Элективный курс "Природная среда Старого Оскола»
методическая разработка по географии на тему
Сформировать первоначальные представления о взаимосвязях между физико- географическими объектами, природой и обществом.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
elektivnyy_kurs_prirodnaya_sreda_starogo_oskola.doc | 133.5 КБ |
Предварительный просмотр:
Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение
«Основная общеобразовательная школа № 36»
Рабочая программа
Татаркиной Татьяны Викторовны,
учителя географии
по элективному курсу
«Природная среда Старого Оскола»
г Старый Оскол
2011 г
Пояснительная записка
Элективный курс «Природная среда Старого Оскола» рекомендован для 8 класса в рамках базового обучения.
В программе по географии в 8 классе на реализацию краеведческого компонента отводится всего 10 часов, этого недостаточно, поэтому я предлагаю данный элективный курс в количестве 35 часов.
Введение краеведческой деятельности в образовательную систему средней школы позволит обогатить их жизненный опыт, сформировать представления и понятия, развить самостоятельность и наблюдательность, накопить первоначальный багаж навыков и умений. Активные формы деятельности создадут иные отношения педагога и обучающегося.
Природно-географическое краеведение поможет увидеть и оценить красоту родной природы, ощутить ее эмоциональное и нравственное воздействие. Л.Н. Толстой писал: «Все недоброе в сердце человека должно бы, кажется, исчезнуть в соприкосновении с природой – этим непосредственным выражением красоты и добра». Природа города рассматривается как часть природы более крупной территории – области. В то же время выявляется местная специфика природных компонентов. Предлагаемый курс «Природная среда Старого Оскола», позволит обеспечить необходимую связь глобальных, национальных и региональных (местных) аспектов в изучении современных проблем экологии и охраны природы, поможет правильно организовать работу по экологическому воспитанию учащихся, формированию у них навыков природоохранной деятельности.
Актуальностью программы элективного курса является всестороннее развитие личности через изучение природного окружения.
Новизной программы «Природная среда Старого Оскола» является разработка форм и методов занятий по ознакомлению с окружающей средой, через цикличность познавательной и исследовательской деятельности.
Реализация программы осуществляется на основе межпредметных связей географии, биологии, экологии.
Цели курса:
- заложить основы географического мировоззрения
- сформировать первоначальные представления о взаимосвязях между физико-географическими объектами, природой и обществом.
Задачи курса:
- способствовать развитию творческих, исследовательских способностей обучаемых через научность и практическую направленность.
- сформировать системное представление о природе Старого Оскола как целостностном географическом районе.
- показать практическое значение взаимосвязи природных явлений на изучаемой территории.
- развивать умения работать с географо-краеведческими источниками информации, тематическими картами.
Предполагаемые результаты обучения связаны с общими задачами обучения и воспитания, с необходимостью повышения базовой и региональной компетентности.
Занятия организуются в форме лекций, семинаров. Помимо вопросов теоретического характера программой предусмотрены практические занятия. На заключительном этапе предлагается подготовить представление творческой работы в виде компьютерной презентации.
Учащиеся должны знать:
- площадь территории города
- особенности физико-географического положения Старого Оскола
- основные формы рельефа, геологическое строение
- факторы, формирующие климат
- особенности вод
- основные типы почв, меры по их охране
- представителей растительного и животного мира Староосколья
- основные экологические проблемы, пути их решения
Учащиеся должны уметь:
- определять физико-географическое положение территории населенного пункта
- определять размеры территории
- устанавливать зависимость между рельефом, тектоническим строением и размещением полезных ископаемых
- определять основные черты климата, строить графики, диаграммы
- оценивать водные, почвенные, растительные, животные ресурсы для прогнозирования рационального природопользования
- выполнять правила природоохранного поведения в повседневной деятельности
Тематический план
№ п/п | Раздел программы | Количество часов |
1. | Физико-географическое положение города Старый Оскол. | 1 |
2. | Рельеф, его происхождение и хозяйственное значение | 3 |
3. | Геологическое строение | 2 |
4. | Воды и их использование | 4 |
5. | Климатическая характеристика района Старого Оскола | 10 |
6. | Почвы | 2 |
7. | Растительность | 3 |
8. | Животный мир | 2 |
9. | Охрана природы | 3 |
10. | Прогноз экологического состояния города | 3 |
11. | Итоговая творческая работа в виде компьютерной презентации. | 2 |
Итого: | 35 часов |
Учебно-тематическое планирование
№ п/п | Тема занятия | Дата | Форма проведения занятия | Форма контроля |
Т-1. Физико-географическое положение города Старый Оскол. (1 час) | ||||
1. | Территория и физико-географическое положение города Старый Оскол. | Практикум | Практическая работа «Мой город на карте области и России». Работа со справочными материалами по физико-географической характеристике города. | |
Т-2. Рельеф, его происхождение и хозяйственное значение. (4 часа) | ||||
2. | Техногенные особенности ландшафта. | Лекция | ||
3. | Минерально-сырьевые ресурсы. | Комбиниро-ванный урок | Тестирование | |
4. | Овраги нашей местности. | Практикум | Практическая работа «Краткое описание рельефа» | |
Т-3. Геологическое строение. | ||||
5. | Основные черты геологического строения. | Лекция | ||
6. | Техногенные сейсмические явления. | Практикум | Практическая работа «Определение структуры горных пород» | |
Т-4. Воды и их использование. | ||||
7. | Гидрологические условия. | Лекция | ||
8. | Гидрографическая сеть. | Семинар | ||
9. | Водный баланс бассейна реки Оскол. | Практикум | Практическая работа «Измерение скорости течения, ширины и глубины реки. Определение свойств воды». | |
10. | Гидрохимическое состояние поверхностных и подземных вод. | Комбиниро-ванный урок | Фронтальный опрос | |
Т-5. Климатическая характеристика района Старого Оскола. | ||||
11. | Общая оценка климатических условий Старого Оскола. | Комбиниро-ванный урок | Практическая работа «Организация наблюдения за погодой». | |
12. | Климатическая характеристика сезонов. | Семинар | ||
13. | Радиационный режим. | Лекция | ||
14. | Температура воздуха. | Лекция | ||
15. | Ветер. | Лекция | ||
16. | Влажность воздуха. | Лекция | ||
17. | Атмосферные осадки. | Лекция | ||
18. | Снежный покров. | Лекция | ||
19. | Облачность. | Лекция | ||
20. | Урок-практикум по организации наблюдения за погодой. | Практическая работа «Вычерчивание графиков температуры, облачности». Составление «розы ветров» данной местности. | ||
Т-6. Почвы. | ||||
21. | Почвы, их типы. | Лекция | ||
22. | Состояние почвенного покрова. | Лекция | ||
Т-7. Растительность. | ||||
23. | Растительный мир местности. | Комбиниро-ванный урок | Географический диктант | |
24. | Городские лесничества. | Семинар | ||
25. | Экскурсия в дендропарк. | |||
Т-8. Животный мир. | ||||
26. | Общая характеристика животного мира. | Лекция | Тестирование | |
27. | Экскурсия в зоопарк. | |||
Т-9. Охрана природы. | ||||
28. | Охранные зоны. | Лекция | ||
29. | Сеть особо охраняемых природных территорий. | Комбиниро-ванный урок | Викторина | |
30. | Состояние окружающей природной среды и здоровье человека. | Семинар | ||
Т-10. Прогноз экологического состояния города. | ||||
31. | Опасные экологические объекты. | Комбиниро-ванный урок | ||
32. | Общая оценка состояния природной среды в районе Старого Оскола. | Практикум | Практическая работа «Составление правил природоохранного поведения в повседневной деятельности». Конкурс. | |
33. | Прогноз экологического состояния города. | Практикум | Практическая работа «Конкурс сочинений на тему: «Экологические проблемы города», «Мой город в будущем». Выставка творческих работ. | |
34-35. | Итоговая творческая работа в виде компьютерной презентации. | Отчет |
Содержание программы
Тема 1. Физико-географическое положение города Старый Оскол.
Особенности физико-географического положения города, размеры.
Практическая работа. Работа со справочными материалами по физико-географической характеристике города.
Тема 2. Рельеф, его происхождение и хозяйственное значение.
Особенности рельефа своей местности. Формы поверхности.
Овраги нашей местности, их обследование, условия образования, вред, меры борьбы с ростом и развитием оврагов.
Ознакомление с возможностями использования оврагов для строительства водоемов.
Практическая работа. Краткое описание рельефа.
Тема 3. Геологическое строение своей местности.
Геологическое строение местности.
Месторождения и разработки важнейших полезных ископаемых своей местности. Ознакомление с ними.
Сбор образцов полезных ископаемых для коллекций.
Практическая работа. Определение структуры горных пород. Экскурсия на ближайший карьер для ознакомления с разработкой полезных ископаемых.
Тема 4. Воды и их использование.
Ручьи и реки, грунтовые воды и источник, озера, болота, искусственные водоемы, их обследование, описание. Гидрогеографическая карта. Охрана вод. Сведения об использовании рек, озер, прудов в хозяйстве города. Участие в операции «Малым рекам – чистую воду».
Практическая работа. Измерение скорости течения реки. Измерение ширины и глубины реки. Определение свойств воды.
Тема 5. Климатическая характеристика района Старого Оскола .
Темперетура воздуха. Атмосферное давление. Облачность и форма облаков. Атмосферные осадки, их виды. Снежный покров по месяцам года. Местные признаки и прогноз погоды. Метеорологическая служба города.
Практическая работа. Ведение дневников наблюдений. Вычерчивание графиков температуры, облачности. Составление «розы ветров» данной местности.
Тема 6. Почвы.
Почвы нашей местности, их типы. Знакомство с почвой пришкольного участка. Изучение почв (состав, структура, физические свойства). Способы обработки почв. Охрана почв от эрозии и загрязнения.
Тема 7. Растительность.
Наиболее распространенные породы деревьев и кустарников, условия их жизни. Редкие для города породы деревьев и кустарников.
Практическая работа. Изучение городского парка и шефство над ним. Сбор гербариев.
Тема 8. Животный мир.
Виды животных. Млекопитающие. Птицы. Земноводные. Рыбы. Насекомые и другие наземные беспозвоночные.
Практическая работа. Учет состава животного мира города. Экскурсия в дендропарк.
Тема 9. Охрана природы.
Охрана природы как антропогенный фактор. Рациональное и нерациональное использование природы.
Практическая работа. Составление правил природоохранного поведения в повседневной деятельности.
Тема 10. Прогноз экологического состояния города.
Три подхода в оценке экологической ситуации. Сокращение площади городских лесов. Возрастание браконьерства, самовольные порубки, опасность лесных пожаров.
Практическая работа. Конкурс сочинений на тему «Экологические проблемы города», «Мой город в будущем».
Список литературы для учителя
- Природная среда Старого Оскола. Мигунов А.М., Сорокин Н.А., г. Старый Оскол, 1994.
- Экология. Книга для учителя. Козлова Т.А., Сухова Т.С., Сивоглазова В.И. – М:. школа-Пресс, 1996.
- Города Белгородской области. Б. Осыков – Центрально-Черноземное книжное издательство, Воронеж – 1973.
- Старый Оскол. А.П. Никулов, Э.И. Григорьев – Белгород, 1992.
- Экология, окружающая среда и человек. Учеб. Пособие для ВУЗов – Новиков Ю.В.- М:. Агенство «ФАИР», 1998.
- Белгородская черта. В.П. Загоровский. – Изд-во Воронежского университета, Воронеж – 1969.
- Оскольский край. Никулов А.П. – Старый Оскол, 1997.
Список литературы для учащихся
- География Белгородской области: Учеб. Пособие для учащихся 8-9 классов. Белгородский государственный университет. Издательство Московского университета, 2008.
- Экология Белгородской области: Учеб. Пособие для учащихся 8-11 классов. А.Н.Петин, Л.Л.Новых, В.И. Петина, Е.Г. Глазунов. – М:. Изд-во МГУ, 2002.
- Основы экологии и природопользования. Учеб. Пособие для учащихся 8-11 классов. А.Н.Петин, Л.Л.Новых, В.И. Петина, Е.Г. Глазунов. – М:. Изд-во МГУ, 2004.
- Экология города. 10-11 класс. Г.С. Камерилова – М:., Просвещение, 1997.
- Краеведение. Строев К.Ф. – М:., Просвещение, 1967.
Оборудование
Карты
- Белгородская область (физическая)
- Белгородская область (административное устройство)
- Россия (физическая)
- Россия (политико-административное устройство)
Печатные пособия
- Атлас Белгородской области
- Набор контурных карт
- Дневники-наблюдений
Приборы
- Барометр-анероид
- Термометр почвенный
- Термометр лабораторный
- Нивелир
- Эклиментр
- Рулетка
- Компас
- Секундомер
- Диск
- Флюгер
Коллекции
- Образцы горных пород и минералов
- Гербарий растений
Таблицы
- Животные лесостепей
- Культурные растения
- Рост оврагов
- Подземные воды
- Видовой состав местных рыб
Перечень средств ИКТ
Аппаратные средства
- Компьютер
- Проектор
- Принтер
- Сканер
- Модем
Программные средства
- Операционная система Linux
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Элективный курс "Биология среди наук" с использованием ИКТ
В брошюре представлена моя авторская программа элективного курса для предпрофильной подготовки в 9 классе, которая была опубликована (без приложений) в сборнике программ элект...
Элективный курс "Природные сообщества родного края"
Данная программа предназначена для предпрофильного обучения в 9 классе среднеобразовательных школ. Элективный курс способствует формированию новых знаний о биогеоценозах, эстетическом...
Авторская программа элективного курса "Интернет- среда обучения" 9 класс
Переход к профильному обучению определяет необходимость активизации предпрофильной подготовки школьников. В связи с этим большое значение приобретает всемирная сеть Интернет – как среда, имеющая огром...
Элективный курс "Природные сообщества родного края"
Данная программа предназначена для предпрофильного обучения в 9 классе среднеобразовательных школ. Элективный курс способствует формированию новых знаний о биогеоценозах, эстетическому восприяти...
Элективный курс "Окружающая среда и человек"
Данный элективный курс предназначен для учащихся 9 классов...
Рабочая программа элективного курса "Природное и культурное наследие России"
Рабочая программа элективного курса "Природное и культурное наследие России"...
ПРОГРАММА ЭЛЕКТИВНОГО КУРСА «СВОЙ СРЕДИ ЧУЖИХ» для 8-9 классов
ПРОГРАММА ЭЛЕКТИВНОГО КУРСА «СВОЙ СРЕДИ ЧУЖИХ»для 8-9 классов...