Конспект урока Органы пищеварения (технология модульного обучения)
план-конспект урока по биологии (7 класс)

Немирович Наталия Николаевна

В ходе модульного обучения осуществляется целенаправленное формированное формирование и развитие приемов учебной деятельности. Учебное содержание здесь – средство для достижения целей этого важнейшего процесса.

В процессе изучения модуля учащиеся учатся самостоятельно добывать знания, работая с учебником и др. источникам информации. В результате учебной деятельности на уроках возрастает интерес к предмету, так как один вид деятельности сменяет другой.

Скачать:


Предварительный просмотр:

Модульная карточка для каждого учащегося

Тема: «Органы пищеварения»

№ учебнэлеме

Учебный материал с указанием заданий

Руководство по усвоению материала

УЭ 0

ИНТЕГРИРОВАННАЯ ЦЕЛЬ: в процессе работы над заданиями вы должны – изучить строение и функции пищеварительной системы различных групп животных.

ЗАДАЧИ:

  • познакомиться с особенностями строения пищеварительной системы разных групп животных; показать отличия связанные со способами питания;
  • сделать выводы об усложнении пищеварительной системы в процессе эволюции;
  • научиться работать с предложенным учителем материалом и выполнять конкретные задания, подсчитать баллы.

УЭ 1

Проверка домашнего задания

ЦЕЛЬ: проверить ваше усвоение домашнего материала.

  1. Записать в тетрадь дату и тему урока.
  2. Программированный ответ по теме «Дыхание»
  1. Классы позвоночных

1. рыба                                        4. птицы

2. земноводные                          5. млекопитающие

3. пресмыкающиеся

  1. Органы дыхания
  1. легкие – плотные, губчатые, мало растяжимые
  2. легкие – мелкоячеистые, с большой дыхательной поверхностью.
  3. легкие – внутренняя поверхность которых имеет складки и перегороди, что увеличивает ее дыхательную площадь
  4. жабры. Наряду сними функцию дыхания выполняет кожа, обеспечивающая до 1/3 потребности организма в кислороде.
  5. легкие (у некоторых видов – легкие и жабры). Легкие тонкие и эластичные мешки с небольшой внутренней поверхностью. Наряду с легкими функцию дыхания выполняет кожа.
  1. Механизм дыхания
  1. вдох происходит благодаря опусканию дна ротовой полости, воздух входит через ноздри в ротовую полость, затем проталкивается в легкие. Выдох происходит в следствии  давления внутренних органов на легкие.
  2. воздух входит в легкие и  выходит из них наружу, благодаря расширению и сужению грудной клетки.
  3. кислород из воздуха поступает в органы дыхания при диффузии.

  1. Прочитать предложения, вставить пропущенные слова.
  1. Одноклеточные простейшие животные, кишечнополостные, плоские и круглые черви дышат ______  ______  ______.
  2. У морских кольчатых червей появляются ___ ____.
  3. Органы дыхания членистоногих ____, ____  _____.
  4. У рыб под жаберными крышками располагаются ______, состоящие из ______ _____ __ _____ ___.
  5. У наземных животных органами  дыхания является ________.
  6. У птиц _____  _____, благодаря наличию ___ ____.
  7. Млекопитающие обладают совершенной системой дыхания. По ____ воздух попадает в легочные пузырьки - _____.
  8. Вентиляция легких обеспечивается появляющейся _____, отделяющей брюшную полость от грудной

1 группа:

перенести в тетрадь карточку ответов и заполнить.

Карточка ответов:

1

2

3

1

2

3

4

5

Критерии баллов

10 правильных – 3 балла

9-8 правильных – 2 балла

7-6 правильных – 1 балл

Правильные ответы и баллы перенести в тетрадь.

2 группа.

В тетрадь выписать только пропущенные слова.

Определи уровень своих знаний:

14-12 правильных слов – уровень знаний – 4 балла;

11-10 правильных слов – уровень знаний – 3 балла;

9 и меньше – 1 балл.

Взаимопроверка.

Баллы выставляются в тетрадь.

УЭ 2 Изучение нового материала

ЦЕЛЬ: получить представление о строении и эволюционном изменении пищеварительной системы.

  1. Прослушать краткий рассказ учителя, выделить главное.
  2. Попытаться самостоятельно в тетради составить план нового материала.

УЭ 3   Изучение нового материала

ЦЕЛЬ: самостоятельное изучение строения пищеварительной системы.

  1. Прочитать текст на стр. 209 § 40 «Питание и пищеварение».

  1. Обсудить в парах следующие вопросы:
  1. Что служит источником энергии для животных?
  2. На какие группы по способу питания делятся животные?
  3. Чем обрабатывается пища, прежде чем усвоиться?
  4. Как называется процесс измельчения, расщепления и всасывания пищи?
  5. Чем отличается наружное пищеварение от внутреннего? Привести примеры.

Самостоятельная работа с учебником.

Работа в парах.

УЭ 4  

ЦЕЛЬ: научиться сравнивать пищеварительные системы различных групп животных, познакомившись с их строением.

  1. Прочитать стр. 210-212 § 40 «Питание и пищеварение».
  2. Рассмотреть и сравнить строение пищеварительной системы различных групп животных по рисункам.

№ 1

                                                                  № 3

№ 2

№ 4        № 6

                                                     

№ 5

        № 7

     3                   4       5        6    7    

№ 8

                2        1    12  11 9   8

  1. Определить и выписать в тетрадь, под какими цифрами на рисунках изображены пищеварительные системы разных животных.

Рис. №  1 - ;    Рис. № 3 - ;     Рис. № 5 - ;     Рис. № 7 - ;

Рис. №  2 - ;    Рис. № 4 - ;     Рис. № 6 - ;     Рис. № 8 - .

  1. Пользуясь текстом учебника и рисунками заполнить таблицу:

Класс животных

Отделы и органы пищеварительной системы

1.

Кольчатые черви

2.

Членистоногие

3.

Рыбы

4.

Земноводные

5.

Пресмыкающиеся

6.

Птицы

7.

Млекопитающие

1 группа

Ответы оцениваются:

20 правильных – 6 баллов

15 правильных – 4 балла

10 правильных – 3 балла

2 группа

Полностью правильные ответы. 

Ответы оцениваются:

7 – 10 баллов

5 – 8 баллов

4 – 6 баллов

3 – 4 балла

2 – 2 балла

Взаимопроверка, баллы выставляются в тетрадь.

УЭ 5

ЦЕЛЬ: определи, на сколько понял и  усвоил новый материал.

  1. Ответить на вопрос:
  • Какие особенности пищеварительной системы позволяют утверждать, что строение и функции органа взаимосвязаны (ответ 3 балла)
  1. Решить биологическую задачу:
  • У хищных млекопитающих кишечник длиннее тела в 2,5 раза (ласка), 6,5 раза (собака). У грызунов – в 5 раза (песчанка), в 11 раз (морская свинка), у лошади – в 12 раз, у овцы в 29 раз. Как объяснить такие различия. (3 балла)

3.Сделать вывод об эволюционном изменении пищеварительных систем.

Ответы фронтальные с дополнениями.

3 балла

3 балла

5 баллов

УЭ 6

Диагностический контроль и коррекция

ЦЕЛЬ: проверить и оценить свои знания и работу на уроке.

  1. Тест
  1. Дождевой червь питается

А.  насекомыми                        В.  инфузориями

Б.  личинки насекомых            Г.  гниющими раститель-

                                                    ными остатками

  1. Определить последовательность отделов пищеварительной системы дождевого червя

А. рот – глотка – зоб – пищевод – желудок - кишка

Б. рот – глотка – пищевод – зоб – желудок – кишка

В. рот – желудок - зоб – глотка –пищевод – кишка

Г. рот - кишка – желудок – зоб – пищевод – глотка

  1. Не перевариваемые остатки пищи у речного рака удаляются через

А. поверхностью кожи         В. анальное отверстие

Б. зеленые железы                 Г. глотку

  1. Пищеварительная система лягушки отличается от пищеварительной системы рыбы наличием

А. желудок                            В. кишечник

Б. клоака                               Г. печень

  1. У птиц переваривание не происходит в

А. ротовой полости             В. желудке

Б.  глотке                              Г. кишечнике

  1. Мелкие камешки в мускулистом отделе желудка птиц обеспечивает

А. всасывание пищи             В. переваривание

Б.  поглощение пищи            Г. перетирание пищи

  1. Приспособленность к полету у птиц –

А. обильное питание                       В. питание растит. пищей

Б. питание животной пищей        Г. быстрое переваривание

  1. У млекопитающих из пищевода пища   попадает в

А. желудок                            В. печень

Б.  кишечник                         Г. глотка

  1. У млекопитающих орган пищеварительной системы –

А. почки                                В. печень

Б.  легкие                              Г. мочеточники

  1. У млекопитающих всасывание питательных веществ происходит в:

А. пищеводе                         В. глотке

Б.  желудке                          Г. кишечнике

  1. Найди свои ошибки в тесте и уточни ответ

Тест оценивается

10 – 9 – 5 баллов

8 – 7 –   4 балла

6 – 5 -    3 балла

4 -          2 балла

3 – 1  -   0 баллов

Самопроверка. Баллы выставь в тетрадь.

УЭ 7

Дифференцированное домашнее задание

Сумма баллов

Отметка за урок

Задание на дом

30 - 25

5

-

24 - 19

4

Повторить по записям в тетради.

18 – 15

3

Повторить § 40 и записи в тетради.

14 - 10

Серьезно отнестись к изучению § 40.

УЭ 8

РЕФЛЕКСИЯ

  • Что я узнал на уроке?
  • Чем мне понравился урок? Чем не понравился урок?
  • Как я оцениваю свою работу на уроке?
  • Как я оцениваю работу своих товарищей?


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Конспект урока "Органы пищеварения"

Конспект урока по биологии 8 класса "Органы пищеварения". Урок разработан с применением технологии развития критического мышления через чтение и письмо....

Конспект урока Надкласс Рыбы (технология модульного обучения)

Урок ориентирован на активную деятельность обучающихся.  При планировании используется следующая последовательность при составлении модульной программы:Разбивка учебного содержания на отдельные л...

«Строение мышц» 8 кл Урок личностно-ориентированный с применением технологий модульного обучения , (ТКМЧП) игровой технологии, технологии ИКТ.

Форма: Нестандартный урокОборудование:  таблицы : «Строение мышц» презентация, проектор , контрольные листы;Технологии: Урок личностно-ориентированный с применением технологий модульн...

Конспект урока с использованием технологии проблемного обучения в 7 классе по теме "Австралия"

Австралия, её географическое положение и история исследования...

Конспект урока с применением технологии проблемного обучения

Технология проблемного обучения — это такая система обучения, в которой преподаватель на занятии предлагает проблемную ситуацию, а учащиеся самостоятельно ее разрешают. Методика помогает творчес...