Организация учебной деятельности с учетом психологических особенностей школьников в условиях адаптивной системы обучения
методическая разработка по химии (10 класс) по теме
Организация учебной деятельности с учетом психологических особенностей школьников в условиях адаптивной системы обучения
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
![]() | 459.5 КБ |
Предварительный просмотр:
Организация учебной деятельности с учетом психологических особенностей школьников в условиях адаптивной системы обучения
Учитель химии ГБОУ СОШ №904 Павлова Светлана Николаевна.
Одна из важных задач, стоящих перед учителем-предметником – организовать учебную деятельность таким образом, чтобы учащиеся овладевали основами фундаментальных знаний легко и с интересом. И здесь нам на помощь приходит наука Психология.
Организовать учебный процесс , который будет максимально согласован с индивидуальными особенностями учащихся позволяет технология АСО. Эта технология прекрасно работает как в рамках одного урока, но также может обеспечить перевод всего учебного процесса в данную систему. Применяя на своих уроках технологию адаптивной системы обучения (АСО) (автор Границкая),которая является личностно-ориентированной, мы можем достичь в своей деятельности гораздо более высоких результатов, по сравнению с традиционными методами обучения. Цели и задачи данной технологии – это
- индивидуализация и дифференциация обучения;
- увеличение доли самостоятельной работы учащихся на уроке;
-формирование у учащихся коммуникативных качеств.
Адаптивная система обучения возникла на основе психологических теорий формирования творческого мышления: теории поэтапного формирования умственных действий П.Я. Гальперина и теории деятельностного подхода А.А.Леонтьева. Также здесь,непременно,стоит упомянуть новатора отечественной педагогической психологии Б.Н.Эльконина с его учением о «ведущей деятельности», которая соответствует определенному возрасту.
Технология АСО обеспечивает оптимальную адаптацию большинства предметов к индивидуальным особенностям учащихся. Учебная деятельность в условиях АСО построена таким образом, что время на совместное обучение учащихся ограничено блочной подачей нового материала в виде схем и опорных конспектов, после чего учащиеся переходят к самостоятельной работе. При самостоятельной работе используется идея сотрудничества, групповые и парные формы организации познавательной деятельности. Контроль осуществляется в виде самоконтроля и взаимоконтроля. На фоне самостоятельно работающего класса учитель индивидуально занимается с отдельными учащимися, наблюдает и контролирует работу пар и групп.
При обучении в 10 классах с учетом возрастных особенностей подростков, где ведущей деятельностью является общение со сверстниками, используются коллективные формы работы . Однако не все ребята открыты для общения , у некоторых существуют коммуникативные барьеры . Для решения этой задачи используются различные формы организации совместной деятельности : статическая пара, вариационная и динамическая группы. Обучение работать в сотрудничестве должно проходить поэтапно. Статические пары (два человека) формируются по желанию учащихся, так как фактор доброжелательности и контактности играет в паре решающую роль. Статическая пара (по моим наблюдениям) стала одним из наиболее эффективных механизмов, обеспечивающих регулярное общение учащихся друг с другом, повышения речевой и мыслительной активности каждого обучаемого. Практика показала, что в такой паре успешно работают как два “сильных”, так и два “слабых” ученика.
По опыту коллег , работающих по технологии АСО, при формировании групп стоит учитывать тип темперамента каждого учащегося. Группы состоят из четырех человек, при работе в группе должна происходить смена партнеров. Важно правильно управлять пересаживанием учащихся при смене партнеров, с учетом типа темперамента каждого. В условиях стихийного выбора партнеров отмечаются расхождения в скоростях проработки текстов или выполнения заданий. Ученики, которые быстро включались в работу (холерик, сангвиник) активны. Выполнив задание, они вынуждены были ждать, пока работа в другой паре, где работают два малоактивных медлительных ученика (меланхолик, флегматик), закончится.
При формировании групп с учетом темперамента используется дифференцированный подход. Предлагаются разноуровневые групповые задания, которые различаются как по объему, так и по уровню сложности. Коллективная работа в условиях сменности партнеров создает условия для адаптации учащихся друг к другу. Контроль в группах осуществлялся с помощью консультанта. Постоянным проверяющим, руководителем группы я ,как правило, назначаю “сильного” ученика. В некоторых случаях использую смену консультантов или совместный контроль, при котором учащиеся с разным социальным статусом оказываются в равных условиях, каждый может контролировать каждого, независимо от уровня подготовленности. Смена партнеров, обмен материалом оживляли деятельность учащихся, снимали боязнь допустить ошибку, давали возможность неуверенным в себе ребятам самоутвердиться.
Индивидуальная работа с учащимися велась с учетом личностных особенностей учащихся на фоне самостоятельно работающего класса. В условиях АСО такой вид работы осуществлялся с помощью дифференцированных по объему и уровню сложности заданий, которые не навязывались ученику, а предлагались для выбора. Организованная таким образом индивидуальная работа велась в спокойной обстановке, замечания учителя не травмировали ученика, так как их не слышали товарищи, занятые в это время самостоятельной работой.
Во время индивидуальной работы учитывалась скорость выполнения операций учащихся. С использованием дифференцированных заданий, где объем, и трудность увеличивается от уровня к уровню, каждый учащийся работал со своей скоростью. Более того, опыт показывает, что при дифференцированном подходе у ребят с низким и средним темпом возникала устойчивая мотивация к более быстрому и качественному выполнению заданий.
При обучении в условиях АСО с учетом личностных особенностей учащихся отмечается повышение уровня сформированности отдельных общеучебных навыков.
В заключении, хотелось бы добавить, что создание оптимальных условий для развития личности ребенка на уроке, для его полного раскрытия, возможно только при организации деятельностного подхода и учете психологических особенностей каждого школьника.
Разработка урока химии в 10 классе по технологии АСО Тема: «Карбоновые кислоты»
Цели:
- Воспитание самостоятельности и активности при выполнении разноуровневой самостоятельной работы.
- Развитие мыслительных операций: рефлексии, анализа, синтеза.
- Организация учащихся на получение
умений:
- изображать общую формулу
- находить общее в строении молекул и хим.
свойствах альдегидов и карбоновых кислот
- проводить аналогию с химическими свойствами неорганических кислот
- составлять структурные формулы
межклассовых изомеров
- решать задачи на вывод хим. формул кислот
знаний (обучающая цель):
- определение карбоновых кислот
- строение карбоксильной группы
- классификация карбоновых кислот
- номенклатура и изомерия
- физические свойства предельных одноосновных карбоновых кислот
- способы получения карбоновых кислот
- дать понятие об особенных химических свойствах карбоновых кислот (реакции по радикалу и образование функциональных производных)
- важнейшие представители карбоновых кислот
- их значение в природе и жизни человека
навыков:
- работы по алгоритму
- работы в группах
- самооценки
Тип урока: изучение нового материала. Метод: частично-поисковый.
Оборудование и реактивы: масштабная модель молекулы олеиновой кислоты; раствор уксусной кислоты; цинк; СиО; свежеосажденный Си(ОН)2; Na2C03 (или мел); долька лимона; яблоко; презентация «Карбоновые кислоты», дидактический материал (информационный лист, лист заданий, лист для самопроверки).
Модель урока:
ИВУ | 13' | |
Проверка д / з | УСР | 7' |
ИР | РСР | 15' |
Самооценка | 5' |
Условные обозначения:
ИВУ – информационный ввод учителя (совместно с учащимися);
УСР - устная самостоятельная работа в парах переменного состава;
РСР - разноуровневая самостоятельная работа (письменная);
ИР - индивидуальная работа учителя с учащимися.
Ход урока:
Этап урока | Деятельность учителя | Деятельность учащихся |
1 Организационный момент (1 мин.) | Организует учащихся на проведение урока в АСО | Готовят для работы «Информационный лист» и «Лист заданий для учащихся» |
II Объявление темы и целей урока {1 мин.) | Объявляет тему урока и ставит цели. | Знакомятся с темой и целями, готовятся к работе с «Информационным листом» и «Листом заданий» |
Ill Информационный ввод учителя | 1. Проводит эксперимент. На 2. Задает учащимся по ходу - Вспомните, где вы применяете - Как можно определить, что в - Что наблюдаете в ходе 3. Работает с компьютерной | |
IV Устная работа в парах постоянного состава | 1. Организует работу в парах 2. Отвечает на возникшие | 1. Отвечают друг другу на вопросы по новой 2. Ищут ответ на вопрос, вызвавший |
V Индивидуальная работа по заданию с адаптацией | 1. Организует индивидуальную 2. Работает индивидуально с 3. Отмечает уровень знаний в | 1. Выполняют письменную разноуровневую 2. Работают индивидуально (устно) по заданиям |
VI Самопроверка и самооценка | Организует самопроверку и самооценку учащихся. | 1. Работают по алгоритму самопроверки. 2. Оценивают свою работу. 3. Отмечают в «Листе заданий» новый уровень |
VII Подведение итогов урока | 1. Организует подведение итогов 2. Объясняет алгоритм 3. Подводит итоги достижения | 1. Сообщают учителю результаты самооценки 2. Отмечают в листе заданий не достигнутые на 3. Знакомятся с алгоритмом выполнения 4. Подводят итоги достижения целей урока. |
Информационный лист «Карбоновые кислоты (теория)»
- карбоновые кислоты -
- «карбоксильная группа»-•классификация карбоновых кислот
Схема классификации карбоновых кислот
• номенклатура и изомерия карбоновых кислот
•вывод общей формулы одноосновных кислот предельного ряда
•физические свойства кислот
•химические свойства кислот
Химические свойства предельных одноосновных карбоновых кислот
Лист заданий для учащихся. Тема: «Карбоновые кислоты» Химия 10 класс
Цели. Знать:
Уметь:
- определение карбоновых кислот
- строение карбоксильной группы
- классификацию карбоновых кислот
- номенклатуру и изомерию
- физические свойства предельных одноосновных карбоновых кислот
- способы получения карбоновых кислот
- понятие об особенных
химических свойствах карбоновых кислот (реакции по радикалу и образование функциональных производных)
- важнейших представителей карбоновых кислот
- их значение в природе и жизни человека
- изображать общую формулу
- находить общее в строении молекул и хим.
свойствах альдегидов и карбоновых кислот
- проводить аналогию с химическими свойствами неорганических кислот
- составлять структурные формулы
межклассовых изомеров
- решать задачи на вывод хим. формул кислот
1. Устная работа в парах | Ответьте друг другу на вопросы: | |
1. По очереди ответьте друг другу на | 1. | Какие органические соединения называются карбоновыми |
вопросы | кислотами? | |
2. После устных ответов товарищу | 2. | Как обозначается карбоксильная группа? |
обратитесь еще раз к целям и | 3. | Как классифицируются карбоновые кислоты? |
отметьте ваши новые результаты. | 4. | Какие существуют виды изомерии карбоновых кислот? |
5. | Каковы физические свойства предельных одноосновных карбоновых кислот? | |
6. | Каковы особенности химических свойств карбоновых кислот? | |
7. | Каких важнейших представителей карбоновых кислот вы , запомнили? | |
II. Разноуровневая | 1 уровень. | |
самостоятельная работа | 1. | Назовите по международной номенклатуре карбоновые |
1. Выполните письменно на листах | кислоты, формулы которых: | |
предложенные задания. | ||
2. Выполните обязательные задания | ||
1 и 2 в 1 уровне (оценка 3). | ||
3. Далее переходите к выполнению II | ||
уровня (оценка 5) или продолжите | ||
выполнение 1 уровня (оценка 4). | ||
2. | Расположите в порядке усиления кислотных свойств перечисленные соединения: фенол; муравьиная кислота; хлороводородная кислота; пропанол-1; вода. | |
3. | В пищевой промышленности в качестве консерванта при производстве газированных напитков используется бензоат натрия Е211. Напишите уравнения реакций синтеза этого вещества из бензола в соответствии со следующей схемой: |
II уровень.
|
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Учебная деятельность и индивидуально-психологические особенности детей
Учитель сталкивается с тем, что у каждого ребенка в классе свой стиль работы, характер, свои любимые методы работы. И причина трудностей, возникающих у детей на уроках, в том, что учитель не уме...

Методика проведения уроков по органической химии в 10 классе блоками и организация учебной деятельности учащихся в условиях адаптивной системы обучения.
В связи с нехваткой учебного времени для изучения материала органической химии в полном объеме и закрепления учащимися полученных знаний, я делюсь опытом преподавания органической химии блоками ...

Учет психологических особенностей младших школьников при обучении иностранным языкам
Учет психологических особенностей младших школьников при обучении иностранным языкам...

УЧЕТ ПСИХОЛОГИЧЕСКИХ ОСОБЕННОСТЕЙ МЛАДШИХ ШКОЛЬНИКОВ ПРИ ОБУЧЕНИИ ИНОСТРАННЫМ ЯЗЫКАМ.
УЧЕТПСИХОЛОГИЧЕСКИХОСОБЕННОСТЕЙМЛАДШИХ ШКОЛЬНИКОВПРИ ОБУЧЕНИИИНОСТРАННЫМ ЯЗЫКАМ....
Рекомендации по учету психологических особенностей школьников разного возраста в работе с детьми группы риска
Для того чтобы понимать мотивы поведения и действий детей, а также причины, побуждающие ребенка совершать проблемные поступки, педагогам, родителям необходимо знать его возрастные психологические особ...

Организация учебной деятельности учащихся в условиях адаптивной системы обучения.
Методика распределения и подача учебного материала по органической химии....

2021 г. Выступление на ГМО «Особенности организации учебной деятельности и опыте преподавания в условиях дистанционного обучения»
В 2021 году я поделилась с коллегами своим опытом и наработками по данной теме...