Элективный курс "Природная среда Старого Оскола»
методическая разработка по географии на тему

Татаркина Татьяна Викторовна

Сформировать первоначальные представления о взаимосвязях между физико- географическими объектами, природой и обществом.

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon elektivnyy_kurs_prirodnaya_sreda_starogo_oskola.doc133.5 КБ

Предварительный просмотр:

Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение

«Основная общеобразовательная школа № 36»

Рабочая программа

Татаркиной Татьяны Викторовны,

учителя географии

по элективному курсу

«Природная среда Старого Оскола»

г Старый Оскол

2011 г

Пояснительная записка

        Элективный курс «Природная среда Старого Оскола» рекомендован для 8 класса в рамках базового обучения.

        В программе по географии в 8 классе на реализацию краеведческого компонента отводится всего 10 часов, этого недостаточно, поэтому я предлагаю данный элективный курс в количестве 35 часов.

Введение краеведческой деятельности в образовательную систему средней школы позволит обогатить их жизненный опыт, сформировать представления и понятия, развить самостоятельность и наблюдательность, накопить первоначальный багаж навыков и умений. Активные формы деятельности создадут иные отношения педагога и обучающегося.

Природно-географическое краеведение поможет увидеть и оценить красоту родной природы, ощутить ее эмоциональное и нравственное  воздействие. Л.Н. Толстой писал: «Все недоброе в сердце человека должно бы, кажется, исчезнуть в соприкосновении с природой – этим непосредственным выражением красоты и добра». Природа города рассматривается как часть природы более крупной территории – области. В то же время выявляется местная специфика природных компонентов. Предлагаемый курс «Природная среда Старого Оскола», позволит обеспечить необходимую связь глобальных, национальных и региональных (местных) аспектов в изучении современных проблем экологии и охраны природы, поможет правильно организовать работу по экологическому воспитанию учащихся, формированию у них навыков природоохранной деятельности.

Актуальностью программы элективного курса является всестороннее развитие личности через изучение природного окружения.

Новизной программы «Природная среда Старого Оскола» является разработка форм и методов занятий по ознакомлению с окружающей средой, через цикличность познавательной и исследовательской деятельности.

         Реализация программы осуществляется на основе межпредметных связей географии, биологии, экологии.

        

Цели курса:

  1. заложить основы географического мировоззрения
  2. сформировать первоначальные представления о взаимосвязях между физико-географическими объектами, природой и обществом.

Задачи курса:

  1. способствовать развитию творческих, исследовательских способностей обучаемых через научность и практическую направленность.
  2. сформировать системное представление о природе Старого Оскола как целостностном географическом районе.
  3. показать практическое значение взаимосвязи природных явлений на изучаемой территории.
  4. развивать умения работать с географо-краеведческими источниками информации, тематическими картами.

Предполагаемые результаты обучения связаны с общими задачами обучения и воспитания, с необходимостью повышения базовой и региональной компетентности.

        Занятия организуются в форме лекций, семинаров. Помимо вопросов теоретического характера программой предусмотрены практические занятия. На заключительном этапе предлагается подготовить представление творческой работы в виде компьютерной презентации.

        

Учащиеся должны знать:

- площадь территории города

- особенности физико-географического положения Старого Оскола

- основные формы рельефа, геологическое строение

- факторы, формирующие климат

- особенности вод

- основные типы почв, меры по их охране

- представителей растительного и животного мира Староосколья

- основные экологические проблемы, пути их решения

Учащиеся должны уметь:

- определять физико-географическое положение территории населенного пункта

- определять размеры территории

- устанавливать зависимость между рельефом, тектоническим строением и размещением полезных ископаемых

- определять основные черты климата, строить графики, диаграммы

- оценивать водные, почвенные, растительные, животные ресурсы для прогнозирования рационального природопользования

- выполнять правила природоохранного поведения в повседневной деятельности

Тематический план


п/п

Раздел программы

Количество часов

1.

Физико-географическое положение города Старый Оскол.

1

2.

Рельеф, его происхождение и хозяйственное значение

3

3.

Геологическое строение

2

4.

Воды и их использование

4

5.

Климатическая характеристика района Старого Оскола

10

6.

Почвы

2

7.

Растительность

3

8.

Животный мир

2

9.

Охрана природы

3

10.

Прогноз экологического состояния города

3

11.

Итоговая творческая работа в виде компьютерной презентации.

2

Итого:

35 часов

Учебно-тематическое планирование


п/п

Тема занятия

Дата

Форма

 проведения занятия

Форма контроля

Т-1. Физико-географическое положение города Старый Оскол. (1 час)

1.

Территория и физико-географическое положение города Старый Оскол.

Практикум

Практическая работа «Мой город на карте области и России». Работа со справочными материалами по физико-географической характеристике города.

Т-2. Рельеф, его происхождение и хозяйственное значение. (4 часа)

2.

Техногенные особенности ландшафта.

Лекция

3.

Минерально-сырьевые ресурсы.

Комбиниро-ванный урок

Тестирование

4.

Овраги нашей местности.

Практикум

Практическая работа «Краткое описание рельефа»

Т-3. Геологическое строение.

5.

Основные черты геологического строения.

Лекция

6.

Техногенные сейсмические явления.

Практикум

Практическая работа «Определение структуры горных пород»

Т-4. Воды и их использование.

7.

Гидрологические условия.

Лекция

8.

Гидрографическая сеть.

Семинар

9.

Водный баланс бассейна реки Оскол.

Практикум

Практическая работа «Измерение скорости течения, ширины и глубины реки. Определение свойств воды».

10.

Гидрохимическое состояние поверхностных и подземных вод.

Комбиниро-ванный урок

Фронтальный опрос

Т-5. Климатическая характеристика района Старого Оскола.

11.

Общая оценка климатических условий Старого Оскола.

Комбиниро-ванный урок

Практическая работа «Организация наблюдения за погодой».

12.

Климатическая характеристика сезонов.

Семинар

13.

Радиационный режим.

Лекция

14.

Температура воздуха.

Лекция

15.

Ветер.

Лекция

16.

Влажность воздуха.

Лекция

17.

Атмосферные осадки.

Лекция

18.

Снежный покров.

Лекция

19.

Облачность.

Лекция

20.

Урок-практикум по организации наблюдения за погодой.

Практическая работа «Вычерчивание графиков температуры, облачности». Составление «розы ветров» данной местности.

Т-6. Почвы.

21.

Почвы, их типы.

Лекция

22.

Состояние почвенного покрова.

Лекция

Т-7. Растительность.

23.

Растительный мир местности.

Комбиниро-ванный урок

Географический диктант

24.

Городские лесничества.

Семинар

25.

Экскурсия в дендропарк.

Т-8. Животный мир.

26.

Общая характеристика животного мира.

Лекция

Тестирование

27.

Экскурсия в зоопарк.

Т-9. Охрана природы.

28.

Охранные зоны.

Лекция

29.

Сеть особо охраняемых природных территорий.

Комбиниро-ванный урок

Викторина

30.

Состояние окружающей природной среды и здоровье человека.

Семинар

Т-10. Прогноз экологического состояния города.

31.

Опасные экологические объекты.

Комбиниро-ванный урок

32.

Общая оценка состояния природной среды в районе Старого Оскола.

Практикум

Практическая работа «Составление правил природоохранного поведения в повседневной  деятельности». Конкурс.

33.

Прогноз экологического состояния города.

Практикум

Практическая работа «Конкурс сочинений на тему: «Экологические проблемы города», «Мой город в будущем». Выставка творческих работ.

34-35.

Итоговая творческая работа в виде компьютерной презентации.

Отчет

Содержание программы

Тема 1. Физико-географическое положение города Старый Оскол.

        Особенности физико-географического положения города, размеры.

Практическая работа. Работа со справочными материалами по физико-географической характеристике города.

Тема 2. Рельеф, его происхождение  и хозяйственное значение.

        Особенности рельефа своей местности. Формы поверхности.

Овраги нашей местности, их обследование, условия образования, вред, меры борьбы с ростом и развитием оврагов.

        Ознакомление с возможностями использования оврагов для строительства водоемов.

Практическая работа. Краткое описание рельефа.

Тема 3. Геологическое строение своей местности.

        Геологическое строение местности.

          Месторождения и разработки важнейших полезных ископаемых своей местности. Ознакомление с ними.

        Сбор образцов полезных ископаемых для коллекций.

Практическая работа. Определение структуры горных пород. Экскурсия на ближайший карьер для ознакомления с разработкой полезных ископаемых.

Тема 4. Воды и их использование.

        Ручьи и реки, грунтовые воды и источник, озера, болота, искусственные водоемы, их обследование, описание. Гидрогеографическая карта. Охрана вод. Сведения об использовании рек, озер, прудов в хозяйстве города. Участие в операции «Малым рекам – чистую воду».

Практическая работа. Измерение скорости течения реки. Измерение ширины и глубины реки. Определение свойств воды.

Тема 5.  Климатическая характеристика района Старого Оскола .

        Темперетура воздуха. Атмосферное давление. Облачность и форма облаков. Атмосферные осадки, их виды. Снежный покров по месяцам года. Местные признаки и прогноз погоды. Метеорологическая служба города.

Практическая работа. Ведение дневников наблюдений. Вычерчивание графиков температуры, облачности. Составление «розы ветров» данной местности.

Тема 6. Почвы.

        Почвы нашей местности, их типы. Знакомство с почвой пришкольного участка. Изучение почв (состав, структура, физические свойства). Способы обработки почв. Охрана почв от эрозии и загрязнения.

Тема 7. Растительность.

        Наиболее распространенные породы деревьев и кустарников, условия их жизни. Редкие для города породы деревьев и кустарников.

Практическая работа. Изучение городского парка и шефство над ним. Сбор гербариев.

Тема 8. Животный мир.

        Виды животных. Млекопитающие. Птицы. Земноводные. Рыбы. Насекомые и другие наземные беспозвоночные.

Практическая работа. Учет состава животного мира города. Экскурсия в дендропарк.

Тема 9. Охрана природы.

        Охрана природы как антропогенный фактор. Рациональное и нерациональное использование природы.

Практическая работа. Составление правил природоохранного поведения в повседневной  деятельности.

Тема 10. Прогноз экологического состояния города.

        Три подхода в оценке экологической ситуации. Сокращение площади городских лесов. Возрастание браконьерства, самовольные порубки, опасность лесных пожаров.

Практическая работа. Конкурс сочинений на тему «Экологические проблемы города», «Мой город в будущем».

Список литературы для учителя

  1. Природная среда Старого Оскола. Мигунов А.М., Сорокин Н.А., г. Старый Оскол, 1994.
  2. Экология. Книга для учителя. Козлова Т.А., Сухова Т.С., Сивоглазова В.И. – М:. школа-Пресс, 1996.
  3. Города Белгородской области. Б. Осыков – Центрально-Черноземное книжное издательство, Воронеж – 1973.
  4. Старый Оскол. А.П. Никулов, Э.И. Григорьев – Белгород, 1992.
  5. Экология, окружающая среда и человек. Учеб. Пособие для ВУЗов – Новиков Ю.В.- М:. Агенство «ФАИР», 1998.
  6. Белгородская черта. В.П. Загоровский. – Изд-во Воронежского университета, Воронеж – 1969.
  7. Оскольский край. Никулов А.П. – Старый Оскол, 1997.

Список литературы для учащихся

  1. География Белгородской области: Учеб. Пособие для учащихся 8-9 классов. Белгородский государственный университет. Издательство Московского университета, 2008.
  2. Экология Белгородской области: Учеб. Пособие для учащихся 8-11 классов. А.Н.Петин, Л.Л.Новых, В.И. Петина, Е.Г. Глазунов. – М:. Изд-во МГУ, 2002.
  3. Основы экологии и природопользования. Учеб. Пособие для учащихся 8-11 классов. А.Н.Петин, Л.Л.Новых, В.И. Петина, Е.Г. Глазунов. – М:. Изд-во МГУ, 2004.
  4. Экология города. 10-11 класс. Г.С. Камерилова – М:., Просвещение, 1997.
  5. Краеведение. Строев К.Ф. – М:., Просвещение, 1967.

Оборудование

Карты

  1. Белгородская область (физическая)
  2. Белгородская область (административное устройство)
  3. Россия (физическая)
  4. Россия (политико-административное устройство)

Печатные пособия

  1. Атлас Белгородской области
  2. Набор контурных карт
  3. Дневники-наблюдений

Приборы

  1. Барометр-анероид
  2. Термометр почвенный
  3. Термометр лабораторный
  4. Нивелир
  5. Эклиментр
  6. Рулетка
  7. Компас
  8. Секундомер
  9. Диск
  10. Флюгер

Коллекции

  1. Образцы горных пород и минералов
  2. Гербарий растений

Таблицы

  1. Животные лесостепей
  2. Культурные растения
  3. Рост оврагов
  4. Подземные воды
  5. Видовой состав местных рыб

Перечень средств ИКТ

Аппаратные средства

  1. Компьютер
  2. Проектор
  3. Принтер
  4. Сканер
  5. Модем

Программные средства

  1. Операционная система Linux


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Элективный курс "Биология среди наук" с использованием ИКТ

 В брошюре представлена моя авторская программа элективного курса для предпрофильной подготовки в 9 классе,  которая была опубликована (без приложений)  в сборнике программ элект...

Элективный курс "Природные сообщества родного края"

Данная программа предназначена для предпрофильного обучения в 9  классе среднеобразовательных школ. Элективный курс способствует формированию новых знаний о биогеоценозах, эстетическом...

Авторская программа элективного курса "Интернет- среда обучения" 9 класс

Переход к профильному обучению определяет необходимость активизации предпрофильной подготовки школьников. В связи с этим большое значение приобретает всемирная сеть Интернет – как среда, имеющая огром...

Элективный курс "Природные сообщества родного края"

Данная программа предназначена для предпрофильного обучения в 9  классе среднеобразовательных школ. Элективный курс способствует формированию новых знаний о биогеоценозах, эстетическому восприяти...

Элективный курс "Окружающая среда и человек"

Данный элективный курс предназначен для учащихся 9 классов...

Рабочая программа элективного курса "Природное и культурное наследие России"

Рабочая программа элективного курса "Природное и культурное наследие России"...

ПРОГРАММА ЭЛЕКТИВНОГО КУРСА «СВОЙ СРЕДИ ЧУЖИХ» для 8-9 классов

ПРОГРАММА ЭЛЕКТИВНОГО КУРСА «СВОЙ СРЕДИ ЧУЖИХ»для 8-9 классов...