УЗЕЛКОВАЯ ОКРАСКА ТКАНЕЙ" Методическая разработка урока в рамках реализации комплексной модифицированной дополнительной образовательной программы по предмету «Художественный текстиль» для учащихся художественной школы второго года обучения
методическая разработка по изобразительному искусству (изо) по теме
Разработка имеет две части: теоретическую и практическую.
В основе – проработка урока с описанием хода работы, инструментов и материалов, используемых для её выполнения. Иллюстративный материал – в виде таблиц, фотографий, рисунков, методических наглядных пособий.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
pr.-zn.proekt__soboleva_e.i..doc | 906.5 КБ |
Предварительный просмотр:
УПРАВЛЕНИЕ ОБРАЗОВАНИЯ АДМИНИСТРАЦИИ ЛУХОВИЦКОГО МУНИЦИПАЛЬНОГО РАЙОНА МУНИЦИПАЛЬНОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ ДОПОЛНИТЕЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ ДЕТЕЙ
«ДЕТСКАЯ ШКОЛА ИСКУССТВ»
УЗЕЛКОВАЯ ОКРАСКА ТКАНЕЙ
Методическая разработка урока
в рамках реализации комплексной модифицированной дополнительной образовательной программы
по предмету «Художественный текстиль»
для учащихся художественной школы
второго года обучения
Разработчик: Соболева Елена Ивановна,
преподаватель художественных дисциплин
МОУ ДОД «Детская школа искусств»
г. Луховицы М.О.
2011 г.
Разработка имеет две части: теоретическую и практическую.
В основе – проработка урока с описанием хода работы, инструментов и материалов, используемых для её выполнения. Иллюстративный материал – в виде таблиц, фотографий, рисунков, методических наглядных пособий.
Из истории художественной росписи ткани
Ручная роспись тканей является разновидностью художественного текстиля, который, в свою очередь, представляет немаловажный раздел декоративно-прикладного искусства. Этот вид прикладного искусства имеет глубокие народные корни и традиции, дошедшие до сегодняшних дней. Искусство украшать ткани пришло к нам из глубины веков, а крашение и набойка тканей являются одним из самых давних ремесел. Родиной их считают Китай и Индию, где еще примерно за 4 тыс. лет до нашей эры применяли для этого природные красители растительного и животного происхождения.
Слово «батик» - явайского происхождения и в переводе обозначает «рисование горячим воском». Это искусство развивали с глубокой древности много народов мира - индейцы, китайцы, египтяне, перуанцы, но наивысшего развития и художественного совершенства оно достигло в Индонезии на острове Ява, который считается древнейшим центром батика. Явайских узоров известно около десяти тысяч, и все они на редкость разнообразны. Большинство исследователей считает, что батик зародился в XIII - XIV вв., а широко распространился в XVII в., когда был изобретен «чан-тинг» - оригинальный инструмент для нанесения узоров расплавленным воском. Это маленькая медная посудина с одним или несколькими загнутыми носиками, с бамбуковой или деревянной ручкой. В наше время техника батика на Яве почти полностью вытеснена методом штамповки «чап». Ажурный металлический блок с узорами из тонкой проволоки опускают в горячий воск, потом плотно прижимают к ткани, а в полученный контур рисунка заливают краску.
Наиболее распространенным является способ оформления тканей при помощи резервирующих смесей (резервов), известный под названием батик. Суть его состоит, в том, что участки ткани, которые не должны быть закрашены, покрывают резервом (пчелиный воск, парафин, разные смолы), который пропитывает материю, защищая ее от краски.
Подготовленную таким образом ткань опускают в краску и закрашивают, а потом удаляют с нее резерв. В результате этого на материи получается белый рисунок на закрашенном фоне.
Ручной способ росписи тканей состоит из нескольких видов: так называемого холодного батика, горячего батика, свободной росписи тканей и узелкового батика.
Каждый из них имеет свои особенности.
При холодном батике резервирующую смесь (резерв) наносят на ткань в виде замкнутого контура, и в пределах этого контура красками расписывают изделие. Рисунки холодного батика имеют графически четкий характер и количество красок, которые при этом используют, не ограничено.
При горячем батике расплавленный воск (резерв) применяют как для нанесения контура, так и для покрытия отдельных участков ткани, чтобы защитить их от краски.Рисунки горячего батика менее графичны, наблюдаются переходы тонов - они более живописны.
Третий способ ручной росписи тканей - свободная роспись. Известно несколько способов этой росписи. Рисунки на ткани при этом методе наносят свободными мазками, и только заключительная обработка может иногда исполняться при помощи резерва.
Узелковая окраска тканей.
Этот вид художественной росписи заключается в том, что участок ткани, который должен оставаться неокрашенным, завязывают так, чтобы красильный раствор не мог достичь и окрасить его. Ограничить доступ краски к нему можно с помощью узлов, прищепок, зажимов... Одним словом — это механическое резервирование тканей.
В различных странах наименование такой окраски разное.
Распространены следующие названия узелкового батика:
Лахерия — обычный жгутовый способ окрашивания ткани. Ткань скручивают в жгут, закрепляют обвязкой и таким образом окрашивают. Очень часто здесь появляется "волновой эффект", рисунок повторяется через интервалы, как волны.
В Малайзии технику скручивания называют планги (планки), что значит "пробел, пятно". В Индии до сих пор широко распространена техникабандхани (бандхей, бандхана, бандхини и т.п.), что означает "обвяжи-окрась". Рисунок получается из множества различных белых и цветных точек или мелких кругов. Подобные узоры встречаются на древних фресках и скульптурах. Из таких тканей делают свадебную и праздничную одежду. Ткань захватывают ногтем мизинца и одной нитью завязывают тысячи мельчайших узелков.
В Японии — шибори (сибори, шибури, тибари, складной батик) — ткань не скручивается, а только складывается определенным образом, и так окрашивается. В США — тайдай (tie-dye) — такое название узелковой техники распространилось на весь Запад в конце 50-х годов XX в. при появлении хиппи и массовых движений протеста.
В Индонезии применяется техникатритик (триник, шитая техника). Создание рисунка способом прошивания ткани - более утонченный прием.
Кроме того, пригодятся камешки, бусинки, пуговицы, сушеный горох.
К подготовке рабочего места для узелковой окраски ткани необходимо
отнестись очень ответственно, от этого зависит результат работы. В комнате,
где вы работаете, должны быть рядом стол, газовая плита, водопроводный
кран и гладильная доска с утюгом. Стол необходимо покрыть клеенкой.
Работать лучше всего в резиновых перчатках, чтобы уберечь руки он
окрашивания. Кроме этого, вам еще понадобится несколько цветов красителя,
соответствующего выбранной ткани; окрашиваемый материал, предварительно
подготовленный по вышеописанным рецептам; тонкий шнур, крепкая нить,
свеча, пластмассовые прищепки для белья, лоскут старой ткани или
гигроскопической бумаги, старые газеты, щетинные кисти и поролоновые
губки. Есть несколько способов механического резервирования тканей,
с помощью которых можно получить самые разнообразные узоры на ткани.
К ним относятся завязывание, зашивание, скручивание, подгибание материала
С помощью узлов можно получить круги или концентрические круги.
Ткань, обтягивающая предмет окрасится ровно, а вокруг получится звездчатая округлая форма (7).
Техника «Сибори» — так называемый складной батик. Результат достигается также путём перевязывания и окрашивания, но более предсказуем, так как ткань складывается определённым образом. Эта техника имеет японские корни.
Сложив ткань вчетверо и заплиссировав его по диагонали, получим
- Ознакомление учащихся с внутренним распорядком занятий в мастерской, программой занятий;
- знакомство с основными понятиями и техниками росписи;
- воспитание эстетического восприятия искусства художественной росписи ткани, расширение кругозора.
1.2. Далее преподаватель рассказываетоб историии традициях окрашивания тканей у разных народов.
1.3. Учащиеся делают краткие записи по теме.
Салфетка с узором «Солнышко» в два цвета.
- закрепление пройденного материала;
- усвоение новых знаний по данному виду оформления ткани;
- воспитание исследовательских качеств.
Красители заливают в эмалированную посуду и нагревают до 40-60°С.
2.7.Затем салфетки запариваются и срезы обрабатываются.
1) Хлопчатобумажная ткань, желательно белая или светлая;
5) гигроскопическая бумага; 6)газеты; 7)клеёнка; 8)ножницы.
Оборудование: плита, таз, резиновые перчатки, утюг.
- Бирюкова Н. Западноевропейские ткани XVI-XVIII вв. - М., 1973
- Воробьев В. А., Соколов Г. А. Очерки но истории науки, техники и ремесла Японии. — М., 1976.
- Гильман Р. А. Художественная роспись тканей. — «Владос», 2004
- Давыдов C. Батик: техника, приемы, изделия. — «АСТ-Пресс», 2005
- Дворкина И. А. Батик. Горячий. Холодный. Узелковый. — М.: «Радуга», 2002, 2-е изд. — 2008.
- Дуглас Шарлотта. Русский текстиль 1928 -1932 гг. Великая утопия. - М, 1993.
- Искусство батика. — М., ООО Изд-во АСТ. 2001
- Кабанова О. Путешествие в технику горячего батика. Декоративное искусство СССР. — 1987. -№ 1.
- Каптерова Т. П., Виноградова Н. А. Искусство Средневекового Востока. - М., 1989.
- Перелёшина И. А. Батик. От основ к импровизации. — СПб, «Паритет», 2007
- Погадаев, Виктор. «Магия батика» —«Восточная коллекция»,
N 6 Москва: Российская государственная библиотека, 2002, 71-74.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Дополнительная образовательная программа СОЗДАНИЕ WEB-САЙТОВ Для кружка по Информатики На 1 год обучения Для детей 11-15 лет
Курс «Создание Web-сайтов» предлагается для учащихся 6 -9 классов основной школы. Занятия включают практическое освоение техники создания веб-страниц, тематических сайтов, информационно-справ...
Ищу партнера: для реализации основных и дополнительных образовательных программ в вашем регионе
Ищу партнера: для реализации основных и дополнительных образовательных программ в вашем регионе Ищем партнеров, агентов, представителей в регионах России и странах СНГ. Современный и высо...
Дополнительная образовательная программа по предмету «Общий курс фортепиано» (для учащихся хорового отдела) модифицированная адаптированная
Основная задача общего музыкального образования – это формирование эстетического вкуса, приобщение детей к музыкальному искусству,...
Дополнительная образовательная программа по лёгкой атлетике для групп начальной подготовки 1-3 годов обучения
Программа по лёгкой атлетике для тренеров - преподавателей ДЮСШ...
ЛЫЖНЫЕ ГОНКИ Дополнительная предпрофессиональная образовательная программа по этапам спортивной подготовки (учебно-тренировочный этап 1-2 года обучения) от 12-14 лет
ЛЫЖНЫЕ ГОНКИ Дополнительная предпрофессиональная образовательная программа по этапам спортивной подготовки (учебно-тренировочный этап 1-2 года обучения) от 12-14 лет...
ЛЫЖНЫЕ ГОНКИ Дополнительная предпрофессиональная образовательная программа по этапам спортивной подготовки (учебно-тренировочный этап 1-2 года обучения) от 12-14 лет
ЛЫЖНЫЕ ГОНКИ Дополнительная предпрофессиональная образовательная программа по этапам спортивной подготовки (учебно-тренировочный этап 1-2 года обучения) от 12-14 лет...
Методическая разработка урока в рамках реализации основной общеобразовательной программы с использованием оборудования центра «Точка роста»
Растительные ткани, их функции. Лабораторная работа «Изучение строения растительных тканей» Планируемые результаты:Личностные- сформировать позитивное эмоциональное отношение обучающи...