Открытое мероприятие "Современное состояние и охрана водных ресурсов"
методическая разработка по экологии (10 класс) по теме

Шегай Наталья Николаевна

Вода - удивительное вещество на Земле. Еще Аристотель считал ее одним из элементов мироздания и трудно с ним не согласится. Она растворяет, разрушает и транспортирует. Но не смотря на то, что вода – самое распространенное на Земле вещество, запасы пресной воды ограничены.

По мере развития цивилизации человеку требовалось все больше и больше воды. Водопотребление с разввитием цивилизации возрастало.Сельское хозяйство, промышленность, коммунальное хозяйство - основные потребители воды.

Все перечисленное ведет к дефициту воды и, как следствие, к планированию ее расходов.
3. Экспериментальная часть.

Дальнейшую нашу работу экспериментальную я предлагаю провести в группах (парах) в соответствии с полученным заданием. Используя инструкционные карточки и дополнительный материал по теме, первая группа проведет органолептический анализ проб воды (водопроводной, родниковой, прудовой), вторая группа проведет  химический анализ воды на обнаружение в ней, а третья группа, производившая подсчет расхода воды в домашних условиях предложит меры, направленные на экономию воды.

Рассматриваются виды загрязнения водных ресурсов.

 

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon otkrytoe_meropriyat_ekologiya.doc147 КБ

Предварительный просмотр:

МУНИЦИПАЛЬНОЕ БЮДЖЕТНОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ
СРЕДНЯЯ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ШКОЛА №30

имени дважды Героя Советского Союза Главного Маршала авиации Колдунова Александра Ивановича

Московская область Ногинский район г Электроугли ул. Маяковского д.34

тел. 3-21-39

Открытое мероприятие

Тема:  «Современное            состояние и охрана            водных ресурсов »

                                                                                                   

                                                                                                     

                                                                                                Подготовила

                                                                                                    учитель экологии

                                                                                                    Н.Н. Шегай

                                                        2010-год

                                           

                                                    Ход занятия:

1.  Актуализация знаний.

- Здравствуйте, ребята. Наше занятие сегодня я хотела начать со слов Сент-Экзюпери:

«Вода!.. Ты не просто необходима для жизни, ты и есть сама жизнь».

Вода - удивительное вещество на Земле. Еще Аристотель считал ее одним из элементов мироздания и трудно с ним не согласится. Она растворяет, разрушает и транспортирует различные вещества, принимает участие в формировании поверхности нашей планеты. Обладая высокой теплоемкостью и низкой теплопроводностью, вода оказывает влияние на формирование климата.

Вода входит в состав живых организмов, является средой обитания. Не очень легко представить, но медуза состоит на 95% из воды, человек на 60-65%. Трудно наш организм справляется с потерей влаги, например, при потере 10% влаги могут произойти необратимые  изменения в организме, а потеря 15-20% приводит к смертельному исходу.

Несмотря на то, что вода – самое распространенное на Земле вещество, запасы пресной воды ограничены. В этом нам поможет убедиться виртуальная экскурсия.  

2. Виртуальная экскурсия.

По мере развития цивилизации человеку требовалось все больше и больше воды. Человек каменного века потреблял менее 10 литров в сутки, в Римском государстве – до 70 л с, современный житель только на бытовые нужды тратит 150-320 л с.

Среди отраслей экономики нашей страны 1 место по потреблению воды, как мы убедились из экскурсии,  занимает сельское хозяйство. Действительно, для получения 1т пшеницы необходимо 1500т воды, 1т риса – более 7000т, 1т хлопка – около10 000т

Второе место отводится промышленности. Не одно промышленное производство не может функционировать, не используя воду. Потребность предприятий в воде измеряется в широких пределах и зависит от получаемой продукции и принятой технологии. Так, для получения 1т угля затрачивается 2т воды, стали – 15-20т, целлюлозы- 400-500т, синтетического волокна -500м.

Третье место по водоемкости  занимает коммунальное хозяйство городов. Значительный объем чистой воды затрачивается на разбавление и обеззараживание стоков.

  Все перечисленное ведет к дефициту воды и, как следствие, к планированию ее расходов.
3. Экспериментальная часть.

Дальнейшую нашу работу экспериментальную я предлагаю провести в группах (парах) в соответствии с полученным заданием. Используя инструкционные карточки и дополнительный материал по теме, первая группа проведет органолептический анализ проб воды (водопроводной, родниковой, прудовой), вторая группа проведет  химический анализ воды на обнаружение в ней, а третья группа, производившая подсчет расхода воды в домашних условиях предложит меры, направленные на экономию воды. На работу вам 10 минут. (Работают в группах.)

Каждая из групп провела свои исследования и я предоставляю слово химикам и экологам прокомментировать результаты своей работы.

 4. Проблемное обсуждение

Возросший дефицит пресной воды связан и с ее загрязнением. Виды и источники загрязнения вод мы с вами уже знаем (фронтальный опрос)

Действительно к наиболее распространенным загрязнителям относятся нефть и нефтепродукты. Они покрывают поверхность воды тонкой пленкой препятствуя газо- и влагообмену между водой и воздухом. Это вызывает гибель водных и околоводных организмов. (Рассказ сопровождается совместной работой учитель-ученик  со схемой процессов распределения и разрушения нефти разлитой в море)

Опасным загрязнением водоемов служат и соли тяжелых металлов – свинца, железа, ртути, меди и т д. С чем связано их поступление в водоем? Страшным является не только наличие металлов в воде, но и концентрация их в теле например, рыбы, причем она может в десятки и сотни раз превышать исходную концентрацию в водоеме. Давайте предложим последствия, опираясь на предложенную схему? (Накопление тяжелых металлов по цепям  питания в пресном водоеме)

Рис. 3. Накопление тяжелых металлов по цепям питания в пресноводном биоценозе:
1 – скопа; 2, 10 – щука; 3 – гнездо скопы; 4, 5 – ондатра; 6, 11 – окунь; 7, 16 – бактерии и фитопланктон; 8, 12 – плотва; 9 – речной рак; 14 – мотыль; 15 – зоопланктон

Вспомнив источники загрязнения, давайте предложим основные меры по охране водных ресурсов и зная, что главным источником является человек давайте, предложим экономный расхода воды в домашних условиях. По данной проблеме у нас работала третья группа ребят. Мы выслушаем, их и может у кого-то будут свои предложения.  

О проблеме изучения и загрязнения водных ресурсов можно говорить  долго и много, но главное это наше с вами отношение к окружающей нас среде. Вашему вниманию я представляю социально-экологический проект « Пруд-мечта», направленный на изучение и восстановление природного объекта расположенного в нашем городе – это Каменский пруд. ( Презентация проекта)

А теперь давайте посмотрим, какие у вас возникли вопросы, что вызвало интерес?

5.Вывод по теме:

Вмешательство человека в природные процессы изменило многие экосистемы. Весьма драматична судьба рек Днепр, Дон, Волга и др, под угрозой находятся Ладожское, Онежское озеро и Байкал. Но не стоит забывать, что природа не терпит неточностей и не прощает ошибок. Давайте бережно к ней относиться.  

                                     

                                           

                     

                           Инструкция выполнения работы.              

                        Анализ качества воды.

Цель работы: дать характеристику качества воды, взятой из разных источников.

Объект исследования:

-прудовая вода;

-родниковая вода;

-водопроводная вода.

Материал и оборудование: пробы воды, штатив, пробирки, индикаторная бумага.

                                             Ход работы:

1.Определение прозрачности воды.

Возьмите пробирку с испытуемой водой и рассмотрите эту воду на свет. Определите ее прозрачность. Вода может быть: прозрачная, слабо мутная, сильно мутная.

2. Определение цвета воды.

Для этого опустите в стакан с водой лист белой бумаги. Цвет воды может быть: бурый, светло-коричневый, желтый, светло желтый, зеленоватый, бесцветный.

3. Определение запаха воды и его интенсивности.

Питьевая вода не должна иметь запаха.

Таблица. «Шкала интенсивности запаха воды»

Интенсивность

                Характеристика запаха

           Балл

Никакого

Запах не ощущается

0

Очень слабый

Запах обнаруживается только опытным наблюдателем

1

 Слабый

Запах обнаруживается только тогда, когда на него обратят внимание

2

Заметный

Запах, который вы сразу замечаете, дающий повод относится к воде с неодобрением

3

Отчетливый

Запах привлекает внимание и делает воду не пригодной для питья

4

Очень сильный

Запах очень сильный, что вода непригодна для питья

5

4.Определение кислотности воды.

В пробы с водой поместите индикаторную бумагу и сравните полученную окраску с контрольной шкалой, выбирая ближайший по характеру образец шкалы:

Розово-оранжевая –рН около 5;

Светло-желтая – 6

Светло зеленая -7

Зеленовато-голубая -8

Сделайте вывод по работе.

                   

                    Инструкция выполнения работы.              

      Определение минерального состава воды.

Цель работы: дать оценку минерального состава вод из различных источников.

Объект исследования:

-прудовая вода;                                -водопроводная вода.

-родниковая вода;

Материал и оборудование: пробы воды, штатив, пробирки, хлорид бария, хлорид кальция, нитрат серебра.

                                             Ход работы:

1. Качественное обнаружение сульфат иона SO42-.

К исследуемой воде добавить хлорид бария. Помутнение раствора свидетельствует о присутствии сульфата ионов

SO42-  +Ba2+®Ba SO4¯

2. Качественное обнаружение карбонат ионов CO32.

К испытуемой воде добавляется хлорид кальция CaCl2. Выпадение осадка свидетельствует о присутствии карбонат ионов.

CO32  - + Ca 2  +® Ca CO3¯

3.Обнаружение присутствия в воде анионов (Cl- и J-).

В пробирку с испытуемой водой добавляют AgNO3 (нитрат серебра).

Выпадение осадка желто-коричневого цвета говорит о присутствии в воде анионов (йода). Подтверждает это и наличие запаха, J-+Ag+AgI

Помутнение или выпадение осадка белого цвета говорит о присутствии в воде анионов хлора      Cl- +Ag+Ag Cl     

    Сделайте вывод по работе и результаты оформите в таблице.

Таблица 2  Минеральный состав прудовой воды

Наименование

исследуемой

воды

Сульфат

ионы

SO42-

Карбонат

ионы

CO32-

Анионы

Cl-

J-

Есть

нет

Есть

нет

Есть

нет

есть

нет

Прудовая вода

Родниковая вода

Водопроводная вода

                 

               Инструкция выполнения работы.              

     Определение культуры водопотребления.

Цель работы: дать оценку водопотребления и предложить меры, направленные на экономию воды.

Объект исследования:

-водопроводная вода.

                              

                                   Ход работы:

  1. Подсчитайте примерный расход воды вашей семьей и в расчете на одного человека в сутки.
  2. Определите, на что идет наибольший расход воды.
  3. Проверьте, исправны ли водопроводные краны. Подсчитайте, какое количество воды за сутки теряется из-за утечки.
  4. Предложите меры, направленные на экономию воды.
  5. Результат представьте в виде презентации.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

План урока по теме "Водные ресурсы. Охрана вод". 8 класс

План урока по географии в 8 классе. Тема "Водные ресурсы. Охрана вод". Тип урока: модульный....

Урок в 8 классе по экологии Тема: «Рациональное использование и охрана водных ресурсов».

Урок в 8 классе по экологии Тема: «Рациональное использование и охрана водных ресурсов». Конспект урока. Тест к уроку....

Открытый урок на тему "Водные ресурсы. Охрана вод"

«Водные ресурсы России. Охрана вод»   Цель урока: 1.  Обобщение знаний учащихся по теме. 2. Продолжить формирование навыков учащихся по анализу фактического   материа...

Охрана водных ресурсов

Охрана водных ресурсов. Проблема пресной воды в мире....

План-конспект урока по теме "Рациональное использование и охрана водных ресурсов"

Конспект урока может быть использован при изучении темы "Основы рационального природопользования" в 11 классе или как обобщающий урок после прохождения  раздела "Основы экологии". На данном ...

Внеурочное мероприятие. Проблемы охраны водных ресурсов родного края и возможные пути их решения».

Внеурочное мероприятие  форме конференция для учащихся 7-8 классов по теме "Проблемы охраны водных ресурсов родного края  и возможные пути их решения»....

Эко-баттл "Рациональное использование и охрана водных ресурсов"

Сценарий проведения экологического мероприятия в форме баттла - открытого состязания команд по заданной теме. В приложении приведен материал экологического кейса "Загадка гибели птиц"....