Элективный курс "Природные сообщества родного края"
рабочая программа по биологии (9 класс) на тему

Самуткина Елена Геннадьевна

Данная программа предназначена для предпрофильного обучения в 9  классе среднеобразовательных школ. Элективный курс способствует формированию новых знаний о биогеоценозах, эстетическому восприятию природы, развитию чувственного опыта, воспитанию потребности личного участия в защите окружающей среды.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл programma_elektivnogo_kursa_0.docx24.15 КБ

Предварительный просмотр:

Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение

Бимская средняя общеобразовательная школа

Агрызского муниципального района Республики Татарстан

Программа

элективного курса

«Природные сообщества родного края»

Самуткина Елена Геннадьевна

учитель биологии МБОУ Бимской СОШ

2012г.

Пояснительная записка

Данная программа предназначена для предпрофильного обучения в 9  классе среднеобразовательных школ.

Концепция модернизации российского образования предусматривает переход к предпрофильному и профильному обучению. Согласно Концепции профильного обучения, значительную роль,  в развитии обучающихся  играют  элективные курсы, выбираемые самими учащимися. 

Концепция созданной программы состоит в том,  что  в ее содержании предусмотрена реальная практико-ориентированная деятельность обучающихся по экологической оценки окружающей среды. Учащимся предоставляется возможность  для саморазвития,  формирования ответственного экологически-грамотного поведения в природе, осознание неразрывной связи человека с природой. Этот курс направлен на формирование у школьников чувственно-эмоциональной сферы, воспитание коллективизма и осознание неповторимости каждого существа, развития коммуникативных умений, радости общения и восхищения.

Значительное место в данном курсе занимает организация самостоятельной  познавательной и практической деятельности обучающихся в рамках экскурсий. Большое место мы уделяем практическим работам, которые включают деятельность по наблюдению за живыми организмами, выявлению у них приспособленности к среде обитания, выявлению взаимосвязей существующих  в любом природном сообществе (структурно-методическая организация курса).

Цели и задачи элективного курса «Природные сообщества вокруг нас» направлены на      удовлетворение потребностей, оценки своих возможностей и обоснованного выбора профиля на III ступени обучения, развития познавательного интереса к изучению окружающей природной среды, формирование умения видеть, понимать взаимоотношения между различными объектами природных сообществ.

Элективный курс способствует формированию новых знаний о биогеоценозах, эстетическому восприятию природы, развитию чувственного опыта, воспитанию потребности личного участия в защите окружающей среды.

Программа предполагает сохранение здоровья через здоровьесберегающие технологии: дидактические игры и тренинги на воздухе, экскурсии, мини-экспедиции.

В ходе реализации программы учащиеся получат представления о составе, структуре, взаимосвязях компонентов сообществ леса и водоемов нашего края. Курс включает новые для учащихся знания о биоценозах лужи, ручья, луга и пойменного леса, их обитателях, не содержащиеся в базовых программах. 

Цель: создание ориентационной и мотивационной основы для осознанного выбора учащимися естественно-научного профиля на III ступени обучения.

Задачи:

- углублять знания учащихся о природных сообществах;

- развивать познавательный интерес к природе родного края, умения наблюдать, анализировать взаимосвязи в экосистемах;

- воспитывать коммуникативные способности и бережное отношение к природным сообществам.

Принципы:

- соответствие методологическим принципам современного биологического познания, на основе которого у школьников должны сформироваться системное мышление и целостная научная картина мира;

- добровольность - каждый из учащихся принимает осознанное решение посещать занятия;

 - максимально активная позиция, что предполагает свободное высказывание участниками своих вариантов решений предлагаемых заданий и вопросов;

– научность;

- развивающий характер - данный элективный курс должен способствовать развитию познавательной самостоятельности, творчества;

- историко-патриотический акцент при изучении истории родного края;

- экологическая направленность - курс должен привести к формированию твердой убежденности, что неблагоприятные внешние факторы влияют на организм;

- профессиональная направленность - изучение данного материала должно облегчить учащимся процесс выбора будущей профессии.

Сроки реализации программы: 17 часов

Основные формы организации занятий: дидактические игры и тренинги на воздухе, экскурсии, мини-экспедиции.

Предполагаемые результаты изучения курса:

Знают:

- состав и структуру экосистемы;

- типы сообществ;

- виды взаимосвязей между компонентами;

- механизмы функционирования;

- правила и приемы сохранения природных объектов.

Умеют:

- описать сообщества;

- наблюдать объекты;

- составить пищевые цепи и сети;

- определять видовую принадлежность;

- составить тесты.

Требования к результатам освоения элективного курса

В течение курса учащиеся выполняют:

- тестовые задания;

- составляют пищевые цепи, сети питания;

- выявляют приспособленность организмов к условиям среды;

- работают с определителями растений и животных.

По окончании курса предлагается защита проектов по следующим направлениям:

- подготовка сообщений;

- компьютерное слайд – шоу (презентация) по материалам экскурсий по сообществам нашей местности.

Контроль усвоения знаний осуществляется в ненавязчивых формах, которые не травмируют психику ребенка.

Учебно-тематический план

Наименование темы

Кол-во часов

Виды деятельности

Формы контроля

Дата

всего

теория

практика

1

Введение. Природные сообщества

1

1

Беседа, лекция, демонстрация таблицы

Тестирование на определение начального уровня знаний

2 3

Характеристика экосистемы

2

2

Беседа, лекция, демонстрация таблицы

Индивидуальная (оценка выполнения домашнего задания) и фронтальная (по тестам)

4

Экосистема водоема

1

1

Беседа, лекция, демонстрация таблицы

Групповая (активность участия в дискуссиях)

5 6

Экскурсия на пруд и реку

2

2

Мини- экспедиция

Групповая (активность участия в дискуссиях)

7

8

Экскурсия в лес

2

2

Экскурсия в лес

9

Обитатели леса

1

0,5

0,5

Беседа, лекция, демонстрация таблицы

10

11

Экскурсия  на луг

2

2

Экскурсия на луг

Групповая (активность участия в дискуссиях)

12

Обитатели луга

1

0,5

0,5

Беседа, лекция, демонстрация таблицы

13

14

По сообществам родного района и республики

2

2

Беседа, лекция, демонстрация таблицы

15

16

17

Обобщение, анализ и систематизация знаний

3

3

Защита проектных работ

Индивидуальная оценка объема  и качества выполненных работ с учетом уровня сложности.

Содержательная часть

1.Введение. Природные сообщества (1 час)

Вводное слово учителя об элективном курсе.  Для определения начального уровня знаний о природных сообществах предлагается тест.  На этом занятии следует повторить понятия экология, экосистема, биогеоценоз. Дать учащимся представление о классификации  экосистем по размерам и месторасположению.

2.Характеристика экосистемы (2 часа)

Видовая и пространственная структура экосистем. Пищевые связи, круговорот веществ и превращения энергии в экосистемах. Причины устойчивости и смены экосистем. Влияние человека на экосистемы.

3.Экосистема водоема (1 час)

Типы водных систем (лужа, озеро, проточный водоем). Типичные представители водных экосистем. Приспособления у организмов к водной среде обитания и характер взаимоотношений между ними.

4. Экскурсия на пруд и реку (2 часа)

Обитатели водоемов, их разнообразие, взаимосвязи в естественных условиях.

Практические работы:

1.Наблюдение за организмами (способ передвижения, питания, дыхания, экологическая ниша, видовая принадлежность).

2.Видеосъемка и фотографирование.

5. Экскурсия в лес (2 часа)

Структура и состав местного фитоценоза.

Практические работы:

1.Наблюдения за растениями в естественной среде.

2.Определение приспособления растений к совместному проживанию

3.Сбор гербарного материала доминирующих видов растений, соблюдая определенные правила и требования.

4.Фотографирование, видеосъемка, зарисовка обнаруженных объектов.

6. Обитатели леса (1 час)

Пространственная структура фитоценоза. Редкие и охраняемые растения и животные.

Практическая работа:

1.Работа с определителями растений и животных.

7. Экскурсия  на луг (2 часа)

Обитатели луга, из разнообразие, взаимосвязи в естественных условиях.

Практические работы:

1.Наблюдение за организмами

2.Видеосъемка и фотографирование.

3.Сбор гербарного материала доминирующих видов растений, соблюдая определенные правила и требования.

8. Обитатели луга (1 час)

Пространственная структура фитоценоза. Редкие и охраняемые растения и животные.

Практическая работа:

1.Работа с определителями растений и животных.

9. По сообществам родного района и республики (2 часа)

Многообразие природных сообществ района и республики. Редкие охраняемые виды.

10. Обобщение, анализ и систематизация знаний (3 часа)

Проверка усвоения учащимися основных терминов, закономерностей и понятий. Конференция с защитой презентаций, проектов, сообщений.

Литература:

  1. Карташова Л.Б. Места заповедные. – Казань: Идеал-Пресс, 2007.
  2. Козлова Т.А., Сивоглазов В.И. Растения леса (Атлас родной природы). М.:Эгмонт Россия Лтд., 2002.
  3. Кузнецов В.Е. Природное богатство Республики Татарстан: пособие для педвузов. – Наб.Челны, 2000.
  4. Мартынова Е. Исследование леса // Региональная экологическая газета. – 2004.
  5. Мустафин М.Р., Хузеев Р.Г. Все о Татарстане. Казань.: Тат.кн.изд-во, 1994.
  6. Рахимов И.И., Ибрагимова К.К. Растительный и животный мир Татарстана, Магариф. – 2006.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Программа элективного курса "Топонимика родного края"

Предлагаемый курс посвящен одному из разделов лексикологии - топонимике. Топонимы могут рассказать нам много интересного из жизни наших предков. Интересна народная этимология, в ней проявляются творче...

Элективный курс "Изучение родного края"

Элективный курс предназначен для учащихся 9 классов, предпрофильбное обучение....

Программа элективного курса "Культура родного края"

Программа  курса предлагается учащимся 9 классов общеобразовательной школы. Она направлена на   развитие жизненных навыков старшеклассников, связанных с  нормами человеческого обще...

Элективный курс: «История родного края с древнейших времен до конца XIX века»

Элективный предмет «История родного края с древнейших времен до конца XIX века» посвящен изучению регионального компонента по истории Отечества в рамках профильной школы и рассчитан на 34 часа. Програ...

Элективный курс "Природные сообщества родного края"

Данная программа предназначена для предпрофильного обучения в 9  классе среднеобразовательных школ. Элективный курс способствует формированию новых знаний о биогеоценозах, эстетическом...

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА по элективному курсу «Изучение родного края» (авторская разработка)

Авторская разработка элективного курса "Изучение родного края" (идет апробация данного курса)...

Элективный курс "Литература родного края в контексте современного литературного процесса России" для 9 классов

Литература родного края  в контексте современного литературного процесса России ЭЛЕКТИВНЫЙ КУРСдля 9-х классовМатериал подготовила Колонтаевская С.А., учитель МБОУ СОШ № 18, с...