Открытое мероприятие "Современное состояние и охрана водных ресурсов"
методическая разработка по экологии (10 класс) по теме
Вода - удивительное вещество на Земле. Еще Аристотель считал ее одним из элементов мироздания и трудно с ним не согласится. Она растворяет, разрушает и транспортирует. Но не смотря на то, что вода – самое распространенное на Земле вещество, запасы пресной воды ограничены.
По мере развития цивилизации человеку требовалось все больше и больше воды. Водопотребление с разввитием цивилизации возрастало.Сельское хозяйство, промышленность, коммунальное хозяйство - основные потребители воды.
Все перечисленное ведет к дефициту воды и, как следствие, к планированию ее расходов.
3. Экспериментальная часть.
Дальнейшую нашу работу экспериментальную я предлагаю провести в группах (парах) в соответствии с полученным заданием. Используя инструкционные карточки и дополнительный материал по теме, первая группа проведет органолептический анализ проб воды (водопроводной, родниковой, прудовой), вторая группа проведет химический анализ воды на обнаружение в ней, а третья группа, производившая подсчет расхода воды в домашних условиях предложит меры, направленные на экономию воды.
Рассматриваются виды загрязнения водных ресурсов.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
otkrytoe_meropriyat_ekologiya.doc | 147 КБ |
Предварительный просмотр:
МУНИЦИПАЛЬНОЕ БЮДЖЕТНОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ
СРЕДНЯЯ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ШКОЛА №30
имени дважды Героя Советского Союза Главного Маршала авиации Колдунова Александра Ивановича
Московская область Ногинский район г Электроугли ул. Маяковского д.34
тел. 3-21-39
Открытое мероприятие
Тема: «Современное состояние и охрана водных ресурсов »
Подготовила
учитель экологии
Н.Н. Шегай
2010-год
Ход занятия:
1. Актуализация знаний.
- Здравствуйте, ребята. Наше занятие сегодня я хотела начать со слов Сент-Экзюпери:
«Вода!.. Ты не просто необходима для жизни, ты и есть сама жизнь».
Вода - удивительное вещество на Земле. Еще Аристотель считал ее одним из элементов мироздания и трудно с ним не согласится. Она растворяет, разрушает и транспортирует различные вещества, принимает участие в формировании поверхности нашей планеты. Обладая высокой теплоемкостью и низкой теплопроводностью, вода оказывает влияние на формирование климата.
Вода входит в состав живых организмов, является средой обитания. Не очень легко представить, но медуза состоит на 95% из воды, человек на 60-65%. Трудно наш организм справляется с потерей влаги, например, при потере 10% влаги могут произойти необратимые изменения в организме, а потеря 15-20% приводит к смертельному исходу.
Несмотря на то, что вода – самое распространенное на Земле вещество, запасы пресной воды ограничены. В этом нам поможет убедиться виртуальная экскурсия.
2. Виртуальная экскурсия.
По мере развития цивилизации человеку требовалось все больше и больше воды. Человек каменного века потреблял менее 10 литров в сутки, в Римском государстве – до 70 л с, современный житель только на бытовые нужды тратит 150-320 л с.
Среди отраслей экономики нашей страны 1 место по потреблению воды, как мы убедились из экскурсии, занимает сельское хозяйство. Действительно, для получения 1т пшеницы необходимо 1500т воды, 1т риса – более 7000т, 1т хлопка – около10 000т
Второе место отводится промышленности. Не одно промышленное производство не может функционировать, не используя воду. Потребность предприятий в воде измеряется в широких пределах и зависит от получаемой продукции и принятой технологии. Так, для получения 1т угля затрачивается 2т воды, стали – 15-20т, целлюлозы- 400-500т, синтетического волокна -500м.
Третье место по водоемкости занимает коммунальное хозяйство городов. Значительный объем чистой воды затрачивается на разбавление и обеззараживание стоков.
Все перечисленное ведет к дефициту воды и, как следствие, к планированию ее расходов.
3. Экспериментальная часть.
Дальнейшую нашу работу экспериментальную я предлагаю провести в группах (парах) в соответствии с полученным заданием. Используя инструкционные карточки и дополнительный материал по теме, первая группа проведет органолептический анализ проб воды (водопроводной, родниковой, прудовой), вторая группа проведет химический анализ воды на обнаружение в ней, а третья группа, производившая подсчет расхода воды в домашних условиях предложит меры, направленные на экономию воды. На работу вам 10 минут. (Работают в группах.)
Каждая из групп провела свои исследования и я предоставляю слово химикам и экологам прокомментировать результаты своей работы.
4. Проблемное обсуждение
Возросший дефицит пресной воды связан и с ее загрязнением. Виды и источники загрязнения вод мы с вами уже знаем (фронтальный опрос)
Действительно к наиболее распространенным загрязнителям относятся нефть и нефтепродукты. Они покрывают поверхность воды тонкой пленкой препятствуя газо- и влагообмену между водой и воздухом. Это вызывает гибель водных и околоводных организмов. (Рассказ сопровождается совместной работой учитель-ученик со схемой процессов распределения и разрушения нефти разлитой в море)
Опасным загрязнением водоемов служат и соли тяжелых металлов – свинца, железа, ртути, меди и т д. С чем связано их поступление в водоем? Страшным является не только наличие металлов в воде, но и концентрация их в теле например, рыбы, причем она может в десятки и сотни раз превышать исходную концентрацию в водоеме. Давайте предложим последствия, опираясь на предложенную схему? (Накопление тяжелых металлов по цепям питания в пресном водоеме)
Рис. 3. Накопление тяжелых металлов по цепям питания в пресноводном биоценозе:
1 – скопа; 2, 10 – щука; 3 – гнездо скопы; 4, 5 – ондатра; 6, 11 – окунь; 7, 16 – бактерии и фитопланктон; 8, 12 – плотва; 9 – речной рак; 14 – мотыль; 15 – зоопланктон
Вспомнив источники загрязнения, давайте предложим основные меры по охране водных ресурсов и зная, что главным источником является человек давайте, предложим экономный расхода воды в домашних условиях. По данной проблеме у нас работала третья группа ребят. Мы выслушаем, их и может у кого-то будут свои предложения.
О проблеме изучения и загрязнения водных ресурсов можно говорить долго и много, но главное это наше с вами отношение к окружающей нас среде. Вашему вниманию я представляю социально-экологический проект « Пруд-мечта», направленный на изучение и восстановление природного объекта расположенного в нашем городе – это Каменский пруд. ( Презентация проекта)
А теперь давайте посмотрим, какие у вас возникли вопросы, что вызвало интерес?
5.Вывод по теме:
Вмешательство человека в природные процессы изменило многие экосистемы. Весьма драматична судьба рек Днепр, Дон, Волга и др, под угрозой находятся Ладожское, Онежское озеро и Байкал. Но не стоит забывать, что природа не терпит неточностей и не прощает ошибок. Давайте бережно к ней относиться.
Инструкция выполнения работы.
Анализ качества воды.
Цель работы: дать характеристику качества воды, взятой из разных источников.
Объект исследования:
-прудовая вода;
-родниковая вода;
-водопроводная вода.
Материал и оборудование: пробы воды, штатив, пробирки, индикаторная бумага.
Ход работы:
1.Определение прозрачности воды.
Возьмите пробирку с испытуемой водой и рассмотрите эту воду на свет. Определите ее прозрачность. Вода может быть: прозрачная, слабо мутная, сильно мутная.
2. Определение цвета воды.
Для этого опустите в стакан с водой лист белой бумаги. Цвет воды может быть: бурый, светло-коричневый, желтый, светло желтый, зеленоватый, бесцветный.
3. Определение запаха воды и его интенсивности.
Питьевая вода не должна иметь запаха.
Таблица. «Шкала интенсивности запаха воды»
Интенсивность | Характеристика запаха | Балл |
Никакого | Запах не ощущается | 0 |
Очень слабый | Запах обнаруживается только опытным наблюдателем | 1 |
Слабый | Запах обнаруживается только тогда, когда на него обратят внимание | 2 |
Заметный | Запах, который вы сразу замечаете, дающий повод относится к воде с неодобрением | 3 |
Отчетливый | Запах привлекает внимание и делает воду не пригодной для питья | 4 |
Очень сильный | Запах очень сильный, что вода непригодна для питья | 5 |
4.Определение кислотности воды.
В пробы с водой поместите индикаторную бумагу и сравните полученную окраску с контрольной шкалой, выбирая ближайший по характеру образец шкалы:
Розово-оранжевая –рН около 5;
Светло-желтая – 6
Светло зеленая -7
Зеленовато-голубая -8
Сделайте вывод по работе.
Инструкция выполнения работы.
Определение минерального состава воды.
Цель работы: дать оценку минерального состава вод из различных источников.
Объект исследования:
-прудовая вода; -водопроводная вода.
-родниковая вода;
Материал и оборудование: пробы воды, штатив, пробирки, хлорид бария, хлорид кальция, нитрат серебра.
Ход работы:
1. Качественное обнаружение сульфат иона SO42-.
К исследуемой воде добавить хлорид бария. Помутнение раствора свидетельствует о присутствии сульфата ионов
SO42- +Ba2+®Ba SO4¯
2. Качественное обнаружение карбонат ионов CO32.
К испытуемой воде добавляется хлорид кальция CaCl2. Выпадение осадка свидетельствует о присутствии карбонат ионов.
CO32 - + Ca 2 +® Ca CO3¯
3.Обнаружение присутствия в воде анионов (Cl- и J-).
В пробирку с испытуемой водой добавляют AgNO3 (нитрат серебра).
Выпадение осадка желто-коричневого цвета говорит о присутствии в воде анионов (йода). Подтверждает это и наличие запаха, J-+Ag+AgI
Помутнение или выпадение осадка белого цвета говорит о присутствии в воде анионов хлора Cl- +Ag+Ag Cl
Сделайте вывод по работе и результаты оформите в таблице.
Таблица 2 Минеральный состав прудовой воды
Наименование исследуемой воды | Сульфат ионы SO42- | Карбонат ионы CO32- | Анионы | |||||
Cl- | J- | |||||||
Есть | нет | Есть | нет | Есть | нет | есть | нет | |
Прудовая вода | ||||||||
Родниковая вода | ||||||||
Водопроводная вода |
Инструкция выполнения работы.
Определение культуры водопотребления.
Цель работы: дать оценку водопотребления и предложить меры, направленные на экономию воды.
Объект исследования:
-водопроводная вода.
Ход работы:
- Подсчитайте примерный расход воды вашей семьей и в расчете на одного человека в сутки.
- Определите, на что идет наибольший расход воды.
- Проверьте, исправны ли водопроводные краны. Подсчитайте, какое количество воды за сутки теряется из-за утечки.
- Предложите меры, направленные на экономию воды.
- Результат представьте в виде презентации.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
План урока по теме "Водные ресурсы. Охрана вод". 8 класс
План урока по географии в 8 классе. Тема "Водные ресурсы. Охрана вод". Тип урока: модульный....
Урок в 8 классе по экологии Тема: «Рациональное использование и охрана водных ресурсов».
Урок в 8 классе по экологии Тема: «Рациональное использование и охрана водных ресурсов». Конспект урока. Тест к уроку....
Открытый урок на тему "Водные ресурсы. Охрана вод"
«Водные ресурсы России. Охрана вод» Цель урока: 1. Обобщение знаний учащихся по теме. 2. Продолжить формирование навыков учащихся по анализу фактического материа...
Охрана водных ресурсов
Охрана водных ресурсов. Проблема пресной воды в мире....
План-конспект урока по теме "Рациональное использование и охрана водных ресурсов"
Конспект урока может быть использован при изучении темы "Основы рационального природопользования" в 11 классе или как обобщающий урок после прохождения раздела "Основы экологии". На данном ...
Внеурочное мероприятие. Проблемы охраны водных ресурсов родного края и возможные пути их решения».
Внеурочное мероприятие форме конференция для учащихся 7-8 классов по теме "Проблемы охраны водных ресурсов родного края и возможные пути их решения»....
Эко-баттл "Рациональное использование и охрана водных ресурсов"
Сценарий проведения экологического мероприятия в форме баттла - открытого состязания команд по заданной теме. В приложении приведен материал экологического кейса "Загадка гибели птиц"....