных рабочих.
В США в 1995 г. легальных иммигрантов насчитывалось около 14 млн. человек.
Самое удивительное в том, что в ОАЭ, например, доля рабочих - иммигрантов достигает 90%, а в Кувейте, Саудовской Аравии и Катаре - 70-80% всей рабочей силы. В среднем, мигранты составляют 65% населения этого региона.
Приложение 1.5
Миграция населения
?
внешние миграции внутренние миграции
иммиграция трудовые миграции село ---- город
эмиграция "Утечка умов" "Маятниковые" миграции
"Беженцы"
сезонные миграции
депортация
Приложение 1.6
Миграции населения мира. Причины влияющие на миграции.
Виды миграций | Причины миграций | Откуда? Куда? |
Трудовые | Социально-экономические; | Из развивающихся в экономически развитые страны |
"Утечка умов" | Переманивание высококвалифицированных специалистов | Из наименее развитых стран в более экономически развитые |
Освоение новых территорий | Колонизация и освоение новых территорий | Характерен для больших по тер-рии стран с разной плотностью населения |
Село ----- Город | Социально-экономические; | Из села в город |
Беженцы | Политические конфликты; Военные конфликты; Районы экологических бедствий; | Из районов бедствия в наиболее благополучные районы; |
Вывод: Главные причины вызывающие перемещение населения: экономические, политические, военные конфликты, религиозные.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Конспект урока "Размещение и миграции населения мира"
Разработка урока для 10 класса по теме "Размещение и миграции населения мира" с использованием мультимедийного учебника как средства самостоятельной работы учащихся...
Размещение и миграции населения 10 класс Методическая разработка урока
Методическая разработка урока географии «Размещение и миграции населения» 10 класс. Урок изучения нового материала. Цель урока: сформировать представление об особенностях размещения населения на...
Урок географии по теме Размещение, миграция и структура населения Мира
Урок направлен на изучение нового материала по теме "Размещение, миграция и структура населения Мира". Сопровождается учебной презентацией. Контроль знаний в конце урока осуществляется с помощью теста...
Урок Размещение и миграции населения, 10 класс
Урок и презентация составлены по теме "География населения мира" к учебнику Максаковского В.П. "Экономическая и социальная география мира"....
урок" Размещение и миграции населения мира"
Вопросы миграции населения в современном мире ,это то, с чем современный подросток сталкивается в своей повседневной жизни.Объяснить и научить давать правильную оценку этому явлению, это помочь подрос...
Разработка открытого урока "Размещение и миграции населения мира", 10 класс
Данный урок разработан для 10 класса. Учтены все современные требования для проведения интересного, красочного урока. Использованы современные средства....
Методическая разработка к открытому уроку географии по теме:Япония: территория, границы, население, хозяйство.
Методическая разработка к открытому уроку географии по теме:Япония: территория, границы, население, хозяйство. Используются видеофрагменты и презентация....