Методическая разработка урока по второму иностранному языку (французскому) в 9 классе
методическая разработка по французскому языку (9 класс)
Урок входит в планирование программы, составленной на базе УМК «Синяя птица», авторов Н.А. Селивановой, А.Ю. Шашуриной.
Место урока в учебном курсе: один из заключительных уроков, посвящённых закреплению и контролю пройденного лексического, грамматического и страноведческого материала учебного курса за 9 класс.
Главная особенность урока – нетрадиционная форма (урок-путешествие).
В основе урока-путешествия лежит следующий кейс, определяющий тематическую цель всего путешествия. Согласно содержанию учебника учащиеся «отправляются» в Париж, «осматривают» достопримечательности, «посещают» музеи, знакомятся со страницами истории Франции. Вообразим, что после знакомства со столицей учащиеся продолжили своё путешествие по Франции, разделившись на две группы. В конечном итоге, одна группа оказалась в Марселе, другая – в Тулузе. Настало время возвращаться в Россию. Но, не тут-то было, в связи с забастовками работников аэропортов, международные вылеты возможны только из Парижа, куда и должны прибыть ребята, чтобы успеть на самолёт Париж-Москва. Для этого двум группам предстоит отправиться в обратное путешествие с юга Франции до столичного аэропорта, делая пересадки в нескольких городах.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
metodicheskaya_razrabotka_poruntsova_d._.docx | 33.35 КБ |
Предварительный просмотр:
Методическая разработка урока по второму иностранному языку (французскому)
Тема: «Все дороги ведут в Париж» («Tous les chemins mènent à Paris»)
9 класс (3-й год обучения)
Ведущий метод – устный с элементами наглядности; коммуникативный подход; урок нетрадиционной формы (путешествие)
Цель урока – закрепление и контроль изученного лексического, грамматического и страноведческого материала, совершенствование устной речи и умений в аудировании.
Задачи:
- обобщение и активизация полученных знаний за курс 9 класса;
- развитие умений работать в команде;
- создание условий для раскрытия творческого потенциала и самореализации обучающихся
Планируемые образовательные результаты:
Предметные | Личностные | Метапредметные |
Активизация лингвострановедческого материала по пройденным темам в речи. Совершенствование навыка монологической речи по теме. Совершенствование грамматических, лексических, произносительных навыков. | Развитие познавательного интереса учащихся к изучаемому ИЯ и культуре страны изучаемого языка. Развитие внимания, памяти, сообразительности, логического мышления, интеллектуальных способностей. Формирование коммуникативных навыков (взаимопомощи, чувства коллективизма, индивидуальной и коллективной ответственности за результаты работы). | Умение организовывать учебное сотрудничество, совместную и индивидуальную деятельность. Умение самостоятельно ставить цели обучения. Умение анализировать и чётко излагать мысли. Умение формулировать, анализировать и решать проблемы. |
Содержание урока
Структурный компонент | Деятельность учителя | Деятельность учащихся | Формируемые УУД |
Начало урока (6 минут) | |||
Организационный момент (2 минуты) | Здоровается с учащимися, создает эмоциональный настрой на работу на уроке. Сообщает, что сегодняшний урок будет не в традиционной форме. Просит разделиться учащихся на две команды и выбрать капитанов. | Приветствуют учителя. Настраиваются на работу на уроке. Делятся на две команды. | Регулятивные: саморегуляция Личностные: эмоциональный настрой на работу на уроке |
Актуализация (1 минута) | Напоминает учащимся, что они весь год «находились» в Париже и просит проговорить, что они там делали. | Учащиеся вспоминают, как они «прилетели» в Париж, «заселялись» в отель, «гуляли и осматривали» главные достопримечательности, «посетили» Лувр и узнали интересные факты из истории и культуры Франции. | Регулятивные: саморегуляция Коммуникативные: восприятие и понимание речи учителя, участие в диалоге, передача содержания в сжатом виде Личностные: инициативность, активность |
Мотивация (3 минуты) | Учитель сообщает учащимся, что после основной программы пребывания в Париже в течение всего года ребята «разделились» на две группы, чтобы продолжить путешествие по Франции и, в конце концов, оказались в Марселе и Тулузе. Однако настало время возвращаться в Россию. Но вот беда, во Франции снова забастовки и единственный работающий аэропорт – в Париже. Учитель: «Догадываетесь ли вы, что вам сегодня предстоит сделать?» Учитель: «Однако добираться до Парижа придётся с пересадками в нескольких городах. Чтобы приобрести билеты на поезд/самолёт нужно будет выполнить разные задания по тематике нашего курса. | Угадывают, что им нужно отправиться в обратное путешествие в Париж, чтобы сесть на самолёт в аэропорту Руасси-Шарль де Голль. С помощью жеребьёвки каждая команда получает свою карту – маршрутный лист [1]. Команда 1: маршрут Марсель-Париж Команда 2: маршрут Тулуза-Париж | Регулятивные: умение планировать свои действия, целеполагание Коммуникативные: восприятие и понимание речи учителя, участие в диалоге |
Основная часть (34 минуты) | |||
Речевая разминка (3 минуты) | Сообщает, что командам нужно выкупить билеты на поезд: К№1 – отправление из Тулузы в Лимож, К№2 – из Марселя в Лион. Учитель: «Для этого в течение 1 минуты, команды должны составить как можно больше слов на тему «путешествие»». Учитель следит за работой учащихся с помощью таймера, а затем, проверяет работу, контролируя правильность выбранной лексики и её произношение. | В течение минуты учащиеся составляют слова и затем каждая команда их презентует. По окончании задания команды получают билет на поезд [2] и «выезжают» в следующий пункт назначения. | Регулятивные: определение плана действий, нахождение рациональных способов работы; осуществление самоконтроля правильности произношения Личностные: формирование этических чувств – доброжелательность и эмоционально-нравственная отзывчивость; равноправное сотрудничество |
Активизация и контроль пройденного лексико-грамматического материала (9 минут) | Учитель хвалит учащихся, за то, что они вовремя добрались до Лиможа/Лиона. Однако им нужно торопиться. Учитель: «Теперь вам необходимо «получить» деньги на автобусные билеты по направлению Лимож-Анже/ Лион-Дижон и выкупить их. Стоимость билета – 10 евро (1 евро – каждый правильный ответ)». Учитель следит за работой учащихся с помощью таймера. *Если одной из команд не хватает «денег» на билет, капитан должен помочь своим друзьям, выполнив штрафное задание: за 1 минуту прочитать правильно имена французских королей с датами жизни [4]. | Учащиеся получают листы с лексико-грамматическим заданием по пройденным [3]. По окончании, приглашаются капитаны команд для быстрой проверки. Если обе команды выполнили задание без ошибок, то они получают следующий билет на автобус и едут дальше. * Капитан получает карточку и выполняет задание. | Регулятивные: понимание способа выполнения учебной задачи. Коммуникативные: умение строить высказывание Познавательные: отработка и закрепление произносительных навыков, лексических и грамматических единиц Личностные: равноправное сотрудничество, коллективное сотрудничество, умение слушать и адекватно реагировать на высказывания учителя и сверстников |
Активизация навыков говорения (6 минут) | Учитель: «Вы почти добрались до Парижа. Сейчас вам нужно сделать последнюю пересадку Анже-Париж/ Дижон-Париж на скоростном поезде TGV». Учитель: «В ожидании поезда вы гуляете рядом с вокзалом и решили заглянуть в антикварный магазин, где вы рассматриваете картины, книги и другие вещи. Рассмотрите картинки, некоторые их части от вас скрыты. Угадайте, что именно». Учитель следит за работой учащихся с помощью таймера. | Команды получают по три картинки, на которых скрыты некоторые элементы (набор открыток для каждой команды различен) и угадывают [5]. По окончании, каждая команда демонстрирует свои картинки и говорит, что на них было скрыто. | Регулятивные: понимание способа выполнения учебной задачи Коммуникативные: умение убеждать, строить монологическое высказывание, критически относиться к своей позиции Личностные: равноправное сотрудничество |
Контроль лексических навыков и умений в говорении (4 минуты) | Учитель: «Вы едите в поезде до Парижа и обсуждаете, что вы увидели во Франции за все время пребывания. Ваша задача по очереди объяснить за минуту все слова из карточки» [6]. Учитель следит за работой учащихся с помощью таймера и одновременно осуществляет контроль выполнения задания. | Команды получают карточку, и каждый член группы объясняет по одному слову (команды чередуются). | Регулятивные: понимание способа выполнения учебной задачи; звуки; участие в диалоге, восприятие и понимание речи учителя и одноклассников. Коммуникативные: умение убеждать, строить монологическое высказывание, критически относиться к своей позиции Познавательные: отработка и закрепление произносительных навыков и лексических единиц Личностные: равноправное сотрудничество |
Чтение с полным пониманием прочитанного (8 минут) | Учитель: «Наконец, вы в Париже и направляетесь в аэропорт. По дороге вы решили заехать в сувенирный магазин и купить что-нибудь на память о Франции». Учитель следит за работой учащихся с помощью таймера. | Команды получают лист с таблицей из вопросов по страноведению и серию карточек. На одной стороне карточек написан ответ на каждый из вопросов, на другой – фрагмент изображения (карточки лежат так, что учащиеся видят только ответы). Задача: ответить на вопросы, найти ответ и приклеить его обратной стороной на лист с вопросами. Необходимо правильно ответить на все вопросы, чтобы получилось целое изображение [7]. По окончании, каждая команда демонстрирует и комментирует, что у них получилось. | Регулятивные: понимание способа выполнения учебной задачи Познавательные: решение проблемы разными способами Личностные: равноправное сотрудничество |
Контроль умений в аудировании (4 минуты) | Учитель: «Пора торопиться на самолёт, осталось выяснить номер вашего рейса, уточнить время отправления и номер выхода на посадку». Учитель включает аудиозапись [8]. | Учащиеся прослушивают аудиозапись с объявлениями рейсов и должны услышать номер рейса, направляющегося в Москву (первое прослушивание), время отправления и номер выхода на посадку (второе прослушивание). Прослушивают аудиозапись и выписывают требуемую информацию. Затем обе команды сверяют свои ответы. | Регулятивные: умение узнавать в устном тексте лексические единицы Коммуникативные: осознанное и произвольное построение речевого высказывания в устной форме Личностные: равноправное сотрудничество |
Заключительная часть урока (5 минут) | |||
Рефлексия и подведение итогов урока (5 минут) | Хвалит работу учащихся, как хорошо они справились с заданиями, успели доехать до Парижа и вовремя сесть в самолёт. Учитель желает прекрасного полёта домой и просит подвести итоги урока. Оценивает вместе с учениками их работу. Прощается с учениками и благодарит за работу. | Высказываются о содержании урока, полученных знаниях и итогах работы: - что узнали на уроке/ чему научились - урок понравился/не понравился - чтобы хотели добавить/изменить Прощаются с учителем. | Познавательные: оценка процесса и результата деятельности Коммуникативные: формулирование собственного мнения Регулятивные: рефлексия; оценка своей работы Личностные: адекватное понимание причин успеха/неуспеха в учебной деятельности |
Библиография:
- Селиванова Н.А. Французский язык. 9 класс: учебник для общеобразовательных учреждений/ Н.А. Селиванова, АЮ. Шашурина – М.: Просвещение, 2018. – 207 с. – (Синяя птица).
- Селиванова Н.А. Французский язык: сборник упражнений к учебнику французского языка для 9 класса общеобразовательных учреждений/ Н.А. Селиванова, АЮ. Шашурина – М.: Просвещение, 2008. – 223 с. – (Синяя птица).
Примечания и ссылки:
[1] https://drive.google.com/file/d/1EVLEGPQOweqvXuH8cT7I-0ec_YiElItQ/view?usp=sharing
[2] https://drive.google.com/file/d/1R9V5i7X8kLfRV7zqp5mHR668-xvx19Sx/view?usp=sharing
[3] https://drive.google.com/file/d/1Iw94rkxEzjS7oed_woyfYK4s_Yf3Vs78/view?usp=sharing
[4] https://drive.google.com/file/d/1IjzA7rEhi3VJ4QNYKSRmTeU6veoR4Znj/view?usp=sharing
[5] https://drive.google.com/file/d/1ZK3_AJN71MrIrBh-n2fFOdUGqKMXMaxH/view?usp=sharing
[6] https://drive.google.com/file/d/17S2LczHC8dYRItsRI2JHh8l4p6QVHVmF/view?usp=sharing
[7] https://drive.google.com/file/d/17S-KmCXxkwIsxACtEqUGmVQbHOhTRh7D/view?usp=sharing
[8] https://drive.google.com/file/d/1yndC3808In2Fiwm6oDv15FY9gpQ_RHNR/view?usp=sharing
Прослушать аудиозапись до времени: 1 минута 5 сек.
Методические рекомендации по проведению урока-путешествия «Все дороги едут в Париж»
- Данный урок предполагает быстрый темп работы, поэтому учитель должен непрерывно контролировать ход урока и оптимизировать процесс.
- Учитель должен уметь быстро реагировать, если у учащихся возникли затруднения.
- Вместо раздаточного материала некоторые задания можно вывести в презентацию (по усмотрению учителя).
- Возможен вариант предложить учащимся вначале урока самим выбрать микро-тему по которой будут выполняться все задания.
Примеры микро-тем: искусство (l’art); культура и быт (la culture et le mode de vie); история (l'histoire); жизнь и язык (la vie et la langue). Однако в таком случае стоит заранее тщательно продумать и подготовить материалы к каждой микро-теме.
- В зависимости от количества учащихся можно модифицировать карту (маршрутный лист) и сделать больше команд.
- Все виды заданий и их содержание могут быть модифицированы по усмотрению учителя в зависимости от целей и задач урока.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Календарно-тематическое планирование по второму иностранному языку (французскому) 9ый класс - первый год обучения
Календарно-тематическое планирование составлено для 9го класса, изучающего французский язык первый год в качестве второго иностранного языка. Рассчитано на 17 часов учебного года. Проводится с периоди...
Проверочные работы по учебному предмету "Второй иностранный язык (французский)", 5 класс. Проверочная работа 1 урок.
Проверочные работы по учебному предмету "Второй иностранный язык (французский)", 5 класс. Проверочная работа 1 урок....
Проверочные работы по учебному предмету "Второй иностранный язык (французский)", 5 класс. Проверочная работа 2 урок.
Проверочные работы по учебному предмету "Второй иностранный язык (французский)", 5 класс. Проверочная работа 2 урок....
Проверочные работы по учебному предмету "Второй иностранный язык (французский)", 5 класс. Проверочная работа 3 урок.
Проверочные работы по учебному предмету "Второй иностранный язык (французский)", 5 класс. Проверочная работа 3 урок....
Проверочные работы по учебному предмету "Второй иностранный язык (французский)", 5 класс. Проверочная работа 4 урок.
Проверочные работы по учебному предмету "Второй иностранный язык (французский)", 5 класс. Проверочная работа 4 урок....
Проверочные работы по учебному предмету "Второй иностранный язык (французский)", 5 класс. Проверочная работа 6 урок.
Проверочные работы по учебному предмету "Второй иностранный язык (французский)", 5 класс. Проверочная работа 6 урок....
Проверочные работы по учебному предмету "Второй иностранный язык (французский)", 5 класс. Проверочная работа 7 урок.
Проверочные работы по учебному предмету "Второй иностранный язык (французский)", 5 класс. Проверочная работа 7 урок....