Организация проектной и исследоватеской деятельности на уроках географии в рамках реализации ФГОС ООО
статья по географии на тему
Федеральные государственные образовательные стандарты основного общего образования (ФГОС ООО) в РФ ставят перед школой задачу обязательного освоения обучающимися опыта проектной деятельности в ходе изучения всех учебных предметов. На второй ступени обучения вводится также новая междисциплинарная программа «Основы учебно-исследовательской и проектной деятельности» для всех без исключения школ. Особенность федеральных государственных образовательных стандартов общего образования - их деятельностный характер, который ставит главной задачей развитие личности ученика.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
i_budushchee_uzhe_nastupilo.doc | 47 КБ |
individualnaya_karta_raboty_na_seminare.doc | 880.5 КБ |
metod_proektov_kak_obrazovatelnaya_tehnologiya_fgos.ppt | 2.99 МБ |
Предварительный просмотр:
Организация проектной деятельности обучающихся в условиях введения ФГОС
«Если ученик в школе не научился сам ничего творить,
то и в жизни он будет только подражать, копировать»
(Л.Н. Толстой)
В настоящее время очевидно, что основной задачей модернизации российского образования является повышение его доступности, качества и эффективности,
Одним из главных условий реализации поставленной задачи является введение государственного стандарта общего образования.
Стандарт устанавливает требования к результатам освоения обучающимися основной образовательной программы основного общего образования:
- Личностным (социальные компетенции)
- Предметным (…..освоенные обучающимися в ходе изучения учебного предмета виды деятельности ……применению в учебных, учебно-проектных и социально-проектных ситуациях……)
- Метапредметным (освоение УУД)
Статья 28. Компетенция, права, обязанности и ответственность ОО (п.12 ….использование и совершенствование образовательных технологий);
Статья 48. Обязанности и ответственность педагогических работников (п.1.4. Педагогические работники обязаны:
- Развивать у обучающихся познавательную активность, самостоятельность, инициативу, творческие способности…..);
Федеральные государственные образовательные стандарты основного общего образования (ФГОС ООО) в РФ ставят перед школой задачу обязательного освоения обучающимися опыта проектной деятельности в ходе изучения всех учебных предметов. На второй ступени обучения вводится также новая междисциплинарная программа «Основы учебно-исследовательской и проектной деятельности» для всех без исключения школ.
Особенность федеральных государственных образовательных стандартов общего образования - их деятельностный характер, который ставит главной задачей развитие личности ученика. Современное образование отказывается от традиционного представления результатов обучения в виде знаний, умений и навыков; формулировки ФГОС указывают на реальные виды деятельности.
В условиях реализации требований ФГОС ООО наиболее актуальными становятся технологии:
v Информационно – коммуникационная технология
v Технология развития критического мышления
v Проектная технология
v Технология развивающего обучения
v Здоровьесберегающие технологии
v Технология проблемного обучения
v Игровые технологии
v Модульная технология
v Технология мастерских
v Кейс – технология
v Технология интегрированного обучения
v Педагогика сотрудничества.
v Групповые технологии.
v Традиционные технологии (классно-урочная
Суть проектной методики заключается в том, что ученик сам должен активно участвовать в получении знаний. Проектная технология – это практические творческие задания, требующие от учащихся их применение для решения проблемных заданий, знания материала на данный исторический этап.
Значение проектной технологии в развитии ключевых компетенций учащихся:
- формируется научно-теоретическое, нестандартное мышление учащихся;
- осваиваются основы исследовательской деятельности;
- создаётся ситуация успеха (переживание радости от самостоятельных открытий);
- предоставляется возможность самостоятельного поиска знаний (отсутствие готовых «рецептов»);
- развивается способность к рефлексии.
Проектное обучение создает положительную мотивацию для самообразования. Поиск нужных материалов, комплектующих требует систематической работы со справочной литературой. Выполняя проект, учащиеся обращаются не только к учебникам, но и к другой учебно-методической литературе, к ресурсам сети Интернет, школьной медиатеке.
Таким образом, проектная деятельность формирует социальный опыт учащихся в труде и общении, способствует интеллектуальному росту школьников, расширяет кругозор как в области своего предмета, так и в окружающей действительности, даёт возможность лучше раскрыть собственный потенциал, а включение проектной деятельности в учебный процесс способствует повышению уровня компетентности учащегося в области решения проблем и коммуникаций.
С 2015 года российские учителя работают по новым стандартам ООО. Учитель, работающий по новым стандартам, должен прежде всего сам обладать проектной и исследовательской культурой, а также общей эрудицией. Новое в образовательной деятельности, зафиксированное в Фундаментальном ядре содержания общего образования, требует от учителя владения теми методами и технологиями, которые в наибольшей степени способствуют формированию ключевых проектных и исследовательских компетенций у учеников: исследовательское обучение, проектное обучение, методы организации самостоятельной работы и т.п.
В стандарте неоднократно подчеркивается, что теперь любой учитель обязан уметь работать со всем категориями детей: особо одаренными, отстающими в развитии, инвалидами и теми, «для кого русский язык не является родным». Преподаватель должен стать еще и профессиональным психологом, понимающим «стадии и кризисы развития, индикаторы индивидуальных особенностей траекторий жизни».
Подразумевается, что каждый учитель должен знать иностранный язык, чтобы «совместно с учащимися использовать иноязычные источники информации». Причем педагог должен применять все эти умения независимо от возраста детей.
В разделе «необходимые умения» уточняется, что каждый педагог должен «владеть методами обучения, выходящими за рамки учебных занятий», — вести «проектную деятельность», «полевую практику». Кроме того, преподаватель должен уметь организовывать экскурсии и походы.
Федеральный государственный стандарт фактически формулирует требования к подготовке учителя для реализации основной образовательной программы начального общего образования. Вследствие этого перед нами стоит задача проектирования нового содержания повышения квалификации в контексте ФГОС.
1.Педагогические советы, семинары
2. Открытые уроки.
3.Участие в видеоконференциях, вебинарах.
4. Повышение квалификации (тьюторы).
5. Использование проектных технологий отражено в аттестации педагогических кадров. Показатели качества освоения обучающимися образовательных программ по результатам мониторингов, проводимых организацией
2.5. Наличие проектов социальной направленности, реализованных с обучающимися под руководством учителя | Перечень проектов социальной направленности, реализованных учителем с обучающимися, заверенный руководителем ОО (паспорта проектов, реализованных учителем). Перечень исследовательских проектов, имеющих социально-значимые результаты |
В заключении хочется добавить, что метод проекта отвечает всем требованиям ФГОС. В рамках системно-деятельностного подхода, когда главной целью становится развитие личности – метод проекта является наиболее актуальным.
Предварительный просмотр:
Индивидуальная карта работы на семинаре для учителей географии по теме:
«Организация проектной и исследовательской деятельности учащихся на уроках географии
в рамках реализации ФГОС ООО»
ФИО__________________________участника семинара
9 ноября 2015 года
Задания
1.Закончите предложение.
- В ходе работы над проектом (учебным, творческим, социальным) реализуется _____________________________________________обучение.
- метапредметные результаты освоения ООП по географии (примеры)___________________________________________________________________________________________________________________________
- какие УУД формируются в ходе работы над проектом?
______________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________
2. Предложить детям оценить самим свою работу в виде «листа самооценки». Запишите в верхнюю строку критерии УУД
ФИ | ||||||
Иванов | + | + | + | + | ||
Петров |
3. В современной дидактике учебный проект это результат познавательной, интеллектуальной, коммуникативной, практической, оценочной видов деятельности (нужное подчеркнуть).
4. Сформулируйте задачу на применение знаний географии в нестандартной ситуации____________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________
5. Личные заметки и комметнтарии____________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________
6. По итогам семинара займите одну из ступеней это лестницы (обведите человечка) .
Предварительный просмотр:
Подписи к слайдам:
Организация проектной деятельности обучающихся в условиях введения ФГОС НОО и ООО Федеральный государственный образовательный стандарт основного общего образования (5-9 кл.) Вступил в силу с 1 сентября 2015 года Стандарт устанавливает требования к результатам освоения обучающимися основной образовательной программы основного общего образования : Личностным (социальные компетенции) Предметным (…..освоенные обучающимися в ходе изучения учебного предмета виды деятельности ……применению в учебных, учебно-проектных и социально-проектных ситуациях…… ) Метапредметным (освоение УУД) Вводится также новая междисциплинарная программа «Основы учебно-исследовательской и проектной деятельности»
Основа ФГОС – ЛИЧНОСТНО –ОРИЕНТИРОВАННОЕ ОБУЧЕНИЕ
Требования законодательства РФ (№273-ФЗ «Об образовании в РФ») Вступил в силу с 1 сентября 2013 года Статья 28. Компетенция, права, обязанности и ответственность ОО (п.12 ….использование и совершенствование образовательных технологий ); Статья 48. Обязанности и ответственность педагогических работников (п.1.4. Педагогические работники обязаны: - Развивать у обучающихся познавательную активность, самостоятельность, инициативу, творческие способности….. );
Современные образовательные технологии Информационно – коммуникационная технология (ИКТ) Технология развития критического мышления (ТКМ) Проектная технология Технология развивающего обучения Здоровьесберегающие технологии Технология проблемного обучения Игровые технологии Модульная технология Технология мастерских Кейс – технология Технология интегрированного обучения Педагогика сотрудничества Технологии уровневой дифференциации Традиционные технологии (классно-урочная система)
Проектная технология
Компетенции для ученика – это образ его будущего Социальная компетентность – способность действовать в социуме с учётом позиций других людей. Коммуникативная компетентность – способность вступать в коммуникацию с целью быть понятым. Предметная компетентность – способность анализировать и действовать с позиции отдельных областей человеческой культуры. Информационная компетентность – способность владеть информационными технологиями, работать со всеми видами информации. Автономизационная компетентность – способность к саморазвитию, самоопределению, самообразованию, конкурентоспособности. Продуктивная компетентность – умение работать и зарабатывать, быть способным создать собственный продукт, принимать решения и нести ответственность за них. Нравственная компетентность – готовность, способность жить по традиционным нравственным законам.
Нормативно правовые документы определяющие акцент на развитие профессионализма учителя: - Образовательная инициатива «Наша новая школа» Совершенствование учительского корпуса - Концепция долгосрочного социально-экономического развития РФ на период до 2020 года (создание современной системы непрерывного образования, подготовки и переподготовки профессиональных кадров) - Закон №273 – ФЗ «Об образовании в РФ» Ст.48 Обязанности и ответственность педагогических работников (систематически повышать свой профессиональный уровень)
Практическая работа учащихся - это достижение комплексного образовательного результата
Реализация проектной деятельности - Реализация городского мега-проекта «Мы вместе» Экологический проект «Наш дом Нижний Новгород» Социальный проект «Дом, в котором я живу» Международная «Нижегородская модель ООН» Индивидуальные творческие (интерактивные) проекты учащихся и педагогических работников
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
ПРОЕКТНАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ НА УРОКАХ ТЕХНОЛОГИИ В РАМКАХ РЕАЛИЗАЦИИ ФГОС В НАЧАЛЬНОЙ И ОСНОВНОЙ ШКОЛЕ
В статье представлен материал из опыта работы учителей по проектной деятельности с учащимися....
Тема самообразования: Проектная деятельность на уроках технологии в рамках реализации ФГОС.
План самообразованияучителя технологии Щербак Аллы ВалерьевныТема самообразования: Проектная деятельность на уроках технологии в рамках реализации ФГОС.Цель: расширение общепедагогическ...
Проектная деятельность на уроках технологии в рамках реализации ФГОС
Презентация:"Проектная деятельность на уроках технологии в рамках реализации ФГОС"...
Проектная деятельность на уроках технологии в рамках реализации ФГОС.
В статье учитель обобщает свой опыт по выполнению проектной деятельности учащимися на уроках технологии....
ПРОЕКТНАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ НА УРОКАХ ТЕХНОЛОГИИ В РАМКАХ РЕАЛИЗАЦИИ ФГОС В ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНОМ УЧРЕЖДЕНИИ
В настоящее время процесс обучения все больше связывают с деятельностным подходом и освоением новых знаний. Одним из видов тако...
Методическая разработка «Методические рекомендации к организации проектной деятельности на уроках технологии в рамках реализации ФГОС»
Статья содержит конкретные рекомендации из опыта работы по организации и выполнению творческого проекта на уроках технологии в рамках реализации ФГОС. Также здесь представлены ...
Организация проектной деятельности обучающихся на уроках географии в рамках реализации ФГОС ООО
Метод проектов – это образовательная технология, позволяющая индивидуализировать учебный процесс, дающая возможность ребенку проявить творческую самостоятельность в планировании, организации и к...