№ учебнэлеме | Учебный материал с указанием заданий | Руководство по усвоению материала |
УЭ 0 | ИНТЕГРИРОВАННАЯ ЦЕЛЬ: в процессе работы над заданиями вы должны – изучить строение и функции пищеварительной системы различных групп животных.
ЗАДАЧИ: - познакомиться с особенностями строения пищеварительной системы разных групп животных; показать отличия связанные со способами питания;
- сделать выводы об усложнении пищеварительной системы в процессе эволюции;
- научиться работать с предложенным учителем материалом и выполнять конкретные задания, подсчитать баллы.
|
|
УЭ 1
Проверка домашнего задания
|
ЦЕЛЬ: проверить ваше усвоение домашнего материала. - Записать в тетрадь дату и тему урока.
- Программированный ответ по теме «Дыхание»
- Классы позвоночных
1. рыба 4. птицы 2. земноводные 5. млекопитающие 3. пресмыкающиеся - Органы дыхания
- легкие – плотные, губчатые, мало растяжимые
- легкие – мелкоячеистые, с большой дыхательной поверхностью.
- легкие – внутренняя поверхность которых имеет складки и перегороди, что увеличивает ее дыхательную площадь
- жабры. Наряду сними функцию дыхания выполняет кожа, обеспечивающая до 1/3 потребности организма в кислороде.
- легкие (у некоторых видов – легкие и жабры). Легкие тонкие и эластичные мешки с небольшой внутренней поверхностью. Наряду с легкими функцию дыхания выполняет кожа.
- Механизм дыхания
- вдох происходит благодаря опусканию дна ротовой полости, воздух входит через ноздри в ротовую полость, затем проталкивается в легкие. Выдох происходит в следствии давления внутренних органов на легкие.
- воздух входит в легкие и выходит из них наружу, благодаря расширению и сужению грудной клетки.
- кислород из воздуха поступает в органы дыхания при диффузии.
- Прочитать предложения, вставить пропущенные слова.
- Одноклеточные простейшие животные, кишечнополостные, плоские и круглые черви дышат ______ ______ ______.
- У морских кольчатых червей появляются ___ ____.
- Органы дыхания членистоногих ____, ____ _____.
- У рыб под жаберными крышками располагаются ______, состоящие из ______ _____ __ _____ ___.
- У наземных животных органами дыхания является ________.
- У птиц _____ _____, благодаря наличию ___ ____.
- Млекопитающие обладают совершенной системой дыхания. По ____ воздух попадает в легочные пузырьки - _____.
- Вентиляция легких обеспечивается появляющейся _____, отделяющей брюшную полость от грудной
|
1 группа: перенести в тетрадь карточку ответов и заполнить. Карточка ответов:
1 | 2 | 3 | 1 |
|
| 2 |
|
| 3 |
|
| 4 |
|
| 5 |
|
|
Критерии баллов 10 правильных – 3 балла 9-8 правильных – 2 балла 7-6 правильных – 1 балл
Правильные ответы и баллы перенести в тетрадь.
2 группа. В тетрадь выписать только пропущенные слова.
Определи уровень своих знаний: 14-12 правильных слов – уровень знаний – 4 балла; 11-10 правильных слов – уровень знаний – 3 балла; 9 и меньше – 1 балл.
Взаимопроверка.
Баллы выставляются в тетрадь.
|
УЭ 2 Изучение нового материала |
ЦЕЛЬ: получить представление о строении и эволюционном изменении пищеварительной системы. - Прослушать краткий рассказ учителя, выделить главное.
- Попытаться самостоятельно в тетради составить план нового материала.
|
|
УЭ 3 Изучение нового материала |
ЦЕЛЬ: самостоятельное изучение строения пищеварительной системы. - Прочитать текст на стр. 209 § 40 «Питание и пищеварение».
- Обсудить в парах следующие вопросы:
- Что служит источником энергии для животных?
- На какие группы по способу питания делятся животные?
- Чем обрабатывается пища, прежде чем усвоиться?
- Как называется процесс измельчения, расщепления и всасывания пищи?
- Чем отличается наружное пищеварение от внутреннего? Привести примеры.
|
Самостоятельная работа с учебником. Работа в парах. |
УЭ 4 |
ЦЕЛЬ: научиться сравнивать пищеварительные системы различных групп животных, познакомившись с их строением. - Прочитать стр. 210-212 § 40 «Питание и пищеварение».
- Рассмотреть и сравнить строение пищеварительной системы различных групп животных по рисункам.
№ 1 № 3
№ 2
№ 4 № 6
№ 5
№ 7 3 4 5 6 7
№ 8 2 1 12 11 9 8
- Определить и выписать в тетрадь, под какими цифрами на рисунках изображены пищеварительные системы разных животных.
Рис. № 1 - ; Рис. № 3 - ; Рис. № 5 - ; Рис. № 7 - ; Рис. № 2 - ; Рис. № 4 - ; Рис. № 6 - ; Рис. № 8 - .
- Пользуясь текстом учебника и рисунками заполнить таблицу:
№ | Класс животных | Отделы и органы пищеварительной системы | 1. | Кольчатые черви |
| 2. | Членистоногие |
| 3. | Рыбы |
| 4. | Земноводные |
| 5. | Пресмыкающиеся |
| 6. | Птицы |
| 7. | Млекопитающие |
|
|
1 группа Ответы оцениваются: 20 правильных – 6 баллов 15 правильных – 4 балла 10 правильных – 3 балла
2 группа Полностью правильные ответы. Ответы оцениваются: 7 – 10 баллов 5 – 8 баллов 4 – 6 баллов 3 – 4 балла 2 – 2 балла Взаимопроверка, баллы выставляются в тетрадь. |
УЭ 5
| ЦЕЛЬ: определи, на сколько понял и усвоил новый материал. - Ответить на вопрос:
- Какие особенности пищеварительной системы позволяют утверждать, что строение и функции органа взаимосвязаны (ответ 3 балла)
- Решить биологическую задачу:
- У хищных млекопитающих кишечник длиннее тела в 2,5 раза (ласка), 6,5 раза (собака). У грызунов – в 5 раза (песчанка), в 11 раз (морская свинка), у лошади – в 12 раз, у овцы в 29 раз. Как объяснить такие различия. (3 балла)
3.Сделать вывод об эволюционном изменении пищеварительных систем. | Ответы фронтальные с дополнениями.
3 балла
3 балла
5 баллов |
УЭ 6 Диагностический контроль и коррекция |
ЦЕЛЬ: проверить и оценить свои знания и работу на уроке. - Тест
- Дождевой червь питается
А. насекомыми В. инфузориями Б. личинки насекомых Г. гниющими раститель- ными остатками - Определить последовательность отделов пищеварительной системы дождевого червя
А. рот – глотка – зоб – пищевод – желудок - кишка Б. рот – глотка – пищевод – зоб – желудок – кишка В. рот – желудок - зоб – глотка –пищевод – кишка Г. рот - кишка – желудок – зоб – пищевод – глотка - Не перевариваемые остатки пищи у речного рака удаляются через
А. поверхностью кожи В. анальное отверстие Б. зеленые железы Г. глотку - Пищеварительная система лягушки отличается от пищеварительной системы рыбы наличием
А. желудок В. кишечник Б. клоака Г. печень - У птиц переваривание не происходит в
А. ротовой полости В. желудке Б. глотке Г. кишечнике - Мелкие камешки в мускулистом отделе желудка птиц обеспечивает
А. всасывание пищи В. переваривание Б. поглощение пищи Г. перетирание пищи - Приспособленность к полету у птиц –
А. обильное питание В. питание растит. пищей Б. питание животной пищей Г. быстрое переваривание - У млекопитающих из пищевода пища попадает в
А. желудок В. печень Б. кишечник Г. глотка - У млекопитающих орган пищеварительной системы –
А. почки В. печень Б. легкие Г. мочеточники - У млекопитающих всасывание питательных веществ происходит в:
А. пищеводе В. глотке Б. желудке Г. кишечнике - Найди свои ошибки в тесте и уточни ответ
|
Тест оценивается 10 – 9 – 5 баллов 8 – 7 – 4 балла 6 – 5 - 3 балла 4 - 2 балла 3 – 1 - 0 баллов
Самопроверка. Баллы выставь в тетрадь. |
УЭ 7 | Дифференцированное домашнее задание Сумма баллов | Отметка за урок | Задание на дом | 30 - 25 | 5 | - | 24 - 19 | 4 | Повторить по записям в тетради. | 18 – 15 | 3 | Повторить § 40 и записи в тетради. | 14 - 10 |
| Серьезно отнестись к изучению § 40. |
|
|
УЭ 8 | РЕФЛЕКСИЯ - Что я узнал на уроке?
- Чем мне понравился урок? Чем не понравился урок?
- Как я оцениваю свою работу на уроке?
- Как я оцениваю работу своих товарищей?
|
|