Разработка урока "Санкт-Петербург - "вторая столица" России"
методическая разработка по географии (9 класс) на тему
Познакомить учащихся с историей города, со «столичными» функциями и обобщить материал о роли С-Петербурга
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
![]() | 26.2 КБ |
Предварительный просмотр:
Урок "Санкт – Петербург - «вторая столица» России"
Цели урока: познакомить учащихся с историей города, со «столичными» функциями и обобщить материал о роли С-Петербурга.
Задачи:
1. образовательные: способствовать формированию системы исторических знаний о городе
2. развивающые: обеспечить развитие умений оценивать ЭГП, составлять сравнительную характеристику ЭГП двух столиц;
3. воспитательные: способствовать формированию чувства красоты и гордости за Великий город;
4. здоровье-сберегающие: обеспечить атмосферу комфортности на уроке.
Тип урока: комбинированный
Оборудование: Политико – административная карта России, атласы для 9 класса, презентация «Современный Санкт – Петербург».
Ход урока
- Организационный момент. (Здоровается с классом. Проверка готовности класса к уроку)
- Изучение нового материала.
Ребята, предлагаю прослушать текст:
16 мая 1703 года в праздник Пресвятой Троицы, была основана крепость. 16 мая – принято считать днем рождения города. Таким образом, Россия получила выход к Балтийскому морю. Однако крепость - еще не город. Крепость- вынужденная необходимость. Город начинается с домов для жилья. Первый такой дом царь повелел поставить для себя 5 июня. Он даже указал место: на берегу большого острова к северо-востоку от крепости. Здесь по его замыслу, следовало устроить пристань для торговых судов. На острове должен был подняться в будущем город, как и случилось.
- О каком городе идет речь?
Тема нашего урока: Санкт-Петербург – «вторая столица» России.
- И сегодня нам предстоит ответить на главный вопрос урока: - Почему Санкт-Петербург можно считать «второй столицей» России?
- Из курса истории, вспомните какие города являлись столицами Российской империи?
После ответов учитель размещает карточки с названиями городов-столиц Российской империи.
- Ладога (862-864)
- Новгород (862-882)
- Киев (882-1243)
- Владимир (1243-1389)
- Столицы Южной Руси
- Москва (1389-1712)
- Санкт-Петербург (1712-1918)
- Москва (с1918)
- На столицу России в настоящее время претендуют два города: Великий Новгород и Казань.
Задание 1:
Определить где находится Санкт – Петербург? (Находится на северо-западе европейской части России, имеет центральное положение, находится в устье р. Нева на 108 островах. Через судоходную Неву и Волго–Балтийский канал имеет выход в Белое море, в Волгу).
На доске размещена схема «+» и «-» ГП города.
«+» ГП города | «-» ГП города |
При ответе на 1 задание, учитель при помощи ответов ребят заполняет «+» ГП города.
- К «-» ГП Санкт-Петербурга, мы вернемся позже.
(Карточки-инструкции на партах)
Практическая работа в тетрадях. Работа в парах
Практическая работа «Сравнительная характеристика Москвы и Санкт-Петербурга»
- Пользуясь картами атласа, сравните ЭГП городов: Москва и Санкт-Петербург. Полученные данные занести в таблицу.
Москва | Санкт - Петербург | |
1. ЭГП города: а) положение окраинное, центральное; б) положение приморское, сухопутное; в) транспортное положение; г) положение на реке. 2. Планировка города: а) радиально – кольцевая, прямоугольная; б) явный центр города; в) год основания; г) экологические проблемы. |
- Проанализируйте данные таблице и сделайте вывод.
Вывод: у Москвы более выгодное ЭГП, чем у Санкт-Петербурга.
- Исходя из полученных знаний о размещении города, определите Проблемы Санкт – Петербурга. (Защита города от наводнений, сохранение памятников культуры, конверсия военного производства, экологическая).
«+» ГП города | «-» ГП города |
Достопримечательности Санкт – Петербурга. (Эрмитаж, Исаакиевский собор, Петропавловская крепость, мосты, Дворцовая площадь, Казанский собор, памятник Петру Первому);
Просмотр презентации.
Обобщение и систематизация знаний.
1.Культурный центр №1.
2.Порт на Балтике №1.
3,Промышленный центр №2.
4.Научный центр №2.
5.Образовательный центр №2.
6.Транспортный узел №2.
7.Финансовый центр №2.
8.По численности населения №2.
Общий вывод:
Санкт-Петербург является «второй» столицей РФ. За свою красоту и величие город на Неве нередко называют «Северной Венецией», т.к. лежит на 100 островах и имеет 365 мостов, а также «Северной Пальмирой» как и древний Сирийский город Пальмира за красоту планировки и зданий.
Домашнее задание. 1.Составить экскурсию по С.-П.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
![](/sites/default/files/pictures/2011/08/15/picture-15235.jpg)
УЗЕЛКОВАЯ ОКРАСКА ТКАНЕЙ" Методическая разработка урока в рамках реализации комплексной модифицированной дополнительной образовательной программы по предмету «Художественный текстиль» для учащихся художественной школы второго года обучения
Разработка имеет две части: теоретическую и практическую. В основе – проработка урока с описанием хода работы, инструментов и материалов, используемых для её выполнения. Иллюстративный матери...
Методическая разработка Решение систем,содержащих уравнения второй степени
Аннотация урока Урок закрепления знаний. На уроке используется технология развития критического мышления. Урок начинается актуализац...
![](/sites/default/files/pictures/2015/06/01/picture-248702-1433186021.jpg)
Методическая разработка урока музыки "Второе путешествие в музыкальный театр. Балет"
Урок музыки - 5 класс, II четвертьТема: «Музыкальный театр. Балет»Цель: Знакомство с музыкально-театральным искусством – Балет, и особенностью передачи художественного образа че...
![](/sites/default/files/pictures/2012/11/28/picture-90410-1354090157.jpg)
Методическая разработка "Учимся читать". (второй язык)
Методическая разработка "Учимся читать". (второй язык)Видеоуроки:Урок 1. Английский язык для школьников. https://www.youtube.com/watch?v=6BEyP_x6ylsЧтение буквы "Аа" Отк...
![](/sites/default/files/pictures/2019/10/31/picture-1182493-1572522315.jpg)
Разработка открытого урока Второе путешествие в музыкальный театр. Балет.
Открытый урок был проведен в рамках районного семинара 26.03.2019 г. Урок построен по технологии деятельностного метода, целью урока является сформировать представление у учащихся о балете, ...
![](/sites/default/files/pictures/2020/03/07/picture-1225203-1583571305.jpg)
Методическая разработка урока "Итоги Второй мировой войны"
Методическая разработка включает конспект урока, презентацию, приложения. Может быть использована на уроках истории в 9 и 11 классах....
![](/sites/default/files/pictures/2020/03/18/picture-1228384-1584548732.jpg)
Методическая разработка урока по второму иностранному языку (французскому) в 9 классе
Урок входит в планирование программы, составленной на базе УМК «Синяя птица», авторов Н.А. Селивановой, А.Ю. Шашуриной.Место урока в учебном курсе: один из заключительных уроков, пос...