Состав и строение гидросферы
план-конспект урока по географии (6 класс) по теме

Урок географии в 6 классе разработан с учетом новых стандартов.

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon sostav_i_stroenie_gidrosfery.doc78 КБ

Предварительный просмотр:

План-конспект урока

Тема урока: «Состав и строение гидросферы».

ФИО (полностью)

Темякова Людмила Александровна

Место работы

МБОУ «СОШ с. Большая Дмитриевка Лысогорского района»

Должность

учитель географии

Предмет

География

Класс

6 класс

Тема и номер урока в теме

  Тема: Гидросфера – водная оболочка Земли. Номер урока № 1. Тема урока: «Состав и строение гидросферы».

Базовый учебник

География. Академический школьный учебник для 5-6-го классов для   общеобразовательной школы. Под ред. А.И. Алексеева.- М.: «Просвещение» 2012.

Цель урока:

Формировать представление учащихся о гидросфере.  

Задачи:

- обучающие

- формировать знания о составе и строении гидросферы;

- формировать представление о Мировом круговороте воды в природе;

- раскрыть значение воды в природе для всего живого на Земле.

- развивающие:

- развивать умение сравнивать соотношение отдельных частей гидросферы;

- развивать навыки выявления взаимосвязи между составными частями гидросферы;

- формировать умение работать с иллюстрациями и текстом, вопросами и заданиями учебника;

- формировать навыки самостоятельной и групповой работы;

воспитательные:

- развивать у обучающихся интерес к предмету, образное мышление;

- воспитывать бережное отношение к окружающей природе.

10. Тип урока:

Урок усвоения новых знаний.

11.Формы работы учащихся:

фронтальная, групповая.

12. Необходимое техническое оборудование:

Мультимедийный проектор, интерактивная доска.

13. Структура и ход урока

ТЕХНОЛОГИЧЕСКАЯ КАРТА УРОКА

Этапы урока

Действия учителя

Действия  ученика

Личностные резуль

таты

Предмет

ные результа

ты

Мета

предмет

ные резуль

таты

Организа-

ционный

Приветствие, проверка готовности обучающихся к уроку

Отвечают на приветствие, готовятся к уроку

Создание проблем- ной ситуации

Учитель: Кто из вас летом побывал на море? Поднимите руки, пожалуйста! Кто во время каникул хотя бы раз отдыхал на берегу реки? А теперь попрошу подняться тех, кто любит прогулки в дождь. А кто любит гулять во время снегопада? Будьте добры, поднимитесь те, кто когда-нибудь пил воду из родника. Кто любит минеральную воду… И, наконец, те кто любит лимонад!

Какое понятие объединяет все три блока вопросов? Вода! Именно она станет героиней темы, к изучению которой мы сегодня приступаем.

Много ли воды на Земле? 



Основная часть нашей жизни протекает на суше, однако ¾ поверхности земного шара заняты водой. Вся вода, окружающая нас, образует единую водную оболочку Земли.

Проблемный вопрос урока: Почему не хватает воды, если её на Земле больше, чем суши?

Чтобы ответить на этот вопрос, что бы вы хотели узнать о воде?








Поднимают руки.




Встают.






Встают.


Ответ: вода.








Работают с физической картой полушарий

с. 176-177 учебника, делают вывод, что площадь суши меньше площади океанов.















Примерные ответы:        - Какой состав водной оболочки?

- Какое строение имеет водная оболочка? И т.д.

Сообщают тему урока: «Состав и строение гидросферы»

Формирование ответственного отношения к учению, готовности и способности к саморазвитию на основе мотивации к  обучению и познанию.
































Овладение основами картографической грамотности использования географической карты.

Умение определять задачи для изучения новой темы, умение делать выводы.

Открытие нового знания

Как в географии называют водную оболочку Земли?




1. Проблемный вопрос:

- Из чего состоит гидросфера?

Что входит в состав гидросферы и как распределяется в ней вода?







В каких состояниях встречается вода на Земле?





Физминутка. Упражнения  для глаз.

2. Проблемный вопрос:

- Что происходит с водой в природе?

Учитель акцентирует внимание учащихся на высказывании известного географа А.А. Григорьева о том, что вода не только образует гидросферу, но и проникает в другие её сферы: литосферу, атмосферу, биосферу. Она входит с ними в тесное соприкосновение, возвращаясь обратно в свободную гидросферу, придает ей часть приобретенных от других сфер свойства.  

3. Проблемный вопрос:  

- Как происходит Миро-вой круговорот воды?

Демонстрируется   анимация  Мирового круговорота воды. Учитель обращает внимание на то, что слово «круговорот» означает «вращение по кругу, возвращение к началу, к тому пункту, откуда началось движение».    

Учитель акцентирует внимание учащихся на том, что Мировой круговорот приводит в движение всю воду на нашей планете, участвует в перемещении тепла по поверхности Земли. Благодаря круговороту происходит очистка воды и обмен минеральных веществ на Земле.  

Священная древнеиндийская книга “Ригведа” донесла до нас молитву, обращенную к воде: “О, священные воды, будьте нашей защитой, утолите нашу жажду, подарите нам блаженство и счастье, которое выше всех драгоценностей, выше всех правителей мира. О, воды! Дайте нам благодатное утешение…”.

4. Проблемный вопрос:           - Как вы думаете, почему древние придавали столь большое значение такому распространенному, а значит, обычному веществу?

Учащимся предлагается просмотреть фрагмент  фильма о современном использовании вод.










Анализируя составленную учащимися схему, учитель объясняет, почему охрана гидросферы – забота всех людей, населяющих планету.

Физминутка.

С этой целью учащиеся рассматривают шмуцтитул темы и выясняют значение этого термина. Гидросфера – водная оболочка земли («гидро»  (hidor) - вода, сфера – шар) 






Работа с рис.61 учебника. Учащиеся определяют, каков состав гидросферы и как распределяется в ней вода. Работа в тетради – составляют схему:



                                Состав гидросферы


Вода морей и    воды      вода в живых    вода в

океанов              суши        организмах    атмосфере


Продолжают работать с рис.61, составляют схему:                

                      вода

твердая     жидкая  газообразная

(снег, лед)                                              (пар)


1. Вывод: Основная часть гидросферы – это жидкая соленая вода океанов и морей.


Выполняют упражнения







Работая с учебником,     с. 95, учащиеся определяют важные свойства воды, выясняют  понятие «Мировой круговорот воды в природе».


2. Вывод: вода играет важную роль в строении и развитии земных оболочек, а особенности оболочек влияют на состав, свойства и движение воды.







Работа с анимацией Мирового круговорота, учащиеся определяют начало круговорота и его этапы.







3. Вывод: Мировой круговорот воды осуществляет взаимосвязь оболочек Земли, поддерживает жизнь на Земле.






























На основе фрагмента фильма учащиеся делятся на две группы  самостоятельно составляют схему:


Значение воды


для природы              для себя

Земли                             лично

(1 группа – значение воды для природы Земли, вторая группа – для себя лично )


Вывод: Без воды жизнь на Земле невозможна. Все больше пресной воды используется человеком для промышленности, сельского хозяйства и личных нужд.









Выполняют динами-ческие упражнения

Формирование личностных представлений о целостности природы, населения и хозяйства Земли. Формирование бережного отношения к окружающей природе.



Формирование представления о составе и строении гидросферы. Формирование представления о Мировом круговороте воды в природе и взаимосвязях оболочек Земли. Формирование представления о значении воды для природы и человека.

Умение определять понятия, сравнивать соотношение отдельных частей гидросферы;

навыки выявления взаимосвязи между составными частями гидросферы;

умение работать с иллюстрациями и текстом, вопросами и заданиями учебника; умение составлять схемы;

навыки по поиску информации и ее анализу; навыки самостоятельной и групповой работы;

интерес к предмету, образное мышление.


Закрепле –ние.  

Класс разделяется на группы. Каждая группа получает задание на листе-“капле”. На доске записывается общее для всех задание “Найди ошибку”. Через 4 мин. Представители групп отвечают на вопросы заданий.


Предлагает выполнить задания в тетради «Мой тренажер» №3, с. 47


Выполняют задания, комментируют ошибки.










Выполняют задания в тетради «Мой тренажер» №3 с. 47

Освоение правил поведения  при работе в группах, формирование коммуникативных компетенций.

Формирование умений, используя полученные на уроке знания.

Навыки самостоятельной и групповой работы;

Умение оценивать правильность выполнения заданий.

Подведе-ние итогов. Оценива-ние.

Обобщение совместно с учащимися изученного материала. Выставление оценок за урок с комментариями.

Учащиеся совместно с учителем обобщают изученный материал, делают вывод по проблеме, используя свои новые знания.

Вывод по проблеме урока: Основная часть гидросферы – это соленая вода морей и океанов. Без воды жизнь на Земле невозможна, т.к. она играет важную роль в строении и развитии земных оболочек. Мировой круговорот воды осуществляет взаимосвязь оболочек Земли, поддерживает жизнь на Земле. Все больше пресной воды используется человеком для хозяйственных нужд.

Формирование коммуникативных компетенций.

В диалоге с учителем совершенствовать самостоятельно выработанные критерии оценки.

Умение отстаивать самостоятельно выработанные критерии оценки.

Домашнее задание

1. Изучить §28;

2. Ответить на вопросы 3-7 на с. 96;

3. Выполнить задания 1-2 с.47; задания 8-10 с.49-50 «Мой тренажер»  (по выбору)

4. Подобрать высказывания поэтов, писателей, ученых о воде (творческое задание по выбору).

Записывают домашнее задание.

Формирование ответственного отношения к учению и саморазвитию.

Формирование умений и навыков, используя полученные знания

Формирование основных навыков нахождения и   использования географической информации


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Урок "Состав и строение гидросферы"

Разработка урока геогравфии с учётом ФГОС....

Урок "Состав и строение гидросферы"

Это 1 урок в теме "Гидросфера".Начинается он с изучения нового материала.На уроке активно используется групповая форма работы с использованием ситуационных задач,которые решали ученики.Используется УМ...

Урок "Состав и строение гидросферы"

Это 1 урок в теме "Гидросфера".Начинается он с изучения нового материала.На уроке активно используется групповая форма работы с использованием ситуационных задач,которые решали ученики.Используется УМ...

План-конспект урока "Состав и строение гидросферы"

Урок по географии  "Состав и строение гидросферы" в 6 классе к линнии учебников "Полярная звезда". Построен в соответствии с ЭОР....

Формирование и систематизация знаний по теме: "Состав и строение гидросферы"

Прежде чем приступить к изучению водной оболочки Земли, учитель предлагает учащимся объяснить, что означает слово «гидросфера». С этой целью учащиеся рассматривают шмуцтитул темы и выясняют значение э...

Состав и строение гидросферы

Полный и подробный урок по теме " Гидросфера", который формирует УУД....

Технологическая карта урока в 5 классе по географии : Состав и строение гидросферы.

Технологическая карта 5 класс по географии . Тема урока:Состав и строение гидросферы. План урока пмогает провести урок по новым федеральным законам....