Урок "Водные ресурсы России. Охрана вод"
план-конспект урока по географии (8 класс) по теме
План изучения темы:
1. Значение воды
2. Оценка водных ресурсов и размещение их по территории страны
3. Водный кадастр
4. Использование водных ресурсов
5. Влияние человека на качество воды
6. Охрана вод
7. Стихийные природные явления, связанные с водой
Эпиграф урока на доске: «Человек не ценит воду, пока не иссякнет источник» (монгольская пословица).
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
vodnye_resursy_.ohrana_vod_urok_geografii_v_8_klasse.doc | 88 КБ |
Предварительный просмотр:
Урок географии в 8 классе
Тема урока «Водные ресурсы. Охрана вод».
Человек не ценит воду, пока не иссякнет источник.
(Монгольская пословица)
Цели урока
Образовательные:
-формирование знаний у учащихся о водных ресурсах, их значении;
-дать понятие о размещении водных ресурсов по территории России;
-дать понятие о водном кадастре, стихийных природных явлениях, связанных с водой;
-сформировать умения извлекать необходимую информацию из различных источников.
Развивающие:
-формирование умения самостоятельной работы с атласом;
-формирование умений извлекать нужную информацию и делать выводы;
-формирование умений анализировать полученную информацию;
- развитие информационной культуры учащихся;
-формирование умения слушать и вступать в диалог.
Воспитательные:
-формирование умения участвовать в коллективном обсуждении проблемы;
-продолжение экологического воспитания школьников;
-привитие бережного и экономного отношения к водным ресурсам;
-привитие заботы у учащихся к окружающей среде и своему здоровью;
-развитие чувства прекрасного.
Методы обучения:
объяснительно – иллюстративный, проблемно – поисковый, эвристический.
Оборудование:
компьютерная презентация, физическая карта России, план урока, атласы, учебник под редакцией Е.М. Домогацких Н.И. Алексеевского. География. М., «Русское слово», тетради.
Тип урока:
комбинированный
План изучения темы (на доске):
- Значение воды
- Оценка водных ресурсов и размещение их по территории страны
- Водный кадастр
- Использование водных ресурсов
- Влияние человека на качество воды
- Охрана вод
- Стихийные природные явления, связанные с водой
Эпиграф урока на доске: «Человек не ценит воду, пока не иссякнет источник» (монгольская пословица).
Ход урока.
1.Организационный момент.
Здравствуйте. Садитесь. Проверьте: все ли готово у вас к уроку.
2.Опрос домашнего задания.
Тестовый опрос (3 человека за компьютером. Время выполнения задания - 6 мин.)
Устный ответ у доски.
Дополнительные вопросы по физической карте России задают учащиеся класса.
Подведение итогов опроса, выставление оценок
3. Объяснение нового материала.
Постановка целей и задач урока.
Как-то раз поспорили люди, что же можно считать богатством: один предположил - что это деньги и золото, другой назвал богатством любовь и человеческие взаимоотношения, третий утверждал, что богатство-это то, что дает нам матушка-природа: вода, воздух, земля. Долго они – спорили. А вы, ребята, как думаете, кто из них прав? (Ученики выдвигают свои предположения).
Да, каждый из вас прав по-своему. Но все же мы совсем не можем обойтись без природы. Человек не может жить без воздуха и воды. Мы продолжим изучать тему «Внутренние воды» и сегодня будем говорить о водных ресурсах России и их охране.
Дети формулируют тему урока, записывают ее в тетрадь (слайд 1).
Учитель просит обучающихся сформулировать цели урока, исходя из предложенного плана урока.
Подготовка учащихся к восприятию нового материала.
Сегодня вы узнаете о значении воды, попытаетесь дать оценку водным ресурсам и их размещению по территории России, познакомитесь с понятием «водный кадастр», рассмотрите мероприятия по охране воды, вспомните стихийные природные явления, связанные с водой. Моими помощниками сегодня будут ваши одноклассники.
Объяснение нового материала учителем при помощи учащихся
Сообщение учащегося (смотри приложение к конспекту урока).
О значении воды расскажет … .
Нас призвали беречь водные ресурсы. А что такое водные ресурсы? (учащиеся пытаются сами дать определение). Сравним ваше определение и то, что дано в учебнике на с.123. Перепишите его в тетрадь.
Рассмотрим схему «Природные воды и человек» (учебник с.123). Какое взаимное влияние оказывает «человек на воды» и «воды на человека»? Какой вывод мы можем сделать, рассмотрев эту схему?
Активизация мыслительной деятельности.
Откройте в атласе физическую карту России.
Какие виды водных ресурсов показаны на карте России? (обсуждение ответов учащихся).
Какие водные ресурсы не показаны на карте, но мы ими пользуемся постоянно? (подземные воды)
А где крупных рек больше всего? ( В Сибири) С чем это связано? (климат и рельеф)
Какой вывод мы можем сделать? Хорошо ли обеспечена Россия водными ресурсами?
Вывод: наша страна богата водными ресурсами.
Постановка проблемного вопроса учащимся.
Как вы считаете, может ли страна, богатая поверхностными водами, страдать от недостатка пресной воды и почему? (Не вся вода, пригодна для питья)
А теперь мы выясним, как используется пресная вода. Рассмотрите схему на с.124 учебника.
Объяснение нового материала с применением ИКТ.
Главным потребителем водных ресурсов является промышленность. Именно она потребляет в среднем около 22% всего водозабора. При хорошо развитой промышленности эта цифра может увеличиваться до 56%. Расходы воды при производстве чугуна, химических волокон, целлюлозы составляют иногда сотни кубометров воды. Чтобы произвести 1 мороженое, потребуется 5 литров воды, для производства ткани для одной рубашки-15 литров воды, а для производства 1 кг сахара - 100 литров воды. Потребление воды человеком превышает в сотни раз потребление других природных ресурсов. Увеличение потребления вызывает истощение этих ресурсов. И хотя наша планета на 70% покрыта водой и водные ресурсы, к счастью, относятся к возобновимым, следует понимать, что нужно бережно относиться к водным ресурсам и помнить, что они все же ограничены.
Работа с терминологией.
Полная оценка водных ресурсов дана в Водном Кадастре (слайд). Водный Кадастр - систематизированный свод сведений о водных ресурсах (слайд). В нем обобщены материалы многолетних наблюдений за водными ресурсами и дана их оценка.
Запишите определение в тетрадь.
Объяснение нового материала учителем при помощи учащихся
Сколько мы тратим воды в домашних условиях, расскажет нам ……………( слайды).
Объяснение нового материала с опорой на ранее полученные знания.
Источником водных ресурсов является речной сток, а его главной ценностью - то, что он возобновим. По запасам речного стока Россия занимает 2 место в мире после Бразилии. Вспомните, как называется самая многоводная река мира, протекающая в Бразилии. (Амазонка). Ее речной сток в 2 раза больше, чем речной сток всех вместе взятых рек России. Однако по объему водного стока в расчете на одного человека Россия находится на 4 месте, а в расчете на 1 кв км – только на 9. (слайд-карта России)
Определенное значение имеют запасы воды в озерах и болотах. На территории нашей страны находится самый крупный источник пресной воды, в котором содержится 19% мировых запасов пресной воды - озеро Байкал.(слайд). Рассмотрим некоторые проблемы, связанные с использованием водных ресурсов нашей страны. Эти проблемы связаны не столько с дефицитом воды, сколько с особенностями объектов гидросферы и особенностями хозяйствования в пределах России. (слайд карта России с водным кадастром)
Объяснение нового материала с помощью интерактивной карты
Во-первых, для России характерно неравномерное распределение водных ресурсов. Большая часть (2/3) водных ресурсов сосредоточены в бассейнах Северного Ледовитого и Тихого океанов, где проживает 1/5 населения страны и располагаются бассейны крупнейших рек: Оби, Енисея, Лены, Амура. При этом основная часть хозяйственного потенциала страны сосредоточена в бассейнах Черного, Каспийского и Азовского морей. На эти территории приходится менее 10% речного стока страны. А ведь здесь проживает более 80% населения России и именно здесь отчетливо проявляется дефицит водных ресурсов.
Во-вторых, значительны годовой и сезонный колебания стока рек нашей страны. Например, в многоводные годы сток многих рек может превышать в 1,5-2 раза норму. А в маловодные годы во столько же раз становиться ниже. Еще более значительны сезонные колебания стока. Например, в естественных условиях до строительства водохранилищ на реки Волга и Дон на период весеннего половодья приходилось 60-70% годового стока, а на зимнюю межень -10%. Сезонные колебания речного стока затрудняют работу транспорта, работу электростанций, забор воды для промышленных и хозяйственных нужд. Для урегулирования речного стока строятся водохранилища.
В-третьих, использование большого количества воды приводит к ее потерям. Использование вод человеком в промышленных масштабах, приводит к уменьшению речного стока Волги на 10% а Дона, Кубани и Терека- от 25 до 40% Сток малых рек, например, таких, как реки нашего района, снизился более чем на 50%. Ежегодно из всех источников России изымается около 80 куб. м. воды. Это примерно такое количество, как годовой сток рек Яна, Индигирка, Нева. После использования вод возвращается 60 куб. м. воды, а 20 куб. м. теряется.
В-четвертых, высокая загрязненность поверхности вод.
Работа с видеофрагментом, освещающим региональные экологические проблемы.
В Плавском районе немало экологических проблем, связанных с водными источниками. Посмотрите сюжет, который менее года назад был показан по тульскому телевидению.
(видео) ГТРК ТУЛА Гибель рыбы в реке Плава.mp4 Обсуждение видеофрагмента.
-Представим крайнюю ситуацию: вода исчезнет или будет непригодна для использования человеком. К чему это приведет?
Предполагаемые ответы учеников (исчезнет все живое).
-Что необходимо предпринять, чтобы не допустить такой ситуации?
Предполагаемые ответы учеников (беречь, экономить, очищать и т.д.)
Один из методов сохранения воды – ее очистка.
- Кроме очистки воды необходимо соблюдение ряда мер для охраны чистой воды.
Формирование умения участвовать в коллективном обсуждении проблемы и поиск способов её решения
Какие меры по охране вод от загрязнений вы можете предложить? А теперь посмотрите на экран (слайд).
В настоящее время проблема со строительством очистных сооружений на Плавском спиртзаводе практически решена, но последствия неразумного поведения человека мы будем ещё долго ощущать.
Использование практического опыта учащихся
Есть такая легенда, что святой, в честь которого названа Плавская церковь, Сергий Радонежский основал свою обитель далеко от воды. Он хотел выполнять эту тяжёлую повинность, носить воду, во славу Божью. Но когда обитель разрослась, стали стекаться люди со всей России, монахам стало тяжко носить воду. Они возроптали. Сергий вошел в дремучий лес, ударил посохом о Землю, из неё стал бить родник, дающий начало реке.
К сожалению, в нашей стране пока еще большинство людей живут в соответствии со словами пословицы, которую я взяла эпиграфом к нашему уроку (зачитывается пословица).
Но всегда ли вода-благо? Посмотрите на экран, что объединяет понятия, указанные на экране? (наводнение, сели, гололед, наледи, ливни, засухи). Все это - стихийные явления, связанные с водой. Ежегодно люди страдают от них.
А теперь посмотрите небольшой видеофрагмент о наводнении (во время просмотра видеофрагмента учитель сопровождает изображение текстом).
Текст для сопровождения видеофрагмента:
Наводнение на реке – грозное явление. Обычно спокойные реки разбухают, становятся могучими водными потоками. Вода мчится с чудовищной силой: стремительная, коварная, страшная, с водоворотами, клокотанием, ревом, разрушая все на своем пути. Она сокрушает мосты, смывает дороги, дома, опрокидывает автомобили, поезда, размывает дороги, парализует жизнь на ограниченной территории. Люди терпят всё. На реках нашей страны наводнения происходят часто, порою носят катастрофический характер. От волжских наводнений страдают города: Тверь, Н.Новгород, Казань, Самара, Астрахань. В Тульскую область в апреле этого года пришел сильнейший за последние несколько лет паводок. Уровень воды в реке поднялся сразу на 5 метров. Из-за дождей и резкого таяния снега подтопило несколько улиц Тулы и пригороды. Под водой оказались 14 мостов. 46 населенных пунктов остались без прямого транспортного сообщения. Жителей переправляли на лодках, по воде им доставляли продукты, товары и даже пенсию. На северных реках причиной наводнения бывают ледяные заторы, образовавшиеся во время ледохода. (Рассказ учителя сопровождается показом фотоматериала)
Использование межпредметных связей при объяснении нового материала
Ребята, а как вы думаете, может ли сейчас человек предсказать наводнение? Как избежать гибели людей? О том, как вести себя при чрезвычайных ситуациях, вы узнаете на уроке ОБЖ. Вспомните крупные наводнения, произошедшие в последнее время, их последствия. (Летнее наводнение на Кубани - сильно пострадали города Крымск, Новороссийск в 2012 году произошли также наводнения в Словении, Великобритании, Испании, в Венеции)
4.Закрепление
Работа с кроссвордом на тему «Водные ресурсы России».
Кроссворд поможет вам выяснить то, что вы хорошо запомнили, и то, на что следует обратить внимание. Время работы с кроссвордом - 3 минуты.
Теперь проверьте себя по ответам указанным на экране.
Поднимите руку те, кто дал менее 10 правильных ответов. От 10 до 15, от 15 до 20? Есть ли такие, кто успел ответить на все вопросы кроссворда?
5.Итог урока
Мне хотелось бы закончить урок одним поучительным преданием, которое напомнит нам о различии между ценностями истинными, вечными и мнимыми, проходящими.
На острове Шри – Ланка в 5 веке н.э. правил царь Дхатусен. Его государство захватили мятежники, которые потребовали от царя показать им тайники с царскими сокровищами. Царь привел своих врагов к искусственному озеру, созданным им. Это озеро спасло жизнь жителям острова во время засухи. Царь зачерпнул пригоршню воды и сказал: «Друзья мои, это и есть мое богатство». Давайте будем беречь богатство, данное нам природой – воду!
Итак, мы рассмотрели с вами все запланированные на урок вопросы. Что нового вы сегодня узнали? Является ли вода – богатством?
Наш урок подошел к концу. Сегодня на уроке получили оценки. За устный ответ у доски ………, за работу с тестами…………, за сообщения…………..
6.Рефлексия
У вас на парте лежит анкета. Она мне поможет узнать ваше мнение о сегодняшнем уроке. Для этого ответьте на вопросы
-Были ли моменты урока, которые вас особенно заинтересовали? (да, нет)
-Важно ли знание документов по природоохранному законодательству? (да, нет)
-Какие вопросы темы Вас еще интересуют?
-Показался ли тебе комфортным темп урока?
7. Задание на дом параграф 22. Практическая часть: узнать у родителей сколько стоит холодная и горячая вода, установлены ли в квартире счетчики на воду? В какую сумму обходиться оплата воды? Есть ли ко мне вопросы по домашнему заданию?
Дополнительный материал к уроку «Водные ресурсы. Охрана вод».
Каждый из нас знает, что без воды нет жизни. Взрослый человек состоит на 60% из воды, а ребенок – на 80%. Вода нужна каждой клетке организма. Больше всего воды содержится в мозге -80% и в крови -90%. Вода является той средой, где совершаются процессы пищеварения. Вода вымывает из организма отработанные продукты обмена веществ и выносит их из организма. При потере воды в количестве 6% от массы тела у человека повышается температура, при потере 10%- нарушается глотательный рефлекс, начинаются галлюцинации, а при потере 12% жидкости человек умирает.
Организм человека нуждается в постоянном пополнении запасов воды. Для нормальной жизнедеятельности каждому человеку необходимо употреблять примерно 2,5 литра воды в сутки. Это можно сделать за счет не только питья воды, но и приема пищи. Больше всего воды содержится в грибах, овощах и фруктах. А также рекомендуется пить соки, морсы, приготовленные из овощей и фруктов.
Вода – это самое главное, самое важное вещество в окружающем нас мире. Около 70% поверхности Земли покрыто Мировым океаном. Но большая часть воды соленая, а пригодной для жизни пресной воды всего около 5 млн. кВ. км или 2,8 %. Человеку же с каждым годом требуется все больше пресной, чистой воды. Некоторые страны уже испытывают нехватку чистой пресной воды и вынуждены ввозить ее из-за рубежа. Поэтому водные ресурсы нашей страны нужно беречь!
В последнее время возросли темпы загрязнения воды различными отходами. Важнейшая проблема воды - это загрязнение источников воды промышленными, хозяйственно-бытовыми, сточными водами. Опасность для водоемов представляют стоки с полей, где нередко применяются экологически опасные технологии. Допускаются грубые нарушения в использовании минеральных и органических удобрений. Часто возникают застойные зоны, накапливаются загрязнения в местах сброса сточных вод. От этого гибнет рыба, изменяется видовой состав, уменьшается ее количество. Загрязнение воды вызывает отравление скота, порчу садов, огородов. Такие воды непригодны для питья. Кроме этого, на качество воды оказывает влияние транспортные перевозки. Они засоряют воды бытовыми отходами, мусором, сливают масла, отходы горючего. Все эти факторы превышают возможности воды к самоочищению.
Чтобы очистить воду, ее пропускают через решетки и направляют в отстойник, где фильтруют. Фильтром для очистки служит слой песка и гравия. Для обеззараживания питьевой воды применяют хлорирование. Метод хлорирования применяется и у нас в области для очистки воды, хотя он устарел и экологически небезопасен для здоровья. Хлорирование воды влияет прежде всего на органы пищеварения, печень, почки.
Подсчитано, что 1 куб. м. неочищенной сточной воды, поступивший в природный водный объект, может загрязнить сотни кубометров чистой воды, создав тем самым неприемлемые условия для жизнедеятельности гидробионтов (организмы, обитающие в воде). Поэтому перспективны такие технологии, которые или вообще не используют воду, или не образуют загрязненных стоков. Успешное внедрение их в практику полностью решило бы проблему защиты водоемов от загрязнения. В настоящее время в ряде производств химической промышленности перешли от водяного охлаждения высокотемпературных газовых смесей на воздушное.
Перспективны также технологии водообеспечения, которые характеризуются минимальным потреблением свежей воды. При замкнутой технологии предприятие забирает воду из природного источника, использует ее для производства продукции, после чего образовавшиеся сточные воды подвергаются глубокой очистке и вновь возвращаются в цикл.
В конце 19 века горожанину хватало полтора ведра в сутки – и на мытье, и даже на тушение пожара. Нынешняя норма – свыше 18 ведер, т.е. 220 л. На деле мы и в эту норму не укладываемся, расходуя 30-40 ведер воды на человека.
12-литровое ведро несильная струя воды заполняет за минуту. Вы простояли под душем 5 минут -60 л воды убежали в канализацию. Этого с лихвой хватило бы, чтобы аккуратно вымыть слона.
Струйкой толщиной со спичку литровая банка наполняется за 3 минуты. Этот эксперимент позволяет установить, что за сутки из неисправного крана утекает минимум 500 литров воды.
Существует мнение, что промышленность тратит большую часть воды. На самом деле, из воды, поступающей в город ежесуточно, промышленность забирает лишь четверть. Столько же идет в столовые, детские сады, больницы. Остальное – в жилые дома.
А ведь воду экономить без всякого гигиенического ущерба совсем не сложно. Скажем, зубы после чистки можно прополоскать из стакана, закрыв кран. Экономия 5 литров. За одну человеко – чистку. Во время бритья можно вместо того, чтобы открыть кран с горячей водой, налить, как в старину, воду из чайника в стакан, на бритье уйдет не 5-10 литров, а всего 200мл, а бреющихся миллионы…
Хозяйки считают, что полоскать белье после стирки надо в проточной воде. Конечно, так белье выполаскивается быстрее, но зато расход воды велик. Современные моющие средства вымываются из чистого белья и после того, как оно полежит в непроточной воде 10-15 минут. Кстати, в стиральных машинах белье полощется также в 2-3 водах, но не в проточной воде.
Мыть посуду лучше в раковине с двумя отделениями и пробками для сливных отверстий. Также можно мыть овощи.
В нашей стране осуществляется государственный контроль за использованием водных ресурсов Министерством природных ресурсов. Основной задачей Министерства является государственный контроль за соблюдением требований водного законодательства, нормативов, правил. Государственные инспекторы наделены широкими полномочиями: они имеют право посещать объекты и организации, являющиеся водопользователями и водопотребителями, давать для использования предписания по устранению выявленных нарушений режима пользования водными объектами и контролировать их исполнение, осматривать и задерживать суда, допустившие незаконный выброс загрязняющих веществ, налагать административные взыскания на лиц, виновных в нарушении водного законодательства. Решения органов госконтроля являются обязательными для исполнения всеми водопользователями, могут быть обжалованы только в суде.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Своя игра по теме "Природные комплексы России. Рациональное использование природных ресурсов и охрана природы" (8 класс)
Игра позволяет в интересной и нетрадиционной форме обобщить усвоение учащимися основного понятийного материала по разделу «Природные комплексы России. Рациональное использование природных ресурс...
«Рациональное использование природных ресурсов и охраны природы в ХМАО»
«Рациональное использование природных ресурсов и охраны природы в ХМАО»...
Природные ресурсы и охрана природы.
На уроке стояли образовательные цели: Формирование знаний обучающихся о природных ресурсах, на основе их различных классификаций. Знакомство с природоохранными территориями, их видами и значением....
Урок на тему "Биологические ресурсы России. Охрана биологических ресурсов"
При изучении нового материала (при помощи параграфа в учебнике) заполнить логически-опорный коспект....
8 класс Биологические ресурсы, их охрана. Стихийные бедствия урок (интегрированный урок по географии и ОБЖ)
8 класс. Биологические ресурсы, их охрана. Стихийные бедствия урок (интегрированный урок по географии и ОБЖ)...
Презентация на тему"Охранные ресурсы и охрана природы"
Презентация на тему"Охранные ресурсы и охрана природы"...
Типовые вопросы для устного контроля по теме "Природные ресурсы России и их охрана. Природные ландшафты"
Вопросы для проведения устного контроля знаний обучающихся по экологии, по теме "Природные ресурсы России и их охрана. Природные ландшафты"...