Методический материал по адаптивной системе обучения
методическая разработка по географии (7 класс) на тему
Технология АСО (Границкая А.С.) Сетевые планы по отдельным темам в 6, 7 классах.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
Методическая разработка и сетевые планы по АСО | 50.77 КБ |
Предварительный просмотр:
Методический материал
по адаптивной системе образования
(разработка сетевых планов по темам «Литосфера», «Гидросфера» -
6 класс и теме «Южные материки. Африка» - 7 класс).
Разработала учитель географии высшей квалификационной категории МБОУ СОШ С.Городня Конаковского района Тверской области
Семина Галина Александровна.
АСО - адаптивная система обучения. В основе лежит принципиально новая модель организации обучения. Организационная структура урока позволяет увеличить время самостоятельной работы уч-ся. Учение в условиях АСО становится активной самостоятельной деятельностью, управляемой посредством использования различных обучающих и контролирующих программ, сетевого плана и графика самоучета. Сущность АСО можно представить в виде модели. В этой модели учитель часть времени, как и всегда, работает со всеми уч-ся класса, обучает их. Остальное время в учебном процессе вообще и на уроке в частности используется для самостоятельной работы уч-ся. Казалось бы, что же тут нового, ведь так и работаем. Суть в том, что эффективность урока заметно повышается в том случае, когда учитель не просто наблюдает за самостоятельной работой уч-ся, а работает в это время с отдельными уч- ся индивидуально. Учитель объяснил новое, дал уч-ся задание для самостоятельной работы, а сам в это время стал работать с одним из учеников. АСО дает уч-ся возможность на каждом последующем уроке продолжать деятельность в зависимости от индивидуальных особенностей каждого из них. На каждом уроке учитель чему-то обучает всех ( сообщает новое, объясняет, демонстрирует, показывает), а затем работает в индивидуальном режиме ( управляет самостоятельной работой, осуществляет включенный в самостоятельную работу контроль, работает индивидуально, отключая уч-ся от самостоятельной работы по очереди. Уч-ся соответственно могут работать в трех режимах: совместно с учителем, с учителем индивидуально и самостоятельно под руководством учителя. Самостоятельная работа уч-ся продолжается дома. Однако, может возникнуть ситуация, когда некоторые уч-ся по тем или иным причинам не выполняют задание, предназначенное для самостоятельной работы дома. Но даже в этом случае, придя в класс, они могут включиться в отдельные виды работы
на уроке, так как не все из режимов работы на уроке базируются на
домашнем задании.
Время урока максимально используется для устной самостоятельной
работы при условии, что для каждого говорящего обеспечен
слушающий партнер ( работа в статических, динамических,
вариационных парах).
Полный переход к АСО связан с переходом к непрерывному
управлению всей самостоятельной работой уч-ся при помощи сетевого
плана и графика самоучета.
Контроль учителя, включенный в самостоятельную работу уч-ся, ориентирован на помощь им в формировании умения работать самостоятельно, осуществлять взаимоконтроль и самоконтроль, помогать товарищу при возникновении трудностей
В условиях АСО обучение- это не только сообщение новой информации, но и обучение умению добывать знания, обобщать и делать выводы, фиксировать главное в свернутом виде. Умение самостоятельно работать - это то, чему ученик должен научиться в школе.
Основным признаком АСО является резкое увеличение времени самостоятельной работы на уроке и, как следствие этого, нормализация загруженности уч-ся домашней самостоятельной работой, а также необходимо справиться с недоверием к уч-ся, изменить весь стиль взаимоотношений с учениками.
В условиях АСО средняя длительность объяснения нового материала колеблется в пределах от 5-7 до 10 мин. Готовясь к таким объяснениям, необходимо подумать, а что нового, помимо имеющегося в учебнике, можно сообщить уч-ся, чтобы расширить своими объяснениями то, чего не дает учебник. Необходимо подумать и о том, чтобы часть материала учебника уч-ся учились прорабатывать самостоятельно, без предварительных объяснений учителя, учились схематизации материала, а затем использовали схемы в качестве опор для творческого развертывания их в речь.
САМОСТОЯТЕЛЬНАЯ РАБОТА- на неё отводится большая часть времени на уроке, проводится преимущественно в парах различного типа. При самостоятельном чтении про себя, при письме, при выполнении упражнений все уч-ся работают в различном темпе и требуют разную степень помощи. Чтобы преодолеть возникающее в процессе обучения неравенство, нужно давать уч-ся дифференцированные задания. Объём и трудности заданий увеличиваются от уровня к уровню. Уч-ся начинают с 1 уровня, а затем ученик сам решает, стоит ли ему после выполнения минимального задания, гарантирующего получение оценки «3», переходить к выполнению задания следующего уровня.
Главным достоинством заданий с адаптацией является полная занятость всех уч-ся, самостоятельно переходящих от уровня к уровню. Лучшие ученики получают оценку «5» за более интенсивный учебный труд и его высокое качество. Оценка «3» за факт выполнения задания 1 уровня помогает неуверенному ученику преодолеть нижний барьер и идти к следующему уровню.
РАБОТА В ПАРАХ является основой для организации самостоятельной работы на уроках. Ведётся с использованием трёх видов пар. СТАТИЧЕСКАЯ пара - совместно работают уч-ся, сидящие вместе за одной партой. ДИНАМИЧЕСКАЯ пара- объединяются уч-ся, сидящие за соседними партами. Каждый работает с каждым , трижды меняя партнёров. ВАРИАЦИОННАЯ пара - в малой группе по 4 человека каждый работает то с одним, то с другим соседом. Статическая пара формируется по желанию уч-ся, т. к. фактор контактности и доброжелательности играет в этой паре решающую роль. Она является одной из наиболее эффективных, обеспечивающих регулярное общение уч-ся друг с другом на уроке.
ИНДИВИДУАЛЬНАЯ РАБОТА УЧИТЕЛЯ НА УРОКЕ.
АСО предоставляет учителю возможность работать индивидуально с каждым уч-ся на фоне самостоятельно работающего класса.
Часть времени индивидуальной работы учитель уделяет управлению процессом обучения, обходя всех уч-ся. Здесь осуществляется истинное сотрудничество учителя с каждым учеником. К каждому подойти, помочь, дать совет, каждого подбодрить, похвалить. Обойдя всех и убедившись, что все работают, целесообразно перейти к включённому контролю, в ходе которого учитель определяет степень самостоятельности уч-ся, смотрит, как они осуществляют взаимоконтроль, как помогают товарищу, не проявляют ли излишней строгости. Всё это и многое другое может стать объектом оценки за самостоятельную работу. Продолжая обход, учитель может остановиться рядом с работающей парой или группой. Уч-ся неизвестно, кого он оценит. Возможно всех, а может быть одного. Так выставляется несколько оценок в журнал и в дневники уч-ся.
Затем учитель переходит к индивидуальной работе в режиме « отключённый контроль», который предполагает работу учителя с учеником не по материалам самостоятельной работы. Работа ведётся один на один с учеником, без привлечения внимания остальных уч-ся.
СЕТЕВОЙ ПЛАН И ГРАФИК САМОУЧЁТА.
Сетевой план является моделью учебного процесса, которая позволяет каждому ученику видеть наглядно всё, что он должен выполнить за две недели, за месяц, четверть. Всё, что заложено в тематический календарный план, должно обязательно перейти в матричный, чтобы быть спокойным за выполнение программы. К сетевому плану для уч - ся даётся разъяснение заданий, их конкретного содержания и того, что должен делать уч-ся.
Переход к сетевому планированию не обеспечит полной самостоятельности уч-ся, если не будет введён оперативный САМОУЧЁТ. В графике самоучёта все задания для самостоятельной работы представлены в линейной последовательности. По мере выполнения заданий уч-ся в соответствующих клеточках проставляют условные обозначения, соответствующие полученной оценке. А если задание не сделано, графа остаётся пустой. График позволяет всем видеть, как работает каждый ученик, кому нужна помощь.
СЕТЕВОЙ ПЛАН по теме «ГИДРОСФЕРА» - 6 класс по учебнику Герасимовой Т.П. (на 6 недель)
С1 – С2 – У3 – С4 – С5 – С6 – С7 – С8 – С9 – С10 – С11 С1, С2… работа с учебником.
У1 – У2 – С3 – У4 – У5 – У6 – У7 – У8 – У9 – У10 – У11 – О – К1 После объяснения учителя прочитать, выучить определения.
П1 – П2 – П3 – П4 – П5 – П6 –П7- П8- П9 - П10 – П11 У1, У2… упражнения.
Кр1__________Кр2______Кр3 П1, П2… обсуждение материала в паре.
О – обобщающий урок.
К1 – оценка за выполнение плана.
Кр1 – контрольная работа на определение ГП морей, рек, озёр. Кр2 –значение географических понятий. Кр3 – значение географической номенклатуры.
С1 - §23 прочитать П1 – взаимоконтроль У1 – выполнить задание 3,4 с.84 §23
С2 - §24 прочитать, воспроизвести при помощи ЛОС П2 – взаимоконтроль (см. карточку) У2 – работа по карточке
С3 - §25 прочитать, воспроизвести при помощи ЛОС П3 – взаимоконтроль основных понятий У3 – зад.4 с. 89 таблица 5
при помощи ЛОС
С4 - §26 прочитать, работа с ЛОС П4 – проверить друг у друга схему У4- работа по карточке
С5 - §27, работа с ЛОС П5 – проверить друг у друга задание У5 – заполнить схему
С6 - §28 прочитать, работа с ЛОС П6 – взаимоконтроль заданий и вопросов У6 – записать в тетрадь значение Мирового
океана и его богатств для человека.
С7 - §29 прочитать, воспроизвести при помощи ЛОС П7 – проверить выполнение зад. и вопр. У7 – ответить на вопросы и выполнить
зад. с. 99-100
С8 - §30 прочитать, работа с ЛОС П8 – обсуждение материала в группе У8 – работа по карточке
С9 - §31 прочитать, работа с ЛОС П9 – взаимоконтроль зад.6 §31 У9 – задание 6 с.110
С10 - §32 прочитать, воспроизвести при помощи ЛОС П10 – проверить знания о значении У10 – вопросы и задания 1-4 с.112
ледников
С11 - §33 прочитать, знать понятия: канал, пруд, П11 – проверить знания об охране
Водохранилище.
СЕТЕВОЙ ПЛАН по теме «Литосфера» учебник Т.П.Герасимовой «Начальный курс географии» 6 класс (на 4 недели)
С1 – У2 – С3 – С4 – С5 – С6 – С7 С1, С2… работа с учебником. Прочитать, задать вопросы учителю, если
У1 – С2 – П3 – У4 – П5 – П6 – У7 О – К1 что-то непонятно.
П1 – П2 – У3 – П 4 – У5 – У6 –П7 У1, У2… упражнения, работа по карточкам, работа с картами атласа и к/к.
Кр1__Кр2____Кр3 П1, П2… обсуждение материала в парах.
О – обобщающий урок.
К1 – оценка за выполнение плана.
Кр1 – знание географических понятий. Кр2 –знание географической номенклатуры. Кр3 – составление хар-к ГП гор, равнин и др. географических объектов.
С1 - §16 прочитать, выделить самое существенное. У1 – зад. 4 стр. 53 П1 – взаимоконтроль по зад. 2 стр. 53.
С2 - §17 прочитать. У2 – зад. 1,2 стр. 56 П2 – изложить друг другу с помощью ЛОС.
С3 - §18 прочитать, выделить существенное, устано- У3 – зад. 4 стр. 61 П3 – с помощью ЛОС рассказать друг другу.
вить связь со схемами рис. и ЛОС. У4 – зад. 4 стр. 66 П4 – взаимоконтроль зад. 4.
С4 - §19 прочитать, установить связь с ЛОС. У5 – зад. 2,3 стр. 70 П5 – рассказать друг другу с помощью ЛОС. С5 - §20 прочитать, установить связь с ЛОС. У6 – вопросы и зад. стр. 76 П6 – с помощью ЛОС воспроизвести прочитанное.
С6 - §21 прочитать, установить связь с рис., У7 – зад. 4 стр. 80 П7 – взаимоконтроль по вопросам.
схемой, ЛОС.
С7 - §22 прочитать, выделить существенное .
СЕТЕВОЙ ПЛАН по теме «Южные материки. Африка» - 7 кл. по учебнику Коринской В.А. География материков и океанов (на 6 недель)
С1 – С2 – У3 – С4 – С5 – С6 – С7 – С8 С1, С2… работа с учебником. После объяснения учителя прочитать, выделить самое
У1 – В2 – П3 – В4 – У5 – В6 – У7 – У8 М – О – К1 существенное, установить связь с картами, задать вопросы учителю, если непонятно.
В1 – У2 – В3 – У4 – П5 – У6 –П7 – П8 У1, У2… упражнения.
П1 – П2 – С3 – П4 – В5 – П6 –Д1 – Д2 В1, В2…работа с картами атласа, контурными картами. . Кр1_____Кр2____ Кр3 П1,П2… обсуждение материала в паре.
К1 – оценка за выполнение плана. Д1,Д2…самостоятельное чтение дополнительных материалов в хрестоматиях,
Кр1 – знание географических понятий. журналах с краткой записью для пересказа.
Кр2 – знание географической номенклатуры. М – урок открытых мыслей.
Кр3 – составление по плану характеристик природных О – обобщающий урок.
зон, рек, стран.
С1 – стр. 89 – 91 прочитать. У1 – вып. зад. 1,2,3 стр. 95 В1 – зад. стр. 91 сделать П1 – взаимоконтроль. Д1 – заповед-
С2 – стр. 92 – 95 прочитать. сделать записи в тетрадь. записать в тетрадь. П2 – взаимоконтроль ники Африки.
С3 – стр. 97 – 99 прочитать запол. табл. У2 – зад. 4,7 стр. 95. В2 – познаком. с легендой заданий. Сообщение.
С4 – стр. 99 -102 прочитать, найти на физ. У3 – работа с карточками. почвенной карты в атласе, П3 – обсуж. матер. Д2-реферат
карте атласа все формы рельефа. У4 – вып. зад. 1,2 стр. 102. вып. зад. стр. 93, сделай в группе, исправ. о любом
С5 – стр. 102 – 105 прочитать. У5 – сост. карт. хар –ку климата запись в тетрадь. ошибок. государстве
С6 – стр. 105 – 108 прочитать, устан. Африки по плану на стр.278. В3 – работа с к/к . Нанести П4 – взаимоконтроль Северной
связь с картой. свериться с учителем. кр. точки материка, заданий. Африки.
С7 – стр. 108 – 115 прочитать. У6 – по плану стр. 278 и физ. моря, заливы, проливы, П5 - взаимоконтроль
С8 – стр. 116 – 122 прочитать. карте Африки, дать описание океаны, омывающие хар-ки климатич.
реки ( по выбору ) материк. Сверить с поясов.
У7 – используя карты атласа, атласом. П6 – проверить друг
статью учебника состав. В4 – нанести на к/к формы у друга задания.
систематизирующую табл. рельефа Африки. П7 – использ. табл. уметь
по хар – ки природных зон, Сверить с атласом. давать друг другу
свериться с учителем. В5 – работа с номенкл. хар-ку природных
У8 – используя план стр. 279 и списком. зон.
статью учебника описать В6 – нанести на к/к реки П8 – проверить хар-ку
Алжир и озера Африки. Алжира.
Сверить с атласом.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Адаптивная система обучения+презентация
Адаптивная система обучения (АСО) - разработана А.С.Границкой. Данная система позволяет организовать учебно-воспитательный процесс в школе в соответствии с индивидуальными особенностями учащихся...
Курсовой проект по теме"Адаптивная система обучения на уроках математики средствами ИКТ".
Презентация курсового проекта по теме "Адаптивная система обучения на уроках математики средствами ИКТ"....
Слитное и раздельное написание НЕ с существительными (Авторская разработка. Адаптивная система обучения).
Тема: Слитное и раздельное написание НЕ с существительными(Авторская разработка. Адаптивная система обучения). Автор: Каштанова Наталья Александровна, учитель русск...
Урок в 6 классе «Изменение величины в процентах»адаптивная система обучения по Каменскому
ПЛАН УРОКА 1. Организационный момент 2.Цель урока 3.Взаимопроверка домашнего задания 4.Закрепление изученного 5.Разноуровневое домашнее задание 6....
АДАПТИВНАЯ СИСТЕМА ОБУЧЕНИЯ
ИСПОЛЬЗОВАНИЕ АДАПТИВНОЙ СИСТЕМЫ ОБУЧЕНИЯ НА УРОКАХ НЕМЕЦКОГО ЯЗЫКА...
Конспект урока с использованием адаптивной системы обучения на тему: «Типы химической связи».
Конспект урока с использованием адаптивной системы обучения на тему: «Типы химической связи»....
Организация учебной деятельности с учетом психологических особенностей школьников в условиях адаптивной системы обучения
Организация учебной деятельности с учетом психологических особенностей школьников в условиях адаптивной системы обучения...