Открытый урок на тему "Водные ресурсы. Охрана вод"
план-конспект урока по географии (8 класс) по теме
«Водные ресурсы России. Охрана вод»
Цель урока:
1. Обобщение знаний учащихся по теме.
2. Продолжить формирование навыков учащихся по анализу фактического материала, картосхем, карт, статистического материала по теме.
3. Воспитывать чувство прекрасного и удивительного в природе, чувство рачительного хозяина своей страны.
Оборудование: - атлас, учебник
- Таблица
- настенные карты
- ЭУИ №8 , объекты по теме «Внутренние воды России»
Ход урока
I. Организационная часть.
II. Изучение нового материала.
- На прошедших уроках мы изучили с вами тему «Внутренние воды России». И теперь Вы знаете каков состав внутренних вод, какие озёра бывают по происхождению, что такое река, паводок, наводнение и приобретённые вами знания и умения позволят Вам усвоить новую тему урока , название которого вы узнаете позже. А сейчас давайте вместе посмотрим слайды и вспомним где в природе встречается вода.
Показ слайдов
Океан, покрывающий почти всю нашу планету, всю нашу чудесную Землю, в котором миллионы лет назад зародилась жизнь, - это вода! Тучи, облака, туманы, несущие влагу всему живому на земной поверхности, - это тоже вода. Бескрайние ледяные пустыни полярных областей, снеговые покровы, застилающие почти половину планеты, - это вода. Прекрасно невоспроизводимое бесконечное многообразие красок солнечного заката, его золотых и багряных переливов, торжественны и нежны краски небосвода при восходе солнца. Эта обычная и всегда необыкновенная симфония цвета обязана водяным парам в атмосфере. Этот великий художник природы - вода! Горные цепи сложены гигантскими толщами сотен различных горных пород, большинство из которых создано величайшим строителем природы - водой. Непрерывно изменяется облик Земли. На месте, где возвышались высочайшие горы, расстилаются бескрайние равнины, их создает великий преобразователь - вода! Безгранично многообразие жизни. Она всюду на нашей планете. Но жизнь есть только там, где есть вода. Нет живого существа, если нет воды.
- Скажите, какое значение имеет вода в природе, для человека?
Выстраивается схема значения воды на доске.
В промышленности |
В С/Х |
Охлаждает живые организмы при испарении |
Растворяет необходимые для жизни и вредные для организма вещества |
Входит в состав всех живых организмов |
Вода – необходимое условие для жизни |
Бытовые нужды |
Рыболовство, рекреация (отдых, туризм) |
Выработка электроэнергии |
Транспортные магистрали
|
Значение воды, как необходимое условие существования всего живого, трудно переоценить.
Скажите, а что такое вода? (ресурс, природный, естественный)
Поэтому наряду с минеральными ресурсами люди оценивают и используют водные ресурсы.
А кто из вас знает, что такое водные ресурсы?
И на сегодняшнем уроке мы познакомимся с темой водные ресурсы России.
Как вы думаете, что нового мы должны узнать на уроке?
- Знать термины и понятия; получить представлении е о водных ресурсах России – их величине, значении, особенностях, распределении по территории страны.
- Ознакомиться с проблемами, связанными с водными ресурсами России и возможными путями их решения.
- Рассмотреть влияние, которое оказывает деятельность человека на водные ресурсы и меры по их охране и восстановлению.
Запишем тему урока в тетрадь.
Откройте учебник параграф 25. Прочитайте определение, что такое водные ресурсы.
/Водные ресурсы – это та часть поверхностных и подземных вод, которая может быть использована для снабжения водой населения и для различных видов человеческой деятельности./
- Почему этот вид ресурсов считается наиболее важным?
- Какие внутренние воды Вы отнесёте к поверхностным?
/Реки, озёра, болота, моря, океаны, искусственные водоёмы – каналы, водохранилища/.
- Как вы думаете, где находится основной источник водных ресурсов России?
/Реки, озёра, подземные воды/
- Мы, горожане, относимся к запасам чистой воды, как некоему дару – стоит только повернуть кран, - и она течёт. А ведь за использование воды мы платим деньги. Давайте высчитаем, сколько за месяц платит за воду семья из 4х человек, если по тарифам 1 человек в Тамбове за использование
Горячей воды = 123 руб. 03 коп
Холодной воды = 71 руб. 21 коп
492,12 + 284,84 = 776,96 руб.
Сколько требуется человеку с день воды для выживания? (2 литра)
Каждый из нас, в среднем, тратит в день от 100 до 400 литров воды и нам трудно представить условия жизни людей, где вода составляет 2-5 литров воды на человека в день.
Вода занимает по своему значению для организма человека второе место после кислорода. Наш организм состоит из воды на 65-70%. В водной среде осуществляются многие процессы в человеческом организме.
Давайте посчитаем, сколько нужно воды на одни сутки всем людям, живущим на Земле. Примем, что нас 6 млрд, только для приема внутрь нам нужно 12 млрд л. воды в сутки, т.е 12 млн тонн. а ведь вода нужна ещё и для того, чтобы поливать огород, умыться, постирать бельё…, т.е мы используем воду в быту.
СЛАЙД «Вода в быту»
Воды на Земле много, водная оболочка (гидросфера) составляет около 70 % от всей её поверхности.
Переход к проблеме
Проблема: Нужно ли охранять воду, ведь её так много?
- Почему, докажите?
- Какую воду по физическим свойствам человек использует в пищу, в быту, в промышленности?
Беда в том, что основная масса воды на Земле – это солёная вода морей и океанов, непригодная ни для питья, ни для промышленности, ни для с/х. Нужна не солёная вода , а пресная, доля которой составляет около 2% от всех водных ресурсов. Тем более, что вода ледников Арктики, Антарктиды, ледников в горах является недоступной для использования. И более того водные ресурсы размещены на территории России неравномерно.
- Давайте поработаем с физической картой России.
- По карте определите, какие районы нашей страны богаты водными ресурсами, а какие – бедны?
- Проанализируйте как по- вашему распределены реки по бассейнам океанов?
- Сравните эти показатели с числом жителей и развитием промышленности, и с\х по территории России?
/Большая часть водных ресурсов России сосредоточена в БСЛО и БТО, где проживает 1/5 населения страны. Но основная часть жителей России, её промышленного и с/х потенциала размещены в БВС, но на них приходится всего лишь 8% водных ресурсов/
Слайд «Расход воды промышленностью»
Огромное количество воды расходует промышленность. Так, при получении 1т стали требуется 150 л воды, 1т бумаги – 250 литров воды, 1т химических волокон – до 4000 т воды, при выращивании 1 т пшеницы расходуется 1500т воды, 1т хлопчатника – 10000 т воды.
Поэтому сегодня на уроке мы будем говорить с вами об охране воды. А лозунгом нашим будут замечательные слова французского летчика, писателя, который вынужден был по воле случая некоторое время провести в пустыне и по достоинству оценить цену и вкус глотка воды, Антуана де Сент Экзюпери: «У тебя нет ни вкуса, ни цвета, ни запаха, тебя невозможно описать, тобой наслаждаются, не ведая, что ты такое! Нельзя сказать, что ты необходима для жизни! Ты - сама жизнь!»
Давайте, сейчас посмотрим отдельные кадры фильма и ответим на вопросы:
а) Что значит охранять воду?
- Это значит: охранять планету, жизнь людей, животных, растений.
б) Как охранять воду?
- Правильно /рационально/ использовать, экономно.
- Охранять от загрязнений.
Что значит рациональное природопользование?
Давайте раскроем этот вопрос по использованию водных ресурсов в Тамбове.
Достаточно ли в Тамбовской области поверхностных водных ресурсов?
/Для развития города создаются новые отрасли промышленности, строятся новые дома, где необходимо водоснабжение для жильцов, орошения земель, поэтому наиболее рациональным способом устранения дефицита водных ресурсов будет строительство прудов и водохранилищ)
/Примером нерационального использования водных ресурсов тамбовской области является использование чистых подземных вод в промышленном производстве. Для этих целей рациональнее использовать оборотное водоснабжение из рек и водохранилищ/
/Нерациональное использование это когда реки используют в качестве естественных канализационных систем, что не в коем разе делать нельзя/
Вода относится к природным ресурсам исчерпаемым, возобновимым. Поэтому если мы будем беречь чистоту наших вод, то и сохраним это уникальное природное чудо.
Слайд «Мероприятия по рациональному использованию водных ресурсов»
(запись в тетрадь)
Уже сейчас во многих местах нашей страны воды катастрофически не хватает. Для того, чтобы сэкономить пресную воду, учёные разрабатывают способы сокращения её расхода в промышленности, в сельском хозяйстве. Создаются замкнутые циклы: например, отработанную воду на металлургическом производстве, охлаждают, очищают и вновь используют (так называемая оборотная вода). Нам всем нужно постоянно следить за чистотой водоёмов, не допускать попадания в них бензина, мазута и других вредных для живой природы веществ.
Однако ребята в последнее время мы наблюдаем, что рост загрязнения вод увеличивается.
- Почему в настоящее время происходит рост загрязнения водных ресурсов?
Работа с учебником
Как обобщение тому, что вы сказали прочитаем текст учебника, где указываются две главные причины роста загрязнения воды.
Читаем текст.
В реальной жизни каждый день человечество встречается с двумя важнейшими проблемами: можем ли мы получать достаточно воды для наших нужд, и можем ли получать достаточно чистой воды?
Большие проблемы решаются легче, если их разбить на более мелкие проблемы. Ваша проблема на сегодня – очистить порцию грязной воды от различных примесей.
ПРАКТИЧЕСКАЯ РАБОТА ПО ОЧИСТКЕ ВОДЫ (ХИМИЯ)
А сейчас я хотела бы остановиться на вопросе водные ресурсы Тамбовской области. Для этого я предоставляю слово ученику Черкасову Герману, который расскажет о водной среде нашей области и её загрязнении.
/Водная среда Тамбовской области представлена водами рек, озёр, водохранилищ, прудов и болот. Вода перечисленных водоёмов является средой обитания многих видов растений и животных. Эту среду человек использует с древних времён в гигиенических и рекреационных целях. Без водных ресурсов не могут существовать ни растения, ни животные, ни человек, обитающие на суше. Естественный хим. состав поверхностных вод в основном определяется химическим составом горных пород, которые размываются ручьями во время таяния снега и ливневыми дождями, а также промываются подземными водами. Повышенное содержание железа наблюдается во всех реках Тамбовской области. оно поступает из подземных вод, питающих реки на всём протяжении. Наибольший приток ионов железа наблюдается в условиях повышения температуры воды, воздуха и повышенного испарения. Водные ресурсы используются местным населением для бытовых нужд, для с\х производства и промышленности. Рассмотрим диаграмму «Использование воды отраслями экономики в 2004 году»:
Источниками загрязнения вод являются промышленные предприятия и коммунально-бытовые службы. процесс загрязнения происходит через загрязнённые поверхностные воды. Наиболее распространенными загрязняющими в-ми поверхностных вод Тамбовской области являются нефтепродукты, фенолы, легкоокисляемые органические в-ва, соединения металлов, аммонийный и нитратный азот. Значительный ущерб малым рекам наносится в сельской местности из-за нарушения режима хозяйственной деятельности в водоохранных зонах и попадания в водотоки органических, минеральных загрязнителей, а также смыва почвы в результате водной эрозии. Источником загрязнения могут быть и атмосферные осадки, загрязняющиеся в атмосфере путём соединения различных веществ. На территории тамбовского промышленного узла выявлены подземные воды, загрязнённые этилбензолом, ксилолом, фенолом, нефтепродуктами. В большинстве районов Тамбовской области преобладает нитрат-нитритное загрязнение. Наиболее интенсивному антропогенному воздействию подвергаются пресные поверхностные воды суши (реки, озёра, пруды, водохранилища). на берегах рек области расположено большинство городов и посёлков, не оборудованных сооружениями для очистки ливневых вод, сбрасывающих в реки недостаточно очищенные сточные воды, промышленные стоки. Загрязняет поверхностные водотоки не только промышленность, но и население, которое устраивает свалки в долинах малых ручьёв и речек, а в некоторых случаях и непосредственно в руслах рек.
Чистая водная среда – это залог успешного развития всех природных комплексов и существования человека. поэтому нам сегодняшнему поколению необходимо охранять каждый ручеёк, родник, реку, озеро, тогда нам не придётся в жаркие летние дни сомневаться, можно или нельзя искупаться в той или иной речке. мы не будем сомневаться в хорошем качестве родниковой воды, когда захотим утолить жажду во время похода/.
Итак ребята, какой вывод вы должны сделать для себя, прослушав это сообщение? Совершенно верно. а как бы красной чертой этому я хотела бы прочитать слова великого ученого, нашего земляка В.И. Вернадского: «Вода стоит особняком в истории нашей планеты. Человечество далее не может стихийно строить свою историю, а должно согласовывать её с законами биосферы, от которой человек неотделим».
Подведение итогов: тест
Домашнее задание :
Параграф 25, итоговые задания по теме «Внутренние воды и водные ресурсы» - устно.
ТЕСТ
1 вариант
1. К каким бассейнам океанов относятся реки России? Приведите примеры
крупных рек, относящихся к различным бассейнам.
______________________________________________
_______________________________________________
_______________________________________________
_______________________________________________
______________________________________________
2. Определите к каким природным ресурсам относятся водные ресурсы:
а) неисчерпаемые
б) исчерпаемые, невозобновимые
в) исчерпаемые, возобновимые
3. В чём причина возрастающей загрязнённости водоёмов?
4. Составьте логико-структурную схему
ВОДЫ-ЧЕЛОВЕКУ
положительное отрицательное
влияние влияние
5. Методом фильтрования можно разделить смесь
а) воды и глины
б) воды и растительного масла
в) бензина и растительного масла
г) воды и соды
6. Метод отстаивания основан на свойствах смесей
а) разная плотность компонентов
б) разное агрегатгное состояние веществ
в) растворимость одного компонента в другом
г) нерастворимость
2 вариант
1. Какие Вы знаете виды внутренних вод:
_______________________________
__________________________________
__________________________________
__________________________________
__________________________________
__________________________________
2. Исключите реку, не принадлежащую к тому бассейну, к которому относятся
остальные реки: Индигирка, Лена, Колыма, Амур, Обь, Оленёк, Яна, Иртыш,
Ангара. (подчеркните эту реку)
3. Какие меры необходимо применять для охраны водоёмов?
4. Составьте логико-структурную схему
ЧЕЛОВЕК- ВОДАМ
положительное отрицательное
влияние влияние
5. Воду можно очистить от примесей песка методом
а) отстаивания
б) фильтрования
в) выпаривания
г) дистилляции
6. Метод фильтрования основан на свойствах смесей
а) оба компонента жидкие
б) один - жидкий, другой – твёрдый
в) один компонент нерастворим в другом
г) разная плотность компонентов
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
План урока по теме "Водные ресурсы. Охрана вод". 8 класс
План урока по географии в 8 классе. Тема "Водные ресурсы. Охрана вод". Тип урока: модульный....
Открытое мероприятие "Современное состояние и охрана водных ресурсов"
Вода - удивительное вещество на Земле. Еще Аристотель считал ее одним из элементов мироздания и трудно с ним не согласится. Она растворяет, разрушает и транспортирует. Но не смотря на то, что вода – с...
Разработка интегрированного урока по теме: "Водные ресурсы. Охрана вод" 8 класс (география+физика)
Интегрированные уроки являются мощными стимуляторами мыслительной деятельности ребёнка. Дети начинают анализировать, сопоставлять, сравнивать, искать связи между предметами и явлениями.Интеграция – эт...
Отчёт о проведении Всероссийского открытого урока в День пожарной охраны 30.04.13г.
30 апреля 2013года в МОУ "СОШ №12" г.Ржева сотоялся открытый урок по пожарной безопасности с предстовителями МЧС города и учащимися Гимназии №10...
Открытый урок профессионально-трудового обучения (штукатурно-малярное дело) "Охрана труда" для обучающихся с ОВЗ в 7 классе. На тему: "Организация охраны труда на уроке отделочных работ".
Тема урока: Организация охраны труда на уроке отделочных работ.Цели занятия:1. Образовательная:проверка знаний и навыков по охране труда;проконтролировать степень усвоения материалов;2. Воспитательные...
Открытый урок ко Дню пожарной охраны
Открытый урок«30 апреля – День пожарной охраны»для обучающихся 5 – 9 классов Подготовила:Бурмицкая Анастасия Романовна,Учит...
Открытый урок ко дню пожарной охраны России
С учениками периодически необходимо проводить уроки, связанные с обеспечением пожарной безопасности. Данная презентация поможет учителю при проведении такого урока....