Урок Размещение и миграции населения, 10 класс
план-конспект урока по географии (10 класс) по теме
Урок и презентация составлены по теме "География населения мира" к учебнику Максаковского В.П. "Экономическая и социальная география мира".
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
tema_razmeshchenie_i_migratsii_naseleniya.doc | 41.5 КБ |
razmeshchenie_naseleniya_migratsii.ppt | 232 КБ |
Предварительный просмотр:
Учитель географии и экономики высшей квалификационной категории
Горбунова Елена Юрьевна
E-mail: lissa9@yandex.ru
Тема «Размещение и миграции населения, их виды»
Цели урока:
1. Сформировать знания об особенностях распределения населения.
2. Дать представление о масштабах миграции
3. Обучить приемам самостоятельного добывания информации.
Тип урока: изучение нового материала
Средства обучения: учебник, атлас для 10-го класса, настенная политическая карта мира, папки со статистическим материалом, презентация
Ход урока
I Организационный момент – 1-2 мин.
II Актуализация знаний – 2-3 мин.
Ребята, в прошлом году вы уже знакомились с понятиями размещение населения, плотность, миграции. Как вы думаете, а каковы причины неравномерного размещения населения? Слайд
Возможные варианты ответа: разные природные условия, влияло на развитие сельского хозяйства; наличие минеральных ресурсов, обуславливало развитие промышленности и рост городов; желание торговать приводило к концентрации населения вблизи транспортных путей.
- Равномерно ли размещено население России? (нет, выделяют «треугольник расселения»)
III Изучение нового материала – 28-30 минут
В мире в целом в размещении населения тоже наблюдаются большие контрасты:
- около 70% населения проживают на 7 % суши;
- на половине суши плотность населения менее 5 чел на км2;
- необитаемо 15 % суши;
- 80% населения размещается на равнинах (28% от площади).
Ученику показать на карте исключительно плотно заселенные горы (Анды на территории Перу, Боливии)
Средняя плотность населения 49 человек на кв. км. – См. карту плотности населения в атласе
Велики различия между показателями плотности в странах мира. Слайд Максимальная плотность – в карликовых государствах (Монако – 15300 чел/ км2., Сингапур – 4800 чел/ км2), лидер в мире – Бангладеш – 1084 чел/ км2. Минимальная плотность в Суринаме - 3 чел/км2, Австралии – 2,8 чел/ км2, Намибии – 2,6 чел/ км2, Монголии – 2 чел/ км2.
Учитель показывает страны на карте.
- Ребята, давайте в папках с раздаточным (статистическим) материалом на анаморфированной карте найдем Бангладеш, Монголию и Австралию.
- По какому принципу построена данная карта?
Различия между значениями плотности есть и внутри отдельных крупных стран.
- Найдите в атласе примеры стран с неравномерным размещением населения.
(ученики находят Канаду, Австралию, Египет, Бразилию, говорят где размещена основная часть населения в этих странах)
Неравномерность размещения населения часто приводит к миграциям
Класс вспоминает из курса 9 класса понятие миграции.
Миграция – переселение людей из одного места в другое на некоторое время или навсегда.
Затем вместе с учителем уточняет его.
Существует множество форм/видов пространственной мобильности населения, но не все считаются миграцией. Механическое движение населения можно подразделить на 4 основные вида Слайд (под запись):
Возвратное | Безвозвратное | |
Внутрипоселенное | Эпизодические перемещения | Смена места жительства внутри населенного пункта |
Межпоселенное | Студенты, рабочие городов-спутников и пригородов | МИГРАЦИЯ |
Миграции подразделяют на международные или внешние (понятия «эмиграция» и «иммиграция») и внутригосударственные или внутренние.
Причины миграции могут быть подразделены на факторы «выталкивания» и «притяжения»
(выводятся совместно с классом) Слайд
Факторы выталкивания: | Факторы притяжения: |
- низкая заработная плата - безработица - дефицит жилья - социальные перевороты - неблагоприятные климатические условия - нетерпимость - природные катаклизмы | - высокая заработная плата - возможность трудоустроиться -улучшение жилищных условия - стабильная социальная обстановка - благоприятные климатические условия - толерантность - высокий уровень культуры |
Ребята, обратите внимание: на первых местах стоят причины, связанные с материальным благополучием (наличие работы, жилья). Это не случайно. Подавляющая часть современных мигрантов в мире – это трудовые мигранты.
В зарубежном мире существует три центра притяжения трудовых ресурсов (под запись):
- Западная Европа;
- США;
- страны Персидского залива.
Ребята, дома вы должны были выполнить небольшое исследование, результаты которого оформляли в виде эссе объемом не более одной печатной страницы (допускалось рукописное выполнение работы).
Тема приглашения к исследованию № 1
«Страны Персидского залива постепенно перестают быть арабскими»
Тема приглашения к исследованию № 2
«Поощрение трудовой эмиграции становится государственной программой для некоторых стран»
Тема приглашения к исследованию № 3
«Трудовая миграция в страны Западной Европы: решение социально-экономических проблем в регионе или их обострение?»
Пожалуйста, сдайте свои эссе.
IV Закрепление материала – 3 минуты
- Покажите на карте наиболее плотно заселенные страны (наименее плотно, неравномерно заселенные)
- Назовите три центра притяжения трудовых мигрантов в зарубежном мире.
V Рефлексия – 1-2 минуты
- Что на сегодняшнем уроке заинтересовало вас больше всего?
VI Домашнее задание – 1 минута
Тема 3, § 3 учебника Максаковского В.П.
Предварительный просмотр:
Подписи к слайдам:
Каковы причины неравномерного размещения населения? разные природные условия влияли на развитие сельского хозяйства; наличие минеральных ресурсов обуславливало развитие промышленности и рост городов; желание торговать приводило к концентрации населения вблизи транспортных путей.
Контрасты в размещении населения - около 70% населения проживают на 7 % суши; - на половине суши плотность населения менее 5 чел на кв.км; - необитаемо 15 % суши; - 80% населения размещается на равнинах (28% от площади).
Различия между показателями плотности в странах мира: Велики различия между показателями плотности в странах мира. Максимальная плотность – в карликовых государствах (Монако – 15300 чел/кв.км., Сингапур – 4800 чел/кв.км), лидер в мире – Бангладеш – 1084 чел/кв.км. Минимальная плотность в Суринаме - 3 чел/км, Австралии – 2,8 чел/кв.км, Намибии – 2,6 чел/кв.км, Монголии – 2 чел/кв.км.
Анаморфированная карта «Численность населения стран мира»
Механическое движение населения можно подразделить на 4 основные вида: Возвратное Безвозвратное Внутри-поселенное Межпосе-ленное
Возвратное Безвозвратное Внутри-поселенное Эпизодические перемещения Межпосе-ленное
Возвратное Безвозвратное Внутри-поселенное Эпизодические перемещения Смена места жительства внутри населенного пункта Межпосе-ленное
Возвратное Безвозвратное Внутри-поселенное Эпизодические перемещения Смена места жительства внутри населенного пункта Межпосе-ленное Студенты, рабочие городов-спутников и пригородов
Возвратное Безвозвратное Внутри-поселенное Эпизодические перемещения Смена места жительства внутри населенного пункта Межпосе-ленное Студенты, рабочие городов-спутников и пригородов МИГРАЦИЯ
Факторы выталкивания - низкая заработная плата - безработица - дефицит жилья - социальные перевороты - неблагоприятные климатические условия - нетерпимость - природные катаклизмы Факторы притяжения: - высокая заработная плата - возможность трудоустроиться -улучшение жилищных условия - стабильная социальная обстановка - благоприятные климатические условия - толерантность - высокий уровень культуры
Тема приглашения к исследованию № 1 «Страны Персидского залива постепенно перестают быть арабскими» Тема приглашения к исследованию № 2 «Поощрение трудовой эмиграции становится государственной программой для некоторых стран» Тема приглашения к исследованию № 3 «Трудовая миграция в страны Западной Европы: решение социально-экономических проблем в регионе или их обострение?»
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Конспект урока "Размещение и миграции населения мира"
Разработка урока для 10 класса по теме "Размещение и миграции населения мира" с использованием мультимедийного учебника как средства самостоятельной работы учащихся...
Размещение и миграции населения 10 класс Методическая разработка урока
Методическая разработка урока географии «Размещение и миграции населения» 10 класс. Урок изучения нового материала. Цель урока: сформировать представление об особенностях размещения населения на...
Урок географии по теме: «Размещение и миграции населения».
Тема: Размещение и миграция населения.Цели и задачи:Сформировать представление учащихся об основных чертах размещения населения по территории суши и установить причины неравномерности размещения...
Размещение и миграции населения мира. 10 класс
Плотность населения. густозаселенные районы мира, виды миграций....
урок" Размещение и миграции населения мира"
Вопросы миграции населения в современном мире ,это то, с чем современный подросток сталкивается в своей повседневной жизни.Объяснить и научить давать правильную оценку этому явлению, это помочь подрос...
Размещение и миграции населения мира. Анимированный тест. 10-11 класс
Образовательный ресурс представляет собой анимированный тест, предназначенный для проверки уровня знаний по теме "Размещение и миграции населения мира". По окончании работы с тестом автоматически выст...
Разработка открытого урока "Размещение и миграции населения мира", 10 класс
Данный урок разработан для 10 класса. Учтены все современные требования для проведения интересного, красочного урока. Использованы современные средства....