Состав и строение гидросферы
план-конспект урока по географии (6 класс) по теме
Урок географии в 6 классе разработан с учетом новых стандартов.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
sostav_i_stroenie_gidrosfery.doc | 78 КБ |
Предварительный просмотр:
План-конспект урока
Тема урока: «Состав и строение гидросферы».
ФИО (полностью)
Темякова Людмила Александровна
Место работы
МБОУ «СОШ с. Большая Дмитриевка Лысогорского района»
Должность
учитель географии
Предмет
География
Класс
6 класс
Тема и номер урока в теме
Тема: Гидросфера – водная оболочка Земли. Номер урока № 1. Тема урока: «Состав и строение гидросферы».
Базовый учебник
География. Академический школьный учебник для 5-6-го классов для общеобразовательной школы. Под ред. А.И. Алексеева.- М.: «Просвещение» 2012.
Цель урока:
Формировать представление учащихся о гидросфере.
Задачи:
- обучающие
- формировать знания о составе и строении гидросферы;
- формировать представление о Мировом круговороте воды в природе;
- раскрыть значение воды в природе для всего живого на Земле.
- развивающие:
- развивать умение сравнивать соотношение отдельных частей гидросферы;
- развивать навыки выявления взаимосвязи между составными частями гидросферы;
- формировать умение работать с иллюстрациями и текстом, вопросами и заданиями учебника;
- формировать навыки самостоятельной и групповой работы;
воспитательные:
- развивать у обучающихся интерес к предмету, образное мышление;
- воспитывать бережное отношение к окружающей природе.
Урок усвоения новых знаний.
11.Формы работы учащихся:
фронтальная, групповая.
12. Необходимое техническое оборудование:
Мультимедийный проектор, интерактивная доска.
13. Структура и ход урока
ТЕХНОЛОГИЧЕСКАЯ КАРТА УРОКА
Этапы урока | Действия учителя | Действия ученика | Личностные резуль таты | Предмет ные результа ты | Мета предмет ные резуль таты |
Организа- ционный | Приветствие, проверка готовности обучающихся к уроку | Отвечают на приветствие, готовятся к уроку |
Создание проблем- ной ситуации | Учитель: Кто из вас летом побывал на море? Поднимите руки, пожалуйста! Кто во время каникул хотя бы раз отдыхал на берегу реки? А теперь попрошу подняться тех, кто любит прогулки в дождь. А кто любит гулять во время снегопада? Будьте добры, поднимитесь те, кто когда-нибудь пил воду из родника. Кто любит минеральную воду… И, наконец, те кто любит лимонад! Какое понятие объединяет все три блока вопросов? Вода! Именно она станет героиней темы, к изучению которой мы сегодня приступаем. Много ли воды на Земле? Основная часть нашей жизни протекает на суше, однако ¾ поверхности земного шара заняты водой. Вся вода, окружающая нас, образует единую водную оболочку Земли. Проблемный вопрос урока: Почему не хватает воды, если её на Земле больше, чем суши? Чтобы ответить на этот вопрос, что бы вы хотели узнать о воде? | Поднимают руки. Встают. Встают. Ответ: вода. Работают с физической картой полушарий с. 176-177 учебника, делают вывод, что площадь суши меньше площади океанов. Примерные ответы: - Какой состав водной оболочки? - Какое строение имеет водная оболочка? И т.д. Сообщают тему урока: «Состав и строение гидросферы» | Формирование ответственного отношения к учению, готовности и способности к саморазвитию на основе мотивации к обучению и познанию. | Овладение основами картографической грамотности использования географической карты. | Умение определять задачи для изучения новой темы, умение делать выводы. |
Открытие нового знания | Как в географии называют водную оболочку Земли? 1. Проблемный вопрос: - Из чего состоит гидросфера? Что входит в состав гидросферы и как распределяется в ней вода? В каких состояниях встречается вода на Земле? Физминутка. Упражнения для глаз. 2. Проблемный вопрос: - Что происходит с водой в природе? Учитель акцентирует внимание учащихся на высказывании известного географа А.А. Григорьева о том, что вода не только образует гидросферу, но и проникает в другие её сферы: литосферу, атмосферу, биосферу. Она входит с ними в тесное соприкосновение, возвращаясь обратно в свободную гидросферу, придает ей часть приобретенных от других сфер свойства. 3. Проблемный вопрос: - Как происходит Миро-вой круговорот воды? Демонстрируется анимация Мирового круговорота воды. Учитель обращает внимание на то, что слово «круговорот» означает «вращение по кругу, возвращение к началу, к тому пункту, откуда началось движение». Учитель акцентирует внимание учащихся на том, что Мировой круговорот приводит в движение всю воду на нашей планете, участвует в перемещении тепла по поверхности Земли. Благодаря круговороту происходит очистка воды и обмен минеральных веществ на Земле. Священная древнеиндийская книга “Ригведа” донесла до нас молитву, обращенную к воде: “О, священные воды, будьте нашей защитой, утолите нашу жажду, подарите нам блаженство и счастье, которое выше всех драгоценностей, выше всех правителей мира. О, воды! Дайте нам благодатное утешение…”. 4. Проблемный вопрос: - Как вы думаете, почему древние придавали столь большое значение такому распространенному, а значит, обычному веществу? Учащимся предлагается просмотреть фрагмент фильма о современном использовании вод. Анализируя составленную учащимися схему, учитель объясняет, почему охрана гидросферы – забота всех людей, населяющих планету. Физминутка. | С этой целью учащиеся рассматривают шмуцтитул темы и выясняют значение этого термина. Гидросфера – водная оболочка земли («гидро» (hidor) - вода, сфера – шар) Работа с рис.61 учебника. Учащиеся определяют, каков состав гидросферы и как распределяется в ней вода. Работа в тетради – составляют схему: Состав гидросферы Вода морей и воды вода в живых вода в океанов суши организмах атмосфере Продолжают работать с рис.61, составляют схему: вода твердая жидкая газообразная (снег, лед) (пар) 1. Вывод: Основная часть гидросферы – это жидкая соленая вода океанов и морей. Выполняют упражнения Работая с учебником, с. 95, учащиеся определяют важные свойства воды, выясняют понятие «Мировой круговорот воды в природе». 2. Вывод: вода играет важную роль в строении и развитии земных оболочек, а особенности оболочек влияют на состав, свойства и движение воды. Работа с анимацией Мирового круговорота, учащиеся определяют начало круговорота и его этапы. 3. Вывод: Мировой круговорот воды осуществляет взаимосвязь оболочек Земли, поддерживает жизнь на Земле. На основе фрагмента фильма учащиеся делятся на две группы самостоятельно составляют схему: Значение воды для природы для себя Земли лично (1 группа – значение воды для природы Земли, вторая группа – для себя лично ) Вывод: Без воды жизнь на Земле невозможна. Все больше пресной воды используется человеком для промышленности, сельского хозяйства и личных нужд. Выполняют динами-ческие упражнения | Формирование личностных представлений о целостности природы, населения и хозяйства Земли. Формирование бережного отношения к окружающей природе. | Формирование представления о составе и строении гидросферы. Формирование представления о Мировом круговороте воды в природе и взаимосвязях оболочек Земли. Формирование представления о значении воды для природы и человека. | Умение определять понятия, сравнивать соотношение отдельных частей гидросферы; навыки выявления взаимосвязи между составными частями гидросферы; умение работать с иллюстрациями и текстом, вопросами и заданиями учебника; умение составлять схемы; навыки по поиску информации и ее анализу; навыки самостоятельной и групповой работы; интерес к предмету, образное мышление. |
Закрепле –ние. | Класс разделяется на группы. Каждая группа получает задание на листе-“капле”. На доске записывается общее для всех задание “Найди ошибку”. Через 4 мин. Представители групп отвечают на вопросы заданий. Предлагает выполнить задания в тетради «Мой тренажер» №3, с. 47 | Выполняют задания, комментируют ошибки. Выполняют задания в тетради «Мой тренажер» №3 с. 47 | Освоение правил поведения при работе в группах, формирование коммуникативных компетенций. | Формирование умений, используя полученные на уроке знания. | Навыки самостоятельной и групповой работы; Умение оценивать правильность выполнения заданий. |
Подведе-ние итогов. Оценива-ние. | Обобщение совместно с учащимися изученного материала. Выставление оценок за урок с комментариями. | Учащиеся совместно с учителем обобщают изученный материал, делают вывод по проблеме, используя свои новые знания. Вывод по проблеме урока: Основная часть гидросферы – это соленая вода морей и океанов. Без воды жизнь на Земле невозможна, т.к. она играет важную роль в строении и развитии земных оболочек. Мировой круговорот воды осуществляет взаимосвязь оболочек Земли, поддерживает жизнь на Земле. Все больше пресной воды используется человеком для хозяйственных нужд. | Формирование коммуникативных компетенций. | В диалоге с учителем совершенствовать самостоятельно выработанные критерии оценки. | Умение отстаивать самостоятельно выработанные критерии оценки. |
Домашнее задание | 1. Изучить §28; 2. Ответить на вопросы 3-7 на с. 96; 3. Выполнить задания 1-2 с.47; задания 8-10 с.49-50 «Мой тренажер» (по выбору) 4. Подобрать высказывания поэтов, писателей, ученых о воде (творческое задание по выбору). | Записывают домашнее задание. | Формирование ответственного отношения к учению и саморазвитию. | Формирование умений и навыков, используя полученные знания | Формирование основных навыков нахождения и использования географической информации |
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Урок "Состав и строение гидросферы"
Разработка урока геогравфии с учётом ФГОС....
Урок "Состав и строение гидросферы"
Это 1 урок в теме "Гидросфера".Начинается он с изучения нового материала.На уроке активно используется групповая форма работы с использованием ситуационных задач,которые решали ученики.Используется УМ...
Урок "Состав и строение гидросферы"
Это 1 урок в теме "Гидросфера".Начинается он с изучения нового материала.На уроке активно используется групповая форма работы с использованием ситуационных задач,которые решали ученики.Используется УМ...
План-конспект урока "Состав и строение гидросферы"
Урок по географии "Состав и строение гидросферы" в 6 классе к линнии учебников "Полярная звезда". Построен в соответствии с ЭОР....
Формирование и систематизация знаний по теме: "Состав и строение гидросферы"
Прежде чем приступить к изучению водной оболочки Земли, учитель предлагает учащимся объяснить, что означает слово «гидросфера». С этой целью учащиеся рассматривают шмуцтитул темы и выясняют значение э...
Состав и строение гидросферы
Полный и подробный урок по теме " Гидросфера", который формирует УУД....
Технологическая карта урока в 5 классе по географии : Состав и строение гидросферы.
Технологическая карта 5 класс по географии . Тема урока:Состав и строение гидросферы. План урока пмогает провести урок по новым федеральным законам....