Методическая разработка по теме: Чрезвычайные ситуации, характерные для региона (муниципального образования), присущие им опасности для населения и возможные способы защиты от них работников организации.
методическая разработка по обж
Методический материал для организации урочной и внеурочной деятельности по ОБЖ.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
metodicheskaya_razrabotka_vasilivetskiy_n.n.doc | 920 КБ |
Предварительный просмотр:
Методическая разработка по теме: Чрезвычайные ситуации, характерные для региона (муниципального образования), присущие им опасности для населения и возможные способы защиты от них работников организации.
Автор: Василивеций Н.Н.,
учитель внеурочной деятельности
ГБОУ лицей № 393
Кировского района
Санкт-Петербурга
1.Понятие о ЧС. Их классификация по виду и масштабу.
Опасность - возможность нанесения вреда, имущественного (материального), физического или морального (духовного) ущерба личности, обществу, государству.
Угроза - непосредственная опасность причинения ущерба или потенциальная возможность реализации опасности.
Авария - разрушение сооружений и/или технических устройств, неконтролируемый взрыв и/или выброс опасных веществ.
Техногенная катастрофа - крупная авария, повлекшая за собой человеческие жертвы, ущерб здоровью людей, разрушение либо уничтожение объектов, материальных ценностей в значительных размерах, а также приведшие к серьезному ущербу природной среде.
Потери - это выход из строя людей ввиду их гибели, ранений, травм, болезней. Гибель людей называют безвозвратными, а выход из строя из-за ранений и болезней - санитарными потерями.
Ущерб - отражает материальный и финансовый урон, нанесенный в процессе чрезвычайной ситуации. Он бывает прямой и косвенный.
Согласно ГОСТ Р 22.0.02-94:
Чрезвычайная ситуация (ЧС) - обстановка на определенной территории или акватории, сложившаяся в результате аварии, опасного природного явления, катастрофы, стихийного или иного бедствия, которые могут повлечь или повлекли за собой человеческие жертвы, ущерб здоровью людей или окружающей природной среде, значительные материальные потери и нарушение условий жизнедеятельности людей.
Различают ЧС по характеру источника (природные, техногенные, биолого-социальные и военные) и по масштабам (локальные, местные, территориальные, региональные, федеральные и трансграничные).
Источники ЧС: опасное природное явление, авария или опасное техногенное происшествие, широко распространенная инфекционная болезнь людей, сельскохозяйственных животных и растений, а также применение современных средств поражения, в результате чего произошла или может возникнуть чрезвычайная ситуация.
Опасность в ЧС - состояние, при котором создалась или вероятна угроза возникновения поражающих факторов и воздействий источника чрезвычайной ситуации на население, объекты народного хозяйства и окружающую природную среду в зоне чрезвычайной ситуации.
Риск ЧС - вероятность или частота возникновения источника чрезвычайной ситуации, определяемая соответствующими показателями риска.
Зона ЧС - территория или акватория, на которой сложилась чрезвычайная ситуация.
По характеру:
Военные, техногенные, биолого-социальные, природные.
Техногенные подразделяются по месту возникновения:
- промышленные – (промышленные, радиационные, биологические, химические, гидроопасные объекты);
- транспортные – (железная дорога, авиация и т. д.)
По характеру поражающих факторов
- радиоактивные, химические, биологические, пожары, взрывы, загрязнение водной поверхности.
Природные ЧС подразделяются:
-опасные биологические явления процессы (землетрясения, вулканические);
-опасные гидрологические явления и процессы (наводнения, нагонные воды);
-опасные метеорологические (ветер, ураган, снег, ливень);
-природные пожары.
ЧС по масштабу подразделяются:
Во исполнение ФЗ "О защите населения и территорий от чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера". Постановления Правительства РФ № 304 от 21 мая 2007г. определена классификация ЧС:
а) ЧС локального характера, в результате которой территория, на которой сложилась чрезвычайная ситуация и нарушены условия жизнедеятельности людей (далее - зона чрезвычайной ситуации), не выходит за пределы территории объекта, при этом количество людей, погибших или получивших ущерб здоровью (далее - количество пострадавших), составляет не более 10 человек либо размер ущерба окружающей природной среде и материальных потерь (далее - размер материального ущерба) составляет не более 100 тыс. рублей;
б) ЧС муниципального характера, в результате которой зона чрезвычайной ситуации не выходит за пределы территории одного поселения или внутригородской территории города федерального значения, при этом количество пострадавших составляет не более 50 человек либо размер материального ущерба составляет не более 5 млн. рублей, а также данная чрезвычайная ситуация не может быть отнесена к чрезвычайной ситуации локального характера;
в) ЧС межмуниципального характера, в результате которой зона чрезвычайной ситуации затрагивает территорию двух и более поселений, внутригородских территорий города федерального значения или межнаселенную территорию, при этом количество пострадавших составляет не более 50 человек либо размер материального ущерба составляет не более 5 млн. рублей;
г) ЧС регионального характера, в результате которой зона чрезвычайной ситуации не выходит за пределы территории одного субъекта Российской Федерации, при этом количество пострадавших составляет свыше 50 человек, но не более 500 человек либо размер материального ущерба составляет свыше 5 млн. рублей, но не более 500 млн. рублей;
д) ЧС межрегионального характера, в результате которой зона чрезвычайной ситуации затрагивает территорию двух и более субъектов Российской Федерации, при этом количество пострадавших составляет свыше 50 человек, но не более 500 человек либо размер материального ущерба составляет свыше 5 млн. рублей, но не более 500 млн. рублей;
е) ЧС федерального характера, в результате которой количество пострадавших составляет свыше 500 человек либо размер материального ущерба составляет свыше 500 млн. рублей.
2. ЧС природного характера, характерные для региона, присущие им опасности и возможные последствия. Наиболее приемлемые способы защиты населения при возникновении данных ЧС. Порядок действий работников организаций в случаях угрозы и возникновения ЧС природного характера при нахождении их на рабочем месте, дома, на открытой местности.
Опасное природное явление - событие природного происхождения или результат деятельности природных процессов, которое по своей интенсивности, масштабу распространения и продолжительности могут вызвать поражающее воздействие на людей, объекты экономики и окружающую среду.
Бури,
Для Санкт-Петербурга опасны следующие ЧС природного характера (по критериям, определенных Приказом МЧС РФ № 329 2004 г. к ЧС):
2. Природные чрезвычайные ситуации 2.1. Опасные геофизические явления А. Общие критерии | |
Б. Критерии, учитывающие особенности источника ЧС | |
2.3. 1 Сильный ветер, в т.ч. шквал, смерч | Скорость ветра (включая порывы) - 25 м/сек и более; на побережье морей и в горных районах - 35 м/сек и более. |
2.3.2. Очень сильный дождь (мокрый снег, дождь со снегом) | Количество осадков - 50 мм и более за 12 ч и менее; в селеопасных горных районах - 30 мм и более за 12 ч и менее. |
2.3.3. Сильный ливень (очень сильный ливневый дождь) | Количество осадков 30 мм и более за 1 час и менее |
2.3.4. Продолжительные сильные дожди | Количество осадков 100 мм и более за период более 12 ч., но менее 48 ч. |
2.3.5. Очень сильный снег | Количество осадков не менее 20 мм за период не более 12ч |
2.3.6. Крупный град | Диаметр градин - 20 мм и более. |
2.3.7. Сильная метель | Общая или низовая метель при средней скорости ветра 15 м/сек и более и видимости менее 500 м. |
2.3.9. Сильное гололедно-изморозевое отложение на проводах | Диаметр отложения на проводах гололедного станка 20 мм и более для гололеда; для сложного отложения и налипания мокрого снега - 35 мм и более. |
2.3.10. Сильный туман | Видимость 50 м и менее. |
2.3.11. Сильный мороз | Решение об отнесении явления к ЧС принимается органами управления по делам ГО и ЧС на основании данных территориальных органов. |
2.3.12. Сильная жара | Решение об отнесении явления к ЧС принимается органами управления по делам ГО и ЧС на основании данных территориальных органов |
2.5. Опасные гидрологические явления А. Общие критерии | |
1. Число погибших - 2 чел. и более. Число госпитализированных - 4 чел. и более. 2. Прямой материальный ущерб: гражданам - 100 МРОТ; организации - 500 МРОТ 3. Гибель посевов с/х культур или природной растительности единовременно на площади -100 га и более. | |
Б. Критерии, учитывающие особенности источника ЧС | |
2.5.1 Высокие уровни воды (половодье, зажор, затор, дождевой паводок), сель | Решение об отнесении явления к ЧС принимается органами управления по делам ГО и ЧС на основании данных территориальных органов. |
2.6. Природные пожары А. Общие критерии | |
1. Число погибших - 2 чел. и более. Число госпитализированных - 4 чел. и более. 2. Прямой материальный ущерб: гражданам - 100 МРОТ; организации - 500 МРОТ. | |
Б. Критерии, учитывающие особенности источника ЧС |
Наиболее характерной особенностью климата является циклоническая деятельность с чрезвычайной неустойчивостью погоды не только по годам и сезонам, но даже по месяцам и отдельным дням. В целом климат района переходный от морского к континентальному, мягкий и влажный, со значительной облачностью, с частыми туманами и осадками в виде дождя и снега. Территория города и его окрестностей находится под воздействием морских (атлантических) и континентальных воздушных масс умеренных широт, частых вхождений арктического воздуха, с умеренно теплым влажным летом и довольно продолжительной умеренно холодной зимой. Средняя температура летом +18ºС, средняя температура зимой -8ºС. В сухую жаркую погоду температура воздуха может достигать +25º - 30ºС, а зимой может быть значительное похолодание до -25º - 30ºС.
Количество осадков в течение года выпадает неравномерно: 70 % приходится на тёплый период, 30 % на холодный и колеблется от 550 до 850 мм. в год. Положительная температура воздуха устанавливается с апреля по ноябрь, за это время (222 дня) в среднем бывает 126 дождливых дней (без учета кратковременных дождей). В холодный же период (143 дня) в среднем 61 день с повторными осадками (снег, град, иней). Недостаток солнечного тепла и облачность приводят к медленному испарению влаги и высокой насыщенности ею атмосферного воздуха. При значительном количестве выпадающих осадков испаряемость в регионе составляет примерно 300 мм. Это означает, что больше половины осадков впитываются почвой или стекают в водоёмы или водостоки.
Период "белых ночей" длится с 25 мая по 17 июля (светлое время суток в конце июня достигает 19 часов).
Преобладающие направления ветров - западное, юго-западное и южное, 3-5 м/сек. Возникающие циклоны и ветры увлекают за собой водные потоки из Балтийского моря и Финского залива. Циклоны перемещаются к востоку вдоль Финского залива или севернее его. Скорость перемещения равна или несколько больше скорости движения волны, то есть порядка 50-70 км/ч. Нагонный ветер задерживает воду в устье реки Невы, в результате чего повышается ее уровень, заливаются пологие берега речной дельты и Невской губы. Максимальный уровень подъема воды в городе - 4,2 м над нулем Кронштадтского футштока (7 ноября 1824). Количество наводнений за всю историю города – 308 случаев.
Исследованиями установлено возможное наводнение с максимальным подъемом воды до 5,4 метра. Для Санкт-Петербурга наводнения по подъему воды разделяются на опасные (160-210 см), особо опасные (211-300 см) и катастрофические (более 300 см).
Согласно ГОСТ Р 22.0.02-94:
Предупреждение ЧС - комплекс мероприятий, проводимых заблаговременно и направленных на максимально возможное уменьшение риска возникновения ЧС, а также на сохранение здоровья людей, снижение размеров ущерба окружающей природной среде и материальных потерь в случае их возникновения.
Предотвращение ЧС - комплекс правовых, организационных, экономических, инженерно-технических, экологозащитных, санитарно-гигиенических, санитарно-эпидемиологических и специальных мероприятий, направленных на организацию наблюдения и контроля за состоянием окружающей природной среды и потенциально опасных объектов, прогнозирования и профилактики возникновения источников ЧС, а также на подготовку к ЧС.
Профилактика возникновения источников ЧС - проведение заблаговременных мероприятий по недопущению и (или) устранению причин и предпосылок возникновения источников ЧС антропогенного происхождения, а также по ограничению ущерба от них.
Подготовка к ЧС - комплекс заблаговременно проводимых мероприятий по созданию на определенной территории или на потенциально опасном объекте условий для защиты населения и материальных ценностей от поражающих факторов и воздействий источников ЧС, а также для обеспечения эффективных действий органов управления, сил и средств РСЧС по ликвидации ЧС.
Подготовка территории к функционированию в ЧС - комплекс заблаговременно проводимых экономических, организационных, инженерно-технических и специальных мероприятий, заблаговременно проводимых на территории субъектов Российской Федерации с целью обеспечения безопасности населения, объектов народного хозяйства и окружающей природной среды в ЧС.
Подготовка объекта народного хозяйства к работе в ЧС - комплекс заблаговременно проводимых экономических, организационных, инженерно-технических, технологических и специальных мероприятий РСЧС, осуществляемых на объекте народного хозяйства с целью обеспечения его работы с учетом риска возникновения источников ЧС, создания условий для предотвращения аварий или катастроф, противостояния поражающим факторам и воздействиям источников ЧС, предотвращения или уменьшения угрозы жизни и здоровью персонала, проживающего вблизи населения, а также оперативного проведения неотложных работ в зоне ЧС.
Защита населения в ЧС - совокупность взаимосвязанных по времени, ресурсам и месту проведения мероприятий РСЧС, направленных на предотвращение или предельное снижение потерь населения и угрозы его жизни и здоровью от поражающих факторов и воздействий источников ЧС.
Единая государственная система предупреждения и ликвидации чрезвычайных ситуациях (РСЧС) -: объединение органов управления, сил и средств федеральных органов исполнительной власти, органов исполнительной власти субъектов Российской Федерации, органов местного самоуправления и организаций, в полномочия которых входит решение вопросов по защите населения и территорий (акваторий) от чрезвычайных ситуаций РСЧС имеет пять уровней: федеральный, региональный, территориальный, местный и объектовый.
Орган руководства РСЧС - структурное подразделение или функциональная структура органа исполнительной власти РФ соответствующего уровня, предназначенное для непосредственного руководства деятельностью по предупреждению чрезвычайных ситуаций и их ликвидации на подведомственной территории или объектах народного хозяйства в пределах имеющихся полномочий.
Орган повседневного управления РСЧС - структурное подразделение органа руководства РСЧС соответствующего уровня, осуществляющее оперативное управление и контроль за функционированием ее подсистем и звеньев, в пределах имеющихся полномочий.
Комиссия по чрезвычайным ситуациям и пожарной безопасности (КЧС и ПБ) - функциональная структура органа исполнительной власти субъекта РФ и органа местного самоуправления, а также органа управления объектом народного хозяйства, осуществляющая в пределах своей компетенции руководство соответствующей подсистемой или звеном РСЧС либо проведением всех видов работ по предотвращению возникновения чрезвычайных ситуаций и их ликвидации.
Порядок функционирования РСЧС, предусматривающий деятельность ее органов руководства и повседневного управления, вспомогательных и обслуживающих служб и учреждений, сил и средств с учетом обстановки, связанной с риском возникновения чрезвычайной ситуации и ее ликвидацией на территории России. Различают следующие режимы: повседневной деятельности, повышенной готовности и чрезвычайный режим.
Звено РС ЧС предназначено для предупреждения, ликвидации ЧС природного и техногенного характера, обеспечения пожарной безопасности, защиты окружающей среды и уменьшения ущерба от ЧС.
В состав объектового звена РСЧС и ГО ГУП «Горэлектротранс» входят:- директор ГУП «Горэлектротранс» - руководитель ГО, директора структурных подразделений, председатель КЧС ПБ предприятия, председатели КЧС ПБ структурных подразделений - комиссии по чрезвычайным ситуациям и пожарной безопасности предприятий – координирующие органы; - штаб - служба по ГОЧС, постоянно действующий орган управления по делам ГОЧС, рабочий орган КЧС ПБ;
- системы связи, оповещения, информационного обеспечения, силы и средства постоянной готовности (аварийные восстановительные бригады), резервы финансовых и материальных ресурсов;- комиссии по повышению устойчивости функционирования (ПУФ) производства в ЧС и военное время
- нештатные формирования ГО (НФГО);
- начальники служб ГО (в соответствии с приказом Руководителя ГО Предприятия);
- руководители структурных подразделений – члены КЧС ПБ;
- другие составляющие – по необходимости и наличию возможностей.
В случае возникновения урагана, шквального ветра
Сильный ветер несет угрозу отключения электроэнергии, нагонной волны. На тот случай, если шквальный ветер застиг вас в населенном пункте, существуют некоторые несложные меры предосторожности. Само собой, все окна должны быть плотно закрыты, рекомендуется также исключить падение с балконов и лоджий всевозможных предметов. Пешеходу на улице следует держаться подальше от рекламных щитов, вывесок, дорожных знаков, линий электропередачи. Серьезную опасность могут представлять выбитые стекла, падающие из окон верхних этажей, а также элементы кровли и лепного декора, сорванные ветром. Такая угроза возрастает вблизи строящихся или ремонтируемых зданий. Травмами также могут угрожать сучья крупных деревьев, находиться вблизи их, а также парковать автотранспорт небезопасно. Если скорость ветра достигает критической отметки, нежелательно даже внутри помещения находиться вблизи окон. На рабочем месте: закрываются окна, двери, закрепляются мачты, запрещается выход из помещения до особого распоряжения, организуется наблюдение за воздушными линиями электроснабжения, проверяются источники резервного энергоснабжения.
При наводнении:
Объекты готовятся к безаварийному выводу из работы, производится герметизация помещений (зданий), строятся защитные дамбы и проводятся иные мероприятия.
При наводнении с подъемом воды на 4,5 метра выше ординара окажутся затопленными объекты водоснабжения Санкт-Петербурга:
1. водопроводная насосная станция «Юго-Западная» (ул.Кузнецова,30) – (2,8 м);
2. насосная станция первого подъема Кронштадтской водопроводной станции
(ул.Газовый завод, 5) - (3 м);
3. водопроводная насосная станция № 18 (ул.Летчика Пилюкова, 13) – (3,0 м);
4. Гаванская водопроводная насосная станция (ул. Наличная, 38) - (3,4 м);
5. Петроградская насосная станция (ул. Пеньковая, 8) – (3,5 м);
6. Василеостровская насосная станция (Университетская наб.7/9) – (3,5 м);
7. Главная водопроводная станция (ул. Шпалерная, 56) – (4,4 м).
Сети водопровода в:
- Василеостровском районе;
- Петроградском районе;
- Приморском районе;
- Кировском районе;
- Калининском районе;
- Красногвардейском районе;
- Кронштадтском районе;
- Центральном районе.
Для предотвращения попадания в водопроводную сеть загрязнений грунтовых и канализационных сточных вод требуется поддержание в водопроводной сети, подверженной затоплению, давления не менее 10 м.вод.ст.
Основные проводимые мероприятия.
1. Подготовка к выключению из работы:
- водопроводная насосная станция «Юго-Западная», при достижении уровня 2,1 – 2,5 м;
- насосной станции первого подъема Кронштадтской водопроводной станции,
при достижении уровня 2,6 – 2,8 м;
- водопроводная насосная станция №18, при достижении уровня 2,6 – 2,8 м;
- Гаванская водопроводная насосная станция, при достижении уровня 2,9 – 3,2 м;
- Петроградская насосная станция, при достижении уровня 2,9 – 3,2 м;
- Василеостровская насосная станция, при достижении уровня 2,9 – 3,2 м;
- Приморская насосная станция 3,3 – 3,5 м;
- Главная водопроводная станция 3,6 – 4,0 м.
2. Безаварийный вывод из работы:
- водопроводная насосная станция «Юго-Западная», при достижении уровня
2,6 – 2,8 м;
- насосной станции первого подъема Кронштадтской водопроводной станции, при достижении уровня 2,9 – 3,2 м;
- водопроводная насосная станция №18, при достижении уровня 2,9 – 3,2 м;
- Гаванская водопроводная насосная станция, при достижении уровня 3,3 – 3,5 м;
- Петроградская насосная станция, при достижении уровня 3,3 – 3,5 м;
- Василеостровская насосная станция, при достижении уровня 3,3 – 3,5 м;
- Главная водопроводная станция, при достижении уровня 4,2 – 4,4 м.
3. Проведение работ по поднятию резервных электродвигателей и доставка их в место недоступное затоплению.
4. Подача воды в зону станций по обводным линиям.
При отключении ГВС и Петроградской насосной станции дефицит воды в зонах их снабжения составит:
ГВС – 540 – 560 тыс. м3/сут.
Петроградская НС – 75 – 80 тыс. м3/сут.
Итого: 615 – 640 тыс. м3/сут.
Обеспечение водой затопленных районов возможно за счет перераспределения воды из зон Северной водопроводной станции, Волковской водопроводной станции, Южной водопроводной станции через Московскую насосную станцию, что повлечет за собой повышение мутности воды без ухудшения её бактериологических показателей.
Величина давления в районах подверженных затоплению может поддерживаться в пределах 5 – 10 м.вод.ст. Давление в остальных районах города поддерживается в пределах 20 – 25 м.вод.ст.
Возникший дефицит воды частично компенсируется за счёт:
- прекращения подачи воды в верхнюю зону застройки (9 -16 этаж);
- прекращение подачи воды в Пушкин, Петродворец и Сестрорецк, водоснабжение которых в данный период производится от собственных источников и Невского водовода.
Для обеспечения водоснабжения Санкт-Петербурга в условиях наводнения выполняются мероприятия:
1. Переключения на водопроводной сети Санкт-Петербурга в соответствии с приложением.
2. Прекращение работы всех водопроводных насосных станций подкачки верхней зоны водоснабжения Северной и Южной части города.
3. Прекращение подачи воды в пригороды:
- Пушкин – закрытие задвижек перед РПВ на Пулковской НС;
- Петродворец – закрытие задвижки перед РПВ;
- Сестрорецк – закрытие водовода у ВНС п.Песочное.
Ликвидация последствий наводнения
После спада уровня воды ниже 160 см, оценивается сложившаяся обстановка, проводится работа по определению характера и объёмов работ по ликвидации последствий наводнения.
Первоочередными работами являются: закрытие открытых канализационных люков аварийными бригадами; откачка затопленных машинных отделений; монтаж ранее демонтированного эл.оборудования и демонтаж затопленного; проведение профилактических работ на оборудовании; локализация поврежденных участков водопровода и канализации; контроль качества водопроводной воды.
3. Потенциально опасные объекты, расположенные на территории региона (муниципального образования), и возможные ЧС техногенного характера при авариях и катастрофах на них. Возможные способы защиты работников организаций при возникновении данных ЧС.
Согласно ГОСТ Р 22.0.02-94:
Потенциально опасный объект - объект, на котором используют, производят, перерабатывают, хранят или транспортируют радиоактивные, пожаровзрывоопасные, опасные химические и биологические вещества, создающие реальную угрозу возникновения источника чрезвычайной ситуации.
Город Санкт-Петербург относится к крупнейшим городам Российской Федерации с высокой концентрацией производства. Территория города характеризуется высоким уровнем застройки и плотности населения. Площадь зеленых насаждений в Санкт-Петербурге занимает 9630,8 га.
Железнодорожная и автомобильная транспортная сеть региона широко разветвлена. Её элементы проходят в непосредственной близости к объектам Предприятия. По железной дороге и автомобильным трассам производятся перевозки различных веществ и материалов, многие из которых являются аварийными химически-опасными и взрывопожароопасными. В случае аварий на транспорте возможно заражение местности АХОВ, возникновение очагов пожаров, перекрытие движения транспорта по дорогам на значительное время.
Основная водная артерия города – река Нева. В период навигации ведётся интенсивное судоходство. Речным транспортом перевозится значительное количество грузов, значительная доля которых – опасные. Возможные аварии судоходных транспортных средств могут привести к загрязнению водоисточника нефтепродуктами, другими токсичными веществами.
На берегах Невы и её притоком расположено значительное количество потенциально-опасных и промышленных производств, поверхностный смыв с территории которых неизменно попадает в реку Неву и загрязняет её.
На территории Санкт-Петербурга и Ленинградской области (по состоянию на 01. 11.2016 г.) функционирует 8 радиационно-опасных объектов:
- ЛАЭС – г. Сосновый бор;
- Л.С.К. (специальный комбинат) «Родон» – г. Сосновый бор;
- НИТИ (Научно исследовательский технологический институт) г.Сосновый бор
- Радиевый институт имени В.Г. Хлопина (2 площадки – ул. Ренгена д.1,
2-ой Муринский проезд д.28);
- Физико-технический институт имени Иоффе (2 площадки – ул. Политехническая д. 26, Заповедная д. 51);
- ЦНИИ имени Крылова (Окт. Набережная д.48);
- Петербургский институт ядерной физики имени Б.П Константинова г. Гатчина;
- Опытный завод ФГУП РНЦ «Прикладная химия п.Кузьмоловский, Всеволожского района.
Наиболее опасным объектом является ЛАЭС -Ленинградская АЭС (3 – объекта). В случае разрушения ядерного реактора при тепловом взрыве, радиоактивные вещества будут выбрасываться на высоту 2-3 км. Распространение радиоактивного облака может продолжаться от 2-х до 10 часов (от каждого выброса) в течение одних-двух суток и более.
При западном ветре с его минимальной скоростью в высотах до 10 км/час территории объектов подвергнутся радиоактивному заражению через 7,5-8,5 час (в зависимости от удаления от станции объектов), а при скорости 75 км/час через 1-1,2 часа, со средними уровнями радиации от 1 до 3 р/час на оси следа облака. В период прохождения радиоактивного облака, на объекте персонал, находящийся на открытой местности может получить дозу до 100 БЭР внутреннего облучения до полного распада радиоактивных осадков.
На территории Санкт-Петербурга и Ленинградской области функционирует более 30 химически опасных объектов.
ЧС техногенного характера (по критериям, определенных Приказом МЧС РФ №329 2004 г. к ЧС):
1. Техногенные чрезвычайные ситуации | |
Б. Критерии, учитывающие особенности источника ЧС | |
1.2.Пожары и взрывы (с возможным последующим горением)**) А. Общие критерии | |
1.2.1. Пожары в зданиях, сооружениях, установках (в т.ч. магистральные газо-, нефте-, продуктопроводы) производственного назначения | 1 .Число погибших - 2 чел. и более. Число госпитализированных - 4 чел. и более. 2. Прямой материальный ущерб: 1500 МРОТ и более. |
1.2.5. Пожары в зданиях (сооружениях) жилого, административного, учебно-воспитательного, социального, культурно-досугового назначения, здравоохранения | 1 .Число погибших — 2 чел. и более. Число госпитализированных - 4 чел. и более. 2. Прямой материальный ущерб: 1500 МРОТ и более. |
1.2.6. Пожары на объектах другого назначения | 1.Число погибших — 2 чел. и более. Число госпитализированных - 4 чел. и более. 2. Прямой материальный ущерб: 1500 МРОТ и более. |
1.3. Аварии с выбросом и (или) сбросом (угрозой выброса и (или) сброса) аварийно химических опасных веществ (АХОВ) А. Общие критерии | |
1.3.1. Аварии с выбросом и (или) сбросом (угрозой выброса и (или) сброса) АХОВ при их производстве, переработке или хранении (захоронении) | 1.О факте пролива на грунт токсичных веществ сообщается как о ЧС по решению органа управления по делам ГО и ЧС. Превышение ПДК (ПДУ) в пределах санитарно-защитной зоны, по которому аварию относят к источнику происшедшей ЧС, устанавливается органами управления по делам ГО и ЧС с учетом местных условий. 2. Распространение загрязнения за санитарно-защитную зону с превышением (ПДК (ПДУ) в 5 раз и более. 3. Максимальное разовое превышение ПДК экологически вредных веществ в поверхностных, подземных и морских водах (вне зон хронического загрязнения) в 100 раз и более. 4. Превышение ПДУ в 50 и более раз при загрязнении почв (грунтов) на площади 100 га и более. 5. Число погибших - 2 чел. и более. Число госпитализированных — 4 чел. и более. 6. Прямой материальный ущерб: гражданам - 100 МРОТ; организации - 500 МРОТ. |
1.3.2. Образование и распространение АХОВ в процессе химических реакций, начавшихся в результате аварии. | |
Б. Критерии, учитывающие особенности источника ЧС | |
1.3.5. Обнаружение (утрата) источников АХОВ | 1.Обнаружение (разливы) ртути - превышение ПДК: в 50 раз и более, или 30 — 49 раз в течение 8 часов, или в 20 — 29 раз в течение 2 суток. 2. Решение об отнесении факта обнаружения (утраты) источника АХОВ к ЧС принимается органами управления по делам ГО и ЧС (в случае, если не достигнуты вышеприведенные значения общих критериев). |
Б. Критерии, учитывающие особенности источника ЧС | |
1.4.1. Аварии на АЭС | 1.Измеренная мощность дозы гамма-излучения в помещениях постоянного пребывания персонала - более 10 мкЗв/ч и (или) объемная активность йода — 131 более 1100 Бк/м . 2. Измеренная мощность дозы гамма - излучения на территории промплощадки и санитарно-защитной зоны — более 2,5 мкЗв/ч и (или) объемная активность йода - 131 более - 275 Бк/м3 . 3. Измеренная мощность дозы на территории зоны наблюдения - более 0,1 мкЗв/ч и (или) объемная активность йода - 131 более 7 Бк/м3. |
1.6. Внезапное обрушение зданий, сооружений, пород А. Общие критерии | |
1 . Число погибших - 2 чел. и более. Число госпитализированных - 4 чел. и более. 2. Прямой материальный ущерб: гражданам - 100 МРОТ; организации - 500 МРОТ. | |
1.8. Аварии на коммунальных системах жизнеобеспечения А. Общие критерии | |
Водопроводные станции и коммуникации | Аварийное отключение систем жизнеобеспечения населения в жилых кварталах на 1 сутки и более. Число погибших - 2 чел. и более. Число госпитализированных — 4 чел. и более. 3. Прямой материальный ущерб: гражданам - 100 МРОТ; |
1.9. Аварии на очистных сооружениях | |
1 . Число погибших - 2 чел. и более. Число госпитализированных - 4 чел. и более. 2. Прямой материальный ущерб: гражданам - 100 МРОТ; организации - 500 МРОТ. 3. Решение об отнесении аварии к ЧС принимается органами |
Основные мероприятия по защите населения от чрезвычайных ситуаций (ЧС):
1. Оповещение населения об опасности. Для этого используются объектовые системы оповещения, радио, телевидение, средства связи.
2. Подготовка населения в области ГО и защиты от ЧС. Осуществляется по программам обучения работающего населения (19 часов в год, для формирований ГО – 20 часов за год).
4. Опасности военного характера и присущие им особенности. Действия работников организаций при возникновении опасностей военного характера.
В соответствии с ФЗ «О гражданской обороне» гражданская оборона (ГО) – это система мероприятий по подготовке к защите и по защите населения, материальных и культурных ценностей на территории РФ от опасностей, возникающих при ведении военных действий или вследствие этих действий, а также при возникновении ЧС природного и техногенного характера. Организация и ведение ГО являются одними из важнейших функций государства, составными частями оборонного строительства, обеспечения безопасности государства, при этом подготовка государства к ведению ГО осуществляется заблаговременно в мирное время с учетом средств защиты населения от опасностей, возникающих при ведении военных действий или вследствие этих действий.
- Распределения приоритетов поражения объектов тыла:
- 1-я группа: Объекты государственного управления, транспорта и коммуникаций:
- пункты управления;
- узлы связи;
- склады мобрезервов;
- узловые ж.д. станции, мосты (тоннели);
- морские (речные) порты, космодромы, аэродромы;
- насосные станции трубопроводов (газопроводов).
- 2-я группа: Объекты энергетики:
- атомные электростанции (АЭС);
- ГЭС, ТЭЦ;
- электроподстанции;
- склады ГСМ и нефтебазы.
- объекты ЖКХ
- 3-я группа: Объекты промышленности и жизнеобеспечения населения:
- нефтеперерабатывающие и химические заводы;
- оборонные заводы;
- металлургические заводы;
- машиностроительные заводы;
- электротехнические заводы.
ЯДЕРНОЕ ОРУЖИЕ– это оружие, поражающее действие которого основано на использовании внутриядерной энергии, выделяющейся при цепных реакциях деления тяжелых ядер некоторых изотопов урана и плутония или при термоядерных реакциях синтеза легких ядер – изотопов водорода (дейтерия и трития) в более тяжелые, например ядра изотопов гелия.
Ядерное оружие включает в себя: ядерные боеприпасы; средства доставки (носители); средства управления.
Основные поражающие факторы ядерного оружия:
- 1. Ударная волна.
- 2. Световое излучение.
- 3. Проникающая радиация.
- 4. Радиоактивное заражение местности.
- 5. Электромагнитный импульс.
- Поражающее действие ударной волны заключается в мгновенном сжатии тела человека избыточным давлением, а затем резким отбрасыванием его в сторону скоростным напором.
- Это приводит к травмам, которые подразделяются на три степени:
- 1. Легкие (ΔРф = 0,2 -0,4 кгс/см2) – ушибы, вывихи, легкие контузии.
- 2. Средние ((ΔРф=0,5 кгс/см2) - различного рода кровотечения, переломы костей, контузии, потеря сознания.
- 3. Тяжелые (ΔРф = 0,6-1 кгс/см2) – контузии тяжелой степени, разрыв барабанных перепонок, органов брюшной полости и грудной клетки.
- При воздействии ударной волны на сооружения они разрушаются.
- Поражающее действие светового излучения выражается в появлении ожогов кожи, поражении глаз, возгорании и оплавлении различных металлов.
- Ожоги подразделяются на четыре степени:
- I степень (4-6 кал/см2) – покраснение, припухлость, болевые ощущения.
- II степень (7-10 кал/см2) – образуются пузыри, до 5% смертельных исходов.
- III степень (11-15 кал/см2) – появляются язвы, омертвление кожи, до 20-30% смертельных исходов.
- IV степень (более 15 кал/см2) – обугливание кожи, в течение 10 суток, смертельный исход.
Поражающее действие электромагнитного импульса
время действия ЭМИ до 1 сек.
- - вызывает поражение живых организмов, выводит из строя или ухудшает работу электронных средств, средств проводной связи и систем электроснабжения; может вызвать возгорание, обугливание, оплавление или испарение металлов и других материалов
Воздействие на человека и объекты ионизирующих излучений.
Химическое оружие – это оружие, поражающее действие которого основано на использовании отравляющих веществ.
Оно включает: 1. Отравляющие вещества.
2. Средства применения.
К боевым токсическим химическим веществам относятся отравляющие вещества (ОВ), токсины, оказывающие поражающее действие на организм человека и животных, а также фитотоксины, которые могут применяться для поражения различных видов растительности.
Биологическое оружие (БО) – это оружие, поражающее действие которого основано на использовании биологических средств.
Оно включает:
1.Биологические средства.
2.Средства применения.
Биологические средства (БС) – это болезнетворные микробы и продукты их жизнедеятельности (токсины), способные вызывать у людей массовые тяжелые заболевания (поражения).
В качестве биологических средств могут быть использованы:
- А) для поражения людей и животных – возбудители различных инфекционных заболеваний;
- Б) для уничтожения растений – возбудители заболеваний растений; насекомые – вредители сельскохозяйственных растений; химические вещества - гербициды, дефолианты и др.
ОБЫЧНЫЕ СРЕДСТВА ПОРАЖЕНИМЯ ЭТО ВИДЫ РУЖИЯ,ОСНОВАННЫЕ В ОСНОВНОМ НА ИСПОЛЬЗОВАНИИ ЭНЕРГИИ БРИЗАНТИВНЫХ ВВ,
ЗАЖИГАТЕЛЬНЫХ СМЕСЕЙ, СЖИЖЕННЫХ УГЛЕВОДОРОДНЫХ СМЕСЕЙ
ВИДЫ ОРУЖИЯ: ФУГАСНЫЕ,ОСКОЛОЧНЫЕ, КУМУЛЯТИВНЫЕ, БЕТОНОБОЙНЫЕ,ЗАЖИГАТЕЛЬНЫЕ боеприпасы; БОЕПРИПАСЫ ОБЪЕМНОГО ВЗРЫВА; ВЫСОКОТОЧНОЕ оружие.
5. Права и обязанности граждан в области ГО и защиты от ЧС. Ответственность за нарушение требований нормативных правовых актов в области ГО и защиты от ЧС.
Статья 10. Права и обязанности граждан Российской Федерации в области гражданской обороны ФЗ «О гражданской обороне» №28-ФЗ от 12.02.1998 г. (с изменениями на 28.12.2013 г.)
Граждане Российской Федерации в соответствии с федеральными законами и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации:
проходят обучение в области гражданской обороны (абзац в редакции, введенной в действие с 4 июля 2007 года Федеральным законом от 19 июня 2007 года N 103-ФЗ;
принимают участие в проведении других мероприятий по гражданской обороне;
оказывают содействие органам государственной власти и организациям в решении задач в области гражданской обороны.
ФЗ "О защите населения и территорий от чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера" №68-ФЗ от 21.12.1994 г. (с изменениями 2013 г.)
Статья 18. Права граждан Российской Федерации в области защиты населения и территорий от чрезвычайных ситуаций
1. Граждане Российской Федерации имеют право:
на защиту жизни, здоровья и личного имущества в случае возникновения чрезвычайных ситуаций;
в соответствии с планами ликвидации чрезвычайных ситуаций использовать средства коллективной и индивидуальной защиты и другое имущество органов исполнительной власти субъектов Российской Федерации, органов местного самоуправления и организаций, предназначенное для защиты населения от чрезвычайных ситуаций;
быть информированными о риске, которому они могут подвергнуться в определенных местах пребывания на территории страны, и о мерах необходимой безопасности;
обращаться лично, а также направлять в государственные органы и органы местного самоуправления индивидуальные и коллективные обращения по вопросам защиты населения и территорий от чрезвычайных ситуаций, в том числе обеспечения безопасности людей на водных объектах;
(в ред. Федерального закона от 19.05.2010 N 91-ФЗ)
участвовать в установленном порядке в мероприятиях по предупреждению и ликвидации чрезвычайных ситуаций;
на возмещение ущерба, причиненного их здоровью и имуществу вследствие чрезвычайных ситуаций;
на медицинское обслуживание, компенсации и социальные гарантии за проживание и работу в зонах чрезвычайных ситуаций;
(в ред. Федерального закона от 22.08.2004 N 122-ФЗ)
на получение компенсаций и социальных гарантий за ущерб, причиненный их здоровью при выполнении обязанностей в ходе ликвидации чрезвычайных ситуаций;
(в ред. Федерального закона от 22.08.2004 N 122-ФЗ)
на пенсионное обеспечение в случае потери трудоспособности в связи с увечьем или заболеванием, полученным при выполнении обязанностей по защите населения и территорий от чрезвычайных ситуаций, в порядке, установленном для работников, инвалидность которых наступила вследствие трудового увечья;
на пенсионное обеспечение по случаю потери кормильца, погибшего или умершего от увечья или заболевания, полученного при выполнении обязанностей по защите населения и территорий от чрезвычайных ситуаций, в порядке, установленном для семей граждан, погибших или умерших от увечья, полученного при выполнении гражданского долга по спасению человеческой жизни, охране собственности и правопорядка.
2. Порядок и условия, виды и размеры компенсаций и социальных гарантий, предоставляемых гражданам Российской Федерации в соответствии с пунктом 1 настоящей статьи, устанавливаются законодательством Российской Федерации и законодательством субъектов Российской Федерации.
(в ред. Федерального закона от 22.08.2004 N 122-ФЗ)
Статья 19. Обязанности граждан Российской Федерации в области защиты населения и территорий от чрезвычайных ситуаций
Граждане Российской Федерации обязаны:
соблюдать законы и иные нормативные правовые акты Российской Федерации, законы и иные нормативные правовые акты субъектов Российской Федерации в области защиты населения и территорий от чрезвычайных ситуаций;
соблюдать меры безопасности в быту и повседневной трудовой деятельности, не допускать нарушений производственной и технологической дисциплины, требований экологической безопасности, которые могут привести к возникновению чрезвычайных ситуаций;
изучать основные способы защиты населения и территорий от чрезвычайных ситуаций, приемы оказания первой помощи пострадавшим, правила охраны жизни людей на водных объектах, правила пользования коллективными и индивидуальными средствами защиты, постоянно совершенствовать свои знания и практические навыки в указанной области;
(в ред. Федеральных законов от 25.11.2009 N 267-ФЗ, от 19.05.2010 N 91-ФЗ)
выполнять установленные правила поведения при угрозе и возникновении чрезвычайных ситуаций;
при необходимости оказывать содействие в проведении аварийно-спасательных и других неотложных работ.
В соответствии с законодательством РФ нарушения в области ГО и ЧС предполагают административное наказание – штраф до 200 тыс. руб.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
методическая разработка по теме:«Организация ситуации успеха на уроке»
Презентация содержит теоретический и практический материал по созданию ситуации успеха. Материалы могут быть использованы при подготовке к семинарам, педсоветам, а также при организации работы по само...
Методическая разработка учебной темы "Экономические системы" на различных ступенях экономического образования школьников
Презентация....
МЕТОДИЧЕСКАЯ РАЗРАБОТКА по теме: Конфликтные ситуации между суворовцами: их диагностика, профилактика и разрешение.
Материал о работе воспитателя по управлению конфликтами между подростками, ведь каждому из нас приходилось сталкиваться с конфликтными ситуациями. Конфликты проявляются во взаимоотношениях между ...
Методическая разработка темы «Чрезвычайные ситуации природного характера» для 7 класса
Учитывая государственную важность данной проблемы, в РФ принят Федеральный Закон «О защите населения и территорий от чрезвычайных ситуаций природного и техногенного хара...
разработка урока по ОБЖ,в 5 классе, по теме: "Чрезвычайные ситуации природного характера"
разработка урока 5 классе по теме: «Чрезвычайные ситуации природного характера».Тип учебного занятия по дидактической цели – урок усвоения новых знаний.Оборудование: учебник, р...
Методическая разработка по теме: « ВОЗМОЖНОСТИ ИСПОЛЬЗОВАНИЕ ЭЛЕКТРОННЫХ ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫХ РЕСУРСОВ В ОБРАЗОВАТЕЛЬНОМ ПРОЦЕССЕ ПЕДАГОГАМИ ДОПОЛНИТЕЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ»
Методическая разработка раскрывает особенности и возможности использования электронных образовательных ресурсов в образовательном процессе....
Методическая разработка на тему: Защита населения от АХОВ
Защита населения от АХОВ. Данная презентация поможет не только учащимся 8 класса хорошо запомнить новый материал по ОБЖ по теме "Защита населения от АХОВ", но и использовать его у...