ПРОГРАММА ВНЕУРОЧНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ «СОЦИАЛЬНОЕ ПРОЕКТИРОВАНИЕ»
рабочая программа (7 класс) на тему
Программа организации внеурочной деятельности школьников «Социальное проектирование» предназначена для работы с детьми 6-11-х классов и является механизмом интеграции. Данная программа основана на активных формах социальных практик и направлена на воспитание информационной культуры, развитие активной жизненной позиции и деловых качеств, обеспечения полноты и цельности содержания программ по предметам, расширяя и обогащая его.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
sotsialnoe_proektirovanie.docx | 707.03 КБ |
Предварительный просмотр:
Муниципальное казенное общеобразовательное учреждение
Киргинцевская средняя общеобразовательная школа
МКОУ Киргинцевская СОШ
Купинского района Новосибирской области
ПРОГРАММА
ВНЕУРОЧНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ
ПО СОЦИАЛЬНОМУ НАПРАВЛЕНИЮ
«Социальное проектирование»
«Создание школьной газеты»
Автор-составитель:
Ивликова Любовь Михайловна,
учитель истории и обществознания
МКОУ Киргинцевской СОШ
г.Купино
2017 г.
«Волны гаснут быстро,
но именно они формируют
образ моря и создают иллюзию движения.
В культуре волны называют проектами,
то есть брошенными вперёд.
Проекты возвышаются над поверхностью
культурного моря и потому заметны каждому.
Более того, они и придумываются затем,
чтобы привлечь внимание, заявить о себе».
ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА.
Актуальность и особенность программы.
Актуальность проектной деятельности сегодня осознается всеми. ФГОС нового поколения требует использования в образовательном процессе технологий деятельностного типа, методы проектно-исследовательской деятельности определены как одно из условий реализации основной образовательной программы среднего общего образования.
Изменение информационной структуры общества требует нового подхода к формам работы с детьми. Новые информационные технологии должны стать инструментом для познания мира и осознания себя в нём, а не просто средством для получения удовольствия от компьютерных игр и «скачивания» тем для рефератов из Интернета.
Необходимо одновременно помогать школьникам в анализе и понимании устного и печатного слова, содействовать тому, чтобы они сами могли рассказать о происходящих событиях, высказаться о своём социальном, политическом окружении. Эти два аспекта теснейшим образом связаны и дополняют друг друга в программе «Социальное проектирование». Данная программа нацелена на совершенствование основных видов речевой деятельности в их единстве и взаимосвязи; подразумевает теоретическую и практическую подготовку.
Актуальность программы также обусловлена ее методологической значимостью. Знания и умения, необходимые для организации проектной и исследовательской деятельности, в будущем станут основой для организации научно-исследовательской деятельности в вузах, колледжах, техникумах и т.д.
Особенностью данной программы также является реализация педагогической идеи формирования у школьников умения учиться – самостоятельно добывать и систематизировать новые знания.
Педагогическая целесообразность:
Федеральные государственные образовательные стандарты второго поколения значительное внимание уделяют метапредметным и личностным образовательным результатам. Внеурочная деятельность по социальному направлению ориентирована на работу с интересами учащихся, развитием их личностных компетенций, профориентацию. Программа организации внеурочной деятельности школьников по направлению «социальное проектирование» предназначена для работы с детьми 6-11-х классов, и является механизмом интеграции, обеспечения полноты и цельности содержания программ по предметам, расширяя и обогащая его.
Cоциальное проектирование заключается в создании некоммерческих проектов в социальной сфере. Необходимость в разработке того или иного проекта, основывается на спросе, потребностях, интересов общественности. Проектирование ориентировано на реализацию нужд, на решение актуальных проблем конкретного сообщества.
Под социальным проектированием понимают деятельность:
- социально-значимую, имеющую социальный эффект, результатом которой является создание реального (но не обязательно вещественного) «продукта», имеющего для подростка практическое значение в его личном опыте, задуманного и осуществленного им. В ходе работы подросток вступает в конструктивное взаимодействие с миром, с взрослой культурой, с социумом, через которое формируются:
- социальные навыки;
- представляются широкие возможности творческого развития;
- удовлетворяются потребности детей в общении со своими сверстниками, а также в желании реализовать свои лидерские и организаторские способности;
- позволяет организовать досуг учащихся в системе, интересно и с пользой для себя и для окружающих.
Новизна: данная программа основана на активных формах социальных практик.
1. Цель программы: воспитание информационной культуры, развитие активной жизненной позиции и деловых качеств.
Задачи программы:
1. Способствовать приобретению учащимися знаний и навыков, необходимых для успешного участия в социально-значимых проектах, гражданских инициативах, ключевых компетентностей;
3. Создать условия для включения детей в реализацию программ гражданского воспитания подрастающего поколения;
4. Подготовить консультантов-учащихся по организации социально-значимой деятельности учащихся и формированию навыков социального проектирования
5.Организовать выпуск школьной газеты.
Срок обучения:
Программа рассчитана на 1 год обучения.
Возраст учащихся: 12-17 лет.
Количество учащихся в группе 8-12 человек.
График занятий:
Занятия проводятся 1 раз в неделю по 2 часа.
2. Планируемые результаты освоения программы курса внеурочной деятельности:
Регулятивные УУД:
- целеполагание как постановка учебной задачи;
-планирование — определение последовательности промежуточных целей с учётом конечного результата; составление плана действий;
- прогнозирование результата;
- контроль в форме сличения способа действия и его результата с заданным эталоном с целью обнаружения отклонений и отличий от эталона.
- коррекция — внесение необходимых дополнений и коррективов в план и способ действия.
Познавательные УУД:
- самостоятельное выделение и формулирование цели;
- поиск и выделение необходимой информации;
- постановка и формулирование проблемы, самостоятельное создание алгоритмов деятельности при решении проблемы.
- анализировать результаты опытов, элементарных исследований; фиксировать их результаты;
- высказывать предположения, обсуждать проблемные вопросы;
– выбирать решение из нескольких предложенных, кратко обосновывать выбор;
- приводить примеры в качестве доказательства выдвигаемых положений.
Коммуникативные УУД:
- постановка вопросов — инициативное сотрудничество в поиске и сборе информации;
- умение с достаточной полнотой и точностью выражать свои мысли в соответствии с задачами и условиями коммуникации;
- применять правила делового сотрудничества: сравнивать разные точки зрения.
Личностные УУД:
- считаться с мнением другого человека;
- проявлять терпение и доброжелательность в дискуссии, доверие к собеседнику (соучастнику) в процессе совместной деятельности;
- желание приобретать новые знания, осознавать свои трудности и стремиться к их преодолению;
- осваивать новые виды деятельности;
- участвовать в творческом, созидательном процессе.
Предполагаемые результаты:
- разработка и реализация социальных проектов (проекта);
- решение актуальных вопросов села и района;
- участие в конференциях и конкурсах;
- увеличение количества школьников, занимающихся проектной деятельностью;
Учащиеся должны знать понятия:
1. Социальное проектирование и его этапы;
2. Тема, идея (основная мысль текста), его композиция;
3. Типы речи, стили речи.
Знать основы социального проектирования
Учащиеся должны уметь:
1. Собирать материал, систематизировать его;
2. Строить связное аргументированное высказывание на конкретную тему;
3. Доказывать свою собственную точку зрения;
4. Интересоваться мнением других людей;
5. Составлять план;
6. Создавать устное и письменное публичное выступление в разных жанрах;
7. Собирать материал;
8. Грамотно излагать свои мысли;
9. Создавать макет будущего номера;
10. Редактировать созданный материал.
Критерии оценивания учащихся на занятиях:
Ученик:
- что делал
- где участвовал
- каковы успехи
- планы на будущее
- чему научился
- индивидуальные творческие достижения
- я узнал
- я понял
- я научился
- лучше всего у меня получается
- я изменился в …сторону
Критерии оценивания созданных ученических работ:
- новизна и оригинальность
- полезность для автора и других людей
- трудоемкость работы
- качество оформления работ
Формы представления результатов: участие в конкурсе социальных проектов, конкурсах журналистского направления: районном конкурсе детской и юношеской прессы, выпуск школьной газеты.
3. ТЕМАТИЧЕСКИЙ ПЛАН.
№ | Название темы | Общее количество часов | Теоретические занятия | Практические занятия |
1 | Вводное занятие. Инструктаж по ТБ | 1 | 1 | - |
2 | Изучение технологии подготовки и реализации социального проекта | 3 | 2 | 1 |
3 | Обсуждение перспективы выпуска школьной газеты | 1 | 1 | - |
4 | Выделение проблем | 1 | - | 1 |
5 | Понятие о школьной газете | 2 | 1 | 1 |
6 | Из истории журналистике | 2 | 1 | 1 |
7 | Печатные издания и их роль | 3 | 1 | 2 |
8 | Текст. Тема и идея текста. | 3 | 1 | 2 |
9 | Стили речи | 4 | 2 | 2 |
10 | Газета. Какая она должна быть? | 2 | 1 | 1 |
11 | Анализ рубрик печатных изданий | 3 | 1 | 2 |
12 | Газетная статья | 3 | 1 | 2 |
13 | Что такое очерк | 2 | 1 | 1 |
14 | Реклама на страницах газеты | 3 | 1 | 2 |
15 | Интервью | 3 | 1 | 2 |
16 | Репортаж | 3 | 1 | 2 |
17 | Работа над языком статьи | 3 | 1 | 2 |
18 | Создание газетных статей. Сотрудничество с районной газетой «Маяк Кулунды». | 2 | 1 | 2 Написание статей и заметок в Маяк Кулунды |
19 | Редактирование текста | 2 | 2 | |
20 | Сбор информации | 4 | 1 | 3 |
21 | Оформление, дизайн газеты | 5 | 2 | 3 |
22 | Знакомство с версткой газет | 4 | 1 | 3 |
23 | Выпуск школьных газет « Школьные новости»- заметки в Маяк Кулунды | 7 | 7 | |
Всего | 64 | 24 | 40 |
4. СОДЕРЖАНИЕ
1. ВВОДНОЕ ЗАНЯТИЕ
Знакомство с программой деятельности, решение организационных вопросов, техника безопасности.
2. СУЩНОСТЬ И ВИДЫ СОЦИАЛЬНОГО ПРОЕКТИРОВАНИЯ
Под социальным проектированием понимается деятельность: социально значимая, имеющая социальный эффект; результатом которой является создание реального (но не обязательно вещественного) «продукта», имеющего для подростка практическое значение и принципиально, качественно нового в его личном опыте; задуманная, продуманная и осуществленная подростком; в ходе которой, подросток вступает в конструктивное взаимодействие с миром, с взрослой культурой, с социумом; через которую формируются социальные навыки подростка. Виды социальных проектов обучающихся, реализуемых в процессе деятельности:
- прикладные (результат выполнения такого проекта может быть непосредственно использован в практике);
- Информационные (предназначены для работы с информацией о каком-либо объекте, явлении, событии; предполагает анализ и обобщение информации и представление для широкой аудитории);
- Ролевые и игровые (участники принимают на себя определенные социальные роли, обусловленные содержанием проекта, определяют поведение в игровой ситуации);
- Исследовательские (результат связан с решением творческой исследовательской задачи с заранее неизвестным решением, предполагает наличие основных этапов, характерных для научного исследования: гипотеза, задача и др.);
- Проекты, включающие совокупность поисковых, творческих по своей сути приемов.
Виды социального проектирования:
- Прикладные (результат выполнения такого проекта может быть непосредственно использован в практике);
- Информационные (предназначены для работы с информацией о каком-либо объекте, явлении, событии; предполагает анализ и обобщение информации и представление для широкой аудитории);
- Ролевые и игровые (участники принимают на себя определенные социальные роли, обусловленные содержанием проекта, определяют поведение в игровой ситуации);
- Исследовательские (результат связан с решением творческой исследовательской задачи с заранее неизвестным решением, предполагает наличие основных этапов, характерных для научного исследования: гипотеза, задача и др.);
- Проекты, включающие совокупность поисковых, творческих по своей сути приемов.
3. ОБСУЖДЕНИЕ ПЕРСПЕКТИВЫ ВЫПУСКА ШКОЛЬНОЙ ГАЗЕТЫ.
4. ВЫДЕЛЕНИЕ ПРОБЛЕМ СВЯЗАННЫХ С ВЫПУСКОМ ШКОЛЬНОЙ ГАЗЕТЫ.
Знакомство с различными видами школьных газет. Работа с Интернетом.
5. ИЗ ИСТОРИИ ЖУРНАЛИСТИКИ
Формирование представлений о профессии журналиста, история создания газет в России
Журналистика XVIII века.
Новиков и его журналы «Трутень», «Пустомеля», «Живописец».
Журналистика XIX века.
Формирование жанров в журналистике. А.С.Пушкин – публицист:
«Путешествие из Москвы в Петербург»;
Журналы «Современник», «Отечественные записки».
Журналистика XX века.
В.И. Гиляровский – репортер и публицист.
Истоки нравственных основ журналисткой этики. Развитие жанра фельетона – И. Ильф, Е. Петров.
Задания: Напишите репортаж «Мое село». Подготовка материала в районную газету «Маяк Кулунды».
Подготовьте сообщения об особенностях стиля журналистов и писателей прошлого. Дискуссия о профессиональной этике журналиста.
6. ПЕЧАТНЫЕ ИЗДАНИЯ, ИХ РОЛЬ.
Общность в функциях, целях, задачах, профессиональных требованиях, жанрах.
7. ТЕКСТ. ТЕМА И ИДЕЯ ТЕКСТА.
Основные типы построения текстов: повествование, описание, рассуждение.
Основные структурные связи в повествовании: прямая хронология и обратная хронология. Прямая хронология с отступлениями.
Основные структурные связи в описании. Движение по объекту описания. Движение объекта. Маршрут движения. Убывание или возрастание признака.
Основные структурные связи в рассуждении.
Умозаключение в доказательстве или опровержении. Восхождение от конкретного к абстрактному.
Задания. Найдите в газетных и журнальных публикациях примеры повествования, описания, рассуждения. Напишите маленький рассказ на тему «Маленькое происшествие», используя разные типы построения.
8.СТИЛИ РЕЧИ. ОСОБЕННОСТИ СТИЛЕЙ.
Сущность слова. Слово и понятие. Многозначность слова. Ошибки в употреблении многозначных слов.
Слова иноязычного происхождения, старославянизмы, историзмы, архаизмы, неологизмы.
Профессиональная лексика, диалектизмы, современный сленг.
Стилистические пласты лексики.
Использование фразеологизмов, крылатых слов, пословиц.
Тропы: эпитет, сравнение, олицетворение, метонимия, гипербола, ирония.
Стилистические фигуры речи: анафора и эпифора, антитеза, градация, эллипсис, прием кольца, умолчание, риторическое обращение, риторический вопрос, многосоюзие и бессоюзие.
Задания. Найдите в газетных и журнальных публикациях примеры тропов и стилистических фигур, определите их роль в тексте.
Напишите зарисовку, используя определенные стилистические фигуры.
9. ГАЗЕТА. КАКАЯ ОНА ДОЛЖНА БЫТЬ?
Знакомство с техническими средствами и приемами работы с ними (фотоаппарат, видеокамера, компьютер)
Фотомонтаж, видеомонтаж. Создание газеты в печатном виде (особенности компьютерных программ MS WORD, MS PUBLISHER)
Задание. Оформление фотовыставок, фоторепортажей, создание газеты.
10. АНАЛИЗ РУБРИК ПЕЧАТНЫХ ИЗДАНИЙ.
Обзор печати – особый жанр. Обзор: тематический, общий информационный рецензирующий прессу.
Особенности газетного языка. Что такое авторский почерк.
Заметка – один из распространенных газетных и журнальных жанров. Разновидности материалов этого жанра – заметка информационного характера, заметка – благодарность, заметка – просьба, обращение.
11. ГАЗЕТНАЯ СТАТЬЯ ОСНОВА ГАЗЕТЫ.
Статья – роль статьи в газетах и журналах.
Статьи проблемные, аналитические, обличительные. Отличительные черты: целеустремленность и доходчивость, логичность аргументации, точность словоупотребления; яркость литературного изложения.
Обсуждение перспективы выпуска школьной газеты
12. ОЧЕРК. ОСОБЕННОСТИ ЖАНРА.
Очерк – близость к малым формам художественной литературы – рассказу или короткой повести. Очерк как раскрытие жизни того или иного значимого персонажа.
Документальность воспроизведения материала. Очерки событийные и путевые.
13. РЕКЛАМА НА СТРАНИЦАХ ГАЗЕТЫ.
Роль реклама в нашей жизни: положительная и отрицательная.
Задание: Создать рекламу самой необычной вещи, школьного предмета, профессии на селе.
14. ИНТЕРВЬЮ. ЧТО ЗНАЧИТ «ВЗЯТЬ ИНТЕРВЬЮ»?
Интервью – особенности жанра, его виды: интервью – монолог; интервью – диалог; интервью – зарисовка; коллективное интервью; анкета.
15. РЕПОРТАЖ.
Репортаж - наглядное представление о том или ином событии через непосредственное восприятие журналиста – очевидца или действующего лица.
Жанровое своеобразие – использование элементов всех информационных жанров: картинное описание какого-либо эпизода, характеристика персонажей, прямая речь.
Виды репортажа: событийный, тематический, постановочный.
16. СОЗДАНИЕ ГАЗЕТНЫХ СТАТЕЙ
Создание и презентации своих собственных статей. Публикация статей на страницах школьной и районной газеты.
17.РАБОТА НАД ЯЗЫКОМ СТАТЕЙ
Лингвистический эксперимент (работа с текстами, замена, обоснование).
Задания. Найдите в газетах и журналах примеры публикаций того или иного жанра, объясните, по каким признакам вы определили принадлежность к тому или другому жанру. Оцените уровень мастерства автора
18. РЕДАКТИРОВАНИЕ ТЕКСТА.
19. СБОР ИНФОРМАЦИИ.
20. ОФОРМЛЕНИЕ, ДИЗАЙН ГАЗЕТЫ.
21. ВЫПУСК ШКОЛЬНОЙ ГАЗЕТЫ ДЛЯ ЖИТЕЛЕЙ МУНИЦИПАЛЬНОГО ПОСЕЛЕНИЯ НОВОСЕЛЬСКОГО СЕЛЬСОВЕТА, С УЧЁТОМ АКТУАЛЬНЫХ ВОПРОСОВ ШКОЛЫ И ЖИТЕЛЕЙ СЕЛА.
5. ИНФОРМАЦИОННО-МЕТОДИЧЕСКОЕ ОБЕСПЕЧЕНИЕ:
Система занятий построена таким образом, чтобы на каждом занятии ребенок узнавал что-то новое, обогащая свой словарный запас, постигая лексическое многообразие и образность родного языка, приобрел навыки самостоятельной работы в различных жанрах публицистического стиля; научился писать заметки, статьи, рецензии, очерки, репортажи.
С этой целью предусматриваются методы и формы работы:
1. индивидуальные занятия.
2. свободная творческая дискуссия;
3. ролевые игры;
4. практикумы по решению творческих заданий;
5. активные методы формирования системы общения;
6. практическая работа (подготовка материалов для публикаций в прессе).
Средства, необходимые для реализации данной программы:
- разработки по темам;
- карточки с подбором лексики по изучаемой теме;
- тематический материал периодической печати;
- справочники;
- словари;
- наглядный материал: схемы, видеозаписи сюжетов на различные темы и проблемные ситуации
– блокнот, ручка;
- различные периодические печатные издания;
- тексты для редактирования
Технические средства: компьютеры, фотоаппарат, видеокамера, телевизор, видеомагнитофон.
6. МЕТОДИЧЕСКАЯ ЛИТЕРАТУРА ДЛЯ ПЕДАГОГА:
1.Система средств массовой информации России. МГУ им. М.В. Ломоносова, 1996, факультет журналистики / Под ред. проф. Я.Н. Засурского.
2.Работа современного репортера. МГУ им. М.В. Ломоносова, 1996.
3.Джон Кин. Средства массовой информации и демократия. М., 1994.
4.Н.Б. Шкопоров. Как психологически правильно брать интервью.М.,1990.
Правовое поле журналиста. Справочник. М., 1971.
6.Л.И. Маленкова. Человековедение. М., 1993.
7.Д.Э. Розенталь. Практическая стилистика русского языка.м., 1974.
8.В.В. Кеворков. Рекламный текст. М., 1996.
9.Игры для интенсивного обучения / Под ред. В.В. Петрусинского. М., 1991.
МЕТОДИЧЕСКАЯ ЛИТЕРАТУРА ДЛЯ ДЕТЕЙ:
1. Кожина М.Н. Стилистика русского языка. -М., 1983
2. Литературная энциклопедия терминов и понятий/ Гл. ред. и сост. А.Н. Николюкин.- М., 2014
3. Сопер П.Л. Основы искусства речи. – М., 1992
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ:
- Большаков Б.Ю. Психотренинг: социодинамика, игры, упражнения. – СПб., 2016.
- Вачков И.В. Основы технологии группового тренинга. Психотехники. – М.: Ось-89, 2008
- Луков В.А. Социальное проектирование. – М.: Флинта, 2015.
- http://tulgancdod.ucoz.ru/
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Таблица деятельности учителя в соответствии с ситуацией и мотивами деятельности учащегося.
Кодификатор 1а. Как должен вести себя учитель в той или иной ситуации. Социальный компонент образовательной компетенции. Оксофордское качество....
Мастер - класс "Панорама методов и приёмов активизации познавательной деятельности при исследовательской деятельности"
"Панорама методов и приёмов активизации познавательной деятельности", это мероприятие проводилось на зональном уровне для учителей Московской области. На примере проекта "Вода - чудо природы", были по...
Исследовательская деятельность как средство активизации познавательной деятельности обучающихся.
Статья из опыта работы...
ФОРМИРОВАНИЕ УМЕНИЙ И НАВЫКОВ ПРОЕКТНО- ИССЛЕДОВАТЕЛЬСКОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ОБУЧАЮЩИХСЯ В УСЛОВИЯХ ИНТЕГРАЦИИ УРОЧНОЙ И ВНЕУРОЧНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ
Инновационный педагогический проект, представленный на региональный конкурс научно-исследовательских работ педагогов "Грани педагогического исследования" ...
программа внеурочной деятельности"Экспериментальная деятельность педагога. Внеурочная деятельность в 5.классе"
Следуя требованиям новым ФГОС, наш лицей участвует в эксперименте по внедрению внеурочной деятельности в среднюю школу. Данная программа содержит пояснительную записку, тематическое и поурочное планир...
Проектно-исследовательская деятельность на уроках и во внеурочной деятельности- как средство формирования и развития универсальных учебных действий. Коучинговый подход в организации проектной деятельности в рамках требований ФГОС.
В статье речь идет о специфике работы муниципальной научной лаборатории в условиях реализации новых образовательных стандартов.Направление МНЛ «Проектная и исследовательская деятельность» ...
Технологии в достижении метапредметных результатов на занятиях по внеурочной деятельности (на примере проектной деятельности) Мини-проект «Реклама и рекламная деятельность»
В рамках реализации программы внеурочной деятельности «Основы предпринимательства» учащимся 9 класса предлагается смоделировать ситуацию, которая одноврем...