Разработка интегрированного урока по теме: "Водные ресурсы. Охрана вод" 8 класс (география+физика)
план-конспект урока по географии (8 класс) по теме

Серова Людмила Леонтьевна

Интегрированные уроки являются мощными стимуляторами мыслительной деятельности ребёнка. Дети начинают анализировать, сопоставлять, сравнивать, искать связи между предметами и явлениями.Интеграция – это чрезвычайно привлекательная форма урока для ребёнка. Дети более подвержены утомляемости, которую вызывает однообразие. Другой, непривычный ход урока побуждает его интерес и стимулирует активность.Интегрированные уроки зачастую сопровождаются открытиями и находками. Это, в каком-то смысле, научная деятельность. Особая ценность этого явления в том, что роль исследователей выполняют ученики.Помимо вышеперечисленного, уроки такого типа как нельзя лучше раскрывают творческий потенциал педагога. Это не только новый этап в профессиональной деятельности учителя, но и замечательная возможность для него выйти на новый уровень отношений с классом.Интегрированные уроки преследуют цель развития образного мышления ученика. Представляю вашему вниманию интегрированный урок  географии и физики в 8 классе по теме: "Водные ресурсы. Охрана вод."

Скачать:


Предварительный просмотр:

Интегрированный урок физики и географии – 8 класс

       Тема. Водные ресурсы. Охрана вод.

 

                                Серова Людмила Леонтьевна – учитель географии.

Кулинская Екатерина Вячеславовна– учитель физики

Санкт-Петербург 2013г

Вода: нельзя сказать, что ты необходима для жизни:

ты сама жизнь”.

Антуан де Сент-Экзюпери

Цели и задачи урока:

ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫЕ :

1.Рассмотреть значение воды в жизни человека, оценить водные ресурсы

 России и их распределение во времени и пространстве.

2.Формировать знания об основных источниках загрязнения вод;

3.Закрепить знания о внутренних водах России.

4.Повторить  физическое явление диффузии и агрегатные состояния вещества.

5.Изучить физические приборы используемые при исследовании  водных ресурсов.

6.Показать связь географии с физикой.

7.Продолжить формирование экологической культуры.

РАЗВИВАЮЩИЕ: – создать условия для:

-развития мышления ( учить анализировать, выделять главное, сравнивать, строить аналогии, обобщать и систематизировать, доказывать и решать проблемы);

-развития элементов творческой деятельности (интуиции, пространственного воображения, смекалки);

-развития логического мышления

-продолжать формирование умения самостоятельной работы с атласом, извлекать нужную информацию и делать выводы, умение анализировать полученную информацию, развивать информационную культуру учащихся, умение вести диалог.

ВОСПИТАТЕЛЬНЫЕ: - развитие у школьников коммуникативной культуры; развитие познавательной активности; расширение кругозора и воспитание интереса к предмету.

Воспитывать чувство прекрасного, любовь к природе, желание сохранить её.

МЕТОДЫ ОБУЧЕНИЯ:

- объяснительно-иллюстративный;

- репродуктивный;

- частично-поисковый.

ТИП УРОКА:интегрированный урок изучения нового материала с использованием мультимедийной презентации.

ФОРМА УРОКА: лекция

ОБОРУДОВАНИЕ (ОФОРМЛЕНИЕ): наглядное пособие, атлас, компьютер, мультимедийный проектор.

Ход урока:

  1. Организационный момент

Приветствие. Проверка готовности класса к работе на уроке.

  1. Изучение нового материала:

а) Определение темы урока:

Показ фрагмента мультфильма «Чебурашка» (слайд №2)

Учитель: - Как вы думаете, какая экологическая проблема заложена в отрывке этого мультфильма? (загрязнение воды и водных ресурсов)

Учитель: -Попытайтесь сформулировать тему нашего урока.

Ученики: Водные ресурсы и охрана вод (слайд №3)

Учитель:-Молодцы! А эпиграфом к сегодняшнему уроку я взяла слова Антуана де Сент-Экзюпери “Вода: нельзя сказать, что ты необходима для жизни: ты сама жизнь”.

Учитель. - Мы продолжаем изучение темы «Внутренние воды России». Сегодня наш урок посвящен вопросам водных ресурсов и их охране. Предметом нашего изучения является вода. Сегодня наш урок необычный, а интегрированный. Вместе со мной его будет вести  учитель физики. И говорить мы будем не только о водных ресурсах и их охране, но и о том, как физика помогает нам в исследовании водных ресурсов. Итак, прочитайте план нашего урока.

План изучения темы (на доске):

1.Влияние человека на качество воды

2.Охрана вод

3. Использование водных ресурсов

4. Оценка водных ресурсов и размещение их по территории страны

5. Исследования водных ресурсов.

6. Водный кадастр

7. Значение воды

б) Материал урока

Учитель: Посмотрите на фотографии и запишите какие виды загрязнений здесь изображены?(Слайд №4)

Ученики: Загрязнение бытовыми отходами, нарушение экосистемы, загрязнение вод химического производства

Учитель физики: - Вспомните из курса физики, какой  процесс объясняет загрязнение воды промышленными  отходами?

Ученики: Диффузия.

Учитель: Кто скажет, что  такое диффузия?

Ученики: Взаимное проникновение одного вещества в другое.

 Учитель: К сожалению, в нашей стране пока еще большинство людей живут в соответствии со словами монгольской пословицы: «Человек не ценит воду, пока не иссякнет источник» 

Вопрос к ученикам: Предположим крайнюю ситуацию, вода исчезнет, к чему это приведет?

Предполагаемые ответы учеников (исчезнет все живое).

в) Работа в парах:

А сейчас поработаем в парах.

Вопрос к ученикам: Что необходимо предпринять, чтобы не допустить такой ситуации? Подумайте какие мероприятия по охране вод, Вы можете предложить? Обсудите с соседом и запишите в тетрадь. Давайте проверим ваши записи.

Предполагаемые ответы учеников: Бережное и экономное использование воды, создание очистных сооружений и т.д. (слайд №5.)

Учитель: Вернемся к теме сегодняшнего урока. Вспомните что называется водными ресурсами?

Ученики: Водные ресурсы-это воды (подземные и поверхностные), которые человек использует в быту, промышленности и сельском хозяйстве. ( Слайд №6)

Учитель:-Приведем пример. В 1990 году человек расходовал 1 ведро воды, а сегодня он использует 70 вёдер. (слайд №7)

Учитель: Мы с вами тоже являемся водопотребителями и водопользователями. А какое количество воды мы тратим в домашних условиях ?

Учитель физики: Вычислите сколько воды приходится на вашу семью в сутки? Но сначала вспомним из курса физики, сколько воды содержится в 1м3? (слайд № 8)

Ученики: 70 ведер — это примерно 700 литров, т.к. в одном ведре -10л воды. Значит, для определения количества воды в сутки на семью, нужно 700*а*365, где а-количество человек в семье. (а=4, ответ 1022000л=1022м3)

Учитель: Молодцы! Приведем наглядный пример. Скажите, сколько  вагонов-цистерн необходимо в год вашей семье, если один вагон вмещает примерно 100 м3?

Ученики: Примерно 10 вагонов.  (слайд №9)

Учитель: Как вы думаете почему со временем увеличился расход воды?

Ученики: Потому что, расход воды рассчитывается не только исходя из бытовых нужд на человека, но из его потребностей, которые удовлетворяются с помощью промышленности.

Учитель: Действительно. Приведу еще один пример. Для производства 1т сахара необходимо 5000л. Воды, а для производства 1т риса-7000т воды

г) Работа в группах:

Учитель: Разделитесь на группы и подумайте: только ли в быту и промышленности, используется вода? Как еще человек использует водные ресурсы? Составьте и самостоятельно запишите в тетрадь опорную схему: «Использование водных ресурсов»

Учитель: Давайте проверим, все ли вы записали?

Ученики: Рыбное хозяйство, сельское хозяйство, гидроэнергетика, водные пути. (слайд №10)

Учитель: Как вы думаете в промышленности и для питья используют одинаковую или разную воду?

Ученики: Разную.

Учитель: Почему?  

Ученики: Питьевую воду в промышленности использовать экономически  не целесообразно, её надо подвергать очистке.

Учитель: Верно! И сегодня можно очистить воду, используя современные методы различных наук. И современный уровень технологии очистки сточных вод позволяет получить воду практически любой степени чистоты.

(Слайд № 11)

Учитель: Чтобы сохранить воду чистой для будущих поколений, мы должны проводить охранные мероприятия, а для этого необходимо проводить исследования водных ресурсов.

Учитель физики: Рассмотрим, некоторые физические приборы, которые используются анализе водных объектов и выясним для чего они нужны.

(Слайды №  12-15)

Учитель физики:  Данный прибор позволяет определить гидрофизические параметры воды- плотность, солёность, распределение температур, оптические и акустические характеристики; (слайд №12)

Как этот прибор может помочь при использовании водных ресурсов?

Ученики: Например, можно определить пригодна ли эта вода для питья.

Учитель физики: Хорошо. Этим прибором измеряется скорость течения реки. Для чего нужно знать почему меняется скорость течения воды?

Ученики: Если изменяется скорость течения реки, то можно сделать вывод, что происходит заиливание. И если не принимать меры, то может произойти заболачивание реки, в результате чего изменится прибрежный ландшафт.

Учитель физики: Молодцы! Этот прибор необходим для определения рельефа дна океана. Кто знает, как он называется? (слайд№14)

Ученики: Эхолот.

Учитель физики: Правильно. А в каких отраслях нужны эти знания?

Ученики: Рыболовство, судоходство

Учитель физики: Следующий прибор широко используется в гидрологии и инженерных геофизических разведках. (Слайд №15) Для чего необходимо проводить геофизические разведки?

Ученики: Для обнаружения подземных вод.

Учитель физики:  Зачем людям эти знания?

Ученики: Подземные воды чистые, их можно использовать как питьевую воду.

Учитель: Все материалы гидрологических наблюдений и исследований фиксируются в водном кадастре. (Слайд № 16.)

Учитель: водный кадастр – свод сведений о водных ресурсах России.

Он необходим для оценки водных ресурсов. Например: На каждого жителя Европейской части приходится 8500 куб.м.воды в год, а в Сибири – 100000куб.м. в год, т.е. в 12 раз больше.

Наша страна обладает огромными в абсолютном исчислении водными ресурсами, но в расчете на единицу площади мы обеспечены в 2 раза ниже среднемирового показателя. В кадастре также указано распределение вод на территории нашей страны и сезонное распределение многоводных рек. Возникает закономерный вопрос: богата ли наша страна водными ресурсами? Какие виды водных ресурсов имеются на территории России? Чтобы ответить на эти вопросы поработайте с физической картой России в атласе.

д) Работа с атласом.

Учитель: Представьте что мы с вами учёные. Проанализируем карту Восточно- Европейской равнины и Уральских гор на предмет обеспеченности водными ресурсами. (Слайд№17)

Учитель: Покажите на карте Восточно-Европейскую равнину и Уральские горы.    Перед вами таблица. (Слайд № 18) Заполните ее и сделайте вывод.

Учитель: Проверим таблицу.  (Слайд № 19)

 Какой вывод мы можем сделать?

Вывод: наша страна богата водными ресурсами, особенно поверхностными водами.

Постановка проблемного вопроса учащимся: как вы считаете, может ли страна богатая поверхностными водами страдать от недостатка пресной воды и почему?

Задание учащимся . Обсуждение высказываний учащихся, в ходе которого делается вывод по данному заданию

И так, мы рассмотрели с вами все вопросы плана урока. Мне хотелось бы закончить его рассказом одного поучительного предания, которое напомнит нам о различии между ценностями истинными, вечными и мнимыми, проходящими.

На острове Шри – Ланка в 5 веке н.э. правил царь Дхатусен. Его государство захватили мятежники, которые потребовали от царя показать им тайники с царскими сокровищами. Царь привел своих врагов к искусственному озеру, созданному им. Это озеро спасло жизнь жителям острова во время засухи. Царь зачерпнул пригоршню воды и сказал: «Друзья мои, это и есть мое богатство». Давайте будем беречь богатство, данное нам природой – пресную воду!

III. Закрепление.

Учитель: Мы с вами сегодня хорошо поработали. Давайте проверим ваши знания, полученные на уроке и выполним тест. ( Слайд № 20)

 Выполнение теста

Взаимопроверка.

IV. Рефлексия.

 В заключении нашего урока, я попрошу вас закончить фразу. (Слайд 21)

V. Домашнее задание.

Практическая часть: узнать у родителей сколько стоит холодная и горячая вода, установлены ли в их квартирах счетчики на воду? В какую сумму обходиться оплата воды? Как вы экономите воду?


Предварительный просмотр:


Подписи к слайдам:

Слайд 1

Интегрированный урок География с элементами физики

Слайд 2

Влияние человека на водные ресурсы МУЛЬТИК

Слайд 3

Водные ресурсы. Охрана вод.

Слайд 4

Загрязнение водных ресурсов

Слайд 5

Охранные мероприятия водных ресурсов Строительство современных очистных сооружений на предприятиях. Использование современных методов очистки воды обеззараживание реагентами, фильтрация. Обеспечение сбора и удаления твёрдых бытовых отходов экологически безопасными путями. Разработка современного охранного комплекса водной экосистемы. Ввести экологическую экспертизу по использованию водных объектов. Бережное и экономное использование пресной воды.

Слайд 6

Водные ресурсы- это Воды ( поверхностные и подземные), которые человек использует в быту, промышленности, сельском хозяйстве.

Слайд 7

Расход воды на одного человека в день:

Слайд 8

Задача Сколько кубических метров воды в год потребляет ваша семья ? Подсказка: 1м ³содержит 1000л воды

Слайд 10

Использование водных ресурсов Бытовое потребление воды и питьё Речной транспорт Рыбное хозяйство хозяйство Промышленность и сельское хозяйство Гидроэнергетика

Слайд 11

Очистка воды

Слайд 12

Физика в исследовании водных ресурсов С помощью гидрофизического зонда исследуются гидрофизические параметры воды

Слайд 13

Физика в исследовании водных ресурсов

Слайд 14

Физика в исследовании водных ресурсов Эхолоты применяются для определения рельефа дна водных объектов

Слайд 15

Физика в исследовании водных ресурсов Прибор широко используется в гидрологии, инженерных геофизических разведках.

Слайд 17

Физика в исследовании водных ресурсов Прибор широко используется в гидрологии, инженерных геофизических разведках.

Слайд 18

Обеспеченность водными ресурсами России

Слайд 19

Обеспеченность водными ресурсами России

Слайд 21

Закончи фразу: 1. сегодня я узнал… 2. было интересно… 3. было трудно… 4. я выполнял задания… 5. я понял, что… 6. теперь я могу… 7. я почувствовал, что… 8. я приобрел… 9. я научился… 10. у меня получилось … 11. я смог… 12. я попробую… 13. меня удивило… 14. урок дал мне для жизни… 15. мне захотелось…


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Методическая разработка интегрированного урока английского языка и МХК в 7 классе по теме " Искусство:театр. Как все начиналось"

Интегрированный урок английского языка и МХК проходил в 7 классе. Учителем были определены следующие цели урока:...

Методическая разработка интегрированного урока по географии и истории для 9 класса по использованию учебного пособия «Гусь – Хрустальный – столица Мещёрского края»

Цели урока:- познакомить учащихся с полезными ископаемыми и горными породами Гусь – Хрустального района;- формирование умения по внешним признакам различать горные породы;- формирование навыков ...

Методическая разработка. Интегрированный урок (английский язык и история) в 5 классе в соответствии с требованиями ФГОС второго поколения

Интегрированный урок в 5 классе (английский язык и история). Тема " Путешествие в Древнюю Грецию"...

Методическая разработка интегрированного урока литературы и классного час в 8 классе по повести А.С.Пушкина "Капитанская дочка"

"Семья и семейные ценности".Так называется интегрированный урок литературы и классного часа по повести А.С.Пушкина "Капитанская дочка".Задача: обобщить в одном учебном материале знания в области литер...

Учебно-методическая разработка интегрированного урока по биологии и валеологии в 6 классе "Суд над бактериями."

Данный урок помогает заинтересовать обучающихся, вовлекая их в роли заседателей суда, а также несет важную здоровьесберегающую функцию....

Методическая разработка интегрированного урока по биологии и химии в 9 классе "Витамины"

Цель урока: изучение понятия  витамины как биологически активных веществ клетки и их влияния на обменные процессы. Задачи урока:      Образовательные:Í рассмотреть п...

Методическая разработка интегрированного урока " Распределение тепла и влаги на территории России" (география, физика, информатика)

Обобщение естественно-научных знаний о распределении тепла и влаги и их взаимосвязи с точки зрения географии и физики....