Урок-поход
методическая разработка по географии (6 класс) по теме
Данная разработка урока помогает решить следующие задачи:
Расширить знания учащихся о природных комплексах своей местности, сформировать умение выделять главные компоненты П.К., указать меры по охране окружающей среды. Научить фиксировать результаты наблюдений.
Развивать у учащихся умения называть и показывать особенности компонентов природы устанавливать причинно-следственные связи, прогнозировать тенденции в изменении природы под влияние деятельности человека.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
urok-pohod.doc | 727.5 КБ |
Предварительный просмотр:
Урок-поход "Природные комплексы нашей местности"
Скляр Александр Николаевич, учитель географии
Учено-воспитательные задачи урока:
- Расширить знания учащихся о природных комплексах своей местности, сформировать умение выделять главные компоненты П.К., указать меры по охране окружающей среды. Научить фиксировать результаты наблюдений.
- Дать представление об особенностях природы Кочковского района и своего села Черновка.
- Развивать у учащихся умения называть и показывать особенности компонентов природы устанавливать причинно-следственные связи, прогнозировать тенденции в изменении природы под влияние деятельности человека.
Воспитательная:
- Создать условия для повышения мотивации к обучению, для понимания необходимости охранять природу родного края.
- Помочь учащимся осознать практическую значимость изучения природы Кочковского района на примере окрестностей села Черновка.
- Способствовать формированию эмоционально-ценностного отношения к миру и чувства товарищества, дружбы, умения работать в коллективе.
Оборудование: полевые дневники, карандаши, ластик, линейка, транспортир, компас, рулетка, папка для гербария.
Ход урока
I этап. Подготовка к уроку
Вводная беседа в классе:
- Сообщение целей работы во время урока – похода.
- Вычерчивание плана местности с указанием остановок во время похода по карте аэрокосмического снимка окрестностей села Черновка.
- Создание творческих групп по ведению полевых дневников.
- Сообщение методики проведения практических работ на каждой из остановок похода.
- Записывание заданий в полевой дневник.
Задание № 1
Опишите П.К. своей местности по плану:
а) Географическое положение;
б) Особенности рельефа, горных пород, изменение рельефа под действием человека.
в) Особенности поверхностных вод, находящихся на территории нашего села; особенности реки Карасук ( питание реки, изменение уровня воды в реке по временам года, меры по охране).
г) Особенности почв АО «Черновское», их использование, меры по сохранению и повышению плодородия.
д) Растительный мир, изменение растительности под влиянием хозяйственной деятельности человека, меры по охране растительного мира.
Маршрут урока-похода
Остановки:
- Лесополоса.
- Река Карасук.
- Степной участок.
- Пашня.
Задание 2
1. Описать, как может измениться П.К. нашей местности если:
- Резко уменьшится среднегодовое количество осадков;
- Повысится уровень грунтовых вод;
2. Что можно изменить в П.К. нашей местности, чтобы улучшить условия для жизни и отдыха людей? Это задание творческое. Его можно выполнить дома.
Выполнение практической части работы по группам. Деление класса на группы по 4 человека.
II этап
Остановка № 1. Лесополоса.
- Для чего человек сажает лесополосы?
- Определение основных видов деревьев.
- В полевой дневник зарисовать формы листьев 5 видов деревьев, или собрать небольшой гербарий из листьев, а на уроках биологии определить и описать эти виды деревьев.
- Ответить на вопросы: Какова польза лесополос в нашей местности? Как давно они были посажены? Кто их сажал? Что будет, если они погибнут?
Остановка № 2. Изучение реки.
- Записать в полевой дневник общие данные об реке ( длина, средняя ширина и глубина, скорость течения, исток и устье реки, название реки).
- Исследовать водную растительность. Определить видовой состав растений.
- Животный мир реки: водоплавающие птицы, промысловые животные, рыбы и другие обитатели реки.
- Определить, нуждается ли эта река в охране? Какие мероприятия по охране данной реки могут провести учащиеся во время похода.
- Зарисовать план – схему отдельного участка береговой линии реки.
Остановка № 3. Растительность степного участка.
- Определить основные виды растительности.
- Указать сроки цветения степных растений.
- Собрать гербарные образцы 5 видов степных растений.
- Указать основные меры по охране и использовании растительного покрова лесостепей Кочковского района и села Черновка.
Остановка №4. Изучение почвенного покрова нашей местности
- Беседа о выполнении заданий по изучению почвы.
- Общая характеристика почв.
- Строение почвы ( изготовление и рассматривание почвенного монолита).
- Особенности почв Новосибирской области и своего населенного пункта. Сравнение почв.
- Использование почв.
- Меры по охране и повышению плодородия.
III этап. Подведение итогов урока-похода
1. Сделать общий вывод об основных компонентах П.К. нашей местности. Как используются природные комплексы на территории нашего села. Обратить внимание на экологическое состояние природных объектов в окрестностях села.
2. Наметить пути решения некоторых экологических проблем выявленных в течение урока-похода.
3. Задание на дом: провести камеральную обработку записей в полевом дневнике, оформить гербарий растений луга и лесополосы с рисунками. Зарисовать на «чистовик» план-схему участка береговой линии реки и надписать растения и животные, которые обитают в данной реке.
пашня
луг
Река Карасук
лесополоса
школа
школа
1. лесополоса
2. Река Карасук
3. луг
4. пашня
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Конспект урока "Поход в кукольный театр"
Разработка урока английского языка с элементами инсценировок сказки на английском языке....
Сюжетно-ролевой урок "Поход на чудо-поляну"
Сценарий мероприятия...
Урок поход на тему "Путешествие на дно древнего моря".
Урок поход на тему «Путешествие на дно древнего моря». Цель: Закрепление теоретических знаний, полученных на уроках географии, экологии, био...
Урок математики в 6 классе "Вычитание отрицательных чисел. Урок-поход".
Сознательно, прочно усвоить правила сложения и вычитания положительных и отрицательных чисел, что обеспечит базу для успешной работына уроках математики, физики и других предметов....
Урок "Поход в Лондонский зоопарк" (6 класс)
Методическая разработка открытого урока "Поход в Лондонский зоопарк" (в 6 классе по учебнику Enjoy English 5-6)...
Методическая разработка "Урок-поход"
Организация уроков на местности....
Интегрированный урок-поход физической культуры и географии
Раздел: «Гимнастика»Тема урока:Физкультура – Гимнастика. Акробатика (кувырки вперёд, назад, стойка на лопатках, мост(дев), лазание по канату, опорный прыжок, упражнение в ...