Водные ресурсы. Охрана вод
методическая разработка по географии (8 класс) на тему
Образовательная цель:
Определить хозяйственное значение внутренних вод, оценить водные ресурсы России, систематизировать знания о водных ресурсах России.
Развивающая:
Учить сравнивать, делать выводы, выделять главное.
Развитие речи: обогащение и усложнение словарного запаса. Формировать умение и навыки самостоятельного приобретения новых знаний, развивать знания о географических объектах, их распознавании и классификации. Активизировать речевую и мыслительную деятельность учащихся.
Воспитательная:
Экологическое воспитание.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
8_otkrytyy_voda.doc | 291.5 КБ |
Предварительный просмотр:
Тема урока: Водные ресурсы. Охрана вод.
Образовательная цель:
Определить хозяйственное значение внутренних вод, оценить водные ресурсы России, систематизировать знания о водных ресурсах России.
Развивающая:
Учить сравнивать, делать выводы, выделять главное.
Развитие речи: обогащение и усложнение словарного запаса. Формировать умение и навыки самостоятельного приобретения новых знаний, развивать знания о географических объектах, их распознавании и классификации. Активизировать речевую и мыслительную деятельность учащихся.
Воспитательная:
Экологическое воспитание.
Оборудование:
Карта России - физическая, атласы, схема - Водные ресурсы Таблица- Использование воды.
Уровень:Конструктивный(углубление и расширение темы).
Методы обучения:
Частично поисковый. Проблемный. Почему Енисей самая полноводная река Сибири?
Личностная значимость изучаемого для школьника:
Мы пьем пресную воду, ее на Земле всего 3%, значит надо использовать ее разумно.
Планируемые результаты:
Уч-ся узнают о влиянии деятельности человека на водные ресурсы, мерах по их охране.
Формы организации учебной деятельности:
Комбинированный урок.
Организация деятельности уч-ся:
Отвечают на вопросы по домашнему заданию, смотрят кинофильм, работают с текстом учебника, составляют схему и рассказывают по ней о положительном и отрицательном влиянии человека на водные ресурсы, выполняют практическую работу «Оценка водных ресурсов России».
Развитие умений уч-ся:
Анализировать информацию, составлять схему, выделять главное, использовать дополнительную информацию.
Приемы деятельности учителя:
Организация проверки домашнего задания, составление логико-структурной схемы внутренние воды- человек, эвристическая беседа.
Термины:
Водные ресурсы, водный кадастр, водопользование, водопотребление.
План:
1.Оргмомент.
Однажды в одной африканской школе ребятам читали рассказ об удивительной стране, в которой люди ходят по воде.
А теперь посмотрите в окно! Разве мы с вами не ходим по воде? Мы так привыкли к воде, что не замечаем ее значения и ее свойств.
Определите, о чем будет сегодня идти речь на уроке?
Тема нашего урока Водные ресурсы.
Но сначала мы вместе восхитимся глубокими знаниями. А для этого проведем маленький письменный опрос.
Перед вами карточки с заданием 3 варианта ответов.
Передайте работы с последних парт.
Молодцы ребята. Вспомнили материал по природоведению. Правильно ответили на вопросы.
Греческий философ и математик Фалес утверждал: «Все есть вода». Подчеркивая значение этой невзрачной жидкости. Девиз нашего урока: «Ты- сама жизнь».
Запишите число. Тему урока. Водные ресурсы
Цель: Выявить значение воды в жизни человека,
оценить водные ресурсы России.
В конце урока вы ответите на проблемный вопрос:
Почему Енисей самая полноводная река?
- Воды (поверхностные и подземные), которые человек использует в быту, в промышленности, в сельском хозяйстве называют - Водными ресурсами.
Водные ресурсы- это один из наиболее важных видов ресурсов, без которых невозможно представить существование человеческого общества и которые ничем нельзя заменить.
Реки имеют большое хозяйственное значение:
Водные ресурсы
Снабжают водой население
Потребности человека в чистой воде непрерывно возрастают.
На ежедневные нужды человек потребляет 300-400 л воды, а в год около 110-150 м3 воды.
Реки источники энергии
На реках построены тысячи гидроэлектростанций.. Гидротехнические сооружения дают не только дешевую энергию. С постройкой плотин улучшается судоходство.
промышленности и
сельском хозяйстве
Большое количество воды расходуется в с\х
на орошение полей.
водные пути сообщения
Вода рек- это дешевые водные пути, главная водная артерия России, ее голубая дорога. Идет по реке лес с верховий, плывут катера и теплоходы с грузами, с пассажирами.
Через бурные, пенные речные пороги, меж крупных берегов с мая и до октября водят белоснежные теплоходы опытные капитаны- речники. И все больше с каждой навигацией, с каждым годом осваиваются широкие просторы и богатые недра России.
Водопользование- это использование воды без изъятия ее с источника
Рыбное хозяйство
Гидроэнергетика
Речной транспорт
Купание в реке
Рыбалка на берегу с удочкой
водопотребление(изъятие воды)
Промышленность. Сельское хозяйство Коммунальное хозяйство
В промышленности:
Для производства 1 тонны сахара расходуется 100 м3 воды, 1 т бумаги - 900 м\ 1 т резины - 1500 м3. Крупный металлургический комбинат потребляет в сутки около 1 млн, м3 воды.
Россия богата водными ресурсами. По запасам пресных вод занимает 1 место в мире.
Малых рек длинной до 100 км. –150 тыс., средних и больших 4103 В России около 3 млн. рек, речек, ручьев, каналов, водотоков общей протяженностью 10 млн. км.
Основные запасы пресных вод сосредоточены в озерах, водохранилищах, ледниках и подземных водах. Поскольку возобновление этих вод идет очень медленно (в ледниках вода задерживается на несколько веков), то их называют вековыми запасами.
Человек использует в основном речную воду.
Большая часть водных ресурсов сосредоточено в бассейнах Северного Ледовитого, Тихого океанов. Северо-запад Русской равнины - озерный край, очень хорошо обеспечен водой.
Дефицит водных ресурсов проявляется на территории бассейна Черного, Каспийского, Балтийского морей. Юго-восток Русской равнины. Среднерусская возвышенность, Урал испытывают недостаток воды. На Урале водная проблема стоит очень остро, т. к. реки Урала маловодны.
В южных районах (земледельческих) России дефицит воды, . к. большая часть воды идет на орошение. На каждого жителя Русской равнины (Европейской части России) приходится 8500 м3 воды в год, а на одного жителя Сибири - 100000 м3 в год, т. е. в 2 раз больше. потребности для городов и многочисленных предприятий в воде очень большие.
- Водный кадастр.
Для оценки водных ресурсов создан водный кадастр - свод сведений о водных ресурсах России. Он обобщает материалы гидрологических наблюдений и исследований.
В кадастре указано и распределение вод на территории нашей страны, и сезонное распределение многоводных рек. Реки России полноводны весной.
Потребность в воде наибольшая на территории страны ощущается летом. Чтобы обеспечить потребности в воде, СОЗДАЮТСЯ пруды и водохранилища.
В России создано 1200 водохранилищ.
Водохранилище
Братское Ангара 169км
Усть-Илимское Ангара 59км
Богучанское Ангара 58км
Куйбышевское Волга 58км
Зейское Зея 68км
Красноярское Енисей 73км
Енисей! он и в Сибири тот же,
Непокорный, яростный, как здесь,
Где на каменных порогах Тоджи
Он ревет и скачет в пене весь.
Уж на что казалось бы Саяны стали непреклонно впереди
Он и здесь пробился к океану, не свернул со своего пути
В горных склонах, скалах исполинских
Енисей раздвинул берега
И его назвали по тувински Улуг- Хем – великая река
Нашу Республику не напрасно называют краем голубых рек и озер.
Послушайте сообщение о великой транспортной артерии Сибири.
Енисей-это великая транспортная артерия по которой неиссякаемо в неисчислимом количестве плывут с юга на север грузы и в первую очередь лес. Из огромного международного порта Игарка уходят суда, груженые сосной, лиственницей, елью, кедром, во все части земного шара.
Енисей-батюшка служит всему человечеству. Откуда же берет он свое начало? С малых и маленьких Енисеев - Хемов, пересчитать которые очень трудно. Еще труднее обойти все Хемы. Балыктыг-Хем, Кызыл –Хем, Тоора –Хем, Баш –Хем, Каа –Хем, Улуг –Хем.
Хем- по тувински река. Сколько же их здесь, этих Енисеев? 20-30, а может быть все 40?Трудно сказать: уж очень много в Саянах Тувы рек и речек, в названии которых присутствует слово «Хем». Сливаясь в единый мощный поток, они образуют величайшую реку Сибири, почтительно именуемую Енисеем – батюшкой.
Реки Тувы имеют большое хозяйственное значение: снабжают водой население и промышленные предприятия, используются для орошения и обводнения сельскохозяйственных угодий, служат путями сообщения и лесосплава, источниками электроэнергии. Реки богаты рыбой и пригодны для спортивного рыболовства. По берегам рек в живописных местах располагаются туристские базы, пионерские лагеря, дома отдыха.
Соответствует ли действительности на сегодняшний день мнение, что у нас в Республике Тыва самые чистые реки в стране?
Нет, далеко не соответствует. Да, действительно все острее встает вопрос о защите рек Тувы от загрязнения и истощения. Водные объекты республики Тыва по данным ежедневника Красноярск энерго за прошлый год соответствует третьему классу - умеренно загрязненные. Очистные сооружения г.Кызыла сданные в эксплуатацию в1987 году работают не эффективно. Ряд предприятий города сбрасывают сточные воды в городскую сеть без очистки.
Человек влияет на водные ресурсы
Приведите примеры ухудшения качества воды.
а) Сплав древесины (молевой) - часть древесины, намокая, тонет, гниет, загрязняя воду ядовитыми веществами.
б) Загрязняет воду и водохранилище, в котором замедлена скорость течения воды и увеличивается концентрация грязных стоков. Вода теряет способность самоочищаться. Кроме этого, водохранилище приводит к заболачиванию окрестностей, т.к. происходит подъем уровня грунтовых вод. Происходит затопление пойменных земель, обладающих наибольшим плодородием. На дне водохранилищ остаются деревни, и даже города.
Как сохранить воду чистой для нас и будущих поколений россиян?
1) Строить очистные сооружения, а многие очистные сооружения реконструировать.
2) Совершенствовать технологию производства на предприятиях. Например, ввести оборотную систему водоснабжения. Отработанные воды очищаются и снова используются на этом же предприятии.
3) Экономия потребления воды, плата за каждый метр кубический по счетчику.
Как влияет на водные ресурсы деятельность человека?
Приведите положительные и отрицательные примеры.
Практическая работа
«Оценка водных ресурсов России». На выполнение практической работы 7 минут.
Амур Лена Обь Иртыш Волга Енисей | реки |
бассейн | |
Биологические ресурсы | |
Хоз. использование. Экологические проблемы. |
Стихийные явленияВода может приносить человеку много бедствий.
Это стихийные явления: наводнения, цунами, снегопады, сели, лавины, наледи, гололед, ливни. 40% всех стихийных бедствии приходится на наводнения.-
Вашему вниманию фрагмент к\ф.
На каких реках чаще бывают наводнения? Почему? {На реках Северного стока. Весной в верховьях рек находящихся южнее низовьев, уже ледоход и половодье, а в низовьях лед еще не ушел. В результате образуются ледяные заторы, плотины, выше которых поднимается уровень воды, и река выходит из берегов.)Особенно часто наводнения случаются на участках рек с низкими берегами (Обь, Лена).
Признавая особое значение воды в жизни человечества Генеральная ассамблея ООН
Учредила в 1992 году Международный день воды.С1994 г. этот день во всем мире отмечается ежегодно по инициативе Международной ассоциации водопольователь. Согласно Всеобщей Декларации прав человека, право на чистую вод и на информацию о ее качестве- одно из прав человека, защищающих его жизнь и здоровье.
IV.Закрепление
- Что такое водные ресурсы? Что такое водный кадастр?
- Чем отличается водопользование от водопотребления?-
- Какие районы России испытывают дефицит воды. Почему?-
- Какие отрицательные последствия имеют водохранилища?-
- На каких реках чаще всего бывают наводнения? Почему?
- Что такое сели? Где они бывают?-
- Что такое цунами?
- Как сохранить водные ресурсы?-
- Покажите крупные реки Сибири.-
- Какая река является самой полноводной в России? (Енисей.)-
- Реки России полноводны весной. Почему? (Смешанное питание с преобладанием снегового.)-
- В чем различие между прудами и водохранилищами? (Водохранилища гораздо крупнее прудов по площади и запасай воды, они создаются на крупных реках.)-
- К бассейнам каких океанов относится реки России?
Д/З: 1.14, работа на к.к нанести ГЭС, водохранилища.
2. Составить кроссворд «Водные ресурсы»
3. Составит рассказ о стихийных бедствиях в Туве.
Вывод: Россия богата водными ресурсами, но размещены они не равномерно. Для сохранения водных ресурсов необходимо реконструировать очистные сооружения, экономить потребление воды
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
План урока по теме "Водные ресурсы. Охрана вод". 8 класс
План урока по географии в 8 классе. Тема "Водные ресурсы. Охрана вод". Тип урока: модульный....
Открытое мероприятие "Современное состояние и охрана водных ресурсов"
Вода - удивительное вещество на Земле. Еще Аристотель считал ее одним из элементов мироздания и трудно с ним не согласится. Она растворяет, разрушает и транспортирует. Но не смотря на то, что вода – с...
Урок в 8 классе по экологии Тема: «Рациональное использование и охрана водных ресурсов».
Урок в 8 классе по экологии Тема: «Рациональное использование и охрана водных ресурсов». Конспект урока. Тест к уроку....
Открытый урок на тему "Водные ресурсы. Охрана вод"
«Водные ресурсы России. Охрана вод» Цель урока: 1. Обобщение знаний учащихся по теме. 2. Продолжить формирование навыков учащихся по анализу фактического материа...
Охрана водных ресурсов
Охрана водных ресурсов. Проблема пресной воды в мире....
Урок "Водные ресурсы России. Охрана вод"
План изучения темы:1. Значение воды2. Оценка водных ресурсов и размещение их по террит...
Разработка интегрированного урока по теме: "Водные ресурсы. Охрана вод" 8 класс (география+физика)
Интегрированные уроки являются мощными стимуляторами мыслительной деятельности ребёнка. Дети начинают анализировать, сопоставлять, сравнивать, искать связи между предметами и явлениями.Интеграция – эт...