Урок географии в рамках модульного обучения
методическая разработка по географии (9 класс) по теме
Модульное обучение - альтернатива традиционному обучению.
Его основная идея состоит в том, что учащийся учится сам, а учитель – управляет его учением.
Учитель мотивирует, организовывет, координирует, консультирует, контролирует деятельность ученика.
Организация работы с обучающимися на уроке
географии в рамках модульного обучения.
Основана на целях обучения: формировании у обучающихся самостоятельности, способности к самообучению, самовоспитанию, самореализации.
В рамках такого обучения как учитель так и ученик выступают в позициях управления своей собственной деятельностью. Деятельностью других.
Прежде всего технология формирует:
· мотивацию каждого;
· целенаправленность на каждом этапе деятельности;
· активацию темпов усвоения материала;
· рефлексивные навыки учебного труда;
· навык использования новейших информационных средств;
С точки зрения Ю.К. Бабанского она работает на «достижение каждым учеником максимально возможного для него в данный период уровня успеваемости, воспитанности и развитости при отсутствии факторов систематического превышения учениками и учителями норм времени».
Технология гарантирует конкретные конечные результаты, формирует ориентировочную основу действий обучающегося с учетом интересов ближайшего развития. (по Л.С. Выгодскому)
Отечественная и зарубежная педагогическая практика установила, что самоорганизация, умения выбирать способ деятельности и самоконтроль обеспечивает прочность знаний.
По мнению А.И. Берга в процессе модульного обучения идет не только формирование знаний, умений и навыков, но и «воспитание потребностей в труде, в приобретении новых знаний, потребностей творческой деятельности»
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
![]() | 23.84 КБ |
Предварительный просмотр:
Модульный урок № 1
Тема: «Северный экономический район. Состав, ЭГП.
Природные условия и ресурсы района.»
Номер уч. Элемента | Учебный материал с указанием заданий | Руководство по усвоению материала |
УЭ - 0 | Интегрирующая цель: при изучении нового материала ты должен выявить предпосылки развития экономики Северного экономического района. Для этого ты должен: а. Определить и запомнить состав района; б. Сформировать его ландшафтный образ; в. Рассмотреть особенности ЭГП; г. Изучить природные и агроклиматические ресурсы. | 2 минуты |
УЭ - 1 | Входной контроль (1 балл) Вспомни какая схема экономического районирования в России действует официально и применяется правительственными органами в настоящее время? | 2 минуты |
Изучение нового материала УЭ - 2 | Цель: запомнить состав района Задание № 1. (5баллов) Используя учебник стр. 186, карты атласа стр. 20, 38, нанести на контурную карту границы субъектов Северного экономического района. Отрабатывать навык работы с контурной картой. | Работа выполняется самостоятельно с последующей взаимопроверкой; 5 минут |
УЭ - 3 | Цель: сформировать образ района. Задание № 2. (2балла) Пользуясь картами атласа стр. 20, 38, составь схему «Образ района». Отрабатывать навык чтения карты, извлечения из нее нужной информации. | Работа в тетради, проверка по схеме на доске: «Оцени себя сам». |
УЭ - 4 | Цель: определить и оценить особенности ЭГП района. Задание № 3. (3балла) Пользуясь планом характеристики ЭГП района (стр. 196 учебника) и карт атласа 38, выявить и записать особенности ЭГП района в тетради. Отрабатывать навык работы с источником информации – книгой. | Проверка фронтальная 8 минут |
УЭ - 5 | Цель: выявить природно-ресурсный потенциал развития экономики района. Отработка навыка чтения географических карт. Задание № 4. (4 балла) По картам атласа стр. 18, 38, выявите какими природными ресурсами и агро-климатическими условиями располагает район для развития отраслей экономики. | Проверка фронтальная 7 минут |
УЭ -6 | Цель: отработка умения обобщать знания и делать на основе этого вывода. Задание № 5. (5 баллов) Обобщить полученные знания и сделать вывод о предпосылках развития экономического района. | Проверка фронтальная 3 минуты |
УЭ - 7 | Резюме. Цель: определить уровень усвоения материала по теме. Задание № 6. Сделайте вывод, достигли ли цели в УЭ – 0? | Проверка фронтальная |
УЭ - 8 | Выходной контроль. Задание № 7. Сосчитайте количество полученных баллов. | Поставьте итоговую оценку в тетрадь |
УЭ - 9 | Рефлексия.
а. глубокие б. сознательные в. предстоит осознать г. неосознанные 4. С каким настроение ты изучал этот материал: 1. С большим интересом 2. Равнодушно
|
Домашнее задание: Подготовьте рассказ-характеристику по вопросам темы, используя
§ 44 учебника и другие источники знаний.
Примечание. Если ты набрал (а) больше 20 баллов - 5
16 – 19 - 4
13 – 15 - 3
Меньше 13 - 2
Если не устраивает результат, то не огорчайся, дома отработай материал на желанную оценку.
Цикл управления учебно-воспитательным процессом включает: педагогический анализ, постановку целей, планирование, подготовку и принятие управленческого решения, организацию учебного труда, контроль и коррекцию.
На каждый урок достаточно затратно создавать подобную разработку. Менее затратной во временном отношении является технологическая карта к уроку. Пример по теме «Центрально-Черноземный район».
Логику освоения учебного материала представляет следующая разработка урока по теме «Северный экономический район. Состав. ЭГП, природные условия и ресурсы».
Технологическая карта к уроку
Тема: Центрально-Черноземный район (учебник – стр. 209-217, атлас – стр. 35, 10, 28, 18, 19)
Цель: 1. Сформировать образ района
2. Определить его место в экономике страны
ПЛАН РАБОТЫ
- Закрепить знания политико-административной карты путем взаимопроверки по Центрально-Черноземному району (атлас; контурные карты; учебник стр. 186).
- Нанести на контурную карту границы областей Центрально-Черноземного района (учебник стр. 211; атлас стр. 35); взаимопроверка по составу района.
- Пользуясь планом учебника на стр. 196,209-917, дать оценку ЭГП района (атлас стр. 10, 35); самооценка по ответам на доске.
- Составить опорный логический конспект по природным ресурсам и хозяйству района (учебник стр. 214-216; атлас стр. 35, 18, 19); самооценка по ответам на доске.
- Сделать вывод по целям урока, пользуясь таблицей в учебнике на стр. 308-309; фронтальная проверка.
Заключение: 1. Какое значение лично для тебя имеют полученные на уроке.
2. Сосчитать число полученных баллов, оценить свою
работу на уроке.
3. Определить по каким пунктам необходимо отработать дома знания и умения для того, чтобы подготовить рассказ – характеристику Центрально-Черноземного района. Доработать контурную карту.
Думаю, что достоинства и доступность технологии модульного обучения вполне обеспечивают реализацию системно-деятельностного подхода обучения.
Использованная литература
- Баранский Ю.К. «Проблемы повышения эффективности педагогических исследований» (Дидактический аспект) М, 1982, стр. 124-137.
- Берг А.И. «Предисловие к книге Кибернетика и проблемы обучения, сборник переводов.» М. 1970, стр. 6-7.
- Немов Р.С. «Психология» (Общие основы психологии) М, «Просвещение», «Владос» 1994
- Третьяков П.И.: Сенновский И.Б. «Технология модульного обучения в школе.» М, «Новая школа» 2001.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Урок географии с использованием модульных технологий
Представленный урок "Климат Ставропольского края и его влияние на жизнь и хозяйственную деятельность человека" проводится с использованием модульных технологий, ИКТ. Урок позволяет расширить...
![](/sites/default/files/pictures/2012/03/23/picture-69994.jpg)
Использование школьной ГИС на уроках географии, в рамках перехода образования на ФГОС
Урок построен в рамках перехода на ФГОС нового поколения...
Урок географии в рамках ФГОС "Человек и литосфера"
Конспект урока по ФГОС для учащихся 8 класса....
![](/sites/default/files/pictures/2021/08/22/picture-55727-1629663160.jpg)
Организация проектной и исследоватеской деятельности на уроках географии в рамках реализации ФГОС ООО
Федеральные государственные образовательные стандарты основного общего образования (ФГОС ООО) в РФ ставят перед школой задачу обязательного освоения обучающимися опыта проектной деятельности в ходе из...
«Современный урок химии на основе модульного обучения»
В рамках современных требований к организации учебного занятия предъявляются определенные требования: в практику внедряются инновационные педагогические технологии обучения. Одной из таких технологий ...
![](/sites/default/files/pictures/2014/06/18/picture-139292-1403109826.jpg)
Конспект урока Надкласс Рыбы (технология модульного обучения)
Урок ориентирован на активную деятельность обучающихся. При планировании используется следующая последовательность при составлении модульной программы:Разбивка учебного содержания на отдельные л...
![](/sites/default/files/pictures/2014/06/18/picture-139292-1403109826.jpg)
Конспект урока Органы пищеварения (технология модульного обучения)
В ходе модульного обучения осуществляется целенаправленное формированное формирование и развитие приемов учебной деятельности. Учебное содержание здесь – средство для достижения целей этого важн...