Разработка урока "Санкт-Петербург - "вторая столица" России"
методическая разработка по географии (9 класс) на тему

Холкина Наталья Викторовна

Познакомить  учащихся с историей города, со «столичными»  функциями и обобщить материал о роли С-Петербурга

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл otkrytyy_urok_po_geografii_2.docx26.2 КБ

Предварительный просмотр:

Урок "Санкт – Петербург - «вторая столица» России"


     Цели урока: познакомить учащихся с историей города, со «столичными»  функциями и обобщить материал о роли С-Петербурга.

Задачи:

1.  образовательные: способствовать формированию системы исторических знаний о городе

2.  развивающые: обеспечить развитие умений оценивать ЭГП, составлять сравнительную  характеристику ЭГП двух столиц;

 3.  воспитательные: способствовать формированию чувства красоты и гордости за Великий город;

4. здоровье-сберегающие: обеспечить атмосферу комфортности на уроке.

Тип  урока: комбинированный

 Оборудование: Политико – административная  карта России, атласы для 9 класса, презентация «Современный  Санкт – Петербург».

Ход  урока

  1. Организационный  момент.  (Здоровается с классом. Проверка готовности класса к уроку)

  1. Изучение  нового  материала.

Ребята, предлагаю прослушать текст:

16 мая 1703 года в праздник Пресвятой Троицы, была основана крепость. 16 мая – принято считать днем рождения города. Таким образом, Россия получила выход к Балтийскому морю. Однако крепость -  еще не город. Крепость- вынужденная необходимость. Город начинается с домов для жилья. Первый такой дом царь повелел поставить для себя 5 июня. Он даже указал место: на берегу большого острова к северо-востоку от крепости. Здесь по его замыслу, следовало устроить  пристань для торговых судов. На острове должен был подняться в будущем город, как и случилось.

- О каком городе идет речь?

Тема нашего урока: Санкт-Петербург – «вторая столица» России.

- И сегодня нам предстоит ответить на главный вопрос урока: - Почему Санкт-Петербург можно считать «второй столицей» России?

- Из курса истории, вспомните какие города являлись столицами Российской империи?

После ответов учитель размещает карточки с названиями городов-столиц Российской империи.

  1. Ладога (862-864)
  2. Новгород (862-882)
  3. Киев (882-1243)
  4. Владимир (1243-1389)
  5. Столицы Южной Руси
  6. Москва (1389-1712)
  7. Санкт-Петербург (1712-1918)
  8. Москва  (с1918)

- На столицу России в настоящее время претендуют два города: Великий Новгород и Казань.

Задание 1:

Определить где  находится Санкт – Петербург?  (Находится  на  северо-западе европейской  части  России, имеет центральное  положение, находится в устье р. Нева на 108 островах. Через судоходную Неву и Волго–Балтийский канал  имеет  выход  в Белое море, в Волгу).

На доске размещена  схема «+» и «-» ГП  города.

«+» ГП города

«-» ГП города

При ответе на 1 задание, учитель при помощи ответов ребят заполняет «+» ГП города.

- К «-» ГП Санкт-Петербурга, мы вернемся позже.

(Карточки-инструкции на партах)

Практическая работа в тетрадях. Работа в парах

Практическая  работа «Сравнительная характеристика Москвы и Санкт-Петербурга»

  1. Пользуясь  картами  атласа, сравните ЭГП городов: Москва  и Санкт-Петербург. Полученные  данные  занести  в  таблицу.

Москва

Санкт - Петербург

1. ЭГП города:

а) положение окраинное, центральное;

б) положение  приморское, сухопутное;

в) транспортное  положение;

г) положение  на  реке.

2. Планировка  города:

  а) радиально – кольцевая, прямоугольная;

  б) явный  центр города;

  в) год  основания;

  г) экологические проблемы.

  1. Проанализируйте данные таблице и сделайте вывод.

Вывод: у Москвы более выгодное ЭГП, чем у Санкт-Петербурга.

    - Исходя из полученных знаний о размещении города, определите Проблемы Санкт – Петербурга.  (Защита города  от  наводнений, сохранение  памятников  культуры, конверсия  военного  производства, экологическая).

«+» ГП города

«-» ГП города

 Достопримечательности Санкт – Петербурга. (Эрмитаж, Исаакиевский собор, Петропавловская  крепость, мосты, Дворцовая  площадь, Казанский  собор, памятник Петру Первому);

Просмотр  презентации.

 Обобщение и систематизация знаний.

1.Культурный центр №1.

2.Порт на Балтике №1.

3,Промышленный центр №2.

4.Научный центр №2.

5.Образовательный центр №2.

6.Транспортный узел №2.

7.Финансовый центр №2.

8.По численности населения №2.

Общий вывод:

Санкт-Петербург является «второй» столицей РФ. За свою красоту и величие город на Неве нередко называют «Северной Венецией», т.к. лежит на 100 островах и имеет 365 мостов, а также «Северной Пальмирой» как и древний Сирийский город Пальмира за красоту планировки и зданий.

Домашнее задание. 1.Составить экскурсию по С.-П.

 


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

УЗЕЛКОВАЯ ОКРАСКА ТКАНЕЙ" Методическая разработка урока в рамках реализации комплексной модифицированной дополнительной образовательной программы по предмету «Художественный текстиль» для учащихся художественной школы второго года обучения

Разработка имеет две части: теоретическую и практическую. В основе – проработка урока с описанием хода работы, инструментов и материалов, используемых для её выполнения. Иллюстративный матери...

Методическая разработка Решение систем,содержащих уравнения второй степени

Аннотация урока      Урок закрепления  знаний. На уроке используется технология развития критического мышления.      Урок начинается актуализац...

Методическая разработка урока музыки "Второе путешествие в музыкальный театр. Балет"

Урок музыки - 5  класс,   II четвертьТема: «Музыкальный театр. Балет»Цель: Знакомство с музыкально-театральным искусством – Балет, и особенностью передачи художественного образа че...

Методическая разработка "Учимся читать". (второй язык)

Методическая разработка "Учимся читать". (второй язык)Видеоуроки:Урок 1. Английский язык для школьников.  https://www.youtube.com/watch?v=6BEyP_x6ylsЧтение буквы "Аа" Отк...

Разработка открытого урока Второе путешествие в музыкальный театр. Балет.

Открытый урок был проведен в рамках районного семинара 26.03.2019 г. Урок построен по технологии деятельностного метода, целью урока является сформировать представление у учащихся о балете, ...

Методическая разработка урока "Итоги Второй мировой войны"

Методическая разработка включает конспект урока, презентацию, приложения. Может быть использована на уроках истории в 9 и 11 классах....

Методическая разработка урока по второму иностранному языку (французскому) в 9 классе

Урок входит в планирование программы, составленной на базе УМК «Синяя птица», авторов Н.А. Селивановой, А.Ю. Шашуриной.Место урока в учебном курсе: один из заключительных уроков, пос...