Организация учебной деятельности с учетом психологических особенностей школьников в условиях адаптивной системы обучения
методическая разработка по химии (10 класс) по теме
Организация учебной деятельности с учетом психологических особенностей школьников в условиях адаптивной системы обучения
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
![]() | 459.5 КБ |
Предварительный просмотр:
Организация учебной деятельности с учетом психологических особенностей школьников в условиях адаптивной системы обучения
Учитель химии ГБОУ СОШ №904 Павлова Светлана Николаевна.
Одна из важных задач, стоящих перед учителем-предметником – организовать учебную деятельность таким образом, чтобы учащиеся овладевали основами фундаментальных знаний легко и с интересом. И здесь нам на помощь приходит наука Психология.
Организовать учебный процесс , который будет максимально согласован с индивидуальными особенностями учащихся позволяет технология АСО. Эта технология прекрасно работает как в рамках одного урока, но также может обеспечить перевод всего учебного процесса в данную систему. Применяя на своих уроках технологию адаптивной системы обучения (АСО) (автор Границкая),которая является личностно-ориентированной, мы можем достичь в своей деятельности гораздо более высоких результатов, по сравнению с традиционными методами обучения. Цели и задачи данной технологии – это
- индивидуализация и дифференциация обучения;
- увеличение доли самостоятельной работы учащихся на уроке;
-формирование у учащихся коммуникативных качеств.
Адаптивная система обучения возникла на основе психологических теорий формирования творческого мышления: теории поэтапного формирования умственных действий П.Я. Гальперина и теории деятельностного подхода А.А.Леонтьева. Также здесь,непременно,стоит упомянуть новатора отечественной педагогической психологии Б.Н.Эльконина с его учением о «ведущей деятельности», которая соответствует определенному возрасту.
Технология АСО обеспечивает оптимальную адаптацию большинства предметов к индивидуальным особенностям учащихся. Учебная деятельность в условиях АСО построена таким образом, что время на совместное обучение учащихся ограничено блочной подачей нового материала в виде схем и опорных конспектов, после чего учащиеся переходят к самостоятельной работе. При самостоятельной работе используется идея сотрудничества, групповые и парные формы организации познавательной деятельности. Контроль осуществляется в виде самоконтроля и взаимоконтроля. На фоне самостоятельно работающего класса учитель индивидуально занимается с отдельными учащимися, наблюдает и контролирует работу пар и групп.
При обучении в 10 классах с учетом возрастных особенностей подростков, где ведущей деятельностью является общение со сверстниками, используются коллективные формы работы . Однако не все ребята открыты для общения , у некоторых существуют коммуникативные барьеры . Для решения этой задачи используются различные формы организации совместной деятельности : статическая пара, вариационная и динамическая группы. Обучение работать в сотрудничестве должно проходить поэтапно. Статические пары (два человека) формируются по желанию учащихся, так как фактор доброжелательности и контактности играет в паре решающую роль. Статическая пара (по моим наблюдениям) стала одним из наиболее эффективных механизмов, обеспечивающих регулярное общение учащихся друг с другом, повышения речевой и мыслительной активности каждого обучаемого. Практика показала, что в такой паре успешно работают как два “сильных”, так и два “слабых” ученика.
По опыту коллег , работающих по технологии АСО, при формировании групп стоит учитывать тип темперамента каждого учащегося. Группы состоят из четырех человек, при работе в группе должна происходить смена партнеров. Важно правильно управлять пересаживанием учащихся при смене партнеров, с учетом типа темперамента каждого. В условиях стихийного выбора партнеров отмечаются расхождения в скоростях проработки текстов или выполнения заданий. Ученики, которые быстро включались в работу (холерик, сангвиник) активны. Выполнив задание, они вынуждены были ждать, пока работа в другой паре, где работают два малоактивных медлительных ученика (меланхолик, флегматик), закончится.
При формировании групп с учетом темперамента используется дифференцированный подход. Предлагаются разноуровневые групповые задания, которые различаются как по объему, так и по уровню сложности. Коллективная работа в условиях сменности партнеров создает условия для адаптации учащихся друг к другу. Контроль в группах осуществлялся с помощью консультанта. Постоянным проверяющим, руководителем группы я ,как правило, назначаю “сильного” ученика. В некоторых случаях использую смену консультантов или совместный контроль, при котором учащиеся с разным социальным статусом оказываются в равных условиях, каждый может контролировать каждого, независимо от уровня подготовленности. Смена партнеров, обмен материалом оживляли деятельность учащихся, снимали боязнь допустить ошибку, давали возможность неуверенным в себе ребятам самоутвердиться.
Индивидуальная работа с учащимися велась с учетом личностных особенностей учащихся на фоне самостоятельно работающего класса. В условиях АСО такой вид работы осуществлялся с помощью дифференцированных по объему и уровню сложности заданий, которые не навязывались ученику, а предлагались для выбора. Организованная таким образом индивидуальная работа велась в спокойной обстановке, замечания учителя не травмировали ученика, так как их не слышали товарищи, занятые в это время самостоятельной работой.
Во время индивидуальной работы учитывалась скорость выполнения операций учащихся. С использованием дифференцированных заданий, где объем, и трудность увеличивается от уровня к уровню, каждый учащийся работал со своей скоростью. Более того, опыт показывает, что при дифференцированном подходе у ребят с низким и средним темпом возникала устойчивая мотивация к более быстрому и качественному выполнению заданий.
При обучении в условиях АСО с учетом личностных особенностей учащихся отмечается повышение уровня сформированности отдельных общеучебных навыков.
В заключении, хотелось бы добавить, что создание оптимальных условий для развития личности ребенка на уроке, для его полного раскрытия, возможно только при организации деятельностного подхода и учете психологических особенностей каждого школьника.
Разработка урока химии в 10 классе по технологии АСО Тема: «Карбоновые кислоты»
Цели:
- Воспитание самостоятельности и активности при выполнении разноуровневой самостоятельной работы.
- Развитие мыслительных операций: рефлексии, анализа, синтеза.
- Организация учащихся на получение
умений:
- изображать общую формулу
- находить общее в строении молекул и хим.
свойствах альдегидов и карбоновых кислот
- проводить аналогию с химическими свойствами неорганических кислот
- составлять структурные формулы
межклассовых изомеров
- решать задачи на вывод хим. формул кислот
знаний (обучающая цель):
- определение карбоновых кислот
- строение карбоксильной группы
- классификация карбоновых кислот
- номенклатура и изомерия
- физические свойства предельных одноосновных карбоновых кислот
- способы получения карбоновых кислот
- дать понятие об особенных химических свойствах карбоновых кислот (реакции по радикалу и образование функциональных производных)
- важнейшие представители карбоновых кислот
- их значение в природе и жизни человека
навыков:
- работы по алгоритму
- работы в группах
- самооценки
Тип урока: изучение нового материала. Метод: частично-поисковый.
Оборудование и реактивы: масштабная модель молекулы олеиновой кислоты; раствор уксусной кислоты; цинк; СиО; свежеосажденный Си(ОН)2; Na2C03 (или мел); долька лимона; яблоко; презентация «Карбоновые кислоты», дидактический материал (информационный лист, лист заданий, лист для самопроверки).
Модель урока:
ИВУ | 13' | |
Проверка д / з | УСР | 7' |
ИР | РСР | 15' |
Самооценка | 5' |
Условные обозначения:
ИВУ – информационный ввод учителя (совместно с учащимися);
УСР - устная самостоятельная работа в парах переменного состава;
РСР - разноуровневая самостоятельная работа (письменная);
ИР - индивидуальная работа учителя с учащимися.
Ход урока:
Этап урока | Деятельность учителя | Деятельность учащихся |
1 Организационный момент (1 мин.) | Организует учащихся на проведение урока в АСО | Готовят для работы «Информационный лист» и «Лист заданий для учащихся» |
II Объявление темы и целей урока {1 мин.) | Объявляет тему урока и ставит цели. | Знакомятся с темой и целями, готовятся к работе с «Информационным листом» и «Листом заданий» |
Ill Информационный ввод учителя | 1. Проводит эксперимент. На 2. Задает учащимся по ходу - Вспомните, где вы применяете - Как можно определить, что в - Что наблюдаете в ходе 3. Работает с компьютерной | |
IV Устная работа в парах постоянного состава | 1. Организует работу в парах 2. Отвечает на возникшие | 1. Отвечают друг другу на вопросы по новой 2. Ищут ответ на вопрос, вызвавший |
V Индивидуальная работа по заданию с адаптацией | 1. Организует индивидуальную 2. Работает индивидуально с 3. Отмечает уровень знаний в | 1. Выполняют письменную разноуровневую 2. Работают индивидуально (устно) по заданиям |
VI Самопроверка и самооценка | Организует самопроверку и самооценку учащихся. | 1. Работают по алгоритму самопроверки. 2. Оценивают свою работу. 3. Отмечают в «Листе заданий» новый уровень |
VII Подведение итогов урока | 1. Организует подведение итогов 2. Объясняет алгоритм 3. Подводит итоги достижения | 1. Сообщают учителю результаты самооценки 2. Отмечают в листе заданий не достигнутые на 3. Знакомятся с алгоритмом выполнения 4. Подводят итоги достижения целей урока. |
Информационный лист «Карбоновые кислоты (теория)»
- карбоновые кислоты -
- «карбоксильная группа»-•классификация карбоновых кислот
Схема классификации карбоновых кислот
• номенклатура и изомерия карбоновых кислот
•вывод общей формулы одноосновных кислот предельного ряда
•физические свойства кислот
•химические свойства кислот
Химические свойства предельных одноосновных карбоновых кислот
Лист заданий для учащихся. Тема: «Карбоновые кислоты» Химия 10 класс
Цели. Знать:
Уметь:
- определение карбоновых кислот
- строение карбоксильной группы
- классификацию карбоновых кислот
- номенклатуру и изомерию
- физические свойства предельных одноосновных карбоновых кислот
- способы получения карбоновых кислот
- понятие об особенных
химических свойствах карбоновых кислот (реакции по радикалу и образование функциональных производных)
- важнейших представителей карбоновых кислот
- их значение в природе и жизни человека
- изображать общую формулу
- находить общее в строении молекул и хим.
свойствах альдегидов и карбоновых кислот
- проводить аналогию с химическими свойствами неорганических кислот
- составлять структурные формулы
межклассовых изомеров
- решать задачи на вывод хим. формул кислот
1. Устная работа в парах | Ответьте друг другу на вопросы: | |
1. По очереди ответьте друг другу на | 1. | Какие органические соединения называются карбоновыми |
вопросы | кислотами? | |
2. После устных ответов товарищу | 2. | Как обозначается карбоксильная группа? |
обратитесь еще раз к целям и | 3. | Как классифицируются карбоновые кислоты? |
отметьте ваши новые результаты. | 4. | Какие существуют виды изомерии карбоновых кислот? |
5. | Каковы физические свойства предельных одноосновных карбоновых кислот? | |
6. | Каковы особенности химических свойств карбоновых кислот? | |
7. | Каких важнейших представителей карбоновых кислот вы , запомнили? | |
II. Разноуровневая | 1 уровень. | |
самостоятельная работа | 1. | Назовите по международной номенклатуре карбоновые |
1. Выполните письменно на листах | кислоты, формулы которых: | |
предложенные задания. | ||
2. Выполните обязательные задания | ||
1 и 2 в 1 уровне (оценка 3). | ||
3. Далее переходите к выполнению II | ||
уровня (оценка 5) или продолжите | ||
выполнение 1 уровня (оценка 4). | ||
2. | Расположите в порядке усиления кислотных свойств перечисленные соединения: фенол; муравьиная кислота; хлороводородная кислота; пропанол-1; вода. | |
3. | В пищевой промышленности в качестве консерванта при производстве газированных напитков используется бензоат натрия Е211. Напишите уравнения реакций синтеза этого вещества из бензола в соответствии со следующей схемой: |
II уровень.
|
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Учебная деятельность и индивидуально-психологические особенности детей
Учитель сталкивается с тем, что у каждого ребенка в классе свой стиль работы, характер, свои любимые методы работы. И причина трудностей, возникающих у детей на уроках, в том, что учитель не уме...
![](/sites/default/files/pictures/2014/01/28/picture-387969-1390916387.jpg)
Методика проведения уроков по органической химии в 10 классе блоками и организация учебной деятельности учащихся в условиях адаптивной системы обучения.
В связи с нехваткой учебного времени для изучения материала органической химии в полном объеме и закрепления учащимися полученных знаний, я делюсь опытом преподавания органической химии блоками ...
![](/sites/default/files/pictures/2013/01/30/picture-191997-1359539935.jpg)
Учет психологических особенностей младших школьников при обучении иностранным языкам
Учет психологических особенностей младших школьников при обучении иностранным языкам...
![](/sites/default/files/pictures/2015/03/20/picture-610934-1426864978.jpg)
УЧЕТ ПСИХОЛОГИЧЕСКИХ ОСОБЕННОСТЕЙ МЛАДШИХ ШКОЛЬНИКОВ ПРИ ОБУЧЕНИИ ИНОСТРАННЫМ ЯЗЫКАМ.
УЧЕТПСИХОЛОГИЧЕСКИХОСОБЕННОСТЕЙМЛАДШИХ ШКОЛЬНИКОВПРИ ОБУЧЕНИИИНОСТРАННЫМ ЯЗЫКАМ....
Рекомендации по учету психологических особенностей школьников разного возраста в работе с детьми группы риска
Для того чтобы понимать мотивы поведения и действий детей, а также причины, побуждающие ребенка совершать проблемные поступки, педагогам, родителям необходимо знать его возрастные психологические особ...
![](/sites/default/files/pictures/2014/01/28/picture-387969-1390916387.jpg)
Организация учебной деятельности учащихся в условиях адаптивной системы обучения.
Методика распределения и подача учебного материала по органической химии....
![](/sites/default/files/pictures/2018/01/22/picture-540991-1516633431.jpg)
2021 г. Выступление на ГМО «Особенности организации учебной деятельности и опыте преподавания в условиях дистанционного обучения»
В 2021 году я поделилась с коллегами своим опытом и наработками по данной теме...