Разработка интегрированного урока по теме: "Водные ресурсы. Охрана вод" 8 класс (география+физика)
план-конспект урока по географии (8 класс) по теме
Интегрированные уроки являются мощными стимуляторами мыслительной деятельности ребёнка. Дети начинают анализировать, сопоставлять, сравнивать, искать связи между предметами и явлениями.Интеграция – это чрезвычайно привлекательная форма урока для ребёнка. Дети более подвержены утомляемости, которую вызывает однообразие. Другой, непривычный ход урока побуждает его интерес и стимулирует активность.Интегрированные уроки зачастую сопровождаются открытиями и находками. Это, в каком-то смысле, научная деятельность. Особая ценность этого явления в том, что роль исследователей выполняют ученики.Помимо вышеперечисленного, уроки такого типа как нельзя лучше раскрывают творческий потенциал педагога. Это не только новый этап в профессиональной деятельности учителя, но и замечательная возможность для него выйти на новый уровень отношений с классом.Интегрированные уроки преследуют цель развития образного мышления ученика. Представляю вашему вниманию интегрированный урок географии и физики в 8 классе по теме: "Водные ресурсы. Охрана вод."
Скачать:
Предварительный просмотр:
Интегрированный урок физики и географии – 8 класс
Тема. Водные ресурсы. Охрана вод.
Серова Людмила Леонтьевна – учитель географии.
Кулинская Екатерина Вячеславовна– учитель физики
Санкт-Петербург 2013г
“Вода: нельзя сказать, что ты необходима для жизни:
ты сама жизнь”.
Антуан де Сент-Экзюпери
Цели и задачи урока:
ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫЕ :
1.Рассмотреть значение воды в жизни человека, оценить водные ресурсы
России и их распределение во времени и пространстве.
2.Формировать знания об основных источниках загрязнения вод;
3.Закрепить знания о внутренних водах России.
4.Повторить физическое явление диффузии и агрегатные состояния вещества.
5.Изучить физические приборы используемые при исследовании водных ресурсов.
6.Показать связь географии с физикой.
7.Продолжить формирование экологической культуры.
РАЗВИВАЮЩИЕ: – создать условия для:
-развития мышления ( учить анализировать, выделять главное, сравнивать, строить аналогии, обобщать и систематизировать, доказывать и решать проблемы);
-развития элементов творческой деятельности (интуиции, пространственного воображения, смекалки);
-развития логического мышления
-продолжать формирование умения самостоятельной работы с атласом, извлекать нужную информацию и делать выводы, умение анализировать полученную информацию, развивать информационную культуру учащихся, умение вести диалог.
ВОСПИТАТЕЛЬНЫЕ: - развитие у школьников коммуникативной культуры; развитие познавательной активности; расширение кругозора и воспитание интереса к предмету.
Воспитывать чувство прекрасного, любовь к природе, желание сохранить её.
МЕТОДЫ ОБУЧЕНИЯ:
- объяснительно-иллюстративный;
- репродуктивный;
- частично-поисковый.
ТИП УРОКА:интегрированный урок изучения нового материала с использованием мультимедийной презентации.
ФОРМА УРОКА: лекция
ОБОРУДОВАНИЕ (ОФОРМЛЕНИЕ): наглядное пособие, атлас, компьютер, мультимедийный проектор.
Ход урока:
- Организационный момент
Приветствие. Проверка готовности класса к работе на уроке.
- Изучение нового материала:
а) Определение темы урока:
Показ фрагмента мультфильма «Чебурашка» (слайд №2)
Учитель: - Как вы думаете, какая экологическая проблема заложена в отрывке этого мультфильма? (загрязнение воды и водных ресурсов)
Учитель: -Попытайтесь сформулировать тему нашего урока.
Ученики: Водные ресурсы и охрана вод (слайд №3)
Учитель:-Молодцы! А эпиграфом к сегодняшнему уроку я взяла слова Антуана де Сент-Экзюпери “Вода: нельзя сказать, что ты необходима для жизни: ты сама жизнь”.
Учитель. - Мы продолжаем изучение темы «Внутренние воды России». Сегодня наш урок посвящен вопросам водных ресурсов и их охране. Предметом нашего изучения является вода. Сегодня наш урок необычный, а интегрированный. Вместе со мной его будет вести учитель физики. И говорить мы будем не только о водных ресурсах и их охране, но и о том, как физика помогает нам в исследовании водных ресурсов. Итак, прочитайте план нашего урока.
План изучения темы (на доске):
1.Влияние человека на качество воды
2.Охрана вод
3. Использование водных ресурсов
4. Оценка водных ресурсов и размещение их по территории страны
5. Исследования водных ресурсов.
6. Водный кадастр
7. Значение воды
б) Материал урока
Учитель: Посмотрите на фотографии и запишите какие виды загрязнений здесь изображены?(Слайд №4)
Ученики: Загрязнение бытовыми отходами, нарушение экосистемы, загрязнение вод химического производства
Учитель физики: - Вспомните из курса физики, какой процесс объясняет загрязнение воды промышленными отходами?
Ученики: Диффузия.
Учитель: Кто скажет, что такое диффузия?
Ученики: Взаимное проникновение одного вещества в другое.
Учитель: К сожалению, в нашей стране пока еще большинство людей живут в соответствии со словами монгольской пословицы: «Человек не ценит воду, пока не иссякнет источник»
Вопрос к ученикам: Предположим крайнюю ситуацию, вода исчезнет, к чему это приведет?
Предполагаемые ответы учеников (исчезнет все живое).
в) Работа в парах:
А сейчас поработаем в парах.
Вопрос к ученикам: Что необходимо предпринять, чтобы не допустить такой ситуации? Подумайте какие мероприятия по охране вод, Вы можете предложить? Обсудите с соседом и запишите в тетрадь. Давайте проверим ваши записи.
Предполагаемые ответы учеников: Бережное и экономное использование воды, создание очистных сооружений и т.д. (слайд №5.)
Учитель: Вернемся к теме сегодняшнего урока. Вспомните что называется водными ресурсами?
Ученики: Водные ресурсы-это воды (подземные и поверхностные), которые человек использует в быту, промышленности и сельском хозяйстве. ( Слайд №6)
Учитель:-Приведем пример. В 1990 году человек расходовал 1 ведро воды, а сегодня он использует 70 вёдер. (слайд №7)
Учитель: Мы с вами тоже являемся водопотребителями и водопользователями. А какое количество воды мы тратим в домашних условиях ?
Учитель физики: Вычислите сколько воды приходится на вашу семью в сутки? Но сначала вспомним из курса физики, сколько воды содержится в 1м3? (слайд № 8)
Ученики: 70 ведер — это примерно 700 литров, т.к. в одном ведре -10л воды. Значит, для определения количества воды в сутки на семью, нужно 700*а*365, где а-количество человек в семье. (а=4, ответ 1022000л=1022м3)
Учитель: Молодцы! Приведем наглядный пример. Скажите, сколько вагонов-цистерн необходимо в год вашей семье, если один вагон вмещает примерно 100 м3?
Ученики: Примерно 10 вагонов. (слайд №9)
Учитель: Как вы думаете почему со временем увеличился расход воды?
Ученики: Потому что, расход воды рассчитывается не только исходя из бытовых нужд на человека, но из его потребностей, которые удовлетворяются с помощью промышленности.
Учитель: Действительно. Приведу еще один пример. Для производства 1т сахара необходимо 5000л. Воды, а для производства 1т риса-7000т воды
г) Работа в группах:
Учитель: Разделитесь на группы и подумайте: только ли в быту и промышленности, используется вода? Как еще человек использует водные ресурсы? Составьте и самостоятельно запишите в тетрадь опорную схему: «Использование водных ресурсов»
Учитель: Давайте проверим, все ли вы записали?
Ученики: Рыбное хозяйство, сельское хозяйство, гидроэнергетика, водные пути. (слайд №10)
Учитель: Как вы думаете в промышленности и для питья используют одинаковую или разную воду?
Ученики: Разную.
Учитель: Почему?
Ученики: Питьевую воду в промышленности использовать экономически не целесообразно, её надо подвергать очистке.
Учитель: Верно! И сегодня можно очистить воду, используя современные методы различных наук. И современный уровень технологии очистки сточных вод позволяет получить воду практически любой степени чистоты.
(Слайд № 11)
Учитель: Чтобы сохранить воду чистой для будущих поколений, мы должны проводить охранные мероприятия, а для этого необходимо проводить исследования водных ресурсов.
Учитель физики: Рассмотрим, некоторые физические приборы, которые используются анализе водных объектов и выясним для чего они нужны.
(Слайды № 12-15)
Учитель физики: Данный прибор позволяет определить гидрофизические параметры воды- плотность, солёность, распределение температур, оптические и акустические характеристики; (слайд №12)
Как этот прибор может помочь при использовании водных ресурсов?
Ученики: Например, можно определить пригодна ли эта вода для питья.
Учитель физики: Хорошо. Этим прибором измеряется скорость течения реки. Для чего нужно знать почему меняется скорость течения воды?
Ученики: Если изменяется скорость течения реки, то можно сделать вывод, что происходит заиливание. И если не принимать меры, то может произойти заболачивание реки, в результате чего изменится прибрежный ландшафт.
Учитель физики: Молодцы! Этот прибор необходим для определения рельефа дна океана. Кто знает, как он называется? (слайд№14)
Ученики: Эхолот.
Учитель физики: Правильно. А в каких отраслях нужны эти знания?
Ученики: Рыболовство, судоходство
Учитель физики: Следующий прибор широко используется в гидрологии и инженерных геофизических разведках. (Слайд №15) Для чего необходимо проводить геофизические разведки?
Ученики: Для обнаружения подземных вод.
Учитель физики: Зачем людям эти знания?
Ученики: Подземные воды чистые, их можно использовать как питьевую воду.
Учитель: Все материалы гидрологических наблюдений и исследований фиксируются в водном кадастре. (Слайд № 16.)
Учитель: водный кадастр – свод сведений о водных ресурсах России.
Он необходим для оценки водных ресурсов. Например: На каждого жителя Европейской части приходится 8500 куб.м.воды в год, а в Сибири – 100000куб.м. в год, т.е. в 12 раз больше.
Наша страна обладает огромными в абсолютном исчислении водными ресурсами, но в расчете на единицу площади мы обеспечены в 2 раза ниже среднемирового показателя. В кадастре также указано распределение вод на территории нашей страны и сезонное распределение многоводных рек. Возникает закономерный вопрос: богата ли наша страна водными ресурсами? Какие виды водных ресурсов имеются на территории России? Чтобы ответить на эти вопросы поработайте с физической картой России в атласе.
д) Работа с атласом.
Учитель: Представьте что мы с вами учёные. Проанализируем карту Восточно- Европейской равнины и Уральских гор на предмет обеспеченности водными ресурсами. (Слайд№17)
Учитель: Покажите на карте Восточно-Европейскую равнину и Уральские горы. Перед вами таблица. (Слайд № 18) Заполните ее и сделайте вывод.
Учитель: Проверим таблицу. (Слайд № 19)
Какой вывод мы можем сделать?
Вывод: наша страна богата водными ресурсами, особенно поверхностными водами.
Постановка проблемного вопроса учащимся: как вы считаете, может ли страна богатая поверхностными водами страдать от недостатка пресной воды и почему?
Задание учащимся . Обсуждение высказываний учащихся, в ходе которого делается вывод по данному заданию
И так, мы рассмотрели с вами все вопросы плана урока. Мне хотелось бы закончить его рассказом одного поучительного предания, которое напомнит нам о различии между ценностями истинными, вечными и мнимыми, проходящими.
На острове Шри – Ланка в 5 веке н.э. правил царь Дхатусен. Его государство захватили мятежники, которые потребовали от царя показать им тайники с царскими сокровищами. Царь привел своих врагов к искусственному озеру, созданному им. Это озеро спасло жизнь жителям острова во время засухи. Царь зачерпнул пригоршню воды и сказал: «Друзья мои, это и есть мое богатство». Давайте будем беречь богатство, данное нам природой – пресную воду!
III. Закрепление.
Учитель: Мы с вами сегодня хорошо поработали. Давайте проверим ваши знания, полученные на уроке и выполним тест. ( Слайд № 20)
Выполнение теста
Взаимопроверка.
IV. Рефлексия.
В заключении нашего урока, я попрошу вас закончить фразу. (Слайд 21)
V. Домашнее задание.
Практическая часть: узнать у родителей сколько стоит холодная и горячая вода, установлены ли в их квартирах счетчики на воду? В какую сумму обходиться оплата воды? Как вы экономите воду?
Предварительный просмотр:
Подписи к слайдам:
Влияние человека на водные ресурсы МУЛЬТИК
Водные ресурсы. Охрана вод.
Загрязнение водных ресурсов
Охранные мероприятия водных ресурсов Строительство современных очистных сооружений на предприятиях. Использование современных методов очистки воды обеззараживание реагентами, фильтрация. Обеспечение сбора и удаления твёрдых бытовых отходов экологически безопасными путями. Разработка современного охранного комплекса водной экосистемы. Ввести экологическую экспертизу по использованию водных объектов. Бережное и экономное использование пресной воды.
Водные ресурсы- это Воды ( поверхностные и подземные), которые человек использует в быту, промышленности, сельском хозяйстве.
Расход воды на одного человека в день:
Задача Сколько кубических метров воды в год потребляет ваша семья ? Подсказка: 1м ³содержит 1000л воды
Использование водных ресурсов Бытовое потребление воды и питьё Речной транспорт Рыбное хозяйство хозяйство Промышленность и сельское хозяйство Гидроэнергетика
Очистка воды
Физика в исследовании водных ресурсов С помощью гидрофизического зонда исследуются гидрофизические параметры воды
Физика в исследовании водных ресурсов
Физика в исследовании водных ресурсов Эхолоты применяются для определения рельефа дна водных объектов
Физика в исследовании водных ресурсов Прибор широко используется в гидрологии, инженерных геофизических разведках.
Физика в исследовании водных ресурсов Прибор широко используется в гидрологии, инженерных геофизических разведках.
Обеспеченность водными ресурсами России
Обеспеченность водными ресурсами России
Закончи фразу: 1. сегодня я узнал… 2. было интересно… 3. было трудно… 4. я выполнял задания… 5. я понял, что… 6. теперь я могу… 7. я почувствовал, что… 8. я приобрел… 9. я научился… 10. у меня получилось … 11. я смог… 12. я попробую… 13. меня удивило… 14. урок дал мне для жизни… 15. мне захотелось…
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Методическая разработка интегрированного урока английского языка и МХК в 7 классе по теме " Искусство:театр. Как все начиналось"
Интегрированный урок английского языка и МХК проходил в 7 классе. Учителем были определены следующие цели урока:...
Методическая разработка интегрированного урока по географии и истории для 9 класса по использованию учебного пособия «Гусь – Хрустальный – столица Мещёрского края»
Цели урока:- познакомить учащихся с полезными ископаемыми и горными породами Гусь – Хрустального района;- формирование умения по внешним признакам различать горные породы;- формирование навыков ...
Методическая разработка. Интегрированный урок (английский язык и история) в 5 классе в соответствии с требованиями ФГОС второго поколения
Интегрированный урок в 5 классе (английский язык и история). Тема " Путешествие в Древнюю Грецию"...
Методическая разработка интегрированного урока литературы и классного час в 8 классе по повести А.С.Пушкина "Капитанская дочка"
"Семья и семейные ценности".Так называется интегрированный урок литературы и классного часа по повести А.С.Пушкина "Капитанская дочка".Задача: обобщить в одном учебном материале знания в области литер...
Учебно-методическая разработка интегрированного урока по биологии и валеологии в 6 классе "Суд над бактериями."
Данный урок помогает заинтересовать обучающихся, вовлекая их в роли заседателей суда, а также несет важную здоровьесберегающую функцию....
Методическая разработка интегрированного урока по биологии и химии в 9 классе "Витамины"
Цель урока: изучение понятия витамины как биологически активных веществ клетки и их влияния на обменные процессы. Задачи урока: Образовательные:Í рассмотреть п...
Методическая разработка интегрированного урока " Распределение тепла и влаги на территории России" (география, физика, информатика)
Обобщение естественно-научных знаний о распределении тепла и влаги и их взаимосвязи с точки зрения географии и физики....