Методическая разработка к открытому уроку географии по теме:Япония: территория, границы, население, хозяйство.
методическая разработка по географии (11 класс) на тему
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
tema_uroka._yaponiya.docx | 131.59 КБ |
Предварительный просмотр:
Тема урока: Япония: территория, границы, население, хозяйство
Цели: Сформировать представление о территории, населении и хозяйстве страны; продолжить формирование навыков работы с картой, различными источниками информации; развивать умение слушать, конспектировать, выделять главное; воспитывать уважение к духовной культуре японского народа.
Задачи урока:
1. Изучить основные черты ЭГП, проблемы использования территории, природных и сырьевых ресурсов, национальном составе, размещении населения;
2. Продолжить развитие умений составлять географическую характеристику страны, использовать различные источники географической информации;
3. Выявить особенности социально – экономического развития экономики. Рассмотреть явление, получившее название в литературе «японское чудо». Показать территориальную структуру хозяйства.
4. Способствовать формированию нравственных ценностей и эстетического отношения к источнику жизни, красоты, духовной культуре японского народа.
Оборудование: интерактивная доска, компьютеры, карты Японии (физическая и экономическая), политическая карта мира, атласы, мультимедийная презентация «Япония», сообщения учащихся, раздаточный материал (приложения)
Тип урока: Комбинированный урок
Методы: наглядные, имитационные, практические, сообщения, самостоятельная работа с электронным учебником, работа с экранными средствами, работа в тетради.
Формы организации учебной деятельности: самостоятельная практическая деятельность, сообщения.
Межпредметные связи: история, обществознание, товароведение, химия.
Структура урока:
План
- Япония – «страна наоборот»
- История страны и состав территории.
- Особенности населения. Демографическая политика.
- Влияние ЭГП на развитие страны, его изменение во времени.
- «Японское чудо» - высокие темпы экономического развития, глубокая модернизация экономики:1) Какие факторы способствовали формированию «экономического чуда»? 2)Как повлияла ограниченность природного и трудового потенциала на экономическое развитие страны?
Ход урока
Вступительное слово учителя
Играет японская музыка, на экране фрагмент фильма «Япония»
- Япония – «Страна наоборот». В этой удивительной стране пальто подает женщина, руль в машине справой стороны, кошки бесхвостые, здесь пишут сверху вниз, едят палочками, спят на полу, а белый цвет является траурным.
- О какой стране идет речь? (слайд 1)
Называется тема, цель и план урока (слайд2-3)
В течение урока учащиеся набирают баллы. Выставляются оценки деятельности учащихся на уроке по критериям:
Критерии оценивания:
50 и более баллов –«5»
49-20–«4»
19-10-«3»
Менее 10 –«2»
А понять и узнать эту своеобразную страну нам помогут наши эксперты.
Выступления учащихся с сообщениями
- История страны и состав территории (слайд 4-13)
Слайды №4-5
Преподаватель: Япония (яп. Ниппон, Нихон, официал, яп. Ниппон-коку, Нихон-коку) - островное государство в Восточной Азии. В составе территории Японии около 4 тыс. островов, протянувшихся с
северо-востока на юго-запад почти на 3,5 тыс. км. Крупные инженерные сооружения (подводные тоннели, мосты) способствуют связям между главными островами страны. Япония один из ближайших и значительнейших соседей России.
Япония является конституционной монархией. Конституция Японии вступила в силу 3 мая 1947 г. ив значительной степени подготовлена оккупационными властями США. Девятая статья Конституции Японии провозглашает отказ государства от права вести войну и иметь вооружённые силы. Фактически, однако, Япония имеет армию Силы самообороны Японии.
После Второй Мировой войны Японии было запрещено имея свои вооруженные силы. Статья 9 Конституции Японии запрещала стране иметь свою армию и участвовать в войнах. В Японии существовали только небольшие силы самообороны.
15 декабря 2006 г. существующее положение вещей получи; юридическое оформление. Было учреждено министерство оборон, и силы самообороны официально трансформированы в вооружен ные силы. Изменения в Конституции Японии позволяют применят вооруженные силы в международных миротворческих операциях, закрепляя фактическое положение вещей.
Слайд № 6
По Конституции наследственный император Японии - «символ государства и единства народа», все государственные назначения и решения производит по представлению Кабинета, который и несёт за них ответственность. Существуют правовые теории, согласно которым император - духовный лидер нации, но не глава государства (и, таким образом, Япония - фактически республика), но они не общепризнанны. С 1989 г. императором Японии является Акихито (название эры - Хэйсэй). А с недавнего времени в конституцию Японии внесена поправка на значительное влияние голоса народа на правящие органы японских округов Якохито.
Слайды № 7- 8
Японцы с особой любовью и очень бережно относятся к родной земле. Поэтичным символом Японии стала гора Фудзияма - самая высокая вершина страны, достигающая 3776 метров. Большая часть Японии расположена в теплой климатической зоне с ярко выраженными временами года. Японцы любят и тонко чувствуют природу, и в каждом из четырех сезонов они находят неповторимую прелесть и поэзию.
Это высокоразвитая страна, по объему ВВП она занимает третье место в мире после США и Китая.
2. Вспомните историю формирования Японского государства, чтобы объяснить в дальнейшем специфику развития.
История Японии берет свое начало в 13000-300 гг. до н. э. Японские археологи датируют этот период как японский неолит, для которого характерны охота, рыболовство и сбор растений. Этот период так же имеет всеобъемлющее название Дзёмон (буквально - след веревки) по характерному рисунку на керамике того времени. Во внешних атрибутах синтоистских храмов много общего, но это объясняется тем, что история единого японского государства насчитывает полтора тысячелетия (с IV века н. э.)
Слайд №9
В отличие от Европы в Японии существовало два уровня правительств: сёгунат в Эдо и правительства в каждом хане по всей стране. В 1603 г., во время сёгуната Токугава было положено начало изоляции Японии от остального мира в связи с начавшейся торговой и культурной экспансией европейцев. Общество в период Токугава, в отличие от времен предыдущих сёгунатов, было построено на основе строгой классовой иерархии, которую начал создавать еще Тоётоми Хидэёси. На вершине иерархии находился класс воинов-самураев, затем шли классы крестьян, ремесленников и торговцев.
• Кого в Японии называли самураями?
Слайд №10
В феодальной Японии в широком смысле — светские феодалы, начиная от крупных владетельных князей (даймё) и кончая мелкими дворянами; в узком и наиболее часто употребляемом значении I военно-феодальное сословие мелких дворян. Хотя слова «самураи» Щ «буси» очень близки по значению, но все же «буси» (воин) это болс( широкое понятие, и оно не всегда относится к самураю. Так же, I некоторых определениях, самурай это японский рыцарь.
По иронии истории, именно строгость кастовой системы, в конечном счете, привела к ее «размыванию». Налоги на крестьян были установлены в фиксированном размере, который не учитывал инфляцию и другие изменения в денежной системе. В результате, налоги, собираемые землевладельцами-самураями, все время уменьшались. Зачастую это приводило к копфронтациям между благородными, но бедными самураями и зажиточными крестьянами.
В середине XIX столетия альянс между властями нескольких провинций и Императором привел к окончанию правления сёгуната Токугава и к реставрации власти Императора. Официальный конец правлению сегунов династии Токугава наступил в 1868 г., после того как последний, 15-й, сёгун Токугава, Токугава Ёсинобу, подписал отречение в пользу императора.
История Японии.
Государственная символика.
Слайд № 11 (Сообщение учащихся)
Государственный флаг - белое полотно с большим красным кругом в середине, олицетворяющем восходящее солнце. Не случайно Японию называют «страной восходящего солнца». Согласно легенде традиция этого флага берет начало в XIII в. во время монгольского нашествия в Японию. Флаг был предложен японскому императору, считающемуся потомком богини Солнца, буддийскими монахами.
Слайды № 12-13
Флаг начал рассматриваться как государственный в эпоху национальной реставрации после 1868 г.
Это интересно: учащиеся могут увидеть, как выглядело боевое японское знамя - трофей Красной Армии.
Императорская печать Японии (яп. кику но гомон) - символ в виде жёлтой или оранжевой 16-лепестковой хризантемы. Начиная с периода Камакура, считается эмблемой японских императоров и членов японской императорской семьи.
Императорская печать иногда используется в качестве государственного герба, хотя официального герба страны в Японии не существует.
Изображение императорской печати состоит из центрального круга, окружённого шестнадцатью лепестками, снаружи их окружает второй ряд лепестков.
Как личная печать изображение хризантемы впервые было использовано императором Го-Тоба. В качестве мона императорского дома изображение хризантемы было принято с 1869 г. Во времена реставрации Мэйдзи согласно указу 1871 г. никому не было разрешено использовать эту печать кроме императора Японии. После Второй Мировой войны этот запрет был отменен.
- Особенности населения. Демографическая политика.
За последние десятилетия характер естественного движения населения резко изменился. Япония стала первым государством в Азии, перешедшим от второго к первому типу воспроизводства. Продолжительность жизни населения – важнейший показатель, характеризующий качество жизни и состояния здоровья нации.
Япония – нация здоровых людей с самым низким показателем детской смертности в мире – 4 на 1000 (в США – 8 на 1000; в России – 18 на 1000) и самым высоким уровнем продолжительности жизни (мужчины 76 лет, женщины 83 года). Это самые высокие показатели в мире.В России женщины -72 года, мужчины -62 года.
Япония – страна высокой культуры и сплошной грамотности, где обучению и воспитанию детей уделяется большое внимание с раннего детства. В стране существует «культ ребенка». Японцы уверены, что рождение ребенка – это дань умершим предкам, способ снова вернуть их к жизни. Не случайно 5 мая в Японии отмечается День детей.
Задание для учащихся: Заполнить таблицу « Особенности населения». Сначала синей пастой заполнить те колонки, ответы на вопросы которых ученики уже знают, а затем после проверки учащиеся продолжают заполнять таблицу с помощью различных источников информации (приложение 1)
Дополнительная информация: Электронное пособие образовательная коллекция «География 10кл», показ фрагмента видеофильма «Япония» - Японский город, деревня.
Самостоятельная работа – заполнение таблицы с помощью электронного пособия, просмотра фрагмента фильма « Япония», сообщений Учащиеся обмениваются таблицами, проверяют и выставляют баллы предложенные в таблице.
Проверка таблицы (слайд 14-17)
Религии страны (слайды 18-23)
Японцы очень верующая нация. Религии пришедшие из Индии, Китая повлияли на культуру и литературу японцев.
В современной Японии в основном распространены две основных религии: Ситоизм и буддизм.
Ситоизм – это древнейшая японская религия. Ее название происходит от слова «синто» - «путь богов» В основе ее лежит поклонение всевозможным ками – сверх естественным существам. Основные виды ками – это:
- духи природы (ками гор, рек, ветра, дождя и т.д.)
- незаурядные личности
- силы и способности, заключенные в людях и природе
- духи умерших
- В Японии поклоняются бесчисленному количеству ками. Например ,ребенок является воплощением ками предка (удзигами), поэтому в Японии с большим уважением относятся к маленьким детям.
Выступление учащихся (приложение 2)
Вывод. Взаимовлияние религий.
В отличие от культур стран Запада в культуре Японии наблюдается значительное пересечение и взаимовлияние всех ее религий. Несмотря на периодически вспыхивавшие религиозные конфликты и споры (обычно за близость к государственной власти), большую часть времени этим вероучениям приходилось сосуществовать. Особенно близко пересечение буддизма и синтоизма - как уже отмечалось, часто один храм является местом поклонения и буддам, и ками.
В течение жизни японцы часто отправляют обряды разных религий в разных жизненных ситуациях. Скажем, женятся по христианскому обряду, а хоронят по буддийскому. Это совершенно естественно и не вызывает никаких трудностей. Связано это именно с тем, что религия, прежде всего, ассоциируется с определенной обрядностью (разного характера, эстетики и стоимости), и японцы просто проявляют завидную практичность. Цель же всех вероучений полагается одинаковой - снятие жизненных осложнений, а потому и противоречий не возникает...
Традиции в Японии (слайд 24-27)
Японцы свято чтут старинные обряды и традиции, к числу которых относятся почитание старших, кимоно, особенности японской кухни, сервировка стола, чайная церемония, икебана, бонсай.
Краткие сообщения: икебана, бонсай, каллиграфия, живопись, чайная церемония (приложение 3)
- Экономико - географическое и политико – географическое положение Японии. Влияние ЭГП на развитие страны, его изменение во времени.
Япония – древнее государство. Однако длительный период изоляции привел к тому, что вплоть до 20 века она была как бы спрятана от глаз европейцев.
Япония входит в « большую восьмерку «, что говорит о ее высоком экономическом развитии, но не является членом НАТО и других объединений, потому что ее удаленность от большинства стран затрудняет процесс интеграции. Островное положение Японии в центре Азиатско – тихоокеанского региона открывает ей возможности для участия в международном географическом разделении труда.
Со времен второй мировой войны Япония не имеет мирного договора с Россией. Без достаточных оснований предъявляет претензии России на острова Курильской гряды:
Кунашир, Иртуруп, Шиконан, Хабомаи.
Сообщения учащихся: (приложение 5) Из истории исследования и открытия Курил. Почему Курильские острова являются спорными? В чем суть проблемы «северных территорий» Слайды (29-31)
В заключение данного историко-политологического обзора можно сделать ряд выводов:
- Проблема «северных территорий» существует.
- Курилы, населенные коренными жителями - айнами, явились объектом колониального захвата, как со стороны России, так и Японии, и потому считаться «исконно-русскими территориями» не могут.
- Исторически Северные и Средние Курилы были захвачены русскими казаками, а Южные Курилы, включая Хабомаи, - японцами.
- В соответствии с Симодским трактатом (1855 года) Южные Курилы, а в соответствии с Санкт-Петербургским трактатом (1875 года) все Курильские острова подпадают под юрисдикцию Японии и активно осваиваются ими.
- В 1945 году в соответствии с секретными ялтинскими договорённостями стран-победителей за то, что СССР вступает в войну с Японией, Советскому Союзу в качестве военного трофея должны были быть переданы все Курилы. Не дожидаясь юридического оформления указанной передачи, СССР в том же году оккупировал все острова, объявил их советской территорией, а чуть позже насильно выселил всех японцев.
- В 1951 году состоялась конференция в Сан-Франциско для заключения мирного договора с Японией. В связи с тем, что СССР нарушил ряд ялтинских договорённостей по послевоенному устройству в Европе, в договоре с подачи США записано, что Курильские острова не принадлежат ни СССР, ни Японии, в результате чего СССР отказался подписать Мирный договор.
- В 1956 году СССР, пытаясь улучшить отношения с восточным соседом, подписал Советско-японскую декларацию, где записано, что СССР готов отдать Японии острова Хабомаи, Шикотан после заключения Мирного договора. Однако из-за того, что зависимая тогда от США Япония заключила Договор о безопасности с США, в соответствии с которым на островах размещалось современное наступательное американское оружие, Советский Союз в одностороннем порядке отказался от положений Декларации.
- Почти через 50 лет принадлежности Курил СССР и России социально-экономическая ситуация на островах остается крайне тяжёлой, острова так и остались необустроенными.
- Исходя из принципов «законности и справедливости», надо признать, что Япония имеет моральное и юридическое право претендовать, по крайней мере, на Южные Курилы.
10)Необходимо всячески поддерживать наметившуюся тенденцию к сближению, решить территориальный вопрос и заключить Мирный договор с Японией, поставив точку во второй мировой войне. Это позволит России резко изменить геополитическую ситуацию на Востоке, нормализовать российско-японские отношения, получить мощного инвестора в освоение богатств Дальнего Востока.
5. Хозяйство Японии. «Японское чудо» - высокие темпы экономического развития
Япония - вторая страна мира по совокупной экономической мощи после США. В Азиатско-Тихоокенском регионе она занимает лидирующее положение. К середине 1990-х годов положение Японии ещё более упрочилось, хотя финансовые проблемы конца 1990-х годов подорвали отдельные экономические показатели страны:
• страна сегодня является крупнейшим финансовым центром мира, из десяти крупнейших банков мира шесть были ЯПОНСКИМИ, лидирующее положение принадлежало банку «Токио-Мицубиеи» (однако в 1999 году только один этот банк остался в десятке); из десяти крупнейших ТНК мира шесть были японскими, первые два места занимали «Мицубиси», «Мицуи» (однако в 1999 г. они находились уже в третьей десятке и лишь одна ТНК - НТТ - занимала первую);
- доля средств на НИОКР в ВВП достигает 3%, и это самая высокая доля в мире;
- по национальному доходу на душу населения вышла на 3-е место после Швейцарии и Люксембурга;
- по уровню развития многих отраслей промышленности занимает 1-е место в мире: в судостроении, производстве легковых автомобилей, станкостроении, производстве электронной продукции общего назначения, роботов, продукции микроэлектроники; в целом доля промышленной продукции Японии в мире изменялась следующим образом: в 1900 году -2,4 %, 1950 году - 2,9 %, 1990 году - 8,6 %, 2000 году - 7,2 %. (слайд 1-13)
Япония занимает 2-е место после США по автомобильному парку, плотность транспортной сети самая высокая в мире, в транспортном обслуживании экономики и населения всё большую роль играют высокоскоростные автомобильные и железнодорожные магистрали;
- начав значительно позже других стран строительство АЭС, Япония достигла и здесь значительных результатов - в стране работают 20 станций;
- ещё 2-3 десятилетия назад уровень заработной платы японского рабочего был в 4 раза ниже, чем в развитых странах, сегодня это один из самых «дорогих» рабочих в мире, образ жизни японца 1990-х годов поразительно отличается даже от 1970-х годов: характерно широкое проникновение электронной и компьютерной техники в быт, высокая степень автомобилизации.
Япония - одна из наиболее урбанизированных стран мира, и в отличие от западноевропейских стран и США доля урбанизированного населения продолжает расти;
- страна имеет самый высокий в мире уровень продолжительности жизни, самую низкую младенческую смертность;
- располагая крайне ограниченными земельными ресурсами для сельскохозяйственной деятельности, самообеспеченность сельскохозяйственной продукцией достигает почти 50 %, и это также уникальное явление, но интенсификации производства, по продуктивности сельского хозяйства Япония опережает западноевропейские страны и США.
Вопросы:
- По какому пути развивалась сначала промышленность Японии?
Ответ: По эволюционному пути.
- Какие факторы способствовали формированию «экономического чуда»?
Факторы «экономического чуда»:
- Важнейшую роль в индустриализации Японии сыграли США.
- Были проведены демократические реформы (конституция 1947года).
- Распущены японские семейные концерны - «дзайбацу», которые монополизировали экономику.
- Была проведена реформа в сельском хозяйстве, ликвидировано крупное землевладение, земля была передана в пользование крестьянам
- Страна экономила колоссальные средства на развитие собственных НИОКР за счёт приобретений лицензий и патентов.
- Кроме того, в это время были относительно низкие цены на мировом рынке на минеральное сырье и топливо.
- Япония имела дешевую рабочую силу по сравнению с другими развитыми странами, тщательно разрабатывалась система управления рабочей силой.
- Япония после поражения в войне имела право тратить не более 1 % ВВП на оборону.
- Для страны всегда была характерна высокая степень государственного регулирования: каждые пять лет составляется план-прогноз.
Задание: Читая электронное пособие «Хозяйство Японии» заполните таблицу (приложение 6)
В содержательном блоке «Экономика Японии» содержатся следующие пункты.
1.Оценка природного потенциала Японии.
2.Особенности характеристики и развития хозяйства.
3.Характеристика промышленности.
4.Внешнеэкономические связи.
5.Региональные различия.
Блок оценивается по набранным баллам.
Критерии оценивания:
31 балл –«5»
29-24–«4»
23-15-«3»
Менее 15 –«2»
Таблица: Хозяйство Японии
Зарядка для учащихся в традициях Японии (поклоны, для глаз и дыхания)
Закрепление: Проверка таблицы: слайд13-22 Вывод: Удобство и гармония в любой сфере повседневной жизни, стремление к современности и привязанность к традициям, культурный, интеллектуальный, физический капитал нации играет особую роль в достижении экономических высот Японии.
Итог урока: Выставляются оценки деятельности учащихся на уроке по критериям:
Критерии оценивания:
50 и более баллов –«5»
49-20–«4»
19-10-«3»
Менее 10 –«2»
Задание на дом.
Рефлексия: Учащимся предлагается оценить урок и свои знания, ответив на вопросы: Как ты оцениваешь полученные сегодня знания (глубокие, осознанные, предстоит осознать, неосознанные). Понравился ли тебе урок.
Приложение 1.
Территория. История Японии.
Государственная символика.
Слайд № 11 (Сообщение учащихся)
Государственный флаг - белое полотно с большим красным кругом в середине, олицетворяющем восходящее солнце. Не случайно Японию называют «страной восходящего солнца». Согласно легенде традиция этого флага берет начало в XIII в. во время монгольского нашествия в Японию. Флаг был предложен японскому императору, считающемуся потомком богини Солнца, буддийскими монахами.
Слайды № 12-13
Флаг начал рассматриваться как государственный в эпоху национальной реставрации после 1868 г.
Это интересно: учащиеся могут увидеть, как выглядело боевое японское знамя - трофей Красной Армии.
Императорская печать Японии (яп. кику но гомон) - символ в виде жёлтой или оранжевой 16-лепестковой хризантемы. Начиная с периода Камакура, считается эмблемой японских императоров и членов японской императорской семьи.
Императорская печать иногда используется в качестве государственного герба, хотя официального герба страны в Японии не существует.
Изображение императорской печати состоит из центрального круга, окружённого шестнадцатью лепестками, снаружи их окружает второй ряд лепестков.
Как личная печать изображение хризантемы впервые было использовано императором Го-Тоба. В качестве мона императорского дома изображение хризантемы было принято с 1869 г. Во времена реставрации Мэйдзи согласно указу 1871 г. никому не было разрешено использовать эту печать кроме императора Японии. После Второй Мировой войны этот запрет был отменен.
Приложение 2. Особенности населения Японии
Черты населения | |
1. Численность. Место в мире по численности населения(1б) | Население 127 млн человек (2000) |
2.Национальный состав населения Японии (1б) | Японцев 99%, 1% айны. Государственный язык японский, он очень специфичен и не входит ни в одну языковую семью |
3. Религиозный состав населения Японии (1б) | Большинство верующих — буддисты и СИНТОИСТЫ. Обычно верующие проповедуют сразу две религии |
4. Урбанизация(1-4б) | Городское население 77,6% (1995). В С1ране более 200 больших городов. Самыми крупными агломерациями считаются Токио, Нагоя, Оскака, которые протянулись вдоль восточного побережья острова Хонсю. Они образуют мегалополис Токай-до. Здесь живет около 56% всею населения страны |
5. Японский тип города (1-3б) | Большинство городов возникло в средние века вокруг феодальных замков, монастырей. Они до сих пор сохранили свою традиционную прямоугольную планировку и одно- и двухэтажную застройку. После второй мировой войны многие большие города подверглись американизации: в них появились небоскребы. Однако в японских городах нет единого центра |
6.Сельские поселения (1-3б) | Для сельского поселения Японии характерна прямоугольная планировка. В гористой местности, линейная. Типичны групповая и рассеянная форма расселения. На Хонсю и Хоккайдо встречаются фермерские хозяйства, хутора. |
7. Размещение населения (1б) | Средняя плотность 340 человек на км". Но фактически плотность выше, так как большинство населения живет на восточном побережье. В городах плотность достигает 10000 человек |
8. Форма правления. Глава страны (1б) | Япония - конституционная монархия. Глава государства -император. Законодательный орган - двухпалатный парламент (Палата советников и Палата представителей) |
9. Административно территориальное деление (1б) | Административно-территориальное деление: 9 областей, объединяющих 44 префектуры; столичный округ и 2 городские префектуры. Столица - Токио |
10. Демографическая политика (1б) |
Переход страны от второго к первому типу воспроизводства населения, планирование семьи. |
Вывод:
Приложение 2.Религии Японии
Буддизм
В отличие от синтоизма, японский буддизм разбивается на множество учений и школ. Основой японского буддизма считается учение Махаяны («Большой колесницы») или северный буддизм, противопоставленное учению Хинаяны («Малой колесницы») или южном буддизму. В Махаяне считается, что Спасение человека может достигаться не только его собственными усилиями, но и с помощью уже достигших Просветления существ - будд и бодхисаттв. Соответствен но, раздел между буддийскими школами происходит из-за различных взглядов на то, какие именно Будды и бодхисатвы лучше всего могут помочь человеку.
Так, в основе амидаизма или школы Дзёдо («Чистой земли») И жит поклонение будде Амиде (или Амитабхе), повелителю райских земель (собственно, «Чистой земли») на Западе. Основным элементом поклонения является постоянное произнесение фразы «Наму Амида буцу» («Слава Будде Амиде»). Многие правители Японии пытались уничтожить эту школу, но она все еще остается одним из популярнейших в Японии направлений буддизма.
Во многом очень схожа с амидаизмом секта Нитирэн, для которой священной фразой является «Наму мёхо рэнгэ кё» («Слава сутре О Цветке Лотоса Чудесной Дхармы»). Здесь объектом поклонения является сам Будда и «Сутра Лотос» - один из основных для северного буддизма текстов.
Другой буддийской школой является Миккё или эзотерический буддизм. Ее учение куда более сложно для понимания, но зато ее последователи считаются обладателями невероятных способностей -летать, творить чудеса, сражаться с демонами. Ее священники часто живут отшельниками в горах. Тогда они называются ямабуси. Ямабуси также известны как создатели ряда японских школ боевых искусств. Их можно узнать по большим четкам (нэндзю) в виде ожерелья на шее и посоху с кольцами (сякудзё).
Особняком стоит Дзэн, учение, основанное на Хинаяне. В его основе лежит представление о Спасении исключительно своими силами (и только для монахов). Основным методом достижения Просветления считается осознание мироздания, достигающегося за счет размышления над притчами - коанами, или моментальное случайное прозрение, вызванное каким-то неожиданным событием (скажем, ударом по спине палкой).
Даосизм
Сам по себе даосизм в Японии никогда особой популярностью не пользовался. Тем не менее, влияние китайских даосских легенд на японскую культуру и литературу весьма значительно.
Основой учения Дао считается труд китайского философа Лао Цзы «Дао дэ дзин». Мироздание с точки зрения даосизма существует за счет неизъяснимого Дао («Пути»), движущего и управляющего всем сущим. Следование законам Дао - это путь жизни и блаженства.
Практичные китайцы поняли даосизм как изучение законов природы и мироздания. Даосам - мудрецам, постигшим Дао, припи- сывалась вечная жизнь и разнообразные магические умения. Именно даосизм породил дальневосточную алхимию, основным интересом которой был не «философский камень» европейских алхимиков, а поиск «эликсира бессмертия». Даосов, достигших бессмертия, называли «сэннин». Считалось, что они, как ямабуси, живуч' отшельниками в горах. Разнообразные истории о великих даосах и о рецептах бессмертия пересекли море и стали очень популярны в Японии.
Во многом именно на этих легендах основывается искусство Оммёдо («Путь гармонии Инь и Янь») - японское искусство призвания и управления демонами, предсказания судьбы, астрологии, магического исцеления и так далее.
Христианство
Христианство пришло в Японию в середине XVI в., вместе с католическими миссионером Франсиско Хавьера. Знаменитый японский военачальник и князь Ода Нобунага поддержал христиан и сам принял эту веру, так как нашел в них материальную опору (поставки огнестрельного оружия) для борьбы со своими врагами.
После прихода к власти клана Токугава с христианами стали безжалостно бороться. Христианство было запрещено до Реставрации Мэйдзи в 1867 г., когда была объявлена свобода совести.
В настоящее время около одного процента населения Японии считают себя христианами. Тем не менее, такой атрибут христианства как «венчание» становится сейчас все более и более популярен, так как оказывается намного дешевле свадьбы по традиционному обряду. Многих из участвующих в христианских обрядах привлекает не религиозная, а эстетическая сторона богослужения. Поэтому неожиданно
значительной популярностью в Японии пользуется православие.
Секты
Уже в середине 19 в. в Японии начался постепенный кризис традиционных религий. Синтоизм и буддизм перестают отвечать насущным религиозным потребностям многих (особенно молодых) Японцев.
Поэтому на сцену начали выходить разнообразные «новые секты» разной степени радикализма. Для них характерны безусловный культ Учителей - руководителей сект, упрощение богослужения и вероучения, готовность верующих отдать все, что у них есть (включая жизнь) на благо секты, фанатизм, нетерпимость к другим религиям, вера в скорый Конец Света.
Наиболее известной сейчас такой сектой является Аум Синрикё, основанная Асахарой Сёко. Впрочем, обычно секты не занимаются терроризмом и не особенно мешают жить тем, кто в них не входит.
Приложение 3. Традиции Японии
Новогодняя чайная церемония
Новогодняя церемония состоит из набора последовательных действий. Называемых «ката». Можно обойтись и всего несколькими ката, но если овладеть многими появится легкость и естественность.
Обычно чайная церемония продолжается свыше 4 часов. За это время подается два чая: жидкий и густой. Перед густым чаем гостям подают разную еду, а потом чай.
Выпитые подряд 3-4 чашки чая могут вызвать сердечный приступ, настолько он крепок. Получив обратно последнюю чашку, хозяин ополаскивает ее. В это время гость должен произнести вежливую фразу с просьбой закончить угощение. Хозяин наклоняется в знак согласия и произносит ответную учтивость. Пока хозяин занимается другими гостями, окончивший чаепитие, рассматривает рисунок на чайной чашке, отдавая дань мастерству художника.
Икебана.
Икебана (живые цветы; второе рождение цветов) - японское искусство составления композиций из живых или засушенных растений. Задача икебаны - создать собственный микромир, подчеркнуть красоту и совершенство природы, внести гармонию в помещение, где стоит композиция, и повлиять на настроение людей. Для того чтобы заниматься икебаной, надо иметь хороший вкус (как считают японцы, «абсолютное зрение», по аналогии с абсолютным слухом), умение видеть красоту в изгибах ветвей, слышать музыку цветов. Мастера икебаны учатся всю жизнь.
Искусство икебаны возникло из индийского обычая подносить богам цветы и появилось в Японии в VI веке. Первые композиции подносились к алтарю Будды в больших роскошных вазах и отличались некоторой помпезностью. Основу первых икебан составляли две ветки, символизирующие свет и тьму, противостояние земли и неба. Затем был добавлен и третий элемент, символизирующий человека. В икебане до XV века господствовал стиль «стоящие цветы» — большие композиции, в которых линии растений устремлялись вверх, причем стебли ни в коем случае не должны были касаться стенок сосуда. Для создания этих композиций применялись ветви бамбука, деревьев хвойных пород, для чего требовались большие усилия, поэтому этим стилем икебаны занимались мужчины. Сейчас такими икебанами украшают большие помещения.
Второй стиль «одного цветка». Для него требуется всего 1-2 цветка и лист. Такие композиции сопровождали чайную церемонию. В конце XIX века искусство икебаны стало обязательным для женского образования. В 1897 появляется совершенно новый стиль - композиции из растений
в плоских вазах, удерживаемые с помощью специальных наколок. В Европе этот стиль более известен, чем другие.
В XX веке в икебане стали использовать для композиций камни, металл, пластик, бумагу, перья, а от растений берут не только цветы и ветви, но и корни, коряги, обрубки стволов, лозы лиан.
Композиции можно построить в высоких вазах или в низких, причем материал ваз может быть любым. В старину это был в основном бамбук с отверстиями для крепления, а также изумительные по своей изысканной простоте керамические сосуды. В чисто японских композициях цвет сосуда для выбора цветов композиции даже более важен, чем сочетание цветов друг с другом. Икебана не использует хрустальные вазы, крайне редко - стеклянные. Ваза часто дополняется подставкой или глубоким подносом.
Бонсай («плоский поднос», «выращивать») — японское искусство выращивания миниатюрных деревьев, а также сами эти деревья.
Считается, что традиция бонсай возникла в Китае более тысячи лет назад и сохранилась гам до сих пор, как и во Вьетнаме и Таиланде. Насгснах императорских погребений VIII века в провинции Шанси изображены мини-сады в керамической посуде, которые уже в те времена среди аристократов считалисьособо ценными подарками. Однако только в Я пони и практика выращивания и ухода за единичными растениями (иногда втеченис нескольких поколений) была доведена до уровня искусства. Бонсай был популярен во всех слоях японского общества а не только среди аристократов. Как многие другие культурные заимствования, искусство бонсай было доведено в Японии до высочайшего уровня совершенства.
В бонсай отдают предпочтение вечнозеленым деревьям (сосна, кедр, кипарис), а также листопадным (вишня, клен, бук). Невозможно привести точные размеры идеального бонсай, хотя в качестве некоторого ориентира, можно указать, что бук, который в природе достигает 30 м в высоту и 2 м в диаметре, можно уменьшить в 60-80 раз. Пятиигольчатая сосна, самая популярное дерево бонсай, редко достигает в естественных условиях 20 м в высоту, в бонсай может быть уменьшена в 30 раз.
Бонсай растет в специальном контейнере, обычно его держат вне дома, хотя часто по особым случаям выставляют втоконома, специальной нише в комнате, которая служит для показа произведений искусства. Контейнер для классического типа бонсай выбирают темного цвета без глазури. Как правило, листопадные деревья помещают в контейнеры овальной формы, вечнозеленые — прямоугольной.
При правильном уходе бонсай может жить несколько сотен лет, переходя от одного поколения к другому.
Приложение 5.
ЯПОНИЯ: ТЕРРИТОРИЯ, ГРАНИЦЫ, НАСЕЛЕНИЕ
Почему Курильские острова являются спорными?
Курило-Камчатская вулканическая провинция с прилегающей шель-фовой зоной простирается на несколько сот километров с севера на юг. Она является основной продуктовой зоной для различных видов рыб, морских животных, богатого растительного мира. Именно здесь сосредоточена одна из мировых «банок», природных кладовых пищевого, животного и растительного белка.
По оценке специалистов по белковой продукции, этот район может прокормить более 150 млн человек. С другой стороны, он обладает поистине уникальными сырьевыми ресурсами для биохимической продукции, разумная добыча и использование которой без ущерба для этих районов позволит обеспечить сырьем практически всю парфюмерную, лекарственную и многие отрасли пищевой промышленности.
Окаймляют Курило-Камчатскую провинцию гряды известных островов (Кунашир, Итуруп, Туруп, Шикотан), где в настоящее время Япония добывает до 50 % общего улова сайры, сельди, скумбрии, камбалы и других видов рыб. По оценке специалистов, Япония извлекает прибыли от лова рыбы в этом районе (при полной её переработке) на сумму более 30 млрд долл. Дальневосточные экономисты считают, что наша прибыль составляет около 1,5 млрд долларов.
Несмотря на наличие огромного Тихоокеанского института по поиску и добыче рыбы, Института по технологии переработки рыбы, основные наиболее ценные биохимические компоненты при переработке практически теряются на 95 %, что составляет до 20 млрд долл. убытка.
Из чего же эта сумма складывается?
Морская капуста, например, заполняла всё пространство вокруг четырёх островов, являясь сырьём и питательной средой для животной море-продукции. Траловый флот за 5-7 лет уничтожил часть этих запасов. Добыча же 50 тыс. т сухой морской капусты при переработке на альгиновые кислоты (кстати, сырья для их производства там хватает) могла бы принести ежегодного дохода до 5 млрд долл. Напомним, что медицинские препараты на основе полисахаридов-альгинатов являются уникальными
природными соединениями для вывода тяжелых металлов и радионуклидов из организма. Технологии переработки для этого Россия имеет, но не использует. Ещё больший доход применение альгинатов приносит при использовании их в парфюмерии.
При добыче отечественным флотом сайры в количестве 700 тыс. т (это только в районе «спорных островов») можно при правильной разделке извлекать более 20 тыс. т рыбьей чешуи. При переработке этого количества чешуи и извлечении из него так называемого технического продукта -жемчужного пата - стоимость произведённой продукции составит около 4 млрд долл. А ведь биохимики знают, как далее из этого сырья получить по короткой схеме кофеин, незаменимое сырье для производства самых остродефицитных лекарственных препаратов.
Япония стремится монополизировать переработку хитинового покрова краба, печени краба. С получением «спорных островов» Япония практически полностью монополизирует и добычу крабов, в особенности стригуна и камчатского. Не мясом своим ценен краб, а свей печенью и хитином. Из печени краба биохимики ТИБО-Ха Дальневосточного отделения Академии наук получают препараты, стоимость которых оценивается в несколько млн долл. только за 1 кг. А пока она в основной массе выбрасывается за борт, а вместе с нею мы не досчитываемся продукции уже на несколько млрд долл.
Огромные потери несёт рыбная отрасль, не всегда имея возможность перерабатывать молоки лососевых рыб, печень рыб, морских ежей и других добываемых, но не используемых представителей морекультуры, которыми так богаты Курильские острова, Сахалин, Камчатка, Приморье. В результате мы не имеем необходимых аминокислот, ДНК, полисахаридов для производства лекарств, хорошей кожи.
А десятки предприятий химической и биохимической промышленности, имея практически для переработки всё отечественное оборудование, ищут в «потёмках» сырьё и заказчика.
Особенностью Курило-Камчатского региона являются титаном агнети-товые чёрные пески. Южные Курильские острова по их количеству уникальны. Содержание минерала циркона в концентрате достигает 5 %, а запасы оцениваются геологами в десятки млн тонн. Если учесть, что в составе концентрата до 25 % титана, марганца, ванадия, редкоземельных элементов, то обоснованная переработка песков на концентрат при 100 %-ном использовании местного сырья представляется весьма выгодным коммерческим предприятием. Общие запасы сырья позволяют организовать безотходное производство (только на Курильских островах) на сумму в сотни млн долл. при общем производстве до 10 тыс. т концентрата в год.
Остров Кунашир обладает уникальными природными особенностями для создания бальнеологических санаториев. Здесь есть термальные и минеральные воды, чёрный песок, прогреваемый до 50-60 °С, тёплый
океан в бархатный сезон, приморский мягкий климат в течение года. Таких мест больше нет не только на Дальнем Востоке, но и в России.
Нет возможности перечислить все достоинства региона, но оценка стоимости островов по их ежегодной отдаче произведена и оценивается специалистами в пределах 25-30 млрд долл. Эти «спорные острова» могли бы загрузить сырьевой продукцией, кроме Дальневосточного региона, многие конверсионные предприятия страны.
Программы освоения островов Курило-Камчатской гряды предлагали десятки частных и государственных фирм, но единую комплексную программу ещё только предстоит создать.
В чём суть проблемы «северных территорий»?
Эта проблема крайне запутанна и противоречива. В ней в единый узел завязаны история и современность, право и беззаконие, правда и ложь, национальная гордость народов и амбиции отдельных политиков, голый прагматизм и эмоциональный настрой, и ещё многое другое.
Министр иностранных дел СССР А. А. Громыко всегда, когда поднимался этот вопрос, отвечал коротко: «Проблемы Курил не существует, это исконно русская земля». В этом ключе работала вся советская пропаганда. И только после первого государственного визита Президента СССР М. С. Горбачёва в Японию в 1989 году наша страна официально признала, что проблема существует. Это был прорыв в советско-японских отношениях. Уже в 1992 году появилась очень интересная работа Олега Бонда-ренко «Неизвестные Курилы», в которой автор доказывает, что и Россия, и Япония рассматривали Курильские острова как объект колониального захвата, где подлинными хозяевами были айны. Поэтому автор приходит к выводу, что спор о том, кто первый открыл острова, просто бессмыслен. В то же время А. Н. Иванов в своей книге «Против притязаний Японии на Курильские острова» придерживается прямо противоположного мнения, отстаивая право России на все Курильские острова. В 1991 году во время референдума на островах 20 % кунаширцев и 25 % шикотанцев высказались за возвращение островов Японии.
Общественное мнение в России разделилось.
Дуга Курильских островов представляет собой гряду вулканических островов, протянувшихся более чем на 1 тыс. км. В неё входят более 30 островов общей площадью 15,6 тыс. км". Самыми крупными островами являются Парамушир, Уруп, Итуруп (крупнейший среди них) и Кунашир. Климат здесь умеренный муссонный, влажный. Влажность воздуха зимой 75-80 %, температура -5...-8°; летом влажность увеличивается до 90-95 %, температура не поднимается выше +8 ... +12°.
На островах в 1991 году проживало порядка 50 тыс. человек, из них 40 % - сезонные рабочие и военные. 85 % населения проживает на Южных Курилах. Плотность населения маленькая - 1-5 человек на кв. км. Только на Шикотане - порядка 40 человек на кв. км.
Что касается экономики, то Курильские острова - яркий пример монопроизводства. Фактически здесь развита только одна отрасль - рыбоконсервная промышленность.
Экологические проблемы проявляются в эрозии почв, загрязнении территории и морского побережья металлоломом, отходами рыбной промышленности и бытовыми отходами (в том числе из Хоккайдо). Например, в ряде бухт Шикотана слой рыбьего жира у дна достигает 4 м. Резко оскудела богатая фауна островов: крайне мало осталось медведей, лис, голубого песца, норки, соболей, диких лошадей, совсем нет белок. Чтобы как-то поправить положение на Кунашире и Урупе были созданы заповедники и два небольших заказника, однако финансовое положение не позволяет им адекватно выполнять свои функции.
Из истории исследования и открытия Курил
До XVII века на Курильских островах не было ни русских, ни японцев. Здесь проживал коренной народ - айны.
А. П. Чехов пишет про них следующее: «... этот народ кроткий, скромный, добродушный, доверчивый, общительный, вежливый, уважающий собственность; на охоте - смелый и, по выражению доктора Ролле-на, спутника Лаперуза, даже интеллигентный. Бескорыстие, откровенность, вера в дружбу и щедрость составляет их обычные качества. Они правдивы и не терпят обманов...» Крузенштерн заключает: «Я народ сей почитаю лучшим из всех народов, которые доныне мне известны».
Трудно сейчас однозначно сказать, с кем из иностранцев впервые встретились айны. Однако можно предположить, что японцы, продвигаясь на север, обследовали Хоккайдо, Курилы, Сахалин. В частности, самурай Мураками Хиронори в 1635 году, по предположительным данным, посетил Южные Курилы и составил соответствующую карту островов. Согласно русским энциклопедическим словарям, первооткрывателем Курильских островов в 1643 году официально считается голландец Мартин де Фриз, искавший золото. После этого посещения в течение 100 лет острова показывались на картах как владение Нидерландов.
После плавания Хиронори японцы не проявляли активности на севере, так как выезд за пределы страны карался отрубанием головы. Поэтому исследование Курил начали русские казаки-первопроходцы. На северных Курилах в 1648-1645 годах высаживались казачьи атаманы Семён Дежнёв и братья Стадухины.
В 1707 году Пётр I издает приказ об обследовании Курил и Японии. Цель русской экспедиции на Востоке, как пишет казак Д. Анциферов, заключалась в том, чтобы выяснить, «под чьей же властью оные народы обретаются, а ежели самовластно - таких велено было мне, как можно было по тамошнему состоянию, в вечное холопство под высокодержавную руку в ясачном платеже приводить». В 1711 голу Д. Анциферов и И. Козыревский возглавляют Курильскую экспедицию. Айны оказывают русским казакам отчаянное сопротивление и в панике бегут на юг. Так началась насильственная колонизация Курил.
На протяжении XVIII века продолжается захват и исследование Курил. В этот период выделяются экспедиции И. Евреинова и Ф. Лужина (1719-1722 годы), составивших более детальную карту архипелага, братьев Шестаковых (1730-1732 годы) на Северных Курилах, М. Шпанберга (1739-1742 годы) на Южных Курилах.
К XIX веку, как отмечали путешественники В. Головнин и Полонский, северо-курильские айны стали-таки православными, носили русские имена, русскую одежду, говорили по-русски. На юге же русским закрепиться не удалось. Полонский по этому поводу пишет: «Начавшееся успешно дело завладения Южными Курилами не достигло, однако же, желаемого конца. Мохнатые и соединившиеся с ними единомышленники их подчинялись власти Японии и в скором времени усвоили нравы и обычаи своих властителей».
Японские купцы в тайне от властей продолжали посещать Южные Курилы, где и торговали, и грабили айнов одновременно.
Первая санкционированная правительством экспедиция под руководством крупного японского учёного Токунаи Могами осуществляется только в 1784 году. Он посещает Уруп и Итуруп, беседует с айнами, но русских практически не находит.
К концу XVIII века произошло самопроизвольное разделение Курильской гряды на русский Север и японский Юг между островами Уруп и Итуруп. Задабривание айнов связано с именем «национального героя» Японии Кондо Юдзо, который, «обвешанный оружием, переплыл пролив между Кунаширом и Итурупом, надеясь увидеть русских.
В 1808 году царское правительство направляет на Южные Курилы в составе кругосветной экспедиции Крузенштерна своего полномочного представителя Н. Резанова на судах «Юнона» и «Авось» морских офицеров Хвостова и Давыдова. Они устроили на Итурупе буквально погром. Японцы бежали. Чуть позже японцы в отместку захватили на Кунашире русского мореплавателя В. Головнина с товарищами и продержали их в тюрьме далеко не в лучших условиях. Вскоре Головнин и его товарищи были освобождены.
В 1825 году из Петербурга вышла флотилия под командованием адмирала Е. Путятина, целью которого было «добиться открытия японских портов, заключения договора о дружбе и торговле и, сверх того, решения вопроса о государственной границе между Японией и Россией на севере». Секретарём у Путятина был русский писатель Иван Гончаров, который подробно описал последующие события в книге «Фрегат Паллада».
А тем временем шли переговоры, и в г. Симода был подписан Симод-ский трактат - первый русско-японский правовой документ. По этому договору Россия признавала Южные Курилы и Хабомаи владениями Японии.
В течение последующих двух десятков лет Россия всё больше внимания уделяла Сахалину, а не Курилам. Сахалин стал предметом торга.
В этих условиях в 1875 году в Санкт-Петербурге начались российско-японские переговоры относительно Сахалина.
В 1904-1905 годах разразилась русско-японская война, закончившаяся, как известно, поражением России. На Портсмутских переговорах в 1905 году японская делегация настаивала на аннулировании всех русско-японских договоров, на передаче Японии всего Сахалина. Но граф С. Витте сумел добиться передачи Японии Южного Сахалина.
В 1943 году на тегеранской встрече И. Сталин заявил, что после разгрома фашистских войск СССР вступит в войну с Японией. Он рассчитывал на определенное «вознаграждение» за принесённую «жертву» - войну с Японией. И таким вознаграждением могли стать Курильские острова и Южный Сахалин. Ф. Рузвельт (У. Черчилль колебался, но позже присоединился к позиции Ф. Рузвельта) с удовольствием принял консенсус.
2 февраля 1946 года выходит указ Президиума Верховного Совета СССР, в соответствии с которым Южный Сахалин и Курильские острова были официально включены в состав СССР в одностороннем порядке.
В 1951 году в Сан-Франциско состоялась конференция, целью которой было заключение Мирного договора с Японией. В проекте советской делегации было записано: «Япония признает полный суверенитет СССР на южную часть острова Сахалин со всеми прилегающими к ней островами и на Курильские острова и отказывается от всех прав, правооснований и претензий на эти территории». Однако окончательный текст Договора звучал по-другому: «Япония отказывается от всех прав, правооснований и претензий на Курильские острова и на ту часть Сахалина и прилегающих к ней островов».
Н. Хрущёв после смерти И. Сталина решил развязать японо-советский узел. В октябре 1956 года была принята совместная Декларация, в которой было записано следующее: «СССР, идя навстречу пожеланиям Японии и учитывая интересы японского государства, согласился на передачу Японии островов Хабомаи и Шикотана с тем, однако, что фактическая передача этих островов будет произведена после заключения Мирного договора».
Приложение 6
Вопросы учащимся | Ответ |
Оценка природного потенциала Японии. Проблемный вопрос: Почему Япония зависит от импорта минерального сырья? (1-5б) | |
Особенности характеристики и развития хозяйства. Какие факторы повлияли на исключительно быстрое развитие экономики Японии в послевоенный период до и после первого энергетического кризиса 1973-1974 гг.? (1-3б) | |
Какие сдвиги в территориальной структуре хозяйства можно отметить в последнее десятилетие? (1) | |
Характеристика промышленности От каких электростанций Япония получает большую часть электроэнергии? Особенность энергетики Японии? Где размещаются АЭС и чем это опасно? (1-3б) | |
Почему Япония практически свернула производство алюминия в 1990-х годах? (1б) | |
В каких отраслях машиностроения Япония является мировым лидером?(1-5б) | |
Каковы черты особенности отраслевой структуры и размещения сельского хозяйства Японии?(1-5б) | |
Какого вида транспорта нет в Японии? Какой вид транспорта играет большую роль в международных перевозках? Какой вид транспорта является главным внутренним? Что такое Синкансен? (1-5б) | |
Внешнеэкономические связи По статистическим материалам постройте круговые диаграммы импорта и экспорта Японии. Сделайте вывод (1-5б) Постройте столбчатую диаграмму « Доля импорта и экспорта регионов мира в торговле с Японией? (1-5б) |
Критерии оценивания деятельности на уроке:
50 и более баллов –«5»
49-20–«4»
19-10-«3»
Менее 10 –«2»
План – конспект урока
Тема урока: Япония: территория, границы, население, хозяйство
Цели: Сформировать представление о территории, населении и хозяйстве страны; продолжить формирование навыков работы с картой, различными источниками информации; развивать умение слушать, конспектировать, выделять главное; воспитывать уважение к духовной культуре японского народа.
Задачи урока:
1. Изучить основные черты ЭГП, проблемы использования территории, природных и сырьевых ресурсов, национальном составе, размещении населения;
2. Продолжить развитие умений составлять географическую характеристику страны, использовать различные источники географической информации;
3. Выявить особенности социально – экономического развития экономики. Рассмотреть явление, получившее название в литературе «японское чудо». Показать территориальную структуру хозяйства.
4. Способствовать формированию нравственных ценностей и эстетического отношения к источнику жизни, красоты, духовной культуре японского народа.
Оборудование: интерактивная доска, компьютеры, карты Японии (физическая и экономическая), политическая карта мира, атласы, мультимедийная презентация «Япония», сообщения учащихся, раздаточный материал (приложения)
Тип урока: Изучение и первичное закрепление новых знаний
Методы: наглядные, имитационные, практические, сообщения, самостоятельная работа с электронным учебником, работа с экранными средствами, работа в тетради.
Формы организации учебной деятельности: самостоятельная практическая деятельность, сообщения.
Межпредметные связи: история, обществознание, товароведение, химия.
Структура урока:
План
- Япония – «страна наоборот»
- История страны и состав территории.
- Особенности населения. Демографическая политика.
- Влияние ЭГП на развитие страны, его изменение во времени.
- «Японское чудо» - высокие темпы экономического развития, глубокая модернизация экономики:1) Какие факторы способствовали формированию «экономического чуда»?
2)Как повлияла ограниченность природного и трудового потенциала на экономическое развитие страны?
Этапы урока | Деятельность преподавателя | Деятельность учащихся |
Организационный момент Актуализация знаний Япония – «страна наоборот» Музыка. Фрагмент фильма – «Япония». Изучение нового материала | Вступительное слово учителя
- О какой стране идет речь? (слайд 1) Называется тема, цель и план урока (слайд2-3). Критерии оценивания деятельности учащихся на уроке. Критерии оценивания: 50 и более баллов –«5» 49-20–«4» 19-10-«3» Менее 10 –«2» | Слушают, просматривают фрагмент фильма, отвечают на вопросы Слушают, записывают тему урока |
История страны и состав территории. | Рассказ учителя (слайд 4-10) – история, территория Государственная символика (слайд 11-13) | Слушают, отвечают на вопросы Выступление учащихся «Государственная символика» |
Особенности населения. Демографическая политика. | Вступительное слово учителя Заполнить таблицу « Особенности населения». Сначала синей пастой заполнить те колонки, ответы на вопросы которых ученики уже знают, а затем учащиеся продолжают заполнять таблицу с помощью различных источников информации (приложение 1). Дополнительная информация: Электронное пособие образовательная коллекция «География 10кл», показ фрагмента видеофильма «Япония» - Японский город, деревня, сообщения. Проверка таблицы (слайд 14-17) Религии страны (слайды 18-23) Японцы очень верующая нация. Религии пришедшие из Индии, Китая повлияли на культуру и литературу японцев. В современной Японии в основном распространены две основных религии: Ситоизм и буддизм. Сообщения о религиях. Традиции Японии (слайд 24-27) | Самостоятельная работа – заполнение таблицы с помощью электронного пособия, просмотра фрагмента фильма « Япония», сообщений учащихся. Учащиеся обмениваются таблицами, проверяют и ставят баллы. Выступления учащихся: Буддизм, Даонозм, секты. Чайная церемония, икебана, бансай. |
Влияние ЭГП на развитие страны, его изменение во времени. | Вступительное слово учителя. Сообщения о проблеме Курильских островов Слайды (28-31) Выводы - обсуждение | Выступления учащихся: Из истории исследования и открытия Курил. Почему Курильские острова являются спорными? |
Хозяйство Японии (слайд 1-13) | Лекция с элементами беседы. 1)Какие факторы способствовали формированию «экономического чуда»? 2)Как повлияла ограниченность природного и трудового потенциала на экономическое развитие страны? Самостоятельная работа. Задание для учащихся: Читая электронное пособие «Хозяйство Японии» заполните таблицу (приложение 6) В содержательном блоке «Хозяйство Японии» содержатся следующие пункты. 1.Оценка природного потенциала Японии. 2.Особенности характеристики и развития хозяйства. 3.Характеристика промышленности. 4.Внешнеэкономические связи. 5.Региональные различия Физ. минутка. | Слушают и запоминают. У учащихся на столах таблица, которую они должны заполнить. В ПК находят электронное пособие, читают и отвечают на вопросы. Обмениваются таблицами, проверяют, выставляют баллы Выполнение упражнений для мыщц и глаз |
Итог урока: | Закрепление: Проверка таблицы: слайд13-22 Вывод: Удобство и гармония в любой сфере повседневной жизни, стремление к современности и привязанность к традициям, культурный, интеллектуальный, физический капитал нации играет особую роль в достижении экономических высот Японии. Выставляются оценки деятельности учащихся на уроке по критериям: Критерии оценивания: 50 и более баллов –«5» 49-20–«4» 19-10-«3» Менее 10 –«2» Задание на дом. Рефлексия: Учащимся предлагается оценить урок и свои знания, ответив на вопросы: Как ты оцениваешь полученные сегодня знания (глубокие, осознанные, предстоит осознать, неосознанные). | Слушают, просматривают презентацию, фрагмент фильма |
Приложение 1.
繁 ВИЗИТНАЯ КАРТОЧКА
- НАЗВАНИЕ
- ТИП ТЕРРИТОРИИ
- СОСТАВ ТЕРРИТОРИИ
- ДЛИНА С СЕВЕРА НА ЮГ
- ОМЫВАЕТСЯ
- ГОСУДАРСТВЕННОЕ УСТРОЙСТВО
- ПЛОЩАДЬ
- ГОСУДАРСТВЕННЫЙ ЯЗЫК
- СТОЛИЦА
- ФОРМА ПРАВЛЕНИЯ
- ГЛАВА ГОСУДАРСТВА
- ФЛАГ
- ЧИСЛЕННОСТЬ НАСЕЛЕНИЯ
- НАЦИОНАЛЬНЫЙ СОСТАВ
- 1% НАСЕЛЕНИЯ СОСТАВЛЯЕТ НАРОД
- РЕЛИГИОЗНЫЙ СОСТАВ
- УРОВЕНЬ ГРАМОТНОСТИ
- СРЕДНЯЯ ПРОДОЛЖИТЕЛЬНОСТЬ ЖИЗНИ
- СРЕДНЯЯ ПЛОТНОСТЬ НАСЕЛЕНИЯ
- УРОВЕНЬ УРБАНИЗАЦИИ
- НАЦИОНАЛЬНЫЙ ЦВЕТОК
- НАЦИОНАЛЬНЫЙ СИМВОЛ
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Методическая разработка урока по социально – бытовой ориентировке по теме: «Бюджет семьи. Хозяйство и трудовая атмосфера в семье.» 9 класс
Конспект урока СБО "Бюджет семьи. Хозяйство и трудовая атмосфера в семье." 9 класс...
Презентация к уроку на тему:" Япония: территория, границы, население" в 11 классе.
Призентация представляетт основное содержание материала по теме "Япония"...
Открытый урок по теме: "Япония"
Разработку урока по географии можно использовать в 10-11 классах. Дает полное представление о стране, ее истории и традициях....
Разработка урока "США. Территория, границы, население" 11 класс
Урок - практикум проводился при изучении нового материала по теме "США" в 11 классе...
Презентация урока "Япония: территория, границы, население, традиции".
Презентация "Япония: территория, границы, население, традиции" - 11 класс....
Методическая разработка открытого урока по теме "Япония"
Данный урок реализуется в рамках учебной дисциплины ОГСЭ.02. «История» и ориентирован на студентов II курса СПО.Предлагаемая методическая разработка урока является попыткой подхода к решен...
презентация к открытому уроку по теме "Япония"
Прзентация содержит фото, схемы и статистические материалы, позволяющие упрочить первичное восприятие нового материала студентами...