№ учебного элемента | Учебный материал с указанием заданий | Руководство по усвоению материала |
УЭ 0 | Цель: Сформировать знания об общей характеристике рыб, особенностях внешнего и внутреннего строения рыбы в связи с водной средой обитания; Задачи: - Выяснить в чем выражается приспособленность внешнего строения рыб к жизни в воде?
- Изучить характерные особенности внутреннего строения и жизнедеятельности рыб
- Уметь обосновывать черты усложнения организации рыб по сравнению с ланцетником.
|
|
УЭ 1 | Цель: проверить ваше усвоение домашнего материала. - Записать в тетрадь дату и тему урока.
- Задание: прочитайте текст и вставьте пропущенные слова (записываем на листе контроля).
Ланцетники относятся к типу … подтипа …. Вдоль спинной стороны тела ланцетника тянется …. Хорда выполняет роль ….. У одних позвоночных хорда сохраняется в течение всей жизни, а у других только …. Над хордой расположен трубчатый тяж – это …. Под хордой расположена … система в виде трубки. Кровеносная система у хордовых …. Для хордовых характерна … симметрия тела.
III. Выпишите цифры, обозначающие признаки, которые характерны для животных: 1.Хордовые:________; 2.Беспозвоночные_________ - Имеют внутренний скелет
- Не имеют внутреннего скелета
- Наиболее высокоорганизованные представители имеют наружный скелет
- Нервная трубка располагается на спинной стороне тела
- Наиболее высокоорганизованные представители имеют брюшную нервную цепочку.
- Главный орган кровеносной системы – сердце – находится на брюшной стороне.
- Кровеносная система замкнутая.
- Двусторонне-симметричные животные.
|
1вариант: Выписать только пропущенные слова 9 правильных-5баллов 7 правильных-4балла 5 правильных-3 балла
2 вариант: Заполнить карточку: Тип | Цифра ответа | Хордовые |
| Беспозвоночные |
|
9правильных-5 баллов 7 правильных-4 балла 5 правильных-3 балла |
УЭ 2 Изучение нового материала | ЦЕЛЬ: Получить представление о внешнем строении рыб, их приспособленности к среде обитания. - Прослушать краткое выступление учащегося о внешнем строении и покровах рыб, выделить главное.
- Попытаться самостоятельно в тетради сделать выводы о внешнем строении рыб
|
Критерии оценки: 4 правильных-4 балла 3 правильных-3 балла |
УЭ 3 Изучение нового материала | ЦЕЛЬ: Самостоятельное изучение внутреннего строения рыб (опираясь на знания биологии, полученные в 6 классе) - Прочитать текст на стр. 102-103 § 39.
- Обсудить в парах следующие вопросы (устно):
- Как повлияло возникновение сильной мускулатуры и гибкого позвоночника на образ жизни животных?
- Какова особенность строения дыхательной системы водных животных?
- Какое строение имеет кровеносная система рыб, назовите отделы сердца рыб (рисунок 4.58). Какая кровь течет в сердце рыб?
- В каких органах системы и при участии, каких желез происходит пищеварение у рыб?
- Какое развитие получила нервная система рыб в связи с активным их образом жизни? (рисунок 4.59)
- У большинства животных развито зрение, обоняние, вкус, слух, осязание. Рыбы обладают шестым чувством. Каким?
- Как размножаются рыб? В связи, с чем почти все рыбы откладывают огромное количество икры?
| Самостоятельная работа с учебником. Работа в парах. |
УЭ 4 Изучение нового материала | ЦЕЛЬ: Научиться распознавать на рисунках внутренние органы рыб, работая с текстом учебника и материалом, предложенным учителем.
Определить и выписать в карточку, названия органов разных систем, пользуясь иллюстрациями учебника стр.103 № | Система органов | Органы | 1. | Опорно-двигательная |
| 2. | Дыхательная система |
| 3. | Кровеносная система |
| 4. | Пищеварительная система |
| 5. | Нервная система |
| 6. | Органы чувств |
|
| Самостоятельная работа с учебником. Работа в парах.
Критерии оценки: 20 правильных–6баллов 15 правильных-4 балла 10 правильных-3 балла |
УЭ 5 Изучение нового материала | Цель: Выяснить в чем заключается усложнения в строении рыб по сравнению с ланцетником. 1.Изучив тексты § 38 - § 39, обсудите в парах следующие вопросы:
- Какие эволюционные усложнения можно назвать у представителей надкласса рыб?
- Как вы думаете, с чем это связано?
|
Ответы фронтальные с дополнениями.
3 балла
3 балла |
УЭ 6 Обобщение | ЦЕЛЬ: Определи, на сколько понял и усвоил новый материал. ответь на вопросы и попытайся самостоятельно в тетради сделать выводы о внутреннем строении рыб - В чем выражается приспособленность внешнего строения рыб к жизни в воде?
- В чем особенность внутреннего строения рыб?
- Реши биологическую задачу:
- Известны случаи вылова рыбаками крупных нормально упитанных щук, которые были совершенно слепыми. Почему отсутствие зрения не сказалось существенно на жизни рыб?
- Почему в реках рядом с полями и фермами обитает мало рыб? Какие меры надо применять для увеличения численности рыб?
Заключение: На уроке вы рассмотрели одно из общебиологических понятий “связь строения и функций” на примере строения рыбы.
| Ответы фронтальные с дополнениями. 4 балла 3 балла
3 балла
5 баллов
5 баллов
Итоги урока: Сумма баллов | Оценка за урок |
| 5 |
| 4 |
| 3 |
|
УЭ 7 Закрепление изученного материала | ЦЕЛЬ: проверить и оценить свои знания и работу на уроке 1.Установите соответствие между строением и приспособлениями рыб к жизни в воде (к цифре подберите соответствующую букву). Таблица есть и в листе контроля! Особенности строения | Приспособления к жизни в воде | 1. Чешуя | А. Помогает разрезать воду и уменьшить силу трения. | 2. Слизь | Б. Обеспечивает плавучесть. | 3. Обтекаемая форма тела | В. Уменьшает силу трения | 4. Плавники | Г.Осуществляют движение. | 5. Плавательный пузырь | Д. Придает форму и защищает. |
2. Указать цифрами основные признаки, характерные для ланцетника (I) и речного окуня (II). - Места обитания — песчаное дно морей тропических и умеренных зон.
- Места обитания — реки и озера.
- Питание различными мелкими животными (водные насекомые, мальки рыб и др.).
- Питание одноклеточными водорослями и простейшими.
- Внутренний скелет — хорда.
- Внутренний скелет состоит из черепа, позвоночника, скелета парных и непарных плавников.
- Кровеносная система представлена разнообразными сосудами.
- Сердце двухкамерное, один круг кровообращения.
- Ротовая полость, глотка, печень, кишка, анальное отверстие.
- Ротовая полость, глотка, пищевод, желудок, кишечник, печень, поджелудочная железа, задняя кишка, анальное отверстие.
- Жабры, покрытые жаберными крышками.
- Стенки глотки пронизаны жаберными щелями.
- Плавательный пузырь.
|
1 вариант: заполни таблицу: № вопроса | Буква ответа | 1 |
| 2 |
| 3 |
| 4 |
| 5 |
|
Критерии оценки: 5 правильных–5баллов 4 правильных-4 балла 3 правильных-3 балла
Вариант 2: Заполни карточку: Животное | Цифра ответа | Ланцетник |
| Речной окунь |
|
Критерии оценки: 13правильных–5баллов 10 правильных-4 балла 7правильных-3 балла
|
Домашнее задание. | § 31, творческое задание, лабораторная работа «Строение чешуи рыб» Сделайте (в виде небольшого иллюстрированного журнал) подборку интересных сообщений о рыбах (работу можно выполнять группой). | Записывают в дневник, |