Конспект урока Надкласс Рыбы (технология модульного обучения)
план-конспект урока по биологии (7 класс)

Немирович Наталия Николаевна

Урок ориентирован на активную деятельность обучающихся.  При планировании используется следующая последовательность при составлении модульной программы:

  • Разбивка учебного содержания на отдельные логически завершенные учебные элементы (УЭ).
  • Подбор необходимого фактического материала.
  • Определение способов учебной деятельности учащихся
  • Распределение содержания с учетом принципов модульного обучения: входной контроль; блок информации; отработка содержания обучения; контроль усвоения знаний и коррекция ошибок.

 

Скачать:


Предварительный просмотр:

Модульная карточка для учащегося

Тема урока: «Надкласс Рыбы».

№ учебного

элемента

Учебный материал с указанием заданий

Руководство по усвоению материала

УЭ 0

Цель: Сформировать знания об общей характеристике рыб, особенностях внешнего и внутреннего строения рыбы в связи с водной средой обитания;

Задачи:

  • Выяснить в чем выражается приспособленность внешнего строения рыб к жизни в воде?
  • Изучить характерные особенности внутреннего строения и жизнедеятельности рыб
  • Уметь обосновывать черты усложнения организации рыб по сравнению с ланцетником.

УЭ 1

Цель: проверить ваше усвоение домашнего материала.

  1. Записать в тетрадь дату и тему урока.
  2. Задание: прочитайте текст и вставьте пропущенные слова (записываем на листе контроля).

Ланцетники относятся к типу … подтипа …. Вдоль спинной стороны тела ланцетника тянется …. Хорда выполняет роль ….. У одних позвоночных хорда сохраняется в течение всей жизни, а у других только …. Над хордой расположен трубчатый тяж – это …. Под хордой расположена … система в виде трубки. Кровеносная система у хордовых …. Для хордовых характерна …  симметрия тела.

III.  Выпишите цифры, обозначающие признаки, которые характерны для животных: 1.Хордовые:________; 2.Беспозвоночные_________

  1. Имеют внутренний скелет
  2. Не имеют внутреннего скелета
  3. Наиболее высокоорганизованные представители имеют наружный скелет
  4. Нервная трубка располагается на спинной стороне тела
  5. Наиболее высокоорганизованные представители имеют брюшную нервную цепочку.
  6. Главный орган кровеносной системы – сердце – находится на брюшной стороне.
  7. Кровеносная система замкнутая.
  8. Двусторонне-симметричные животные.

1вариант:

Выписать только пропущенные слова

9 правильных-5баллов

7 правильных-4балла

5 правильных-3 балла

2 вариант:

Заполнить карточку:

Тип

Цифра ответа

Хордовые

Беспозвоночные

9правильных-5 баллов

7 правильных-4 балла

5 правильных-3 балла

УЭ 2 Изучение нового материала

ЦЕЛЬ: Получить представление о внешнем строении  рыб, их приспособленности к среде обитания.

  1. Прослушать краткое выступление учащегося о внешнем строении и покровах рыб, выделить главное.
  2. Попытаться самостоятельно в тетради сделать выводы о внешнем строении  рыб

Критерии оценки:

4 правильных-4 балла

3 правильных-3 балла

УЭ 3   Изучение нового материала

ЦЕЛЬ: Самостоятельное изучение внутреннего строения  рыб (опираясь на знания биологии, полученные в 6 классе)

  1. Прочитать текст на стр. 102-103 § 39.
  2. Обсудить в парах следующие вопросы (устно):
  • Как повлияло возникновение сильной мускулатуры и гибкого позвоночника на образ жизни животных?
  • Какова особенность строения дыхательной системы водных животных?
  • Какое строение имеет кровеносная система рыб, назовите отделы сердца рыб (рисунок 4.58). Какая кровь течет в сердце рыб?
  • В каких органах системы и при участии, каких желез происходит пищеварение у рыб?
  • Какое развитие получила нервная система рыб в связи с активным их образом жизни? (рисунок 4.59)
  • У большинства животных развито зрение, обоняние, вкус, слух, осязание. Рыбы обладают шестым чувством. Каким?
  • Как размножаются рыб? В связи, с чем почти все рыбы откладывают огромное количество икры?

Самостоятельная работа с учебником.

Работа в парах.

УЭ 4  Изучение нового материала

ЦЕЛЬ: Научиться распознавать на рисунках внутренние органы рыб, работая с текстом учебника и материалом, предложенным учителем.

Определить и выписать в карточку, названия органов разных систем, пользуясь иллюстрациями учебника стр.103

Система органов

Органы

1.

Опорно-двигательная

2.

Дыхательная система

3.

Кровеносная система

4.

Пищеварительная система

5.

Нервная система

6.

Органы чувств

Самостоятельная работа с учебником.

Работа в парах.

Критерии оценки:

20 правильных–6баллов

15 правильных-4 балла

10 правильных-3 балла

УЭ 5   Изучение нового материала

Цель: Выяснить в чем заключается усложнения в строении рыб по сравнению с ланцетником.

1.Изучив  тексты § 38 -  § 39, обсудите в парах следующие вопросы:

  1. Какие эволюционные усложнения можно назвать у представителей надкласса рыб?
  2. Как вы думаете, с чем это связано?

Ответы фронтальные с дополнениями.

3 балла

3 балла

УЭ 6  

Обобщение

ЦЕЛЬ: Определи, на сколько понял и  усвоил новый материал. ответь на вопросы и попытайся самостоятельно в тетради сделать выводы о внутреннем строении  рыб

  1. В чем выражается приспособленность внешнего строения рыб к жизни в воде?
  2. В чем особенность внутреннего строения рыб?
  3. Реши биологическую задачу:
  • Известны случаи вылова рыбаками крупных нормально упитанных щук, которые были совершенно слепыми. Почему отсутствие зрения не сказалось существенно на жизни рыб?
  • Почему в реках рядом с полями и фермами обитает мало рыб? Какие меры надо применять для увеличения численности рыб?

Заключение: На  уроке вы рассмотрели одно из общебиологических понятий “связь строения и функций” на примере  строения рыбы.

Ответы фронтальные с дополнениями.

4 балла

3 балла

3 балла

5 баллов

5 баллов

Итоги урока:

Сумма баллов

Оценка за урок

5

4

3

УЭ 7

Закрепление изученного материала

ЦЕЛЬ: проверить и оценить свои знания и работу на уроке

1.Установите соответствие между строением и приспособлениями рыб к жизни в воде (к цифре подберите соответствующую букву). Таблица есть и в листе контроля!

Особенности строения

Приспособления к жизни в воде

1. Чешуя

А. Помогает разрезать воду и уменьшить силу трения.

2. Слизь

Б. Обеспечивает плавучесть.

3. Обтекаемая форма тела

В. Уменьшает силу трения

4. Плавники

Г.Осуществляют движение.

5. Плавательный пузырь

Д. Придает форму и защищает.

2.  Указать цифрами основные признаки, характерные для ланцетника  (I)  и речного окуня  (II).

  1. Места обитания — песчаное дно морей тропических и умеренных зон.
  2. Места обитания — реки и озера.
  3. Питание различными мелкими животными (водные насекомые, мальки рыб и др.).
  4. Питание   одноклеточными   водорослями   и   простейшими.
  5. Внутренний скелет — хорда.
  6. Внутренний скелет состоит из черепа, позвоночника, скелета  парных и непарных плавников.
  7. Кровеносная система представлена разнообразными сосудами.
  8. Сердце двухкамерное, один круг кровообращения.
  9. Ротовая полость, глотка, печень, кишка, анальное отверстие.
  10. Ротовая полость, глотка, пищевод, желудок, кишечник, печень, поджелудочная железа, задняя кишка, анальное отверстие.
  11. Жабры, покрытые жаберными крышками.
  12. Стенки глотки пронизаны жаберными щелями.
  13. Плавательный пузырь.

1 вариант:

заполни таблицу:

№ вопроса

Буква ответа

1

2

3

4

5

Критерии оценки:

5 правильных–5баллов

4 правильных-4 балла

3 правильных-3 балла

Вариант 2:

Заполни карточку:

Животное

Цифра ответа

Ланцетник

Речной окунь

Критерии оценки:

13правильных–5баллов

10 правильных-4 балла

7правильных-3 балла

Домашнее задание.

§ 31, творческое задание, лабораторная работа «Строение чешуи рыб»

Сделайте (в виде небольшого иллюстрированного журнал) подборку интересных сообщений о рыбах (работу можно  выполнять группой).

Записывают в дневник,


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Технология модульного обучения 7 класс. Рыбы.

Технологическая карта модульного урока Рыбы - Водные позвоночные...

Урок "Надкласс Рыбы.Внешнее строение рыб"

Урок биологии в 7 классе, включающий общую характеристику надкласса Рыбы и изучение особенностей их внешнего строения. Урок проводится с использованием опорного конспекта...

Конспект урока "Надкласс Рыбы"

Урок по программе Л.Н. Сухоруковой, В.С. Кучменко "Сферы". Составлен с учетом ФГОС....

Конспект урока Органы пищеварения (технология модульного обучения)

В ходе модульного обучения осуществляется целенаправленное формированное формирование и развитие приемов учебной деятельности. Учебное содержание здесь – средство для достижения целей этого важн...

Конспект урока с использованием технологии проблемного обучения в 7 классе по теме "Австралия"

Австралия, её географическое положение и история исследования...

Конспект урока с применением технологии проблемного обучения

Технология проблемного обучения — это такая система обучения, в которой преподаватель на занятии предлагает проблемную ситуацию, а учащиеся самостоятельно ее разрешают. Методика помогает творчес...