Методическая разработка урока по второму иностранному языку (французскому) в 9 классе
методическая разработка по французскому языку (9 класс)

Порунцова Дарина Дмитриевна

 Урок входит в планирование программы, составленной на базе УМК «Синяя птица», авторов Н.А. Селивановой, А.Ю. Шашуриной.

Место урока в учебном курсе: один из заключительных уроков, посвящённых закреплению и контролю пройденного лексического, грамматического и страноведческого материала учебного курса за 9 класс.

Главная особенность урока – нетрадиционная форма (урок-путешествие).

В основе урока-путешествия лежит следующий кейс, определяющий тематическую цель всего путешествия. Согласно содержанию учебника учащиеся «отправляются» в Париж, «осматривают» достопримечательности, «посещают» музеи, знакомятся со страницами истории Франции. Вообразим, что после знакомства со столицей учащиеся продолжили своё путешествие по Франции, разделившись на две группы. В конечном итоге, одна группа оказалась в Марселе, другая – в Тулузе. Настало время возвращаться в Россию. Но, не тут-то было, в связи с забастовками работников аэропортов, международные вылеты возможны только из Парижа, куда и должны прибыть ребята, чтобы успеть на самолёт Париж-Москва. Для этого двум группам предстоит отправиться в обратное путешествие с юга Франции до столичного аэропорта, делая пересадки в нескольких городах.

 

 

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл metodicheskaya_razrabotka_poruntsova_d._.docx33.35 КБ

Предварительный просмотр:

Методическая разработка урока по второму иностранному языку (французскому)

Тема: «Все дороги ведут в Париж» («Tous les chemins mènent à Paris»)

9 класс (3-й год обучения)

Ведущий метод – устный с элементами наглядности; коммуникативный подход; урок нетрадиционной формы (путешествие)

Цель урока – закрепление и контроль изученного лексического, грамматического и страноведческого материала, совершенствование устной речи и умений в аудировании.

Задачи:

- обобщение и активизация полученных знаний за курс 9 класса;

- развитие умений работать в команде;

- создание условий для раскрытия творческого потенциала и самореализации обучающихся

Планируемые образовательные результаты:

Предметные

Личностные

Метапредметные

Активизация лингвострановедческого материала по пройденным темам в речи.

Совершенствование навыка монологической речи по теме.

Совершенствование грамматических, лексических, произносительных навыков.

Развитие познавательного интереса учащихся к изучаемому ИЯ и культуре страны изучаемого языка.

Развитие внимания, памяти, сообразительности, логического мышления, интеллектуальных способностей.

Формирование коммуникативных навыков (взаимопомощи, чувства коллективизма, индивидуальной и коллективной ответственности за результаты работы).

Умение организовывать учебное сотрудничество, совместную и индивидуальную деятельность.

Умение самостоятельно ставить цели обучения.

Умение анализировать и чётко излагать мысли.

Умение формулировать, анализировать и решать проблемы.

Содержание урока

Структурный компонент

Деятельность учителя

Деятельность учащихся

Формируемые УУД

Начало урока (6 минут)

Организационный момент (2 минуты)

Здоровается с учащимися, создает эмоциональный настрой на работу на уроке.

Сообщает, что сегодняшний урок будет не в традиционной форме. Просит разделиться учащихся на две команды и выбрать капитанов.

Приветствуют учителя. Настраиваются на работу на уроке.

Делятся на две команды.

Регулятивные: саморегуляция

Личностные: эмоциональный настрой на работу на уроке

Актуализация (1 минута)

Напоминает учащимся, что они весь год «находились» в Париже и просит проговорить, что  они там делали.

Учащиеся вспоминают, как они «прилетели» в Париж, «заселялись» в отель, «гуляли и осматривали» главные достопримечательности, «посетили» Лувр и узнали интересные факты из истории и культуры Франции.

Регулятивные: саморегуляция

Коммуникативные: восприятие и понимание речи учителя, участие в диалоге, передача содержания в сжатом виде

Личностные: инициативность, активность

Мотивация (3 минуты)

Учитель сообщает учащимся, что после основной программы пребывания в Париже в течение всего года ребята «разделились» на две группы, чтобы продолжить путешествие по Франции и, в конце концов, оказались в Марселе и Тулузе. Однако настало время возвращаться в Россию. Но вот беда, во Франции снова забастовки и единственный работающий аэропорт – в Париже.

Учитель: «Догадываетесь ли вы, что вам сегодня предстоит сделать?»

Учитель: «Однако добираться до Парижа придётся с пересадками в нескольких городах. Чтобы приобрести билеты на поезд/самолёт  нужно будет выполнить разные задания по тематике нашего курса.

Угадывают, что им нужно отправиться в обратное путешествие в Париж, чтобы сесть на самолёт в аэропорту Руасси-Шарль де Голль.

С помощью жеребьёвки каждая команда получает свою карту – маршрутный лист [1].

Команда 1: маршрут Марсель-Париж

Команда 2: маршрут Тулуза-Париж

Регулятивные: умение планировать свои действия, целеполагание

Коммуникативные: восприятие и понимание речи учителя, участие в диалоге

Основная часть (34 минуты)

Речевая разминка  (3 минуты)

Сообщает, что командам нужно выкупить билеты на поезд:  К№1 – отправление из Тулузы в Лимож, К№2 – из Марселя в Лион.

Учитель: «Для этого в течение 1 минуты, команды должны составить как можно больше слов на тему «путешествие»».

Учитель следит за работой учащихся с помощью таймера, а затем, проверяет работу, контролируя правильность выбранной лексики и её произношение.

В течение минуты учащиеся составляют слова и затем каждая команда их презентует.

По окончании задания команды получают билет на поезд [2] и «выезжают» в следующий пункт назначения.

Регулятивные: определение плана действий, нахождение рациональных способов работы; осуществление самоконтроля правильности произношения

Личностные: формирование этических чувств – доброжелательность и эмоционально-нравственная отзывчивость; равноправное сотрудничество

Активизация и контроль пройденного лексико-грамматического материала

(9 минут)

Учитель хвалит учащихся, за то, что они вовремя добрались до Лиможа/Лиона. Однако им нужно торопиться.

Учитель: «Теперь вам необходимо «получить» деньги на автобусные билеты по направлению Лимож-Анже/ Лион-Дижон и выкупить их. Стоимость билета – 10 евро (1 евро – каждый правильный ответ)».

Учитель следит за работой учащихся с помощью таймера.

*Если одной из команд не хватает «денег» на билет, капитан должен помочь своим друзьям, выполнив штрафное задание: за 1 минуту прочитать правильно имена французских королей с датами жизни [4].

Учащиеся получают листы с лексико-грамматическим заданием по пройденным [3].

По окончании, приглашаются капитаны команд для быстрой проверки. Если обе команды выполнили задание без ошибок, то они получают следующий билет на автобус и едут дальше.

* Капитан получает карточку и выполняет задание.

Регулятивные: понимание способа выполнения учебной задачи.

Коммуникативные: умение строить высказывание

Познавательные: отработка и закрепление произносительных навыков,  лексических и грамматических единиц

Личностные: равноправное сотрудничество, коллективное сотрудничество, умение слушать и адекватно реагировать на высказывания учителя и сверстников

Активизация навыков говорения (6 минут)

Учитель: «Вы почти добрались до Парижа. Сейчас вам нужно сделать последнюю пересадку Анже-Париж/ Дижон-Париж на скоростном поезде TGV».

Учитель: «В ожидании поезда вы гуляете рядом с вокзалом и решили заглянуть в антикварный магазин, где вы рассматриваете картины, книги и другие вещи.

Рассмотрите картинки, некоторые их части от вас скрыты. Угадайте, что именно».

Учитель следит за работой учащихся с помощью таймера.

Команды получают по три картинки, на которых скрыты некоторые элементы (набор открыток для каждой команды различен) и угадывают [5].

По окончании, каждая команда демонстрирует свои картинки и говорит, что на них было скрыто.

Регулятивные: понимание способа выполнения учебной задачи

Коммуникативные: умение убеждать, строить монологическое высказывание, критически относиться к своей позиции

Личностные: равноправное сотрудничество

Контроль лексических навыков и умений в говорении

(4 минуты)

Учитель: «Вы едите в поезде до Парижа и обсуждаете, что вы увидели во Франции за все время пребывания. Ваша задача по очереди объяснить за минуту все слова из карточки» [6].

Учитель следит за работой учащихся с помощью таймера и одновременно осуществляет контроль выполнения задания.

Команды получают карточку, и каждый член группы объясняет по одному слову (команды чередуются).

Регулятивные: понимание способа выполнения учебной задачи; звуки; участие в диалоге, восприятие и понимание речи учителя и одноклассников.

Коммуникативные: умение убеждать, строить монологическое высказывание, критически относиться к своей позиции

Познавательные: отработка и закрепление произносительных навыков и лексических единиц

Личностные: равноправное сотрудничество

Чтение с полным пониманием прочитанного (8 минут)

Учитель: «Наконец, вы в Париже и направляетесь в аэропорт. По дороге вы решили заехать в сувенирный магазин и купить что-нибудь на память о Франции».

Учитель следит за работой учащихся с помощью таймера.

Команды получают лист с таблицей из вопросов по страноведению и серию карточек. На одной стороне карточек написан ответ на каждый из вопросов, на другой – фрагмент изображения (карточки лежат так, что учащиеся видят только ответы). Задача: ответить на вопросы, найти ответ и приклеить его обратной стороной на лист с вопросами. Необходимо правильно ответить на все вопросы, чтобы получилось целое изображение [7].

По окончании, каждая команда демонстрирует и комментирует, что у них получилось.

Регулятивные: понимание способа выполнения учебной задачи

Познавательные: решение проблемы разными способами

Личностные: равноправное сотрудничество

Контроль умений в аудировании (4 минуты)

Учитель: «Пора торопиться на самолёт, осталось выяснить номер вашего рейса, уточнить время отправления и номер выхода на посадку».

Учитель включает аудиозапись [8].

Учащиеся прослушивают аудиозапись с объявлениями рейсов и должны услышать номер рейса, направляющегося в Москву (первое прослушивание), время отправления и номер выхода на посадку (второе прослушивание).

Прослушивают аудиозапись и выписывают требуемую информацию.

Затем обе команды сверяют свои ответы.

Регулятивные: умение узнавать в  устном тексте лексические единицы

Коммуникативные: 

осознанное и произвольное построение речевого высказывания в устной форме

Личностные: равноправное сотрудничество

Заключительная часть урока (5 минут)

Рефлексия и подведение итогов урока (5 минут)

Хвалит работу учащихся, как хорошо они справились с заданиями, успели доехать до Парижа и вовремя сесть в самолёт. Учитель желает прекрасного полёта домой и просит подвести итоги урока.

Оценивает вместе с учениками их работу.

Прощается с учениками и благодарит за работу.

Высказываются о содержании урока, полученных знаниях и итогах работы:

- что узнали на уроке/ чему научились

- урок понравился/не понравился

- чтобы хотели добавить/изменить

Прощаются с учителем.

Познавательные: оценка процесса и результата деятельности

Коммуникативные: формулирование собственного мнения

Регулятивные: рефлексия; оценка своей работы

Личностные: адекватное понимание причин успеха/неуспеха в учебной деятельности

Библиография:

  1. Селиванова Н.А. Французский язык. 9 класс: учебник для общеобразовательных учреждений/ Н.А. Селиванова, АЮ. Шашурина – М.: Просвещение, 2018. – 207 с. – (Синяя птица).
  2. Селиванова Н.А. Французский язык: сборник упражнений к учебнику французского языка для 9 класса общеобразовательных учреждений/ Н.А. Селиванова, АЮ. Шашурина – М.: Просвещение, 2008. – 223 с. – (Синяя птица).

Примечания и ссылки:

[1] https://drive.google.com/file/d/1EVLEGPQOweqvXuH8cT7I-0ec_YiElItQ/view?usp=sharing

[2] https://drive.google.com/file/d/1R9V5i7X8kLfRV7zqp5mHR668-xvx19Sx/view?usp=sharing

[3] https://drive.google.com/file/d/1Iw94rkxEzjS7oed_woyfYK4s_Yf3Vs78/view?usp=sharing

[4] https://drive.google.com/file/d/1IjzA7rEhi3VJ4QNYKSRmTeU6veoR4Znj/view?usp=sharing

[5] https://drive.google.com/file/d/1ZK3_AJN71MrIrBh-n2fFOdUGqKMXMaxH/view?usp=sharing

[6] https://drive.google.com/file/d/17S2LczHC8dYRItsRI2JHh8l4p6QVHVmF/view?usp=sharing

[7] https://drive.google.com/file/d/17S-KmCXxkwIsxACtEqUGmVQbHOhTRh7D/view?usp=sharing

[8] https://drive.google.com/file/d/1yndC3808In2Fiwm6oDv15FY9gpQ_RHNR/view?usp=sharing 

Прослушать аудиозапись до времени: 1 минута 5 сек.

Методические рекомендации по проведению урока-путешествия «Все дороги едут в Париж»

  1. Данный урок предполагает быстрый темп работы, поэтому учитель должен непрерывно контролировать ход урока и оптимизировать процесс.
  2. Учитель должен уметь быстро реагировать, если у учащихся возникли затруднения.
  3. Вместо раздаточного материала некоторые задания можно вывести в презентацию (по усмотрению учителя).
  4. Возможен вариант предложить учащимся вначале урока самим выбрать микро-тему по которой будут выполняться все задания.

Примеры микро-тем: искусство (l’art); культура и быт (la culture et le mode de vie); история (l'histoire); жизнь и язык (la vie et la langue). Однако в таком случае стоит заранее тщательно продумать и подготовить материалы к каждой микро-теме.

  1. В зависимости от количества учащихся можно модифицировать карту (маршрутный лист) и сделать больше команд.
  2. Все виды заданий и их содержание могут быть модифицированы по усмотрению учителя в зависимости от целей и задач урока.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Календарно-тематическое планирование по второму иностранному языку (французскому) 9ый класс - первый год обучения

Календарно-тематическое планирование составлено для 9го класса, изучающего французский язык первый год в качестве второго иностранного языка. Рассчитано на 17 часов учебного года. Проводится с периоди...

Проверочные работы по учебному предмету "Второй иностранный язык (французский)", 5 класс. Проверочная работа 1 урок.

Проверочные работы по учебному предмету "Второй иностранный язык (французский)", 5 класс. Проверочная работа 1 урок....

Проверочные работы по учебному предмету "Второй иностранный язык (французский)", 5 класс. Проверочная работа 2 урок.

Проверочные работы по учебному предмету "Второй иностранный язык (французский)", 5 класс. Проверочная работа 2 урок....

Проверочные работы по учебному предмету "Второй иностранный язык (французский)", 5 класс. Проверочная работа 3 урок.

Проверочные работы по учебному предмету "Второй иностранный язык (французский)", 5 класс. Проверочная работа 3 урок....

Проверочные работы по учебному предмету "Второй иностранный язык (французский)", 5 класс. Проверочная работа 4 урок.

Проверочные работы по учебному предмету "Второй иностранный язык (французский)", 5 класс. Проверочная работа 4 урок....

Проверочные работы по учебному предмету "Второй иностранный язык (французский)", 5 класс. Проверочная работа 6 урок.

Проверочные работы по учебному предмету "Второй иностранный язык (французский)", 5 класс. Проверочная работа 6 урок....

Проверочные работы по учебному предмету "Второй иностранный язык (французский)", 5 класс. Проверочная работа 7 урок.

Проверочные работы по учебному предмету "Второй иностранный язык (французский)", 5 класс. Проверочная работа 7 урок....