Водные ресурсы. Охрана вод
методическая разработка по географии (8 класс) на тему

Макаренко Татьяна Борисовна

 

Образовательная цель:

Определить хозяйственное значение  внутренних вод, оценить водные ресурсы России, систематизировать знания о водных ресурсах России.

Развивающая:

Учить сравнивать, делать выводы, выделять главное.

Развитие речи: обогащение и усложнение словарного запаса. Формировать  умение  и навыки самостоятельного приобретения новых знаний, развивать знания о географических объектах, их распознавании и классификации. Активизировать речевую и мыслительную деятельность учащихся.

Воспитательная:

Экологическое воспитание.

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon 8_otkrytyy_voda.doc291.5 КБ

Предварительный просмотр:

Тема урока: Водные ресурсы. Охрана вод.  

Образовательная цель: 

Определить хозяйственное значение  внутренних вод, оценить водные ресурсы России, систематизировать знания о водных ресурсах России.

Развивающая: 

Учить сравнивать, делать выводы, выделять главное.

Развитие речи: обогащение и усложнение словарного запаса. Формировать  умение  и навыки самостоятельного приобретения новых знаний, развивать знания о географических объектах, их распознавании и классификации. Активизировать речевую и мыслительную деятельность учащихся.

Воспитательная:

Экологическое воспитание.

Оборудование:

Карта России - физическая,  атласы, схема - Водные ресурсы Таблица- Использование воды.

Уровень:Конструктивный(углубление и расширение темы).

Методы обучения:

Частично поисковый. Проблемный. Почему Енисей самая полноводная река Сибири?

Личностная значимость изучаемого для школьника:

Мы пьем пресную воду, ее на Земле всего 3%, значит надо использовать ее разумно.

Планируемые результаты:

Уч-ся узнают о влиянии деятельности человека на водные ресурсы, мерах по их охране.

 Формы организации учебной деятельности:

Комбинированный урок.

Организация деятельности уч-ся:

Отвечают на вопросы по домашнему заданию, смотрят кинофильм, работают с текстом учебника, составляют схему и рассказывают по ней о положительном и отрицательном влиянии человека на водные ресурсы, выполняют практическую работу «Оценка водных ресурсов России».

Развитие умений уч-ся:

Анализировать информацию, составлять схему, выделять главное,  использовать дополнительную информацию.

Приемы деятельности учителя:

Организация проверки домашнего задания, составление  логико-структурной схемы внутренние воды- человек, эвристическая беседа.

Термины:

Водные ресурсы, водный кадастр, водопользование, водопотребление.

План:

1.Оргмомент.

Однажды в одной африканской школе ребятам читали рассказ об удивительной стране, в которой люди ходят по воде.

А теперь посмотрите в окно! Разве мы с вами  не ходим по воде? Мы так привыкли к воде, что не замечаем ее значения и ее свойств.

Определите, о чем будет  сегодня идти речь на уроке?

Тема нашего урока Водные ресурсы.

Но сначала мы вместе восхитимся глубокими знаниями. А для этого проведем маленький письменный опрос.

 Перед вами карточки с заданием 3 варианта ответов.

 Передайте работы с последних парт.

Молодцы ребята. Вспомнили материал по природоведению. Правильно ответили на вопросы.    

Греческий философ и математик Фалес утверждал: «Все есть вода». Подчеркивая значение этой невзрачной жидкости. Девиз нашего урока: «Ты- сама жизнь».

Запишите число. Тему урока. Водные ресурсы  

Цель: Выявить значение воды в жизни человека,

оценить водные ресурсы России.

В конце урока вы ответите на проблемный вопрос:

Почему Енисей самая полноводная река?

  1. Воды (поверхностные и подземные), которые человек использует в быту, в промышленности, в сельском хозяйстве называют - Водными ресурсами.

Водные ресурсы- это один из наиболее важных видов ресурсов, без которых невозможно представить существование человеческого общества и которые ничем нельзя заменить.

Реки имеют большое хозяйственное значение:

Водные ресурсы

Снабжают водой население

 Потребности человека в чистой воде непрерывно возрастают.

На ежедневные нужды человек потребляет 300-400 л воды, а в год около 110-150 м3 воды.                                                

Реки источники энергии

 На реках построены тысячи гидроэлектростанций..     Гидротехнические сооружения дают не только дешевую энергию. С постройкой плотин улучшается судоходство.

                                                                                                   промышленности и

                                                                                                   сельском хозяйстве

                                                                        Большое количество воды расходуется в с\х                

                                                                                                    на орошение полей.

  водные пути сообщения

Вода рек- это дешевые водные пути, главная водная артерия России, ее голубая дорога. Идет по реке лес с верховий, плывут катера и теплоходы с грузами, с пассажирами.

Через бурные, пенные речные пороги, меж крупных берегов с мая и до октября водят белоснежные теплоходы опытные капитаны- речники. И все больше с каждой навигацией, с каждым годом осваиваются широкие просторы и богатые недра России.

Водопользование- это использование воды без изъятия ее с источника

Рыбное хозяйство

Гидроэнергетика

Речной транспорт

Купание в реке

Рыбалка на берегу с удочкой

водопотребление(изъятие воды)

 Промышленность. Сельское хозяйство Коммунальное  хозяйство

В промышленности:

Для производства 1 тонны сахара расходуется 100 м3 воды, 1 т бумаги - 900 м\ 1 т резины - 1500 м3. Крупный металлургический комбинат потребляет в сутки около 1 млн, м3 воды.

Россия богата водными ресурсами. По запасам пресных вод занимает 1 место в мире.

Малых рек длинной до 100 км. –150 тыс., средних и больших 4103 В России около 3 млн. рек, речек, ручьев, каналов, водотоков общей протяженностью 10 млн. км.

Основные запасы пресных вод сосредоточены в озерах, водохранилищах, ледниках и подземных водах. Поскольку возобновление этих вод идет очень медленно (в ледниках вода задерживается на несколько веков), то их называют вековыми запасами.

Человек использует в основном речную воду.

Большая часть водных ресурсов сосредоточено в бассейнах Северного Ледовитого, Тихого океанов. Северо-запад Русской равнины - озерный край, очень хорошо обеспечен водой.

Дефицит водных ресурсов проявляется на территории бассейна Черного, Каспийского, Балтийского морей. Юго-восток Русской равнины. Среднерусская возвышенность, Урал испытывают недостаток воды. На Урале водная проблема стоит очень остро, т. к. реки Урала маловодны.

В южных районах (земледельческих) России дефицит воды, . к. большая часть воды идет на орошение. На каждого жителя Русской равнины (Европейской части России) приходится 8500 м3 воды в год, а на одного жителя Сибири - 100000 м3 в год, т. е. в 2 раз больше. потребности для городов и многочисленных предприятий в воде очень большие.

  1. Водный кадастр.

Для оценки водных ресурсов создан водный кадастр - свод сведений о водных ресурсах России. Он обобщает материалы гидрологических наблюдений и исследований.

В кадастре указано и распределение вод на территории нашей страны, и сезонное распределение многоводных рек. Реки России полноводны весной.

Потребность в воде наибольшая на территории страны ощущается летом. Чтобы обеспечить потребности в воде, СОЗДАЮТСЯ пруды и водохранилища.

В России создано 1200 водохранилищ.

Водохранилище                                                                                    

Братское Ангара     169км

Усть-Илимское Ангара       59км

Богучанское Ангара       58км

Куйбышевское Волга          58км

Зейское Зея               68км

Красноярское Енисей       73км

Енисей! он и в Сибири тот же,

Непокорный, яростный, как здесь,

Где на каменных порогах Тоджи

Он ревет и скачет в пене весь.

Уж на что казалось бы Саяны стали непреклонно впереди

Он и здесь пробился к океану, не свернул со своего пути

В горных склонах, скалах исполинских

Енисей раздвинул берега

И его назвали по тувински Улуг- Хем – великая река

Нашу Республику не напрасно называют краем голубых рек и озер.

Послушайте сообщение о великой транспортной артерии Сибири.

Енисей-это великая транспортная артерия по которой неиссякаемо в неисчислимом количестве плывут с юга на север грузы и в первую очередь лес. Из огромного международного порта Игарка уходят суда, груженые сосной, лиственницей, елью, кедром, во все части земного шара.

Енисей-батюшка служит всему человечеству. Откуда же берет он свое начало? С малых и маленьких Енисеев - Хемов, пересчитать которые очень трудно. Еще труднее обойти все Хемы. Балыктыг-Хем, Кызыл –Хем, Тоора –Хем, Баш –Хем, Каа –Хем, Улуг –Хем.

Хем- по тувински река. Сколько же их здесь, этих Енисеев? 20-30, а может быть все 40?Трудно сказать: уж очень много в Саянах Тувы рек и речек, в названии которых присутствует слово «Хем». Сливаясь в единый мощный поток, они образуют величайшую реку Сибири, почтительно именуемую Енисеем – батюшкой.

Реки Тувы имеют большое хозяйственное значение: снабжают водой население и промышленные предприятия, используются для орошения и обводнения сельскохозяйственных угодий, служат путями сообщения и лесосплава, источниками электроэнергии. Реки богаты рыбой и пригодны для спортивного рыболовства. По берегам рек в живописных местах располагаются туристские базы, пионерские лагеря, дома отдыха.

Соответствует ли действительности на сегодняшний день мнение, что у нас в Республике Тыва самые чистые реки в стране?

Нет, далеко не соответствует. Да, действительно  все острее встает вопрос о защите рек Тувы от загрязнения и истощения. Водные объекты республики Тыва по данным ежедневника Красноярск энерго за прошлый год соответствует третьему классу - умеренно загрязненные. Очистные сооружения г.Кызыла сданные в эксплуатацию в1987 году работают не эффективно. Ряд предприятий города сбрасывают сточные воды в городскую сеть без очистки.

Человек влияет на водные ресурсы  

Приведите примеры ухудшения качества воды.

а)   Сплав древесины (молевой) - часть древесины, намокая, тонет, гниет, загрязняя воду ядовитыми веществами.

б)   Загрязняет воду и водохранилище, в котором замедлена скорость течения воды и увеличивается концентрация грязных стоков. Вода теряет способность самоочищаться. Кроме этого, водохранилище приводит к заболачиванию окрестностей, т.к. происходит подъем уровня грунтовых вод. Происходит затопление пойменных земель, обладающих наибольшим плодородием. На дне водохранилищ остаются деревни, и даже города.

Как сохранить воду чистой для нас и будущих поколений россиян?

1)   Строить очистные сооружения, а многие очистные сооружения реконструировать.

2)  Совершенствовать технологию производства на предприятиях. Например, ввести оборотную систему водоснабжения. Отработанные воды очищаются и снова используются на этом же предприятии.

3)   Экономия потребления воды, плата за каждый метр кубический по счетчику.

Как влияет на водные ресурсы деятельность человека?

Приведите положительные и отрицательные примеры.

Практическая работа

«Оценка водных ресурсов России». На выполнение практической работы 7 минут.

Амур

 Лена

 Обь

 Иртыш

 Волга

 Енисей

реки

бассейн

Биологические ресурсы

Хоз. использование. Экологические проблемы.

Стихийные явленияВода может приносить человеку много бедствий.

Это стихийные явления: наводнения, цунами, снегопады, сели, лавины, наледи, гололед, ливни. 40% всех стихийных бедствии приходится на наводнения.-  

Вашему вниманию фрагмент к\ф.

На каких реках чаще бывают наводнения? Почему? {На реках Северного стока. Весной в верховьях рек находящихся южнее низовьев, уже ледоход и половодье, а в низовьях лед еще не ушел. В результате образуются ледяные заторы, плотины, выше которых поднимается уровень воды, и река выходит из берегов.)Особенно часто наводнения случаются на участках рек с низкими берегами (Обь, Лена).

Признавая особое значение воды в жизни человечества Генеральная ассамблея ООН

Учредила  в 1992 году Международный день воды.С1994 г. этот день во всем мире отмечается ежегодно по инициативе Международной ассоциации водопольователь. Согласно Всеобщей Декларации прав человека, право на чистую вод и на информацию о ее качестве- одно из прав человека, защищающих его жизнь и здоровье.

IV.Закрепление

  1. Что такое водные ресурсы? Что такое водный кадастр?
  2. Чем отличается водопользование от водопотребления?-    
  3. Какие районы России испытывают дефицит воды. Почему?-  
  4.  Какие отрицательные последствия имеют водохранилища?-  
  5.   На каких реках чаще всего бывают наводнения? Почему?
  6. Что такое сели? Где они бывают?-  
  7.   Что такое цунами?
  8. Как сохранить водные ресурсы?-  
  9.   Покажите крупные реки Сибири.-  
  10.  Какая река является самой полноводной в России? (Енисей.)-  
  11.  Реки России полноводны весной. Почему? (Смешанное питание с преобладанием снегового.)-    
  12. В чем различие между прудами и водохранилищами? (Водохранилища гораздо крупнее прудов по площади и запасай воды, они создаются на крупных реках.)-  
  13.  К бассейнам каких океанов относится реки России?

Д/З: 1.14, работа на к.к  нанести ГЭС, водохранилища.

        2. Составить кроссворд «Водные ресурсы»

        3. Составит рассказ о стихийных бедствиях в Туве.

Вывод: Россия богата водными ресурсами, но размещены они не равномерно. Для сохранения водных ресурсов необходимо реконструировать очистные сооружения, экономить потребление воды  


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

План урока по теме "Водные ресурсы. Охрана вод". 8 класс

План урока по географии в 8 классе. Тема "Водные ресурсы. Охрана вод". Тип урока: модульный....

Открытое мероприятие "Современное состояние и охрана водных ресурсов"

Вода - удивительное вещество на Земле. Еще Аристотель считал ее одним из элементов мироздания и трудно с ним не согласится. Она растворяет, разрушает и транспортирует. Но не смотря на то, что вода – с...

Урок в 8 классе по экологии Тема: «Рациональное использование и охрана водных ресурсов».

Урок в 8 классе по экологии Тема: «Рациональное использование и охрана водных ресурсов». Конспект урока. Тест к уроку....

Открытый урок на тему "Водные ресурсы. Охрана вод"

«Водные ресурсы России. Охрана вод»   Цель урока: 1.  Обобщение знаний учащихся по теме. 2. Продолжить формирование навыков учащихся по анализу фактического   материа...

Охрана водных ресурсов

Охрана водных ресурсов. Проблема пресной воды в мире....

Урок "Водные ресурсы России. Охрана вод"

План изучения темы:1.          Значение воды2.          Оценка водных ресурсов и размещение их по террит...

Разработка интегрированного урока по теме: "Водные ресурсы. Охрана вод" 8 класс (география+физика)

Интегрированные уроки являются мощными стимуляторами мыслительной деятельности ребёнка. Дети начинают анализировать, сопоставлять, сравнивать, искать связи между предметами и явлениями.Интеграция – эт...