Урок географии в рамках модульного обучения
методическая разработка по географии (9 класс) по теме

 

Модульное обучение - альтернатива традиционному обучению.

Его основная идея состоит в том, что учащийся учится сам, а учитель – управляет его учением.

Учитель мотивирует, организовывет, координирует, консультирует, контролирует деятельность ученика.

 

 

Организация работы с обучающимися на уроке

географии в рамках модульного обучения.

 

            Основана на целях обучения: формировании у обучающихся самостоятельности, способности к самообучению, самовоспитанию, самореализации.

            В рамках такого обучения как учитель так и ученик выступают в позициях управления своей собственной деятельностью. Деятельностью других.

 

Прежде всего технология формирует:

·      мотивацию каждого;

·      целенаправленность на каждом этапе деятельности;

·      активацию темпов усвоения материала;

·      рефлексивные навыки учебного труда;

·      навык использования новейших информационных средств;

 

   С точки зрения Ю.К. Бабанского она работает на «достижение каждым учеником максимально возможного для него в данный период уровня успеваемости, воспитанности и развитости при отсутствии факторов систематического превышения учениками и учителями норм времени».

   Технология гарантирует конкретные конечные результаты, формирует ориентировочную основу действий обучающегося с учетом интересов ближайшего развития. (по Л.С. Выгодскому)

   Отечественная и зарубежная педагогическая практика установила, что самоорганизация, умения выбирать способ деятельности и самоконтроль обеспечивает прочность знаний.

   По мнению А.И. Берга в процессе модульного обучения идет не только формирование знаний, умений и навыков, но и «воспитание потребностей в труде, в приобретении новых знаний,  потребностей творческой деятельности»

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл urok_geografii_v_ramkah_modulnogo_obucheniya.docx23.84 КБ

Предварительный просмотр:

Модульный урок № 1

Тема:         «Северный экономический район. Состав, ЭГП.

 Природные условия и ресурсы района.»

Номер уч. Элемента

Учебный материал с указанием заданий

Руководство по

усвоению материала

УЭ - 0

Интегрирующая цель: при изучении нового материала ты должен выявить предпосылки развития экономики Северного экономического района. Для этого ты должен:

а. Определить и запомнить состав района;

б. Сформировать его ландшафтный образ;

в. Рассмотреть особенности ЭГП;

г. Изучить природные и агроклиматические ресурсы.

2 минуты

УЭ - 1

Входной контроль (1 балл)

Вспомни какая схема  экономического районирования в России действует официально и применяется правительственными органами в настоящее время?

2 минуты

Изучение нового материала

УЭ - 2

Цель: запомнить состав района

Задание № 1. (5баллов)

Используя учебник стр. 186, карты атласа стр. 20, 38, нанести на контурную карту границы субъектов Северного экономического района. Отрабатывать навык работы с контурной картой.

Работа выполняется самостоятельно с последующей взаимопроверкой;

5 минут

УЭ - 3

Цель: сформировать образ района.

Задание № 2. (2балла)

Пользуясь картами атласа стр. 20, 38, составь схему «Образ района». Отрабатывать навык чтения карты, извлечения из нее нужной информации.

Работа в тетради, проверка по схеме на доске: «Оцени себя сам».

УЭ - 4

Цель: определить и оценить особенности ЭГП района.

Задание № 3. (3балла)

Пользуясь планом характеристики ЭГП района (стр. 196 учебника) и карт атласа 38, выявить и записать особенности ЭГП района в тетради. Отрабатывать навык работы с источником информации – книгой.

Проверка фронтальная

8 минут

УЭ - 5

Цель: выявить природно-ресурсный потенциал развития экономики района.

Отработка навыка чтения географических карт.

Задание № 4. (4 балла)

По картам атласа стр. 18, 38, выявите какими природными ресурсами и агро-климатическими условиями располагает район для развития отраслей экономики.

Проверка фронтальная

7 минут

УЭ -6

Цель: отработка умения обобщать знания и делать на основе этого вывода.

Задание № 5. (5 баллов)

Обобщить полученные знания и сделать вывод о предпосылках развития экономического района.

Проверка фронтальная

3 минуты

УЭ - 7

Резюме.

Цель: определить уровень усвоения материала по теме.

Задание № 6.

Сделайте вывод, достигли ли цели в УЭ – 0?

Проверка фронтальная

УЭ - 8

Выходной контроль.

Задание № 7. Сосчитайте количество полученных баллов.

Поставьте итоговую оценку в тетрадь

УЭ - 9

Рефлексия.

  1. Какое значение для тебя лично имеют знания и умения, полученные на уроке?
  2. Испытывал ли ты трудности на уроке и в чем?
  3. Как ты оцениваешь полученные на уроке знания?

а. глубокие

б. сознательные

в. предстоит осознать

г. неосознанные

4. С каким настроение ты изучал этот материал:

1.  С большим интересом

2. Равнодушно

  1. Без особого энтузиазма

Домашнее задание:   Подготовьте рассказ-характеристику по вопросам темы, используя

                  § 44 учебника и другие источники знаний.

Примечание. Если ты набрал (а)         больше 20 баллов                - 5

                                                        16 – 19                - 4

                                                        13 – 15                - 3

                                                        Меньше 13                - 2

Если не устраивает результат, то не огорчайся, дома отработай материал на желанную оценку.

Цикл управления учебно-воспитательным процессом включает:  педагогический анализ, постановку целей, планирование, подготовку и принятие управленческого решения, организацию учебного труда, контроль и коррекцию.

На каждый урок достаточно затратно создавать подобную разработку. Менее затратной во временном отношении является технологическая карта к уроку. Пример по теме «Центрально-Черноземный район».

Логику освоения учебного материала представляет следующая разработка урока по теме «Северный экономический район. Состав. ЭГП, природные условия и ресурсы».

Технологическая карта к уроку

Тема:         Центрально-Черноземный район (учебник – стр. 209-217, атлас – стр. 35, 10, 28, 18, 19)

Цель:         1. Сформировать образ района

                2. Определить его место в экономике страны

ПЛАН РАБОТЫ

  1. Закрепить знания политико-административной карты путем взаимопроверки по Центрально-Черноземному району (атлас; контурные карты; учебник стр. 186).
  2. Нанести на контурную карту границы областей Центрально-Черноземного района (учебник стр. 211; атлас стр. 35); взаимопроверка по составу района.
  3. Пользуясь планом учебника на стр. 196,209-917, дать оценку ЭГП района (атлас стр. 10, 35); самооценка по ответам на доске.
  4. Составить опорный логический конспект по природным ресурсам и хозяйству района (учебник стр. 214-216; атлас стр. 35, 18, 19); самооценка по ответам на доске.
  5. Сделать вывод по целям урока, пользуясь таблицей в учебнике на стр. 308-309; фронтальная проверка.

Заключение:      1. Какое значение лично для тебя имеют полученные на уроке.

        2. Сосчитать число полученных баллов, оценить свою

работу на уроке.

3. Определить по каким пунктам необходимо отработать дома знания и умения для того, чтобы подготовить рассказ – характеристику Центрально-Черноземного района. Доработать контурную карту.

        Думаю, что достоинства и доступность технологии модульного обучения вполне обеспечивают реализацию системно-деятельностного подхода обучения.

Использованная литература

  1. Баранский Ю.К. «Проблемы повышения эффективности педагогических исследований» (Дидактический аспект) М, 1982, стр. 124-137.

  1. Берг А.И. «Предисловие к книге Кибернетика и проблемы обучения, сборник переводов.» М. 1970, стр. 6-7.

  1. Немов Р.С. «Психология» (Общие основы психологии) М, «Просвещение», «Владос» 1994

  1. Третьяков П.И.: Сенновский И.Б. «Технология модульного обучения в школе.» М, «Новая школа» 2001.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Урок географии с использованием модульных технологий

Представленный урок "Климат Ставропольского края и его влияние на жизнь и хозяйственную деятельность человека" проводится с использованием модульных технологий,  ИКТ. Урок позволяет расширить...

Использование школьной ГИС на уроках географии, в рамках перехода образования на ФГОС

Урок построен в рамках перехода на ФГОС нового поколения...

Урок географии в рамках ФГОС "Человек и литосфера"

Конспект урока по ФГОС для учащихся 8 класса....

Организация проектной и исследоватеской деятельности на уроках географии в рамках реализации ФГОС ООО

Федеральные государственные образовательные стандарты основного общего образования (ФГОС ООО) в РФ ставят перед школой задачу обязательного освоения обучающимися опыта проектной деятельности в ходе из...

«Современный урок химии на основе модульного обучения»

В рамках современных требований к организации учебного занятия предъявляются определенные требования: в практику внедряются инновационные педагогические технологии обучения. Одной из таких технологий ...

Конспект урока Надкласс Рыбы (технология модульного обучения)

Урок ориентирован на активную деятельность обучающихся.  При планировании используется следующая последовательность при составлении модульной программы:Разбивка учебного содержания на отдельные л...

Конспект урока Органы пищеварения (технология модульного обучения)

В ходе модульного обучения осуществляется целенаправленное формированное формирование и развитие приемов учебной деятельности. Учебное содержание здесь – средство для достижения целей этого важн...