Урок географии в рамках ФГОС "Человек и литосфера"
план-конспект урока по географии (8 класс) по теме

Конспект урока по ФГОС для учащихся 8 класса.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл alekseeva_t._i._konspekt_uroka_po_fgos.docx27.51 КБ

Предварительный просмотр:

Тема урока: Человек и литосфера

Цель урока: Создать условия для формирования представлений о полезных ископаемых, об использовании полезных ископаемых, определить условия жизни человека на равнинах и в горах и создать условия для достижений результата

Планируемые образовательные результаты:

Предметные: проводить изучение полезных ископаемых своей местности, изучать и использовать способы запоминания географических объектов, выявлять и объяснять различные полезные ископаемые ( горючие, рудные, нерудные, значение их для человека), приводить примеры  различных полезных ископаемых в том числе  для АО. Приводить примеры различных ископаемых гор и равнин.

Метапредметные: определять понятия, создавать обобщения, классифицировать, устанавливать причины следственной связи, анализировать информацию (текстовую, иллюстрированную) для подготовки ответа на вопрос, использовать речевые свойства для выражения своих чувств, мыслей, работать в коллективах, в парах с выполнением различных ролей.                                                          

Личностные: осознанное  уважительное и доброжелательное отношение к другому человеку, сформировать основы экологической культуры, любовь к Родине и взаимное  уважение, осознание значимости литосферы, как части географической оболочки.

Тип урока:  Урок изучения и первичного закрепления новых знаний

Используемые учебники и учебные пособия: 

География 8 класс, Дронов , Лобжанидзе А. А., атлас 8 класс «Дрофа», карта строения земной коры, учебник «Природоведение» стр. 29-39 (картинки минералов, образцы горных пород и минералов)

Ход урока

 Этап урока

деятельность учителя

деятельность ученика

  1. Орг. момент.

Взаимные приветствия учителя и учащихся; проверка отсутствующих; проверка подготовленности учащихся к уроку; организация внимания.

  1. Изучение нового материала.

Сегодня мы продолжим изучение раздела «Природа России» и познакомимся с влиянием человека на литосферу. Но сначала давайте вспомним, что такое литосфера

все мы знаем, что человек и природа взаимосвязаны, взаимодействуют друг с другом. Человек в ходе своей деятельности влияет на природу, изменяет ее качество.

А как вы думаете, влияет ли земная кора на жизнь и хозяйственную деятельность людей?

Как влияет?

Литосфера – это верхняя твердая оболочка Земли, состоящее из кристаллических и осадочных пород

Да, конечно влияет.

В земной коре находятся различные полезные ископаемые.

Что такое полезные ископаемые?

Откройте учебник на стр. 70 и посмотрите внимательно таблицу 6. Посмотрите деление по вертикальному столбику и горизонтальному.

Металлические полезные ископаемые, иногда и неметаллические, например асбест, сера, графит – это рудные породы (руды черных и цветных металлов, благородные металлы)

Какие полезные ископаемые относятся к нерудным?

Наша страна богата различными полезными ископаемыми, но размещены они в земной коре неравномерно. В их распределении прослеживаются определенные закономерности. Отмечается тесная связь в размещении полезных ископаемых и геологическим строением и тектоникой.

Откройте стр. 10-11 атласа и посмотрите полезные ископаемые какого происхождения и какие наиболее распространены на платформах, плитах, щитах.

А теперь посмотрите, какие полезные ископаемые распространены в горно-складчатых областях.

Сделаем вывод по заданию:

Попробуйте сказать, что такое месторождение?

А большие по площади скопления образуют бассейны.

Расскажите воздействие человека на литосферу при добыче полезных ископаемых.

Как человек воздействует на литосферу в ходе хозяйственной деятельности и жизни?

Формы рельефа, создаваемые в процессе хозяйственной деятельности человека, называются антропогенным рельефом.

Но хозяйственная деятельность человека и создание антропогенных форм рельефа приводит к ускорению рельефообразующих процессов. При этом часто они сопровождаются неблагоприятными последствиями для самого же человека: образуются оползни, обвалы и т. д. Они носят название стихийные природные явления. К ним так же относят землетрясения, извержения вулканов, лавины и грязе-каменные потоки (сели)

Давайте рассмотрим некоторые из них. Для этого поделимся на группы по 3 человека и выступим по плану: где?

                 почему?

                 меры борьбы.

Характер поверхности (рельеф) имеет большое значение для жизни и хозяйственной деятельности  людей. И поселения во многом определяются формой рельефа.

Посмотрите таблицу 7 на стр. 71

До какой высоты наблюдаются благоприятные условия для ведения промышленного и гражданского строительства, ведения с/х и отдыха населения?

Выделяют жизнь людей на равнинах и в горах. Зарисовываем в тетрадь таблицу и по учебнику выписываем «+» и «-« жизни в горах и на равнинах.

это минеральные образования земной коры, которые человек использует в хозяйстве.

Анализируют таблицу:

по физическому состоянию полезные ископаемые делятся на твердые, жидкие и газообразные, по составу и особенностям использования различают тоже 3 вида: горючие

          неметаллические

          металлические

Учащиеся рассматривают образцы пород из коллекции или по образцу.

Это неметаллические  и негорючие твердые горные породы и минералы. Это строй материалы(песок, глина, гравий), также сера, апатиты, фосфориты и др.

Учащиеся вспоминают строение платформ:

2 яруса, 1 ярус – это кристаллический фундамент, 2 ярус- осадочный чехол. Определяют, что на платформах в основном расположены такие полезные ископаемые как каменный и бурый уголь, нефть, газ – это горючие полезные ископаемые.  На щитах – различные руды: железные, медные, никелевые и др. – рудные.

Горючие полезные ископаемые имеют осадочное происхождение, а рудные – магматическое и метаморфическое.

Учащиеся зарисовывают рисунок.

В предгорных прогибах и межгорных впадинах распространены осадочные породы, в горах – рудные.

рисуют схему в тетрадь.

В осадочном чехле платформ сформировались осадочные полезные ископаемые, в фундаменте платформ и в горах преобладают рудные полезные ископаемые.

Скопление полезных ископаемых.

один ученик рассказывает на оценку.

Добывая полезные ископаемые, человек сильно изменяет облик Земли, нарушает природные ландшафты. Наибольшее изменение облика Земли происходит при открытой разработке недр -  появляются отвалы, заброшенные после отработки карьеры, безжизненные «индустриальные пустыни», лишенные растительности. При подземной добыче часто происходит проседание земной поверхности над выработанными пластами, появляются терриконы, куда складываются пустые породы, поднятые наверх.

один ученик рассказывает на оценку

Человек в ходе хозяйственной деятельности нарушает литосферу:

  1. Изменяется строение верхней части литосферы, залегание слоев горных пород – добыча полезных ископаемых, строительство шахт, карьеров, тоннелей.
  2. Изменяется поверхность литосферы, выравнивается, создаются мелкие или крупные углубления (канавы, каналы, котловины, насыпи и т.д.)
  3. Создают искусственные формы рельефа: здания, башни, плотины, мосты, которые влияют на движение температуры воздуха, сток поверхностных вод.

Учащиеся делятся на группы, получают задание.

1 группа-землетрясения

2 группа-вулканы

3 группа-оползни, обвалы

4 группа-сели, гейзеры.

На подготовку ответа 5 минут, обсуждение ответов.

Заполняют таблицу при помощи учебника:

                        Жизнь

             ↓                            ↓

       равнины                   горы

«+»

«-»

  1. Закрепление знаний

1. Установите связь между тектоническими структурами, формами рельефа и полезными ископаемыми, сопоставляя различные карты- тектоническую, геологическую (на примере любой территории России: Северного Кавказа, Кольского полуострова, Урала и т.п. ) 

2. В чем различие жизни и хозяйственной деятельности человека на равнинах и в горах?

Кольский полуостров.
Форма рельефа: месторождения рудных полезных ископаемых, где близко к поверхности проходит фундамент или более молодые интрузии кристаллических пород. Полезные ископаемые: никелевые руды, медные руды, железные руды, аллюминивые руды, апалиты.

На равнинах проще вести хозяйство, легче строить здания и дороги. Жизнь в горах протекает в сложных условиях. В горных регионах число видов хоз. Деятельности ограничено. Преимущественно в них используется минеральные, гидроэнергитические ресурсы

  1. Домашнее задание

§ 15-16 пересказ, составить кроссворд, викторину по теме.

учащиеся записывают домашнее задание.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Урок географии в рамках модульного обучения

Модульное обучение - альтернатива традиционному обучению.Его основная идея состоит в том, что учащийся учится сам, а учитель – управляет его учением.Учитель мотивирует, организовывет, координиру...

Использование школьной ГИС на уроках географии, в рамках перехода образования на ФГОС

Урок построен в рамках перехода на ФГОС нового поколения...

Организация проектной и исследоватеской деятельности на уроках географии в рамках реализации ФГОС ООО

Федеральные государственные образовательные стандарты основного общего образования (ФГОС ООО) в РФ ставят перед школой задачу обязательного освоения обучающимися опыта проектной деятельности в ходе из...

Презентация "Работа с текстом на уроке географии в рамках подготовки к ОГЭ"

С учебным текстом ученики начинают активно работать, начиная с первого года обучения в школе. Учителю географии полезно использовать эти метапредметные умения, а также формировать новые: переводить со...

Актуальные проблемы преподавания современного урока географии в рамках ФГОС

Актуальные проблемы преподавания современного урока географии в рамках ФГОС...

Урок географии В рамках недели финансовой грамотности Тема: Зарубежные страны: путешествие. Классы: 10-11

Цель: способствовать формированию основ финансовой грамотности при планировании загранпоездки....

Организация проектной деятельности обучающихся на уроках географии в рамках реализации ФГОС ООО

Метод проектов – это образовательная технология, позволяющая индивидуализировать учебный процесс, дающая возможность ребенку проявить творческую самостоятельность в планировании, организации и к...