Рабочая программа элективного курса "Природное и культурное наследие России"
элективный курс по географии (8 класс) на тему

Белова Александра Александровна

Рабочая программа элективного курса "Природное и культурное наследие России"

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon priroda_rossii_glazami_detey_8_kl.doc32.5 КБ

Предварительный просмотр:

Рабочая программа

курса ____ «Природное и культурное наследие России глазами детей»__

8 класс

                                                                                 Ф.И.О. учителя: Белова  А.А.

                                                                                                  квалификационная категория: высшая

Элективный курс «Природное и культурное наследие России глазами детей»

ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА

Одним из приоритетных направлений современного гуманитарного образования является разработка инновационных программ, направленных на формирование общекультурных компетентностей, связанных с интеллектуально-мировоззренческим становлением личности. Важность данного вида компетентностей обусловлена, в том числе, и необходимостью развития у подрастающих поколений уважительного отношения к природному и культурному наследию своей страны, толерантного восприятия культурных различий.

Несмотря на то, что Россией более двадцати лет назад была ратифицирована Конвенция об охране природного и культурного наследия, приходится констатировать, что российские школьники не могут назвать и половины объектов из списка ЮНЕСКО, расположенных на территории РФ.

Элективный курс нацелен на формирование компетентности учащихся в отношении особо ценных объектов отечественного культурного наследия, имеющих статус «памятник ЮНЕСКО».

 Программа является частью учебно-методического комплекса, включающего также методические рекомендации к проведению занятий и мультимедийное сопровождение курса, выполненное в виде справочника-энциклопедии.

Ключевые слова: культурологическое образование в школе, учебно-методический комплекс, ЮНЕСКО, культурное наследие, культурный ландшафт.

Сегодня изучение наследия в рамках школьного образования отданона откуп географам: в обязательный минимум содержания стандарта основного общего образования по географии включены объекты мирового природного и культурного наследия в России. Между тем, очевидна необходимость разграничения учебных дисциплин:

изучение природных ландшафтов школьниками — прерогатива уроков географии, а памятники культуры и культурные ландшафты должны рассматриваться в рамках специализированного курса культурологической направленности, образующего с  дисциплиной «География России» (8–9-й класс) межпредметные связи.

Цель программы: формирование компетентности учащихся в отношении особо ценных культурных объектов отечественного наследия.


Тематическое планирование курса

Урок 1. Введение. Конвенция об охране Всемирного природного и культурного наследия. Всемирное природное наследие России. Критерии внесения в Список Всемирного наследия и характеристики основных природных объектов («Девственные леса Коми», «Озеро Байкал», «Вулканы Камчатки», «Алтай»).

Урок 2. Природные достопримечательности регионов России. Проблемы сохранения, популяризации и туризма. Мировое значение российской природы. Концепция сохранения природы.

Урок 3. Практическая работа. Нанесение на контурную карту объектов Всемирного природного наследия России.

Урок 4 - 7. Творческая работа. «Достопримечательности России» (учащимся предлагается выбрать: а) объект – национальный символ России; б) объект – природная достопримечательность России; в) объект, увиденный ими и произведший на них наиболее сильное впечатление; и дать его характеристику, подобрав литературный и иллюстративный материал).

Урок 8 -9 Всемирное культурное наследие России (география, описание и образы объектов). «Кремль и Красная площадь, Москва», «Кижи, Погост», «Исторические памятники Новгорода и окрестностей», «Культурный и исторический ансамбль Соловецких островов», «Белокаменные памятники Владимира и Суздаля», «Архитектурный ансамбль Троицко-Сергиевой лавры в Сергиевом посаде», «Церковь Вознесения, Коломенское».

Урок 10. Практическая работа. Нанесение на контурную карту объектов Всемирного культурного наследия России.

Урок 11- 14. Творческая работа. Составление памятки туристу, путешествующему по уникальным местам России.

 Урок 15-17  Творческая работа. «Проект рекламы туристического объекта»


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Рабочая программа элективного куса "Дни воинской славы России"

Рабочая программа элективного куса "Дни воинской славы России"  для учителей ве дл      дл Предназначена для ведения предпрофиля в 9 классе. ...

Духовно - культурное наследие России - основа гражданского - патриотического воспитания молодежи.

Духовно - культурное наследие России является основой гражданского - патриотического воспитания нашей  молодежи.  На сегодня  это и  главная  задача в образования. Об ак...

Рабочая программа элективного курса «Культурное наследие величайших городов мира»

Данная программа рассчитана на учащихся 9 классов и представляет собой разработку элективного курса, основной целью которого является приобщение школьников к общечеловеческим и национальным ценностям,...

Мини – проект «Культурное наследие ЮНЕСКО» «Фонтаны Петергофа - шедевр культурного наследия России»

Вы знаете, в мире есть три вещи, на которые можно смотреть бесконечно - огонь, воду и на то, как мерцают звёзды. Издавна считается, что созерцание воды благотворно влияет на душевное состояние че...

Рабочая программа внеурочной деятельности для 8 класса «Старая Русса в культурном наследии России»

Любовь к родному краю, знание его истории, культурных и православных традиций – основа, на которой и может существовать рост духовной культуры всего общества. Сохранение обычаев, фольклора, пред...

Рабочая программа элективного курса «Дискуссионные вопросы истории России»

Рабочая программа элективного курса «Дискуссионные вопросы истории России»...

250 школьников из 20 регионов России приняли участие в образовательной программе и выступили на фестивале-конкурсе «Культурное наследие России» в Москве

22-23 октября 2022 года в Москве состоялся финальный этап Всероссийского фестиваля-конкурса межкультурного взаимодействия «Культурное наследие России», к участию в котором были приглашены ...