Урок Размещение и миграции населения, 10 класс
план-конспект урока по географии (10 класс) по теме

Горбунова Елена Юрьевна

Урок и презентация составлены по теме "География населения мира" к учебнику Максаковского В.П. "Экономическая и социальная география мира".

Скачать:


Предварительный просмотр:

Учитель географии и экономики высшей квалификационной категории

Горбунова Елена Юрьевна

E-mail: lissa9@yandex.ru

Тема «Размещение и миграции населения, их виды»

Цели урока:

1. Сформировать знания об особенностях распределения населения.

2. Дать представление о масштабах миграции

3. Обучить приемам самостоятельного добывания информации.

Тип урока: изучение нового материала

Средства обучения: учебник, атлас для 10-го класса, настенная политическая карта мира, папки со статистическим материалом, презентация

Ход урока

I Организационный момент – 1-2 мин.

II Актуализация знаний – 2-3 мин.

Ребята, в прошлом году вы уже знакомились с понятиями размещение населения, плотность, миграции. Как вы думаете, а каковы причины неравномерного размещения населения? Слайд

Возможные варианты ответа: разные природные условия, влияло на развитие сельского хозяйства; наличие минеральных ресурсов, обуславливало развитие промышленности и рост городов; желание торговать приводило к концентрации населения вблизи транспортных путей.

- Равномерно ли размещено население России? (нет, выделяют «треугольник расселения»)

III Изучение нового материала – 28-30 минут

В мире в целом в размещении населения тоже наблюдаются большие контрасты:

- около 70% населения проживают на 7 % суши;

- на половине суши плотность населения менее 5 чел на км2;

- необитаемо 15 % суши;

- 80% населения размещается на равнинах (28% от площади).

Ученику показать на карте исключительно плотно заселенные горы (Анды на территории Перу, Боливии)

Средняя плотность населения 49 человек на кв. км. – См. карту плотности населения в атласе

Велики различия между показателями плотности в странах мира. Слайд Максимальная плотность – в карликовых государствах (Монако – 15300 чел/ км2., Сингапур – 4800 чел/ км2), лидер в мире – Бангладеш – 1084 чел/ км2. Минимальная плотность в Суринаме - 3 чел/км2, Австралии – 2,8 чел/ км2, Намибии – 2,6 чел/ км2, Монголии – 2 чел/ км2.

Учитель показывает страны на карте.

- Ребята, давайте в папках с раздаточным (статистическим) материалом на анаморфированной карте найдем Бангладеш, Монголию и Австралию.

- По какому принципу построена данная карта?

Различия между значениями плотности есть и внутри отдельных крупных стран.

- Найдите в атласе примеры стран с неравномерным размещением населения.

(ученики находят Канаду, Австралию, Египет, Бразилию, говорят где размещена основная часть населения в этих странах)

Неравномерность размещения населения часто приводит к миграциям

Класс вспоминает из курса 9 класса понятие миграции.

Миграция – переселение людей из одного места в другое на некоторое время или навсегда.

Затем вместе с учителем уточняет его.

Существует множество форм/видов пространственной мобильности населения, но не все считаются миграцией. Механическое движение населения можно подразделить на 4 основные вида Слайд (под запись):

Возвратное

Безвозвратное

Внутрипоселенное

Эпизодические перемещения

Смена места жительства внутри населенного пункта

Межпоселенное

Студенты, рабочие городов-спутников и пригородов

МИГРАЦИЯ

Миграции подразделяют на международные или внешние (понятия «эмиграция» и «иммиграция») и внутригосударственные или внутренние.

Причины миграции могут быть подразделены на факторы «выталкивания» и «притяжения»

(выводятся совместно с классом) Слайд

Факторы выталкивания:

Факторы притяжения:

- низкая заработная плата

- безработица

- дефицит жилья

- социальные перевороты

- неблагоприятные климатические условия

- нетерпимость

- природные катаклизмы

- высокая заработная плата

- возможность трудоустроиться

-улучшение жилищных условия

- стабильная социальная обстановка

- благоприятные климатические условия

- толерантность

- высокий уровень культуры

Ребята, обратите внимание: на первых местах стоят причины, связанные с материальным благополучием (наличие работы, жилья). Это не случайно. Подавляющая часть современных мигрантов в мире – это трудовые мигранты.

В зарубежном мире существует три центра притяжения трудовых ресурсов (под запись):

- Западная Европа;

- США;

- страны Персидского залива.

Ребята, дома вы должны были выполнить небольшое исследование, результаты которого оформляли в виде эссе объемом не более одной печатной страницы (допускалось рукописное выполнение работы).

Тема приглашения к исследованию № 1

«Страны Персидского залива постепенно перестают быть арабскими»

Тема приглашения к исследованию № 2

«Поощрение трудовой эмиграции становится государственной программой для некоторых стран»

Тема приглашения к исследованию № 3

«Трудовая миграция в страны Западной Европы: решение социально-экономических проблем в регионе или их обострение?»

Пожалуйста, сдайте свои эссе.

IV Закрепление материала – 3 минуты

- Покажите на карте наиболее плотно заселенные страны (наименее плотно, неравномерно заселенные)

- Назовите три центра притяжения трудовых мигрантов в зарубежном мире.

V Рефлексия – 1-2 минуты

- Что на сегодняшнем уроке заинтересовало вас больше всего?

VI Домашнее задание – 1 минута

Тема 3, § 3 учебника Максаковского В.П.


Предварительный просмотр:


Подписи к слайдам:

Слайд 1

Размещение и миграции населения, их виды Учитель географии: Горбунова Елена Юрьевна

Слайд 2

Каковы причины неравномерного размещения населения? разные природные условия влияли на развитие сельского хозяйства; наличие минеральных ресурсов обуславливало развитие промышленности и рост городов; желание торговать приводило к концентрации населения вблизи транспортных путей.

Слайд 3

Контрасты в размещении населения - около 70% населения проживают на 7 % суши; - на половине суши плотность населения менее 5 чел на кв.км; - необитаемо 15 % суши; - 80% населения размещается на равнинах (28% от площади).

Слайд 5

Различия между показателями плотности в странах мира: Велики различия между показателями плотности в странах мира. Максимальная плотность – в карликовых государствах (Монако – 15300 чел/кв.км., Сингапур – 4800 чел/кв.км), лидер в мире – Бангладеш – 1084 чел/кв.км. Минимальная плотность в Суринаме - 3 чел/км, Австралии – 2,8 чел/кв.км, Намибии – 2,6 чел/кв.км, Монголии – 2 чел/кв.км.

Слайд 6

Анаморфированная карта «Численность населения стран мира»

Слайд 7

Механическое движение населения можно подразделить на 4 основные вида: Возвратное Безвозвратное Внутри-поселенное Межпосе-ленное

Слайд 8

Возвратное Безвозвратное Внутри-поселенное Эпизодические перемещения Межпосе-ленное

Слайд 9

Возвратное Безвозвратное Внутри-поселенное Эпизодические перемещения Смена места жительства внутри населенного пункта Межпосе-ленное

Слайд 10

Возвратное Безвозвратное Внутри-поселенное Эпизодические перемещения Смена места жительства внутри населенного пункта Межпосе-ленное Студенты, рабочие городов-спутников и пригородов

Слайд 11

Возвратное Безвозвратное Внутри-поселенное Эпизодические перемещения Смена места жительства внутри населенного пункта Межпосе-ленное Студенты, рабочие городов-спутников и пригородов МИГРАЦИЯ

Слайд 12

Факторы выталкивания - низкая заработная плата - безработица - дефицит жилья - социальные перевороты - неблагоприятные климатические условия - нетерпимость - природные катаклизмы Факторы притяжения: - высокая заработная плата - возможность трудоустроиться -улучшение жилищных условия - стабильная социальная обстановка - благоприятные климатические условия - толерантность - высокий уровень культуры

Слайд 13

Тема приглашения к исследованию № 1 «Страны Персидского залива постепенно перестают быть арабскими» Тема приглашения к исследованию № 2 «Поощрение трудовой эмиграции становится государственной программой для некоторых стран» Тема приглашения к исследованию № 3 «Трудовая миграция в страны Западной Европы: решение социально-экономических проблем в регионе или их обострение?»


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Конспект урока "Размещение и миграции населения мира"

Разработка урока для 10 класса по теме "Размещение и миграции населения мира" с использованием мультимедийного учебника как средства самостоятельной работы учащихся...

Размещение и миграции населения 10 класс Методическая разработка урока

Методическая разработка урока географии «Размещение и миграции населения» 10 класс. Урок изучения нового материала. Цель урока: сформировать представление об особенностях размещения населения на...

Урок географии по теме: «Размещение и миграции населения».

Тема: Размещение и миграция населения.Цели и задачи:Сформировать представление учащихся  об основных чертах размещения населения по территории суши и установить причины неравномерности размещения...

Размещение и миграции населения мира. 10 класс

Плотность населения. густозаселенные районы мира, виды миграций....

урок" Размещение и миграции населения мира"

Вопросы миграции населения в современном мире ,это то, с чем современный подросток сталкивается в своей повседневной жизни.Объяснить и научить давать правильную оценку этому явлению, это помочь подрос...

Размещение и миграции населения мира. Анимированный тест. 10-11 класс

Образовательный ресурс представляет собой анимированный тест, предназначенный для проверки уровня знаний по теме "Размещение и миграции населения мира". По окончании работы с тестом автоматически выст...

Разработка открытого урока "Размещение и миграции населения мира", 10 класс

Данный урок разработан для 10 класса. Учтены все современные требования для проведения интересного, красочного урока. Использованы современные средства....